Педагогическое кредо воспитателя доу. Эссе «Мое педагогическое кредо» воспитателя Ведерниковой Татьяны Павловны. Изучение передового опыта

«Любить и выполнять свою работу лучше, чем вчера,

а завтра лучше, чем сегодня»

К. Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас».

Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?!», мне немного обидно от необходимости отвечать пустой фразой: «Воспитателем». Не потому, что это сейчас совершенно не престижная профессия. Для меня «воспитатель», - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня «воспитатель» - это жизнь.

Иногда, встречая старых знакомых, приходится слышать: «Ты всё ещё в детском саду работаешь? А я бы не смогла! Да, случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии.

Почему я стала воспитателем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую, более спокойную, более оплачиваемую? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле. Я - воспитатель! Какое светлое, ласковое слово! От него веет счастливым детством, беззаботной детской улыбкой и материнской заботой. Это мой путь, мой сознательный выбор. Я порой даже думаю: "А может, это не я выбирала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?"

И, несмотря на все трудности и попытки отговорить меня от выбора этой «неблагодарной» профессии, я работаю, живу этой профессией.

Сказать, что работа это каждодневный праздник - трудно, мы каждый день имеем дело с разными характерами. Бывает и очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться, и ты понимаешь, что просто не в силах их предать.

Правильно ли я сделала свой выбор? Я могу с уверенностью сказать:

Я - счастливый человек! Мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим - с нашими детьми! Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой»! Думать о детях, заботиться о них, любить их - самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому. И этим я счастлива!

Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких озорников, без их светящихся глаз, без сотни вопросов «почему». Наверное, неслучайно так распорядилась судьба, приведя меня в детский сад. Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с новыми идеями и хорошим настроением. Я становлюсь для детей самым близким другом, отдаю им все свои знания и умения, показываю, как красив и приветлив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии.

Основанием своей профессии я считаю доверие. Доверие детей, которые ждут от меня открытых отношений, что их поймут, примут, поддержат и помогут. Доверие - это основа, без которой ни любви, никаких других близких добрых отношений быть просто не может. Хочу и делаю все возможное, чтобы и родители мне доверяли. Вот родители отдают детей в детский сад. Сколько волнений, сомнений. Ребенок привык к одному, а здесь что-то другое, другая организация жизни. И он волнуется, волнуются родители. Хочется сказать: «Дорогие мамы и папы, не переживайте! Я сделаю все, чтобы ребенку в садике было тепло и комфортно». Я - воспитатель, который входит в жизнь ребенка и его семьи, ведь родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей Для меня важно не потерять это доверие, а укрепить его.

Я - любящий человек! У меня прекрасная миссия - дарить свою любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству.

Я - созидатель. И именно мне доверено Человечеством «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле.

Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: "К детям!" Вот уже тридцать лет они являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Каждое утро я переступаю порог своего второго дома. Привычным жестом включаю свет в просторной группе. Тихо и пусто, но это ненадолго. Очень скоро все пространство заполнится шумными, пытливыми, любопытными детскими голосами. И вместе с ребятами запоет и сердце и душа.

Каждое утро я вижу глаза своих детей. В одних - настороженность, в других - интерес, в третьих - надежда, в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Каждый день я всматриваюсь в глаза детей. Глаза ребенка - это состояние души, в которой многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. И моими помощниками становятся время и терпение, когда шаг за шагом я веду своих ребят к успеху. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие - большая и почетная ответственность.

Воспитатель! Профессия, вобравшая в себя все специальности на свете: я - педагог и психолог, доктор и дипломат …Я - биолог, эколог и садовник, архитектор, юрист и спортсмен, актёр, музыкант и немного волшебник. Я стараюсь овладеть компьютером, узнать марки автомобилей, познакомиться с современными мультфильмами. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Мне приходится делать всё: шить и рисовать, вязать и лепить, в определённой степени владеть актёрским и режиссёрским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, знать правила хорошего тона, да можно ли предсказать всё, что встретится педагогу в его работе? Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми.

Я живу миром детей, стараюсь ответить на все вопросы, решить все проблемы, помочь в трудных ситуациях. С ожиданием радостной встречи с детьми каждое утро тороплюсь в свою группу, и каждый раз я возвращаюсь домой новым человеком, как - будто, не дети учатся у меня, а я получаю от них массу нового, «открываю» себя с новых сторон. Общаясь с детьми, такими разными и неугомонными, нахожу в этом радость и удовлетворение. Думаю о них, сопереживаю успехам и неудачам, несу ответственность, люблю... Любить ребенка легко, он умиляет своей беззащитностью, милыми детскими чертами, а вот увидеть в нем личность, помочь развить эту личность может только настоящий воспитатель.

Стать мастером своего дела нелегко. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом. Неспроста народная мудрость гласит: « Век живи, век учись». И я учусь всю жизнь. И в этом помогают мне моя семья, друзья, коллеги. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними.

Многие представляют работу воспитателя лишь как игру с детьми, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый ребёнок вырос настоящим человеком.

И так день за днем мы вместе идем по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, искренности, открытости, любви….

Меняется время, обновляется содержание дошкольного образования, но дети остаются детьми. Каким Он будет? С какими ценностями вырастет? - Всё зависит от нас, педагогов и родителей. Воспитание приносит определенные плоды, а отсутствие воспитания - горькие. Детский период проходит быстро, нужно успеть сделать всё вовремя и, пожиная труды, получить удовлетворение от результата своей работы. Я не могу быть равнодушным человеком, так как общаюсь не с предметами, а с настоящим чудом природы - детьми. И это чудо нужно вскормить теплотой своего сердца, богатством души. Сердце ребенка не приемлет лжи, любая неискренность будет обнаружена, и его внутренний мир закроется от допустившего ошибку воспитателя. Хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!». Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без таблеток и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием.

Настоящий педагог во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди остальных членов общества. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Воспитатель - это пример. А быть им, значит много и упорно работать. Да, порой придется забывать о своей личной жизни. Но наградой этому - благодарные дети, адаптированные к жизни в социуме.

Современный воспитатель - это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок; это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.

Считаю ли я себя современным воспитателем? Думаю, да. Трудно оценивать себя объективно, но я привыкла предъявлять себе повышенные требования и в работе самым важным для меня является слово «надо».

Надо быть позитивной и проявлять чувство юмора, чтобы дети не видели мир в серых красках.

Надо иметь энциклопедически е знания во всех областях, ведь все наши «почему» всегда неожиданны и дети ждут моментального ответа.

Надо быть патриотом своей Родины, и не может быть по-другому, ведь страна доверяет нам самое дорогое — свое будущее.

Педагогический опыт приходил поэтапно - вместе с опытом формируется, и педагогическое кредо, в основе которого положено отношение к детям.

Высшая награда - любовь детей!

В твоих руках учитель XXI век

Ещё древние говорили: «Сейте хлеб – на годы, выращивайте лес – это на десятилетия, занимайтесь воспитанием – это навека». Педагог – самый необходимый человек для ребенка. Я не просто воспитатель. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. У меня необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Я отношусь ко второму поколению дошкольников в моей семье. Моя мама в прошлом воспитатель, а потом преподаватель психологии и ИЗО в Благовещенском педагогическом училище № 3. С детства я знала, где и кем она работает, со студентами приходила к нам в детский сад. В играх с куклами я отводила себе роль воспитателя, поэтому идти учиться на учителя начальных классов или быть воспитателем – этот вопрос был для меня решен однозначно.

Вспоминаются сразу слова: «Что дорога в мир детства – доброта, дружелюбие и чувство долга».

«Педагог» с греческого обозначает – «детоводитель», лицо, воспитывающее и обучающее детей». «Воспитатель – это человек с диагнозом «воспитатель». Педагог тот, который в век старых, новых и сверхновых педагогических течений сохраняет свою целостность. Мое предназначение – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни. Воспитатель (педагог) должен быть профессионалом. Я ставлю себя рядом с ребенком, а не напротив него. Дети – это «Чудо». И это «чудо» нужно вскормить теплотой своего сердца, богатством души. В каждого человечка – своего воспитанника я вкладываю без остатка всё лучшее, чем я обладаю. Сегодня педагог – пожалуй, только он один – отвечает за будущее: все завтрашние государственные деятели, которым суждено взять на себя ответственность за судьбы народов, все великие учёные, писатели, имена которых пока никому не известны, все они сегодня ходят в детский сад, сидят за школьными партами. Из плохих людей нельзя сделать хорошее общество, как из гнилого зерна нельзя испечь хороший хлеб, значит мой гражданский долг – сделать людей хорошими. Я – Педагог, воспитатель и я веду детей вперёд, в завтра. Отечеству нужны учёные люди – те, кто много знает. В обществе дефицит образованных людей – тех, кто усвоил самые распространённые знания, - я расширяю кругозор моих воспитанников. Родина требует просвещенных людей – тех, кто понимает смысл своей жизни, - я формирую личностные качества моих воспитанников.

Каким должен быть современный воспитатель?

Думается мне, что это и актер, художник, творец. Быть личностью яркой и притягательной, чтобы в нем чувствовались сила воли и души. Этому учат тысячи прочитанных книг. Этому учат трудности, которые встречаются на пути. Этому учат собственные воспитанники изо дня в день, от занятия к занятию. Ибо, «обучая, учимся сами» (Сократ).

Главный принцип работы с детьми – единство воспитания и обучения. Быть воспитателем – это просто быть человеком. Это человек, не мыслящий свою жизнь без детей. Быть требовательной к себе, быть примером для своих ребят. «Умею сама – научу других», «Знаю сама – расскажу другим». Всегда следую этим правилам. Искренность в отношениях с детьми – одно из главных условий общения. Известная пословица советует: «Век живи – век учись». Воспитатель должен находиться в постоянном творческом поиске: совершенствовать свой стиль работы, искать новые методы и формы работы с детьми.

Когда я прихожу в свою группу, меня всегда встречает шумная «ватага» мальчишек и девчонок со словами: «Ириночка пришла!». Это я считаю первым достижением в своей работе, так как заслужить доверие у детей не всем удается. Для многих детей, воспитатель просто остается воспитателем. Вторым своим достижением, я считаю положительную динамику развития своих воспитанников, их отличительные черты – это коммуникативность в общении со взрослыми и детьми. Их достижения – это и мои успехи.

В настоящее время создается много педагогических программ и методик. Многие из них действительно основаны на понимании возрастных особенностей детей, конечно, хочется дать малышам как можно больше, но не повредит ли это ему в главном, а главное и гораздо важнее – это его готовность к получению новых знаний. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Я делаю все для того, чтобы помочь ребенку познать себя, получить возможность раскрыть свои способности. Ребята становятся уверенными в себе и в дальнейшем с интересом и увлечением относятся к занятиям. Но воспитательный процесс станет результативен только тогда, когда родители принимают активное участие в воспитательной работе. Пропаганда педагогических знаний среди родителей является составной частью моей работы. Взаимодействуя с родителями, мы обеспечиваем воспитание здоровых, умных и счастливых детей. Многие родители хотят, чтобы их ребенок посещал музыкальную школу, спортивную секцию, при этом не задумываются, а подходит это его ребенку. И моя задача помочь и родителям и ребенку. Дети большую часть времени проводят в детском саду, и мы, наблюдая за ними, можем уверенно сказать, кто в какой деятельности проявляет себя лучше. Так, мама Софии очень хотела отдать её в танцевальный кружок, я же зная способности девочки, посоветовала маме отвести Софию в кружок рисования (у девочки ярко выраженные способности). Сейчас София занимается в Художественной школе и посещает танцевальный кружок, приносит и дарит мне некоторые свои работы. Другие две мамочки очень сомневались и хотели оставить своих детей на второй год в подготовительной группе. Предложила поводить ребят в группу предшкольной подготовки. У детей повысилась самооценка, они стали уверенней в себе, не боялись выходить к доске, отвечать при всех на вопросы. Из замкнутых детей они превратились в ребят, с которыми стали общаться остальные. Думаю, дети, которых я воспитываю, ценят меня уже сегодня. Ценят за тот интерес, с которым преподношу что-то новое, неизведанное, за те знания, умения и навыки, приобретенные в общении со мной. Я точно знаю, что сегодня меня ценят родители, как партнёра в деле воспитания детей, за то, что их дети любимы мною.

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте, и помогая… думайте сами» написал в своей книге «Ступеньки творчества» Б.П.Никитин.

Мы, воспитатели, ведем по ступенькам взросления будущего рабочего и учёного, воина и космонавта, врача и строителя. Мы формируем фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера. Как никакая другая профессия, педагог работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны. Своим словом преподаем самую трудную на свете науку – быть людьми. Слово несет в себе великую силу. Словом можно вылечить человека, а можно и убить. Поэтому я всегда думаю, что говорю и как говорю с ребенком. У каждого человека есть недостатки и достоинства, поэтому нет в мире идеальных людей. Психологи советуют обращать внимание на достоинства человека и «взращивать» их, тогда недостатки исчезнут. Нет ошибок хуже, чем учительские.

Когда-то я считала, что XXI век – это фантастическое «далеко». И вот, казалось бы, такой далёкий XXI век наступил, я – тот воспитатель (педагог) будущего. Педагог будущего – главное лицо в образовании. Никакие реформы, никакие нововведения не дадут результатов, если они не пройдут через ум, душу, сердце педагога. Мир стремительно меняется, становится сложнее. В жизнь ребенка входят компьютерные технологии, инновационные школьные программы, необычные игрушки. Новое время, в котором новые требования к воспитателю и к воспитанию, новые технологии и разработки, дети и родители нового поколения, и я, как педагог должна соответствовать всем тем требованиям на современном этапе развития общества.

Педагог будущего – это профессионал высшей квалификации. Он имеет установку на доброжелательное отношение к воспитанникам и окружающим, высокий уровень знаний в области культуры. Особое значение будет придаваться профессионализму педагога, этике, эстетике, логики, философии. Педагог будущего должен владеть навыками научно-методической деятельности, знанием современных педагогических технологий и умений их использовать, достигать высоких результатов в обучении детей. В будущем роль педагога возрастет больше. Он не только хорошо знает путь, по которому ведет своих воспитанников, он интересный собеседник, внимательный слушатель, он лучший, он не такой, как все.

Педагог будущего – настоящий воспитатель человеческих душ. Это воспитатель, открытый для всего нового, способный ответить на вызовы времени, склонный к разумному риску, деятельный, обладающий аналитическими способностями, задающий вопросы и ищущий ответы.

Безусловно, что современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности. Нужно прогнозировать, оценивать свои результаты, развивать инициативу, самостоятельность.

Всегда ли я принимаю правильные решения относительно своих воспитанников? Имею ли я право и достойна ли, носить гордое звание педагога? – задаю себе эти вопросы. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть в жизни – это их ребенок.

Душа ребенка, как струнный инструмент. Нужно только очень нежно затронуть нужную струну, и тогда душа ребенка для тебя открыта. Я воспитываю в своих ребятах не только внимательных слушателей, но и активных собеседников, думающих, умеющих решать свои детские проблемы, задавать вопросы.

Владея компьютерной грамотностью, признавая роль информационных технологий в жизни современного общества и умения получать информацию с помощью компьютера, я навсегда остаюсь человеком книжной культуры. Сейчас многие утверждают, что современные компьютерные технологии заменят всё. Считаю, что это не совсем так. Разве могут они заменить общение взрослого и ребенка. Вся учебная деятельность должна быть импровизацией, насыщенной интересными фактами и осмысленной. Компьютеры и современные технологии – это мелочи. Главное это человеческие качества педагога, а люди не меняются. «Недумающий учитель – педагог никакой», - писал А.С.Макаренко. Моя задача состоит в том, чтобы настроиться на внутренний мир ребенка, принять его таким, каков он есть.

Я – счастливый человек! Несмотря ни на что, общение с детьми доставляет большую радость. И.Кант писал: «Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого».

Время не стоит на месте, вот уже на дворе ХХ I век, и мы, педагоги должны ему соответствовать. Педагог XXI века – это человек, который должен обладать комплексом знаний, общей эрудицией, дающей возможность и самому продвигаться по пути познания дальше и не останавливаться на достигнутом. Какая ещё профессия имеет столько разнообразных возможностей для саморазвития! Педагог – артист. Его роль длится не час и не два, а многие долгие годы. Он играет свою роль, полностью погружаясь в неё, живя в ней, жертвуя собой ради других. Педагог – врач. Врач, который лечит не тело, а душу. Педагог – строитель, он строит человеческие судьбы. Но при строительстве надо не забывать, одно неверное слово и можно сломать всю постройку. Что самое главное для меня как педагога, работающего в XXI веке? Много знать и стараться узнать еще больше.

XXI век требует от меня: глубокой научной подготовки, высокого мастерства, педагогической грамотности и компетентности. Увлеченный педагог – педагог, который получает удовольствие от своего дела. Педагог XXI века должен обладать следующими качествами характера как человечность, любознательность, требовательность, честность, справедливость. Педагог – это просто быть Человеком, любящим свою профессию. В центр всей образовательной работы ставить не планы, программы, методики, технологии, а ребенка и его развитие.

Приходят новые дети, и я снова расту, меняюсь, познаю мир вместе с ними. И мне снова от 4 до 7.

Хочется закончить стихотворением «Ода педагогу»:

Нам повезло, что мы живём в России

Во времена свершений и побед.

За будущее наших поколений

Нам педагогам, свой держать ответ.

Так важно воспитать в ребенке личность

Суметь посеять знания, добро.

Заставить думать, размышлять и верить,

Ведь воспитателю другого не дано.

От нас зависит, то,

Каким наш день наступит завтра.

Духовность общества и нравственность людей.

Давайте вместе всей душой и добрым сердцем,

Любить и уважать своих детей.

Эссе воспитателя ДОУ «Моя педагогическая философия»

Профессию не выбирала я.
Быть воспитателем! - мне
сердце подсказало.
С детьми работать - вот

Судьба моя!
Другого в жизни я бы
не желала.
Почему я стала воспитателем? Мой выбор профессии был более чем осознанным. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете! », я улыбаюсь и отвечаю: «Воспитателем». Просто для меня «воспитатель», - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа, а дорога в жизни. Каждый свою дорогу в жизни выбирает сам, мой выбор пришёл ко мне со временем. Окончив школу, много лет назад, я даже не представляла, что эта дорога приведет меня в страну нескончаемого детства. Однажды переступив порог теперь уже родного детского сада, в тот момент, когда я привела в него своего ребенка, я решила попробовать изменить что-то в своей жизни. Ведь каждый человек строит свою судьбу сам. Моей дочке тогда исполнилось 2 года, ей нужно было место в саду, а мне работа. Вот так началось мое восхождение в педагогической деятельности. Сначала устроилась просто няней (работа не из легких, так как няня-это помощник воспитателя во всем. Отработав несколько лет, я решила, что я тоже смогу вкладывать в эти маленькие души много нового и интересного. Сначала посмотрела на дочку, получится ли у меня так же как воспитатель играть, заниматься с ней? И вот мы с моей Викой стали мастерить дома игры из линолеума, рисовать с помощью зубной щетки, обклеивать коробки из-под стирального порошка для моделирования улицы. Отметила про себя, что получается быть дома не только мамой, но и воспитателем.
И в путь!
В это время мне предложили должность воспитателя. Я могу сказать, что сначала было очень трудно и нелегко, даже немного страшно. Ведь на плечи легла такая ответственность за детские улыбки, слезы, смех, страхи, достижения и поражения. Зато через 4 года, когда мои первые выпускники стояли на пороге детского сада, чтобы уйти в школу, я почувствовала такую гордость за них, за родителей, с которыми мы шли рядом, и конечно за себя. Потому что когда они подрастали, я росла вместе с ними, когда дети добивались успехов - радовалась за достижения и победы, когда были небольшие неудачи и огорчения-подбадривала и оказывала поддержку. Вместе с детьми я узнала много нового и интересного об окружающем нас мире. Ставила перед собой новые цели и задачи. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя, когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего – то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. Если этого нет, если человек растёт в обстановке равнодушия и бессердечности, юное сердце становится равнодушным, в нём нет чуткости и сострадания. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. ФГОС ДО, развивая этот принцип, определяет, что образовательная программа дошкольного образования должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, обеспечивая тем самым принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей). Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Мне приходится делать всё: шить и рисовать, вязать и лепить, в определённой степени владеть актёрским и режиссёрским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, знать правила хорошего тона, а еще строить, клеить, красить. Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми. Но самое главное, что я всегда должна быть «хорошей», то есть доброй, любящей справедливой, сильной. Практика показывает: большинство детей не могут выразить свои мысли, дать объяснение образными выражениями, которые взрослые употребляют в речи, упрощают свои мысли, а впоследствии замыкаются.
Другие воспитанники, имея относительно сформированную связную речь, не могут отразить в своей речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно и красиво говорить, обогатить его речь речевыми оборотами, образными выражениями и не только пополнить словарный запас, но и активизировать пассивный словарь. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в педагогике основное внимание уделяется таким направлениям как ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, которые направлены развитие речи, мышления и воображения ребёнка. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для детей средств и форм обучения. Я, как воспитатель, стараюсь использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ - технологии в дошкольной системе обучения. Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер). Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное для меня, вызвать у детей интерес к игре, как основному виду деятельности в познании окружающей среды и получению новых теоретических знаний и практических навыков, пробудить мотив к творческой деятельности. Придумать сюжет непросто для ребенка, поэтому многие сюжеты нам подсказывают сказки, мультфильмы и устное народное творчество. Важно, чтобы они были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали ориентироваться в мире информации. На сегодняшний день хочется верить, что все задуманное мной у меня получилось, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее. Сейчас у меня снова малыши и очень, очень скоро они тоже уйдут в школу, но я думаю, что в маленькой и открытой душе останется частица прекрасного, того что я смогла вложить им в душу.

Эссе на тему:

«Моя педагогическая философия».

«Так важно воспитать в ребёнке личность,

Суметь посеять знания, добро.

Заставить думать, размышлять и верить,

Ведь воспитателю другого не дано!»

Я считаю, что воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы.

Воспитать человека - значит, воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Так говорил великий советский педагог-новатор Антон Семёнович Макаренко.

Так, кто такой воспитатель? Каким он должен быть? Этот вопрос, я считаю актуальным, в связи с выдвинутыми требованиями современного общества.

Воспитатель- человек, воспитывающий подрастающее поколение, и от него, зачастую, зависит, каким вырастет ребенок, какими качествами и знаниями он будет наделен. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается из его отношения к делу и профессии вообще.

Задача воспитателя развить у детей представления о доброте, о милосердии, о творчестве, помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками.

Никто не спорит, что работа воспитателя трудна. Ведь к каждому ребенку нужно найти подход! Только к хорошей и доброй воспитательнице дети идут с радостью, любят её, и подчас с нетерпением ждут, когда вновь отправятся в детский сад. Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада. Самым важным качеством хорошего воспитателя является ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ! Если этого нет - хорошего педагога из человека не выйдет, как ни крути.

Воспитатель - творческая личность, следовательно, он должен обладать такими личностно-деловыми качествами, как:

· гражданственность (социальная ответственность);

· любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, отзывчивость, внимательность, вежливость и т.д.);

· справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);

· общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

· альтруизм – бecкopыcтие;

· волевые качества (целеустремленность, самообладание, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

· толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

· педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

· эмпатия (умение понимать психическое состояние ребенка и сопереживать с ним);

· креативность (творчество).

По мнению Николая Ивановича Пирогова, (знаменитый врач- хирург; ставил ряд важных вопросов семейного и общественного воспитания детей) в руках воспитателей “лежит будущность человечества”. Он указывал на необходимость бережного и внимательного отношения к детям, ум и сердце которых под влиянием воспитания и обучения, - подобно мягкому воску, могут принять разные формы.

Таким образом, можно прийти к выводу, что воспитатель должен быть современным человеком, способным обучаться, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения, чтобы помочь детям лучше адаптироваться в современном мире.

Важно, чтобы родители доверяли самое дорогое, что у них есть – своих детей - воспитателям. Они непременно вырастут и внесут свой вклад во благо нашей Родины.

«Моя педагогическая философия»

Умение воспитывать-

Это все-таки искусство,

Как хорошо играть

на скрипке или рояле,

хорошо писать картины.

А.С. Макаренко

Сегодня я с уверенностью могу сказать: « Я – счастливый человек». У меня двое прекрасных детей, любимая работа. Хотя ещё лет 20 назад я этого бы не утверждала. Это сейчас - всё, что в жизни есть у меня, - храню, за всё, что умею – благодарна судьбе, родителям и случаю.

Да, признаю, что попала в детский сад случайно. Да, я никогда и не мечтала работать с маленькими детьми. Но, оглядываясь назад, я понимаю, что эти годы – лучшие, самые счастливые, интересные и плодотворные.

Как – то дочери по обществознанию надо было ответить на вопрос: «Почему ваши родители выбрали свою профессию?» И я задумалась: « А ведь я не выбирала профессию воспитатель – она выбрала меня». Сколько людей, получивших педагогическое образование не нашли свое место в этой профессии. Воспитатель это не просто работа. Детям не важно, что дома неприятности, что у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твои руки, твой голос, твое сердце!

Воспитатель детского сада - уникальная профессия, которая дает возможность взрослому человеку стать ненадолго частью этого волшебного мира - мира солнечных детских улыбок, задорного смеха, а иногда и слез, по-детски искренних. Но чтобы попасть в этот мир не достаточно просто стать воспитателем детского сада. Дети, как катализаторы проверяют каждого кандидата на совместимость со своим миром, ведь он настолько тонок, что разрушить его одним неосторожным словом или движением для взрослого не составит большого труда.

Как вчера помню свой первый день, когда перешагнула порог детского сада. Когда я вошла в группу, меня встретила забавная и шумная толпа человечков. Они с любопытством смотрели на меня, а я смотрела на них.

Первые несколько месяцев было очень тяжело, дети,как могли, проверяли мою профпригодность. Было всё - слезы, отчаяние, желание всё бросить. В один прекрасный день что-то изменилось, я почувствовала себя «своей» в этом маленьком мире, дети прислушивались ко мне, мы все делали вместе - играли, бегали, строили.

Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач. Я считаю, что воспитатель объединяет в себе эти три профессии. Хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон:

«Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. По степени ответственности воспитателя можно сравнить с судьей. С той лишь разницей, что судья руководствуется законами, а главным судьей воспитателя является его собственная совесть.

Я искренне стремлюсь понимать и чувствовать каждого ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности. Я стремлюсь быть другом по отношению к детям, их помощником и союзником. Я не только учу детей, но и сама учусь у них.

Для меня важно в каждом ребенке найти ту изюминку, за которую можно похвалить, заставить его поверить в себя, в свои силы.

Я люблю каждого из своих воспитанников. Они приходят в группу такими маленькими, и на протяжении нескольких лет, я осторожно прикасаюсь к детским душам, стараюсь увидеть и развить то главное, что заложено в каждом. Ежедневный кропотливый труд дает свои плоды, а как можно не любить созданное тобой! И чем сложнее, проблемнее ребенок, тем больше душевных затрат требует он, тем сильнее привязываешься к нему.

По моему мнению, современный воспитатель не может быть просто источником знаний, т.к. запросы современного общества диктуют новые требования. Прежде всего, он должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса, научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно.

На мой взгляд, одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм, является самообразование. Поиск новых приемов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребенка невозможно заставить что-то сделать, если его не заинтересуешь.

Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что конкурсная деятельность информационно-коммуникационные технологии являются такими педагогическими средствами, поэтому в своей работе я использую именно их. Данные технологии способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных компетентностей: способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность, осваивать какие-либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

Конечно, нельзя сказать, что моя педагогическая деятельность протекает гладко, как и, наверняка, у любого педагога. Возникают различные проблемы и вопросы, на которые не всегда можно получить чёткий ответ.

Возможно, это и прозвучит банально, всем известно, что профессиональный успех педагога мало связан с его материальным успехом, а скорее с отношением к своей профессии как к ценности.

Каков же итог?

Его сложно подвести, потому что у гордости за профессию воспитателя есть начало и нет конца…

Я воспитатель и этим горжусь,

Что вместе с детьми жить на свете учусь,

Да, я актриса многих ролей.

Но главная роль заменять матерей.


Морозова Татьяна Васильевна