Воспитание детей в царской семье. Игорь Зимин. Воспитатели и учителя. Царские дети после семи лет. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение. История России. Библиотека. Как же чета Романовых воспитывала детей

Детские годы Николая прошли в стенах Гатчинского дворца. Его воспитанием и образованием лично руководил отец. Строилось
оно на традиционной для того времени в России религиозной основе. Воспитатели Николая и его брата Георгия получили строгое наставление от Александра III: «Ни я, ни Мария Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доносчику — первый кнут. Это — самое
мое первое требование».

В раннем возрасте к наследнику был приставлен воспитатель-англичанин, обучивший его свободному владению английским языком. С 9-летнего возраста образование наследника было поручено генерал-адъютанту Г.Г. Даниловичу.Учеба будущего Императора велась по тщательно разработанной программе, которая предусматривала восьмилетний общеобразовательный курс и четырехлетний курс высших наук. Сложность программы привела к необходимости продолжения занятий еще на один год. В основе общеобразовательного курса лежала измененная программа классической гимназии. Вместо латинского и греческого языков изучались ботаника, зоология, анатомия, физиология и минералогия. Особое внимание уделялось таким предметам, как: политическая история, русская литература, французский, немецкий и английский языки, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве. Программа обучения на следующие пять лет соединяла курсы экономического и юридического факультетов университета с курсом Академии Генерального штаба как необходимых наук для государственного деятеля.

Преподавателями Николая были выдающиеся русские ученые-академики с мировым именем и лучшие специалисты разных областей:
Бекетов Н.Н., Обручев Н.Н., Кюи Ц.А., Драгомиров М.И., Бунге Н.Х., Победоносцев К.П., Капустин М.Н., Дрентельн А.Р., Гирс Н.К., Янышев И.Л. и др.

С ранних лет наследник Цесаревич испытывал тягу к военному делу. Он знал в совершенстве воинские уставы и традиции офицерской среды. Для лучшего усвоения порядка строевой службы и ознакомления с войсковым бытом отец направил его на военные сборы. Николай провел два лагерных сбора в рядах лейб-гвардии Преображенского полка, два летних сезона проходил службу эскадронным командиром в рядах кавалерийской службы лейб-гвардейского гусарского Его Величества полка, один лагерный сбор состоял в рядах гвардейской артиллерии и до восшествия на престол командовал в чине полковника первым батальоном лейб-гвардейского Преображенского полка. К солдатам Николай относился по-отечески, свободно напрямую общался с ними и обсуждал насущные проблемы. Трудности армейских буден на лагерных сборах или маневрах переносил стойко и безропотно.

В программу образования будущего Императора входили многочисленные поездки по различным губерниям России, которые он
совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За 9 месяцев он со свитой посетил Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию и далее сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России. К 23-м годам своей жизни Николай Романов был высокообразованным молодым человеком. Блестящее образование сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к родине и чувство ответственности за ее судьбу. С детства он знал, что его главное предназначение — служить России, следуя российским традициям и идеалам.Протопресвитер Иоанн Янышев учил Цесаревича каноническому праву в связи с историей церкви, главнейшим отделам богословия и истории религии.

6 мая 1884 года, по достижении совершеннолетия (для Наследника), принёс присягу в Большой Церкви Зимнего дворца, о чём извещалось Высочайшим манифестом. Первым опубликованным от его имени актом был рескрипт на имя московского генерал-губернатора В. А. Долгорукова: 15 тысяч рублей для распределения, по усмотрению того, «между жителями Москвы, которые наиболее нуждаются в помощи»

Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 августа 1892 года был произведён в полковники. В то же время отец вводит его в курс дел по управлению страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета министров. По предложению министра путей сообщения С. Ю. Витте, Николай в 1892 году для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги. К 23 годам своей жизни Наследник был человеком, получившим обширные сведения в разных областях знания.

В первом обращении к народу Николай Александрович, взошедши на престол, возвестил, что «отныне Он, проникшись заветами
усопшего родителя своего, приемлет священный обет пред лицом Всевышнего всегда иметь единой целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России, и устроение счастья всех Его верноподданных». В обращении к иностранным государствам Николай II заявлял, что «посвятит все свои заботы развитию внутреннего благосостояния России и ни в чем не уклонится от вполне миролюбивой, твердой и прямодушной политики, столь мощно содействовавшей всеобщему успокоению, причем Россия будет
по-прежнему усматривать в уважении права и законного порядка наилучший залог безопасности государства».

Прогресс в развитии российского государства во время правления Николая II

Ко времени правления Николая II царские владения были столь обширны, что, когда на западных границах империи наступала ночь, у
тихоокеанского побережья уже вставало солнце. А между двумя этими границами простирался целый континент, шестая часть всей суши, на которой жили 125 миллионов подданных российского царя. Это были славяне, грузины, армяне, прибалтийские народы, узбеки, татары, немцы, и др. народности. Время царствования Николая II явилось периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. По этому показателю Россия опережала даже стремительно развивающиеся Соединенные Штаты Америки. В Донбассе добыча каменного угля увеличилась в пять раз, а по всей Российской Империи — более чем вчетверо. Такими же темпами шла выплавка чугуна и меди. На две трети увеличилась добыча нефти.

Император придавал большое значение развитию железных дорог. Еще в юности он участвовал в закладке знаменитой Сибирской
магистрали. Темпы строительства железных дорог были выше, чем в других странах мира. Их общая протяженность за время правления Николая II увеличилась почти вдвое (44 тыс. км в 1898 г., к 1913 г. — более 70 тыс. километров). Удвоилось количество речных судов. Русский речной флот стал крупнейшим в мире.

Крепостное право, первоначально введенное для того, чтобы привязать кочевой народ к земле, было отменено еще Александром II.
Это открыло дорогу реформам, направленным на уравнение в правах крестьянского сословия и преодоления социальных противоречий. Крестьянам было дано право распоряжаться своей землей, а общины были упразднены. В результате в руках крестьян оказалось более 80% пахотных земель, а в азиатской части — почти вся. Площадь же помещичьих угодий постоянно сокращалась. Государем Императором Николаем II было проведено столько реформ по улучшению земельного устройства крестьян, сколько не
проводилось за все время существования Российского государства.

В итоге, Россия вышла на первое место в мире по производству главнейших сельскохозяйственных культур, выращивая более
половины производимой в мире ржи, более четверти пшеницы, овса и ячменя и более трети картофеля, и стала главным экспортером сельхозпродукции, первой «житницей Европы». На ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта.

Быстрое развитие уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, а также положительный торговый баланс позволили Николаю II в 1897 г. провести денежную реформу и ввести в России устойчивую золотую конвертируемую валюту, благодаря чему экономика России была эффективной в течение всего периода его царствования. Золотой запас Государственного Банка возрос с 648 миллионов рублей в начале его царствования до 1604 миллионов в 1914 году . Бюджет страны был активным и рос без введения новых налогов.

По данным всероссийской переписи 1897 г., в Российской Империи проживало 125 миллионов человек. Царствование Николая
II было самым динамичным периодом по росту численности русского народа за всю его историю. Менее чем за четверть века население России увеличилось на 62 млн . человек.

Прогресс в развитии Российского государства во время правления Николая II:

За годы правления Николая II общие расходы на долю народного образования и культуры в России выросли в 8 раз, более чем в два раза опережая затраты на образование во Франции и в полтора раза - в Англии.

Самодержавная форма правления не препятствовала прогрессу России, как правового государства. Манифестом от 17 октября 1905 г. население России получило право на неприкосновенность личности, свободу слова, печати, собраний и союзов. В стране создаются политические партии, издаются тысячи периодических печатных изданий. Был принят закон о всеобщем начальном образовании и веротерпимости. Был избран Парламент (Государственная Дума). Судебная власть была практически отделена от исполнительной.

В годы правления Николая II в России было создано, по словам будущего президента США сенатора Тафта, самое передовое по тем временам рабочее законодательство, обеспечивающее нормирование рабочего времени, вознаграждение при несчастных случаях на производстве, обязательное страхование рабочих от болезней, по инвалидности и старости. Указом 12 июня 1900 года была отменена ссылка в Сибирь как мера наказания. Национальные и этнические проблемы решались без насилия, с мудростью и уважением к местным законам и обычаям.

В 1898 г. Российский Император обратился к правительствам Европы с предложениями подписать соглашения о сохранении всеобщего мира и установлении пределов постоянного роста вооружений. В 1899 и 1907 годах состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день. По его инициативе и при его поддержке в 1899 г. прошла Первая Всемирная Конференция мира для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. После этого был учреждён Постоянный арбитражный суд - первый суд в Гааге. Все эти события положили начало созданию в будущем Лиги Наций и ООН.

Император активно содействовал развитию русской культуры, искусства, отечественной науки, и изобретательству. Еще в 1895 г. государь повелел выделить значительные суммы для оказания помощи ученым, писателям и публицистам, а также их вдовам и сиротам.

Царь был православным христианином и заступником православной веры. За годы его царствования в Российской Империи было возведено свыше 16 тысяч православных храмов и 250 монастырей. В одной Москве насчитывалось «сорок сороков церквей». За годы правления Николая II было прославлено святых больше, чем за весь XIX в. И, прежде всего, надо отметить канонизацию св. Серафима Саровского. Москву считали центром православия и называли «третьим Римом».

Проводились многочисленные реформы в армии. Особое внимание Николай II оказывал казачьему воинству.

Велик вклад Николая II в дело защиты государства во время первой мировой войны. Как писал британский военный министр Уинстон Черчилль, «мало эпизодов Великой войны более поразительных, нежели воскрешение, перевооружение и возобновленное гигантское усилие России в 1916 году». 23 августа 1915 года государь принял на себя командование Русской Императорской армией, которая до этого терпела поражение за поражением. И о чудо! Три недели спустя наступление германо-австрийцев было остановлено, а через некоторое время русские войска сами перешли в наступление. Больше не было потеряно ни пяди своей земли. Более того, были отвоеваны земли в Волыни, Галиции, Буковине. Была возвращена Армения, захваченная Турцией (после октябрьского переворота 1917 г. эти области Армении будут отданы Лениным Турции, которая, кроме того, получит еще и крупные контрибуции).

Спуск на воду эскадренного броненосца «Победа» со стапеля Балтийского судостроительного завод. 11 мая 1900

Возродился русский флот, понесший тяжелые потери во время русско-японской войны. Весь русский флот, за исключением нескольких мелких судов, строился на отечественных верфях. Был воссоздан флот на Балтийском море и усилен на Черном море и Тихом океане.

Торжественное шествие по Невскому проспекту моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» — героев сражения с японской эскадрой

Члены Императорской фамилии отъезжают на катере от стапеля Балтийского судостроительного завода после спуска эскадренного броненосца «Князь Суворов». 12 сентября 1902.

Император Николай II и морской министр И.К. Григорович среди офицеров строящегося линкора «Петропавловск». Санкт-Петербург. 1914



Миноносцы «Доброволец» и «Пограничник» построенные на добровольные пожертвования. 1912.

Будучи еще наследником цесаревичем, Николай Александрович возглавил Комитет по борьбе с голодом 1891–1892 гг. Цесаревич пожертвовал на нужды голодающих несколько миллионов золотых рублей, полученных им в наследство. Во время первой мировой войны Государь израсходовал на помощь семьям раненых и увечных воинов все принадлежавшие ему двадцать миллионов фунтов стерлингов.

Это был конец XIX века – эпоха царствования последнего Российского Императора Николая II, которая по праву получила название «Золотого века» (историк Олег Платонов).

300-летие правления Дома Романовых:

Все эти достижения экономического и социального развития России и объективно связаны с 300-летием правления Дома Романовых. За годы правления династии Романовых государство московское стало обширной экономически развитой и процветающей Российской Империей, раскинувшейся от берегов морей Белого, Черного и Балтийского до Тихого океана.

Официальное празднование 300-летия правления Дома Романовых состоялось 21 февраля 1913 г. и началось со службы в Казанском Соборе Санкт-Петербурга.

В день службы Невский проспект, по которому двигались царские кареты, был битком набит возбужденной толпой. Несмотря на шеренги солдат, которые пытались сдержать натиск, народ, неистово крича приветствия, прорвал кордоны и окружил экипажи Императорской четы. В Соборе во время службы некуда было яблоку упасть. Этот день был отмечен манифестом и Высочайшим указом о даровании милостей населению.

Невский проспект в дни празднования 300-летия Дома Романовых

Последний русский бал 1913 года в Зимнем Дворце

В честь монарха, его жены и всех великих князей Романовых знать столицы дала бал, на который были приглашены тысячи гостей. Царская чета посетила представление оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Когда в зале появились их величества, все присутствующие встали и устроили бурную овацию.

Последующие дни после службы в Соборе были заполнены официальными церемониями. Со всех концов Российской Империи прибывали делегации, чтобы поздравить Царя и поднести дары.

В мае 1913 г. царская семья отправилась в паломничество по памятным для Романовых местам. На Верхней Волге они сели на пароход и поплыли в старинную вотчину Романовых — Кострому, где Михаил был приглашен на царство.

На берегах Волги вдоль всего пути царской флотилии выстраивались крестьяне, чтобы наблюдать за ее прохождением. Великая княгиня Ольга вспоминала об этой поездке: «Где бы мы ни проезжали, везде встречали такие верноподданнические манифестации, которые, казалось, граничат с неистовством. Когда наш пароход проплывал по Волге, мы видели толпы крестьян, стоящих по грудь в воде, чтобы поймать хотя бы взгляд царя. В некоторых городах я видела ремесленников и рабочих, падающих ниц, чтобы поцеловать его тень, когда он пройдет. Приветственные крики были оглушительны!»

Мифы и реалии истории

Тогда трудно было даже предположить трагедию, которая произойдет через несколько лет. В 1917 г. Царско-Императорская династия Романовых будет свергнута. А последний русский император Николай II со всей семьей будет убит без суда и следствия большевиками в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 г.

Характеризуя личность Николая II, немецкий дипломат граф Рекс характеризовал царя человеком духовно одаренным, благородного образа мыслей, осмотрительным и тактичным. “Его манеры, - писал дипломат, - настолько скромны и он так мало проявляет внешней решимости, что легко прийти к выводу об отсутствии у него сильной воли; но люди, его окружающие, заверяют, что у него весьма определенная воля, которую он умеет проводить в жизнь самым спокойным образом”.

Историк Ольденбург описывает царя, как человека, у которого “… поверх железной руки, была бархатная перчатка. Воля его была подобна не громовому удару. Она проявлялась не взрывами и не бурными столкновениями; она скорее напоминала неуклонный бег ручья с горной высоты к равнине океана. Он огибает препятствия, отклоняется в сторону, но, в конце концов, с неизменным постоянством близится к своей цели”.

Из воспоминаний обер-прокурора Святейшего Синода Н. Д. Жевахова: «Наш Царь был одним из величайших подвижников Церкви последнего времени, подвиги которого заслонились лишь его высоким званием Монарха. Стоя на последней ступени лестницы человеческой славы, Государь видел над собою только небо, к которому неудержимо стремилась его святая душа…»

От редакции: Семья —хранительница традиций, колыбель человека и «колыбель культуры», по словам И. А. Ильина. В наше время институт семьи находится под угрозой. Неслучайно 2008 год объявлен Годом семьи. В истории России уникальна и трагична судьба семьи последнего императора Николая II. В июле этого года исполнилось 90 лет со дня гибели Царской Семьи. Историческая справедливость постепенно восстанавливается и правда о событиях того време¬ни и ожизнисемьи Романовых становится достоянием общественности. Предлагаемая читате¬лю статья раскрывает духовные основы отношений в Царской Семье .

В настоящее время часто приходится слышать жа-лобы родителей на своих взрослых детей: «Нет в наших детях ни послушания, ни смирения, ни тер-пения. Горько осознавать нам, что наши дети не любят нас и вспоминают о нас только тогда, когда мы мо-жем быть им полезны. Они не станут опорой нам в старости и не помогут нам, когда мы будем больны и немощны». «Наши дочери, -сокрушаются матери, - не целомудрен-ны, не берегут свою девичью честь. В замужестве они не уважают и не слушают мужей своих; для них нет семейных ценностей, поэтому они не берегут свои семьи, разводят-ся и дети растут при живых отцах „безотцовщиной". Да и детей рожать не хотят. ведь им нужно от жизни взять всей пожить для себя».

Чтобы найти положительный пример для воспита-ния своих детей, обратимся сегодня к семье последне-го Российского Государя Николая II. Особенно важен для нас вопрос воспитания дочерей в этой семье. Все, кто знал эту семью, единодушно отмечают, что Царевны были хо-рошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напо-каз своего высокого звания. Со всеми они были просты, ласковы, вежливы. Они очень любили своих родителей и были послушны им. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины. Со смирением и кротостью взошли они на Екатеринбургскую Голгофу и приняли му-ченическую смерть.

Как же воспитывались эти девочки? Кто занимался их воспитанием? Что полезного для себя может взять каж-дый из нас для воспитания собственных дочерей или учениц своих школ? Прежде чем воспитывать детей, необхо-димо воспитать себя. Вот один из принципов воспитания в Царской Семье. Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удержи-вание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере люб-ви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».

Государыня сумела воспитать и передать детям чув-ство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Дети очень любили своего отца. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец, в свою очередь, при большой занятости го-сударственными делами, любое свободное время посвя-щал жене и детям. Как важно благодатное влияние отца, обладающего нравственным авторитетом, на детей!

В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые прихо-дит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нрав-ственно здоровой личности. Не может быть личность пол-ноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни -«это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сде-лать наш дом светлым, добрым, чистым».

Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишь-ся слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомне-валась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознатель-но, никогда не требовала от детей невозможного и всег-да твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них ав-торитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оста-вались при ней.

Царица была строгой матерью. Она не допускала, что-бы дети праздно проводи ли время, они всегда были заня-ты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чте-ние. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам не-приятно», - пишет Александра Федоровна. Девочкам не-когда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались руко-делием, ставили домашние сценки и что самое порази-тельное- не прекращали обучения.

Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», - вспоминала Анна Вырубова.

Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить де-тей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учить-ся самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хо-чется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причи-няет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежно-сти. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без по-мощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Государыня не прятала своих детей от жизни, она ска-зала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных ба-зарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вы-рученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных боль-ных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посе-щали многих тяжелейших пациентов.

Государыня очень заботилась о нравственном воспи-тании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они чита-ли. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины. Родственники и ари-стократическое общество были обижены, но Государыня была непреклонна.

Таким образом, с одной стороны царские дочери ви-дели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале. Но они не знали мерзостей по-рока. Смрад порока не коснулся их даже в заключении, когда похабники-караульные пытались оскорбить чистоту юных девушек.

Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но Ольга решительно отказалась. «Я не хочу быть иностранкой в своей стране, - заявила она, -я русская и хочу оставаться русской». Родители не стали принуждать ее, и переговоры о сватовстве были отложе-ны на неопределенное время. В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей закончили курс медсестер и работали на-равне с другими медсестрами в Царскосельском госпи-тале. Работа была тяжелой и в физическом, и в мораль-ном плане. Они работали на пределе своих юных сил. «Лазареты, раненые и панихиды - вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Осознавая себя Великими Княжнами, Ольга и Татьяна во время войны занимались и общественной деятельностью. Они были инициаторами организации комитетов, назван-ных их именами. С начала войны Великая Княжна Ольга работала в своем комитете помощи семьям военнослу-жащих. Великая Княжна Татьяна в середине 1915 г. стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим

тогда Россию. Обе Великие Княжны во время войны проя-вили себя большими труженицами и патриотами.

Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц до-машнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в пер-вую очередь на женщине, и каждая девушка обязана по-нять это еще в детстве», - писала Императрица и в этом была уверена. Царица обучала дочерей основам домаш-него хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощ-ниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только ма-терью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у нее сове-та. Так Ольга пережила скрытую от всех личную драму. И только мать знала об этом. Из ее писем к дочери мы ви-дим конкретный пример, как чутко и бережно относилась Государыня к чувству старшей дочери. В этих письмах мы не найдем ни приказов, ни запретов, хотя мы понимаем, что Александра Федоровна огорчена выбором Ольги.

В семье последнего Российского Императора было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Это были четыре личности, четыре характера со своими поло-жительными и отрицательными качествами.

Старшей была Великая Княжна Ольга. Характерными чертами ее были сильная воля, неподкупная честность и прямота, чем она походила на мать. Из всех сестер она была самая умная и талантливая. Она не любила хозяй-ства, не была практичной, но предпочитала уединение и книги. Современников покоряли ее обаяние и чувство юмора.

Более других детей Великая Княжна Ольга была похо-жа на Государя, которого она, по словам учителя Сиднея Гиббса, «любила больше всего на свете». Ее так и называли - «дочь отца». Отношения с матерью у Ольги скла-дывались сложнее. Это был самый трудный ребенок Александры Федоровны.

Ольга была упряма, капризна, своевольна. Старшая царевна была вспыльчива, хотя и отходчива. Такие отри-цательные качества характера могли перерасти в озло-бление на всех окружающих, угрюмость, в конечном ито-ге, уныние, отчаяние и одиночество.

Александра Федоровна, конечно, видела недостат-ки дочери. Как же она помогала Ольге избавиться от них? Вот, например, как разрешался конфликте гувернанткой. Государыня пишет Ольге: «Бог преподает нам урок терпе-ния. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык. Быстро по-молись, чтобы Бог тебе помог... Старайся всегда ей (гувер-нантке) сочувствовать и не думай о себе. Тогда с Божьей помощью тебе легче будет терпеть. Да благословит тебя Бог. Очень нежно тебя целую. Твоя мама».

Дети в царской семье, как и в других семьях, ссори-лись. Вот как мать увещевает старшую дочь: «Старайся быть более послушной и не будь чересчур нетерпеливой, не впадай от этого в гнев. Меня это очень расстраивает, ты ведь сейчас совсем большая. Ты видишь, как Анастасия начинает повторять за тобой».

Достаточно этих двух примеров, чтобы понять, как мать с любовью, но твердо ведет дочь на борьбу со своими недостатками. В ее письмах нет ни угроз, ни оскорблений.

Со временем Ольга Николаевна научилась бороться со своими недостатками. Не зря именно через Великую Княжну Ольгу Государь передал свою последнюю волю: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мсти-ли за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что зло, которое сейчас в мире, будет еще силь-нее, но что зло не победи т зло, а только любовь».

Татьяна Николаевна была «Великой Княжной с головы до ног, так она была аристократична и царственна», - пи-сала Ф.Я. Офросимова. У Татьяны рано определился цель-ный характер, хозяйственная сметка, практичность, дело-витость. Среди сестер она была главной. Дети дразнили ее «гувернанткой», когда в отсутствии матери она неуклонно заставляла всех выполнять волю Государыни. «Это была спокойная, ловкая и дельная хирургическая сестра», - го-ворил о ней доктор Деревенко. Великая Княжна Татьяна обладала незаурядными организаторскими способностя-ми. В тяжелое военное время она выступила инициатором создания комитета ее имени для оказания помощи бе-женцам. Занимая пост Председательницы комитета, она работала в нем активно, «разумно» и «толково», по словам А. Мосолова.

Она была любимицей Императрицы, именно Татьяна стремилась окружить ее постоянной заботой. «Пожалуйста, дорогая мама, не бегай по комнатам, про-веряя, все ли в порядке»; «Миленькая, не беспокой-ся о Беби. Я присмотрю за ним, и все будет в порядке»; «Благословляю вас, мои любимые. Спите хорошо. Много раз целую тебя и дорогого папу», - так пишет матери девочка - подросток.

Да, Татьяна была лидером. Но эти качества лидера могли бы перерасти в гордыню, тщеславие, бескомпро-миссное подчинение других своей воле. Но этого не про-изошло. Александра Федоровна мудро руководила духовным возрастанием дочери. «Я даю тебе слово, что буду делать все, чего ты хочешь, и всегда буду слушаться тебя, любимая»; «Я молюсь, чтобы Бог сделал меня лучше». -писала она матери в 1916 г. А как поступаем мы, видя в наших детях зачатки лидера и организаторские способ-ности? Мы стремимся развить в детях эти качества для самоутверждения, наделяя их тщеславием и гордыней. С годами в Татьяне развилось чувство долга. В ней жила евангельская истина отношения к богатству как к воз-можности помогать людям. В феврале 1918 г. она писала: «Жалко людей бедных, которым раньше мы могли помо-гать, а теперь это невозможно».

Великая Княжна Мария Николаевна была по воспоми-наниям Дитерихса «...типично русская, добродушная, ве-селая, с ровным характером, приветливая девушка». Она была общительна, любила поговорить с простыми людь-ми -солдатами охраны, матросами яхты «Штандарт». Во время ареста она сумела расположить к себе всех окружа-ющих, не исключая комиссаров Панкратова и Яковлева, а в Екатеринбурге охранники-рабочие обучали ее гото-вить лепешки из муки без дрожжей. Она любила возиться и нянчиться с маленькими детьми. Из нее получилась бы прекрасная жена и мать.

Мария была религиозна. Это чувство быпо в ней осно-вательным и глубоким. Чаще других детей она говорила с матерью о вере и Церкви и делилась с ней своими рели-гиозными переживаниями: «...после молитвы у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди,., такое при-ятное, небесное ощущение».

Но Мария не обладала сильным, волевым харак-тером. Она находилась в полном подчинении у сво-ей младшей сестры Анастасии. По своей доброте она старалась услужить сестрам и брату. А они называли ее «добрый, толстый Туту», или «Машка». Ей казалось, что они порой обижают ее, и она плакала и жаловалась матери. «Милое дитя, ты должна пообещать мне никог-да впредь не думать, что тебя никто не любит. Мы все очень нежно любим тебя» - утешала ее мать. Мария не обладала яркими способностями и имела склон-ность к лени. Но Александра Федоровна не позволила превратиться Марии в безвольного человека, находя-щегося в подчинении у других с комплексами нелюби-мого ребенка. Уезжая со старшими дочерьми, она на-казывала Марии: «Ты в этой группе старшая и поэтому должна хорошо присматривать за младшими»; «Когда вы утром встанете, напиши мне, как у вас троих дела, и вечером - о том, как вы провели день». Мать дава-ла дочери различные поручения, побуждая ее к само-стоятельности. Не зря Александра Федоровна взяла с собой из Тобольска в Екатеринбург только Марию, остальные сестры остались в Тобольске с больным на-следником. «Трудно написать что-нибудь хорошее, так как здесь этого слишком мало. Но зато Бог не оставляет, солнышко светит, и птички поют»-писала Мария брату Алексею из Екатеринбурга 2 мая 1918 г.

Младшая из Великих Княжон - Анастасия. Основной чертой ее не до конца раскрывшегося характера была веселая ребячливость. Это была девочка-«сорванец», «Швибз», как называли ее родные. Когда царевичу не хва-тало мальчишеского общества, «постреленок» Анастасия успешно заменяла его. Она умела подмечать слабые сто-роны людей и комично имитировать их, с удовольствием участвовала в домашних постановках, всех смешила, со-храняя делан но-серьезный вид. Ее проказам и шуткам не было конца то на дерево залезет, и только по приказу отца спустится оттуда, то на подносе сьедет с лестницы, как с горки.

Но куда же могла привести подобная веселость и жи-вость? Ведь шутки бывают злыми. Так однажды во вре-мя обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия за-бралась под стол и стала гостей щипать за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудоволь-ствие. Ачто же родители? Государь, поняв, в чем дело, вы-тащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Родители не поощряли злых шуток и наказывали за них. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство - веселость ее не только радовала, но и уте-шала окружающих. И порой Анастасию называли детским именем матери - «Солнечный луч». «При ней даже ране-ные пляшут», - говорили об Анастасии Николаевне, когда она бывала в госпитале. В военное время она и Мария - младшая пара сестер - работали на раненых шитьем бе-лья для солдат и их семей, приготовлением бинтов и кор-пии. Все это делала Анастасия, которая была очень ленива от природы.

Анастасия была утешительницей. «Мои ноги», - гово-рила Государыня про младшую дочь, когда из-за болезни вынуждена была си деть без движения.

Вот так из проказницы и лентяйки была воспитана смиренная и послушная день, которая очень любила сво-их родителей. Она писала в записке отцу перед отъездом родителей 18 апреля 1918 г.: «Храни тебя Господь и все святые, мой папа, дорогой и любимый. Мысленно и мо-литвенно будем все время с вами. Я даже не могу себе представить, как это мы сможем остаться без вас. Верю и надеюсь, что Господь поможет. Спокойной ночи, папа, зо-лотой мой, ненаглядный!» Многим ли отцам писали такие письма? Многим ли отцам говорили такие слова?

Мы познакомились с четырьмя характерами, че-тырьмя личностями девочек и девушек. С одной сторо-ны, четыре сестры были уникальными личностями, как и каждый человек уникален, обладали своими личны-ми достоинствами и недостатками. Нос другой сторо-ны, они обладали общими достоинствами. Они были послушны, смиренны, терпеливы, милосердны, ласко-вый просты в обращении с окружающими, трудолюби-вы, были патриотами своей Родины. Очень любили ро-дителей, брата, друг друга. Заслуга в воспитании таких черт характера принадлежит, в основном, матери. Как же удалось это сделать Александре Федоровне? В чем секрет? Мудрая Государыня-мать вовсе не желала пере-делывать натуру ребенка на собственный вкус и ломать ее. Она опиралась на правила христианского благоче-стия и позволяла дочерям развиваться в зависимости от качеств, данных Богом. В результате малопривлекатель-ные качества перерождались в достоинства. В основе воспитания царских дочерей - религиозное воспита-ние, без которого невозможно воспитать гармонически развитую личность.

Современные матери многое могут почерпнуть для себя и получить ответы на многие вопросы о воспита-нии детей из писем Александры Федоровны, последней Государыни Российской. Святая Страстотерпица Александра, помогай нам!


Список литературы:

}