Русальная неделя (зеленые святки): традиции и обряды наших предков. Зеленые Святки — узнайте тайны русальных дней и Троицкой недели

Первые Русалии

Названий у недели перед Троицей много: Семик, зеленые святки, русальная неделя. Все эти названия пришли из древнего язычества. Но тем не менее они тесно переплелись с православием.

Первые Русалии приходятся на май и посвящены чествованию девы Лели - юной и цветущей богини весны. Вторые Русалии - время, когда дева Леля становится женой Ладой, весна поворачивает на лето.

Русалии — волшебное время, посвященное также проводам весны и чествованию водяных духов (руса­лок). В 2018 году начало русальней недели приходится на 21 мая .

По преданию, во время Русальной недели вблизи рек, на цветущих полях, в рощах, на перекрестках дорог и на кладбищах можно увидеть русалок.

Как и любая другая нежить, русалки считаются очень опасными для живых людей. Рассказывают, что они, подоб­но ведьмам, могут принимать разные обличья и залетать в дома через трубу. Встреча с русалкой для любого смер­тного оборачивается несчастьем. В качестве оберегов от водных дев ис­пользуют те же приемы, что и от нечис­той силы (крест, молитва). Кроме того, прибегают еще и к народным средс­твам — к полыни, хрену, чесноку.

Однако, этот страшный на первый взгляд период, богат всевозможны­ми ритуалами, обрядами и традици­ями. Например, существует обычай в Русальную неделю украшать дом березовыми веточками, цветочными венками и всевозможной зеленью. Засохшая зелень по истечении срока служит оберегом от злых сил.

В начале Русальной недели девушки «завивают венки» обрядовой березке. Прежде всего, вокруг дерева очерчи­вается круг. Затем на березе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви, но не ломая их. Эти кольца называются венками. Сквозь эти коль­ца девушки кумятся: обмениваются по­дарками, целуются, желают друг другу добра. На венки обязательно развиваются. Этот обряд укрепляет дружбу между девицами.

Можно провести обряд, который называется «кормление дерева». Под деревом (чаще всего под березкой) нужно оставить угощение для духов (основное обрядовое блюдо — яични­ца). Еда, как правило, собирается со всех участников обряда. Это обеща­ет покровительство высших сил на протяжении всего года.

Обряд «хождение в жито» совер­шается в начале либо в конце Зеле­ных Святок. Девушки и женщины отправляются в поля смотреть по­севы. После обхода они разводят костер и устраивают гулянье. Пос­ле еды ложки подбрасывают вверх со словами:

«Пусть рожь и посевы такие высокие уродятся, как высо­ко ложка поднимется».

Этот обряд обещает богатый урожай.

Чтобы водные девы наверняка поки­нули землю, в конце Святок проводит­ся обряд «проводы русалок». К обряду шьют куклу, которая олицетворяет ру­салку, наряжают ее в белое платье и кладут на носилки. Потом куклу отно­сят в поле или на холм и там сжигают. При этом каждый человек своими сло­вами просит горящую русалку забрать с собой все несчастья и невзгоды.

Русальная неделя — денежная

Для получения постоянной хорошей прибыли (чем бы вы ни зани­мались) нужно самостоятельно сплести корзинку из ивовых прутьев.

Когда корзинка будет готова, в нее нуж­но положить любой пирожок, а на него — записочку:

«Русалушка, зазнобушка, не вреди. Двери к богатству отвори».

Пустить угощение по ручью или реке по течению.

Проделывать обряд нужно на Русальной неделе.

Сплести корзину, дело трудоемкое, не каждый человек спосо­бен, можно купить маленькую плетеную корзиночку и проделать то же самое. Мастер по плетению убежден, что эффект будет слабее, но вопрос спорный.

Другой вариант обряда на прибыль связан с плетением венков из одуванчи­ков, ветвей ивы и березы. На венок кла­дутся угощения — сладости, сделанные своими руками, и венок отправляется по течению реки.

Я думаю, что надо сладости испечь, настраиваясь на проведение успешного обряда. Формальное исполнение приве­дет к небольшому результату!

* Праздник — Троица

Зеленые святки (укр. Зелена неділя)– славянский праздник, берущий начало в язычестве. Традиционно Зеленые святки начинались в Семик, в седьмой четверг после Пасхи, перед Троицей. Наши предки в этот день чтили память почивших родственников.

Период Троицких святок включает в себя Семик , предшествующую Троице неделю и Троицкую неделю и заканчивается в канун двухнедельного Петровского поста. Зеленые святки знаменуют прощание с весною и приветствие лета.

Зеленые святки: обряды и традиции

Народные обычаи, связанные с Зелеными праздниками имеют истоки в дохристианских ритуалах. Они связаны с ритмами природы, и ожиданием наступления лета. Архетип праздников – это магические практики, которые должны были очистить землю от водных демонов. Эти ритуалы были призваны обеспечить обильный урожай и защитить дом от нечистой силы. С этой целью наши предки разводили костры, дома украшали зелеными ветвями клена, камышом и цветами.

Зеленые святки были особенно популярны среди пастухов, которые пировали и танцевали у костра. Этот обычай до сих пор популярен в горных районах Польши.

Зелеными праздниками дайбожичи встречали буйное пробуждение природы. В эти дни люди выходили в лес, чтобы поблагодарить матушку-природу за ее щедрые дары. Эти праздники выражают глубокое уважение человека к природе и ее красоте. Зеленые святки были настолько популярными в народе, что христианство не смогло искоренить их.

Накануне Зеленых праздников наши предки отмечали «клечаний тиждень» . Люди шли в лес и помечали делянку под будущее поле, этот обряд обеспечивал щедрый урожай.

Следом за ним наступала русальная неделя . Согласно поверьям некрещёный ребенок, который умирал в этот период, становился русалкой или мавкой. Поэтому родители запрещали детям ходить полями. По этому поводу существовало множество легенд.

К сожалению, многие обряды славян не дошли до наших времен.

Зеленые святки - это комплекс разнообразных праздников, который нередко назывался русальная неделя, троицкая неделя . Иногда они совпадали с русалиями, один из праздников, который отмечался в этот период времени, был Семик.

В статье:

Зеленые святки и русальная неделя

Как известно, зеленые Святки - это важный период для всего Славянского народа. Русские называли так 7 дней, которые были перед Троицей, на территории Украины Зелеными святками именовался период с четверга 7 недели после Троицы по следующий вторник.

Русальная неделя в 2017 году начинается сразу после Троицы и длится с 4 по 11 июня.

На протяжении всего этого периода отмечают несколько важных праздников.

  • Понедельник : День духов, Именины земли, Провожание русалок, Иван да Марья, купальный День, Святой дух.
  • Вторник : День воды, Кострома, Проводы весны, Родительский день, Проводы русалок.
  • Среда : Градобой, Бураломы, Сухая среда.
  • Четверг: Русальская пасха, Киселев день.

Обычаи предков на троицкую неделю

На троицкую неделю обычно все молодые люди надевали красивые костюмы русалок и устраивали обширные гуляния. Молодые девушки старались как можно сильнее испугать прохожих, поэтому распускали свои длинные волосы, в одних рубахах бродили около домов, что устрашало соседей.

Считалось, что в этот период можно не только защититься от воздействия потусторонних сил, но даже пообщаться с ними. Именно поэтому наши предки оставляли рубахи на берегах водоемов, в лесах и болотах, чтобы .

Но считалось, что этих водяных сущностей необходимо задобрить, так как в противном случае они будут строить козни и воровать скот. Именно поэтому на тех же берегах водоемов наши предки оставляли различные дары: соль, хлеб, одежду.

Считалось, что если человек будет игнорировать подобные меры предосторожности, то русалки начнут строить ему козни.

Приметы и поверья на зеленые святки

Согласно традиции во вторник наши предки начинали призывать русалок, они проводили различные обряды и пытались их задобрить. Поверье гласит, что если человек не оставит около дома немного еды для морского духа, то обязательно на его обрушатся различные несчастья. Например, семья будет бедствовать, родятся некрасивые дети, кто-то заболеет.

Согласно примете, в Буралом, в среду, нельзя было белить холсты, а от того, кто нарушил запрет, ждала буря. В конце русальной недели, в воскресенье, обязательно нужно было устроить большой праздник.

Считалось, что в этот день морские духи покидают людей и прощаются с ними на целый год. Если же крестьянин не совершал обряд прощания, то русалки могли даже прийти за ним и утащить с собой.

Ритуалы и обряды в русальную неделю

Одним из самых распространенных способов гадания был такой. Начиная с утра четверга все незамужние девушки должны были печь пирожки с мясом, а ровно в полночь бросать их в водоемы. Считалось, что таким образом девица задабривает русалку и может даже попросить у нее послать ей суженого. Обязательно трижды повторялся такой текст:

Ах, кручинится девица красная, утомилась я жить без суженого, любимого. Мавонька, русалонька, призови судьбу мою, чтобы сердечко не томилось, чтоб ко мне он тянулся, чтобы мы друг друга увидали и свадебку сыграли.

Считалось, если девушка проведет такой ритуал то уже в течение месяца она встретит свою любовь. Нередко молодые парни так же пользовались таким обрядом, изменив слова в заговоре («кручинится девица красная» - «кручинится молодец» и т.д.).

Наши предки были уверены, что если девушка хочет, чтобы ее возлюбленный наконец позвал под венец, то ее близкая подруга должна была на русальную неделю сделать ей большой венок из трав, вплести в него носовой платок выбранного юноши.

После этого девушка, которая хочет замуж, должна была надеть его на себя и ровно в полночь пойти на берег водоема. Венок опускался на воду, а девушка должна была прошептать:

Веночек, веночек, рученьками подруженьки моей ты сделан, да на радость мне она тебя дала. Ты плыви венок, плыви, да любимого моего покличь, чтобы с ним сели в этом году рядышком, да свадебку сыграли.

Считалось, что после такого обряда парень скоро возьмет девушку в жены.

Что такое Семик?

Иногда этот праздник также называют Троица умерших либо Русалчин Велик день. Отмечается он ровно за три дня до Троицы. Основная особенность такого дня - это поминовение заложных покойников.

В этот день устраивались обширные гуляния, девушки гадали и проводили разнообразные магические обряды. Например, на этот праздник обычно совершали старинный обряд погребения и поминовения убогих на убогих домах, которые располагались в рощах. Изначально ритуалы совершались на могилах усопших.

Кроме этого наши предки наряжали березы, украшая их различными лентами, плели большие венки из полевых цветов, завивали березы. В среду, перед Троицей, девушки довольно часто отправлялись в лес и заламывали березы, а в четверг или в субботу возвращались к выбранным деревьям с пивом и яичницей.


После этого они завивали деревья и оставляли дары около деревьев, пели песни, водили хороводы. Почему использовали именно яичницу? С древних времен круг считался символом плодородия. Удивительно, но скорлупу яиц, которые были использованы для приготовления блюда, не выбрасывали.

Она аккуратно обжигалась, после чего ее очень хорошо измельчали и собирали в отдельный мешок. Считалось, что подобный продукт, полученный именно в этот день, обладает особыми целебными свойствами. В отдельных деревнях также делали козули . Это особая лепешка в виде венка с яйцами.

Иногда вместо яичницы девушки брали в лес именно эти козули. В Сибири была немного другая традиция, верхушка молодой березы полностью притягивалась к земле и ей делали «косы», соединяя ветки с высокой травой.

Русалии - русальные дни

Русалии - то очень важные дни для наших пращуров, в которые они поминали всех усопших. Стоит отметить, что Русальные дни бывают зимние и летние. Первые праздновались в канун Рождества и Богоявления, а летние - после либо на .

Обычно люди устраивали большие пиршества, приносили дары на места упокоения усопших, такие гуляния длились временами всю ночь. Стоит отметить, что церковь крайне негативно относилась к подобным празднованиям. В разных местах отмечались Русалии по разному.

Например, южные славяне верили в то, что именно в эти дни можно встретить русалку, поэтому всячески задабривали духов воды. Болгары были уверены, что русальная среда - это 25 день после Пасхи, когда эти морские сущности собирается в путь.

В Македонии особое значение имела Русальная неделя, которая длилась с до Крещения. В это время мужчины переодевались в различные костюмы, устраивали хороводы, ходили по улицам деревень.

Важно, что участники подобных мероприятий должны были соблюдать четкие догмы. Они не могли креститься перед приемом пищи, им было запрещено отвечать на приветствия соседей, а ночью мужчины не возвращались в свой дом и не контактировали со своей семьей.

4 июня в районном поселке (наукограде) Кольцово Новосибирского района прошел XI областной праздник на Троицу «Зеленые святки».

Областной центр русского фольклора и этнографии при взаимодействии с Администрацией наукограда Кольцово и КДЦ «Импульс» организовали и провели поистине широкомасштабный праздник, при участии 19 коллективов области и города.

Праздник открыло костюмированное, песенное шествие по улицам поселка, оглашающее Троицкое торжество. В общем хороводе участвовали почетные гости, представители Кольцовской администрации. После официального открытия состоялся концерт фольклорных коллективов, по завершении которого парк отдыха заполнился хороводными кругами. Хороводные переплетения прерывались кадрильными танцами и веселыми играми. Молодецкие забавы и игры украсили праздник и непрестанно вовлекали юношей, детей в круговорот старинных затей. На протяжении трех часов проходил турнир по «Городкам». Дети, юноши и мужчины не отрывались от командного соревнования до конца игры.

Девушки вили венки и «кумились», украшалась березка. К этому времени на кострищах готовилась яишница, без которой праздник был бы неполным. Именно общая обрядовая трапеза всегда вызывает незабываемые впечатления от троицкого веселья и является отличительной чертой празднования «Зеленых святок». Традиционно праздник украшала выставка народных ремесел и декоративно-прикладного творчества. Устраивались мастер-классы по бересте, Пермогорской росписи, кукле «хороводнице», фетровой птице.

Необходимо отметить участие сельских коллективов, что говорит об интересе к творческому поиску себя в рамках народного календаря и славянских обрядовых традиций.

Наблюдается проникновение жанров русского обрядового фольклора в репертуар районных коллективов. Данная творческая направленность связана с тесным сотрудничеством руководителей фольклорных студий, ансамблей с ОЦРФиЭ. Постоянное участие в мероприятиях центра, консультации специалистов оказывают положительное влияние не только на знание традиционного репертуара, но и на изучение собственных местных этнографических традиций проведения календарных праздников. Приятно было видеть городскую молодежь, с неподдельным азартом играющую в народные игры, участвующую в красивейших весенних орнаментальных хороводах и, конечно, в молодежных обрядах этого замечательного праздника.

Когда праздник удается, не чувствуется течение времени. И только диск солнца, плавно скрывающийся за горизонтом - знак того, что все вынуждены отправляться домой и с нетерпением ждать следующих «Зеленых святок».

Комментировать В цитатник или сообщество

Эта дата не является праздничной, окончание чародейной недели и завершение работы с детьми. Их или отпустили, или не отпустили. С завтрашнего дня, а завтра Ярилин день, и девочки, и мальчики стали окончательно и бесповоротно взрослыми и сами готовятся к первому взрослому Купала в своей жизни. На Ярилин день союзы-обещания-клятвы или рушатся окончательно, или подтверждаются. Если у сторон нет претензий друг к другу - это хорошо, но и кровная месть - это тоже результат разрушения, отмены, невыполнения обещания.

Сегодня работы закрываются и обрываются нити, бросаются в воду, в огонь, по ветру или закапываются: больше нет дитяти несмышленого да подростка упрямого, а есть взрослые дети, живущие своей жизнью и своим умом.


В этот день вы заканчиваете работу, которая велась на этой неделе.

Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 08:27 ()

ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (иначе - РУСАЛИИ) в традиционном русском месяцеслове (календаре) - волшебное время, посвящённое проводам весны (Богини Лели), чествованию водяных духов (русалок) и берёз, а также - поминовению усопших (в том числе - заложных (то есть умерших до срока) покойников).

Семик - это четверг русальной недели.

В древности начало Зелёных Святок, предположительно, было связано с Ярилиным Днём (4 кресеня \ июня), а окончанием Русалий - праздник летнего Солнцеворота - Купало.

Наши предки связывали русалок с водой и чествовали их, устраивая празднества и моления русалкам, считая их духами дождя, растительности и плодородия. Изначально русалки изображались не с рыбьими хвостами, а в виде крылатых девушек — «сиринов». Русалии были зимними и летними. Зимние плотно переплетались с новогодней заклинательной магией, а летние («русальная неделя») — с молениями о дожде. Девушки-русалки ассоциировались с березками. Тонкие, нежные, светлые, они становились символом окончания зимы и начала лета.

Во время Зелёных Святок было принято приносить домой ветки берёзы (ветви этого дерева, особенно использованные в обрядах, считались у славян мощным оберегом) и цветы, украшать всё зеленью.

Берёзка была символом жизни, неисчерпаемой силы. Из ее листьев плели венки. Их потом клали в горшки и засыпали землей, чтобы высадить туда капустную рассаду. Считалось, что «троицкие растения» имеют волшебную силу.

В дома приносили первые цветы и берёзовые ветки. Когда ветки и цветы засыхали, их не выбрасывали. Принято было хранить их весь год в укромном месте. А когда начиналась жатва, сухие растения подмешивали к свежему сену.

Русальская обрядность состоит из двух основных частей: чествование берёз и русалок и поминовение усопших.

Чествование берёз и русалок.

Завивание венков.

В начале Святок (в Семик) девушки «завивают венки» обрядовой берёзке. Прежде всего, вокруг дерева очерчивается обережный круг (очень часто его заменяет девичий хоровод, поющий обрядовые песни). Затем на берёзе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви (не ломая их!). Эти кольца называются венками.

«Вью, вью я венок,

Завивайся, берёзонька.

Вью, вью я венок,

Завивайся, кудрявая».

Сквозь кольца девушки кумятся. Через несколько дней венки обязательно развиваются.

Согласно народным поверьям, русалки весной выходят из рек и качаются на кольцах из берёзовых ветвей. Люди же стараются задобрить водяных духов, принося им требы.

«На гряной неделе русалки сидели,

Рано, рано.

Сидели русалки на кривой берёзе,

Рано, рано.

На кривой берёзке, на прямой дорожке,

Рано, рано.

Просили русалки и хлеба и соли,

Рано, рано.

И хлеба, и соли, и горькой цибули,

Рано, рано».

Кормление дерева.

Совершается кормление дерева - под ним оставляют различную еду (основное обрядовое блюдо - яичница), приготовленную в ссыпку - то есть из продуктов, собранных со всех участниц обряда. Часто девушки сами едят под деревом (что может пониматься как совместная с деревом трапеза).

«Ты радуйся, белая берёза:

К цебе идуць

Дзевки красные,

Цебе несуць

Яешни смашные,

Горелку горькую,

Скрыпку звонкую»

Ряжение.

Берёзу украшают лентами и платками, иногда - полностью обряжают в женскую одежду. В то же время участницы обряда надевают венки из берёзовых ветвей и другой зелени и рядятся сами. Чаще всего изображали представителей других половозрастных групп: - в замужних женщин или мужчин, иногда - животных, чертей и русалок. Ряжение - сложный обряд, имеющий множество смыслов: берёзовые венки служат для уподобления девушек берёзе, переодевание в одежду противоположного пола и ношение личин (масок) некоторых животных - для обеспечения плодородия, ряженые, изображающие различных духов, являются, по сути дела, их представителями. Кроме того, ряжение (согласно народным представлениям) служит способом защиты от возможного вреда со стороны обитателей Иного Мира.

«- Мы покумимся, кумушка,

Вью, вью я венок,

Поцелуемся, голубушка.

Вью, вью я венок»

Русские называют берёзку после завивания венков «кумой», а в одной из белорусских обрядовых песен прямо говорится: «покумилася, поголубилася с белой берёзонькой». В более поздние времена, в результате переосмысления первоначального обычая, союз заключался с русалками. Пытаясь ублажить русалок и обеспечить себе плодородный сезон, богатый дождями, люди проводили обряды кумления, как бы призывая русалок стать их родственницами.

Раскумление.

Через несколько дней происходило так называемое раскумление: ветки деревьев развязывали, украшения снимали и праздник подходил к своей завершающей фазе — проводам русалок. По народным поверьям, русалки весной выходили из рек ненадолго, а пребывание их на суше сверх положенного срока было вредно: они начинали шалить, топтать посевы и причинять неудобства людям. Обряд раскумления — деликатный способ напомнить водяным духам, что им пора вернуться домой.

Срубание берёзы.

После того как с березки снимали все символы праздника, ее срубали (иногда выкапывали с корнем) и несли в селение. Там обычно ее вносили во все дома «на счастье», а после обходили с ней вокруг селения и бросали деревце в реку. Брошенная в воду береза должна была передать воде свою целебную силу. Считалось, что потопление обрядовой березки в реке обеспечивает достаточное количество влаги на все лето.

Проводы русалок

После раскумления совершаются обряды «проводов» и даже «похорон» русалки.

В качестве символической русалки наряжали девушку или куклу. Совершали обряд проводов, который оканчивался у ржаного или житного поля. Делалось это для улучшения роста урожая, в надежде, что водяные духи помогут вырастить достойный урожай.

Предположительно, то же самое значение имеет и проводящийся на Зелёных Святках.обряд «похорон кукушки». Дело в том, что кукушка в народной Традиции связана с русалками, а в белорусском языке слово «зозуля» обозначает одновременно и кукушку и русалку. Этот ритуал выглядит следующим образом: девушки изготавливают из травы или тряпок чучело, наряжают его в женскую одежду, торжественно «крестят», а вскоре (максимум через день) две выбранные девушки в тайном месте хоронят «кукушку».

В некоторых местностях до проводов русалок проводился обряд вождения «русалки» в жито. В Гомельской области он совершался так: выбирали самую смешливую девушку, распускали ей волосы, снимали одежду, прикрывая чем-нибудь только плечи, плели огромный венок и обвивали им «русалку». Затем её торжественно вели в жито с песнями и барабанным боем, во время шествия зажигали факелы.

Дойдя до места, силой затаскивали «русалку» в жито, разрывали на ней оставшуюся одежду и убегали. Девушка же бежала за односельчанами, пытаясь их остановить… Цель этого обряда - имитировать переселение русалок в посевы, нужное для того, чтобы водяные духи помогли вырасти урожаю.

Поминовение усопших.

Во время Зелёных Святок принято поминать мёртвых. Поминовение Предков совершалось с большим размахом

Особое место на Зелёных Святках занимает поминовение заложных покойников. В народной Традиции так называют людей, умерших до срока: убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, а также - ушедших из жизни в молодом возрасте, проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой (колдунов и ведьм). «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе - насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.). Во время русалий (а также - при засухе) было принято лить воду на могилы утопленников и опойцев - считалось, что это помогает предотвратить (или же - прекратить) бедствие. «Заложных» поминают отдельно от умерших своей смертью, в срок, «чистых» покойников. Обряд этот может проводиться в любое время, но специальным днём для поминовения этого разряда умерших является Семик.

Прочие обряды.

1) Хождение в жито.

Этот обряд совершался в начале либо в конце Святок: девушки и женщины отправлялись в поля, смотреть посевы. После обхода они разводили костёр и устраивали пирушку около него. После еды ложки (и яичную скорлупу) подбрасывали вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется»; а затем кувыркались по земле с криками: «Рожь к овину, а трава к лесу!».

2) Проводы или похороны Костромы.

В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») — молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.

При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело женщины или мужчины.Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом (ср. похороны Кострубоньки, Купалы, Германа, Ярилы и т. п.), но Кострома воскресает.Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3) Обережные обряды.

В ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от нечисти. В этот же день на западе Руси творили «венчание скота»: пастух приносил в дом два венка, один из которых вешал на рога корове, а второй - надевал на хозяйку, совершая при этом магические действия.

4) Обряды на любовь и брак

Тема любви и брака была одной из доминирующих в процессе празднования Русалий. В это время девушки гадали о замужестве, для приближения сватовства совершали различные магические действия (например - проводили борозду от своего дома к дому юноши).