Воспитание китайских детей. Что мы знаем о китайцах? Особенности воспитания мальчиков в Китае

03.07.2019 Отношения

Как я уже говорила, отличительная черта китайцев (как минимум тех, которые живут в Шанхае - чтобы не нарываться на беспокойных правдорубов) – любовь к детям.
В нашей стране к детям относятся по-другому, даже когда пытаются их любить – как бы там ни было мотивация пропитана агрессией, нацеленной либо на детей, либо на родителей. Здесь все по-другому. Здесь дети никого не раздражают, родители не бесятся от чужих взглядов, люди открыто улыбаются друг другу.


Как выглядит отношение китайцев к детям.
В метро:

Появление ребенка в общественном месте, особенно если этот ребенок европеец и голубоглазый красавец, - это фурор. В метро на малыша ласково смотрят взрослые, стар и млад. Как правило, детям уступают место без напоминания, уступают место маме с коляской, беременной, маме со слингом – в любом качестве мама будет сидеть в метро.

Если маме не уступили место, мама может подойти к любому и попросить об уступке – ей уступит тот, кого мама просила или сосед. Китайцы при виде мамы, ловят ее взгляд и пытаются понять, хочет ли мама сесть, и те, кто хочет посидеть сами (а китайцы любители посидеть в метро) так и остаются на месте, если мама не проявляет желания. То, что никто не уступил тебе место, не значит, что они не хотят его уступать. Это значит. Что они сами хотят посидеть, и могут встать если тебе надо. Не стоит трагично нависать над китайцами. Это люди, которым можно и нужно говорить о том, что ты от них хочешь. Если они не уступают, то это без злобы, а просто потому, что нормально попросить о помощи, когда она тебе правда нужна.

Китайцы не будут делать вид, что они спят, чтобы не вставать, судорожно закрывать глаза и якобы отрубаться при вашем детском появлении – они будут смотреть в глаза. И если ты иностранец и просишь конкретного человека уступить тебе место, а он совсем не понимает, что ты от него хочешь (уступить место маме – это не первая необходимость в транспорте, он не факт что поймет по выражению твоих глаз), ему переведет сосед, либо уступит место сам.

В метро, да и на улице, китайцы будут фотографировать детей на телефон. Фотографировать будут девушки, женщины, молодые люди, мужчины среднего возраста, деревенские или городские, на айфоны или на поношенные дешевые звонилки – они будут делать фотки со стороны или подойдут прямо к коляске. Иногда китайцы будут просить родительского разрешения сфотографировтаься с ребенком, мобилофотки как правило творятся без разрешения.

При этом китайцы радостно улыбаются, машут, агукают с ребенком, Лада это или Лис, - они всячески стараются привлечь к себе внимание, развлечь ребенка. Если мои дети, Лис в особенности ищут глазами с кем поперемигиваться, объекты десткого внимание всегда отвечают. Я еще ни разу не встретила безучастного к ребенку китайца. Даже грубые морщинистые мужские лица разглаживаются и светятся киатйской радостью при обменом взглядами с ребенком.

Некоторые пытаются щипать и тягать за щечки.

Я к вниманию отношусь спокойно, зачастую мне даже приятно, учитывая то, что я обычная курица, которая гордится своим выводком. Они не предлагают еду, они не суют руки детям в рот, они держатся дружелюбно и все это отчасти для того, чтобы помочь мне, а не только чтобы развлечь себя. К матери здесь есть уважение, все что мать делает – правильно. (Я по прежнему не говорю по китайские, не могу слышать разговоров, но по поведению, я догадываюсь, - они стараются облегчить обращение с ребенком в общественном месте)

Они не просто терпимы к детям, они искренне желают им добра. Часто в метро Лис бескомпромиссно тянется к сидящим рядом людям, и мне не надо извиняться за его поведение. (Я все равно извиняюсь, и мне в ответ только радостно улыбаются). Ему подкладывают под руки брелки на сумках или игрушекчки на одежде, чтобы он мог свободно с ними играть. Я не всегда это поддерживаю, не позволяю ему тянуть чужое в рот, но он умудряется ухватить за что нибудь соседей, если сидит у меня на руках или у саши.

В общественных местах:
Мне всегда помогут с детьми. Когда мы с ладой приходим на занятия по рисованию, ладу раздевает помощница учителя, берет за руку и уводить в класс. Я сажусь на диван, ко мне и к лису сразу же бросается администратор, которая совсем не говорит по английски потискать лиса, ко мне подходит еще одна девушка из центра, помогает снять малышу ботинки, комбинезон, укладывает все эти вещи в мой рюкзак, - и это так трогательно.

В музее проектирования нам затребовалась детская комната (именно их кстати в шанхае мало и они мало понимают, что я имею ввиду). Девушки с рецепшн пригласили меня к ним за рецепшн, внутри оказалась полукругом расставлены стулья. мы сели с ладой, разложили наши вещи - нас обступили китайские девушки, к ним собирались еще, и смотрели, что мы делаем. Одна из ним подняла с пола подгузник, выкинула его в мусорку, пододвинула ее к нам, - без брезгливости или чего еще. Провожали нас будто бы всем музеем, до сих пор улыюась, очень уж это было комично.

Китайцы очень положительно настроены к детям, и готовы помочь в любой ситуации. Если китаец не может помочь тебе сам, он будет просить других, и сопровождать вас всех, пока другие не исполнят все, что нам требуется. Например, передвижения с коляской в метро возможно, даже если я одна, а лифтом нет вблизи и нет экскалаторов. Так же я спойоно могу просить китайца взять Ладу за руку, чтобы она ехала в сопровождении по экскалатору, пока я еду рядом с коляской.

Фанатизм:
Они не дают мне советов, только тогда, когда что-то на их взгляд так очевидно, что может быть не видно мне. Уборщица ростикса очень переживала, что у лады торчал кусочек межбулья, попы пока она бегала по детскому центрику для посетителей заведения. Лада периодически подтягивала ей штаны, я была невозмутима, смысла в подятгиваниях нет – штаны сваливаются и ничего здесь не поделаешь - не могу же я ладу каждый пят минут дергать, чтобы подтягивать их самой.

Наша горничная неоднократно делала мне замечания, что лис плохо\холодно одет, но я ее успокаивала, что все в порядке и ему совсем не холодно.

Китайцы антифанаты холода и дождя – они не могут допустить, чтобы им было холодно или мокро, - они превращаются в одержимых фанатов, когда дело касается холода или мокровсти. Поэтому зимой так мало народу на улицах. Так же они дуреют, когда начинается дождь – это для них страшно: зонтиками они пользуются на любое качество дождя, даже на морось, и при малейших признаках капель прыгают в такси или пережидают под навесами.

Детей они кутают, одевают очень толсто, при том, что китайские дети не фанаты камбинезонов, как наши, - дети одеты раздельно и куртки и штаны пухлые будто в ватники, коляски задрапированы разноцветными одеялами.

Агрессия русских мам:

Очень многие русские мамы ведут себя в шахае соответственно русскому человеку в россии. Многие выбирают себе кондоминиумы, чтобы никогда не выходить на улицы, чтобы сидеть дома, чтоб отгородиться от той страны, где они вынуждены жить. Некоторые, в течение многих месяцев не выходят в шанхай, потому что либо не любят эту страну, не любят китайцев, либо им просто страшно\неудобно\неприятно\не хочется.

Большая часть русским мам несет нашу агрессию в массы: они орут на китайцев, которые тянут к их детям руки, орут, когда кто-то обращает на детей внимания, когда фоткает – у нас в стране есть поверье, что детей нельзя фотографировать, чужим особенно. Чем обсловлен этот пережиток, я не могу объяснить. Так же в нашей стране всех и везде подозревают в педофилии, возможно небеспочвенно, но честно говорят здесь подобное русское отношение наблюдать дико, учитывая то, какой антисекс народ в китае.

Я себя чувствую здесь хорошо. Меня не раздражает внимание к ребенку. Я понимаю, что не все люди, которые тянут к ребенку руки, мыли свои конечности в недавнем времени, и все подобное. Тем не менее, я пытаюсь быть разумной, и понимаю, что у моих детей сделаны прививки, дети растут и так не стерильных условиях, что фанатизм везде плох, и к тому же если я боюсь заразы, я могу взять ребенка на руки и отойти в сторону, что я и делаю, если кто-то на мой взгляд перегибает палку или собирается.

каждый раз, когда в россии мой ребенок плачет, я будто слышу шипение в спину, вижу что все эти люди, не важно есть у них дети или нет, сидят и думают, что я тупая, что я не могу справиться, что я не умею, да вот если бы они да они бы быстро разобрались и все такое. Любая мамаша расскажет о том, как ей надоедают с советами и вбросами на каждом шагу

В Шанахе так же как и в Нью Йорке я вижу только заинтересованные глаза: люди оборачиваютсян плач ребенка, видят нас, улыбаются и отворачиваются, либо продолжают наблюдать с интересном или участием, без раздражения без злости и агрессии.

Однажды мы столкнулись с девочкой инвалидом в метро.
Я даже и представить себе не могу, что там за диагноз был, умственно отсалая точно, очень агрессиваная, бросалась на людей, хотела у всех что-то отнять, не могла и минуты посидеть спойоно. Видимо перевозбудилась: ее мама бегала за ней по вагону, то крича на нее то целуя, держала в руке рюкзачек - они наверное ехали из спецшколы. Люди не щарахались от инвалида, они смотрели, грустно, но не шарахались, не покидали мест, хотя места еще были. Не хочу никакой морали выносить, но нам было страшно. Я забеспокоилась за детей, мы встали и вшли через две станции, почти сбежали, а все останые ехали и смотрели, да, доброжелательно, с пониманием.

Дети китайцев:
На счет туалетов и специальных шатнов: папа присылал нам национальные комплекты для малышей, я так и не смогла придумать им применение, и я слышала про детей, которые в теплое время года ходят по улицам с дыркой между ног – за 5 недель пребывания в киате я еще не встречала таких детей, при том, что дома я не сижу.

Один раз видела, как ребенок писал на улице, при этом лада писает на улице регулярно, потому что зачастую у нас нет другого выхода.

Как то раз лада присела около тротуара под кустик, чем вызвала безумный восторг у двух проходящих мимо китайских бабушек. Они остановились и стали активно жестами и улюлюканьем поддерживать снимающего штаны ребенка. Лада обычно не стесняется, но тут растерялась и спросила что ей надо делать, такая реакция таки показалась ей страннной.

Общения своих детей китайцы поддерживают, стараются подпихнуть детей друг к другу, не против, когда дети берут чужие игрушки не против чтобы брали их.

Китайские дети везде имеют кучу возможностей. Они имеют красивые удобные площадки, в супермаркетах и торговых центрах для них есть спец игровые зоны, зоны для творчества (за деньги), детские стульчики в кафешках и все подобное и прочее. Китайцы регулярно думают о том, как они могут развлечь своих детей, пока родители заняты учебами работами – большое значение придается интеллектуальному развитию, но так же и физическому. Обычная шкала напротив моего дома оснащена лучше, чем любая другая дико платная школа в МСК, это при том, что я не знаю, что там имеется в наличие внутри.

При этом китайцы очень странно относятся к детским жизням:

В метро во время давки никто не пропустит маму с коляской, беззлобно, но будут лезть вперед тебя, отталкивая, не видя ничего перед собой, удивляясь немного, если ты будешь на них наезжать, но вряд ли станут ругаться, просто не обратят внимание.

они возят детей на мотоциклах - сажают их перед собой на табуретки в любом возрасте и все в таком духе. Как только я приехала, сразу же встретила женщину, сидящую позади водителя со свертком на руках из одеял с младенцем внутри. И это нормально. Такие дела

После выхода известной книги Эми Чуа “Боевой клич матери тигрицы” а также статьи “Почему китайские матери лучше всех” в известном американском издании The Wall Street Journal, среди родителей продолжаются После выхода известной книги Эми Чуа Боевой клич матери тигрицы а также статьи Почему китайские матери лучше всех в известном американском издании The...

После выхода известной книги Эми Чуа “Боевой клич матери тигрицы” а также статьи “Почему китайские матери лучше всех” в известном американском издании The Wall Street Journal, среди родителей продолжаются дебаты об особенностях воспитания в различных культурах. Например, Эми Чуа утверждает, что китайские методы воспитания помогают вырастить более успешных детей.

Этим вопросом заинтересовались и исследователи из Стенфордского университета. Они решили пролить свет на то, каковы ключевые фундаментальные различия между методами воспитания китайских и американских родителей. Результаты этого исследования были опубликованы в научном издании Personality and Social Psychology Bulletin.

Китайское воспитание детей

Чтобы выявить культурные различия в воспитании детей, исследователи сравнили то, как ученики старших классов (по происхождению китайцы и американцы) описывают свои отношения со своими мамами. Ученые также изучили: мотивируют ли китайские и американские матери своих детей для достижения успехов в школе.

Ведущий исследователь Алисса Фу объясняет, что научная работа фокусируется на материнском отношении, потому что в китайских семьях матери, как правило, принимают более активное участие в жизни детей. «Китайские родители поощряют своих детей выстраивать прочные отношений с родителями. Другими словами, китайских детей готовят к тому, чтобы они были взаимозависимыми”, - отмечает эксперт.

В то же время европейских и американских детей родители готовят к независимости. Родители поощряют своих детей, чтобы те видели в себе личностей. Мамы и папы также стремятся изучить мысли и переживания своих детей. Это ключевое различие между китайским воспитанием и американским.

Китайская мудрость о воспитании детей и американские принципы

Алисса Фу с коллегами провела уже четыре исследования на эту тему. В первом исследовании школьников просили просто рассказать о своих мамах. Китайские дети чаще всего описывали свои отношения с мамой (например, говорили: “Она подталкивает меня, чтобы я преуспел”), в то время, как европейские и американские дети чаще описывали матерей как отдельных личностей, говорили о том, как они выглядят. (Например, “У моей мамы голубые глаза, и она любит читать”.)

Во время второго исследования школьников просили оценить, какие чувства связывают их со своими матерями, а также испытывают ли они давление со стороны родителей. Как и предполагали ученые, китайские дети испытывают большую взаимозависимость от своих матерей. Они также испытывают большее давление со стороны своих матерей, но не ощущают от этого дискомфорта.

Европейские же и американские дети сообщили, что давление со стороны своих матерей они расценивают, как негативный фактор. И чем больше давление они чувствуют, тем меньше им кажется, что матери их поддерживают. Европейские и американские дети также чаще чувствуют, что матери их не понимают. Они также стремятся отстаивать свою независимость.

Во время третьего и четвертого исследования школьников попросили решить сложную задачу. При этом у китайских детей появлялось больше мотивации решить задачу, когда они думали о своих мамах. Европейские и американские дети были более мотивированы, думали о своем собственном будущем.

Интересным оказался тот факт, что что китайским школьникам помогали не столько мысли о маме, сколько воспоминания о каких-либо моментах, когда мать “давила” на своих чад и заставляла что-либо делать.

Все эти четыре исследования подчеркивают принципиальные различия в методах воспитания, присутствующих в разных культурах. Взаимозависимость китайских матерей и их детей позволяет использовать эту связь для мотивации во время решения сложных задач. Европейские и американские дети напротив считают себя независимыми от своих матерей. Соответственно давление мамы для них не может быть чем-то мотивирующим. В европейском и американском контексте преодоление неудач является личным достижением, а не коллективным.

Китайская система воспитания детей

Результаты научной работы касаются не только отношений детей и родителей. Они также объясняют определенную динамику отношений между студентами и преподавателями. «Например, китайцы весьма чувствительны не только к ожиданиям своих матерей, но и к соиальной иерархии. Поэтому для них большую роль играет авторитет учителя на много больше, чем для европейских и американских детей”, - объясняет эксперт.

Ученые считают, что оба подхода - и китайский, и американский являются в чем-то верными. Европейские и американские матери правы в своем предположении, что слишком много материнского участия может убить мотивацию. Поэтому они прививают своим детям сильное чувство независимости. А вот китайские мамы правильно считают, что их взаимосвязь с ребенком может послужить отличной мотивацией для сына или дочери.

Что мы знаем о китайцах? Что это трудолюбивые тихие люди, способные работать целыми сутками в самых нечеловеческих условиях. Китайцы производят огромное количество разных товаров не очень высокого качества, от детских погремушек до национальных флагов других стран. Китайские товары заполонили весь мир и породили китайское экономическое чудо. Впрочем, говорят, что для внутреннего пользования делаются более качественные товары.

Китайская нетрадиционная медицина также широко известна. История Китая изобилует великими изобретениями: шелк, порох, бумага, чай и фарфор прославили эту страну на весь мир. Китайцы дисциплинированны, самоотверженны и сплоченны, спортивные успехи этой нации в последние годы заставляют по-хорошему завидовать им.

Конечно же, воспитание детей в ключе национальных традиций необходимо, чтобы Китай продолжал удивлять. Каково же содержание воспитания и проблемы воспитания мальчиков в Китае?

Особенности воспитания детей в Китае.

Традиционные стили воспитания в Китае значительно отличаются от европейских. Воспитание детей в Китае - государственная забота, поэтому вполне нормально, когда ребенка отправляют в ясли с трехмесячного возраста. Говорят, что маленькие китайцы, могут спать почти в любой позе, они достаточно спокойны и терпеливы, поэтому проблемы воспитания в раннем возрасте здесь стоят не очень остро. В полтора года ребенка начинают учить: счет, пение, рисование, письмо. Воспитание детей – дело серьезное, к занятиям с раннего возраста относятся настойчиво.

Малыши растут деятельными, общительными, любопытными. Применяемые стили воспитания приучают детей быть сговорчивыми и послушными.

Чтобы вам стало более понятно содержание воспитания детей раннего возраста в Китае и основные ценности, которыми должны проникнуться в результате воспитания дети, я приведу известную историю про мальчика, ставшего проповедником Дао. Когда ему предлагали вкусное, он мужественно отказывался. Почему? Он объяснял это тем, что он маленький, и ему надо мало. Эту назидательную историю обязательно рассказывают детям, преподнося непритязательность мальчика как важную добродетель.

Проблемы воспитания в китайском обществе совсем не те, которые волнуют нас. Побывавшие в Китае очень удивляются ситуациям, когда мама в магазине говорит мальчику: " Подожди" и он ждет ее час или два без малейшего беспокойства. Представьте себе, чтобы в эти два часа делал ваш ребенок?

Самопринижение и покорность здесь - традиционно весьма значимые факторы воспитания. Раньше, например, ребенок в сельской местности проводил все время с матерью, будучи примотанным к ней куском ткани (прообраз слинга-шарфа). Долго принято было грудное вскармливание, кормили ребенка по требованию, спать клали с родителями. Вроде бы все хорошо. Но, в то же время, пол считался нечистым, поэтому ребенка не отпускали по нему ползать. Большую часть времени ему приходилось сидеть на стуле, иногда даже привязанным.

Современные стили воспитания, конечно же, отличаются от традиционных, но основные тенденции сохраняются: послушание и принятие всего происходящего со смирением.

Мальчики и девочки.

Рождение мальчика всегда было очень важным событием в жизни китайской семьи. Воспитание детей – это праздник. Воспитание мальчиков – это огромный праздник. По народной традиции рождению ребенка мужского пола поможет волчок на веревочке, именно такой подарок родители отправляли беременной дочери. Если рождался мальчик, ребенка наряжали в красные одежды, символизирующие радость, и гордо показывали всем родственникам и знакомым. Основу китайского общества составляет уважение к отцу семьи, к мужчине, и это накладывает отпечаток на содержание воспитания мальчиков и девочек.

Согласно традиции, воспитание детей начинается с рождения. Несмотря на принятые во многих других странах более свободные стили воспитания, воспитание детей в Китае всегда было очень строгим. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отлучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно.

Воспитание мальчиков традиционно было более сложным и важным по сравнению с воспитанием девочек: их учили вежливости и знакомили с календарем, учили песням нравственного содержания, мальчики посещали школу. Девочкам было достаточно научиться быть пассивными, скромными, послушными и получить навыки ведения домашнего хозяйства.

Основные факторы воспитания мальчиков - это игры, цель которых подготовка к дальнейшей трудовой деятельности. Игры мальчиков имитировали производственные работы, отрабатывали навыки традиционных занятий китайского мужчины. Проблемы воспитания мальчиков в Китае – это проблемы воспитания настоящих тружеников, готовых к многочасовой неустанной работе.

Девочек ожидали меньше, часто демонстрировали им их неравноправие с мальчиками. Достаточно традиционны были имена, особенно в селах, переводящиеся как, например, "большая ошибка".

Да, конечно же, воспитывались мальчики и девочки раздельно. В настоящее время ситуация изменилась. Современный Китай, хорошо развитый технологически и «населенный» небоскребами, сильно отличается от прошлого не только внешне, но и по укладу жизни людей.

Воспитание детей в современном Китае.

Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах, отличаются и стили, и содержание воспитания. Помимо специализированных учреждений образования, детские сады так же открываются при общественных организациях и предприятиях, а также частными лицами.

Но все они придерживаются общего принципа обязательного сочетания собственно воспитания и физического развития ребенка. Дошкольное воспитание детей нацелено на всестороннее развитие ребенка, создаются условия для раскрытия способностей ребенка. В дальнейшем эти же принципы воспитания действуют и в школах. Начальное образование в Китае длится 6 лет, среднее -3 года. Образование в Китае обязательно для всех детей, начиная с 6 лет.

В крупных городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности более половины. Все учебные учреждения Китая стремятся обеспечить гармоничное развитие личности: физическое, интеллектуальное, эстетическое, понимая важность «человеческого фактора».

За последние годы Китай достиг значительных успехов в спорте, экономике, бизнесе и науке. И, конечно, большую роль в этом играют те методики, которыми решаются все существующие в Китае проблемы воспитания.

Дошкольное воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества в разных формах и по разным каналам. Помимо административных органов просвещения разных ступеней, государство поощряет предприятия, непроизводственные и общественные организации, а также отдельные лица на открытие детских садов согласно соответствующим правилам. Придерживаясь принципа "сочетания воспитания с физическим развитием", все детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, чтобы с юного возраста обеспечить гармоничное развитие личности. В детсадах основным средством воспитания служит игра, там созданы благоприятные условия для развития детей, им обеспечена возможность показать себя и проявлять способности.

Государство выработало цензы квалификации и порядок аттестации воспитателей детсадов. В стране открыто 67 педагогических училищ дошкольного воспитания, в части профессиональных школ учреждены специальности дошкольного воспитания, в результате в основном сформировалась система подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного воспитания. Благодаря принятым государством "Правилам управления детскими садами", "Порядку работы в детских садах" и другим документам управление детсадами поставлено на научную и систематизированную основу.

Стили воспитания детей в Китае существенно отличаются от европейских. В Китае воспитанием детей заботится страна. Для китайских семей вполне нормально отдать в ясли трех месячного ребенка. В раннем возрасте воспитание не очень строго. Маленькие китайцы могут заснуть в любой позе, они спокойны и не прихотливы. Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет. В Китае очень серьезно относятся к образованию и воспитанию детей, по этому к занятиям в столь раннем возрасте подходят серьезно. Малышей учат быть послушными и сговорчивыми, активными и общительными.

Покорность и самопринижение – два основных фактора в воспитании китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью везде и повсюду, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Вроде бы все вполне нормально, но в тоже время считалось, что пол грязный, и ребенку не разрешали ползать по полу. Большую часть времени малыш сидел на стуле, случалось, что даже привязанным. Со временем стили воспитания изменились, но покорность и принятие всего со смирение остались как основные принципы.

Воспитание девочек и мальчиков Древнем Китае.

Согласно китайским традициям, процесс воспитания детей начинался с момента появления младенца на свет. Например, считалось, что когда малыш сможет самостоятельно донести до рта свою маленькую ручку, необходимо отлучать его от груди, начиная тем самым прививать навыки самостоятельности. Но при этом такое раннее воспитание было абсолютно не навязчивым.

Рождение мальчика – большой праздник в китайской семье. Воспитание мальчика – это важное событие. Согласно народной традиции беременной женщине отправляли в подарок волчка на веревочке, который поможет родить наследника мужского пола. Если рождался мальчик, его одевали в красную одежду, что символизировало радость, и показывали всем знакомым и родственникам. В основе воспитания лежит уважение к отцу семьи и это отражается на содержании воспитания мальчиков и девочек.

Древнего Китая мальчиков обучали основным понятиям, а также представлениям о мироздании. В обязательном порядке изучали три начала, а именно небо, землю и человека; четыре времени года, а также четыре части света. Кроме того, изучалась теория пяти элементов и теория пяти добродетелей, основы музыки, нормы социального поведения и, конечно, китайские ритуалы. Следует отметить, что основными факторами воспитания мальчиков были игры, целью которых была подготовка к последующей трудовой деятельности. Чаще всего игры мальчиков имитировали всевозможные производственные работы, при этом во время таких игр отрабатывались навыки традиционных занятий настоящего китайского мужчины. Проще говоря, в Китае воспитывались настоящие терпеливые труженики, готовые к многочасовой и неустанной работе.

Девочек учили вежливости, песням нравственного содержания, знакомили с календарем. Мальчики же ходили в школу. Девочкам достаточно было научится быть скромными, послушными, пассивными и вести домашнее хозяйство. Мальчиков воспитывали по средствам игр, трудового содержания. В мальчиках воспитывали настоящих тружеников, готовых к трудоемкой многочасовой работе.

Рождение девочки - не столь ожидаемое событие в семье. Девочкам с детства демонстрировали неравноправие с мальчиками. Особенно в селах достаточно распространенными были девичьи имена, которые переводятся как «большая ошибка». И конечно же мальчики и девочки воспитывались отдельно.

Воспитание в современном Китае.

Разумеется, современные принципы воспитания отличаются от древних. Современный Китай сильно отличается от прошлого и внешне и по укладу жизни. Существенно выросло значение образования не только мальчиков, но и девочек. Хотя как и прежде в большинстве семей рождение мальчика более желанное, чем рождение девочки. Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах. Существуют как специализированные учебные заведения, так и частные, детские сады при общественных организациях и предприятиях. Все они придерживаются сочетания двух принципов – воспитания и физического развития. Дошкольные учреждения нацелены на всесторонне развитие ребенка. Создаются все условия для раскрытия способностей ребенка. Этими же принципами руководствуются и школы. Образование обязательно для всех детей с 6 лет. Начальная школа длится 6 лет, и 3 года – средняя. В больших городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности – половина. Все учебные заведения стремятся дать детям всесторонне и гармоничное развитие личности: физическое, эстетическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание.

За последние годы Китай достиг высокого уровня в экономической, банковской, спортивной и научной сферах. И все это благодаря методикам, которыми решаются существующие проблемы воспитания детей.

Разумеется, современные принципы воспитания отличаются от древних. Существенно выросло значение образования не только мальчиков, но и девочек. Хотя, как и прежде в большинстве семей рождение мальчика более желанное, чем рождение девочки. В Китае воспитанием детей занимается страна. Для китайских семей вполне нормально отдать в ясли трех месячного ребенка. В раннем возрасте воспитание не очень строго. Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет. В Китае очень серьезно относятся к образованию и воспитанию детей, по этому к занятиям в столь раннем возрасте подходят серьезно. Малышей учат быть послушными и сговорчивыми, активными и общительными.

Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах. Существуют как специализированные учебные заведения, так и частные, детские сады при общественных организациях и предприятиях. Все они придерживаются сочетания двух принципов - воспитания и физического развития. Дошкольные учреждения нацелены на всесторонне развитие ребенка. Создаются все условия для раскрытия способностей ребенка. Этими же принципами руководствуются и школы. Образование обязательно для всех детей с 6 лет.

Школьное образование.

В современном Китае, как и в большинстве стран, учебный год начинается первого сентября. Все школы в Китае имеют свою форму, которую школьники должны носить независимо от того, в каком классе они учатся. Одежда школьника состоит из рубашки, брюк (юбки) и бейсболки, на которой вышита эмблема школы. Все остальные принадлежности, без которых учеба в школах Китая не может быть полноценной, родители покупают самостоятельно. Занятия в школе начинаются с 8 утра и длятся не более восьми часов в день. Вместе с тем, в учебном плане было увеличено количество уроков физкультуры до 70-ти минут в неделю. Китайские школы особенны тем, что в каждом классе в среднем по 30-40 учеников. Процесс обучения поделен на два семестра, итоги которых выставляются в табель.

Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы. Каждый год первого сентября на занятия в школы приходит более 400 миллионов учеников с первого по двенадцатый классы. Половина из них - это первоклассники и ученики первой ступени средней школы.

Начальная школа длится 6 лет. Для того чтобы ребенка приняли в первый класс школы в Китае, как и у нас, проводят некое подобие экзаменов, чтобы определить уровень знаний ребенка в виде тестирования. Получив начальное образование после шести лет обучения, школьники сдают свои первые экзамены. Это позволяет ребенку набрать нужное число балов для поступления в среднюю школу. Высокие результаты этих экзаменов позволяют школьнику перейти в среднюю школу при ВУЗе, окончание которой гарантирует поступление в этот университет. Чтобы ребенок получил хотя бы обязательное среднее образование, он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и 3 года первой ступени средней школы. Получение полного образования осуществляется уже по желанию родителей и самого школьника. Чтобы иметь возможность продолжить учебу в ВУЗе необходимо закончить все двенадцать классов и сдать выпускные экзамены. Но об этом чуть позже.

В больших городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности - половина. Все учебные заведения стремятся дать детям всесторонне и гармоничное развитие личности: физическое, эстетическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание. За последние годы Китай достиг высокого уровня в экономической, банковской, спортивной и научной сферах. И все это благодаря методикам, которыми решаются существующие проблемы воспитания детей.

Вот как описывает воспитание в Китае Эмми Чуа, чья книга вызвала большой резонанс в США и критику в Китае: «Если российские воспитатели считают, что надо в детях вызвать интерес к учебе, то китайские воспитатели считают, что надо действовать просто муштрой. Китайские родители тратят примерно в десять раз больше времени, чем западные родители, на то, чтобы делать вместе с детьми школьные задания .

Китайские родители считают, что их дети обязаны им всем. Причина этого явления не до конца ясна, но, вероятно, это сочетание конфуцианской сыновней почтительности и того факта, что родители пожертвовали многим и сделали многое для своих детей. (И это правда, что китайские матери вкалывают как проклятые, тратя длинные изнурительные часы на то, чтобы персонально учить, тренировать и допрашивать своих детей, шпионить за ними). Во всяком случае, принято считать, что китайские дети должны тратить свою жизнь на погашение долга перед родителями, повинуясь им, и давая им поводы для гордости.

Китайские родители считают, что им лучше знать, что нужно их детям, поэтому они заставляют детей вести себя в соответствии со своими собственными желаниями и предпочтениями. Китайцы не поощряют индивидуальные притязания своих детей, создавая жесткую и требовательную воспитательную среду. Они считают, что лучший способ защитить своих детей-- подготовить их к будущему, позволив им увидеть, на что они способны и вооружив их навыками, привычкой работать и внутренней уверенностью, которую не отнимешь» .

Таким образом, воспитание в Китае опирается на тысячелетние традиции, основанные прежде всего на конфуцианстве, на имперских идеях превосходства китайского народа, что требует усилий, упорства, трудолюбия, необходимости сурового воспитания для закалки воли молодежи, поддержания идеи приоритета коллектива над личностью, всестороннего ее развития на основе сочетания идей частного предпринимательства и государственной коммунистической идеологии. Такие черты характера как вежливость, эрудиция, внутренний самоконтроль. самодисциплина и сейчас считаются приоритетными в воспитании современного Китая. При этом учитываются современные тенденции воспитания, связанные с экспериментальными школами, свободным воспитанием, направленным саморазвитие личности, что подчас приводит к противоречиям с традиционным воспитанием.