Вид занятия: познавательное.
Тип занятия: комбинированное.
Цель: вырабатывать привычку использовать в речи вежливые слова.
Задачи:
1. Научить детей анализировать положительные и отрицательные поступки.
— повтор при помощи воспитателя;
— проанализировать положительные и отрицательные поступки при помощи наводящих вопросов;
— дети самостоятельно анализируют.
2. Продолжать развивать логическое мышление и воображение.
3. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение быть внимательным при выполнении задания.
4. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей
Методические приемы:
Словесные: вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.
Наглядные: показ презентации.
Практические: дидактическая игра; собирание волшебного цветка; выполнение физминутки.
Словарная работа: Добро пожаловать, извините, пожалуйста, простите, будьте добры.
Предварительная работа:
Материал к занятию: Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»; Словесная игра «Лепестки вежливых слов»; Мешочек для плохих поступков; Два конверта с играми; Магнитофон; Аудиозапись; Мультимедийный проектор; Компьютер.
Ход занятия
Сюрпризный момент.
(Воспитатель с детьми заходят в группу, на столе лежит красивая коробка, в ней аудиокассета).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что изменилось в группе?
Ответ детей…
Воспитатель: Подумайте, что может лежать в коробке?
Ответ детей…
Воспитатель: Давайте подойдем, посмотрим, что в ней лежит.
(Воспитатель открывает коробку, достает аудиокассету).
Воспитатель: В этой коробке находится аудиокассета. Как вы думаете, что здесь записано?
Ответ детей: (сказки, детские песенки и т.д.)
Воспитатель: Интересные рассуждения, а лучше включим магнитофон и послушаем запись. А вам я предлагаю присесть на стульчики.
(Дети садятся на стульчики, воспитатель включает запись. Звучит звуковое письмо).
Голос гномов: Всем, всем, всем кто нас слышит. Мы лесные гномы живем в волшебном лесу. К нам пришла беда, мы перестали дружить, стали часто ссориться, драться, забыли все вежливые слова. Если нам не помогут, то волшебный лес погибнет. Помогите нам кто может!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь гномам?
Ответ детей…
Воспитатель: Как мы сможем помочь?
Ответ детей…
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в волшебный лес. Чтобы нам оказаться в волшебном лесу мы скажем волшебные слова: Раз-два-три покружись и в волшебном лесу окажись.
(Дети повторяют слова и кружатся вокруг себя. На экране появляются гномы с грустным выражением лица (использование компьютерных технологий)).
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гномиками.
Дети здороваются.
Гномики: Здравствуйте ребята! (Звучит аудиозапись)
Воспитатель: Посмотрите, какие грустные гномики. Попробуем им помочь.
Интересно, гномики, а что это у вас за конверт?
Дидактическая игра «Хорошо — плохо».
Гномики: У нас в этом конверте перепутались картинки с хорошими и плохими поступками. Помогите нам их разобрать.
(Воспитатель берет конверт и открывает его).
Воспитатель: Да, здесь все перепутано, нам нужно собрать правильно пазлы с хорошими и плохими поступками. Подойдите к столу.
(Дети, стоя за столом, собирают пазлы).
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цель: Учить различать положительные и отрицательные поступки.
Беседа «Поступки».
Воспитатель: Ребята скажите, у кого какие поступки?
Ответ детей…
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Ответ детей…
Воспитатель: Ребята, давайте пазлы с плохими поступками будем складывать в этот мешок, и после нашего путешествия выбросим его, чтобы наши лесные гномики больше никогда не путали плохие и хорошие поступки.
Гномики: Спасибо вам ребята, за помощь. Мы теперь никогда не будем ссориться, и драться, и не будем обижать друг друга. (Звучит аудиозапись)
Воспитатель: Как вы думаете, мы дружные ребята?
Ответ детей…
Воспитатель: Мы умеем с вами дружить!
Ответ детей…
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем.
Физминутка.
Все мы дружные ребята, — руки на плечи друг другу
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем, — погрозить пальчиком
Как заботиться, мы знаем. — обняли себя
Никого в беде не бросим, — повороты головой вправо, влево
Не отнимем, а попросим. — дай, пожалуйста
Пусть всем будет хорошо, — взявшись за руки
Будет радостно, светло. — покачивая руками.
Дидактическая игра «Волшебные лепестки».
Воспитатель: Ребята, в конверте еще что-то лежит (достает лепестки и показывает детям).
Воспитатель: Гномики, что это?
Гномики: Это разноцветные лепестки от волшебного цветка. Мы не смогли собрать цветок. Для того чтобы собрать этот цветок, нужны вежливые слова, но мы их забыли. Помогите нам собрать волшебный цветок.
Воспитатель: Ребята, я начну, а вы продолжите. Добро пожаловать (кладет середину цветка на стол, называя слово).
(Дети берут лепестки и, называя вежливое слово, прикладывают их к середине цветка).
Воспитатель: Вот какой замечательный волшебный цветок получился. Я думаю, что лесные гномики всегда будут помнить о хороших поступках и вежливых словах.
(на экране меняется выражение лица у гномов)
Заключительная часть занятия.
Воспитатель: Ребята, как изменилось настроение у гномиков?
Ответ детей: (стали веселые, радостные)
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Ответы детей:(научили гномиков отличать хорошее от плохого и помогли вспомнить вежливые слова)
Гномики: Мы вам, ребята, благодарны за помощь. Наш лес станет еще красивее и зеленее. За это мы хотим подарить вам небольшие сувениры, солнышки.
(Воспитатель надевает детям солнышки).
Дети: Спасибо гномики.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гномиками.
Дети прощаются.
Воспитатель: Нам ребята пора вернуться в детский сад «Журавлик». Вспомним волшебные слова:
Раз-два-три – покружись
И в детском саду «Журавлик» окажись.
Вот мы и вернулись из путешествия в детский сад. Давайте подведем итоги.
Кого можно назвать вежливым человеком?
Ответ детей: (кто соблюдает правила культурного поведения, кто не ссорится, не жадничает, говорит вежливые слова)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, совершать плохие поступки, это хорошо или плохо?
Ответ детей…
Воспитатель: Почему?
Ответ детей…
Воспитатель: Что большего всего вам понравилось на занятии?
Ответ детей…
Воспитатель: Чему научились сегодня на занятии?
Ответ детей…
Воспитатель: Спасибо вам за интересное занятие.
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные стёклышки», в ходе которого дети познакомятся со строением микроскопа. Микроскоп и увеличительные стёкла, наряду с другим , вызывают большой интерес у детей. Важно научить детей правильному и безопасному обращению с такими приборами.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Программное содержание: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскоп, лупа, бинокль, объяснить, для чего они нужны человеку; познакомить со строением микроскопа, обогащать словарь детей: окуляр, объектив, зеркало и т.д. пополнить словарь детей глаголами, обозначающими звучание разных предметов.
Материал и оборудование: ребус «Лупа», лупы, микроскопы, листья деревьев, цветной песок, насекомое, вода чистая, вода грязная, листы для зарисовок наблюдений, цветные карандаши, салфетки, пипетка,
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро, гости, здравствуйте!
Ребята, сегодня нам пришло приглашение, но оно необычное. Здесь загадки и ребусы, попробуем отгадать, (ребус лупа).
Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся, (очки).
Лупа, очки. Странное приглашение? Может нас ждут в лаборатории.Что такое лаборатория? Это место, где ученые изучают свойства разных предметов, воздуха и воды.
Мы с вами ни раз были в лаборатории, изучали, какая бывает вода. Какие свойства воды вы помните? Прозрачная, не имеет вкуса, запаха, растворяет в воде вещества, замерзает, не имеет формы. А еще мы в лаборатории слушали разные звуки. Каждый предмет звучит по разному, как он может звучать: стучит, шумит, шуршит, скрипит, звенит и т.д.
А сегодня в лаборатории мы познакомимся с волшебными стеклышками. Для чего нужны лупа и очки? Правильно, что бы рассмотреть лучше что-то маленькое. Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе, лучше чем видно глазом и люди придумали увеличительные стекла. Сначала появилась лупа. С её помощью ученые смогли рассмотреть строение цветка, усики и глазки насекомых.
Потом появились другие вещи: очки, бинокли, подзорная труба, телескоп, монокль и т.д. Сейчас во всех лабораториях, больницах, школах есть микроскопы. Они нужны для того, чтоб увидеть очень маленькие частички, которые нельзя увидеть глазом: пыль, микробы, которые вызывают болезни. Это нужно, чтоб люди не болели. Ученые могут посмотреть в микроскоп и придумать лекарство. А что ещё нужно, чтобы люди не болели? Правильно питаться, делать зарядку и хорошо умываться.
Кто зубы не чистит, не моется с мылом.
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули
У них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд.
И вообще никогда не растут!
Слова сопровождаются соответствующими движениями.
Посмотрите, у нас на столе есть микроскопы. Даже маленький микроб знает все про микроскоп.
Давайте и мы посмотрим из каких частей состоит микроскоп.
Если ученому нужно рассмотреть каплю воды, он берет стеклышко-слайд, капает на него воду, кладет на подставку-зажим, ловит свет и смотрит.
Я предлагаю вам пройти в лабораторию для опытов. Мы будем рассматривать знакомые предметы в увеличительные стекла и микроскоп.
У каждого на дощечке лежит или листик, или цветной песок, лепесток, кора дерева, у нас в коробочке паучок. И все это можно рассмотреть внимательно в лупу. А в микроскоп мы рассмотрим каплю воды и частички пыли. Насекомое: можно хорошо рассмотреть туловище, лапки.
Ребята, я предлагаю нарисовать книгу. Каждый на своем листе зарисует то, что увидел, потом мы сможем её перевязать ленточкой и покажем мамам и папам, что мы видели в волшебное стеклышко.
При рассматривании листа обратить внимание; хорошо видны прожилки, по которым течет влага и наполняет лист жизнью. В коре дерева видны трещинки, в которые маленькие насекомые прячутся зимой. Цветной песок; песчинки круглые, разноцветные. Частички пыли разной формы: продолговатые, круглые и т.д. В воде микробы разной формы.
Какая полезная книга у нас получилась. Теперь мы можем взять лупы и бинокли на улицу и там рассматривать все, что захотим.
Занятие по познавательному развитию может проходить в рамках , а книга пополнит экспериментальный уголок.
Возможно Вас заинтересует календарное планирование в подготовительной группе —
Цели и задачи.
Материалы и оборудование:
А. Грибоедов «Вальс»,
Л.Лядов «Музыкальная табакерка».
Воспитатель. Ребята, как много к нам пришло гостей.
Скажите - здравствуйте им скорей.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель. Пожелаем им здоровья, удачи и терпенья. И пусть всегда будет у них хорошее настроение.
О том, что сказки любите, я знаю. Поэтому сегодня я в мир сказки чудесной вас приглашаю. Где есть волшебство, и где всё интересно.
Скажите, ребята, а что вы любите делать со сказками- слушать или играть в них?
Дети: Слушать и играть.
Воспитатель: Я сегодня приготовила вам такую сказку, которую можно и слушать и играть в неё.
Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: А с кем мы отправимся туда, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Девочка смешная
Шкода, Мишку достаёт
Только он ей всё прощает,
От досады чуть не ревёт.
Воспитатель: Вы узнали героя этой сказки?
Дети: Это Маша из мульфильма «Маша и Медведь»
(Показ куклы Маши.)
Воспитатель: Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Далеко уходить ей не разрешали, но она очень хотела посмотреть, что же там интересного в лесу. (Вместе с Машей дети идут в лес.)
Музыкальное сопровождение- Л.Лядов «Музыкальная табакерка».
Маша без спроса ушла в лес, ей очень хотелось узнать, почему ей туда нельзя. Всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она пришла к озеру и увидела небольшой пруд, в котором плавают интересные загадочные цветы.
Дети подходят к столу, на котором стоят - 1 таз с плавающими кувшинками, 2 таз с водой, на столе кувшинки.
Воспитатель: Ребята, что это за цветы?
На пруду большой цветок
С жёлтой сердцевинкой
На воде растёт, растёт
Белая.... (кувшинка).
Правильно, ребята. Это кувшинка.
А где ещё растут кувшинки?
Дети: На болоте, в озере, в пруду, в реке.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, у нас тоже лежат кувшинки на столе, только с чего они сделаны.
Дети: - Из бумаги.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, а чем отличаются эти кувшинки, от тех которые в пруду.
Дети: - Кувшинки в пруду раскрыты, а эти спят. У них лепесточки закрыты.
Воспитатель: - Правильно ребята. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наши кувшинки тоже проснулись, раскрыли свои лепесточки.
Дети: - Их нужно опустить в воду.
Воспитатель: - Возьмите по одной кувшинки, все вместе скажите волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» и опустите в воду. А теперь внимательно, внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.
Дети: - Они просыпаются, раскрываются.
Воспитатель: - Ребята, скажите, как же такое происходит, что кувшинки начинают раскрывать свои лепестки?
Дети: - Потому что, лепестки намокают и становятся тяжелее.
Воспитатель: - А из чего сделаны наши кувшинки?
Дети: - из бумаги.
Воспитатель: - Она впитывает воду, и лепестки постепенно раскрываются.
Вот как красиво в пруду. Маша полюбовалась, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть.
Ребята, давайте пока идёт дождь, мы с вами немного отдохнём. Пройдите, пожалуйста вперёд и встаньте посвободнее.
Физминутка «Капля»
Капля раз, капля два (Притопы правой и левой ногой.)
Очень медленно сперва. (Прыжки на носочках, руки на поясе.)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. (Бег на месте.)
Мы зонты свои раскрыли (Развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом.)
Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маше под деревом было сухо и хорошо, захотелось поиграть. Она под ногами увидела песок и ей захотелось порисовать на нём с помощью трафаретиков, которые она всегда носит с собой в кармашке. Взяла Маша трафаретик и стала рисовать.
Давайте и мы возьмём трафареты и вместе с Машей порисуем. Смотрите какие забавные рисунки у вас получаются. Что у тебя Соня получилось?
А у тебя Арина? и т. д.
Но вдруг подул сильный ветер.
Дети берут свои розетки и шевелят ими.
Дети: - Рисунки исчезли.
Воспитатель: - Маша очень удивилась, снова взяла трафаретик и снова нарисовала и снова появились рисунки.
У вас ребята появились рисунки?
Дети: - Да.
Воспитатель: - И снова подул ветерок. И опять исчезли рисунки. Маша не смогла понять, что происходит. Дети почему так?
Дети: - Потому что это сухой песок.
Воспитатель: - Сухой и что?
Дети: - Он не держит форму и сыпучий.
Воспитатель: - Попробуйте ладошкой песок. Какой он? (Сыпучий. Лопаткой показываю сыпучесть песка.)
Но Маше очень хочется нарисовать, чтобы ветер не смог сдунуть рисунки.
Дети: - Нужно рисовать на мокром песке.
Воспитатель: - А где его взять, ведь Маше под деревом было сухо.
Дети: - Выйти из-под дерева и найти мокрый песок.
Воспитатель: Возьмите трафареты и вместе с Машей нарисуйте на мокром песке. (Можете меняться трафаретами.) Ребята, смотрите какие красивые рисунки у вас получаются. Подул ветер - дул, дул, дул... что происходит.
Дети: - Рисунки не исчезают.
Воспитатель: - Почему не исчезают, объясните?
Дети: - Потому что песок мокрый и держит форму.
Воспитатель: Верно ребята. Возьмите салфетки и вытрите руки.
Ребята, я вам предлагаю вместе с Машей превратиться в песчинок.
Подвижная игра «Песчинки»
Закройте глаза. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Ну вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия - А. Грибоедова «Вальс». Дети имитируют полёт песчинок.)
Ветер стих, и песчинки опустились на землю.
(Дети присаживаются на корточки.)
Воспитатель: - И вдруг Маша увидела, как по тропинке к поляне идёт Мишка. Очень она обрадовалась. Он нёс в руках какой-то камень.
Воспитатель: - Посмотрите ребята, что это за необычный и интересный камень. (Дети рассматривают, ощупывают его.)
Дети: - Это магнит.
А для чего он нужен?
Дети: - Чтобы притягивать предметы.
Воспитатель: - Давайте проверим, какие предметы притягивает магнит.
- Ребята, возьмите, пожалуйста, себе по одному магниту и попробуйте примагнитить его к ладошке. (Дети кладут магнит на ладошку и делают вывод о том, что к ладошке магнит не притягивается.)
А теперь возьмите по одному листочку и проделайте тоже самое, что и с ладошкой. (Дети выполняют эксперимент и делают вывод о том, что к бумаге
магнит не примагничивается.)
А теперь давайте проверим деревянную поверхность. (Пенёчки.)
Что происходит?
Дети: - Не магнитятся.
А попробуйте собрать другие предметы, которые есть на поляне.
Дети: - Они магнитятся.
А из чего они сделаны?
Дети: - Из металла.
Итак ребята, после того как мы проверили с вами свойства магнита, какой же вывод мы можем сделать?
Дети: - Магниты притягиваются к любой металлической, железной поверхности.
Вот для чего Мишка нёс магнит, чтобы собрать все ключи, которые Маша взяла без спросу и потеряла в лесу.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилась сказка и путешествие вместе с Машей?
Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке. А что интересного вы обо всём этом узнали?
Что бумажная кувшинка раскрывается в воде, потому что бумага становится мокрой и тяжёлой и лепестки раскрываются.
Сухой песок- сыпучий и не держит форму, а мокрый сохраняет её.
Магнит притягивает только металлические и железные предметы.
Воспитатель: - Давайте скажем Маше с Мишей до свидания, пожелаем им удачи и чтобы Маша без разрешения взрослых не уходила в лес гулять.
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться нам
С Машей и Мишей пора
Скажем им,
До свидания, друзья!