Как воспитывают детей в китае. Проблема детского эгоизма в связи с такой политикой властей. Если китайские дети балуются, как их усмиряют

08.05.2019 Красота

Невероятное трудолюбие, целеустремленность и терпение китайского народа – во многом заслуга специфической системы воспитания, принятой в этой крупнейшей азиатской стране, показывающей в бурные темпы экономического роста и завидные спортивные успехи. Мы бы, пожалуй, назвали эту систему авторитарной и даже жестокой, но сами китайцы считают ее абсолютно естественной и единственно верной.

Печально известный лозунг «Одна семья – один ребенок», выдвинутый правительством в 80-е годы 20 века, заставил семьи с особой тщательностью подходить к рождению ребенка – права на ошибку у них не было. Женщина решала делать аборт, даже если ее не устраивал пол ребенка (с давних лет рождение мальчика считается в Китае большой радостью, а рождение девочки – неудачей), а о рождении малыша с возможными отклонениями не могло быть и речи. В сельском местности, правда, этого правила никогда не придерживались, «незаконных» детей или вовсе не регистрировали, или привыкли рожать и платить налог. Сейчас государство, убедившись в неэффективности старой стратегии, выдвинуло новый лозунг – двое детей, правда, многие китаянки, решившиеся на стерилизацию, уже не смогут им воспользоваться.

Политика ограничения рождаемости заставляет родителей воспитывать своего единственного малыша (максимум двух) очень строго для того, чтобы он вырос самым лучшим, самым талантливым, образованным, успешным. «Если ты не первый, то ты неудачник» - привычный лозунг китайский родителей. Это не жестокость, а трезвый расчет и забота о будущем своего чада, ведь «выбиться в люди» в миллиардной стране совсем не просто. Умение выживать в конкурентной борьбе прививается малышам с детства.

В отличие от ценностей, которые развиваются в западном обществе, во главу угла китайское общество ставит не личность ребенка и его гармоничное развитие, а лидерство, усердие и умение добиваться цели. Педагоги и родители не усложняют процесс воспитания такими понятиями, как нежная детская психика, самооценка, доверительные отношения с ребенком и т.д. Напротив, они считают, что это европейцы слишком «заморачиваются» проблемами детской индивидуальности. Китайских детей учат покорности, а проявления непосредственности и обычной эмоциональности считаются признаком незрелости и неумения держать себя в руках. При наличии проблем китайские родители ни за что не поведут ребенка к психологу, скорее накажут его или даже выпорют.

Амбициозное государство, понимая ценность «человеческого фактора», ставит целью всесторонне развитие детей. С 3-месячного возраста государство берет на себя воспитание детей, которых уже можно отдать в ясли. С 1,5 лет ребенок начинает получать развернутое и, надо сказать, вполне качественное образование: детей учат музыке, рисованию, развивают умственные и физические способности. С 3 до 6 лет дети ходят в бесплатные садики, которые мало чем отличаются от советских и постсоветских – здесь без лишних изысков детей приучают к труду и коллективному сосуществованию, начинают обучать грамоте. Внимание: ребенка, который в три года не умеет сам себя обслуживать (кушать, одеваться–раздеваться, ходить в туалет, вытирать себе попу и т.д.), в государственный сад НЕ ВОЗЬМУТ. Есть и частные садики, где лучше техническое оснащение, больше внимания уделяется культурному и эстетическому развитию, меньше детей и больше воспитателей. С 6 до 12 дети посещают начальную школу, следующие три года посвящены обязательному среднему образованию. А вот в старшую школу попадают только те, кто достойно учится, и конкуренция очень высока.

Школы в Китае требуют отдельного абзаца. В них дети не просто учатся, а по нашим меркам, просто «вкалывают». Ежедневно школьник встает в 5 утра, чтобы повторить и доделать уроки. В учебном заведении дети находятся весь день, дабы дать родителям возможность полноценно работать. Официально они учатся до 5-6 часов вечера, но на практике после кружков и дополнительных занятий приходят домой после 10 вечера! На каникулы им задают столько, что необходимо заниматься ежедневно не менее 2 часов, причем перед началом учебного года нужно прийти в школу и сдать задание учителю. Самое удивительное, что нервные срывы и переутомления при таком ритме жизни детям Китая не свойственны (или требовательные родители и педагоги их просто не замечают?)

Складывается впечатление, что ребенок для китайца – это некий проект, который в будущем должен обязательно оправдать все надежды родителей. И здесь мама и папа могут быть поистине безжалостными: часами заставлять играть гаммы, не давая ребенку есть, пить и отдыхать, пока у него не получится, так, как надо. Или разорвать открытку ко дню рождения мамы, если она окажется недостаточно хорошо сделана. Они идут на шантаж, угрозы, обман и суровые наказания, лишь бы дети отвечали установленной для них планке. Тратить время впустую, на телевизор или компьютерные игры китайцы не позволяют. Выбор вуза и будущей профессии для ребенка тоже делают взрослые. А уж о том, чего стоят победы маленьких китайских спортсменов, впечатлительным родителям лучше и вовсе не знать.

При этом китайские родители всегда приветливы и действительно любят своих детей. Как все это отражается на психике детей? Сложно сказать, ведь их в младенчества учат слушаться старших, не капризничать и довольствоваться малым. Но ведь штука – китайские дети совершенно открытые, улыбчивые, не «задерганные», ласковые к старшим и воспринимают свою «каторжную» жизнь как норму. В школах не стреляют, учителей не ненавидят.

Итак, китайский стиль воспитания – абсолютная противоположность европейскому, но ведь и трудолюбивые и дисциплинированные китайцы – абсолютная противоположность, к примеру, инфантильным и ленивым испанцам. Что-то в китайском воспитании покажется нам неприемлемым, а что-то и вполне разумным. А если снизить уровень авторитарности и сделать поправку на культурные особенности, мы узнаем в нем старое доброе советское воспитание. Которого иногда очень не хватает моим детям.

Когда-то в китайских семьях было много детей. Мао Цзэдун призывал брать пример с Советского Союза и повышать рождаемость. Теперь все по-другому. Из-за проблемы перенаселения страны китайским родителям стало очень сложно воспитывать больше одного ребенка официально. Для этого надо заплатить государству кругленькую сумму. В зажиточной провинции Чжэцзян, например, она доходит до $130 000.


Плакат из 80-х годов 20 века "Одна семья - один ребёнок"

С одной стороны, лозунг «В одной семье – один ребенок» решает многие проблемы. С другой стороны, на воспитании детей он сказывается не лучшим образом. Теперь каждый китайский школьник – это маленький император, центр вселенной своей семьи.


Маленький император

Если на улице Шанхая вы встретите плачущего ребенка, не спешите его жалеть. Скорее всего, он не ушибся и не расстроился оттого, что кто-то из сверстников над ним посмеялся, а просто не получил того, чего хочет. Будьте уверены: пройдет буквально несколько минут – и гнев маленького императора сменится на милость, потому что прибежит мама с игрушкой или мороженым.

Китайские родители часто жалуются, что их дети вырастают эгоистичными и несамостоятельными. Однако они признают и свою вину в этом. Папа, мама, дедушки, бабушки постоянно опекают малыша. Неважно, хорошо ли себя чувствуют они сами, голодны ли они сами, главное, чтобы маленький император был доволен. Результат налицо: многие дети начинают помыкать взрослыми, капризничают, не стесняясь окружающих, а иногда ведут себя просто неприлично.


Ожирение - очень распространенная проблема у китайских детей

Одной моей знакомой «посчастливилось» преподавать английский язык шанхайским детям. Как-то к ней в группу привели нового мальчика лет четырех-пяти. На попытку преподавателя познакомиться он ответил плевком в лицо. Как потом говорила моя знакомая, ей повезло, что она носит очки. Мама попросила своего отпрыска извиниться и предложила девушке салфетку, однако никаких суровых воспитательных мер не последовало.

Чрезмерная опека продолжается и тогда, когда «ребенку» уже больше двадцати лет. Родители покупают юношам и девушкам квартиры в том же районе, а часто и в том же самом доме, где живут сами. Если сын или дочь уезжают учиться в другой город, мать и отец настаивают на том, чтобы по окончании учебного заведения дети вернулись в отчий дом.

Нередко родители устраивают за своего ребенка и его личную жизнь. По выходным в парках, даже в дождь, можно увидеть пожилых женщин и мужчин, которые собираются на «ярмарку женихов и невест». Они обмениваются информацией о своих детях и стараются устроить им встречу: ведь у молодежи совсем нет времени, чтобы заниматься этим самостоятельно.

Некоторые молодые китайцы действительно не способны обходиться без помощи родителей. Они привыкли, что мать и отец стирают им одежду, готовят еду и решают все проблемы за них. Действительно, трудно стать самостоятельным, когда родители готовы завязывать тебе шнурки на ботинках до тринадцати лет. А ведь в Китае можно увидеть и такое!

Однако, несмотря на все это, как только ребенок отправляется в школу, для него настают тяжелые времена. Каждый год в Китае выпускают огромное количество специалистов с высшим и средне-специальным образованием. И каждый из них должен бороться за рабочее место и доказывать работодателю, что именно он (или она) является лучшим кандидатом на должность. Поэтому китайские дети могут быть непослушными и капризными, но они обязаны учиться.

Все начинается в детском са­­ду, куда ребенка отдают обычно в пять лет. Здесь, как и в российских детсадах, детей готовят к школе. Некоторые малыши уже в этом возрасте начинают изучать английский язык. Однако далеко не каждая китайская семья может позволить себе оплатить такие занятия.


Классы в Китае переполнены

В школу дети идут в семь-восемь лет. Система образования в Китае несколько отличается от русской. Обучение в начальной школе длится шесть лет. За это время ребята должны научиться читать и писать на китайском языке, освоить азы математики. Кроме того, они начинают изучать китайскую литературу и обязательно английский.

Китайским детишкам уже в начальной школе гораздо сложнее, чем европейским. Чего только стоит их родной язык! Приходится осваивать иероглифы, учиться читать и писать.

А ведь написание иероглифа лишь иногда подсказывает его чтение. Кроме того, чуть ли не каждого китайца можно считать своего рода билингвом. В китайской школе преподавание ведется на путунхуа, государственном языке Китая, за основу которого взят пекинский диалект. Но ведь не во всех китайских семьях говорят на государственном языке. Чем южнее находится город, тем отдаленнее местный диалект напоминает путунхуа. В шанхайском диалекте, например, даже нет тонов, тогда как в путунхуа их четыре.

Таким образом, если дома у ребенка говорят на местном диалекте, изучение китайского в школе для него превращается в занятие иностранным языком.

В средней школе, где обучение также длится шесть лет и делится на две ступени (три года непосредственно средней школы и три года обучения в старших классах), к уже перечисленным предметам добавляются физика, химия, биология, история, идеология и политика, география. В шанхайских школах дети изучают два иностранных языка. По всем этим предметам школьники сдают экзамены в конце каждого учебного года.

Самый сложный экзамен – конечно же, выпускной, так как его результаты предопределяют дальнейшую судьбу школьника.Если баллы высокие, парень или девушка зачисляются в университет. Состоит этот экзамен из нескольких частей (по математике, китайскому языку, истории и другим основным предметам), и сдают его в письменной форме. По окончании школы дети также сдают устный экзамен по английскому языку с аудированием, практические экзамены по физике, биологии, химии и экзамен по информатике.

Китайские дети проводят довольно много времени в школе. Занятия начинаются в восемь часов утра и заканчиваются около четырех часов вечера с перерывом на обед, примерно в полдень. Как правило, каждый день школьники посещают около семи занятий: четыре с утра и еще три после обеда. Обедают они в школьной столовой, где готовят традиционный для китайских столовых набор – мясо, жареные овощи, пампушки маньтоу, различные виды китайских пельменей и, конечно, рис или лапшу.

Некоторые дети, однако, предпочитают обедать на улице. В это время китайские переулки пестрят красными галстуками: школьники покупают у уличных торговцев лапшу, лепешки с луком и жареные блины. Такое зрелище у русского человека вызывает улыбку: очень уж напоминает наше советское прошлое – пионеры, октябрята…

Наверное, сейчас вам вспомнились не только пионерские галстуки, но и шерстяная форма с белым фартучком, которую в России теперь увидишь разве что на «Последнем звонке». В Китае школьники до сих пор носят форму, однако она обязательна далеко не во всех учебных заведениях и может отличаться, в зависимости от района и школы. Например, в районе Хункоу в Шанхае школьников можно узнать по синей форме с белыми полосками на воротничках. Этим они чем-то напоминают маленьких морячков.

Школьная форма может меняться из года в год. Студент Шанхайского университета иностранных языков Шэнь И вспоминает:

За время обучения в школе форма в моем шкафу менялась 18 раз. Это всегда был примерно один и тот же набор – брюки, рубашка, джемпер, которые отличались только цветом и мелкими деталями. По-моему, только красной и розовой формы у меня не было, просто потому, что я не девочка.
Однако по понедельникам форма обязательна для всех школ. В этот день перед началом занятий все ученики присутствуют на школьной церемонии поднятия флага. Выглядеть в этот момент нужно торжественно и нарядно.

Китайские школьники на перемене мало чем отличаются от русских. Так же играют, так же безобразничают. Но на занятиях им дисциплины не занимать. Особенно это касается школьников постарше. Вики Дюмер из Гамбурга – преподавательница немецкого языка в средней шанхайской школе Цзядин – делится своими впечатлениями:

У меня сложилось очень противоречивое мнение о китайских школьниках. На переменах они вели себя как обычные дети, разве что слишком много играли в детские игры (я преподавала школьникам 13–14 лет). Зато, как только звенел звонок на урок, они превращались в ответственных, сосредоточенных на учебе роботов.
После занятий детишек обычно встречают родители или бабушки с дедушками. Если ребенок уже учится в средней школе, он, как правило, добирается домой в компании школьных товарищей. Многие детишки с малых лет сами ездят домой на автобусе или велосипеде.

Китайский школьник гораздо больше занимается самостоятельно, нежели в школе. Самое любимое слово китайского студента zi xue (цзи сюе) – появляется в лексиконе юношей и девушек задолго до университета. Zi xue – это не просто выполнение домашнего задания, это самообразование, самосовершенствование в области знаний. Детишки, вернувшись домой после школы, повторяют иероглифы, самостоятельно учат новые, читают книжки, стараются заниматься английским языком.

Даже когда ребенку приходится помогать родителям по хозяйству или по работе, он все равно использует свободную минутку, чтобы еще что-то повторить или узнать. Очень часто можно увидеть такую картину во фруктовой лавочке: школьник лет десяти помогает маме взвешивать фрукты, а потом садится где-нибудь в уголке и принимается писать иероглифы.

Zi xue превращается в стиль жизни китайского школьника, а затем и студента. Если в Китае вы проснетесь пораньше и прогуляетесь по студенческому городку, то увидите наглядное доказательство этого.

Подростки и студенты просыпаются очень рано, у каждого есть утренние неотложные дела. Пока самые спортивные ребята совершают утреннюю пробежку, другие, расположившись на лавочках, лужайках и даже на футбольном поле, повторяют свежевыученную грамматику английского языка.

Если вы думаете, что при таком плотном графике у китай­­ского школьника остается время только на сон и прием пищи, позвольте вас разочаровать: кроме самообразования, существует еще множество дополнительных занятий. Во многих китайских семьях родители стараются найти для ребенка репетитора по предметам, представляющим особую трудность. Кроме этого, а также посещения курсов иностранных языков и компьютерной грамотности, дети занимаются различными видами спорта, в том числе и традиционными китайскими – ушу и гимнастикой тайцзи, учатся играть в облавные шашки, постигают азы классической китайской живописи.

Зная о том, что огромная нагрузка на ребенка неизбежна, особенно в таком мегаполисе, как Шанхай, родители стараются как-то подсластить пилюлю и всячески балуют детей, прощают им неприличные выходки. Главное, чтобы ребенок научился пробиваться в условиях жесткой конкуренции.

По-другому обстоят дела на периферии. Если, например, вы поедете в Юньнань, самую бедную провинцию Китая, вы увидите совсем других ребят. У большинства из них нет возможности получить высшее образование, а потому и нет надобности доказывать большому городу, что они лучшие из лучших.

Часто в сельскохозяйственных районах родители воспитывают больше детей, чем предусматривает китайское законодательство, просто не регистрируя «лишних». В таких семьях ребенку приходится заботиться о братьях и сестрах и помогать родителям по хозяйству. Нередко такие дети даже не ходят в школу, потому что их семье нечем заплатить за учебники.

Однако в каком бы китайском городе вы ни оказались, общим будет одно: возможность учиться, получать знания воспринимается детьми с благодаростью, как подарок небес. Может быть, в этом и заключается главный талант маленького императора?

По материалам сети Интернет.

Мир детства велик и чудесен, но состоит он не только из сказок и игр. Важной стороной жизни растущего поколения является его воспитание. Насколько различны традиции, религии и обычаи народов нашей Земли, настолько отличается и воспитание детей в разных странах мира. Формирование личности идет по законам, сложившимся в обществе за многие века существования тех или иных стран и народностей. Объединяет их лишь одно – любовь к детям, а вот отношение к правилам воспитания у всех свое.

Люди всех народностей любят своих детей, однако к воспитанию подходят по-разному

Как подходят к воспитанию детей в разных странах?

Интерес специалистов к различным системам воспитания привел к появлению целой науки, называемой этнопедагогикой. Обычным родителям просто хочется сравнить методики, взять что-то для себя или наоборот убедиться в совершенстве собственного подхода. Мы решили развить увлекательную тему и представить вам особенности воспитания детей в разных странах в виде небольших содержательных комментариев.

Какие системы существуют в Европе?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Начнем мы с ближайших наших соседей на Западе, а точнее, с некоторых европейских стран. Объединившись в Евросоюз, страны не потеряли своей аутентичности и сохранили привычные для них системы формирования нового поколения. Основы каждой из них закладывались на протяжении многих столетий в Испании и Англии, Германии и Франции, но сами методики претерпевали изменения, ориентируясь на достижения цивилизации. Какое же оно, воспитание детей в разных странах?


Несмотря на объединение, страны Евросоюза сохранили свою индивидуальность, в том числе и в воспитании детей

Отношения детей и родителей в скандинавских странах

Обычаи викингов и суровая природа наложили свой отпечаток на отношение взрослых к маленьким членам семьи. Детей в скандинавских семьях боготворят, а не просто любят. Большая часть воспитания состоит из развития в маленьком гражданине творческих способностей. Никаких жестких ограничений и безоговорочного подчинения дисциплине. Свобода во всем: в выборе увлечений, режиме дня, занятий. Единственное, на что обращается особое внимание взрослых, – это абсолютная безопасность для ребенка.

Равноправие стоит в основе отношений между родителями и детьми. Взрослые считаются с мнением маленького человечка вплоть до того, что легко меняют свое решение по какому-либо вопросу, если чадо высказывается против него. Детские сады и школы принимают на равных правах здоровых малышей и инвалидов. Педагоги скандинавских государств уверены, что лучший инструмент развития детей – это игра, поэтому все дошкольные и школьные учреждения оборудуются игровыми комнатами.

Подход к детям в Швеции

Шведы подошли к формированию маленькой личности настолько смело, что чуть ли не с детского сада детей в Швеции просвещают по вопросам половых различий, процесса деторождения, проблемам контрацепции. Законы Швеции направлены на исключение насильственных действий в качестве педагогических методов. Родителям запрещается даже голос повышать на свое чадо. Соблюдение установленных правил контролируется социальными работниками.


В Швеции считают необходимыми уроки полового воспитания - профилактику ранней половой жизни и абортов (подробнее в статье: )

Кроме того, сам подопечный может пожаловаться на родителей, тогда взрослых ждет жесткое наказание. Такой подход приводит к тому, что приюты Швеции постоянно пополняются новыми маленькими жильцами.

Дети Швеции признаются полноценной юридической единицей, родителям приходится сдувать с них пылинки, даже за плохое поведение благодарить. Если кто-то из мам или пап Швеции решается отшлепать свое сокровище, он может предстать перед судом.

Педагогические устои Норвегии

Толерантные законы Норвегии не так строги к родителям. Самая главная забота родителей в том, чтобы дети в Норвегии были обеспечены здоровым и полноценным питанием. Рыба и рыбий жир обязательно входят в детское меню. Строго следят и за тем, чтобы на детский стол поступало местное фермерское молоко. Занятия в детских садах направлены на развитие двигательных способностей малышей. Взрослые Норвегии придерживаются мнения, что бег и подвижные игры важнее, чем математика или литература. Кроме того, малышей в Норвегии стараются чаще выводить на улицу, разрешая им копаться в земле и плескаться в воде, объясняя такие действия желанием укрепить иммунную защиту крох.


Норвежским детишкам позволяется проводить много времени на природе, гулять и выплескивать энергию

Французская педагогическая система

Главный критерий французского воспитания детей заключен в прививании детям самостоятельности с раннего возраста. Взрослым жителям Франции важно реализоваться в этой жизни, поэтому юных членов французской семьи стараются отделить от тесного общения, устанавливая определенные ограничения:

  • Малыша с трех месяцев приучают спать в отдельной кроватке. Существуют и четкие разграничения времени: на ребенка и для себя. Чадо рано ложиться спать и никогда не спит в одной кровати с родителями.
  • Детей детсадовского возраста французские мамы активно записывают в кружки, развлекательные студии, спортивные секции. Для работающих мам это оптимальный выход и развить малыша, и найти ему занятие, пока женщина на работе.
  • Французское отношение к малышам отличается мягкостью, наказание может быть только за действительно серьезный проступок. Принято поощрять ребенка за хорошее поведение, лишать развлечений и лакомств за плохие дела.
  • Бабушки и дедушки Франции не нянчатся с малышами, их могут попросить отвести кроху в секцию или кружок, но постоянное пребывание у бабушки не практикуется. Французские старики столь же независимы и свободны от обязательств перед семейными обязанностями, как и молодежь.

Французским деткам с раннего возраста прививают самостоятельность

Как воспитывают детей в Германии?

Знаменитая немецкая пунктуальность и собранность воспитывается с детства. Родители строят воспитание детей в Германии по правилам, основанным на строгости. Малыш должен ложиться спать не позднее 8 вечера, ему запрещается долго сидеть за компьютером или телевизором. Самостоятельность выражается в собирании малышом осколков разбитой чашки или поднятию после падения без помощи взрослых. Кроме того, есть и другие особенности:

  • Бабушки Германии не принимают участие в выращивании крох, мамы с определенного возраста малыша нанимают ему няню, у которой обязательно должно быть медицинское образование. Грудничков женщины берут с собой на прогулку, в кафе, на встречу с подругами.
  • Посещение детского сада начинается с 3-х лет. Ребята помладше этого возраста ходят на занятия в специальные игровые группы в сопровождении родителей или нянь.
  • Программа дошкольных учреждений Германии не подразумевает обучение маленьких граждан чтению и счету. Малышам прививают правила поведения в коллективе и учат дисциплине. Игровые занятия ребенок выбирает сам.
  • Обучение грамоте стартует в начальной школе. Уроки проходят в игровой форме. Планированию жизни, в том числе всех дел и бюджета, отпрысков учат родители.

Учиться грамоте немецкие дети начинают только в школе

Воспитательные методики Испании

Воспитательные процессы в Испании кардинально отличаются от многих стран в Европе. Если внимательно рассматривать законы страны, касающиеся детства, можно сказать, что все они направлены на воспитание взрослых Испании, а не их отпрысков. Нередко родителям выносят суровые наказания за малейшую грубость или строгость в отношении сына или дочки. Малышей в Испании могут забрать из семьи, если посчитают, что родители плохо с ними обращаются. Откровенной цели разлучить маму и малыша не ставится, социальные органы Испании приветствуют участие взрослых в изменении ситуации к лучшему и со временем возвращают ребенка в семью.

Что характерно для Англии?

Чопорная Англия верна королевским традициям и воспитывает из своих маленьких граждан настоящих леди и джентльменов. Тенденция поздних родов, когда родителями впервые становятся в 35-40 лет, позволяет подходить к педагогическому процессу серьезно и основательно. Родители прививают малышам безупречные манеры, с малых лет учат пользоваться столовыми приборами. Приветствуется сдержанность в проявлении эмоций. Встретить на улицах Англии маму, нежно целующую своего кроху или что-то весело с ним обсуждающую, невозможно. Такое близкое общение проходит только в стенах дома, на людях все чинно и сдержанно.


Большинство британских детишек похожи на маленьких взрослых - сдержанных и чинных

Как воспитывают детей в азиатских странах?

Слова известного киногероя о том, что Восток – дело тонкое, находят свое яркое отражение в воспитательных методах стран Азии. Религиозные постулаты оказывают существенное влияние на взаимоотношения взрослых и детей. Родители в азиатских государствах бережно сохраняют сложившиеся в их обществе традиции и, основываясь на них, формируют маленькую личность.

Японская система воспитания

Основа воспитательных принципов Японии – вседозволенность до пятилетнего возраста. Что разрешено малышу до этого срока:

  • Практически любое желание ребенка до 5 лет не вызывает запретных мер от родителей. Желает чадо зарисовать красками все стены в доме – пожалуйста! Хочет перекопать горшок с цветком и рассыпать землю по полу – сколько угодно!
  • Философский подход родителей к малышам означает, что эти 5 лет отведены им для полной свободы, для всевозможных игр и забав. Единственное, что ведется неукоснительно, так это приучение их к вежливости и хорошим манерам. Маленький японец должен правильно ощущать себя частью общества и государства.
  • Общение между детьми и родителями ведется в спокойной тональности, взрослые никогда не повышают голос. Исключены в Японии и телесные наказания. Если малыш расшалился на виду у всех, мама отведет его в сторону и тихо объяснит ему, что так себя вести нельзя.
  • Мамы в Японии никогда не используют шантаж и угрозы в сторону своих маленьких сокровищ. Если произошел конфликт, мама может первой пойти на примирение, при этом мягко показывая малышу, что он огорчил ее.

Как учат жизни в Китае?

Воспитательные традиции в Китае – это образец выращивания из детей вундеркиндов. Рано прекращая кормить малыша грудью, китайская мама отправляет грудничка в ясли. Строгий режим дошкольного учреждения расписан по минутам. Для каждого действия отведено определенное время: сон, занятия, игры, обед по точно установленному времени.

Важным моментом остается обучение китайских малышей уважению к старшим. Повсеместно в Китае развивается чувство коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности и взаимопомощи у юных граждан страны.

Зацикленные на раннем развитии своего сокровища, мамы в Китае методично водят малышей в различные секции, кружки, группы интеллектуального развития. Женщины изучают новейшие методики развития интеллектуальных способностей ребенка и абсолютно уверены, что кроха всегда должен быть занят каким-то полезным делом. Разделения на мужские и женские обязанности в Китае нет: мальчик умеет мыть посуду, а девочка легко вобьет гвоздь в стену. Таково китайское отношение к подрастающему поколению.

Родительская педагогика Индии

Родители Индии начинают учить ребенка жизни с пеленок. Большая часть воспитательного процесса ложится на плечи мамы. Женщины стремятся взрастить в малышах любовь ко всему живому на Земле, они взращивают в них уважение к старшим. Обучение ведется в деликатной манере, тихим голосом и с великим терпением к шумным непоседам. Родители не кричат на своих отпрысков, тем более не делают это на улицах. Мамы закрепляют в крохах умение управлять своими эмоциями, учат сдерживать гнев и раздражение, что характерно для Индии. Большинство взрослых индийцев – это благожелательные, приветливые и терпеливые люди.

Знаменитая политика «одна семья - один ребенок» была учреждена в Китае в 1979 году. Однако она привела к тому, что сегодня в Китае мужчин на 37 миллионов больше, чем женщин, ведь часто аборты делались по половому признаку. Недавнее землетрясение в Китае может привести к тому, что в стране полностью изменится демографическая политика. Власти могут пойти на беспрецедентное решение и отменить принцип одного ребенка.

Об отмене этого принципа в стране заговорили еще в начале года, ссылаясь на угрожающие темпы старения нации. Но огромное количество жертв землетрясения, среди которых много детей, заставило власти Китая ускорить демографическую революцию.

Китайские туристы на Площади Тяньаньмэнь с огромным портретом отца современного Китая Сунь Ятсена во время майских праздников в Пекине 2 мая. День Труда в Китае - один из главных праздников - отмечается с 1 по 3 мая.






Китайская девочка позирует для фотографии в картонной версии символа Олимпийских игр 25 июля 2008 года.

Две сестры обнимают друг друга в центре Пекина 19 февраля 2009 года. Сейчас закон «одна семья - один ребенок» запрещает горожанам иметь больше одного ребенка, а жителям сельской местности - больше двух (в некоторых провинциях разрешается зачать второго ребенка, если первый родился девочкой).


Китайские ученицы участвуют в школьной постановке в древнем городе южной провинции Хунань 15 сентября 2009 года.


Китайская девочка доела леденец на палочке у своего дома в центре Пекина 22 апреля 2009 года. В Китае на 32 миллиона больше мальчиков в возрасте до 20 лет, что в итоге создало нацию с преобладанием в ней мужчин. Китайское правительство серьезно обеспокоено о последствиях преобладания мужского населения по отношению к социальной стабильности и безопасности и запускает программы для планирования пола ребенка.


Китайская девочка собирает высохшее белье у своего дома в бедном районе Пекина 16 июня 2008 года. В Китае на 18 миллионов больше мужчин подходящего для брака возраста - результат абортов в стране, в которой мальчики всегда ценились больше.


Китайские братья-близнецы играют в ожидании своей очереди выступать на фестивале Близнецов в парке Пекина 3 октября 2006 года. В фестивале в тот год приняли участие около 500 пар близнецов.


Китайский мальчик в повязке в честь Олимпийских игр держит флаги на площади Тяньаньмэнь за день до начала великого спортивного события 7 июля 2008 года.


Маленькие китайцы едят сахарную вату в парке, где полно торговцев едой и игрушками, на третий день Китайского лунного нового года в Пекине 28 января 2009 года. Десятки миллионов китайцев по всему миру праздновали начало Нового года - один из важнейших традиционных праздников. зажигались благовония, запускались фейерверки, друзья и семьи собирались вместе, чтобы встретить год быка.


Китайская девочка делает домашнюю работу у своего дома в древнем торговом городе Гонцзиань, южная провинция Хунань, 15 сентября 2009 года.


Китайская девочка играет с большим футбольным мячом в парке на 1000 посадочных мест, где транслировались матчи Чемпионата мира по футболу, в Пекине 26 июня. Чемпионат мира по футболу 2010 принес Китаю немало хлопот, так как многие брали отпуска и опаздывали на работу из-за матчей.


Китайская девочка ждет отбросы у черного входа на продуктовый рынок, полюбившийся туристам, в центре Пекина 3 апреля 2009 года. Угроза социальной нестабильности - одна из крупнейших бед китайской экономики в этом году. Старший представитель программы сельского планирования Чен Сивэнь сообщил, что около 20 миллионов рабочих-мигрантов потеряли свои работы с момента начала экономического кризиса. Это примерно такое же количество рабочих мест, какое Китай сократил за четыре года во время реформы в середине 1990-ых. Власти опасаются, что эти рабочие в гневе выйдут на улицы.

Отец несет сына на плечах в храме во время Лунного Нового года в Пекине 23 февраля 2007 года. В 2007 году в Китае был настоящий «беби-бум», так как год свиньи считается самым благоприятным для рождения детей.


Китайский мальчик прячется от своей мамы за старой рекламной будкой, поставленной к Олимпийским играм, в Пекине 4 апреля 2009 года. С тех пор, как в Китае прошли Олимпийские игры, китайских студентов побуждают учить английский в качестве второго иностранного языка.

Китайские школьники участвуют в школьной пьесе в древнем городе Гонцзиянь 15 сентября 2009 года.

Китайские специалисты подсчитали, что ресурсов КНР хватит на полтора миллиарда человек (сейчас в Китае проживает примерно 1,32 млрд).


Китайский мальчик стоит у старого зенитного орудия в Национальном военном музее революции 22 марта 2009 года. Даже несмотря на программу «одна семья - один ребенок», население Поднебесной продолжает расти в соотношении примерно семь человек на тысячу в год.


Дети рабочих-мигрантов просят милостыню у иностранцев (получая вместо денег конфеты) в центре Пекина 30 ноября 2008 года. За последние несколько десятилетий Китай вывел из бедности больше людей, чем любая другая страна, но в стране по-прежнему остается 300 миллионов бедных.


Мама привела ребенка в детскую больницу Пекина 23 сентября 2008 года. Власти Китая поклялись остановить распространение ядовитого молока с рынков экспорта, после того как из-за ядовитой молочной смеси пострадали 54 000 детей, что привело к настоящему торговому скандалу.


Китайский мальчик позирует для фото во время визита его семьи на площадь Тяньаньмэнь 1 мая 2006 года. 1 мая социалистические страны почитают свой рабочий класс, но в современном коммунистическом Китае в этот день начинается недельный праздник, который, как надеется правительство из года в год, подтолкнет жителей страны к путешествиям и, соответственно, трате денег.


Девочка сидит на стуле на фоне 15-летних тройняшек, позирующих для фото перед церемонией открытия третьего Фестиваля Близнецов в Пекине 3 октября 2006 года. В фестивале приняли участие около 500 пар близнецов.


Китайцы смотрят концерт перед прибытием кубка мира «New York Yankees» у модного торгового центра в Пекине 3 февраля 2010 года. «Yankees» привезли кубок бейсбольной лиги в Токио, Пекин и Гонконг во время шестидневного тура по Азии.


Китайская девочка идет со своей мамой по центру Пекина 13 января 2009 года.


Девочка в маске в Пекине 30 апреля 2009 года. Представитель Минздрава Китая сообщает, что западные СМИ обвиняют его страну в распространении свиного гриппа, чтобы намеренно испортить ее имидж.


Родители привели детей в детскую больницу в центре Пекина 2 декабря 2008 года. В Китае в тот год резко увеличилось число детских смертей от некачественной молочной смеси - погибли шесть младенцев и еще 300 000 заболели.


Три китайские девочки играют на стройплощадке в Пекине 29 октября 2008 года. Национальное бюро статистики заявляет, что в среднем на 120,2 миллиона мальчиков в Китае всего лишь 100 миллионов девочек.


Мама принесла своего сына в больницу Пекина 18 сентября 2008 года. Сотни разгневанных родителей пришли в офисы молочных компаний, требуя возместить ущерб за некачественную молочную смесь, из-за которой умерли шесть детей и еще 6200 заболели.


Девочка играет в общественном фонтане у роскошного торгового центра в центре Пекина 16 августа 2009 года. Бесплодие становится культурной проблемой Китая, отчасти из-за позора быть бездетной семьей. Как только молодая пара женится, их семьи и друзья оказывают на них давление, чтобы они завели ребенка. Если после двух лет брака у них до сих пор нет детей, вся вина обычно ложится на плечи женщины, и мужчины подают на развод.

Туристы фотографируются всей семьей перед портретом бывшего китайского лидера Мао Цзэдуна у входа в Запретный город в Пекине 4 августа 2008 года. Китайские и иностранные посетители наводнили достопримечательности у Запретного города, прилегающего к площади Тяньаньмэнь перед началом летних олимпийских игр 8 августа.


Пожилой китаец несет внука, который ест сладкую лепешку, у входа в Запретный город 4 августа 2008 года. Казалось бы, программа по ограничению рождаемости помогает вдвое сдерживать темпы роста населения, но тут возникает другая проблема: старение населения. Из-за уменьшения доли молодых людей демографическая нагрузка в стране существенно выросла.


Китайские дети в местном парке «Пляжный карнавал» с настоящим песком и огромным бассейном в Пекине 27 августа 2009 года.

Юные китайские спортсмены отрабатывают технику игры в настольный теннис в спортивной школе Шишахаи в Пекине 3 августа 2007 года.


Отец везет дочку мимо образовательного центра, в котором преподают английский, этикет и историю Олимпийских игр, в центре Пекина 21 мая 2007 года.


Маленький китайский бейсболист стоит рядом с кубком «New York Yankees» в торговом центре Пекина 3 февраля 2010 года.

Китайский мальчик смотрит из салона 18-колесного грузовика, направляющегося во Вьетнам из Наньнин, провинция Гуанси 30 июня 2009 года.

Мальчик греется в магазине в Пекине 2 января 2010 года. Представитель комитета политической программы «Один ребенок» сообщил, что около 36% населения Китая в данный момент подпадает под ограничение этой политики.

Семья гуляет по центру Пекина. Хотя в 2006 году китайские власти ввели ограничения на ультразвуковое исследование с целью определения пола ребенка, родители обращаются к частным врачам и прерывают беременность.

Ледяные фигуры 100 детей тают на солнце у Храма Земли в Пекине во время мероприятия, организованного «Гринписом», чтобы напомнить об исчезновении водных ресурсов и изменении климата, 28 августа 2009 года. Эти фигуры, сделанные из талой воды из рек Янцзы, Желтой реки и Ганг, были поставлены для отсчета 100 дней до начала саммита по вопросам изменения климата в Копенгагене.

Дети в парке «Пляжный карнавал» с естественным песком и большим бассейном в Пекине 27 августа 2009 года.


Мальчик смотрит на детские скульптуры на выставке в торговом центре Пекина 2 июня 2009 года. В Китае сложилась ситуация, в которой только местные «звезды» и просто зажиточные граждане Поднебесной могут позволить себе роскошь иметь «лишнее» чадо.


Девочка отдыхает на деревянных санках, глядя, как другие дети разъезжают по замерзшему озеру Пекина.


Женщина несет девочку в больницу в Пекине 23 января 2007 года. Китаю может понадобиться 15 лет, чтобы восстановить половой дисбаланс, появившийся из-за трех десятилетий политики ограничения населения.


Девочка позирует для фотографии перед большой скульптурой в центре Пекина 14 января 2007 года. Кей Энн Джонсон, профессор Хэмпфирского университета, пишет в своей книге «Wanting a Daughter, Needing a Son» (2004) о том, что женщины, не сообщившие вовремя о своей беременности и не имеющие право на еще одного ребенка, в некоторых районах страны подвергались стерилизации, принудительным абортам или обязывались платить большие штрафы.

Девочка ест кукурузу, которую выбросили на продуктовом рынке в центре Пекина 3 апреля 2009 года. По закону штраф за нарушение политики планового деторождения может составлять до 10 годовых доходов.


Китайская девочка раскрашивает традиционные глиняные фигурки кроликов во время Лунного фестиваля в храме Пекина 13 сентября 2008 года. Первоначально глиняные фигурки кроликов использовались для поклонения луне в династии Минг (1368 - 1644).


Три юных китайских хоккеиста играют на замерзшем озере в Пекине 4 января 2007 года.


Двойняшки ждут своей очереди на церемонии открытия третьего Фестиваля Близнецов в Пекине 3 октября 2006 года.


Близнецы участвуют в фестивале близнецов в Пекине 3 октября 2006 года.


Двойняшки участвуют в конкурсе близнецов.


Братья-близнецы участвуют в конкурсе близнецов.


Братья-близнецы держат национальный флаг на церемонии открытия фестиваля близнецов в Пекине.


Близнецы участвуют в конкурсе на самых похожих друг на друга близнецов.


Две пары близняшек на фестивале близнецов в Пекине 2 октября 2006 года.


Близняшки на конкурсе.


Маленькие китайцы в традиционных костюмах идут с родителями по площади Тяньаньмэнь в Пекине в День Китая 1 октября 2006 года.