27-летний Евгений Пепеляев уже третий год не покладая рук трудится в пермском детском саду простым воспитателем. Опровергая все стереотипы, он доказал, что нянчиться с малышами - не только женское дело.
Молодой человек долго искал своё призвание в жизни. После школы без каких-либо сложностей поступил на физфак в классический университет. Однако на втором курсе студента выгнали за неуспеваемость. Вновь поступив в следующем году, он встал на те же грабли - плохие отметки и отчисление.
«Просто не по душе были точные науки. Помню, ещё где-то в девятом классе проходил тест на профориентацию. Мне выпала психология. Подумалось, интересно как. Со временем, правда, забылось. Но сейчас я оглядываюсь назад и пониманию, что на самом деле, это же моё!», - признаётся Евгений.
27-летний Евгений Пепеляев уже третий год не покладая рук трудится в пермском детском саду. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников
В 2012 году Евгений, поработав администратором интернет-сайта, накопил денег и отправился в Японию, чтобы осуществить давнюю мечту и «привести в порядок мысли». Токио, Киото, удивительная культура и традиции - за десять дней мужчина совершил, по его словам, одно из самых увлекательных путешествий в своей жизни.
Вернувшись обратно на родину, Евгений решил кардинально изменить свою жизнь. Он случайно нашёл объявление «требуется специалист по работе с детьми». Решил попробовать. Так пермяк устроился воспитателем в детский сад №233, «Школу рыцарей и принцесс», как гласит табличка на входе в здание.
Детский сад №233, «школа рыцарей и принцесс». Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников
«Первые полгода было очень тяжело. У меня же никогда не было младших братьев и сестёр, да и с детьми я раньше никогда не занимался. Я думал, они ангелочки. Ан, нет!», - смеётся мужчина.
Евгению пришлось постигать с самого начала азы воспитания маленьких и беспокойных ребят. Главная обязанность - следить за общим порядком в группе, чтобы дети взаимодействовали друг с другом и, собственно, учить, учить и ещё раз учить подрастающее поколение.
«Родители детей, узнав, что я воспитатель, отнеслись нормально, без удивлённых взглядов и лишних вопросов. Коллеги (конечно, одни женщины) сразу приняли меня в коллектив и помогали на первых порах», - говорит он.
Распорядок у воспитателя стандартный. Работа в две смены - либо утром, либо вечером, в зависимости от графика. Самое любимое время у Евгения - до восьми утра, когда садик ещё пустой и стоит тишина. Правда, недолго. Как только приезжают первые ребята, тут же начинается суматоха.
Зарядка, завтрак и образовательный процесс - на каждом этапе детям требуется поддержка, поясняет, пермяк. Например, помочь намазать масло на хлеб - казалось бы, элементарная задача, но именно воспитатель должен наглядно показывать ребёнку, как это делать.
Самое любимое время у Евгения - до восьми утра, когда садик ещё пустой и стоит тишина. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников
Как подмечает Евгений, чтобы общаться с воспитанниками, нужно понять каждого, их душу и разум - какой перед тобой карапуз, из какой семьи, как можно с ним общаться, что он любит и так далее.
«Найти точки соприкосновения, общие интересы с ребёнком - это настоящее искусство», -гордо говорит мужчина.
После прогулки наступает тихий час, затем полдник, свободные игры и творческие занятия, очередная прогулка и прощание с подопечными. Немаловажный момент - общение с родителями. Евгений по необходимости даёт советы, но старается не настаивать на своём и не вмешиваться в домашний воспитательный процесс.
Что касается самой профессии мужчины-воспитателя, то Евгений не видит гендерных различий в этом деле. Мягкость и строгость проявляется у любого специалиста. Однако женщины, признаётся пермяк, замечают гораздо больше немаловажных деталей: жесты, слова, поступки детей.
Как подмечает Евгений, чтобы общаться с воспитанниками, нужно понять их душу и разум. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников
«Я вижу, насколько сильно изменились дети за последние годы. Они стали свободнее мыслить, стали более коммуникабельными, много понимают в современных технологиях. Ведь почти у каждого малыша теперь смартфон в кармане. Это хорошо! Они открыто стали выражать свою точку зрения», - говорит он.
На данный момент Евгений Пепеляев продолжает трудиться в детском саду и уходить оттуда не намерен. Родители и друзья с пониманием относятся к работе пермяка - без иронии и усмешек. А сотрудницы детсада только рады, что бок о бок с ними трудится заботливый и любящий детей мужчина.
«Своих карапузов у меня нет. Все об этом спрашивают - и дети, и взрослые. Пока забочусь о других. Это работа для души», - подытоживает он.
Недавно я написала в своем блоге в Фейсбуке пост о том, что с февраля в группе моей дочки появится новый воспитатель - мужчина. И через 2 дня под моей записью из двух предложений было уже 300 комментариев.
Мои читатели из Германии отреагировали примерно одинаково:
- Ой, как классно! В нашем саду тоже есть воспитатели мужчины, и дети их обожают!
- В нашем саду был воспитатель-мужчина, любимец всей группы, но потом… ушел в декрет!
- А в нашей группе только воспитательницы… Как вам повезло!
Читатели из России отреагировали более сдержанно:
- Хм... Воспитатель в детском саду - мужчина? Это очень необычно.
С этим сложно поспорить. Для нашего менталитета мужчина, работающий в детском саду воспитателем - явление и правда необычное. Но дальше дискуссия развернулась в неожиданном для меня ключе.
- Мужчина - воспитатель? Это очень странно, это ненормально. Я бы не рискнула отдать в такой сад свою дочку (а сына, получается, можно? Л. Сай)
- Ни одному нормальному мужчине не будет интересно возиться с маленькими детьми - просто так, без подтекста и какого-то умысла.
- Что за кайф для мужчины - вытирать попы младенцам и менять памперсы?
Потом было создано еще несколько веток на личных страничках комментаторов по этому поводу. И я поняла, что эта тема, действительно, очень неоднозначная. Обсудим?
Кадр из фильма "Усатый нянь"
Многочисленные мужчины, работающие в детских садах, школах, в группах продленки - это то, что меня очень удивило, когда мы переехали в Германию. Удивило и обрадовало.
Когда мы еще жили в Калуге, мне на глаза попалась статья в московском глянцевом журнале о молодом брутальном парне (татуировки, цветной ежик волос, «тоннели» в ушах), который работал в детском саду в Москве. Работал на том месте, о котором мечтал с детства. В журнале были пасторальные фотографии необычного воспитателя со своими подопечными и восторженные отзывы родителей и детей. Я читала и думала: ух, ты! Как здорово! Почему в нашем саду такого нет?
Когда мы переехали в Берлин, после оформления всех документов мы отправились на поиски свободных мест в детском саду. За два месяца я обошла с детьми около 20 детских садов, и в каждом - в каждом! - видела воспитателей мужчин. Они кормили детей завтраком с ложечки, играли с ними в футбол на улице, клеили поделки, читали книжки и выглядели очень довольными. Позже, когда сын пошел в продленку, и там я тоже познакомилась с молодыми парнями - воспитателями. В детском саду, куда в итоге пошла дочка, в ее группе было две воспитательницы - женщины, но в группе малышей (до 3-х лет) все воспитатели были почему-то мужчины. Мне кажется, в работе с малышами нужно больше терпения и физической выносливости. Я поняла, что тут воспитатели-мужчины - обычное дело, и никого такое положение не удивляет. Однажды я разговорилась с мамой-немкой из детского сада, которая попросила меня рассказать о детских садах в России. Я сказала, что ни разу не встречала мужчину-воспитателя у нас в детском саду, так как это очень редкое явление.
- Вот как? Как интересно! А почему?
А вот объяснить «почему» я не смогла. Действительно, почему? Почему профессия «воспитатель» в России считается типично женской? И мужчина в группе детского сада воспринимается чужеродно, странно, подозрительно?
Есть мнение, что в России мужчины не идут работать воспитателями, потому что там платят копейки. Да, воспитательская зарплата в России и Германии, конечно, несравнима.
Вот данные со статистического сайта: «По состоянию на 16.01.17 по профессии «воспитатель детского сада» в России открыта 751 вакансия. Для 36.8% открытых вакансий, работодатели указали заработную плату в размере 11 000 - 16 400 руб. 33.2% объявлений с зарплатой 5 600 - 11 000 руб, и 21.3% с зарплатой 16 400 - 21 800 руб. Профессия «воспитатель детского сада» является наиболее высокооплачиваемой в Красногорске. Уровень заработной платы составляет 35000 руб. Следом идут Москва и Люберцы».
В Берлине средняя зарплата воспитателя - 2 229 евро (до налогов).
Но мне кажется, дело не только и не столько в деньгах. Работать воспитателем мужчине в России просто не принято. И смельчак, который рискнет пойти по этому пути (даже если он чувствует на нем свое призвание), обречен если не на насмешки и обвинения, то на повышенное внимание и предвзятое отношение к себе - уж точно.
Я из провинции, где мужчина в роли воспитателя - диво дивное и чудо чудное. Вполне возможно, что в столицах это явление не такое уж редкое. Да и выборка из комментариев в моем блоге - не в полной мере репрезентативная. Я пошла в интернет. И что я нашла? Много тем на околомамских форумах и блогах, полных опасений и недоверия, когда речь заходила о воспитателях-мужчинах.
«В нашей группе новый воспитатель - молодой парень. И хотелось бы обрадоваться, воспитатель-мужчина это так хорошо для мальчишек! И … не могу. Есть много страхов, опасений, недоверия. А главное - непонимание - с чего это вдруг мужчина пошел работать в детский сад?!?»
Получается, что воспитательница женского пола может быть любой - деспотичной, угрюмой, не подходящей для этой работы. Она как бы заранее защищена своей половой принадлежностью. Воспитатель же мужчина будет априори рассмотрен родителями через лупу - а чего это он пошел работать в детский сад? Какие у него мотивы?
Кадр из фильма "Детсадовский полицейский"
Я очень хочу поработать воспитательницей в детском саду. Мне кажется, эта профессия - радость в чистом виде. Да, возможно, мои розовые очки слетят довольно скоро, когда я столкнусь с этой работой в реальности. Но я искренне люблю детей, люблю и умею с ними играть, их организовывать, придумывать разные штуки. Почему же мужчина не может всего этого любить тоже?
Есть, например, прекрасная история о Сергее Гацко из деревни Давыдовка (Беларусь). Бывший нефтодобытчик устроился работать воспитателем в обычный детский садик. Сергей говорит в интервью мало, но по делу. И одной фразой объясняет «с чего вдруг мужчина идет работать в детский сад»:
- Может быть, я человек советской закалки, но считаю, что незачем даже за большие деньги делать работу, которая не нравится.
Сергей Александрович работает в детском саду воспитателем уже 17 лет и удивляется неоднозначному отношению к воспитателям-мужчинам. Ведь никто не удивляется уже, когда женщина работает на стройке или водит троллейбус. Почему мужчина - воспитатель до сих пор нонсенс?
Получается, мы сами закрыли мужчинам вход в эту интересную, между прочим, профессию. Закрыли своим недоверием, предвзятым отношением, стереотипным мышлением ( , мальчики - к машинкам и кубикам).
Для себя я поняла, что мне абсолютно все равно, какого пола будет воспитатель в группе моего ребенка, какого цвета кожи, вероисповедания и сексуальной ориентации. Если этот человек будет вкладывать душу в свою работу, будет любить детей, будет ответственным и терпеливым - он или она - будет лучшим воспитателем для моего ребенка.
Кадр из фильма "Джентельмены удачи"
Мне удалось задать несколько вопросов немецкому воспитателю Ричарду о том, что ему больше всего нравится в его работе, и что - самое тяжелое.
«Сейчас я учусь на воспитателя и прохожу практику в детском саду. Я занимаюсь с детьми самыми разными делами - мы играем в разные настольные игры или спортивные, или я просто им читаю книги. Я вижу, что у детей есть невероятный потенциал. И я, как воспитатель, помогаю им использовать этот потенциал на их пути. Я показываю пример своим поведением, своей жизнью. Больше всего мне нравится в моей работе то, что с детьми я вижу и принимаю участие в развитии (социальном и когнитивном) детей.
Мне нравится то, что я являюсь важной частью повседневной жизни детей. Самое сложное в моей работе - это дети, которые сталкиваются с насилием в семье. До них сложнее достучаться, они меньше идут на контакт и не так открыты к диалогу, как другие дети. Когда некоторые дети открываются и рассказывают нам, как у них дома, например, что выходные они проводят, сидя перед телевизором или играя в телефон в то время, пока родители ругаются, мне тяжело это слушать. Но эти трудности должны стать для меня сильной мотивацией в моей работе. Я пытаюсь создать своим детям в детском саду лучшие условия, атмосферу, которой у них нет дома, научить их чему-то.
Я - отец двойняшек. Мне пришлось быстро научиться ответственности, терпению. Я научился искать компромиссы. Самое важное, чему я научился на работе - то, что ежедневное общение с детьми делает тебя лучше, сильнее. После моей практики я утвердился в своем желании работать воспитателем!»
А вы бы хотели воспитателя-мужчину для своего ребенка?
Не мужское это дело - малышей воспитывать! Это миф с успехом развенчивают так называемые "усатые няни". Представители сильного пола, которые выбрали эту профессию, уверены, что возиться с дошколятами не только могут, но и должны именно мужчины.
Он вместе с ними делает зарядку, разбрасывает игрушки, и бегает по всей группе. Не Иван Анатольевич - для них просто Ваня. Такой же, только на 20 с лишним лет старше. Друг для каждого маленького человечка, знающий их едва ли не лучше собственных родителей.
Иван пришел в ясельную группу ростовского детского сада 5 лет назад - подменить ушедшую в декрет воспитательницу. С тех пор успел вынянчить две сотни малышей, часто выслушивая при этом, что занимается не своей, женской работой. Впрочем, на то, какая работа женская, а какая нет, молодой и пока еще не женатый воспитатель имеет собственное мнение.
"Не женская профессия сталевар, женщина-сталевар - это ужасно. Мужчина - воспитатель - это неплохо", - считает Иван Панов.
"Я как-то поначалу стеснялся, что мужчина и вдруг работает в детском саду. А потом вот есть педагоги-мужчины: Сухомлинский, Бенджамин Спок, Макаренко, Ушинский - вон их сколько много. А вот про женщин не очень-то известно", - говорит Сергей Шепелев.
Выпускник Института культуры, петербуржец Сергей Шепелев, пришел в детский сад с расчетом "переждать", пока не найдет другое место работы. Думал, что месяца на три. С тех пор прошло уже 7 лет.
Своих детей у Сергея нет. Пока. В этом году он собирается жениться. Рассказывает, что очень долго не мог признаться своей невесте, кем он работает. А потом собрался с духом и объявил.
"Она к этому относится очень даже неплохо. Говорит, что повезет, значит, нашим детям", - рассказывает Сергей Шепелев.
Играет на баяне, поет и танцует, вместе со своими ребятишками участвует во всех конкурсах. В отделе образования города не просто довольны его работой - считают Сергея одним из лучших воспитателей Петербурга. Да и с коллективом ему повезло - поняли, приняли, любят и уважают.
"Отзывчивый очень. Помогает нам в нашем женском коллективе. Родители очень довольны, дети очень любят и всегда ждут его смену", - говорит директор детского сада Наталья Меркулова.
В отличие от других, отец двоих детей Святослав Почкаев пришел работать в детский сад не случайно, вполне осознанно. Так в городе Тверь появился свой "усатый нянь".
"Это человек слова. Спокойный, надежный, отношение к нему, как к папе. Здесь дети слушают воспитателя с одного слова. Он два раза не повторяет", - рассказывает заведующая детским садом Маргарита Федорова.
Это теперь, спустя годы, все хорошо. А когда Святослав Почкаев только пришел сюда работать, все было иначе, говорит заведующая детским садом. И женский коллектив его принял не слишком тепло, да и родители к нему отнеслись с опаской.
Говорили, не вытерпит - сбежит. А он остался. И на вопрос, как кормит свою семью на скромную зарплату воспитателя, лишь улыбается. Считает, что занимается делом всей своей жизни.
"Работать - это одно. А работать и получать от этого какую-то отдачу, понимать, что твои дни проходят не просто так - ради этого и живем", - считает Святослав Почкаев.
И все же пока мужчина-воспитатель - это, скорее, исключение, чем правило. Смельчаки, ломающие сегодня эти стереотипы, заявляют: настоящий мужчина женской работы не боится.
Мнения общественности в различных форумах тогда разделились: одни – поддержали администрацию детского сада и родителей, считая, что мужчину нельзя подпускать к малышам, поскольку ему по работе придется оказывать помощь детям в различных ситуациях, имеющих гигиенический характер, а поэтому интимных; другие – наоборот, утверждают, что мужчинам должно и нужно работать педагогами в детских садах, поскольку в воспитании детей сейчас не хватает мужчин. Среди последних есть и те, кого возмущает гендерное неравенство.
Короче, вопрос очень непростой и требующий размышлений!
Безусловно, гендерное неравенство не допустимо, особенно в современных условиях, когда даже в военное летное училище стали принимать девушек, которые мечтают служить в военной авиации. Что ж, нельзя и у мужчин отнимать право и желание воспитывать маленьких детей!
В вышеупомянутой скандальной истории, видимо, сказалось влияние народных традиций, в соответствии с которыми многими считается, что воспитание малышей, т.е. детей дошкольного возраста, как правило, отдается в руки женщин, а мужчины включаются в воспитательный процесс позже, по мере роста дееспособности ребёнка.
Но прежде, чем делать какие-либо выводы и заключения, давайте разберемся в специфике работы детского сада и в функционале его сотрудников.
Во-первых, - деятельность детских садов состоит из двух основных блоков: первый – это уход и присмотр за детьми, второй – это предоставление дошкольного образования и воспитание детей.
Во-вторых, - педагогический персонал детского сада подразделяется на две категории: собственно воспитатели – лица, имеющие педагогическое образование, и младшие воспитатели (помощники воспитателя), для которых наличие педагогического образования не обязательно. И именно на последних возлагается основной объём работ по уходу и присмотру за детьми, а у первых основной задачей считается обучение и воспитание детей.
Что включает в себя работа по уходу за детьми? Это помощь детям в осуществлении гигиенических и иных процедур, организация детского питания и дневного сна воспитанников, обеспечение надлежащего санитарного состояния в помещениях и т.д., т.е. того, что в семье, как правило, выполняют мамы.
Именно поэтому можно понять матерей дошколят, которые откровенно недоумевали, почему мужчина ушел из строительства и пошёл в детский сад выполнять такую низкоквалифицированную работу. А непонимание вызывает подозрения. Если мужчина искренне любит детей, ему нравится воспитательная работа, то что ему мешает получить педагогическое образование и устроится в детский сад на квалифицированную работу воспитателя?
В заключение напрашиваются следующие выводы.
Мужчины должны участвовать в воспитательных и образовательных процессах, в том числе в учреждениях дошкольного образования, но у них обязательно должен быть диплом педагога. И чем больше будет мужчин-педагогов в организациях общего, дошкольного и дополнительного образования, тем будет лучше для нашего общества и для наших детей.
Между тем, есть специальности, с которыми лучше справляются женщины в силу своих психологических и физиологических особенностей, а поэтому должности младших педагогов лучше занимать им. Да и матерям будет спокойнее, если помогать их дочкам в осуществлении гигиенических процедур будут не мужчины, а женщины.
А поэтому хочется пожелать Евгению из г. Лесной, которому пришлось уйти с должности младшего воспитателя детского сада, поступить в педагогический вуз или колледж, а после его окончания осуществить свою мечту – работать с детьми.
Выдающимися педагогами далекого и не очень прошлого всегда были мужчины. Вспомним: Ян Амос Каменский, Василий Сухомлинский, Константин Ушинский, Антон Макаренко, Януш Корчак, Дейл Карнеги и др. Да и в дореволюционной России мамочки и нянечки занимались ребенком, если он - мальчик, только до 3-х лет, а дальше его воспитывали гувернеры-мужчины под руководством отцов. Что же происходит с ролью мужчины в воспитании детей сейчас?
Проведенное организацией объединенных наций (ООН) исследование, в котором приняли участие 70 000 педагогов из 23 стран, показало, что большинство учителей (70%) в мире — женщины. Причем, больше всего женщин-педагогов в Болгарии, Эстонии, Литве, Словакии и Словении (примерно 85%). В России, по данным Центра социологических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова, доля женщин среди учителей составляет около 81%, среди воспитателей детских садов 97%. Интересно, что при этом руководящие должности в сфере образования занимают в основном мужчины (55%).
И если в школах учителя-мужчины еще встречаются - преподают в основном физкультуру, ОБЖ, математику, физику и информатику, то в детских садах, судя по статистике, их всего 3 %. Но они все-таки есть!
Что это за мужчины? И почему их так мало?
В одном из детских садов Екатеринбурга воспитателем в младшей группе работает мужчина, причем попал он туда... из полиции. Неудивительно, что дисциплина в коллективе - идеальная.
Екатеринбургский детский сад № 555 известен в городе тем, что именно там работает Владимир Мелехов, в прошлом – инспектор полиции, а теперь – воспитатель младшей группы. Стаж работы у Владимира Васильевича пока не слишком большой – четыре года, но он уже успел завоевать любовь детей и уважение родителей.
Тяга к необычной для российского мужчины профессии, по признанию Мелехова, у него семейная – воспитателем в детском саду работала его мама. Недавно, после того как полицейский попал под сокращение, он получил вторую профессию и реализовал свою давнюю мечту.
В группе у Владимира Васильевича 25 детей. Бывший полицейский нашел к ним свой подход: «без сюси-пуси», но по-доброму. По словам Мелехова, мужчине с детьми легче: «Отцов больше уважают, соответственно, взгляд. Как-то посмотришь, и они уже слушаются». А малыши признаются: «Если он ругает, все равно он хороший».
Конечно, Владимир Мелехов - не единственный воспитатель-мужчина, есть и другие, правда, их очень мало, а потому можно пересчитать, что называется по пальцам. Кто они?
23-летний Вадим Кацырис – единственный в Курске воспитатель-мужчина, так что аналогия с героем фильма «Усатый нянь» напрашивается сама собой. Но в отличие от киногероя, курянин пришел в детский сад по собственной воле, а общий язык с малышами нашел практически с первого дня.
Не все карапузы малышовой группы могут выговорить «Вадим Вадимович», поэтому называют его «Дим Димыч», «дядя Вадим» – кто во что горазд. Родители поначалу переживали: «Как так воспитатель – мужчина?» А малыши и бровью не повели, они ведь еще не знают, что есть профессии «женские» и «мужские». А когда «Дим Димыч» сел с ними за большой стол, разложил краски и предложил: «Давайте рисовать. Вы – на своих листочках, я – на своем, а потом сравним», – воспитанники окончательно растаяли. Дядя принял их за равных!
Полгода вместе, и теперь они даже отказываются идти в группу, если там не будет любимого воспитателя. Уговорить доесть «невкусную» кашу, унять расплакавшегося капризулю, поделить игрушки, да так, чтобы никто не остался в обиде, угомонить шалунов и уложить по кроваткам – с этими и многими другими задачами молодой воспитатель справляется не хуже коллег-женщин. Но те отмечают и разницу в подходе: например, мужскую объективность и логику там, где женщина дала бы волю чувствам.
Вадим вспоминает, что всегда был окружен детьми. Когда подросли трое младших братьев, появился племянник, сестра часто просила посидеть с малышом. Искать «подход к детям» ему не приходилось, все складывалось само собой. Способность находить общий язык с ребятней первой отметила мама нашего героя и уговорила сына идти учиться в педколледж. Через четыре года молодой учитель начальных классов искал работу. Но устроиться в школу оказалось не так просто. Не найдя подходящих вакансий, курянин дал объявление в газету, на которое получил неожиданный отклик. Его пригласили работать в частный детсад.
«Первое время страшновато было», – улыбается Вадим. Но тревоги быстро забылись, для них в течение насыщенного дня не остается времени. К шумным детсадовским будням Вадим так привык, что дома в тишине чувствует себя неуютно.
«Сейчас если видят, что мужчина работает с детьми, первая мысль – все ли с ним в порядке? Конечно, в лицо мне неприятных вещей никто не говорил, но читал подобные статьи и комментарии в Интернете, – замечает Вадим Кацырис. – В образовании привыкли видеть женщин, несмотря на тех великих педагогов, которые были в нашей стране». Никакой «войны полов»: просто у мужчин и женщин разный подход. «Женщины – ласковые. Малыши это чувствуют и ценят, – рассуждает курянин. – Но иногда в общении с ребенком нужна и твердость».
Сейчас Вадим получает высшее образование: выбрал психологию, которая нравилась еще в колледже. Работа студенту не мешает, скорее, наоборот. Например, курс по детской психологии «проглотил» за один присест – с такой-то практикой.
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александр Сергеевич. Понимаю, что имя для вас пока сложное. Когда вы станете произносить его без ошибок, будем считать, что наши занятия увенчались успехом. Можно смело идти в школу!» – знакомится с малышами Александр Рудь. Его занятия ребятня просто обожает: кто еще из педагогов не только позволит кривляться, но еще и будет вместе с тобой строить смешные рожицы. Мимическая гимнастика – обязательная разминка перед «уроком». Уже восемь лет наш герой занимается с детьми: учит их правильной артикуляции. Александр – логопед в одном из курских муниципальных детсадов.
С малышами он начал работать еще раньше. В 1999 году выпускник медицинского колледжа пришел в детсад массажистом. Вспоминает: тогда мечтал связать жизнь с медициной, а работу с детьми считал временной. Но постепенно общение с малышами затянуло: к любому ребенку надо найти подход, заинтересовать, расположить его к себе. Каждый карапуз – своя вселенная, знакомиться с которой безумно интересно.
Неожиданно для друзей и знакомых Александр подал документы не в медуниверситет, как все предполагали, а в КГУ на факультет дефектологии. «Сейчас даже не представляю себя в какой-то другой сфере, – улыбается он. – Обычно мечтаешь об отпуске. А как только он наступает, на второй день начинаешь скучать».
Только в Новый год наш герой старается отпусков не брать. На праздничных утренниках он – не логопед Александр Сергеевич, а бородатый волшебник Дед Мороз. В исключительно женском коллективе детсада эта роль закрепилась за ним сразу. Малыши в восторге.
Хотя Александр не воспитатель, родители и друзья в шутку зовут его «усатым нянем». Курянину, которому не чужда самоирония, прозвище нравится. Сам он уверен: если бы в системе образования работало больше мужчин, дети бы только выиграли.
«Вы знаете, что обнимать ребенка надо пять раз в день? Психологи советуют это всем родителям. Да и взрослым объятия не менее полезны», - говорит Александр Рудь.. Но «мужской» взгляд на те или иные вещи для ребенка тоже важен, считает «усатый нянь». «А если учесть, сколько сейчас детей живет в неполных семьях, – размышляет он, – их воспитанием занимаются мамы и бабушки... Для гармоничного развития таким малышам нужен пример – мужчина, пусть даже воспитатель или учитель. Кстати, за границей эта работа не считается исключительно привилегией слабого пола, там и в дошкольном образовании много мужчин. Нам бы такая практика тоже не помешала».
В подгоренском детском саду «Улыбка» работает единственный в Новохоперском районе Воронежской области мужчина-воспитатель. В детский сад Игорь Губанов пришел работать после сокращения в школе, где он работал учителем черчения.
Родители детей сначала с некоторым сомнением и скептически смотрели на него, как на воспитателя, но со временем стали доверять.
«Могу сказать об Игоре только самые хорошие и теплые слова, - говорит Татьяна Литвинова, воспитатель детского сада «Улыбка», - он ответственный и чуткий воспитатель. Дети тянутся к нему и слушают, что он скажет, а это много значит – заслужить доверие и стать авторитетом для ребенка».
22 года назад вчерашний выпускник одного из техникумов Владимир Подольский принял для себя судьбоносное решение, и вместо того, чтобы пойти работать по специальности, откликнулся на вакансию воспитателя.
Молодому человеку на тот момент было отказано, что не огорчило, а напротив, укоренило в юноше стойкое желание работать с малышами. После отказа, он решил устроится дворником в детский сад, а для того, чтобы узнать профессию изнутри, стал подрабатывать няней (помощником воспитателя) в младшей группе. Параллельно с этим Владимир поступил в педагогическое училище, а по его окончанию в пединститут для того, чтобы стать официально дипломированным специалистом в педагогической сфере.
Кроме работы в детском саду, мужчина работал в школе учителем физкультуры, но вернулся обратно к малышам. Профессию воспитателя мужчина считает одной из наиболее значимых и сложных, а еще думает, что пора нашему современному обществу избавляться от гендерных предрассудков: женский подход к воспитанию детей ничем не лучше мужского. Дети откликаются на доброту, заботу и внимание, а это обычные человеческие качества, не зависимо от пола.
15 ноября 2013 года на сцене Концертного зала Правительства Москвы прозвучало имя победителя IV Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2013». Им стал воспитатель детского сада комбинированного вида «Страна чудес» города Новоуральска Свердловской области Олег Скотников .
Аяс Александрович Донгак - инструктор по физическому воспитанию детского сада № 37 г. Кызыла (республика Тыва), он стал победителем в номинации «Молодой воспитатель» в 2014 году.
«Лучшего воспитателя года» 2014 года Вологодской области приветствовали бурными аплодисментами. Им стал Роман Гребенченко - воспитатель детского сада № 45 города Сокол - единственный участник-мужчина.
Вероятно, в России есть еще воспитатели-мужчины, просто мы пока о них не знаем, но, наверное, и они когда-нибудь заслужат почетные звания и о них расскажут в СМИ.
В Японии в каждом дошкольном учреждении число воспитателей-мужчин должно составлять не менее 25%. В Германии на данный момент это всего 3% мужчин, но государство считает, что цифра должна увеличиться до 20%. В США в каждой детсадовской группе обязан работать как минимум один представитель сильного пола. На всю Беларусь есть только один мужчина-воспитатель в деревне в Гомельской области.
Кстати, о Германии. Там регулярно проходит особенный праздник Boys" Day (День юношей). Он организован, прежде всего, для того, чтобы помочь парням в профессиональной ориентации, точнее, в выборе профессий в социальной сфере. Как, например, выбрал Кристоф Зенковский, который решил выучиться на воспитателя, и сейчас стажируется в группе продленного дня одной из боннских школ.
«Я проходил школьную практику в детском саду и понял, что работа с детьми мне очень нравится, и что я умею находить к ним подход», - рассказывает Кристоф.
Во время практики в детском саду он был единственным мужчиной среди коллег-женщин. В своей группе в профессиональном училище он тоже - единственный парень. Кристоф уверен, что мужчины не хуже женщин могут овладеть профессией воспитателя. Того же мнения придерживается и федеральный министр по делам семьи и престарелых, женщин и молодежи Кристина Шредер, которой принадлежит инициатива проведения Дня юношей. Кстати, в немецком Boys" Day принимают участие и соседние с Германией страны, такие как Польша, Чехия и Люксембург.
Для будущих воспитателей и социальных работников практические навыки в дошкольных или учебных заведениях трудно переоценить, считает Кристоф. «Надо уметь сопереживать и понимать детей», - подчеркивает он. Это - главные предпосылки для начинающего воспитателя.
В боннской школе, в которой Кристоф проходит практику, работает еще один мужчина - Патрик Гезель. Он выполняет функции руководителя группы продленного дня, воспитателем он работает уже четыре года. Почему профессия воспитателя не пользуется спросом у мужчин? У Патрика есть объяснение.
Вместе с Патриком учились несколько парней. Но он единственный, кто работает с детьми младших классов. Его коллеги предпочли работу в детских домах, потому что зарплата там намного выше, чем в школах и детских садах. «Для многих финансовый аспект играет главную роль. К сожалению, оплата труда в дошкольных и школьных учреждениях оставляет желать лучшего», - сетует руководитель группы продленного дня.
Нередко именно причины финансового характера заставляют мужчин выбирать технические профессии, в то время как в социальной сфере остаются работать в основном женщины. Что касается Кристофа Зенковского, то он намерен и дальше работать с детьми, но не только в роли воспитателя. Он готовится к учебе в университете по специальности «социальная педагогика».
Мизерная зарплата -один из главных повод не работать воспитателем в детском саду. Ведь в обществе принято считать, что именно мужчина должен содержать семью. А как ее содержать на зарплату воспитателя? Уважающий себя представитель сильного пола, как бы ни любил детей, за крохи работать не будет. Да и мнение окружающих играет немалую роль.
Кроме того, мужчина-воспитатель вызывает недоумение у окружающих: что с ним не так? Может, он извращенец? Да-да, именно такие слова можно услышать!
Есть знакомый мужчина, которому очень нравится проводить время с детьми: рисовать, бегать, устраивать театральные постановки, рассказывать сказки. Но даже на детской площадке молодые мамы отгоняют его от детей со словами «Что тебе надо от моего ребенка? Смотрите, тут ненормальный к детям пристает!»
Мнение мам насчет мужчин-воспитателей, как правило, сводится к такому: сына отдам, дочь ни за что! А зря. В Японии, к примеру, дети воспитываются по очереди женщинами и мужчинами.
Во-первых, так ребенок не привязывается к одному человеку.
Во-вторых, он получает опыт общения с представителями разных полов и различного воспитания. Согласитесь, что женщины более эмоциональны и не всегда сдержанны, мужчины же рациональны и стойки.
Любой конфликт «усатый нянь» сможет уладить без особых усилий. Даже в обычной семье дети чаще слушаются пап, а не мам.
В детском саду дети проводят большую часть времени, там они в основном перенимают стиль поведения и формируют свое отношение к жизни. Воспитатель-женщина в основном и чаще всего показывает женское поведение. Мальчики и девочки подражают именно ей.
Хорошо, когда папа в семье принимает участие в воспитании детей, но психологи уверяют, что этого недостаточно. Для мальчиков общение с мужчиной-воспитателем особенно ценно, ведь в нашем обществе и так засилье женской опеки.
Именно педагог-мужчина может стать хорошим примером для малышей, которых воспитывают одни мамы или которые растут в неблагополучной среде.
Воспитатель восполнит общение с ребенком, научит мужским качествам: смелости, решительности, выносливости, твердости, рыцарскому отношению к женщинам, привьет любовь к спорту. Вариантов много. Но пока это только мечты. Таким детям в лучшем случае повезет найти пример в ближайшем окружении дедушек и знакомых или же в тренере в спортивной секции.
Получается, воспитатели-мужчины не просто - хороши, они даже необходимы!
А есть ли сегодня в Нижнем Новгороде и области молодые люди и мужчины, которые хотели бы стать воспитателями в детском саду? Может, если мы - читатели сайта, родители детей, просто нижегородцы, поддержим их желание и стремление своими комментариями к этой статье, то и в нашем городе появится свой «усатый нянь», который подаст пример другим. Это было бы здорово!