Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.
От 1 до 1,5 лет ребенок любит :
Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:
От 1,5 до 2 лет ребенок любит:
Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:
Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.
Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :
Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .
Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;
Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.
Физическое
|
Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.
|
Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.
Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.
Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .
Прошел целый год с того дня, как в вашей жизни и вашем доме появился крохотный комочек счастья. Что же это такое - ребенок в 12 месяцев, каким он стал и что его ждет впереди? Закончилось беспокойное время младенчества, он вырос, сделал свои первые шаги и успел уже проявить свой характер. Научился хмурить брови и заливисто смеяться, освоил первые навыки общения и уже многое умеет делать самостоятельно. Что же дальше, чему теперь учить годовалого ребенка, каким должен быть его вес, чем кормить, как правильно развивать – на эти вопросы мы и постараемся дать ответы.
Первое, что, конечно же, волнует маму - физическое развитие малыша. Задумываясь, как развит ее ребенок, она невольно сравнивает его с другими детьми: худенький или полненький, крепко стоит на ножках или еще неуверенно. Чтобы развеять возникающие сомнения, обратимся к среднестатистическим показателям.
Заглянув крохе в ротик, мы увидим там 12 крепких молочных зубов. Если их меньше, не переживайте - развитие ребенка к 12 месяцам часто идет по индивидуальному плану. Обеспечьте в рационе малыша витамин D, фосфор и кальций - зубки вырастут.
Вес колеблется между 10 и 11 килограммами (последняя прибавка перед взвешиванием составляет не менее 350 граммов). Таким образом, ребенок к 1 году должен набрать около 7 килограммов. Посмотрим на рост. Для ребенка 12 месяцев он должен составлять 72-77 сантиметров, за последний месяц прибавка в росте должна равняться 1,5 сантиметрам. Заметим, что после годика его физические параметры будут меняться медленнее, ведь малыш начнет больше двигаться.
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Как правило, ребенок в 1 год начинает ходить. Расширяются и другие его действия, связанные с окружающей обстановкой. Вертикальное положение обогащает физические навыки крохи, а ум великого исследователя толкает к их применению.
Подражание взрослым для годовалого ребенка – естественный процесс познания мира. Если вы делаете по утрам зарядку, малыш будет повторять за вами гимнастические упражнения, пойдет за папой на кухню и станет помогать ему что-нибудь ремонтировать. Здесь важно, чтобы пример был правильным и полезным.
Достигнув годовалого возраста, ребенок расстается с простейшими звуками речи типа «агу» и «гу-гу», и осознанно пытается произносить слоги и отдельные слова. При условии нормального развития он может порадовать вас 5-10 легкими словечками из собственного лексикона. Главное его желание при этом - чтобы мама и папа его поняли. Научитесь понимать свое чадо, тем более что при нехватке слов ребенок может дополнить свою речь жестами.
Кроме того, он правильно озвучивает то, что видит: мама у него будет «ма», а машинка «дыр» или «ши». Разбирается он и в тех словах, что говорят ему взрослые: на замечание о предмете, что это «кака», ребенок выбросит его из рук. Если ваше чадо упорно молчит, обратитесь к видеоурокам доктора Комаровского. В них подробно выясняются причины такого молчания и даются советы, как исправить положение.
Увеличивается у малыша 1 года и потребность в эмоциональном выражении своих желаний и поступков. Речь дополняется слезами и смехом, испугом и радостью. Если малыш видит чужого, он может заплакать, а знакомый человек вызывает у него радостные эмоции. Хорошо реагирует на музыку, любит потанцевать под нее, если крепко стоит на ножках.
Маме следует понять, что перед ней уже человек, а не младенец. Научитесь хвалить мальчика или девочку за хорошее поведение, говорите им «спасибо», подавая личный пример вежливости. Запаситесь развивающими играми и побольше читайте малышу, чтобы в его речи появлялись новые слова.
Рацион малыша состоит из продуктов, рекомендованных для питания ребенка в годовалом возрасте. Исключение составляет питание детей, у которых отмечены аллергические реакции на определенные продукты. Непозволительно кормить ребенка 12 месяцев пряностями, шоколадом, копчеными продуктами, колбасами, острой пищей. Пришла пора - малыша надо приучать самостоятельно управляться с ложкой. Впрочем, доктор Комаровский советует сохранить в меню ребенка молочную смесь для годовалого возраста, но и ее лучше давать не из бутылочки, а наливая в мисочку.
Особое внимание уделите консистенции пищи, так как ребенок должен развивать жевательный рефлекс. Замените пюре тушеной картошкой или овощами. Нежные мясные и рыбные котлетки также включите в рацион малыша. Следите, чтобы он не откусывал большие куски. Можно давать хлеб, печенье, фрукты. Сохраните и интервалы между кормлениями в 3,5-4 часа. Давайте крохе только свежеприготовленные блюда: все, что постояло день в холодильнике, в пищу ребенку не годится.
Посещение педиатра с ребенком в 1 год – это обязательная процедура. Врач проводит физиологические измерения (рост, вес, объем грудной клетки и окружность головы), берет анализы. Специалисты (ортопед, невролог, хирург) проверяют малыша по своим направлениям. Обязательно посетите офтальмолога и стоматолога, чтобы не упустить никаких мелочей в развитии ребенка. Личная гигиена малыша состоит из.
Обновление: Декабрь 2018
С момента достижения ребенком годовалого возраста, его питание постепенно расширяется и изменяется. Но это совершенно не значит, что после года ребенка нужно переводить на взрослое питание, его пищеварительная система еще не готова к перевариванию многих продуктов взрослого стола, а ферменты поджелудочной железы и желчь еще не полностью функционально активны.
Питание ребенка после 1 года изменяется, постепенно и плавно приближаясь к столу взрослых. В чем особенности питания после года:
Это особенности пищевого поведения детей, все родители переходят через эти этапы становления вкуса и пищевых привычек ребенка.
Обычно в возрасте после года дети переходят на пятиразовый прием пищи. Обычно режим питания ребенка выглядит как:
В перерывах между приемами пищи могут быть небольшие перекусы фруктами или легкими десертами, соками, компотами. Важно в эти перекусы не давать детям калорийных продуктов (сладкое печенье, булки, сладости, шоколад, конфеты), чтобы к очередному приему пищи у ребенка возникал аппетит.
Обычно дети на первом году жизни в качестве основного питания получают грудное молоко или адаптированные молочные смеси. Питание ребенка после 1 года претерпевает некоторые изменения в особенности от типа вскармливания:
Расширение рациона и смена режимов питания обуславливается особенностями развития пищеварительного тракта ребенка. После года происходит активное прорезывание зубов жевательной группы (их должно быть 12 штук), происходит резкое повышение концентрации пищеварительных соков и активности ферментов кишечника и поджелудочной железы. Это способствует облегчению переваривания новой и более плотной пищи, ее активное усвоение.
Появление зубов требует повышения жевательной нагрузки на них для правильного и полноценного формирования зубочелюстного аппарата и скелета лица. Ребенок в этом возрасте учится пережевывать кусочки пищи размерами около 2-3 см и относительно неплотной консистенции. Жевание помогает в развитии мышц и костей челюсти, что формирует правильный прикус и полноценное измельчение пищи для ее активного переваривания.
В этот период формируются пищевые привычки и пристрастия в еде, поэтому сейчас самое время предлагать ребенку на пробу разнообразные (разрешенные, полезные) продукты, чтобы он научился есть разную пищу. При приеме пищи активно вырабатываются пищеварительные соки, что помогает в активном усвоении пищи. В этом возрасте важно строгое соблюдение режима питания, что помогает к определенному времени «включать» пищеварение и адекватно усваивать все компоненты пищи.
Питание ребенка в возрасте до полутора лет должно быть:
Это достигается комбинацией в ежедневном рационе овощей и фруктов, мясных или рыбных блюд, молочной продукции, мучных изделий и круп.
Важно сразу же определиться, какие продукты можно ребенку, учитывая состояние здоровья и особенности раннего развития.
В период первого года жизни у ребенка могла быть выявлена пищевая аллергия или индивидуальная непереносимость продуктов, что в период до двух-трех лет будет исключать эти продукты из рациона. По мере взросления их аккуратно можно будет пробовать вводить в рацион питания под контролем переносимости.
Основные характеристики | С 1 до 1.6 лет | С 1.6 до 3 лет |
Количество зубов у ребенка | 8-12 шт, передние резцы и жевательные премоляры. Возможно откусывание и пережевывание только мягкой пищи. | 20 зубов, вся групп зубов как для откусывания, так и измельчения и пережевывания пищи |
Объем желудка | 250-300 мл | 300-350 мл |
Количество приемов пищи | 5-разовое питание | 4- разовое питание |
Объем одного приема пищи | 250 мл | 300-350 мл |
Суточный объем питания | 1200-1300 мл | 1400-1500 мл. |
Распределение калорийности приемов пищи |
|
|
Также необходимо знать, какие продукты можно ребенку в возрасте до полутора лет, и какими основными характеристиками должны обладать продукты питания для детей. Приведем примерный список этих продуктов.
Можно | Не желательно | Сколько примерно гр. в день | |
Овощи |
|
|
200 -300 гр. |
Фрукты |
|
|
100-200 гр. |
Молочные продукты |
сметана, сливки, сыр — для заправки в супы, салаты, гарниры |
|
Каждый день:
Через день:
Всего молочка 400 мл. в день |
Крупы, хлеб, макароны |
|
— |
|
Рыба |
|
|
1-2 раза в неделю, 100 гр. |
Мясо, птица |
|
|
100 гр. |
Яйцо |
|
— | 1 шт. куриное, 2 шт. перепелиное |
Молочные продукты должны быть непременными компонентами рациона ребенка до полутора лет. Однако, самый главный вопрос на сегодня — ? ЖКТ малыша не способен полностью усваивать цельное молоко до 2 лет, поскольку еще нет необходимых ферментов (у кого-то этот фермент не вырабатывается и в дальнейшем на протяжении всей жизни). В связи с этим, введение цельного коровьего молока не рекомендуется ранее 2-3 лет. Кроме того, сегодня наблюдается массовая аллергизация населения, особенно среди детей, в том числе растет число случаев развития . Особенно осторожными с молоком нужно быть:
Детям на грудном вскармливании цельное коровье молоко не нужно по определению, они получают молоко матери. Детям на искусственных смесях лучше заменить прием коровьего молока специальными молочными смесями-троечками, кисломолочной продукцией.
Молочные продукты богаты легко усваиваемым животным белком, животным жиром, а также набором витаминов и минеральных компонентов, необходимых для роста и развития малыша. Кисломолочные продукты содержат полезные бактерии, помогающую работе кишечника, поддерживающую рост и работу собственной микрофлоры и стимулирующую иммунитет.
Стоит учитывать тот факт, что сегодня в России многие производители для сокращения издержек производства включают в состав молочной продукции пальмовое масло, которое значительно дешевле молочного жира, причем не всегда оно указано в маркировке товара (или указано просто растительные жиры). Поэтому очень дешевые молочные продукты (сливочное масло, сыр, сметана, творог и пр.) скорее всего его содержат. Споры о вреде и пользе пальмового масла ведутся уже давно, и однозначно утверждать, что оно безвредно для детского организма не приходится.
Понятно, что, чем меньше срок годности продукции и чем он свежее (сегодняшний, вчерашний), тем лучше. В летнее время очень много случаев отравлений малышей именно молочной продукцией, теми же творожками, сметаной, йогуртами, поскольку в жару по халатности торговых сетей не редко возникают простои товара без холодильника (транспортировка, хранение, ожидание погрузки, разгрузки и пр.). Поэтому, прежде чем давать ребенку молочный продукт убедитесь в его свежести, пробуйте продукт сами.
Детям после года необходимо давать специальные детские йогурты, которые сбалансированы по количеству жиров и углеводов. Они приготовлены с применением специальной йогуртовой закваски (термофильный стрептококк и йогуртная (болгарская) палочка). Эти йогурты не обработаны термически, имеют очень малый срок хранения (хранятся только в холодильнике), что позволяет им сохранять свои полезные свойства. Йогурты, имеющие длительный срок хранения, либо были обработаны термически, либо содержат консерванты, прием таких йогуртов детям крайне нежелателен. Полезных бактерий в них нет, а дополнительные компоненты могут навредить детскому организму.
Этот кисломолочный напиток помогает в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника за счет содержания в своем составе особых молочнокислых микробов и бифидофлоры. Эти микробы помогают росту полезной микрофлоры кишечника, что будет улучшать пищеварение и работу иммунитета. При этом кефир обладает высокой кислотностью и закрепляет стул, особенно при длительном его хранении, прием его стоит ограничивать количество в 200-300 мл в сутки.
Творог является для ребенка источником белка и кальция, но он очень трудно переваривается из-за большого процента белка. Поэтому, объем творога в сутки не должен превышать 50-100г. Полезным для полноценного усвоения кальция будет только творог с жирностью не менее 5-9%, творог нулевой жирности не так полезен, поскольку кальций без наличия жиров практически не усвоится. Творог можно употреблять в чистом виде или с добавлением фруктов, в один прием с творогом калорийных и белковых блюд больше не дают.
Эти продукты рекомендовано давать ребенку в ограниченном количестве или использовать в приготовлении блюд для детей. Сметана и сливки зачастую даются в виде заправки к супам или вторым блюдам, сыр может быть добавлен к гарнирам. По мере прорезывания зубов можно давать ребенку кусочки несоленого твердого сыра для жевания.
В питании детей один-два раза в неделю рекомендовано применение рыбных блюд. Детям до полутора лет разрешены такие виды рыбы как треска, хек или минтай, судак, морской окунь, но если ребенок аллергик, стоит отказаться от рыбы хотя бы до 2-3 лет. Рыбу можно предлагать в виде детских специализированных рыбных консервов, суфле из рыбы, отварной рыбы с гарниром или паровых котлеток.
Рыба полезна детям из-за легко усваиваемого белка и наборе витаминов и микроэлементов, йода и фтора, фосфора и кальция, полезных для роста скелета и зубов. Но, категорически запрещены в этом возрасте супы на рыбном бульоне – в бульон при варке переходят экстрактивные и вредные вещества из тушки рыбы.
Исключено из питания детей раннего возраста сало, мясо баранины и жирная свинина, мясо водоплавающих диких птиц и животных. Категорически запрещено детям до 3 лет введение колбас и сосисок, сарделек, даже с маркировкой детские (чаще всего детские названия на них — уловки производителей, это обычные сосиски и сардельки). На детских сосисках обязательно должна быть надпись «специализированный продукт для детского питания» и указан возраст ребенка (для колбасных изделий это обычно 3+).
Источником белка являются яйца, в них помимо белка много полезных аминокислот, микроэлементов и витаминов. Яйца дают ребенку после года ежедневно, при отсутствии аллергии или патологий желчной системы. Можно добавлять яйцо в блюда или давать отваренным вкрутую, приготовить из него паровой омлет. Запрещено детям раннего возраста давать яйца всмятку или в мешочек, жареную яичницу. При аллергии к белку куриного яйца отличной альтернативой могут стать перепелиные яйца. Их можно в день до 2 шт.
В питании детей должно быть достаточно жиров в виде растительных масел и сливочного масла. Сливочное масло можно давать с мягкой булочкой в виде бутерброда или добавлять в готовые каши и овощные пюре, чтобы масло не подвергалось термической обработке и не теряло своих полезных свойств. Количество сливочного масла в сутки не более 10-15г.
Растительные масла применяют для приготовления блюд и заправки готовых блюд, заправляют ими салаты и блюда из овощей. Лучше использовать не рафинированные масла — оливковое первого отжима, подсолнечное. Норма растительных масел не более 10 г в сутки.
После года в питании детей используют как безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза), так и содержащие глютен (пшеница, овес, рожь). Крупы употребляют как в виде каш, так и в виде крупяных гарниров ко вторым блюдам. Особенно полезными для детей будут гречневая, кукурузная и овсяная каши, мультизлаковые каши.
После года постепенно можно добавлять к меню ребенка манную и пшенную каши, но манку стоит давать нечасто – она очень калорийная. Каши обычно подают на завтрак и их количество составляет не более 200-250 мл. Объем гарнира для вторых блюд должен составлять около 100-150г.
Детям поле года можно предлагать хлеб из белой и ржаной муки, при этом белого хлеба можно давать до 40 г, а ржаного не более 10г. Белый хлеб переваривается лучше, избыток ржаного хлеба может привести к вздутию живота крохи.
В питании детей до полутора лет можно включать детскую вермишель, паутинку или яичную лапшу. Количество макарон не должно превышать 100г в сутки.
В рационе детей до полутора лет овощи и фрукты должны присутствовать в обязательном порядке ежедневно. Они являются источником витаминных и минеральных веществ, пектинов, фруктовых кислот и сахаров, а также растительной клетчатки для стимуляции пищеварения. Овощи и фрукты применимы как в термически обработанном (отварном, паровом, запеченном), так и в свежем виде.
Суточный объем овощей и фруктов должен доходить до 300-400 г., из них овощи должны составлять не менее половины объема.
Можно | Нежелательно |
|
|
Ассортимент фруктов после года существенно расширяется, но стоит вводить местные фрукты по сезону и изначально в малом количестве, следя за реакциями.
До трех лет не стоит баловать детей шоколадом, кондитерскими изделиями, конфетами из-за нагрузки глюкозой поджелудочной железы, избытка химических веществ в составе этих продуктов, излишней калорийности и риска кариозного поражения зубов. Также не стоит употреблять торты с кремом, пирожные и песочное печенье. Из кондитерских изделий можно давать пастилу, зефир и мармелад.
Не поощряйте тягу малыша к сладкому: не редко родители побуждая малыша доесть овощи или мясо, обещают конфетку в качестве поощрения. Подмена вкусовых ценностей происходит очень быстро и ребенок вскоре будет отдавать предпочтение сладостям вместо здоровой пищи.
Стоит максимально отказываться в питании детей от сахара, заменяя его на мед (при отсутствии аллергии) или сладкие фрукты. Да, конечно сладости полезны для мозга, это источник быстрых углеводов и удовольствия для детей, но стоит задуматься об отдаленных последствиях нерационального приема сахара.
Не стоит забывать и о потенциальном вреде сахара для зубов, особенно молочных. Сладости, а именно сахара, будут одной из главных причин формирования кариеса у ребенка. За счет анатомо-физиологических особенностей молочных зубов – нежная тонкая эмаль, отсутствие совершенных механизмов защиты, кариес приобретает молниеносное течение, и быстро развиваются осложнения: воспалительного характера (пульпиты, периодонтиты), в результате чего часто происходит преждевременное удаление зубов – патологии прикуса.
Кариес – это инфекционные процесс, и основным возбудителями будут некоторые стрептококки. Питательной средой и местом обитания которых будет зубной налет. Сахара и сладости, особенно липкие (печенья с большим содержанием маргарина, «чупа-чупсы») создают на поверхности зубов липкий слой, который плохо счищается и длительно остается на зубах. Эти условия обеспечивают развитие кариеса и его последствий.
Кроме того, кариозные зубов постоянные источники инфекции, и могут стать причиной развития тонзиллитов, инфекционных заболеваний почек и других внутренних органов.
Наши предки, не употреблявшие сахара, а использовавшие мед и фрукты в качестве сладостей, были не в пример нам здоровее. Это говорит о том, что с раннего возраста стоит контролировать потребление сахара, ограничивая его или заменяя более полезными натуральными продуктами. И тем более не стоит давать детям напитки, пресыщенные сахаром (газированные сладкие напитки, кола, пепси, магазинные соки), и тем более позволять грызть кусковой сахар.
Сегодня крайне трудно контролировать потребление рафинированного сахара членами семьи, поскольку он содержится во многих готовых продуктах на прилавках супермаркетов и какое количество его содержится в конкретном продукте трудно рассчитать. Но стоит сократить потребление сахара хотя бы при приготовлении пищи в домашних условиях.
Повторимся, что в идеале не стоит давать сладкое ребенку ДО 3 ЛЕТ. Если не получается, хотя бы ограничьте его потребление 4-5 чайными ложками в сутки, с учетом сладких продуктов.
Стоит оговорится, что приведенные ниже нормы - это лишь примерное количество, которое в среднем может съесть ребенок в этом возрасте. Но, к примеру, хрупкие, стройные девочки (малоешки) едят гораздо меньше мальчишек, поэтому если ваш малыш наедается меньшим количеством пищи - это нормально, не стоит паниковать. Каждый ребенок индивидуален и набор веса зависит от комплекции и роста ребенка. Чтобы контролировать нормальный набор веса малыша можно пользоваться (мальчики и девочки рост до 115 см) в другой нашей статье.
Прием пищи | Состав блюда | Количество |
Завтрак |
Овощное блюдо, каша Творожное, рыбное, мясное блюдо, омлет Салат или фрукты Напиток: компот, слабозаваренный чай, свежевыжатый разбавленный сок, молоко (но не рекомендуется) |
|
Второй завтрак |
Фрукты, печенье, булочка Йогурт, творожок, кефир, сок |
|
Обед |
Закуска или салат из овощей Первое блюдо (суп, щи, борщ на овощном бульоне) Второе блюдо из птицы, рыбы или мяса |
|
Полдник |
Йогурт, кефир, сок, компот Творог, крупяное, овощное блюдо Выпечка, печенье, сушки Фрукты, ягоды |
|
Ужин |
Творожное, овощное блюдо, каша Кефир, йогурт |
126 комментариев
Содержание:
К одному году ребенок становится еще более активным и самостоятельным. Практически всю энергию он затрачивает на движение. Умение ходить и быстро ползать позволяют малышу целыми днями заниматься дальнейшими исследованиями комнат и предметов, находящихся в них. Этот возраст считается переломным, ведь ребенок отмечает свой первый настоящий день рождения.
За сравнительно короткий период произошло превращение беспомощного младенца, завернутого в пеленки, во вполне самостоятельного человечка. В течение года, особенно за последние месяцы, он значительно продвинулся в своем физическом и психологическом развитии.
К своему первому юбилею малыш уже уверенно встает на ноги и вполне нормально ходит без посторонней помощи. Он предпринимает попытки потанцевать под музыкальное сопровождение, а также немного побегать при помощи взрослых. Во время кормления дети уже сами едят с ложки и пьют из кружки. И, хотя это у них еще не совсем получается, они настойчиво совершенствуют свои навыки.
Происходит пополнение словарного запаса. Ребенок может отчетливо произнести более десяти слов. С небольшими ошибками он называет по именам всех членов семьи. Ему известны названия всех вещей, находящихся в доме, каждую из них он может показать. Ребенок удачно копирует взрослых, старается подражать им во всем. Он совершенно точно знает, где свои, а где чужие. Следует помнить, что способности каждого малыша проявляются индивидуально, у кого-то раньше, а у кого-то позже.
Очень часто происходит изменение поведения, причем не в самую лучшую сторону. Приобретенные навыки и умения, особенно возможность самостоятельно ходить, подталкивают малыша к новым исследованиям и открытиям. Малыш способен залезть в ранее недоступные места и достать оттуда все, что угодно. Очень часто дети берут цветные карандаши и разрисовывают стены.
Совершенно бесполезно ругаться или кричать на ребенка. Все его беспорядочные действия нужно взять под строгий контроль и аккуратно перевести его энергию в совершенно другое русло. Для занятий лучше всего выделить отдельное пространство, которое не жалко испортить. Это может быть участок обоев, закрытый бумагой для рисования или шкаф, в котором можно играть.
Развитие детей проходит строго индивидуально. По достижении одного года основные показатели могут отличаться в сторону увеличения или уменьшения. Границы веса мальчиков в один год находятся в пределах 8,9-11,6 кг. Девочки весят от 8,5 до 10,8 кг. К возрасту одного года рост мальчиков составляет от 72,3 до 79,7 кг, у девочек этот показатель будет 71,4-78,0 кг. Проблемы с развитием могут возникнуть из-за серьезных нарушений здоровья. Если же параметры веса и роста находятся в указанных пределах, то у родителей не должно быть повода для беспокойства.
Несмотря на то, что ребенок уже давно питается разнообразными продуктами, рацион питания все равно необходимо тщательно прорабатывать. Рост и развитие полностью зависят от правильного и сбалансированного питания. После года задача кормления становится более сложной, поскольку пища для ребенка должна быть не только здоровой и полезной, но и вкусной. Если какой-то продукт малышу не нравится, то совершенно бесполезно пытаться накормить его насильно. Поэтому нередко приходится думать о равноценной замене, чтобы отсутствие полезных веществ не смогло нарушить рацион питания.
Приготовленные блюда по-прежнему должны быть без специй и острых приправ. Исключение составляет сахар, суточная норма для годовалого ребенка будет составлять примерно 30 граммов.
До настоящего времени сохраняется пятиразовое кормление. В перерывах, в случае необходимости, можно дать кусочек фрукта, печенье или сухарик. Общее количество потребляемой пищи в течение дня должно составлять от 1000 до 1200 миллилитров. Количество выпиваемой жидкости будет около 200 мл. Поить малыша можно водой, соками или чаем.
Рацион питания сохраняется прежним и становится более разнообразным. Важной составляющей считаются молочные и кисломолочные продукты, содержащие большое количество легко усваиваемых жиров. Ребенка можно кормить творогом, кефиром и сыром, нельзя давать сливки и сметану из-за повышенной жирности этих продуктов.
Продолжается использование различных каш. Для их приготовления лучше всего подходит рис и гречка, а также овсяная, манная, пшеничная и перловая крупа. Не стоит увлекаться горохом, фасолью и другими бобовыми. В них в большом количестве содержится грубая клетчатка, которая очень плохо усваивается детским организмом.
Ежедневно в рацион следует включать мясные или рыбные продукты. Ребенок должен съедать мяса от 70 до 100 граммов в сутки, рыбы – 30 граммов.
После одного года ребенка можно кормить не только яичным желтком, но и белком. Яйца добавляются и в другие блюда, например, в омлет или запеканку. Ни в коем случае нельзя давать сырые яйца. В качестве основного источника микроэлементов, витаминов и других полезных веществ остаются овощи и фрукты. Они должны ежедневно включаться в меню.
На состояние годовалого ребенка качество сна оказывает существенное влияние. О какой-либо определенной продолжительности сна нельзя говорить однозначно, все будет зависеть от самого малыша, от его характера и от того, как он ранее был приучен спать. Поэтому нежелательно укладывать спать или, наоборот, будить в принудительном порядке, поскольку из-за подобных действий психика ребенка может быть серьезно травмирована.
Суточная потребность сна такая же, как и в . Она составляет от 13 до 14 часов. Из них на ночной сон приходится примерно 11 часов, а все остальное время ребенок отдыхает днем. В возрасте одного года дневной сон по-прежнему разделяется на две приблизительно равные части. Таким образом, обеспечивается наиболее полноценный отдых.
Растущий и развивающийся организм годовалого ребенка требует определенных биологических ритмов, которые могут быть сформированы только за счет точного соблюдения распорядка дня. Все необходимые мероприятия, заложенные в одни и те же часы, способствуют лучшей ориентации малыша и четкому выполнению всех намеченных процедур.
Кроме того, малыш постепенно привыкает к дисциплине, поэтому его дальнейшая или в школе пройдет совершенно безболезненно. Сами родители, ориентируясь на распорядок, смогут нормально спланировать свое время в течение дня. К этому времени малыш уже в какой-то степени привык к определенному режиму и в возрасте одного года остается только закрепить полученные навыки.
Годовалый возраст считается не только сложным, но и очень интересным этапом жизни малыша. Малыш продолжает изучение окружающего мира, получает большое количество новой информации.
Игры могут быть условно разделены на определенные виды и категории. Все они способствуют обучению, воспитанию и дальнейшему приобретению знаний. Поэтому все занятия должны быть разносторонними, обеспечивающими качественное развитие ребенка. Для развития мышления кубики, мячики, различные яркие картинки, игрушки и другие предметы. Одновременно малыш должен физически развиваться. Для этого существует большое количество подвижных игр.
Много внимания следует уделять дальнейшему . Следует заботиться о пополнении словарного запаса, постоянно разговаривать с ребенком, объяснять ему вслух названия новых предметов и каких-либо понятий. Лучше всего преподносить информацию в стихотворной форме, способствующей лучшему запоминанию. Самыми верными помощниками остаются книги, особенно с детскими стихами, короткими рассказами и сказками.
Игры и занятия желательно проводить в одно и то же время. Ребенок должен быть здоров, сыт и пребывать в хорошем настроении. Занятия проводятся в течение короткого времени, чтобы не утомить малыша и не перегрузить его избыточной информацией. Ребенка нужно чаще хвалить, это значительно усилит интерес к проводимым занятиям.
В возрасте одного года распорядок дня предусматривает обязательную утреннюю гимнастику. В это время все дети уже нормально ходят самостоятельно или с помощью родителей. Они могут выполнять наклоны и приседания. В процессе ходьбы можно совершать и другие дополнительные движения. Для дополнительной физической нагрузки используются различные предметы, например, детская коляска, которую ребенок катит впереди себя. Утренняя гимнастика хорошо развивает мышцы и способствует развитию двигательных навыков. Все упражнения можно проводить в игровой форме.
Развитие ребенка, особенно первенца - это не только огромная радость, но и тяжелое испытание для нервов родителей. В наш век развитых технологий и распространяющейся гиперопеки любое отклонение от идеальной нормы может вызывать у новоиспеченных мамы и папы чуть ли не панику. Чаще всего такой настрой ничем не обоснован и не подкреплен, так как разные дети относятся к разным психотипам, рождаются с разным весом, ростом, имеют различное физическое здоровье, разный обмен веществ и массу других особенностей организма. Такая разность и обуславливает тот факт, что все дети развиваются по-разному: кто-то начинает рано ползать, а кто-то не ползает вообще, кто-то чуть ли не с рождения хватает все попадающееся под руку, а кто-то любит долго и задумчиво рассматривать предметы. Не бывает двух одинаковых детей, однако определенные нормы развития детей все-таки существуют. Именно о том, как развивается ребенок до 1 года, и что он должен уметь к своему первому дню рождения, и пойдет речь в этой статье.
Чем младше ребенок, тем стремительнее происходит его развитие. Оно включает в себя социализацию, получение представлений об определенных навыках, узнавание родителей, изучение мира. До года происходит самое быстрое изменение разума и поведения малыша.
В наиболее раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. У него еще нет представления о собственном «я», но его крайне интересует все происходящее вокруг.
Годовалый ребенок - это исследователь, которому необходимо давать возможность активно изучать окружающий мир, залезать в интересные места, трогать интересные вещи - но при этом оберегать от опасностей, которые могу подстерегать его: горячих кастрюль и чайников, падений, острых предметов. И тогда малыш довольно быстро обучится всему тому, что должен уметь ребенок в 1 год.
Наиболее эффективной в данный период развития ребенка большинство психологов признает методику умеренного невмешательства . Позвольте ребенку исследовать окружение настолько, насколько он считает нужным. Очень хорошо, если у родителей есть возможность регулярно менять друг друга на посту своеобразного «охранника» ребенка.
Как правило, до трех лет женщины единолично занимаются воспитанием малыша, однако такая круглосуточная работа крайне тяжела и требует постоянной концентрации, достичь которой во время регулярного недосыпания очень сложно. Поэтому, чтобы одновременно не ограничивать свободу ребенка в исследовании мира, родителям стоит договориться между собой либо найти хорошую няню. Конечно, больше всех повезет тем, у кого есть заботливые тетушки или бабушки, готовые посвящать время малышу.
Какие трудности могут поджидать родителей на этом этапе развития? Конечно, в первую очередь необходимо подготовиться к тому, что младенец - это существо, которое пока еще не вполне осознает причинно-следственную связь между многими явлениями. Он пока не понимает, что от прикосновения к горячему может быть больно, а от проглатывания мелких твердых игрушек можно задохнуться. Именно поэтому малышу необходим практически постоянный контроль. В этом возрасте будет неплохо объяснять ребенку на шутливом примере, что некоторые вещи могут причинять боль и быть опасными.
Итак, пройден огромный путь от рождения до достижения годовалого возраста. Родителям пора свериться со списком вещей и навыков, что должен уметь ребенок в 1 год.
Оценивая развитие своего ребенка, обязательно оценивайте его достижения в овладении такими навыками, как умение ходить, обслуживать себя при еде, концентрировать внимание, общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Не забудьте обратить внимание и на мелкую моторику рук.
Пожалуй, один из самых волнительных моментов в жизни родителей - это первый шаг их ребенка. Однако именно из-за огромной ценности этого момента многие пугаются, когда он не приходит слишком долго; или наоборот, ребенок начинает делать шажки слишком рано.
В среднем дети делают первые относительно самостоятельные шаги, держась за какую-нибудь опору, именно к 12 месяцам. Однако из этого правила могут быть исключения. Средние показатели указывают, что начало самостоятельной ходьбы может быть положено и в 9 месяцев, и в 15. Поэтому, если вашему малышу уже 14 месяцев, а он по-прежнему не может сделать самостоятельный шажок - не следует паниковать и срочно вести его по всем врачам. Будьте терпеливы к своему ребенку, дайте ему время.
До одного года необходимо научить ребенка питаться с ложечки. Врачи (особенно стоматологи) рекомендуют отучать малыша от бутылочек и сосок-пустышек как можно раньше. Дело в том, что злоупотребление сосками может привести к и другим проблемам с зубками в дальнейшем.
До года ребенок активно изучает окружающий мир, а также его реакцию на собственные действия. Малыш должен научиться достаточно крепко держать в руках различные предметы, носить их, возможно, вертеть в руках и рассматривать. Некоторые проблемы с моторикой в таком возрасте могут быть в пределах нормы, однако если ваш ребенок плохо контролирует свои пальчики и не может держать предмет в 12 месяцев, лучше обратиться к педиатру, который поможет разобраться с проблемой. Впоследствии задержки в развитии моторики могут стать более заметными и вылиться в патологическую неуклюжесть и неловкость. Однако, как правило, период активного рукоделия (когда малыши собирают оригами и лепят из пластилина) выравнивает эти задержки и помогает активно развивать мелкую моторику.
Для оценки мелкой моторики ребенка в возрасте 1 года также используют такие простые игры, как:
Годовалый ребенок должен знать значение хотя бы 10 слов. Обратите внимание на такие важные слова, как «нельзя», «горячо», «опасно», «вкусно» и тому подобные. Через эти слова можно воспитать в ребенке различные реакции на взаимодействие с окружающим миром и привить понимание простейших причинно-следственных связей.
Также ребенок в 1 год должен понимать значение таких слов, как «дай», «стой», «возьми», «покажи», и уметь правильно на них реагировать (брать предмет, когда говорят «возьми», останавливаться по просьбе).
К двенадцати месяцам у ребенка должно развиться понимание эмоций человека. Он должен понимать, когда мама или папа хвалят его или, наоборот, ругают. Очень ярким показателем эмоционального развития малыша является плач «за компанию» - когда ребенок слышит, как его ровесник плачет, он может присоединиться без особой причины. Ругать его за это ни в коем случае не стоит - это может привести к снижению эмпатии в будущем. Нужно мягко убедить малыша, что с ним ничего плохого не случилось, и успокоить его.
Малыш должен уметь общаться со сверстниками. Как правило, общение годовалых детей ограничивается играми, но и это уже яркий показатель хорошего эмоционального и социального воспитания.
Годовалый ребенок должен хорошо знать, как называть своих родственников и ближайших людей: мама, папа, баба, деда; в случае с братьями или сестрами - упрощенная форма имени. Также ребенок в 1 год должен знать свое имя - уметь называть его другим людям и откликаться на него.
Обратите внимание : очень важный элемент социального воспитания - умение выразить согласие или несогласие. Ребенок должен знать слова «да» и «нет», кивать или мотать головой в ответ на односложные вопросы.
В таком возрасте зачастую очень тяжело определить наличие или отсутствие каких-либо заболеваний, вызывающих инвалидность или потерю тех или иных органов чувств, например, частичную глухоту.
Именно поэтому важно определять реакцию малыша на окружающий мир. На какие факторы следует обратить внимание:
Важно: при нарушении любого из вышеперечисленных факторов следует обратиться к педиатру и провести обследование. Если вовремя заметить неправильное развитие слуховой системы, зрительных органов, осязания и других систем организма, то можно их исправить.
Умение ребенка в возрасте 1 года концентрировать внимание
Очень важный момент в развитии маленького ребенка - умение концентрировать свое внимание на чем-то одном (мультике, игре, общении) хотя бы в течение пары минут. Дети до года зачастую неспособны на такое относительно спокойное поведение - их внимание практически невозможно удержать, поскольку они еще не умеют справляться с определенной силой воли, которая для этого необходима. Однако в год у ребенка уже должно быть представление о продолжительности действий.
Обратите внимание: если ваш малыш в годовалом возрасте не может сосредоточиться на каком-либо занятии хотя бы на минуту, вам следует посетить педиатра. Причиной такого состояния может быть .
В таком маленьком возрасте он не играет большой роли в жизни ребенка, однако с поступлением в детский сад, а затем школу он может сыграть злую шутку и обернуть беспечность и неусидчивость против самого ребенка. Последствия могут быть самые неприятные - от неуспеваемости до невозможности освоить какие-либо навыки из-за низкой концентрации внимания.
Помимо вышеперечисленных навыков, у детей к году часто развиваются следующие умения:
Родителям следует понимать, что полное предоставление малыша самому себе так же губительно для его навыков, как и чрезмерное увлечение дорогими «развивалками» и постоянные нагрузки различными занятиями. Чтобы продолжить развивать имеющиеся навыки ребенка в 1 год, необходимо уловить середину - играться с малышом в развивающие игры, но не давить на него, когда он устал и хочет просто побаловаться, поползать или посмотреть мультики.
Сейчас магазины пестрят самыми разными игрушками-развивайками на любой вкус и цвет. У всех них есть кое-что общее - они чрезвычайно переоценены. Некоторые родители убеждены, что если они потратят состояние на покупку развивающих игрушек всех мастей, то ребенок вырастет гением. Это не так. Важно не количество игрушек, а умение взрослого подать их интересно и понятно для ребенка. Необязательно закупать дорогие игрушки в детских магазинах, чтобы научить ребенка различать цвета (используйте карточки из цветной бумаги), формы (опять-таки - вырежьте треугольники и квадраты из бумаги).
Развивающая игрушка «своими руками»:
Обратите внимание: стоит также упомянуть, что без определенных игрушек у малыша будет задержка в развитии моторики. Самые эффективные и недорогие игрушки для этой цели - кубики, пирамидки из колечек, шарики.
Безусловно, общение с родителями играет ключевую роль в развитии малыша. Главный принцип - не забывайте, что он еще не знает большинства элементарных вещей. Старайтесь не просто рассказывать причины и последствия, а показывать их визуально, собственными действиями.
Стимулируйте ребенка в 1 год сообщать о своих нуждах. Например, сажая его на горшок, произносите «условный знак», например, «пссс». Малыш запомнит звук и сможет его повторить. Здесь дело за прививанием понимания связи - горшок и звук. Как только малыш это усвоит, он сможет сообщать вам о своем желании в туалет, даже не умея толком говорить.