Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни. Перинатальная энцефалопатия у детей: симптомы, лечение, последствия во взрослой жизни

В силу различных обстоятельств не каждый малыш рождается в положенный срок. Некоторые дети появляются на свет недоношенными. Им требуется особое внимание, бережный уход, постоянная забота. Даже с рекордно маленькой массой тела ребенок может достаточно быстро догнать сверстников в развитии. Однако преждевременное рождение все-таки не проходит бесследно.

Различается четыре степени недоношенности:

  1. Первая. Кроха появился на 37 неделе беременности, имеет рост 45 сантиметров и вес больше двух килограммов.
  2. Вторая. Чадо родилось на 35 неделе, имеет рост 40 сантиметров и массу тела менее двух килограммов.
  3. Третья. Младенец появился на 31 неделе с ростом до 35 сантиметров и весом до полутора килограммов.
  4. Четвертая. Малыш родился на 28 неделе, его рост не превышает 30 сантиметров, а вес меньше одного килограмма.

Иногда ребенок появляется и вовремя, однако масса его тела не дотягивает до нормы. Такое чадо тоже считается недоношенным. Его будут отличать от обычных детей следующие особенности:

  1. замедление реакции;
  2. гипертонус и гипотонус;
  3. отсутствие пигментации в области сосков;
  4. недоразвитость половых органов;
  5. гипотония;
  6. частые вдохи и замирание дыхания;
  7. перпендикулярное расположение ребер;
  8. округлость живота;
  9. нахождение пупка в паховой области;
  10. слаборазвитость ногтевых пластин;
  11. непропорциональные размеры головы;
  12. мягкость костей черепа;
  13. недостаточная терморегуляция;
  14. недоразвитие ушных раковин;
  15. тонкий слой подкожного жира;
  16. морщинистость кожи;
  17. тихий голос;
  18. розовый или красный оттенок кожи;
  19. наличие волосяного пушка.

Наличие и степень выраженности данных признаков зависит от конкретной недели рождения крохи.

Недоношенные дети: причины

Появление младенца не в положенный срок вызывается многими причинами. Во-первых, виной тому служат имеющиеся у матери болезни: ревматизм, сахарный диабет, порок сердца и некоторые другие.

Во-вторых, недоношенные дети рождаются у женщин, которые не состояли на учете в женской консультации; забеременели ранее, чем прошло два года с предыдущей беременности; в прошлом делали аборты; имеют заболевания мочеполовой системы.

В-третьих, преждевременные роды случаются из-за слишком раннего или позднего возраста мамы, неправильного питания, стрессовых ситуаций, нежелания иметь ребенка.

Также можно выделить и другие предлоги:

  • тяжелая беременность;
  • наследственность;
  • несоблюдение рекомендаций гинеколога;
  • вредные привычки;
  • острые психические потрясения;
  • вынашивание двойни или тройни;
  • наличие вредных факторов на рабочем месте;
  • халатность беременной женщины;
  • оплодотворение слабым или незрелым сперматозоидом.

Каждая женщина в силах свести к минимуму риск появления недоношенного младенца. Для этого стоит отказаться от вредных привычек задолго до желанной беременности, вести здоровый образ жизни, избавиться от имеющихся недугов, беречь себя от стрессовых ситуаций, получать больше положительных эмоций, следовать наставлениям врачей.

Недоношенные дети: последствия

Если вес малыша будет недостаточным при рождении, он сможет прийти в норму уже к одному-двум годам. Что касается психического развития, то оно сравняется с уровнем сверстников в два-три года, а иногда и в пять-шесть лет. Все зависит от степени недоношенности, индивидуальных особенностей ребенка, заботы родителей и осуществления специальных процедур.

Однако раннее появление на свет вызывает у человека в будущем ряд последствий:

  1. нестабильность менструаций у женщины, тяжелая беременность, роды раньше срока;
  2. вывихи и подвывихи, дисплазия, заболевания суставов;
  3. судороги, ДЦП и прочие нарушения в функционировании нервной системы;
  4. сниженный иммунитет, слабое здоровье, подверженность частым простудным болезням;
  5. проблемы со слухом;
  6. плохое зрение;
  7. заболевания желудочно-кишечного тракта;
  8. затруднения с речью;
  9. большой риск появления сердечно-сосудистых недугов.

Из-за высокой вероятности появления тяжелых последствий недоношенные чада должны находиться под регулярным медицинским наблюдением, проходить необходимые обследования не только в период детства, но и во взрослом возрасте.

Таким образом, дети, появившиеся раньше срока, не обязательно вырастают слабыми и болезненными, отстающими в психо-физическом развитии от нормальных малышей. Однако у них риск возникновения различных недугов гораздо выше, чем у остальных. Поэтому родители должны уделять больше внимания своим недоношенным деткам, заботиться о них, выполнять рекомендуемые врачами упражнения и следовать их советам. Также важно постоянно находиться под медицинским контролем, чтобы иметь возможность вовремя выявить серьезные заболевания и начать борьбу с ними.

Правильный уход за недоношенными детьми – особенности и тонкости

Детишки, которые поспешили родиться раньше времени, нуждаются в особом уходе. Это касается не только медицинской помощи на первых неделях жизни, но и дальнейшего пребывания дома. Однако родителям не стоит впадать в панику, представляя невероятно сложные и специфические манипуляции. На самом деле правильный уход за недоношенными детками, особенности и тонкости которого описаны ниже, смогут обеспечить любимому чаду все родители.

Все внимание на температурный режим!

Как только малютка с мамой попадают из больницы домой, первое о чем придется позаботится – соблюдение оптимального температурного режима. Из-за малого веса и недостаточного количества жирового слоя недоношенные малыши особенно нуждаются в тепле.

  • Температура в помещении, в котором будет располагаться ребенок, составляет от 22 до 25 градусов.
  • Вблизи малютки и под его одеяльцем родителям постоянно стоит поддерживать температуру в приделах от 28 до 32 градусов. Помочь в этом непростом деле смогут резиновые грелки, наполненные водой с температурой 60-65 градусов. Применять электрические грелки, одеяла и другие подобные изделия категорически нельзя.
  • Грелки помещают сверху одеяла по бокам, на расстоянии в ладонь от малыша, а также в его ногах. При этом такой источник тепла предварительно оборачивается пеленкой. Поверх крохи и под него улаживать грелки запрещено, так как это приводит к появлению ожогов и проблемам с дыханием.
  • Отслеживают температуру посредством термометра. Регулярность смены воды в грелках составляет 1,5-2 часа.
  • Проветривание комнаты, в которой пребывает ребенок, выполняется через каждые 3 часа и длится не менее 20 минут.

Важно! Недоношенный ребенок без тепла не должен оставаться даже на пару минут, так как это тут же грозит переохлаждением организма. Придерживаться такого строгого температурного режима родителям нужно будет первый месяц жизни малютки, после чего он уже сможет справляться с внешними перепадами самостоятельно.

Как организовать кормление?

Самая большая проблема, с которой придется столкнуться родителям недоношенного малыша, связана с недостаточным или полным отсутствием у него сосательного рефлекса. Также для таких деток характерным является плохой аппетит, постоянное срыгивание, запоры или, напротив, диарея. Все это связано с незрелостью желудочно-кишечного тракта.

  • Обеспечить малышу грудное вскармливание. О сохранении лактации молодая мама должна подумать еще находясь в роддоме. Полноценное питание, отсутствие стрессов и хороший сон женщины обеспечат рожденного раньше времени кроху самым необходимым.
  • Чтобы малютка после очередного приема пищи не срыгивал, его следует осуществлять часто и в небольших количествах полулежа. После этого ребенок должен находится на протяжении 15-20 минут в вертикальном положении.
  • В случае нестабильного стула или других проблем с пищеварительной системой категорически не рекомендуется применять массаж животика, газоотводные приспособления (трубочки) и клизмы.

Важно! Если проблемы с ЖКТ будут возникать слишком часто, сопровождаясь при этом тревожными симптомами, тогда следует незамедлительно обратиться к специалисту.

Первые водные процедуры – какими они должны быть?

Если малыш родился с весом не более 1800 г, тогда от купания на 2-3 недели придется отказаться. Дети с большей массой наслаждаются водными процедурами уже в первую неделю после приезда из роддома.

Во время купания деток, родившихся раньше срока, обязательно придерживаются следующих рекомендаций:

  • Малыши до достижения 3-х месяцев должны купаться в заранее прокипяченной воде, температура которой составляет 38 градусов.
  • Помещение, где будут проводится процедуры, следует нагреть до отметки 25 градусов.
  • После купания не стоит тут же переносить малютку в комнату с более низкой температурой воздуха. Со временем дверь в ванную комнату можно будет оставлять открытой, чтобы ребенок смог постепенно адаптироваться к новым условиям.

Именно с таких гигиенических процедур состоит правильный уход за недоношенными детками, особенности и тонкости которого смогут познать все родители.

Массаж – можно или нет?

Конечно же, для недоношенных деток специалисты разработали специальный массаж и процедуры, которые помогут крохе как можно быстрее окрепнуть и освоить необходимые навыки.

В отношении с такими малютками существуют свои особенности:

  • Если ребенок имеет мышечную гипотонию, то для него подойдут легкие поглаживания, которые деликатно расслабляют мышцы.
  • После двухмесячного возраста такие простые манипуляции можно разнообразить легкими гимнастическими упражнениями. Помогут быстро развить и закрепить двигательные навыки.
  • Если малышу уже исполнилось 3-4 месяца, то родители уже могут учить его поворотам набок. Главное – все делать осторожно и медленно.

Важно! Основная цель массажа для недоношенных деток – это психоэмоциональный контакт с родителями, во время которого получают положительные эмоции и новые умения.

Отправляемся на прогулку – как сделать ее безопасной и полезной?

Как уже говорилось ранее, температурные перепады для недоношенных деток противопоказаны. Если хочется как можно скорее отправится с дорогим чадом на свежий воздух, то потребуется соблюдать следующие правила:

  • Первая прогулка для малышей с массой тела больше 1500 г состоится не ранее двухнедельного возраста. И это только при условии, если за окном лето и температура воздуха составляет от 26 градусов.
  • Предпринимать походы на улицу следует с 15 минут пребывания на открытом воздухе. Затем, добавляя постепенно по 20 минут, общее время достигает 1,5 часа.
  • Как только ребенок достигнет массы в 2500 г или 1,5 месяца, его без опасения берут гулять в весенне-осенний период, когда температура на улице составляет не менее 10 градусов.
  • Если отметка на градуснике опустилась ниже 8, то от прогулок отказываются. Исключение составляют крохи весом от 2800 г и старше 2-х месяцев.

Под пристальным врачебным контролем – какие специалисты должны осмотреть ребенка?

До наступления школьного возраста недоношенные детки находятся на диспансерном наблюдении. Для таких малышей обязательным является регулярное посещение следующих узкопрофильных специалистов:

  • Невропатолога. Как правило, до года такие детки практически полностью догоняют по развитию сверстников. Но, если существуют какие-либо проблемы, только специалист сможет диагностировать их на ранней стадии и назначить эффективную терапию.
  • Кардиолога. Помимо консультации специалиста, нужно будет регулярно проходить процедуры ЭХО-КГ, а также ЭКГ, которые позволяют оценить состояние сердечно-сосудистой системы ребенка.
  • Как только малютке исполнится 2 недели, во избежание развития рахита ему будут назначен витамин Д и особый массаж.

Если с первого взгляда все и кажется сложным, то уже после недели такого специфического режима родители и не заметят своей усталости. Ведь каждая любящая мать понимает, что правильный уход за недоношенными детками, особенности и тонкости которого описаны выше, поможет драгоценному чад расти здоровым и счастливым!

Возможно вам также понравится:

Прививки АКДС детям до года: когда и для чего делать

анонимно , Женщина, 24 года

Здравствуйте! Сейчас мне уже 24, но до сих пор не отпускают воспоминания о том, как мучительно было учиться в школе. В возрасте до 17 лет я была скромной, доброй ученицей, с оценками 5 и 4. Друзей не было, хотя общаться хотелось, но моя школа была в поселке, выбор на друзей был невелик, а имеющиеся меня подставляли и травили. Доверять было почти некому. Некоторые учителя тоже относились плохо, культивировали неуверенность в себе. С физической стороны вопроса меня задевали якобы моим лишним весом. В школе был неофициальный уклон на физ.Культуру, т.К. Школа обычно была лидером в районе. Иногда за проигрыш в обычной эстафете на меня даже мальчики нападали и бились. В старших классах вдобавок на занятиях физ.К-рой добавилась группа младших отстающих девочек, которые набрасывались на меня в раздевалке и на самих занятиях в стиле трое на одного(причина - моя семья по меркам поселка была состоятельной). Одноклассники сразу убегали, поджав хвост и оставив меня, а учителя не обращали внимания. Дело разрешилось с помощью моих родителей, когда я уже окончательно пала духом. Также было множество других ситуаций, которые "ломали" мою психику. Закончив школу и переехав учиться, я изменилась, нашла друзей, реабилитировалась, поняла, что до этого жила в аду, но остались и негативные эффекты - злость, недоверие, социопатия, низкая самооценка. В данный момент вижу у себя 2 последствия. Первое, с момента окончания школы и по сей день с периодичностью в 1-2 недели я вижу сны о школе. Их сценарий обычно такой, что все там присутствуют и выглядят такими, какими я их запомнила, и пытаются снова меня травить, либо просто бездействуют, а я при этом веду себя уже как взрослый, другой человек, и это преподает им урок, либо мстит. Иногда я их избиваю или довожу до смерти. Признаюсь, что в глубине души в реальности я им этого и желаю. Меня пугает частота таких снов. Второе (всплыло недавно), я заболела, произошло разрушение коленных суставов, которое у меня развивалось с детства, но я об этом не знала. И хотя я понимаю, что это моя вина - не жаловалась родителям и врачам на первые симптомы, сама в студенческие годы систематически занималась спортом для себя, но на эмоциях сейчас я виню школу. Учитель заставлял бегать по асфальту, смеялся, если я какие-то упражнения не могла выполнить, ставил тройки. Мои движения были ограничены из-за начинающейся болезни, но я на это не обращала внимания, да и врачи у нас были очень плохие. А всего-то нужно было освобождение от занятий сделать, и сейчас я была бы здорова. Однажды даже у нас был добровольный кросс, в котором я не хотела участвовать и специально пришла в обычной одежде и обуви. На это моя классная руководительница, чтобы наш класс не проиграл, силой заставила меня бегать в осенних туфлях и джинсах по тому же асфальту. И это только один пример. Поэтому сейчас и сны участились. В них еще я убиваю учителей. Вопросы у меня такие. Реально ли мне забыть весь этот ад и какими методами? Лично мне кажется, что нужно либо их простить и отпустить (не получается), либо вернуться и отомстить (это уже глупо и невозможно). Обязательно ли мне обращаться к психотерапевту или я смогу преодолеть это сама? И если на это не обращать внимания, забудется ли это с возрастом? Почему даже спустя годы счастливой взрослой жизни, я просыпаюсь в холодном поту после таких снов и снова это вспоминаю? Еще очень неприятно возвращаться туда, когда езжу навещать родителей, сразу тяжело на душе в том месте. Родина ассоциируется только с мучениями.

Здравствуйте. Спасибо, что поделились своей историей. Отвечу на Ваши вопросы. Забыть то, что Вы называете адом уже не реально и не стоит насиловать себя, пытаясь это сделать. Более того, чтобы освободиться от боли, которая Вас сопровождает, нужно вспомнить и то, что психика успела вытеснить, защищая Вас. Для этого нужно идти к и пройти личную терапию, чтобы исцелить ту рану, которая была Вам нанесена в детстве. Не уверен, что Вы сможете справиться сами, ибо у Вас нет такого опыта. Облегчить своё состоянием можно, если начать заниматься саморазвитием. Но такие раны сами не заживают, даже если со временем боль будет утихать. Столкнувшись с подобным к себе отношением, всё снова вернётся и усилится боль и страдание. Более того, Вы будете, совершенно неосознанно, привлекать к себе людей, которые будут Вас унижать. Поэтому, не стоит надеяться на время, оно не лечит, оно оттягивает час расплаты за упущенное время. Я верю, что Вы не остановитесь на этой консультации и пойдёте дальше, чтобы стать свободным от прошлого человеком. Успехов!

Экология жизни. Дети: Этот о том, что чаще остается незамеченным. Дефицит родительской любви – как оценить есть он или нет? Когда у ребенка мало игрушек – все понятно. Это видно, игрушки можно пощупать, потрогать, прикинуть их стоимость и количество. Родительская любовь, как и чувства в целом – нематериальна

Этот о том, что чаще остается незамеченным. Дефицит родительской любви – как оценить есть он или нет? Когда у ребенка мало игрушек – все понятно. Это видно, игрушки можно пощупать, потрогать, прикинуть их стоимость и количество. Родительская любовь, как и чувства в целом – нематериальна, и лишь проявляется в форме каких-то поступков, слов, принимая разные формы.

Родитель и его поддержка очень важны для ребенка в каждом возрасте. Нехватка в совсем маленьком возрасте – формирует у ребенка ощущение недоверия к миру в целом. Еще чуть старше нехватка родительской любви и поддержки оборачивается зависимостью, несамостоятельностью, инфантильностью.

Еще чуть старше оборачивается неверием в свои силы и возможности, виноватостью за все и вся. В младшем школьном возрасте чревато комплексом неполноценности и апатией к учебе и труду. В подростковом возрасте нехватка адекватной родительской любви и поддержки создает сложности с самоопределением, пониманием себя. В конце концов в целом общая изолированность ребенка, внутренняя одинокость так же имеет корни в нехватке родительской любви.

Когда я говорю о нехватке. Я имею в виду именно форму родительской любви. Я не сомневаюсь в том, что родитель любит своего ребенка. Но именно форма, в которой он эту любовь выражает, может быть неподходящей на том или ином этапе или не соответствовать той или иной ситуации. И тогда у ребенка не появляется возможность эту любовь получить и «впитать». К примеру, любовь в форме пристыжения ради воспитания достойной личности или в форме гиперопеки в больших количествах - очень плохо усваивается детьми и скорее создает дефицит, чем наполняет.

Для того что бы восполнить эмоциональный голод и «сбросить нервозность» дети находят какие-то объекты (или родители их предлагают), как «заменители» родительской любви. Комп.игры, соц.сети, переедание, табакокурение, уход в фантазии и прочее. Это формирует зависимое поведение. Когда вместо живого теплого, но недоступного родителя (по каким-то причинам) ребенок выбирает неодушевленный, но вполне доступный объект.

Из того как родители любят ребенка формируется его собственное отношение к себе. Мальчик или девочка учится относиться к себе - любить или недолюбливать, чаще ругать себя, чувствовать себя виноватым, вообще не обращать внимания на свои желания и потребности и т.д.

Ребенок, лишенный любви, то есть не тот которого «строят» или опекают, а тот который вообще потерял надежду на тепло от родителей, учится «зависимости наоборот». Т.е. ему настолько одиноко и больно, что он к себе вообще не подпускает, что бы ни быть «брошенным» снова. В нем много недоверия и опасливости и в то же время внутреннего желания быть любимым, что во взрослом возрасте такие дети могут быть мало разборчивы в связях.

«Оставлеяемый», не получающий любовь в нужной форме ребенок может злиться, протестовать в самых разных (зачастую непонятных родителю) формах, может чувствовать сильную, хроническую депрессию, которая растягивается в некоторых случаях на несколько лет.

Невозможно восполнить дефицит любви, который уже случился. То чего не дали когда-то - уже не дашь сейчас. Можно конечно проигрывать ситуации в уме и представлять, как бы вы все поменяли тогда, или как хорошо было бы… но, тем не менее, помощь возможна только из «настоящего».

К примеру через осознание того дефицита который есть и понимания как вы его сейчас заполняете (еда, алкоголь, трудоголизм, зависимые отношения и т.д.). И что у вас с теми пунктами, про которые я говорила в самом начале – что вы думаете про себя, как относитесь к себе, чего лишаете. Что вас не устраивает в этом? Что можете поменять, а где тупик и вам нужна помощь.

К слову, про психологическую помощь написано много книжек, но ни одна из них не заменит адекватной терапии в которой вы научитесь понимать себя и принимать себя, так же как ни одна из игрушек не способна заменить маминого или папиного присутствия в жизни ребенка. опубликовано


Дефицит родительской любви – как оценить есть он или нет? Когда у ребенка мало игрушек – все понятно. Это видно, игрушки можно пощупать, потрогать, прикинуть их стоимость и количество. Родительская любовь, как и чувства в целом – нематериальна, и лишь проявляется в форме каких-то поступков, слов, принимая разные формы.

Родитель и его поддержка очень важны для ребенка в каждом возрасте. Нехватка в совсем маленьком возрасте – формирует у ребенка ощущение недоверия к миру в целом.

Еще чуть старше нехватка родительской любви и поддержки оборачивается зависимостью, несамостоятельностью, инфантильностью.

Еще чуть старше оборачивается неверием в свои силы и возможности, виноватостью за все и вся.

В младшем школьном возрасте чревато комплексом неполноценности и апатией к учебе и труду.

В подростковом возрасте нехватка адекватной родительской любви и поддержки создает сложности с самоопределением, пониманием себя. В конце концов в целом общая изолированность ребенка, внутренняя одинокость также имеет корни в нехватке родительской любви.

Когда я говорю о нехватке, я имею в виду именно форму родительской любви. Я не сомневаюсь в том, что родитель любит своего ребенка. Но именно форма, в которой он эту любовь выражает, может быть неподходящей на том или ином этапе или не соответствовать той или иной ситуации.


И тогда у ребенка не появляется возможность эту любовь получить и "впитать". К примеру, любовь в форме пристыжения ради воспитания достойной личности или в форме гиперопеки в больших количествах – очень плохо усваивается детьми и скорее создает дефицит, чем наполняет.

Для того, чтобы восполнить эмоциональный голод и "сбросить нервозность" дети находят какие-то объекты (или родители их предлагают), как "заменители" родительской любви. Компьютерные игры, социальные сети, переедание, табакокурение, уход в фантазии и прочее. Это формирует зависимое поведение. Когда вместо живого теплого, но недоступного родителя (по каким-то причинам) ребенок выбирает неодушевленный, но вполне доступный объект.

Из того, как родители любят ребенка формируется его собственное отношение к себе. Мальчик или девочка учится относиться к себе – любить или недолюбливать, чаще ругать себя, чувствовать себя виноватым, вообще не обращать внимания на свои желания и потребности и т.д.


Ребенок, лишенный любви, то есть не тот которого "строят" или опекают, а тот который вообще потерял надежду на тепло от родителей, учится "зависимости наоборот". То есть ему настолько одиноко и больно, что он к себе вообще не подпускает, чтобы не быть "брошенным" снова. В нем много недоверия и опасливости и в то же время внутреннего желания быть любимым, что во взрослом возрасте такие дети могут быть малоразборчивы в связях.

"Оставляемый", не получающий любовь в нужной форме ребенок может злиться, протестовать в самых разных (зачастую непонятных родителю) формах, может чувствовать сильную, хроническую депрессию, которая растягивается в некоторых случаях на несколько лет.

Невозможно восполнить дефицит любви, который уже случился. То чего не дали когда-то – уже не дашь сейчас. Можно, конечно, проигрывать ситуации в уме и представлять, как бы вы все поменяли тогда, или как хорошо было бы… но, тем не менее, помощь возможна только из "настоящего".


К примеру, через осознание того дефицита, который есть, и понимания, как вы его сейчас заполняете (еда, алкоголь, трудоголизм, зависимые отношения и т.д.). И что у вас с теми пунктами, про которые я говорила в самом начале – что вы думаете про себя, как относитесь к себе, чего лишаете? Что вас не устраивает в этом? Что можете поменять, а где тупик, и вам нужна помощь.

К слову, про психологическую помощь написано много книжек, но ни одна из них не заменит адекватной терапии в которой вы научитесь понимать себя и принимать себя, так же как ни одна из игрушек не способна заменить маминого или папиного присутствия в жизни ребенка.