Методики раннего развития ребенка. Динамическая гимнастика для малышей. Девиз системы: «Помоги мне это сделать самому»

Заниматься с малышом по Зайцеву или по Доману? Отдавать в монтессори-садик или в вальдорфский? А может, лучше вообще оставить дома с няней и отложить учебу до более позднего времени? Сегодня молодые мамы задают себе эти вопросы, еще склоняясь над колыбелью новорожденного. Раннее развитие стало реальностью нашей жизни, и все больше родителей приходят, вслед за японскими педагогами, к выводу: "после трех уже поздно".

Какую методику выбрать?

Если вы решили, что раннее развитие - это для вас, что у вас хватит сил, времени и терпения в течение нескольких лет систематически, изо дня в день, заниматься со своим крохой; если вы готовы к тому, что плоды вашего нелегкого труда взойдут еще очень и очень нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу; если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, - тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития . Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке или иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение, ведь образование - это своего рода товар, который нужно повыгоднее продать. Часто доверчивые родители принимают рассказы о чудо-способах обучения чтению или плаванию за чистую монету и рвутся к заветным высотам с упорством и пылом сектантов, забывая, что детям бывает нужно просто погулять, поиграть, остаться наедине со своими мыслями. В устах таких мам складовые попевки Зайцева звучат как кришнаитские мантры, игры в никитинские кубики или рамки выглядят как эзотерические ритуалы, недоступные непосвященным, а обучение плаванию смахивает, пожалуй, на жертвоприношение. Не дай Бог сказать таким родителям, что обожествленная ими система имеет недостатки!

В принципе, ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача - разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. В этой статье я рассматриваю лишь основные плюсы и минусы наиболее популярных систем раннего развития. Но, прежде, чем приступить к занятиям по любой из них, следует подробно изучить методическую литературу, а лучше всего, если позволяет время и средства, походить на курсы для родителей.

Вальдорфская педагогика

Среди систем раннего развития вальдорфская педагогика занимает особое место. С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его творческих способностей. Все дети занимаются музыкой (в основном, игрой на флейте) и эвритмией, особой системой ритмических упражнений под музыку. Много времени отдается занятию различными ремеслами: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. Огромную роль в жизни вальдорфской школы занимают многочисленные театрализованные праздники, драматические и кукольные спектакли, кукол для которых делают особым способом, и только из натуральных материалов (это, кстати, одно из принципиальных требований: никакой химии и синтетики в жизни детей).

С другой стороны, вальдорфские педагоги категорически против ранней стимуляции интеллекта ребенка. По классическим канонам обучение ребенка чтению и письму, а тем более абстрактным дисциплинам следует начинать не раньше двенадцати лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир малыша. Это требование, правда, редко где выполняется досконально, но будьте готовы к тому, что вам вряд ли удастся совместить посещение вальдорфского садика с домашними занятиями по кубикам Зайцева . Но главное даже не это. Гораздо важнее, что вальдорфская педагогика - это часть созданного в начале XX века Рудольфом Штайнером антропософского учения, не совместимого ни с одной традиционной религией. Что бы не говорили и не думали по этому поводу воспитатели детского садика, куда вы планируете отдать своего малыша, вам обязательно стоит учесть, вальдорфская педагогика не может существовать вне идеологии антропософии. Тем не менее, не будет ничего дурного, если вы позаимствуете какие-то элементы этой системы, например, занятия ремеслами. А если вы сошьете настоящих вальдорфских кукол, их обязательно полюбят и девочки, и мальчики.

Система Монтессори

Система Монтессори тоже возникла в начале века. Мария Монтессори, педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. С тех пор система Монтессори получила колоссальное признание во всем мире. Во многих странах Европы она является основной системой преподавания в начальных школах. В Монтессори-школах и садиках в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные помогают учиться новичкам. Вообще, здесь всячески стимулируют инициативность, стремление к сотрудничеству и самостоятельным исследованиям.

Пожалуй, единственный недостаток системы Монтессори - это громоздкость материалов и пособий. Большинство из них, все-таки, рассчитаны на занятия в группе детского сада, а не дома. Но некоторые игры, например, знаменитые "Рамки и вкладыши", вполне можно использовать и дома. Если у вас нет средств или возможности их купить, сделайте такое пособие сами, подробное описание работы есть в книге Б.П. Никитина "Интеллектуальные игры".

Монтессори-садиков сейчас очень много, и вы хотите отдать туда ребенка на полный день или приводить на отдельные занятия, то вполне можете найти такой недалеко от себя. Но, чтобы застраховаться от некомпетентных самозванцев, нужно обязательно узнать, входит ли выбранный вами садик в Ассоциацию Монтессори-педагогов.

Комментировать статью "Системы раннего развития: Монтессори и Вальдорфская педагогика"

Рекламируют "совковую педагогику " ("Радуга", "Истоки", "венгеров" и т.п.), которую уж точно к системам раннего развития никак не отнесешь. ребенку в " вальдорфском детском саду", затем истратились в "саду Монтессори ", далее, пытались спастись развивающими играми...

Обсуждение

Почему-то автор не рассмотрел еще одну систему раннего развития по методикам П.В. Тюленева - МИР ребенка.
Ребенок в игре познает мир. Первые результаты были получены еще в 1988 году – ребенок еще не умея ходить, уже печатал буквы и слоги на электрической пишущей машинке! :)
Результаты печатания текстов ребенком от 1 до 6 лет с 1988 – 1995 г имеются на сайте
программы «Каждой семье – одаренных детй».

Я полностью разделяю мнение уже высказавшихся участников конференции о том, что раннее развитие – это не только и не столько обучение счету и письму (само по себе это невероятно скучно!). О не очень удачном термине "раннее развитие" я тоже уже как-то высказывалась, приводя высказывание Л.А. Никитиной "своевременное развитие". Своевременность у каждого своя, задача взрослого – дать ребенку возможность узнать то, что он хочет узнать. Асины статьи я воспринимаю как некий ликбез для тех родителей, которые теряются в множестве незнакомых терминов, пытаясь выяснить, чем Доман отличается от Монтессори. Вполне могу себе представить, что для кого-то они оказались полезными.
Рекомендация автору "хотя бы получить отзывы у тех, о ком пишет" заставила меня вздрогнуть, если учесть, что, кроме Н.А.Зайцева (с которым после личного знакомства я бы лишний раз общаться не стала) и, кажется, Домана, авторы методик раннего развития, о которых говорится в статьях, давно уже в мире ином. Вы предлагаете устроить спиритический сеанс?
Странно видеть также утверждение о том, что методика Монтессори непременно разорит родителей. Ведь у нее довольно много разных игр с пластилином, песком, водой, прищепками, манкой, которые вполне может себе позволить и не самая состоятельная семья.
"Главный результат широкого внедрения вальдорфской системы, которое предприняли некоторые одиозные зам. министры образования…" Вот уж не представляла, что вальдорфская система получила в России широкое внедрение! А можно уточнить, где именно ШИРОКО внедрялась означенная система?
"Ведь родителей интересует, что они получат от продавцов "образовательных услуг"". Лично меня гораздо больше интересует, чем в данный конкретный момент заняты мысли моего ребенка и что я могу в ответ на этот интерес предложить. И это не обязательно будет какая-то методика, от начала до конца, а уж тем более какой-то ее продавец!
"Эта статья полностью изложена на одном из сайтов по настоящему раннему развитию". Уважаемая Маша, а что тогда заставило Вас искать другие сайты по "ненастоящему" раннему развитию?

Вальдорфская педагогика. Методики раннего развития. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы В моем представлении это не совместимо с вальдорффской системой. 11.06.2008 13:59:59, Natalya L.

Обсуждение

Десять лет тому назад в Москве был шум, что выпускники вальдорфских школ не смогли сдать экзамены за среднюю школу. Особенно математика у них просто отсутствовала. Целые трагедии разыгрались... Где-то в Интернете был даже официльный отчет об эксперименте.
Основатель этого направления Штайнер - сторонник мистики, эзотерики, верит в ауру и вообще всё воспитание строит на этих потусторонних гипотезах и теориях. Воспитание для богатых бездельников. В итоге получаются типа богемные, ничего не понимающие в реальной жизни и ни на что не способные люди... Если конечно, их вовремя где-то в приличном дорогостоящем заведении не исправят хотя бы частично. Такое впечатление от вальдорфской педагогики.

03.06.2008 12:07:22, ВиталийКК

прежде всего почитайте на тему, что такое настоящая вальдорфовская педагогика со всеми причиндалами. с тем, что всякий прохожий может быть учителем, что концепция о сотворении божьем и дарвиновская теория - фигня, а их теория создания мира - правильная, что барби и телевизор - это табу, что книги читать до N лет вредно, а тем более в яслях, и т.д. Следующим шагом аккуратно выясните, проповедует ли это все ваша школа и сад, или у них просто вывеска с модным словом и нетрадиционный подход. Если первое - то см. п1. и решайте, входит ли все это в систему ваших жизненных ценностей.

Монтессори. Методики раннего развития. Раннее развитие. У нас садик по системе Монтессори - дети делают много поделок с мелкими деталями Основным отличием методики Монтессори от вальдорфской педагогики можно назвать положение учителя.

Обсуждение

Вот один пример-ссылка. На практике бывает всякое. У моего сына, например, маловато всяких художественных занятий, так что компенсируем этот недостаток дома. Зато дети с интересом занимаются счётом, очень постепенно, в игре, осваивают грамоту.

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. "Доман", " Монтессори ", " Вальдорфская педагогика " - все это мелькает везде и постоянно, при это естественно кто-то за, кто-то против.

Вальдорфская педагогика. Методики. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Хотя считаю, что ребёнок может спокойно ходить в сад с вальдорфской системой, а дома маме...

Обсуждение

Про Вальдорфскую педагогику уже много раз говорили, поищите по поиску.http://archive.1september.ru/gazeta/1999/51/5-1.htm
http://news.1se-ptember.ru/upr/1999/upr19-2.htm
http://birth.ft.inc.ru/ от 26.07.2000

Помимо всего прочьего есть и такая точка зрения:

http://www.kuraev.ru/vp.html

http://www.kuraev.ru/gb/view.php3?subj=2770,page-=3,section=16

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Относительно Вальдорфской педагогики был сделан вывод в Германии, после того, как там разобрались, что к чему: "Штайнеровская педагогика был изобретена...

Обсуждение

Я смотрела интервью с режиссером сериала "Школа" Валерией Гай Германикой. В интервью она рассказала, что училась именно в такой школе, а когда родители перевели ее в обычную школу, то оказалось, что она ничего не знает из того, что знают сверстники. Начиная с детского сада, в этой системе учат не только язычеству, но и мистике. С детьми разучивают то, что нужно продемонстрировать родителям. Система это не только опасна для детей, но и для родителей, так как направлена на выкачивание денег.

Вальдорфская методика предполагает религиозное обучение в завуалированной форме, а конкретно - учит язычеству.

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. И это только Мария Монтессори, есть ведь куча систем и методик. Доман, Вальдорфовские методы - и некоторые из них, я считаю, могут только...

Обсуждение

Мы начали ходить в новый клуб "Парусята" на Щукинской, отходили месяц. Малыши очень доволены, так же есть игровая комната, где можно оставить малыша с педагогом поиграть, все чистенькое, новенькое... из игровой не могла детей забрать 2 часа. Столько там интересных игрушек для ролевых игр... Педагоги очень внимательные и куча интересных занятий... сказкатерапия, авторские куклы и т.д. Нам правда кукол делать рано...нам пока еще и 3-х нет, но я видела, как загорелись глаза у моих девочек. А пока ходим на ранее развитие...)))

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Кто водил/водит деток на занятие по системе Монтессори? Какие впечатления?

Обсуждение

Если еще актуально:)
Мы туда ходили, правда, мелкий был еще совсем мелкий - 8-10 месяцев. Педагогами довольна, а вот база у них не самая лучшая - многие материалы самодельные, и, конечно, это выглядит не столь эстетично, как оригинальные монтессори-материалы. В целом - впечатление скорее положительное, ездила бы еще, но нам далековато и по пробкам.

Я дочку водила на курсы Монтессори совсем недолго в возрасте 1,7 примерно. Ей очень нравилось. В связи с этим решила отдать ребенка в дет.сад Монтессори, я довольна методикой, ребенок пошел в сад в сентябре в возрасте 2,5 года, адаптации не было вообще, очень ей нравится детский садик. Но тут многое зависит от педагога!!! У нас в первую смену два педагога и няня, во вторую смену 1 педагог и няня. Так моя дочка одного педагога называет Баба Яга, а другого Принцесса))) Вот такие дела)) А результат конечно я вижу, у меня ребенок вообще не умела играть сама, все время меня доставала((а теперь стала серьезной и самостоятельной особой. Я считаю, что Монтессори это сейчас лучшее, знаю многих родителей чьи дети пошли в школу после этого садика очень подготовленные.

Суть педагогики "Монтессори" заключается в девизе "Помоги мне сделать самому". Ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. (Википедия) "Вот оно!!! Это то, что нужно нашему малышу!" - Радостно восклицают молодые родители, прочитав эти слова в рекламных проспектах всевозможных детских учреждений. У них еще свежи в памяти впечатления своего детства. Отталкиваясь от них, мамы и папы бурно обсуждают будущее своего ребенка: "Он никогда не будет давиться манной кашей, глотая ее через...

Обсуждение

Цель тут, кажется, одна: дискредитировать научный подход к воспитанию ребенка, так как Мария Монтессори, по сути, первая его продемонстрировала, после Яна Коменского в XXVII веке... До неё, до Марии Монтессори педагогика преклонялась традициям, гербартовской муштриловке, где способности и таланты выживали в одном (1) случае из ста (100). Мария Монтессори впервые заставила уважать ребенка, подходить к нему как к будущей личности и впервые поставила на поток с трёх лет. До трёх лет она категорически отрицала возможности обучаемости детей. Хотя иногда и говорила: что тут океан неизведанного... В начале XX века Мария Монтессори заключила контракт с одним капиталистом на то, что будет готовить из детей малоимущих итальянцев будущих воспитанных и работоспособных рабочих. Она сделала то, что было в СССР много лет спустя и что России после "Катастройки" только предстоит сделать: систему детских Домов ребенка при рабочих общежитиях, можно сказать, при будущих "доходных домах гастрбайтеров". Воспитанники Монтессори посрамили детей представителей элиты: по всем показателям, кроме творческих, они оказались намного лучше подготовлены по начальной школы.
Но тут Монтессори не виновата: таков был контракт с нею: никаких творческих способностей детям рабочих прививать и развивать не надо! Даже слово "играть" было запрещено в "Домах ребенка" по уставу. В целом же Монтессори совершила переворот в дошкольном образовании и открыла дорогу развитию научной педагогики. Следующий шаг сделал Борис и Лена Никитины: они родили 7 детей и к 1968 году доказали, что ребенка можно и нужно начинать развивать всестороннее ещё раньше: в возрасте до 3-х лет, и дети начинали читать в 2,5 года. Никитин сформулировал закон НУВЭРС. Другие методики 60-70-х годов сильно отставали от Никитинской. Так, у Домана например, дети начинают фактически читать, а не запоминать, как он сам пишет, только с 3 - 3,5 лет).
Наконец, в 1988 году появилась методика (кажется, есть тут в Публикациях эти книги) "Читать, считать, знать ноты... - раньше, чем ходить" Павла Тюленева, где желающие могут начинать обучения с самого зачатия или в период беременности:)
Вот история и логика становления методов раннего развития, включая Монтессори.
К сожалению, обсуждаемая статья показывает удивительное невежество автора в вопросах психологии и педагогики дошкольного возраста и, тем более, по тематике раннего развития и отбрасывает родителей на сто лет и больше.
Кстати, в одной из самых современных книг (см. скачать в Интернете) "Одаренность детей и разгадка тайны управления человечеством и семьёй" я нашёл удивительное для родителей открытие: оказывается, педагогика иудаизма построена на обучении детей с самого зачатия, а обучение чтению начинается с самого рождения - путём чтения по субботам текстов Торы... Кроме того, утверждается, что соблюдение всех заповедей Торы приравнивается к соблюдению одной - единственной: правильному воспитанию ребенка! :) Ну, а автор статьи в блоге все эти тысячелетние достижения родителей и учёных вознамерился сломать, опустить всех до допотопного уровня и сделать из Монтессори не то, что винегрет, а гораздо хуже... :(Вот пример разрушительного, бесконтрольного буйства правого полушария... Надо бы на какие-то курсы записаться - хоть к "Умнице", например...

Почему-то автор статьи скрывает имена российских авторов методик раннего развития и ничего не говорит об их результатах... Исключение составило упоминание
методики Зайцева, составляющей не более 3% от всего необходимого для раннего развития.

Ну, а Мария Монтессори вообще была против раннего развития! Можно много приводить доказательств этого факта.
Здесь, на этой телеконференции цитируют слова Монтессори: "Ребенок до 3-х лет не поддается никакому педагогическому воздействию", которые можно найти почти во всех её книгах (собраниях работ). Известно, что в правилах всех центров - "Домах ребенка" по методу Монтессори значилось: "Принимаются дети только старше 3-х лет". Если это правило нарушается - значит это пиратский или мошеннический "центр Монтессори"... -
Никакого выигрыша во времени в получении образования детей эти центры не предлагают, а значит - это пустая трата денег и времени. :(
Так что никакого отношения к раннему развитию детей Мария Монтессори не имеет.

Автор статьи просто "не совсем в теме", либо, по-видимому, преклоняется перед "западными методиками"... Вместо этого надо было бы ему разоблачить тех плагиаторов, которые воруют методики раннего развития у россиян, например, у Б.П. Никитина и приписывают их иностранным авторам, в частности - Марии Монтессори, которая была против раннего развития детей...
Также бессовестно с 2002 года отчуждаются у России методики и рекомендации Тюленева из книг "Читать - раньше, чем ходить"(1996), "Считать - раньше, чем ходить"(1998), карточки, комплекты - видоизменяются без понимания сути методик, переименовываются в "обучение с пеленок" и приписываются... Доману, то есть, отправляются в пользу США, которые ведут санкционную и финансовую войну против РФ, не вернули Аляску, устроили цветную революцию - "перестройку", организовали цветную революцию сто лет тому назад и т.д. и т.п. :(

Что касается Домана, то у него не методика, а смехота: показывать сотни, тысячи карточек с нарисованными на них точками - это называется обучение математике(!), показывать младенцу сотни и тысячи карточек с написанными на них словами...
Я знаю многих родителей, которые сначала изготовили и завалили целые стеллажи и антресоли этими "карточками Домана", а потом от этого отказались, обессилив заниматься по 14 раз в сутки годами и не сумев получить какие-то сравнимые с отечественными результаты:(
При этом Доман пишет о результатах своей "методики" раннего развития: "Истинное чтение ребенком начинается с 3,5 лет", тогда как в России дети читать начинают до 1 года, и печатают - в год с небольшим на пишущей машинке и компьютере с 1988 - 1991 г. ...

Теперь американца Домана пиарит Маниченко из Челябинска. Тоннами переводит высококачественную отечественную древесину в макулатуру Домана-Маниченко. Иностранец, что ли?

В то же время в Интернете полно видеоматериалов и на этой конференции имеются стать

Создавая семью, молодые люди берут на себя большую ответственность друг за друга, а когда появляется маленький человек необходимо создать для его жизни и развития все необходимые условия. Хорошее питание и здоровый сон очень важны для крохи, но не стоит забывать о том, что для успешного будущего необходимо гармоничное раннее развитие ребёнка как личности.

Современные родители могут самостоятельно подобрать способы развития своего малыша, большинство техник подробно описано в виртуальной паутине, существует множество книг, однако лучше всего опираться на свои наблюдения за малышами. Вы с лёгкостью сможете, определить к чему тяготеет карапуз и, исходя из этого, можно осуществить выбор в пользу той или иной методики раннего развития. Психологи и педиатры советуют начинать активное развитие малыша с , именно в этом возрасте формируется психика и тактильное восприятие окружающего мира.

Для ребёнка в грудном возрасте очень важно внимание родителей и именно в это время легче всего вложить в своего кроху необходимые знания и навыки для формирования сильного и волевого характера. Учёные на протяжении длительного времени считали, что начинать развитее ребёнка лучше всего перед посещением детского сада, однако последние двадцать лет это мнение кардинально поменялось. Современные малыши более активны и прекрасно воспринимают интересные занятия и обучающие программы в игровой форме.

Исходя из способностей своего малыша, можно самостоятельно разработать обучающий курс на основе предложенных современных программ, только родители могут сделать правильный выбор. Обязательно обратите внимание, что начинать обучающие программы лучше всего с шести месяцев, сознание начинает формироваться под воздействием впечатлений от окружающего мира, головной мозг активно растёт и впитывает больше новой информации.

Как понять, что ребёнок готов к обучению?

Все люди разные, собственно и малыши развиваются не одинаково, кто-то начинает раньше воспринимать музыку, кто-то больше предпочитает игры и изучение букв и цифр, однако существуют основные параметры, которые позволят родителям определить уровень подготовки своего карапуза. Детские психологи пришли к выводу, что развитие нужно начинать в возрасте шести месяцев и к этому времени кроха должен обладать следующими навыками:

Детки в этом возрасте начинают хорошо воспринимать звуки и речь окружающих, поэтому старайтесь рассказывать все свои действия, произносить названия животных и всего, что окружает крошку. Ваш малыш будет воспроизводить различные звуки, что и послужит для вас сигналом к началу активных занятий.

Начинают формироваться аналитические навыки, карапузы отлично реагируют на название предметов и стараются брать имен их.

Большинство ребятишек в этом возрасте уже сидят и начинают активно ползать, что говорит о правильной работе опорно-двигательного аппарата, но самое главное - Вы сможете начать обучение ребенка, используя сенсорное восприятие и физические нагрузки.

Подрастающие грудные малыши очень внимательно следят за мимикой и эмоциями окружающих людей, благодаря этому происходит правильное эмоциональное развитие, что позволит Вам выбрать методики развития, основанные на эмоциях.

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, проанализируйте, обладает ли он необходимыми навыками для начала обучения. Чрезмерные нагрузки будут пагубно влиять на физическое и эмоциональное состояние вашего малыша, поэтому важно подбирать нагрузки в соответствии с развитием крохи.

Сегодня существует масса гаджетов, игр и дополнительных способов, которые позволять научить карапуза читать и писать, однако лучше всего подобрать методику, соединяющую в себе эмоциональные, психологические и физические аспекты. Не стоит забывать, что основы поведения, заложенные с ранних лет, в будущем сформируют характер и личность Вашего малыша. Основная задача любящих родителей вложить всё самое лучшее, но не стоит забывать и о формировании отношения к отрицательным поступкам. Любой ребёнок должен чётко понимать, что такое «можно» и «нельзя».

Какие варианты развивающих программ существуют?

Современные родители начинают подбирать обучающие курсы для своих малышей практически с самого рождения, не задумываясь об уровне нагрузки на детскую психику. Правильно выбрать методику развития для малыша помогут специалисты различных развивающих центров, однако если подобной возможности у вас нет, можно определиться с нужной программой самостоятельно. Ниже мы представим самые популярные методики развития малышей дошкольного возраста.

Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори , которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира.

Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки.

Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша , который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами.

Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов , которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет.

К данной группе можно отнести и развивающие игрушки , которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.

{reklama2}

Следующая группа обучающих тренингов поможет развить у малыша любовь к музыке, чтению и математике

Деток старшего возраста необходимо обучать чтению и на сегодняшний день существует две интересные программы, разработанные Чаплыгиной и Зайцевым .

Эти две программы основываются на чтении по слогам, в каждом из наборов существует несколько кубиков с буквами, а также специальный блок, который формирует слоги. Ребёнку намного проще запомнить буквы в виде кубиков, потому что он может ассоциировать их с различными цветами.

Развивать у своих крошек музыкальные таланты очень просто с интересной теорией семьи Железновых , данное обучение включает в себя прослушивание классической и современной музыки, интересные танцевальные игры, а также веселые жесты, которые формируют не только слух, но и визуальное восприятие.

По теории Кюизинера обучить малышей счёту и малейшим математическим операциям легче всего в раннем возрасте, он разработал, комплект разноцветных палочек различной длинны, которые ассоциируются у карапуза с цифрами. Используя эти красивые палочки можно научить малыша различать, где больше, а где меньше. Воспринимать буквы и цифры довольно сложно даже взрослому ребёнку, однако игровая форма и привлекательные цвета позволяют сделать этот процесс весёлым и максимально комфортным.

Представленные выше теории обучения, как правило, предназначены для детей от года и старше, однако существуют теории, что всему малыша можно научить только до трёх лет. Пропагандистами такой теории можно считать Тюленева и метод Ибука , они утверждают, что используя специальные игрушки и пособия можно обучить малолетнего малыша чему угодно. Данные методики противоречивы, но, несмотря ни на что дают отличные результаты, поэтому родителям необходимо познакомится с этими обучающими программами. Важно помнить, что маленький ребёнок воспринимает всю информацию только визуальным образом, и лучше всего на начальных парах обучения наблюдать за тем, как ребёнок относится к получаемой информации.


Большую роль для грудничка играет сопровождение всего процесса родителями, Вы должны набраться терпения и принимать участие во всех уроках или играх своего ребёнка. Только сообща можно получить желаемые результаты. Изучив все рекомендации, посоветовавшись с педагогами и психологами можно сделать правильный выбор, но не стоит забывать, что развитие ребёнка должно быть не только интеллектуальным, но и физическим. Необходимо использовать одновременно несколько программ, благодаря такому подходу Вы сможете направить способности своего карапуза в нужном направлении и получить в последствии успешного взрослого человека.

Что выбрать если малыш отличается от других деток!

Конечно, в правильном формировании сознания нуждаются все дети, но иногда возникают ситуации, когда ребёнок немного отличается от своих сверстников и отстаёт в развитии. Несмотря на наличие уникальных технологий, различные тестирования отклонений в утробе, детки рождаются с различными патологиями и отклонениями эмоционального и интеллектуального развития.

Методика Домана

Родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, не стоит отчаиваться, ведь Глен Доман предложил свою методику развития способностей у детей с отклонениями в развитии. Доман выдающийся нейрофизиолог, который длительное время наблюдал за детьми с умственными отклонениями, и предложил свою обучающую программу, которая способствует быстрой реабилитации малышей. Основа теории заключается в том, что существует большое количество карточек, демонстрирующих различные жизненные аспекты.

На представленных картинках могут быть изображены животные, числа, композиторы и поэты, различные политические деятели, одним словом всё, что связано с повседневной жизнью любого человека. Карточки демонстрируют карапузам с шести месяцев несколько раз в день определёнными группами, постепенно расширяя группы и добавляя в них новые карточки.

Используя эту теорию, можно значительно расширить кругозор ребёнка, способствуя его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Получив отличные результаты с детками, имеющими проблемы в развитии, методика была немного усовершенствована и адаптирована для обучения малышей, имеющих нормальный уровень развития.

Благодаря стараниям Глена и его помощников в мире появилось большое количество учёных и даже нобелевских лауреатов, которые в ранние годы отставали в своём развитии, поэтому родителям особенных малышей важно обратить внимание на предложенную программу. Родителям стоит понять одну важную вещь, будущее их ребёнка завит от того, насколько внимательно они будут относиться к развитию его талантов и навыков.

Используя современные технологии и различные методики обучения довольно просто привить своему карапузу любовь к музыке и творчеству, научить читать и считать, а также позаботиться о психологическом и нравственном развитии.

Для ребёнка важно ощущать поддержку своих родителей в любом возрасте, поэтому постарайтесь как можно больше времени проводить вместе. Получить лучшие результаты можно получить только вместе начав любое дело, главное помнить, что будущее ребёнка зависит от того, что в него будет вложено родителями.

Воспитание человека начинается с самого его появления на свет, как гласит наиболее распространенная научная теория. Есть гипотезы, признающие, что мы уже рождаемся с определенным набором знаний и эмоциональных направленностей. Это опыт, накопленный либо в прошлых жизнях, либо в процессе внутриутробного развития.

Так или иначе, каждая мама хочет, чтобы ее малыш был всестороннее одаренным, много знал и умел, хорошо учился, рос личностью не только приспособленной к жизни, но и знакомой с творчеством, спортом. По этой причине, особенно сейчас, родители нередко начинают развивать способности малыша задолго до достижения им садиковского и школьного возраста. Уроки английского языка и математики для грудных детей, прослушивание музыкальных произведений Моцарта и Вивальди, экскурсии по музеям живописи – чего только не встретишь сейчас в родительской практике.

Родители больше всего хотят чтобы ребенок вырос умным и талантливым, поэтому развивать его начинают с раннего возраста

Попробуем разобраться в сути раннего развития ребенка. Так ли оно полезно? Каковы методики активного раннего развития ребенка? Что за программы пользуются наибольшей популярностью? Что лучше – заниматься с малышом самой или доверить уроки по развитию профессионалам?

Развитие и его виды

«Активное воспитание ребенка в возрасте от 0 до 2-3» - вот такое определение дает интересующему нас термину Анна Раппопорт. При видимой безобидности и пользе данного явления, в обществе оно нередко вызывает негативные эмоции и насмешки. Все дело в том, что трактовок и форм его воплощения в жизнь существует множество.

Воспитание детей от 1 до 3 воспринимается в качестве антагониста традиционному обучению, которое начинается по канонам европейской культуры с 6-7-летнего возраста ребенка. Под ранним развитием ребенка подразумевают иногда не только уроки с грудничками, но и работу с детками младшего и среднего дошкольного возраста, то есть с ребятами 3-4 и 4-5 лет.

Традиционная возрастная психология сконструировала деление раннего развития детей на три вида по его адекватности возрастной категории. Это:

  • Преждевременное. Малыш не может воспринимать в силу физиологических, психических и психологических причин ту информацию, которой хотят его напичкать, либо те навыки, которые хотят ему привить. Ясно, что учить младенца сидеть невозможно.
  • Позднее. Ситуация, когда человеку хотят привить знания и умения, которые уже должны были быть в его арсенале в силу физиологической, психической и психологической готовности. К примеру, учить ребенка читать после 8 – поздно. Он, разумеется, научится, но процесс будет менее продуктивным и рациональным. Другая ситуация – учиться балету ребенку в 10 уже точно поздно.
  • Своевременное. Соответствие возраста и параметров развития ребенка тем навыкам и знаниям, которые пытаются ему привить.

Для успешного обучения нужно четко понимать, в каком возрасте ребенок готов воспринять определенную информацию

Объективному большинству кажется наиболее адекватным своевременная разновидность. Она соответствует возрастным показателям и индивидуальным особенностям человека. Однако и первый, и второй вариант тоже имеют право на существование. Главное – поставить цель и не действовать вопреки желанию ребенка, здравому смыслу и физическому состоянию.

В чем суть?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Воспитание крох от рождения – это создание условий, настраивающих на знакомство с произведениями музыкального искусства и живописи, чтение книг малышу, прокручивание аудиосказок. Также это создание уголков, наполненных объектами, развивающими органы чувств ребенка и его двигательную активность. Активное общение с крохой со стороны не только матери, но и остальных родственников играет большую роль. Разговоры с ребенком не о том, как хорошо звучит его мобайл на кроватке и какое вкусное пюре он будет сейчас кушать, а о том, что сейчас начнется дождь и вообще - откуда берется эта вода с неба. Другой пример – играя с ребенком, используйте сортеры и деревянные развивающие игрушки, выполняйте задания вместе с ним и объясняйте, почему нужно делать так, а не иначе: «круг – круглый, его нельзя вставить в прорезь с прямыми линиями и углами; деревянная бусинка не пройдет по этому лабиринту, потому что здесь дорогу загораживает другая бусинка» и т.д.

Итак, воспитание вашего крохи – это не только подготовка к школе или детскому саду, но и создание информационной среды, в которой малыш будет гармонично и активно развиваться, тренировать свою память, внимание и фантазию, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию. Это не должна быть ориентация на воспитание вундеркинда, но направленность на развитие гармоничной личности. Данная статья поможет вам разобраться в методиках воспитания, которые наиболее часто используются родителями самостоятельно либо в группах развития детей. Проанализируем их преимущества и недостатки, рассмотрим особенности их реализации и то, на что направлена каждая методика.


Родителям следует обращать внимание не только на физиологические потребности ребенка, но и взаимодействовать с ним интеллектуально, стимулировать интерес и любознательность

Методика Гленна Домана

Гленна Доман – один из самых знаменитых врачей конца XX столетия, американский физиотерапевт, разработавший целую теорию по воспитанию малышей. Первоначально его методика касалась только деток с нарушением работы ЦНС, затем ее адаптировали и к здоровым малышам. Согласно Доману, до 6 лет человек занимается только познанием, поэтому заставить его по-настоящему выучить что-либо невозможно. Настоящее обучение – только со школьной скамьи, в чем Доман созвучен классическим европейским традициям воспитания.

Ученый предлагает показывать с 1-4-месячного возраста карточки, на которых написаны разные слова. Это поможет малышу как можно быстрее научиться читать и писать в будущем, ведь в его памяти уже отложатся буквы. К примеру, показывайте крохе карточку со словом «апельсин», причем карточка большая, буквы достаточно крупные. При этом четко и в меру громко произносите это слово. Повторяют такую процедуру с каждым словом на протяжении многих дней. Постепенно малыш станет ассоциировать звучание и написание слова, и, как считает Доман, запомнит написание и произношение. Можно, кроме того, показывать к карточке настоящий апельсин. Такая визуальная проработка понятий поможет ребенку быстрее адаптироваться к окружающей среде. Не ждите, что он в 3 года прочитает «Войну и мир». Как показывает практика, впоследствии такие ребята действительно начинают быстрее читать и писать, активнее адаптируются к внешним условиям.

В чем недостаток методики? В самой ее сути. Немногие малыши, особенно после годовалого возраста, согласны просидеть спокойно столько времени, сколько требует хотя бы один курс занятий. Непоседливые несмышленыши предпочитают побегать, поиграть, посмотреть мультфильм. Три-четыре карточки – и внимание крохи переключается. Нередко методику Домана используют, прибегая к помощи профессионалов, либо со спокойными медлительными малышами по достижению ребенком годовалого возраста.


Карточки Домана больше всего подходят для спокойных детишек старше одного года или в качестве вспомогательной методики для малышей

Методика Монессори

Мария Монтессори - педагог, философ и активный политический деятель начала прошлого столетия, оказалась более дальновидной, чем Доман. Она учла, что малыши зачастую предпочитают более активные формы времяпровождения, чем разглядывание карточек. Монтессори предлагает устраивать в комнате несколько рабочих зон и предоставлять малышу свободу действий. Он сам выбирает, чем хочет заняться в тот или иной момент. Задача педагога или родителя – заинтересовать кроху, направить его действия и объяснить, как лучше использовать предметы. Все предметы в комнатах Монтессори должны быть соразмерны малышу. Маленькая мебель, книги и игрушки, которые кроха сам может достать с полок, игрушечная посуда. Бывает, что используются даже фарфоровые сервизы, которые приучают детей к аккуратности и концентрации внимания.

В основе методики Монтессори лежит уверенность в том, что каждому возрасту соответствуют свои особенности обучения. Так, малыши узнают о порядке и дисциплине к 2,5-летнему возрасту. В 2,5-5 лет – учатся общению. Сенсорные навыки и речь лучше развивать до 5-6 лет.

Главное преимущество концепции – она учит ребенка не только словам, действиям и знакомит с окружающим миром, но и адаптирует к социуму. Методика Монтессори учит общаться, поэтому чаще всего малышей отправляют в группы от «3 до 6» лет.

Вальдорфская система

Вальдорфская концепция направлена, прежде всего, на физическое воспитание малыша и привитие творческого начала. На первом месте стоят активные игры, танцы, занятия музыкой и творчество. Чтение, математика, совершенствование речи и внимания отходят на второй план. Главное правило – воспитание качеств и навыков должно идти без опережения, термин «преждевременное» к нему не вполне подходит, скорее оно гармоничное. Направлено на согласие эмоциональной, умственной, физической и духовной составляющих в личности малыша.

Вальдорфская концепция особенная, она не входит даже в качестве элементов в программу обучения в обычных школах и детских садах. Обычно Вальдорфские школы и детские сады существуют сами по себе, обособленно. Детки не пользуются игрушками из искусственных материалов. Признается только дерево, глина, камень. Малышей призывают по минимуму сидеть перед телевизором и компьютером, больше гулять и читать книги (рекомендуем прочитать: ). С первого класса в этих школах изучают иностранные языки, активно рисуют, занимаются скульптурой. Вальдорфская концепция направлена на воспитание культуры в человеке.


Вальдорфская методика направлена в первую очередь на формирование творческого начала в ребенке, развитие его эстетического восприятия

Система Зайцева

Единственная отечественная концепция воспитания деток, которая приобрела популярность на всем постсоветском пространстве. Педагог-новатор из Санкт-Петербурга написал пособие «Кубики Зайцева», в котором изложил свой метод обучения малышей грамоте. Он ориентирован преимущественно на малышей 3-4 лет.

Зайцев разработал целый комплекс карточек, кубиков, таблиц и веселых коротеньких песенок – так называемых «попевок Зайцева». Все это направлено на усвоение грамоты в игровой форме. В процессе обучения ребята могут переходить от таблицы к таблице, играть кубиками, петь и пританцовывать. На кубиках Зайцев расположил «склады» - слоги, произносить и зрительно узнавать которые педагог предлагает малышам, вместо того чтобы учить их азбуке. Кубики, в зависимости от мягкости или твердости слога, разнятся по цветам. При помощи кубиков можно выстраивать слова и небольшие словосочетания, после того как ребята уже хорошо усвоят слоги.

Кроме грамматики, Зайцев предусмотрел и обучение арифметике. «Стосчет» - карточки с изображением числовой ленты. Концепция Зайцева удачна тем, что позволяет в качестве игры привить малышу первоначальные знания о грамоте и математике. Крохи обычно с удовольствием включаются в методику, поэтому метод Зайцева достаточно популярен. Он позволяет нивелировать несовершенства современной отечественной концепции школьного и дошкольного образования.

Другие методики

Помимо вышеперечисленных существует множество методов воспитания, которые позволяют ребенку впоследствии мягче влиться в образовательную систему, стать гармоничной и разносторонне развитой личностью. Популярностью пользуются следующие авторские методы:

  • теория Сесиль Лупан (создание малышом карточек и книжек о самом себе, направленность на эмоции и крепкую душевную связь с родителями, адаптация в социуме, музыка);
  • концепция Железновых (активное общение с малыша с матерью, занятия музыкой, массаж);
  • игры Никитина (интеллектуальные игры);
  • спортивно-игровая концепция Данилиной;
  • игры Воскобовича (совершенствование памяти, внимания, фантазии).

Каждая из этих методик по-своему интересна. В их создании авторы основывались на собственном педагогическом опыте, наследии учителей и врачей прошлых лет. Нередко на практике используются элементы разных методик - к примеру, часто с детьми занимаются при помощи игр Никитина и Воскобовича вместе.


Методика Сесиль Лупан призвана сформировать прочную связь между родителями и ребенком

Плюсы систем: мнения сторонников

Каждый родитель сам решает, как воспитывать своего малыша - так кажется на первый взгляд. Мнение общества и стереотипы в той или иной степени влияют на любого человека. В отношении раннего воспитания это правило действует особенно сильно. Обычно родители делятся на его ярых приверженцев и противников. Все дело в неправильном понимании ситуации и излишней фанатичности. Нет ничего плохого в том, чтобы развивать своих детей. Главное – не перегибать палку.

Доводы, приводящиеся в защиту:

  1. Малыши, занимающиеся в соответствии с такими концепциями, обычно более развиты, чем остальные. Они начинают раньше читать, писать и считать. Умеют лепить из пластилина и петь, хорошо танцуют и знают минимальные основы иностранных языков, в зависимости от того, по какой системе ребенок занимается.
  2. Группы раннего развития детей приучают кроху с первых месяцев жизни к занятиям, дисциплинируют его.

Тем не менее, у каждого малыша есть свои внутренние возрастные нормы - как физические, так и умственные. Вы не сделаете из малыша вундеркинда, если он внутренне не готов им становиться. Методы воспитания дают возможность выявить внутренний потенциал и раскрыть его. Второе утверждение верно, если не перегибать палку и не прерывать занятия. Дети очень быстро отвыкают и забывают. Стандартный детский сад гораздо быстрее и эффективнее приучает ребенка к дисциплине и режиму.

Многие мамы еще до появления малыша на свет задумываются о его дальнейшем развитии. Что нужно делать, чтобы ребенок рос смышленым и любознательным? Как развить возможности, заложенные в каждом крошечном человечке? Чем заниматься с малышом уже на первом году жизни? Ответы на все эти вопросы дают современные методики раннего развития детей. Какую из них выбрать? Это вы решите сами после прочтения нашей статьи.

1. Методика Монтессори

Согласно Марии Монтессори, развитие малыша должно базироваться на двух принципах: игровая форма обучения и самостоятельность ребенка. Без индивидуального подхода применить эту методику не получится. Каждый ребенок уникален, и это нужно учитывать. Малыш сам выберет подходящее для себя занятие, нужно лишь создать для него развивающую среду. Ошибки ребенка исправлять не следует, он сделает это сам. Мама должна лишь ненавязчиво руководить всем процессом, но ни в коем случае не учить кроху. На что влияет данная методика раннего развития ребенка? В первую очередь она направлена на улучшение:

Внимания;

Моторики;

Воображения.

2. Методика Никитиных

Эта методика развития предполагает, что ребенка не нужно к чему-либо принуждать. Общение родителей с малышом должно строиться в виде сотрудничества. Мама и папа всего лишь задают верное направление, но не пытаются научить ребенка всему как можно скорее. Важно также создать так называемые «опережающие» условия. Например, если малыш только пытается произносить свои первые слова, следует приобрести для него азбуку (пластиковую либо магнитную), а также набор цифр (также магнитный или в виде кубиков). Стоит заметить, что эта система на данный момент пользуется огромной популярностью во всем мире. Например, в Японии это базовая методика во всех детских садах.

3. Методика Долмана

«Биты информации» - так называет сам Глен Доман разработанные им карточки. Именно на них основана его методика раннего развития ребенка. В чем ее суть? Малышу можно уже с рождения показывать карточки с различными изображениями. Это могут быть животные, бытовая техника, явления природы, детали гардероба, даже точки для счета и написанные слова. Занятие длится всего несколько секунд, но повторяется несколько раз в день.

4. Вальдорфская педагогика

Эта методика раннего развития ребенка основную ставку делает на духовную и эстетическую составляющую личности, но никак не на интеллект. Если работать по этой системе, то с малышом нужно заниматься лепкой, народными промыслами, играть на различных инструментах, ставить свои мини-спектакли, наблюдать за природой. Кстати, учить ребенка читать эта методика не рекомендует до того, как ему исполнится 12 лет! Важную роль в обучении играет наглядное представление. Эта система имеет много противников. Во-первых, она совершенно не обращает внимания на и мышления. Во-вторых, в некотором смысле эта методика направлена на создание идеальных условий, которые далеки от реальной жизни. И, в-третьих, развитие ребенка существенно тормозится. Однако данная программа способна помочь тем, чей малыш гиперактивен и агрессивен.

5. Методика Зайцева

Эта методика раннего развития ребенка на первый план выдвигает обучение чтению. Занятия проходят обязательно в игровой форме. Дети при этом поют, хлопают в ладоши и постоянно находятся в движении. Основа системы - так называемые «склады». Это сочетания звуков, которые расположены попарно. Именно поэтому в школе ребенку, который обучается по данной программе, придется начинать все сначала - усваивать буквы, а уже потом слоги.

В этой статье:

Сегодня все популярнее становятся методики для раннего развития малышей. Буквально с 1-2 лет детей уже можно учить. Что это дает? Самим детям - возможность развиваться, удовлетворять свой интерес. В этом возрасте у крох очень много вопросов. Можно научить их самих искать ответы, используя подручные средства, специальные развивающие игрушки . Конечно, методик много. Какую выбрать родителям? Чаще всего методики раннего развития предлагают основываться на интересах и увлечениях малыша.

Активным детям тяжело усидеть на месте – лучше всего предложить им программу с элементами спортивных игр . Для тех, кто более усидчив, есть варианты глубокого раннего развития. У ребенка всегда должен быть выбор. Родителям нужно об этом помнить, не заставлять его заниматься тем, что не вызывает интереса. Особенно в 1-2 года, когда всякий интерес приходит интуитивно. Все методики частично или полностью игровые, ведь для ребенка игра - самый захватывающий и привлекательный вид деятельности.

Пятерка лучших методик развития

За многие годы психологи, воспитатели, педиатры придумали сотни возможностей для развития детей. Это разнообразные занятия, техники творчества, игровые методики, особые игрушки. Можно выделить пять самых удачных методов, которые уже десятилетиями получают одобрение по всему миру. Некоторые из них более популярны, а другие лишь легли в основу новых методов воспитания детей.

Их общая особенность - раннее развитие. Начинать заниматься с ребенком на основе этих методом нужно именно в раннем возрасте. Профессиональные педагоги знают, что развивать ребенка необходимо, но лишь с учетом всех особенностей его личности, характера. В 1-2 годика характер уже проявляется. Принуждать малыша к обучению просто глупо. В 1-2 или 3 годика кроху нужно именно заинтересовать, увлечь, показать, что обучение может быть веселой игрой. Для криков и наказаний тут места нет. Иначе можно навсегда отбить у ребенка интерес к обучению.

Метод Монтессори

Мария Монтессори построила очень удачную модель развития любого ребенка. Самое главное, по ее мнению, не навязывать малышу то или иное занятие, а дать право выбора. Он сам подбирает себе «путь». Все, что тут делают воспитатели и родители - организовывают комфортную, позитивную среду. Малыш чувствует себя в безопасности, у него есть достаточно материалов для творчества, игры, познания мира . Все игрушки
здесь особенные. У детей они стимулируют интерес к тому, как устроен наш мир. В процессе игры кроха может научиться самостоятельно узнавать цвета, времена года, цифры, буквы и многое другое.

Единственный недостаток метода - он разработан по общей модели, но подойдет не всем. Активные и гиперактивные малыши просто не могут так долго концентрировать внимание. Методика подходит лучше для менее подвижных, вдумчивых детей. Хотя раннее развитие по этому принципу влияет благотворно на всех. Активные дети просто меньше времени проводят с обучающими материалами, но это не значит, что они чем-то хуже, глупее.

Методика профессора Зайцева

Известные всем психологам и дефектологам «кубики Зайцева» легли в основу этого метода. Сразу хочется отметить, что их чаще используют для развития и социализации детей с психологическими проблемами. Начинают ими пользоваться не раньше 2 лет . Кубики, музыкальные записи, разные таблицы помогают вывести малыша на общение, повторение слов и слогов. Так можно развивать детей с аутизмом, некоторыми неврологическими нарушениями.

Метод иногда используют просто для обучения чтению. Развитие слуха и повторения происходит быстрее. В школах этому не учат – тут фонетический разбор слова, который детям становится непонятным. Это большой минус, ведь школьная программа пока что одна для всех.

Система развития по Никитиным

Общая подготовка ребенка по методике Никитиных становится все популярнее. Особенно хорошо она подходит для детей активных. Это комбинация спортивной, творческой и интеллектуальной деятельности. Для каждого ребенка предложен ряд заданий, где нужно проявлять все эти три направления.
Если сейчас задание слишком тяжелое (например, еще недостаточно физической силы, гибкости, ловкости), то его отложат, но не забудут. Малыш вернется к выполнению задачи позже.

Таким образом, развитие проходит по спирали. Чтобы выполнить новое задание, нужно успешно справиться с предыдущим. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Большой плюс – это наличие спортивной программы в данном методе. Она присутствует далеко не везде. А вот минус тут серьезный: этот метод не учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Методика Глена Домана

Отличный метод для помощи детям с врожденными проблемами ЦНС. Хотя его можно использовать и в комбинации с любой из методик раннего развития. Он основан на подсознательном запоминании информации. Малышу показывается множество карточек, картинок с полезным содержимым .
Они демонстрируются быстро, всего на 2-3 секунды. Ежедневное повторение ведет к тому, что на подсознательном уровне у ребенка формируется запоминание, складывается база знаний.

Затем детям предлагают пройти тест. Активного запоминания этой информации не было, но тесты проходятся довольно хорошо. Мозг запомнил и теперь выдает эту информацию без какого-либо повторения. Единственный минус методики - слишком большой объем информации. Это бывает не очень полезно для мозга. Разрешается проводить такие занятия для детей с 3 лет.

Развитие по методу Сесиль Лупан

Очень простой метод. Кроху учат именно тому, что ему хочется знать в данный момент. Если есть вопрос, значит, нужно приложить все усилия, чтобы дать правильный ответ. Раннее развитие по методу Лупан было опробовано ей на собственных детях. Затем она предложила внедрить его в один детский садик. Метод был очень популярным раньше, сейчас – чуть меньше, используется лишь как дополнение к иным методикам .

Для его реализации
родителям почти ничего особенного не нужно. Например, малыш расспрашивает родителей про растения, деревья. Его отводят в парк и там учат отличать разные виды деревьев, рассказывают про смену времен года. Малыш интересуется животными - его ведут в зоопарк . Родители рассказывают, показывают – малыш запоминает. Метод хорош, ведь удовлетворяет интерес детей показательно. В раннем возрасте малышу тяжело описать, как выглядит тигр или слон. Поход в самый простой городской зоопарк тут же снимает проблему – малыш получает исчерпывающий ответ.

Недостаток метода именно в его простоте. К сожалению, не у всех родителей хватает терпения на такую воспитательную работу. Раннее развитие по методу Лупан тоже проводится частично. В садике у малышей есть возможность рассматривать книги, смотреть небольшие фильмы по интересующей теме.

Часто родители преследуют цель «развивать любой ценой». Для детей это не лучший вариант, ведь самое главное - найти то, что малышу интересно, что его привлекает. Заниматься дома с малышом довольно просто, как может показаться. Сейчас много книжек по воспитанию, и любая мама может пройти короткий курс по одной из методик, перечисленных выше. Если вы не так уверены в себе, то лучше водить малыша в школу развития, садики, основанные на одной из этих методик.

Раннее развитие
должно проводиться очень аккуратно, человеком, который точно знает, что делает. А именно - воспитателем, психологом, хорошо знакомым с возможностями ребенка в возрасте 1-3 лет. Они не станут перегружать его знаниями, а смогут правильно дозировать нагрузку . Развитие происходит постепенно.

В возрасте 3 лет у ребенка сегодня большие возможности. Предлагаются разные группы:


Лучше всего начинать вводить занятия постепенно . Не нужно заниматься всем сразу. Другое дело, что малышу нужно дать попробовать разные виды деятельности. Нет ничего страшного, если вы сходите в разные кружки: посетите спорт, музыку, художественную школу. Так малыш увидит, к чему у него сейчас есть тяга, интерес. Не стоит ругать его за то, что, например, спорт его не интересует вовсе. Сосредоточьтесь на том, что привлекает малыша сильнее всего.

Дети, которых с малых лет научили интересоваться жизнью, учиться самостоятельно (а именно это и есть цель раннего развития), потом расширяют круг интересов. Оптимально в этом возрасте посещать кружок развития и еще 1-2 секции в неделю.