Занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи. Музыкальное занятие с детьми ТНР «В гости к кошке Мурке Занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи

К тяжелым нарушениям речи относятся системные речевые патологии, когда затрагиваются все стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, лексика и т.д.).

В последнее время увеличивается количество детей, у которых нужно не развивать речевые навыки или совершенствовать, а формировать их , создавать- это так называемые безречевые дети, неговорящие дети или дети с "начатками" речи (1-2 уровни речевого развития по Р.Е. Левиной).

Неговорящие дети - условное обозначение, под которым подразумеваются дети с неразвившейся речью при наличии нормального слуха (Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997). Безречевой ребенок - ребенок, имеющий такой уровень речи, который не может служить для полноценного общения. (Кириллова Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011).

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с алалией, различными задержками психоречевого развития, интеллектуальной недостаточностью, анартрией при ДЦП, РДА, нарушением слуха, афазией. В так называемую отдельную группу относят детей со сложной структурой дефекта, например, когда присутствуют дефицит внимания и расторможенность, аутистические черты поведения, и отсутствие речи.

Предпосылки развития нормальной речи:

- целенаправленная предметная деятельность на основе формирования психических процессов: всех видов памяти, восприятия, мышления);
-говорящий социум,полноценное общение со взрослыми.



Фрагмент логопедического занятия с обучающимися 2 класса

(задача: развитие зрительного внимания, восприятия, используя разноцветные шарики марблс и пуговицы)

Методы (основа) формирования языковой системы

1 . При системной речевой патологии нужна комплексная работа специалистов, каждого в своей сфере (дефектолога, психолога, учителя физической культуры, учителя ритмики, учителя музыки). Логопед надстраивает свою работу над работой всех специалистов.

2. .Формирование языковой системы строится по онтогенетическим этапам формирования речи. "Онтогенез речи"- весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.


Таблица. Онтогенетические законы развития речи

(Винарская Е.А. "Возрастная фонетика", "Дизартрия" и др. работы)

3 . Направления работы строятся по четырем языковым кодам : фонематическому или фонологическому, лексическому, грамматическому или морфологическому и синтаксическому. Коды не существуют отдельно друг от друга, но для удобства планирования работы их условно разделяют.

4 . Необходимо различать в работе языковые и речевые явления, поскольку, все, что мы говорим, нужно рассматривать с двух позиций: с позиции языка и с позиции речи.

Схема коррекционной работы

(разработанна специалистами ГОУ "Специальной (коррекционной) начальной школы- детский сад v вида №1708" для детей с ОВЗ, г. Москвы.

Руководитель- Новикова Т.Н., кандидат экономических наук, Заслуженный учитель России, логопед высшей квалификационной категории .

скачать схему

Коррекционная логопедическая работа (по схеме)

Формирование ритмико-мелодико-интонационной основы языка

Подготовительный этап

Пропевание гласных (данный период условно равен гулению в онтогенезе) с помощью символов гласных (по Фомичевой). Задача : получить фонацию, длительную голосоподачу.


Символы гласных звуков

I этап

Отработка цепочек из одинаковых слогов, цепочек со сменой гласных, цепочек слогов со сменой согласных. Задачи : вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слогов, соединив артикуляцию гласного и согласного, согласного и гласного и научиться переключаться с одного слога на другой. На этом этапе работы логопеду потребуются слоговые карточки для работы (2 набора). На этом же этапе работы логопедом даются звукоподражания. Для этой работы используются карточки для попевок. На каждое звукоподражание 4 карточки.

Слоговые карточки из наборов

Картинки, используемые для попевок про корову (у березы, у забора, у палатки, у беседки)


II этап

Задача работы: вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слов из двух слогов разной структуры: на две четверти с первым, со вторым ударным слогом, слов из трех слогов. Логопед использует предметные картинки, названия которых соответствующие структуры: два открытых слога с первым ударным, разные согласные, гласные- одинаковые и с разными гласными. Картинки на два открытых слога со вторым ударным. Картинки на трехсложные слова: с первым ударным, со вторым ударным слогом, с третьим ударным слогом.

III этап

З адача работы: учить плавно переключаться в процессе фразы, ритмично петь на две четверти, на три четверти, учить петь фразу с любым ритмическим контуром.

Работа над звукопроизношением


Слоговая структура слова

Задача : учить детей плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках, со сменой гласного, согласного, в закрытых слогах, со стечением. Итог- научить детей говорить слова сложной слоговой структуры, проработав все 13 классов по Марковой.

При работе над слоговой структурой три раздела: работа над ритмом, работа над слогом и работа над словом во всем его многообразии: слово, в словосочетании и в предложении.

Для работы логопеду понадобятся картинки с шестью ритмами, умение детей делать "замочки", которые дают фиксацию положений рук, символы на гласные и согласные звуки (с ними работаем и при формировании РМИ, и на занятиях по звукопроизношению, понадобятся линейки с кнопками нескольких видов: самая простая- 5 кнопочек (по количеству пальцев), вторая линейка- по две кнопки для работы над цепочкой, состоящей из двух слогов и третья линейка- из трех кнопочек, когда логопед работает со словами, состоящими из трех слогов. также понадобятся для работы карты с окнами для формирования слогов и сами карты с картинками по классам (6 листов по 6 картинок)- 12 листов на каждый слоговой класс (по Марковой). С 4 класса можно брать глаголы.

Все ритмы нужно проходить в определенной последовательности: классы имеют соотнесенность с ритмами. Все ритмы имеют количественную и качественную характеристики. Вначале логопед учит детей слышать "один", затем дифференцировать "один-много", после этого- "один-два". Ударность показываем в "замочках" громкостью. Характеристики "тихо-громко" начинают отрабатываться на "громко", затем дается "тихо" и потом соединяется "тихо-громко". Разные комбинации громко и тихо будут давать ритмы.

Ритмы- это база, здесь количество и качество будущего слова. Слоги- строительный материал, из которого потом будут получаться слова.

Задачи: учить детей составлять предложения по законам смысла с опорой на заданную модель, т.е. учитывая количество слов, их последовательность и взаимозависимость (членство в предложении); формировать навык владения грамматическими категориями на уровне словосочетания и использовать эти словосочетания в готовых конструкциях в предложениях.
Работа над фразой строится по модельному обучению речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи В.И. Балаевой (12 моделей)
Одной из главных задач в этой работе является формирование глагольного словаря. Начинают работать над фразой тогда, когда у ребенка есть есть хотя бы 10 существительных. Отрабатываются грамматические кате гории числа, затем падежа и в последнюю очередь- категория рода, так как категория рода самая тяжелая категория. Отрабатывается в словосочетаниях, зате м это словосочетание с отработанной категорией вставляется в структуру предложения.

Программные задачи занятия: развивать словесно-логическое мышление, мелкую моторику, речедвигательную координацию;

актуализировать и систематизировать представления о характеристике каждого сезона с опорой на наглядность; закреплять умения образовывать относительные прилагательные, подбирать по смыслу слова-действия, согласовывать существительное и глагол в роде и числе, составлять предложения с союзом «потому что», составлять описательный рассказ с опорой на карточки-символы; воспитывать познавательное отношение и интерес к сезонным изменениям в природе и жизни людей.

Материал и оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, модель времён года (круг, разделённый на 4 части: жёлтого, синего, зелёного, красного цветов) с дополнительным материалом (осенние листья, снежинки, белые цветы, зелёные листья, разноцветные цветы), мольберт, карточки-символы описательного рассказа по теме «Осень», сюжетные карточки по темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», предметные , маски комара и пчелы, ромашка из бумаги, наборное полотно «Насекомые на поляне», изображения насекомых из бумаги.

Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы, рассматривание картин: «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Рожь» И. Шишкина, «Берёзовая роща» А. Куинджи, «Март» И. Левитана, заучивание и инсценировка стихотворения «Скучать некогда» Г. Ладонщикова, загадывание загадок по теме «Времена года».

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие. Для начала выясним какие времена года вы знаете? (Ответы детей.) Какое сейчас время года? (Зима.) Как называется время года перед летом? (Весна.) Какое время года между весной и осенью? (Лето.) Какое время года наступит после лета? (Осень.)

Педагог демонстрирует детям модель времён года: круг, разделённый на четыре части (жёлтого, синего, зелёного, красного цветов) и дополнительный материал к ним (осенние листья, снежинки, белые цветы и зелёные листья, разноцветные цветы).

У.-д. Ребята, для того чтобы определить о каком времени года мы будем с вами говорить, выполним упражнение «С какого дерева листок?».

Дети выполняют упражнение на интерактивной доске. Ребёнок, глядя на выпавшее на кубике изображение, называет с какого дерева листок, затем образовывает относительное прилагательное. (Лист дуба - дубовый, лист липы - липовый, лист клёна - кленовый, лист осины - осиновый, лист берёзы - берёзовый.)

На экране интерактивной доски изображение дерева, с которого опадают листья.

У.-д. Ребята, смотрите, с дерева падают листья. Когда это бывает? (Осенью.) Какие ещё признаки осени вы знаете? (Ответы детей.) Давайте с вами расскажем об осени.

На мольберт выставляются карточки-символы описательного рассказа по теме «Осень». Дети составляют по ним предложения: Наступила осень. Солнце греет меньше. Становится холоднее. На небе серые тучи. Идёт дождь. Ветер срывает с деревьев листья.

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует осени (листья красного, жёлтого, оранжевого цвета).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим осенние листья? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на жёлтой части модели осенние листья.

У.-д. Да, ребята, поэтому осень называют «золотой». Послушайте загадку.

Наступили холода,

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает? (Зимой.)

Педагог вместе с детьми выставляет на мольберт сюжетные карточки по темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

У.-д. Ребята, покажите карточку с зимним сюжетом и скажите, почему вы выбрали именно её.

Дети составляют предложения по сюжетной карточке, используя союз «потому что».

Упражнение «Скажи правильно»

Ответьте на вопросы: Какой? Какая? Какое?

Зима, день (день какой?) - зимний день; зима, прогулка - …; зима, одежда - …; мороз, зима - …; мороз, воздух - …; мороз, погода - …; снег, покрывало - …; холод, ветер - … .

Упражнение «Зимняя одежда»

Дети выбирают карточки с изображением предметов зимней одежды. Педагог на мольберт выставляет изображение мальчика, одетого для прогулки в зимний день.

У.-д. Давайте придумаем мальчику имя. (Денис.) Денис идёт гулять. Он надел шапку из меха. Значит шапка какая? (Меховая.) Шарф из шерсти - …; перчатки из кожи - …; куртка из драпа - … .

Если одежду одевают зимой, значит она какая? (Зимняя.)

Игра «Назови “зимние” слова»

Дети передают мяч друг другу и называют слова на тему «Зима».

Педагог предлагает выбрать из дополнительного материала к порам года тот, который соответствует зиме (снежинки).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим снежинки? Почему? (Ответы детей.) Да, зима холодная, снежная.

Дети размещают на синей части модели снежинки.

У.-д. Сейчас послушайте звуки леса и скажите, о каком времени года пойдёт речь.

Используется компьютерная игра «Учимся говорить правильно» разделы: «Неречевые звуки», «Весна».

Упражнение «Договори слово»

Весной солнышко…

Весной снег…

Весной к нам птицы…

Весной на деревьях почки…

Из почек листочки…

Упражнение «Подумай и скажи»

У.-д. Слушайте внимательно, подберите к моему слову другое, подходящее по смыслу.

Снег - сугроб, дождь - (лужа).

Зима - шуба, весна - (куртка).

Дятел - дупло, скворец - (скворечник).

Грач - гнездо, лиса - (нора).

Человек - нос, птица - (клюв).

Логоритмическое упражнение

Дети стоят в кругу.

От сосулек - звон, звон.

(Хлопают в ладоши.)

Просыпайся, клён, клён.

(Поднимают руки, качают из стороны в сторону.)

Растопился снег, снег.

(Трут ладонь о ладонь.)

Ручейки в бег, бег.

(Выполняют волнообразные движения руками.)

Гром шагает: топ, топ.

Почки слышно: хлоп, хлоп.

(Разжимают кулаки.)

Г. Лагздынь

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует весне (белые цветочки и зелёные листья).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим белые цветочки и зелёные листья? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на зелёной части модели белые цветочки и зелёные листья.

У.-д. Да, ребята, весной природа оживает, и поэтому много зелёного цвета.

Выходят дети в масках комара и пчелы, на ковре ромашка из бумаги. Инсценируют предварительно выученное стихотворение «Скучать некогда» Г. Ладонщикова.

Села пчёлка на цветок, опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

Что ты ищешь там?

А тебе не надоело, не наскучило искать?

Нет, тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

У.-д. Ребята, почему тем, кто занят делом, некогда скучать? (Ответы детей.) Вы догадались, о каком времени года мы будем говорить? (О лете.)

Педагог выставляет наборное полотно «Насекомые на поляне».

У.-д. Летом на цветочной поляне можно увидеть много насекомых. Ребята, как они передвигаются? (Ползают, летают, прыгают.) Покажите, как насекомые летают, прыгают. Давайте поможем им встретиться на нашей поляне.

Дети берут изображения насекомых, выкладывают их на поляну и составляют словосочетания.

Божьи коровки приползли.

Жуки прилетели (приползли).

Кузнечики прискакали.

Пчёлы прилетели.

Муравей приполз.

Гусеница приползла.

Стрекозы прилетели.

Бабочки прилетели.

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует лету (разноцветные цветы).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим разноцветные цветы? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на красной части модели разноцветные цветы.

У.-д. Лето часто называют «красным», потому что светит ярко солнце, расцветают цветы.

У.-д. (обращает внимание детей на собранную модель года). Мы с вами вспомнили все поры года. Какое время года у нас на модели синего (жёлтого, зелёного, красного) цвета? (Ответы детей.) Почему оно обозначено таким цветом? (Ответы детей.) Какое время года вам нравится больше всего? Почему? (Ответы детей.) Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей.) Может кого-то что-то огорчило сегодня? (Ответы детей.)

Наше путешествие закончилось. Мне очень понравилось с вами путешествовать. С вашей помощью времена года стали ярче, заметнее, интереснее. До новых встреч!

С. Духовник,
учитель-дефектолог первой категории

Индивидуальное занятие для детей с тяжёлыми нарушениями речи

старшая группа

Тема: Автоматизация звука[р] в словах и предложениях.

Задачи:

  • упражнять в правильном произнесении звука[р]в словах и предложениях;
  • закреплять умение выделять звук[р] из ряда звуков;
  • упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • закреплять умение классифицировать предметы;
  • развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятия, конструктивные навыки;
  • совершенствовать кинестетическую основу движений пальцев рук по словесной инструкции, мимическую и артикуляционную моторику, физиологическое дыхание;
  • совершенствовать способность к сосредоточению;
  • развивать саморегуляцию.

Оборудование: разрезные предметные картинки, муляжи фруктов, тарелочки, сюжетные картинки, мячик, мягкая игрушка «мишка», сигнальные карточки, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент

К нам в гости пришёл Мишка. Он хочет послушать, как ты учишься правильно произносить звук [р] в словах и предложениях.

2. Мимическая, дыхательная и артикуляционная гимнастика

Угостим Мишку. Мишка никогда не пробовал лимон и банан. Давай мы ему покажем какие они на вкус.

Упр. ”Кислый лимон” [сморщиться],

Упр. ”Защипало язычок” [дуть на высунутый язык со звуком ф-ф-ф…],

“Вкусный банан” [имитация жевательных движений],

“Оближем губы” [облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт];

Наведём порядок в доме и на рабочем месте, прежде, чем заниматься.

Вычистим коврик [упр. ‘’Качельки’’]

Постираем и прополоскаем платочки [упр. ‘‘Индюк”]

Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит [упр.’’Парус’’]

А теперь можно заниматься.

3. Звуковая разминка

Вспомним как вертолёт гудит -Др…

Трактор заводится-Тр…

Мышка дрожит от холода-Бр…

Дедушка храпит-Хр…

Плавец плывёт-Фр…

Собака рычит-Р…

4. Дид. и гра. "Разрезные картинки’’

А что тут у Мишки? [Письмо.]

Давай посмотрим, что в нём?

Надо сложить разрезанные картинки и назвать все слова правильно:

рак, ромашка, арбуз, верблюд, огурец, виноград, дрова.

Где находится язычок, когда произносим звук [р]? [вверху, упирается в верхние зубки и дрожит]

5. Дид. игра “Светофор”

Я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] в слове - поднимешь зелёную карточку,а если нет- красную.

[Топор, сова, сахар, рак, молоко, забор, корабль лодка, дорога, кирпич, двор]

6.Игра “Закончи слово”

топо… тракто…

помидо… шофё…

зобо… мото…

костё… боксё…

ковё… кефи…

разгово… мухомо…

7. Игра”Договаривание предложений”

Рыбак ловит…[рыбу]

Барабанщик громко барабанит в…[барабан]

На небе разноцветная…[радуга]

У барана крупные…[рога]

Топором рубят…[дрова]

Волосы расчёсывают…[расчёской]

8. Дид. игра “Раскрась картинки”

Злой волшебник заколдовал картинки и смыл с них краски. Рома и Рая решили раскрасить картинки снова. Помоги им пожалуйста! Рома будет раскрашивать чёрным карандашом то, что бывает чёрным, а Рая раскрашивать предметы, которые бывают красными.

9. Дид. игра “Помоги Ире сделать уборку”

Сложить в шкаф предметы, в названиях которых есть звук [р], а в стиральную машину - в названиях которых нет звука [р]

10. Игра с мячом ”Большой, маленький”.

Большое ведро - маленькое ведёрко.

Большой забор-маленький заборчик.

Большой помидор-маленький помидорчик.

Большой карандаш-маленький карандашик.

Большая рубашка-маленькая рубашечка.

11. Итог занятия.

Мишке очень понравилось как ты занимался и он многому у тебя научился. А в какие игры мы с тобой играли? У Мишки есть для тебя подарок. Можешь с Мишкой пойти в группу и поиграть с ним.

Обучение (необходимо сформировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве и времени)

Развитие (развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, лексико-грамматических структур, сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления).

Воспитание (формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности) в процессе анализа жизненных ситуаций).

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математического развития детей с нарушениями речи положен принцип ориентации на общее развитие ребенка , включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность.

- арифметическое (цифра и число от 0 до 10, основные свойства натурального ряда и др.);

- геометрическое (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение фигур на плоскости, в пространстве, изготовление их моделей из бумаги и др.);

Основными методами, используемыми на занятиях по математике, являются: метод дидактических игр и метод моделирования, которые представлены в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим является практический метод , позволяющий детям узнавать и осмысливать практический материал (выполнение действий с предметами, моделирование геометрических фигур, зарисовка, раскрашивание и др.).

Большинство детей с недоразвитием речи имеют нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Поэтому, очень важны физкультминутки и пальчиковая гимнастика. Филогенетическая связь движений с произношением звуков дает ряд преимуществ для развития детей речевых групп. Их речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, также, наличие ритма положительно сказывается на развитии слухового восприятия детей.
Предполагаемые физкультминутки и пальчиковые упражнения на математических занятиях позволит детям овладеть не только речевыми навыками, но и развить математические навыки при закреплении счета, ориентировки в пространстве, времени и т. д. Кроме того, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в коррекции психических процессов детей.
Такой подход позволит решить следующие задачи:
- стимуляция действия речевых зон коры головного мозга ребенка;
- развитие внимания и памяти – психических процессов, связанных с речью ребенка;
- способствование математическому развитию детей с нарушениями речи.



Основная коррекционная задача состоит в том, чтобы формировать у детей, имеющих отклонения в развитии, поисковые способы ориентировки при выполнении задания по математике. Ребенку с отклонениями в развитии требуются многократные повторения на основе принципа функциональной тренировки. Также хорошо предлагать речевой материал для закрепления знаний, полученных при обучении математике, вне математических занятий. Это - стихи, сказки, рассказы, в которых обязательно присутствуют числа.

Задачи развития:

1. Анализ и синтез предметов (от общего к частному:«Что общего?»; например, разные по цвету предметы, но одинаковые по форме).

2. Классификация предметов (объединение предметов по 1-у или нескольким признакам в группы; например, 3 мышонка, а в коробке лежит сыр.«Выберите по форме сыр»). Вводятся опорные символы, опорные картинки.

3. Обобщение (подбираются игры с операцией на обобщение: «4-й лишний», «Разложи по форме», «Собери по цвету» и т. д.).

4. Сериация (подбор по величине, по 1-у признаку, по величине и цвету, по 2-м признакам и т. д.).

5. Абстрагирование – высокий уровень анализа и синтеза.

6. Построение умозаключения (при развитии у детей симультанного гнозиса, работа по формированию понимания детьми реальной ситуации). Например, дается инструкция: «Я начну рассказ, а ты закончи. «Если бы коровы летали по воздуху …».



Особенности занятий по математике для детей с ТНР:

Взрослому необходимо тщательно продумывать и чётко формулировать вопросы, исключать возможность ответов детей на дефектном речевом материале.

Выводы должен делать и озвучивать сам взрослый, показывая образец грамотной речи;

Необходимо уделять внимание правильному употреблению лексических форм при согласовании числительных с существительными; следует требовать именования каждого числа при пересчёте (один конь, два коня, пять коней…);

Статическая деятельность должна сочетаться с малыми формами активного отдыха: физкультминутками, физ. паузами, гимнастикой для глаз, пальчиковыми играми;

Для развития элементов словесно-логического мышления целесообразно применять современные педагогические средства: палочки Х. Кюизенера, блоки Дьенеша.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность.

Комплекс методов и приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений:

1 - Практические методы.

Упражнения – многократное повторение детьми умственных практических действий, заданного содержания.

А-Упражнения подражательно-исполнительного характера - перед детьми ставится конкретная учебно-познавательная задача, показывается последовательность действий. Например: выполнить фигуру из 3 палочек. Даётся образец, затем ребёнок выкладывает фигуру.

Б-Упражнения конструктивного характера - перенос усвоенного способа действия на новое содержание. При этом дети конструируют из известных им действий и операций соответствующий способ решения.

В-Упражнения творческого характера - предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались. На занятиях полезно и целесообразно использовать логические задачи, стихи, загадки математического содержания.

2 - Словесные методы.

Словесные методы входят в состав любого наглядного и практического метода.
На занятиях по математике применяются объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка. Объяснение и пояснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.
Указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю ёлочку зелёным фломастером». Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку, утвердится в достижении положительных результатов, понять допущенные ошибки. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.
Сначала положительно оценивается само стремление детей к выполнению учебной задачи. Затем при общей положительной оценке корректно отмечаются допущенные ошибки, указываются конкретные способы их исправления, вселяют уверенность в ребёнка. И наконец, анализу подвергается качество результата, оцениваются навыки взаимодействия, используется оценка, даваемая самими детьми.

3 - Наглядные методы.

На занятиях по математике успешно используются:

Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?»;

Иллюстрации с изображением времени суток;

Ситуации для составления задач;

Циферблат часов;

Показ диапозитивов, диафильмов, видеофильмов;

Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ.

4 - Игровые методы.

Игровые методы также эффективны на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Они предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями и т.д. Применяются разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитация действий и движений, элементы соревнования, прятанье и поиск предметов. Всё это создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, повышает их активность и заинтересованность на занятии.

5 - В последние годы в дошкольной дидактике появилась такая разновидность наглядно-поискового метода, как моделирование. Доступность этого метода отражена в трудах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещение реального предмета другим предметом, изображённым знаком. На занятии по математике используются: различные планы; фишки; модели времён года, месяцев; модели в виде часов, разделённых на сектора и т.д.
Моделирование вводится очень осторожно, по мере формирования у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, умозаключения).

Работа по формированию математических знаний и умений должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами. На музыкальных занятиях могут исполняться песни о цифрах, задачах. На физкультурных занятиях рекомендуется проводить работу по совершенствованию координации движений, ориентировки в пространстве. Знания, полученные на занятиях, хорошо закрепляются в загадках, пословицах и поговорках. Необходимо изготовить различные дидактические игры, которые содержали бы большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.
Желательно оформить уголок познавательной математики, в котором можно поместить различные дидактические игры, счётные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, различную детскую литературу и другие материалы.

Волоснёва Татьяна Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань "Д⁄с № 9 "Белоснежка"
Населённый пункт: город Нягань, ХМАО, Тюменская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект занятия с ребенком с ТНР
Дата публикации: 07.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Занятие с ребенком с ТНР по формированию общих речевых навыков.

Цель : Формирование

активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Стимулировать появление звукоподражаний, первых слов;

Обучать пониманию вопросов косвенных падежей;

Развивать

слуховое

восприятие,

речеслуховую

зрительное

внимание,

конструктивный

Продолжать работу над неречевым дыханием;

Развивать мелкую, артикуляционную моторику;

Накопление пассивного словаря, накопление предикативного словаря;

Развивать логическое мышление;

2. Воспитательные : воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к

животным, чувства сопереживания.

Оборудование : кукла, зеркало, картинки с изображением кита, кота, ежа, вода, вата, аппликатор Ляпко

пальчиковый, шарик су-джок, банка, тренажер «Дельфа», лист с изображением ежа, кита, кота, леса, дома,

Деятельность логопеда

Ответы, действия ребенка

Организационный момент.

Посмотри, кто пришёл к нам в гости. Это Оля.

Давай с нею поздороваемся.

Здравствуй, Оля! Ты рад Оле?

Психогимнастика .

Покажи, как ты рад, когда Оля приходит к тебе в

гости; а как ты грустишь, когда она уходит? Давай мы

обидется,

поздороваются,

пригласят

обрадуется, когда ей предложат угощенье.

Развитие артикуляционной моторики. Развитие

неречевого дыхания.

Оля пришёла к нам в гости, давай будем ее угощать.

Напечём вкусных блинов,

Блины горячие, давай на них подуем

К блинам возьмём вкусное варенье.

Нальём чай в чашку.

Чай горячий подуем на него.

Угостим Олю конфеткой.

После еды надо почистить зубки

Проговаривание

«привет»

Ре б ё н о к

в ы п ол н я е т

м и м и ч е с к и е

упражнения

В ы п о л н я ю т с я

п р и е м ы

биоэнергопластики.

выполняет

артикуляционные

упражнения

совместно

движениями

упр. «блинчики»

Дуть на высунутый язык

упр. «варенье»

упр. «чашечка»

используя

Стимуляция

повторения

названий

игрушек,

развитие тактильных ощущений.

познакомить

друзьями.

Интересно, кто они? Вот их фотографии (кот, кит, еж)

Д р у з ь я

д р у ж е л ю б н ы е,

любознательные

интересные задания. Вот ёжик что-то хочет мне

сказать, а-а-а, он хочет, чтобы с ним поиграли.

Массаж с использованием шариков Су-Джок

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

На спине иголки

очень-очень колкие.

Хоть и ростом ёжик мал

нам колючки показал

А колючки тоже

на ежа похожи

Накопление пассивного словаря. Стимуляция

повторения звукоподражаний. Развитие слухового

восприятия и внимания.

аппарат «Дельфа»

упр. «конфетка»

«почистим зубки», одновременно водим

языком по верхним зубам и щеточкой по

пальчикам.

Отраженное

повторение

названий

игрушек, определение их по тактильным

признакам

(пушистый,

кол юч и й,

катать Су Джок между ладонями

массажные движения большого пальца

массажные

движения

указательного

массажные движения среднего пальца

массажные

движения

безымянного

массажные движения мизинца

катать Су- Джок между ладонями.

приглашает нас в гости. Пойдем?

Ой! Пока мы гуляли, куда-то подевался наш

кит! Давай его позовем: «Кит!!! Кит, ты где?»

придумать.

живет под водой и не очень хорошо слышит.

специальный прибор (банка)

волшебное устройство, попробуем с помощью

его. («Дельфа»)

Итог

Понравились

…………………

всем по домам, чтобы никто не заблудился и

нарисуешь дорожку. Попрощаемся с нашими

новыми друзьями.

Интерактивная

заданных

ж и в о т н ы х,

н а з в а т ь

п о в т о р

звукоподражаний животных.

Проговаривание «в банку», зовем тихо,

затем – громче.

Развитие

аппарате

«Дельфа»

изображены:

Оля, ежик, кит, кот. На другой – дом,

проводит