С какой скоростью ездят на шоссейном велосипеде. Как правильно переключать скорости велосипеда для достижения максимальной эффективности движения.

Когда-то, еще не совсем давно, во времена молодости наших отцов, было себе сложно представить, что велосипед может быть многоскоростным. Хотя, в это же время в западных странах уже давно использовались велосипеды с переключателями скоростей, первый такой велосипед создала компания Bianchi, однако, привычный нам велосипед, с шестеренками спереди и сзади, был создан лишь в 1950 году итальянским велосипедистом Туллио Кампаньоло. Со временем количество передач росло и сегодня, современные спортивные велосипеды удовлетворяют требования серьезных гонщиков, с помощью целых 11 звездочек на кассете. Количество ведущих звезд на шоссейном велосипеде — две, на горных велосипедах, обычно — три, но последним временем активно начались выпускать «даблы» и на шатунах.

Перед рядовым велосипедистом, не являющимся профессиональным гонщиком стоит серьезный вопрос: сколько скоростей выбрать на свой велосипед? Давайте отдельно рассмотрим горный и шоссейный велосипед, т.к. требования у них существенно отличаются. Начнем с МТБ велосипедов. Сегодня на новые модели в магазинах, обычно ставят 3 звезды спереди и 7-10 сзади. Что дает большее количество звезд? В первую очередь, чем больше у велосипеда диапазон передач, тем оптимальнее можно выбрать необходимую передачу для конкретного рельефа под колесами. Приведу пример: два велосипедиста едут в подъем, у обоих спереди по 3 шестеренки (количество зубьев равное), но кассета у одного с 7, а у другого с 10 шестеренками. Первому будет сложнее выставить нужную передачу, скажем при соотношении 1:4 (передней к задней), езда не очень комфортная и педалирование слегка утяжеленное, а при 1:3 каденс завышенный. Ему бы еще одну звездочку между 3 и 4… Здесь как раз таки проще, когда сзади у тебя 10 скоростная кассета. Есть одно уточнение, большую роль играет диапазон звезд на кассете, например популярный расчет 11-32 или 11-30, если же вместо него поставить назад кассету с меньшим диапазоном, допустим 12-28, возможно, даже на 7-рике сзади можно будет подобрать комфортную передачу. Однако, смотрите, чтобы при небольшом диапазоне кассеты вам хватило самой большой шестеренки сзади для заезда в самый тяжелый подъем. Может случиться и так, что на соотношении 1:1, когда задняя звезда будет 28 или меньше, вы не сможете заехать в тяжелый подъем, в то же время, на 32..34 звезде сзади заехать было бы можно.

На шоссейные велосипеды всегда ставят более узкий диапазон кассеты, нежели на МТБ. Объясняется это тем, что шоссейный велосипед, реже попадает в ситуацию, когда нужно переключать передачи. Обычно, асфальт менее изменчив в плане рельефа, чем пересеченная местность. Поэтому, шоссейному велосипедисту важно подобрать очень комфортную передачу, случается так, что рельеф асфальтированной дороги долго остается неизменным, а если еще нет порывов ветра, то условия для шоссейника длительное время остаются неизменными, отсюда комфорт педалирования выходит на первый план.

Но сколько же скоростей выбрать? Вопрос очень спорный, поэтому однозначных выводов делать я не стану, а лишь распространю важную информацию, а вы уже сами для себе решите, что вам нужно. Все-таки, на МТБ я бы не ставил 7-8 скоростную кассету в комплекте с «даблом» спереди, очень высока вероятность, что подобрать комфортную передачу будет сложно. Я езжу на 3 спереди и 8 сзади. Хватает, но 9 было бы еще комфортнее, а 10 еще Учтите цену на трансмиссию, 8-ск. самая недорогая, к примеру цепь KMC Z92 я покупаю за 90 грн. (меньше 10 долларов), в то время, как 10-ск. обойдется не дешевле 400 грн., т.е. в 4 раза дороже. Девятискоростная цепь немного дешевле десятискоростной. Разница в цене за счет того, что чем под большее количество скоростей сделана цепь, тем уже она должна быть, соответственно ее сложнее сделать при тех же требованиях к прочности, износу и т.д. То же самое касается кассет, в плане производственного и ценового вопроса. Есть и другая сторона медали Лидеры рынка велосипедных запчастей Shimano и Sram делают хорошие переключатели и манетки, ориентируясь, что покупатель возьмет 9 ск., а не 8; 10 ск., а не 9. То есть, чем больше скоростей, тем лучше оборудование, которое будет работать в паре с трансмиссией. Скажем на 8 ск. кассеты ставят переключатели: Altus, Acera, Alivio. На 9-ку уже поставят, скажем, Deore. А на 10-ке будет стоять XT. Естественно, что чем выше класс переключателя и манетки, тем лучше будет и само переключение, помимо соотношения шестеренок.

Удивительно, но многие любители, покупая велосипед, даже не представляют зачем велосипеду нужны передачи и думают, что чем больше скоростей - тем круче велосипед. При этом часто можно видеть велосипедиста, штурмующего гору на высокой передаче, когда крутить очень трудно. Или наоборот, велосипедиста, который едет с горы на низкой передаче и еле успевает вращать педали.

Что такое каденс?

Чтобы понять, как правильно переключать скорости, необходимо сначала понять, что такое каденс. Каденс - это частота вращения педалей велосипедистом. Среди велосипедистов существуют следующие понятия, характеризующие каденс:

  • низкий каденс;
  • высокий каденс;
  • оптимальный каденс.

При низком каденсе, то есть при слишком малой частоте вращения педалей, для поддержания скорости велосипеда приходится сильно давить на педали, быстро забиваются мышцы, велик риск возникновения заболеваний суставов. Низкий каденс - одна из причин болей в коленях при езде на велосипеде.

При высоком каденсе, то есть при слишком высокой частоте вращения педалей, начинается сильная раскачка велосипедиста в седле. В этом случае силы начинают расходоваться нерационально, в особенности если не используются контактные педали .

Оптимальный каденс индивидуален для каждого велосипедиста и зависит от многих факторов. Но, в среднем, при движении по асфальту и грунту, оптимальной считается частота вращения педалей от 80 до 100 оборотов в минуту.

Для того, чтобы всегда знать точную частоту вращения педалей проще всего использовать велокомпьютер с функцией отображения каденса.

Подбор передачи

Итак, очевидно, что передачи на велосипеде необходимо переключать так, чтобы каденс всегда оставался оптимальным. Таким образом поездка не станет слишком утомительной и, что гораздо важнее, сократиться риск возникновения заболеваний суставов.

Например, комбинация самой малой звезды спереди и самой малой - сзади (например, 1-9) абсолютна бесполезна, и её можно легко заменить иной комбинацией примерно с таким же передаточным отношением (например 2-4).

Переключение передачи

Особое внимание следует уделить и моменту, в который осуществляется переключение. Переключать передачи необходимо по одной, одновременно с вращением педалей. При этом педали следует давить совсем легко, во избежании сильной нагрузки на цепь. Если же осуществлять переключение под нагрузкой или без вращения педалей, то велик риск повредить переключатели (особенно при использовании оборудования начального уровня), порвать цепь и даже получить серьезную травму. Например, про подъезде к крутому подъему, лучше всего заранее выбрать нужную скорость.

Не стоит пренебрегать переключением передач. Это поможет сэкономить силы и снизить вероятность получения серьезной травмы. Например, на низких передачах очень легко заехать практически в любой подъем, а на высоких передачах возможно развить максимальную скорость. Просто пробуйте и наслаждайтесь всеми возможностями современного горного велосипеда!

Выбираем велосипед: информация для новичков

Для начала выберем... дорогу

Потому что именно от ее характеристик зависит то, какую модель велосипеда мы предпочтем. Скорее всего, вы уже заранее можете представить, где именно будете совершать прогулки на колесах: в городе, сельской местности, на пляже или в парке, по бездорожью или ровному покрытию. Обо всем этом следует подумать до того, как вы отправитесь в магазин за долгожданной покупкой. Определившись более или менее с этими вопросами, можно выбрать тип велосипеда.

Дорожные, или городские, велосипеды - лучший вариант, если предполагаются частые поездки по асфальту без развития большой скорости. Например, неспешная прогулка с друзьями, посещение магазина в соседнем квартале и т. д. Такая модель подходит для ежедневной эксплуатации и, вполне возможно, прослужит владельцу много лет. Главное, не забывать, что для длительной езды или гонок такие велосипеды совсем не предназначены.


Дорожный (городской) велосипед

В зависимости от модели они могут иметь от 1 до 7 передач, оснащаться закрытой или открытой (без трубы сверху) рамой и колесами различной ширины (узкими, средними и широкими). Практика показывает, что для езды по асфальтовому покрытию лучше всего подходят узкие шины, если же планируется выезжать и за город, можно подобрать колеса с покрышками пошире.

Горные велосипеды , или маунтинбайки - для езды с препятствиями. Под «препятствиями» стоит понимать и движение в гору, и крутые спуски, и каменистую поверхность, и тому подобное. Классический горный велосипед снабжен передним амортизатором, широкими покрышками и, как минимум, двумя десятками передач. Впрочем, разновидностей горных байков сегодня немало, но, впервые покупая такую «машину», лучше ориентироваться на перечисленные особенности, так как именно они позволяют пользоваться велосипедом на пересеченной местности без затруднений.


Горный велосипед

Спортивные (шоссейные) велосипеды становятся выбором тех, для кого главным приоритетом является возможность ездить на большой скорости. Узкие шины, в большинстве случаев - отсутствие амортизаторов, низкая посадка - отличительные черты таких моделей. Подходят для езды исключительно по гладкому и ровному покрытию, имеют большое количество передач. Разновидности спортивных велосипедов (для фристайла, гонок и т. д.) рассматривать не станем, так как наша статья адресована в основном «новичкам» - тем, кто собирается впервые (или после долгого перерыва) сесть в велосипедное седло.


Спортивный велосипед

Многие велосипеды сочетают в себе черты перечисленных выше разновидностей: например, горных и дорожных. Такие модели называют «гибридами», и они заслуживают отдельного разговора - настолько много вариаций представлено в ассортименте современных магазинов.

Это важно: рама, колеса, амортизаторы

Правильный выбор этих составляющих - залог того, что вы купите велосипед, ездить на котором будет удобно. А поскольку покупка планируется относительно дорогостоящая и желательно долговечная, то необходимость комфорта во время ее эксплуатации вообще никаких сомнений не вызывает.

Рама

Открытая или закрытая - дело вкуса. Самый простой способ определиться - это сесть на велосипед, примериться к нему. Традицией стало считать, что открытая рама (без верхней перекладины) - это женский вариант, а закрытая - мужской. Но существуют и дамские модели с закрытыми рамами, которые чаще всего вполне устраивают их обладательниц. А многие мужчины предпочитают рамы открытого типа, так что решать этот вопрос лучше индивидуально.


Рама

Соотнести свой рост и высоту рамы довольно просто - стоя рядом с велосипедом, измерьте расстояние от своей талии до уровня рамы. В идеале оно должно равняться десяти сантиметрам (плюс-минус 1-2 см). Тогда управлять велосипедом будет удобно.

Как правило, велосипедные рамы изготавливаются из стали, алюминия, титана, хромомолибдена. Бюджетные варианты - это сталь и алюминий. Основной недостаток стальных рам заключается в том, что они довольно-таки тяжелы. Алюминиевые рамы встречаются сегодня часто - обычно в составе моделей средней стоимости. Они достаточно легкие, но по прочности уступают как стали, так и более дорогим титану, хромомолибдену и другим материалам.

Колеса

Для нас важны такие характеристики колес, как диаметр, ширина покрышек, рисунок протектора и количество спиц. Диаметр колеса измеряется в дюймах: например, у горных велосипедов он составляет 24-26 дюймов, у дорожных побольше - 28. Величина колеса прямо пропорционально связана с количеством нагрузок, которые легко и без каких-либо последствий будет выдерживать велосипед.

Широкие покрышки хороши для поездок по неровной дороге, песку, камням, поэтому их обычно устанавливают на горные велосипеды. Однако на асфальте такие шины становятся не слишком удобными, поэтому для городских улиц или стадионов лучше подойдут узкие колеса. Грунтозацепы актуальны для широких колес, однако есть и комбинированные варианты - узкая шина, середина которой - гладкая, а края - с грунтозацепами. Такие покрышки удобны, если велосипед предполагается использовать в разных условиях - и на асфальте, и на пересеченной местности.

Спицы в колесе обеспечивают грузоподъемность, устойчивость и прочность велосипеда. Поэтому количество их стоит соотносить и с собственным весом, и с предполагаемыми нагрузками. К примеру, езда по бездорожью будет комфортнее на колесах, количество спиц в которых больше стандартного (32 спицы).

Амортизаторы

Нетрудно догадаться, что эти устройства необходимы для смягчения толчков и вибрации, которые во время езды на велосипеде неизбежны в принципе. Самые простые амортизаторы выполнены в виде пружин, однако в современных моделях они обычно сочетаются с так называемыми демпферами.

Существует даже классификация по наличию и расположению амортизаторов на той или иной модели велосипеда. Велосипеды, у которых амортизатор расположен впереди, называются хардтейлами. На сегодняшний день они считаются наиболее удобными и легко управляемыми, если речь идет о езде по бездорожью. Модели с двумя амортизационными вилками - двухподвесы. Софттейлы - дорогие спортивные велосипеды, сочетающие в себе качества хардтейлов и двухподвесов; поскольку это специализированные модели, они оснащены дополнительной амортизацией. Есть и такие, на которых амортизаторов вовсе нет, - ригиды. К последним относятся городские велосипеды и некоторые модели горных.

Безусловно, учитывать нужно не только расположение, но и тип амортизатора. Скажем, пружинные амортизаторы устанавливаются обычно на недорогих велосипедах, но и срок их службы не долог. Хорошая амортизация обеспечивается посредством установки демпферов - своеобразных «глушителей» вибрации. Это может быть пластиковая деталь, картридж с маслом или воздух внутри амортизационной вилки. Масляные амортизаторы считаются самыми надежными.

Марки велосипедов: краткий обзор

Что делает человек, прежде чем купить свой первый велосипед? Само собой, читает советы более «продвинутых» байкеров в Интернете. Иногда этот процесс заканчивается тем, что будущий велосипедист впадает в легкое уныние. Судите сами: в одной статье сказано, что все модели дешевле 500 у.е. - бесполезное железо. На другом сайте отсчет цен на «приличные» велосипеды и вовсе начинается с тысячи долларов. Возникают, как минимум, два вопроса: кому в этом случае верить и как примирить себя с предстоящими финансовыми затратами, если они в 2-3 раза превышают запланированные?

На самом деле достойные варианты при желании можно найти в разных ценовых категориях. При одном условии: если это будет продукция хороших, авторитетных брендов. Назовем основные из них.

Еще один отечественный производитель, достойный внимания. Наиболее известны спортивные велосипеды этой марки, но бренд выпускает продукцию и других модификаций. Для сборки закупаются комплектующие таких производителей, как Shimano, Uno, Weinmann, Sram.

Чешская торговая марка, выпускающая велосипеды как для любителей, так и для профессиональных спортсменов. Соответственно, и стоимость их может быть разной. Но оригинальный дизайн, комфортабельность, надежная сборка - отличительные черты всех моделей этого производителя.

Одна из крупнейших мировых фирм. Велосипеды немецкого производства, пользующиеся спросом во многих странах. Одним из достоинств продукции можно назвать легкие и прочные магниевые рамы, велосипеды с которыми предлагаются покупателям по вполне доступным ценам.


Горный велосипед Merida MATTS 3-V

Международный бренд, история которого начинается в семидесятых годах двадцатого века. Уже пять лет назад годовой объем производства этой компании превышал 5 миллиардов велосипедов. Нетрудно представить сегодняшнее положение дел, учитывая то, что все это время бренд активно развивался. В России продукция GIANT реализуется с 1994 года.

Этот список трудно назвать законченным, но он вполне может стать отправной точкой в знакомстве с ведущими производителями велосипедов.

У современных велосипедов максимальное число скоростей может достигать 30. Число скоростей зависит от количества передних и задних звезд. Переключатель скоростей на велосипеде необходим для комфортной езды по пересеченной местности. Например, при заезде на возвышенность, следует переключать скорость на пониженные передачи, а ехать с горки следует на повышенной передаче. Переключая скорости, когда это необходимо, велосипедист экономит свои силы.

Как определить число скоростей

Номинальное количество скоростей определяется вариантами сочетаний передних и задних звезд. Например, если у велосипеда 10 задних звезд и 3 передних, то номинальное количество скоростей будет равно 30, а если сзади 9 звезд, то 27. Однако тут есть один нюанс - фактическое число скоростей, которые можно использовать, будет меньше. Это связано с тем, что из-за перекоса и неправильного натяжения цепи не следует использовать все возможные сочетания звезд.

Оптимальное переключение скоростей

Во избежание перекоса и соскакивания цепи рекомендуется переключать скорости следующим образом:
• Первая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 1-1, 1-2, 1-3 и 1-4.
• Вторая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 2-4, 2-5, 2-6 и 2-7.
• Третья передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 3-6, 3-7, 3-8 и 3-9.

В результате получается, что велосипед с тремя передними и девятью задними звездами номинально имеет 27 скоростей (3*9=27), но фактически у него будет использоваться только 12 скоростей. И этого достаточно для поездок по местности с любым рельефом.
Стоит отметить, что придерживаться данной схемы совсем не обязательно, но при использовании оптимальных комбинаций переключения звезд существенно уменьшается износ цепи.

Как правильно переключать скорости

При езде против ветра, по песку, глине, мокрой грязи или подъеме в гору, необходимо «сбрасывать» переднюю передачу. Тогда будет легче крутить педали, маневрировать и набирать скорость.

Первая передняя передача оптимальна для подъема, если вы не хотите прикладывать большие физические усилия. Вторая передача подходит для небольших подъемов и езды по лесным дрогам. На третью переднюю передачу (самая большая звезда) рекомендуется переключаться во время езды по городу. При этом задняя передача переключается в соответствии с приведенной выше схемой переключения скоростей.

Переключать скорости на велосипеде – это несложно. Просто придерживайтесь некоторых простых правил, чтобы сделать стиль вашего катания более комфортным и эффективным. Кроме того ваши переключатели скоростей дольше будут вам служить, позволяя сэкономить немало средств.

Инструкция

Переключение передач во время подъема. Здесь не следует переключать скорости по необходимости, иначе вы рискуете потерять ритм и инерцию вашего движения. Также не стоит переключать передачи во время быстрого кручения педалей, ибо это приведет к быстрому износу тех частей, которые во время торможения подвергаются наибольшей нагрузке.

Самой распространенной ошибкой велосипедистов-любителей является редкое использование переднего переключателя передач. Наверное, это объясняется боязнью перелететь через руль велосипеда вниз головой . Конечно, если скорость очень велика , передние тормоза лучше не использовать или пользоваться ими для постепенного торможения. Однако передние тормоза в два раза эффективнее задних, поэтому стоит задуматься о том, в которых ситуациях какие тормоза лучше использовать.

У вас появляется возможность достаточно быстро набирать необходимую скорость при помощи одного переключения на передней кассете (вместо двух на задней). Войдя в ритм движения, вы сможете при помощи заднего переключателя скорректировать передачу более точно. Помните, что сначала нужно правильно выбрать переднюю передачу, а уже после скорректировать передачу задним переключателем.

Если вы готовитесь к спуску, нужную передачу лучше выбрать заблаговременно. На самом же спуске времени на это у вас уже не будет. Там уже придется следить за контролем байка и маневрированием.

Полезный совет

Если скорости переключаются сами собой, это еще не говорит об изношенности или поломке компонентов системы переключения скоростей. Скорее всего, дело в траве или грязи, попавшей в цепь, звездочки или на перекидку. Чаще чистите и смазывайте цепь, переключатель скоростей и звездочки. Тогда и передачи будут переключаться плавно и четко, а значит, катание будет более комфортным;

Важно также хорошо чувствовать свой велосипед, чтобы слышать все посторонние звуки и определять, откуда они исходят. Посторонний металлический звук нередко возникает из-за растянутости цепи, отчего изнашиваются остальные части велосипеда. Хотя бы раз в сезон старайтесь менять цепь.

Источники:

  • как переключатель скорости

Скорость ветра можно определить при помощи шкалы Бофорта, разработанной в 1806 году. Процесс определения заключается в визуальном рассмотрении взаимодействия ветра с различными предметами на суше и в море.



Инструкция

Для определения скорости ветра , обозначающей штиль и достигающей 1 км/ч, вы должны отметить, что листья на деревьях остаются неподвижными, а дым поднимается строго вертикально. На море штилю соответствует зеркальная гладь и полное отсутствие волнения.

Определите, есть ли отклонения дыма от вертикального направления и остаются ли неподвижными листья деревьев. В это же время на море присутствует легкая рябь, а высота волн колеблется в пределах 10 см. Если это так, то скорость ветра составляет от 2 до 5 км/ч и соответствует 1 баллу по шкале Бофорта.



Звезды велосипеда

Именно в них всё дело. Количество скоростей велосипеда напрямую зависит от их количества. На большинстве выпускаемых сейчас велосипедов (шоссейных и cross-countrey) звезды установлены как на заднем колесе, так и на кассете (там, где педали). Для того чтобы выяснить, сколько скоростей у конкретного велосипеда, нужно перемножить число задних и передних звезд. К примеру, если сзади 7 звезд, а спереди - 3, то велосипед 21-скоростной.

Количество скоростей может варьироваться от 10 (5 звезд сзади и 2 спереди) до 30 (10 звезд сзади и 3 спереди). Производители велосипедов чаще всего предпочитают выпускать велосипеды с 21 скоростями. Это легкосплавные велосипеды, с передней амортизирующей вилкой, предназначенные для езды не только в городской черте, но и по бездорожью. Большим числом скоростей отличаются шоссейные велосипеды с узкими колесами диаметром от 27 до 31 см. Меньшим - детские велосипеды.

Немного о правильном переключении скоростей

Для того чтобы избежать преждевременного износа кассеты, цепи и системы переключения передач в целом, необходимо придерживаться ряда простых правил. Во-первых, не следует переключать скорости во время подъема. Натяжение цепи и так неслабое, да еще на цепь приходится моментальная нагрузка во время перескакивания с одной звезды на другую. Следует выбрать самую медленную скорость для подъема (иначе говоря, выбрать самую большую звезду сзади и самую малую спереди. Скорости переключаются как для заднего колеса, так и для кассеты. Говоря проще, для подъема выбирается первая скорость на обеих переключателях.

Во вторых, стоит переключать скорость только во время езды велосипеда, когда крутятся педали. В противном случае, во время старта велосипеда человек может услышать не самый приятный звук от цепи. Это скажется на ее износе.

Третье правило - разница между скоростями (звездами цепи) не должна быть больше 4. То есть, не следует выбирать самую низкую скорость на передней/задней звезде и самую высокую на другой. Из-за этого цепь может растянуться быстрее, чем это заложено производителем цепи. А растянутая цепь приведет к поломке системы переключения скоростей в целом. Это - не очень приятный и не самый дешевый ремонт. Стоимость хорошей системы переключения может составить не одну тысячу рублей.

Ну и последнее - необходимо регулярно смазывать цепь. Сигналом для того, что пора это сделать, может стать посторонний металлический шум от цепи либо своеобразный шорох во время езды. Если велосипед эксплуатируется бережно и не на бездорожье, будет нужно протереть цепь сухой тряпкой от грязи, а затем смазать специальной велосипедной смазкой для цепи. Если велосипед - частый гость деревенских дорог или песчаных пляжей, перед смазыванием потребуется промыть цепь керосином или специальной смесью для чистки цепи.

Источники:

  • Сколько нужно звезд велосипеду?
  • Сколько передач должно быть у велосипеда?
  • Сколько скоростей на велосипеде
  • Переключение передач на велосипеде