Нефтяные Камни — чудо технической мысли. Нефтяные камни - город в открытом море баку

06.07.2019 Отношения

Одно из самых невероятных поселений в мире находится далеко в Каспийском море, в ста километрах от азербайджанской столицы Баку. Это полностью функциональный город, где 3000 человек живут на множестве нефтяных платформ и искусственных островов, соединенных между собой 300 километрами эстакад. Речь идёт о городе под названием Нефтяные Камни, и он целиком расположен в самом крупном озере мира, на невероятном расстоянии в 55 километров от берега.

Азербайджан ещё с древних времён славится своими богатыми нефтяными ресурсами. Здесь были найдены свидетельства бурения нефтяных скважин и настоящей торговли нефтью ещё в 3 и 4-ом веках. Исторические рассказы о просачивании нефти и природного газа в этом регионе, можно найти в старых арабских и персидских рукописях, а также в трудах известных путешественников, таких как Марко Поло. Персы называли эту область «Землёй Огня».

Современная добыча нефти началась в 1870 году после того, как Россия завоевала эту территорию. К началу Первой мировой войны нефтяные скважины Азербайджана уже поставляли 175 миллионов баррелей сырой нефти в год, или 75 процентов всей добычи нефти в стране. После войны и во время поисков нефти в Каспийском море, советские инженеры нашли высококачественную нефть на глубине 1100 метров под поверхностью морского дна. Вскоре после этого, на этом месте была построена первая в мире морская нефтяная платформа и был основан город Нефтяные Камни.

Изначальной основой Нефтяных Камней были семь затонувших кораблей, включая первый в мире нефтяной танкер. За несколько десятилетий их количество выросло до 2000 буровых платформ, растянувшихся на 30 километров. Платформы соединялись между собой сетью мостов общей протяжённостью 300 километров. На этих платформах рабочие построили восьмиэтажные многоквартирные дома, завод по производству напитков, футбольное поле, библиотеку, пекарню, прачечную, 300-местный кинотеатр, баню, огород и даже усаженный деревьями парк, земля для которого была привезена с материка. В период расцвета, здесь проживало порядка 5000 рабочих.

Упадок Нефтяных Камней начался с момента распада Советского Союза и обнаружения нефтяных залежей по всей стране. Рабочая сила на этом участке была сокращена и многие платформы были заброшены. Запустение и отсутствие техобслуживания привели к тому, что многие из них обрушились в море. Другие находятся в процессе разрушения. Более чем из 300 километров дорог, на данный момент можно использовать лишь 45 километров и даже они постепенно разрушаются. Однако для правительства это место всё ещё остаётся предметом гордости и строго охраняемым секретом, которым оно было в советское время. Туда по-прежнему очень сложно попасть иностранцам. Это место даже нельзя увеличить на Google Maps.

Первая попытка высадки десанта на скалистую, в штормовую погоду полностью заливаемую волнами, пользующуюся среди местных рыбаков дурной славой группу островков была сделана 14 ноября 1948 года. К островкам приблизилось небольшое судно "Победа", на борту которого находились известный азербайджанский геолог Акиф Алиев и руководитель созданного в 1947 году объединения "Азнефтеразведка" Сабит Оруджев. Десанту удалось высадиться на маленький остров, и вскоре на сваях, вбитых в дно моря, были построены первая на Нефтяных Камнях буровая установка и домик для буровой бригады площадью всего в 14 квадратных метров. С этой рабочей площадки будущий Герой Социалистического Труда Михаил Каверочкин и пробурил первую нефтяную скважину, давшую 7 ноября 1949 года долгожданную нефть с глубины 942 метра: суточный дебит этой скважины составлял 100 тонн. И уже в феврале 1951 года первый танкер, заполненный на Нефтяных Камнях, встал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта Дюбенди. Еще через несколько месяцев на глубине 20-25 м началось планомерное строительство эстакад, буровых и технологических площадок. Поверхность главной площади, на которой разместились электростанция, насосно-компрессорный комплекс, вспомогательные цехи, а в начале 60-х годов и 5-9-этажные жилые дома для нефтяников, составила 70 тыс. квадратных метров. А общая длина эстакад, этих "улиц" выросшего в море города на сваях, превышает сегодня 200 км. В 1951 году большая группа покорителей Нефтяных Камней была удостоена Государственной премии СССР первой степени.

Недавно Нефтяным Камням исполнилось 57 лет. Это поселок городского типа, который входит в состав Азизбековского района Баку. Свое название он получил от так называемых "Черных скал" - каменной гряды, едва выступающей на поверхности моря, вокруг которой был возведен. "Камушки" (от азербайджанского "дашлар"), как ласково называют свой город нефтяники, расположены на металлической эстакаде, опирающейся на сваи, которые зацементированы в пробуренные на дне моря скважины. И разделяют этот нефтяной город от поверхности моря всего несколько метров.

Жизнь от суши

Сюда можно попасть двумя способами: вертолетом или на судне. Правда, смельчаки при желании могут отправиться туда и вплавь, однако при этом следует учесть, что расстояние между Баку и Нефтяными Камнями составляет 110 км. В этом уникальном городе, которому нет аналогов в мире, все пропахло нефтью и мазутом. Да, в нем есть жизнь. И на первый взгляд она не отличается от жизни на суше… Но здесь она другая, "завозная": раз в неделю сюда привозят питьевую воду, продукты, медикаменты, периодическую печать, одежду и… самих нефтяников. Завозят также готовые дома, почву и саженцы, чтобы обновлять парковое хозяйство, которое тоже здесь есть. Нефтяные Камни - это город со своей инфраструктурой, с морским вокзалом и вертолетной площадкой.

Люди работают в две смены: первая - от 8 часов утра до 2 часов дня, вторая - от 2 часов дня до 9 часов вечера - и так в течение 15 дней. Затем одна группа нефтяников заменяется другой. Но самое интересное начинается после основной работы, когда нефтяники собираются в местном Доме культуры или в скверике напротив общежития. Здесь всегда людно. Одни предпочитают настольные игры, другие играют в футбол на имеющемся поле или смотрят телевизор. Возможно, именно эта "коробка" и соединяет обитателей "Камней" с внешним миром.

Здесь, на Нефтяных Камнях, даже если попадаешь на его территорию благодаря удостоверению журналиста, очень многое остается за гранью понимания - создается ощущение некой засекреченности. "Свежеиспеченную" нефть обыватель здесь не увидит, с рабочими поговорить, скорее всего, тоже не удастся. Настоящая жизнь города на сваях, то, ради чего он существует уже 57 лет, всегда остается в тени.

Первое впечатление: холодно, зябко, сыро, скучно, серо. Нет прохожих и автомобилей. И трубы, трубы, трубы, которые окаймляют длинные, эстакадные асфальтированные дороги. Хоть и "Камушки" называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. Наверное, поэтому он кажется тихим, несмотря на то, что постоянно находишься в окружении различных звуков: морской гул, работают различные агрегаты, компрессорная и дизельная станции, хлебозавод, прачечная, водоочистительная станция и т.д. И если когда-нибудь Нефтяные Камни станут местом паломничества туристов, то лучшее время для организации турмаршрутов - вечернее: в это время суток "Камушки" преображаются. Город погружается в свет желтых фонарей, начинают работать фонтаны. Вряд ли где-нибудь еще в мире в открытом море можно встретить огромное сооружение на сваях, в котором по вечерам бьют фонтаны, причем не только водяные.

После "советской разрухи" многое приходится строить вновь. За последние три года сектор жилого массива значительно модернизирован. Построены гимнастические залы, Дом культуры обеспечен необходимым оборудованием и музыкальными инструментами. Высаживаются зеленые насаждения. И еще. В городе бывает немного страшно, особенно ночью, когда, находясь в гостиничном номере, за окном слышишь бушующее море, впрочем, и под ногами тоже. Приходит осознание, что при наличии военизированной охраны, прилагающейся к столь важному стратегическому объекту, как Нефтяные Камни, город все-таки не защищен… и не защищен он от стихии. За полвека существования на Нефтяных Камнях было построено 180 км железобетонных эстакад, но из-за частых штормовых ветров, а они на Каспии бушуют 200 дней в году, десятки километров гидротехнических сооружений были разрушены, лишь на участке в 50 км разрешено движение автотранспорта. И вправду, когда видишь Нефтяные Камни сверху, создается впечатление, что город стоит на груде ржавого металла. Образовалось множество отдельных оснований, нарушена сеть коммуникаций, выведены из строя нефтепроводы, кабели электропередач и связи, затруднена доставка грузов и людей. Вместе с тем здесь делается все для компенсирования потерь - многие части эстакад были модернизированы.

Для стабилизации нефти и газа постоянно бурятся новые скважины. Построены и пущены в эксплуатацию дополнительные эстакады. Многие из них были капитально отремонтированы. Отдельные основания обеспечены надежной телефонной связью, телевизорами, холодильниками и другими бытовыми приборами. Был сдан в эксплуатацию хозяйственно-бытовой комплекс с парком резервуаров для питьевой воды. Построен новый автотранспортный цех. Специалисты утверждают, что в последние годы значительно сократились темпы падения добычи. Но тревожная ночь, проведенная на Нефтяных Камнях, несмотря на все увещевания здешних обитателей, запомнится обывателю надолго.

Кстати, и криминал не обошел этот город стороной. Старики рассказывают, что в советские годы по улицам "Камушек" гулять было небезопасно. То было смутное время, когда работать в городе на сваях посылали в основном бывших заключенных, правда, предварительно обучив их плаванию. Безусловно, зэки были зачинщиками не одной драки на Нефтяных Камнях. Все как на "большой земле": имели место и мелкие кражи. Но со временем "Камушки" избавились от дурных привычек.

"Лицо" Нефтяных Камней

Сегодня Нефтяные Камни - это город с 4-тысячным населением. Вместе с нефтяниками здесь живут строители, энергетики, геофизики, работники общепита, медики, авиаторы, прачки, портные, сварщики, маляры и т.д. Но всех их объединяет одно - искренняя любовь к морю. Почти все рассказывают, что могли бы работать на суше, но здесь, на "Камушках", их окружает та особая аура, которую принято называть родиной. Они, можно сказать, сроднились с этой рукотворной железобетонной землей. За полвека существования добыто море нефти и пролито море пота. Здешние говорят: "На "Камушках" нет плохих работников, нет плохих специалистов".

Где еще можно побеседовать с портным, который ремонтирует одежду в море. Это, наверное, единственный человек в мире, который освоил азы портняжного искусства, являясь нефтяником. Он ремонтирует одежду работников "Камушек" около 20 лет. В день приходится обслуживать примерно 5-6 человек. Однако назвать свое имя этот человек не захотел. Здесь, на Нефтяных Камнях, все заключено в строгие рамки "совершенно секретно". Каждое слово взвешивается - привычка, выработанная жизнью на стратегическом объекте.

"На "Камушках" у меня несложная работа по сравнению с той, что приходится делать другим. Предлагали мне работать на суше, но я отказался. Привык все-таки. Да и брат у меня здесь, нефтяник. Ведь дело не только в деньгах. Дело в той особой обстановке, которая царит здесь", - говорит он.

Почти то же самое скажут нефтяник и маляр, врач и геофизик. Все эти люди понимают, что работа у них опасная, но нужная. Однако в городе на сваях о смерти говорить не принято. На Нефтяных Камнях существует негласное правило - о негативах здешней жизни не распространяться. Хотя известно, что почти каждый год на Нефтяных Камнях погибают люди. По степени опасности работу нефтяника можно сравнить разве что с деятельностью шахтеров и горняков. Широкой общественности известны лишь некоторые трагические случаи, имевшие место. А сколько их осталось "за кадром". И все это происходит при исполнении, даже в страшнейший ураган. В одном из парков на Нефтяных Камнях в честь погибших нефтяников установлено мемориальное сооружение, увенчанное Вечным огнем. В ночь на 21 ноября 1957 года во время урагана героически погиб 21 нефтяник - члены двух бригад - об этом трагическом случае на Нефтяных Камнях, видимо, умолчать не удалось. О других смертях предпочитают не говорить. Но изредка информация о несчастных случаях здесь все же просачивается в СМИ.

Но бывают и счастливые исходы. Так, в 1992 году чудом, с помощью вертолетов, удалось спасти 33 нефтяника, оказавшихся в открытом море. Бушевал шторм. Сила ветра достигала 41 м/c, высота волны - 9 метров. Буря вывела из строя систему коммуникаций и гидротехнические сооружения. В результате связь с некоторыми эстакадами была прервана. На этих участках и оказались люди, исполнявшие свой служебный долг. Ситуация осложнялась еще и тем, что нефте- и газокоммуникационные системы прорвало, начался пожар. Но люди, несмотря ни на что, возвращаются сюда и продолжают работать.

За прошедшие полвека на месторождении было добыто 173 млн. тонн нефти и 12,5 млрд. кубометров попутного нефтяного газа. В настоящее время эксплуатационный фонд состоит из порядка 500 скважин и остаточного сырья в недрах Нефтяных Камней. На месторождении "Грязевая сопка" осталось около 25 млн. тонн. 75% извлекаемой нефти добывается компрессорным способом. Каждая скважина дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки. Ежегодно на Нефтяных Камнях бурятся 5-6 новых скважин с начальным дебитом 15-16 тонн в сутки. В 1967 году было добыто рекордное количество нефти - 7,6 млн. тонн. Ежедневная добыча нефти составляла 20820 тонн.

Что есть на Нефтяных Камнях?

Эстакады и приэстакадные площадки, нефтесборочные пункты, водоочистительные сооружения, поселок с двух-, трех-, девяти-, шестнадцатиэтажными домами, здание управления, больница, аптека, дизельная электростанция, котельная, магазины, противопожарная насосная станция, парк товарных резервуаров, 300-местный клуб, водяные резервуары, столовая на 100 человек, общежитие, гостиница, лаборатория для исследовательских работ, хлебозавод, лимонадный цех, плавательный бассейн, газлифтная компрессорная станция, детский сад, девятиэтажное общежитие для женщин, библиотека с фондом 36 тыс. книг, склады, нефтепровод Нефтяные Камни - Дюбенди, подсобное хозяйство, вертолетная площадка, компрессорная станция, спортивно-оздоровительный комплекс "Умид".

Среди огромного количества удивительных мест нашего Земного шара достойное место для внимания современных людей, занимает морской город Нефтяные Камни. Это посёлок городского типа, который располагается в Азербайджанской части Каспийского моря, всего в сорока двух километрах от Апшеронского полуострова. Устроен такой городок на металлических эстакадах, которые были возведены в 1949 году, благодаря тому, что тут началась добыча «чёрного золота» с морского дна, вокруг Чёрных камней – это уникальные каменные банки, которые чуть-чуть выступают из-за поверхности воды. Ещё задолго до того, как в данной местности была открыта нефть, учёные стали замечать, что в Каспийском море есть скалы, покрытые нефтяной плёнкой. Их изучение стартовало в 1859 году.

Нефтяные камни город в море окружают каменные рифы, между которыми есть надводные, а также подводные камни. Также недалеко от этого места располагаются Южная и Северная гавань, они были созданы с помощью затопленных суден. Также здесь имеются буровые вышки, которые между собой эстакадами, именно на них присутствует поселок рабочих нефтепромыслов. Данный населённый пункт считается самым восточным в Азербайджане.

По большому счёту, Нефтяные Камни – это уникальное место, которое считается одним из самых выдающихся событий во время развития нефтяного дела страны, где располагается данный посёлок. К тому же, этот город является одним единственным во всём мире, так как находится и сооружен на сваях. За небольшой промежуток времени, в открытом море, всего в ста километрах от берега были сооружены достаточно масштабные морские промыслы, которые оснастили лучше, по тем стандартам, техникой. К тому же Нефтяные Камни считают столицей Каспийского шельфа.

История возникновения города… Главным инициатором, который предложил добывать нефть с морского дня является В.К. Згленицки – горный инженер. В 1896 году он решил обратиться в горный департамент Баку с просьбой, позволить ему пробурить скважину в Биби-Эйбатской бухте. К такой просьбе инженер приложил проект, в соответствии с которым предполагалось возведение сооружения, которое являлось водонепроницаемым помостом, вы сотой до четырёх метров над уровнем моря, с наличием специального пуска для добывания нефти. Также исходя из проекта, предусматривалось наличие специальной баржи, которая бы отличалась грузоподъёмностью до двухсот тысяч тонн, с помощью которой можно было бы с лёгкостью доставить нефть на берег. Но правительство отклонило просьбу, но признало, что дно моря является нефтеносным.

Самые первые работы, благодаря которым происходило изучение геологической структуры акватории Нефтяных камней, происходили в 1946 году с помощью экспедиции, направленной от Академии Наук страны. В результате, учёным удалось обнаружить немалые запасы нефти.

В 1948 году, четырнадцатого ноября на небольшую группу островков было высажено несколько геологов, нефтяников и монтажников. Именно они осуществляли первые производственные объекты, располагаемые на сваях. Затем тут были построены первые буровые установок, а также домик для бригады.

И, после того, как была монтирована первая буровая установка, начались, достаточно мощные геологические исследования района Нефтяных Камней. Что касается возведения самого посёлка, всё началось в 19585 году. В то время соорудили две большие электростанции, с мощностью в 250 киловатт, очистные установки, нефтесборные пункты, больница, шестнадцать двухэтажных домов, баня, а также многие другие объекты. Самое удивительное, что к шестидесятому году, тут уже начал свою работу Бакинский техникум нефтяников. А с 1966 по 1975 года возвели лимонадный цех, хлеб завод, два общежития с пятью этажами, а также жилой комплекс в девять этажей. Со временем в этой местности разбили живой парк.

Современный город Нефтяные Камни очень развит. Он состоит из более двухсот нефтяных платформ, а протяжность переулков, улиц данной местности достигает трёхсот пятидесяти километров. За прошлые годы, тут добыли больше ста шестидесяти миллиона тонна нефти, а также около тринадцати миллиардов метров кубических нефтяного газа. Сегодня здесь действует около четырёхсот скважин.

Если вы собираетесь в Азербайджан, а если быть точнее — в Баку, не стоит упустить возможность познакомиться с необычной местной достопримечательностью — Морским городом Нефтяные камни.

История создания этой любопытной достопримечательности Баку довольно обычна.

В 1949 г. в Каспийском море решено было построить платформы для добычи дешевой нефти. В тот период времени это было самое огромное в мире месторождение нефти.

Вокруг Черных камней – каменной гряды, выступающей на поверхность моря, было обнаружено в ходе геологических разработок 1945-48 гг. крупное нефтяное месторождение.

Строительство платформ для добычи нефти велось на расстоянии 42 км. от берега. Уникальность этого месторождения в том, что его разработка не ограничилась только строительством платформ и всех необходимых обслуживающих сооружений.

Помимо этого, за самое короткое время, в Нефтяных камнях Азербайджана, на сваях было возведено 16 жилых двухэтажек, два общежития высотой в 5 этажей, 2 электростанции, общественная баня, больница, дом быта, магазины, библиотека, клуб, 9-этажный жилой комплекс, очистные сооружения, хлебозавод и даже лимонадный цех, техникум и собственный парк.

Морской город Нефтяные камни Азербайджана расположены всего в 110 км. от Баку. Поэтому будучи в этом городе, я бы настоятельно советовала на упустить возможность совершить экскурсию в уникальный поселок на сваях.

Нефтяные камни или «Камушки» как называют поселок сами нефтяники, полностью построен на сваях, закрепленных в тверди морского дна.

7 кораблей было затоплено для того, чтобы создать основания буровых платформ. Северная и Южная гавани западной стороны поселка как раз образованы затопленными кораблями. Среди этих 7 кораблей был, в том числе, и первый в мире нефтеналивной танкер, который еще в 1878 году был построен в Швеции братьями Нобелями. Все попытки поднять эту «реликвию» со дна оказались бесплодными, слишком качественной оказалась выполненная работа – он приварен ко дну уже навсегда.

Транспортное сообщение между Баку и Нефтяными камнями осуществлялось пароходами и вертолетами. Кроме того, в поселке организована сеть автомобильных дорог, которые также соединяют Камушки с сушей.

Сегодня население Нефтяных камней в Азербайджане составляет около 2000 человек. Нефтяных станций в поселке больше 200. Протяженность улиц в общей сложности около 250 км. Жители поселка Нефтяные камни – это в основном работники вахтовым методом, и лишь небольшая часть постоянно проживающих семей.

В поселке Нефтяные камни на сегодняшний день пустует около 33000 зданий. Любопытно, что Нефтяные камни стали декорациями для одной из серии фильмов о Джеймсе Бонде – «И целого мира мало».

В 2007 году в эксплуатацию была введена новая платформа, ресурс ее по предварительным данным рассчитан на 50 лет. В настоящее время значительная часть инфраструктуры поселка используется по назначению. Здесь работают, исследуют, добывают, перерабатывают и т.д.

В конце 1940-х годов в 100 километрах к востоку от побережья Азербайджана началась реализация удивительного проекта. Прямо в море за несколько десятилетий вырос настоящий городок с многоэтажками, поликлиникой, столовой, пекарней и даже лимонадным цехом, окруженный сотнями километров эстакад с автомобильным движением. Это Нефтяные камни, уникальный поселок нефтяников, аналогов которому на планете нет. Onliner.by рассказывает, как человек в очередной раз победил природу, построив в открытом море город.

Добыча черной, плохо пахнущей, но при этом горючей жидкости примитивными, кустарными способами началась в Азербайджане еще в средние века. Центром промыслов стал Апшеронский полуостров, крупнейшим городом которого была и остается азербайджанская столица, Баку. Ценность ресурса, прозванного «черным золотом», человечество поняло гораздо позже - настоящий нефтяной бум в окрестностях Баку разгорелся во второй половине XIX века, украсив предместья города сотнями вышек.

В начале следующего XX века Баку уже стал нефтяной столицей всей Российской империи, здесь добывалось почти 90% нефти страны и около половины - всего мира. «Черное золото» приносило бакинским промышленникам, в числе которых были семьи Нобелей и Ротшильдов, миллионы рублей.

Советская власть, разумеется, нефть у частного бизнеса отобрала. Вместе с тем легкие в освоении месторождения на Апшероне стали постепенно истощаться, и перед государством встала задача поиска новых источников сырья, которое приобрело стратегический характер. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны было принято принципиальное решение - идти за нефтью в море.

На Каспии примерно в сотне километров от побережья Апшеронского полуострова существовало место, прозванное рыбаками Черные камни. Это была гряда еле-еле выступающих над поверхностью моря скал, имевших характерный черно-серый цвет. Это и вода с маслянистыми разводами намекали о выходе нефти где-то неподалеку. В ноябре 1948 года на Черные камни высадился геолого-разведочный десант, возглавлял который лично Николай Байбаков, министр нефтяной промышленности и будущий многолетний председатель Госплана СССР. Вывод представительной комиссии был однозначным и оптимистичным - нефть на Черных камнях есть, и ее много.

Так выглядел будущий город на заре своего существования.

Глубина моря в этом районе составляла всего 5-20 метров, поэтому руководство объединения «Азнефть» решило строить базу нефтедобычи прямо в открытом море. Имевшихся скалистых островков для этого было все же недостаточно, поэтому плацдармом послужил старый, готовившийся к списанию корабль «Чванов». Полузатопленное судно одновременно стало и первым местом жительства буровиков, разместившихся в его каютах. Спустя год после начала освоения месторождения первая скважина километровой глубины заработала, после чего Черные камни немедленно переименовали в Нефтяные.

За следующие полгода к первопроходцу «Чванову» отбуксировали и затопили еще шесть старых, отслуживших свое кораблей. Так был сформирован «остров семи кораблей», сердце будущего поселка. Судна соединили между собой и с имевшимися рядом островками металлическими эстакадами, установленными на деревянные сваи. Конструкция быстро обросла и первыми, временными пока домиками.

Вскоре буровики смогли переехать и в относительно комфортабельное жилье - для них на Нефтяных камнях соорудили 16 двухэтажных деревянных домов. Кроме этого, здесь были построены 2 электростанции, столовая, баня, медпункт, библиотека - неплохая инфраструктура для окруженного морем поселка.

Росла и площадь отвоеванной у воды суши. На специальных кораблях сюда завезли более полумиллиона кубометров песка и скальной породы. Небольшая глубина моря позволила объединить естественные и искусственные острова в единое целое.

Параллельно с увеличением количества скважин активно строились и соединявшие их эстакады. Это было поразительное зрелище - десятки, сотни капитальных зданий, буровых вышек, нефтяных скважин, соединенные многокилометровыми мостами, по которым оживленно ездили легковые и грузовые автомобили. Вокруг же только Каспийское море, до ближайшей суши сотня километров на теплоходе или вертолете.

Центр рабочего поселка с построенными для буровиков и обслуживающего персонала двухэтажными домами.

На этом цветном снимке 1960-х годов хорошо видны еще частично выступающие над поверхностью воды черные скалистые островки. Вдалеке в центре - «остров семи кораблей».

С конца 1940-х на Нефтяных камнях было пробурено около 2000 скважин, давших 60% всей советской морской нефти. Первоначально она доставлялась на сушу танкерами, но в 1981 году был сдан 78-километровый подводный трубопровод, позволивший отказаться от использования кораблей, чья эксплуатация в условиях мелководья и многочисленных в этом районе моря скал представляла определенный риск.

Еще большую опасность представляли нередкие на Каспии штормы. В первые годы освоения «нефтекаменного» месторождения все гидротехнические сооружения строились с использованием деревянных свай, поднимавших их на высоту в 6,5 метра. Как быстро доказала природа, этого оказалось недостаточно. 15 сентября 1956 года разыгрался катастрофический шторм, повлекший за собой человеческие жертвы.

«С утра подул северный ветер, скорость его быстро возрастала и через 2 часа достигла 35 м/с с порывами до 40 м/с. На суше ветер подобной силы срывает крыши домов, вырывает с корнем деревья, разрушает ЛЭП, а на море разгоняет мощную волну. Сила шторма достигла 12 баллов по шкале Бофорта. Ветер дул непрерывно более двух суток. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 километров морских эстакад, восемь приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Но самый трагический итог небывалого шторма - гибель 22 нефтяников», - писал журнал «Наука и жизнь».

Проектировщики и строители усвоили печальный урок. Высота настила на строящихся сооружениях была поднята до отметки 11,6 метра над уровнем спокойной воды, а деревянные сваи стали массово заменять металлическими.

Постоянного населения в Нефтяных камнях не было. Буровики работали вахтовым методом, и первоначально их доставляли на работу теплоходами. Сначала корабли ходили от морского терминала на острове Артем, соединенного дамбой с Апшеронским полуостровом (туда даже пустили электричку из Баку!), позже было налажено пассажирское сообщение от морского вокзала азербайджанской столицы. Тем не менее, переход по морю был неудобен, в плохую погоду растягивался на многие часы, а во время штормов и вовсе прекращался. Ситуацию исправили в 1960 году, когда Нефтяные камни посетил Никита Сергеевич Хрущев. Эмоционального советского лидера так впечатлил поселок, что он приказал организовать специальный вертолетный отряд для перевозки рабочих смен на вахту и обратно.

Вертолеты подчас использовались и для доставки нефтяников на скважины. Количество стационарных платформ так увеличилось (сейчас около 200), а километраж эстакад настолько вырос, что использование автомобильного транспорта в отдельных случаях было просто неэффективно. В настоящее время общая протяженность «улиц» этого необычного поселка достигла 350 километров.

Дороги здесь, конечно, однополосные, встречный автотранспорт разъезжается или на платформах, или благодаря регулярно организованным специальным «карманам».

В советское время на Нефтяных камнях одновременно работало около 5 тысяч человек. Несмотря на принятый здесь формат вахтового общежития, обитатели которого постоянно менялись, быт людей здесь был обустроен неплохо. Кроме бани, столовой и медпункта, со временем здесь появилась собственная пекарня, кинотеатр, даже лимонадный цех, продукция которого вывозилась на «большую землю». Буровиков регулярно развлекали и прилетавшие из Баку артисты. Все это позволяло жить и работать с определенным комфортом, хотя, конечно, и не без некоторых ограничений. Например, на Нефтяных камнях категорически запрещен алкоголь и, разумеется, сигареты.

На фотографии 1957 года видна даже импровизированная «набережная» с растущими в кадках растениями, скамейками и прогуливающимися в свободное время рабочими.

Тем не менее во время все того же визита Хрущева в 1960-м рабочие пожаловались руководителю страны на условия жизни на Нефтяных камнях. Деревянные двухэтажные дома здесь, по сути, были обычными дешевыми бараками, которые массово строились в СССР после войны. Никита Сергеевич тут же распорядился обеспечить буровиков современным жильем. Было решено заменить двухэтажки 5- и 9-этажными общежитиями. Подготовка площадки под их строительство растянулась без малого на десятилетие. В центральной части поселка, «острове семи кораблей», была сооружена огромная бетонная платформа, ставшая фундаментом для новых, уже многоэтажных зданий. Такому сооружению уже были не страшны любые штормы.

Всего в 1970-е здесь выстроили три пятиэтажных и два девятиэтажных общежития. Новые Нефтяные камни с высоты птичьего полета.

Многоэтажки, кажется, вырастают прямо из моря.

Пережив непростые 1990-е, в 2000-е Нефтяные камни вступили в новый период процветания. Разбогатевший на экспорте нефти Азербайджан реконструировал центральную часть поселка. Модернизации подверглись все общежития, появилось несколько новых современных зданий. Так поселок выглядит в настоящее время.

Комплекс общежитий сейчас скорее напоминает санатории на какой-нибудь всесоюзной здравнице.

Интернаты нефтяников и вспомогательного персонала делятся на мужские и женские. Женский, впрочем, по объективным причинам существует в единственном экземпляре и объединен с поселковой столовой. На переднем плане та самая первая буровая скважина 1949 года, законсервированная в виде монумента.

В столовой поселка.

Сохранено и реликтовое произведение монументально-декоративного искусства - красочная мозаика, изображающая радостную жизнь в советском Азербайджане.

Мужчины занимают вторую девятиэтажку и несколько протяженных, часто изогнутых пятиэтажных корпусов.

А ведь когда-то, более 60 лет назад, все начиналось с таких вот времянок.

Сейчас фрагмент этого самого первого дома в открытом море также является памятником.

В жилой зоне разбит и небольшой парк. Так он выглядел в 1980-е годы.

Во второй половине 2000-х парк вместе с остальным центром Нефтяных камней был реконструирован.

Помимо общего благоустройства его украсил целый ряд мемориалов, например в честь местных буровиков-нефтяников.

Или жертв катастрофического шторма 1956 года.