Счастливая семья – это моногамные отношения. Моногамные и полигамные браки. Страсть VS Преданность

Моногамная семья: кризис или эволюция?1

Не могут не вызвать удивление панические разговоры не только филистеров, но и отечественных демографов и социологов по поводу кризиса семьи. Чем же подпитывается такой пессимизм? Как правило, на протяжении последнего столетия ссылаются на одни и те же факторы: увеличивается число одиноких мужчин и женщин, растет количество разводов, снижается уровень рождаемости, становится больше «неполных» семей, интенсифицируются внебрачные связи и т. д. Рассмотрим две из обозначенных эмпирических закономерностей - разводы и рождаемость.

Кривая разводов на протяжении текущего века непрерывно росла. Так, в 1913 г. на 95 млн. православного населения Синодом было зарегистрировано около 4 тыс. разводов, к 1990 г. население страны выросло примерно в 3 раза, а количество расторгаемых браков более чем в 240 раз.

Значение разводов оценивается специалистами неоднозначно. Нередко развод интерпретируют как угрозу семье, подчеркивая исключительно негативные последствия прежде всего для детей. Со второй половины XX в. расторжение брака стало восприниматься как неотъемлемый компонент современной семейной системы. Осознание того факта, что развод является не причиной, а симптомом кризиса брака, приводит к переносу акцента в исследованиях на неформальную стабильность семьи. С этим же связана тенденция к переоценке разводов, признание за ними и позитивных моментов - средства прекращения конфликтов или урегулирования новой семейной ситуации.

Как бы ни оценивался развод с позиции нравственности - зло или добро - постановка задачи его предотвращения бесперспективна. Надо признать сомнительными попытки объяснить рост кривой разводов каким-либо частным фактором. Да и мотивы самих разводящихся, и последующая саморефлексия бывших супругов не могут пролить свет на истинную подоплеку прекращения брака. Одна часть женщин описывает послеразводную ситуацию в теплой тональности (расцвела, поправилось здоровье, появилась уверенность в себе, похорошела и прибавила в весе и т. д.), другая - оперирует исключительно холодными тонами (развестись хотела, но освобождения не ощущаю; после развода - одиночество, неполноценность; это похоже на похороны настоящего друга и т. п.).

Рост числа разводов, по моему убеждению, не в последнюю очередь предопределен переходом от «сватовства» как способа заключения брака к индивидуальной избирательности, или в более широком плане - к принципиально иному типу семейных отношений. Свобода выбора партнера имплицитно подразумевает и свободу расторжения супружества, если оно складывается неудачно.

Другая актуальная проблема семьи - проблема рождаемости.

Отрицать резкое снижение рождаемости было бы абсурдом. Так, в Ленинграде в 1990 г. среди всех родившихся 62\% составляли первенцы молодых матерей. Доля рождений вторых и последующих детей уменьшилась. И это тревожит. Первый ребенок практически появляется спонтанно, его рождение в большинстве случаев не планируется. По сравнению с предыдущими годами, как следует из того же источника, увеличилось число рождений у женщин моложе 20 лет на 2\% и у несовершеннолетних на 11\%, т. е. рост числа рождений происходит лишь в тех когортах, где сексуальность напрямую не связана с прокреацией (см.: Основные показатели демографических процессов в Ленинграде и Ленинградской области. Стат. сборник. СПб., 1991).

Факт снижения деторождения, таким образом, несомненен. Чем же это объяснить? Подавляющее большинство исследователей связывают падение рождаемости с резким ухудшением социально-экономической ситуации в стране. И в этом есть доля истины. Ибо и в тех странах, где социально-экономическое положение несравненно лучше, малодетные семьи составляют большинство (к примеру, в ФРГ или Франции). Отсюда, настаиваю я, все перечисленные процессы, в том числе разводимость и прокреация, по преимуществу обусловлены историческим типом семьи.

Еще в начале 80-х годов мною была высказана гипотеза о наличии трех идеальных исторических типов моногамии (см.:

Голос) С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. П., 1984). Эта идея не осталась незамеченной. Одни специалисты (Антонов А. И., Борисов В. А.) предали ее анафеме; другие (Арутюнян М. Ю., Заикина Г. А., Малярова К. В.) - разглядели в ней определенный эвристический принцип. Минуло почти десятилетие, и ныне немногочисленные демографы и социологи стали разрабатывать концепцию многообразия семейных типов. «Исторический тип семьи - как старый, так и новый, - задает лишь общие границы, внутри которых могут реализоваться соответствующие этому типу модели семьи... Это разнообразие имеет двоякое основание. С одной стороны, оно связано с продолжающимся переходом к современному типу семьи, с другой - с постпереходным плюрализмом ее форм» (А. Г. Вишневский. М., 1992.). Не все из сказанного представляется бесспорным. Главное - признание множественности идеальных типов семьи и фактического разнообразия их форм.

Анализ семьи, как любой системы, имеет два вектора: один направлен на раскрытие внутреннего механизма ее функционирования и взаимодействия элементов; другой - в окружающий семью мир, взаимодействие с которым составляет ее внешнее функционирование. Если соотношению семьи и общества в отечественной научной литературе уделялось много внимания, то изучение имманентных закономерностей оставалось в тени. Перенос исследовательского фокуса на собственные закономерности поставил задачу нетрадиционного определения понятия «семья».

Семья- это совокупность индивидов, состоящих по меньшей мере в одном из трех видов отношений: кровного родства (брат - брат, брат - сестра и т. п.), порождения (родители - дети), свойства (муж - жена). Характер названных отношений (грубо говоря, авторитарный-эгалитарный) может, по моему убеждению, служить критерием, определяющим этап развития моногамии. Следуя этой логике, можно сконструировать три идеальные исторические типа семьи: патриархальный (или традиционный), детоцентристский (или современный) и супружеский (или постсовременный).

Наиболее архаичный тип - патриархальный. Он опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей.

Этот тип возник в результате ниспровержения материнского права. Одной из иллюстраций перехода от материнского к отцовскому счету родства может послужить обычай «кувада» (от франц. cuvade - высиживание яиц), обнаруженный у примитивных племен Африки. После разрешения от бремени женщина сразу же приступает к повседневной деятельности, мужчину же укладывают в постель. Он имитирует схватки и послеродовую слабость, за ним тщательно ухаживают. Отец таким образом демонстрирует свою решающую роль в воспроизводстве потомства.

Главенство мужа, в частности, проявляется в том, что в его руках сосредоточены экономические ресурсы и принятие основных решений. В соответствии с этим и произошло жесткое закрепление внутрисемейных ролей. Было бы большим упрощением полагать, что изживание экономических и нравственных приоритетов главы семейства и сопутствующих обычаев происходит с легкостью. Напротив, имеется немало свидетельств, указывающих на сложность и противоречивость этого процесса. Мы сталкиваемся с практическим многообразием традиционных форм. Согласно М. Г. Панкратовой, в марийской семье, например, глава семьи (указали 4/5 опрошенных в 70-е годы) - мужчина. Сохраняется семейный этикет. Жена и мать мужа стараются подчеркнуть престиж мужчины - главы семьи. Жена уважительно отзывается о муже (по меньшей мере при гостях и посторонних), оказывает особое внимание свекру и свекрови. В домашнем, быту более 90\% семей сохраняют унаследованное разделение работ по полу. Стойкое и искреннее почитание традиций обнаруживается в Грузии.

Эстонские социологи сравнили ответы студентов коренной национальности из Тартуского и Тбилисского университетов относительно их семейных ориентации. Молодых людей спросили: возможны ли добрачные сексуальные отношения для мужчин и для женщин? Студенты из Тбилиси ответили - только для мужчин, большинство студентов из Тарту не увидели в этом отношении разницы между мужчинами и женщинами. Каждый третий эстонский студент расценил расторжение брака как естественное явление. В Тбилиси такое суждение высказали лишь 2\% респондентов. Треть грузин ответили, что они о возможности развода никогда не задумывались. И, наконец, следующий вопрос: если между супругами возник конфликт, то как он должен разрешаться? С точки зрения грузинских студентов, последнее слово за мужчиной. По мнению молодых людей из Тартуского университета, супругам следует обсудить причины возникшего конфликта и только затем принимать по возможности согласованное решение. Вывод прозрачен: молодежь Тбилиси по преимуществу ориентирована на патриархальные ценности.

Еще рельефнее проступают следы классической формы традиционной семьи в среднеазиатском регионе. У коренного населения наряду с уже описанными обычаями обнаруживаются и более древние. Скажем, до сих пор в ходу (в основном, правда, в сельской местности) обряд публичной демонстрации простыни после первой брачной ночи.

В России патриархальные принципы, хотя и не в столь откровенной форме, также живучи. Напомню две патрилинейные традиции: невестка меняет свою родовую фамилию на фамилию мужа; при названии новорожденного используется реестр семейных имен.

Другая центральная ось семьи: отношения родители - дети. В традиционной семье на протяжении многих лет господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.

В отношениях порождения, нет сомнения, осталось меньше ритуалов, чем в супружеских отношениях. И тем не менее, один из обычаев довольно устойчив - «сватовство». У народов, исповедующих ислам, в большинстве случаев брачные договоры до сих пор заключаются между родителями; молодые люди становятся действующими лицами только после этого. Согласно мусульманским нормам, воля родителей - закон для детей, даже если она направлена против их интересов. Остается только удивляться наивности местных демографов и этнографов, которые, прикрываясь сомнительным идеалом стабильности семьи, склонны защищать все без исключения патриархальные предписания. Вот типичный пассаж: «...направляя острие идейно-воспитательной работы против купли-продажи невесты (калым), нельзя игнорировать связь этого обычая с элементами традиции уважительно подчиненного отношения детей к старшим и особенно к своим родителям, с установками своеобразного укрепления семейно-брачных отношений и института семьи в целом».

Итак, смысл патриархальной моногамии упрощенно можно свести к двум принципам: жесткой половозрастной субординации и отсутствию индивидуальной избирательности на всех стадиях семейного цикла. Эти принципы в текущем столетии в разных национальных регионах с разной степенью интенсивности подвергаются пересмотру. И когда сегодня подчеркиваются кризисные явления, то, надо понимать, речь идет в первую очередь о традиционном типе семьи. На самом деле эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали (но не ликвидировали) основы авторитарности, и как следствие - рост числа разводов, снижение уровня рождаемости, переоценка понятия «девственность» и т. п. Немало исследователей усмотрели в указанных тенденциях угрозу семье вообще и стали активно призывать к реставрации патриархальности. Не стоит заблуждаться на этот счет: попытки реанимации ее как массовой формы обречены на провал.

Со второй половины XIX в. в Европе формируется детоцентристский тип семьи. Для него характерно возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности. Более или менее равноправные отношения между мужем и женой привели к появлению устойчивой зависимости экспрессивной удовлетворенности от супружества, с одной стороны, а с другой - к осознанию того, что сексуальность, практикуемая в границах брака, не сводима к деторождению. Все это наводит супругов на мысль о необходимости планировать время рождения детей и их количество. В силу этого ограничивается репродуктивный период непродолжительным временем (в пределах 5-10 лет) и рождением одного-двух детей. Желанный ребенок превращается в объект родительской любви и стойкой привязанности. Тем самым канул в Лету обычай многодетности.

Решение о количестве детей принимают, по преимуществу, сами супруги. Возможности внешнего давления, как показывает практика, даже тщательно разработанные меры демографической политики (например, такой, как французская после второй мировой войны) предельно малы. Следует подчеркнуть, что детоцентристская семья по природе - малодетна.

В нашей стране поведение родителей, мотивированное интимно-эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение со второй половины текущего столетия. Даже в деревенской семье, где в недавнем прошлом детям не уделялось особого внимания, с 60-х годов многие родители, в том числе и те, кто сам окончил лишь начальную школу, мечтают дать детям максимально возможное образование. Дети, судя по высказываниям большинства опрошенных сельских жителей, - главный смысл семьи. Перемены в этом направлении подмечены и в среднеазиатском регионе. По наблюдению местного этнографа, в киргизской семье, сколь бы скромным ни был ее бюджет, изыскиваются средства на покупку одежды детям, посещение ими кино и т. п. Многие родители стремятся дать им образование и специальность.

Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга, дополненная отходом от аскетической традиции, подчас приводит к противоположным результатам. Вредит и избыток нежности. Это можно наблюдать при изучении детей-невротиков. Согласно клиническим исследованиям, матери детей, страдающих неврозами, в отличие от матерей контрольной группы, реже общаются с ребенком на равных. Они навязывают ему свое мнение, не позволяя ребенку проявить самостоятельность.

Не боюсь ошибиться, утверждая, что детоцентристский тип семьи - существенный шаг в эволюции моногамии. Впрочем, лучшее доказательство - детальное рассмотрение характера супружеских отношений, а затем и отношений порождения.

Зарождение избирательности в предбрачный период предопределило новую семейную стратегию. Коль скоро выбор - основа личности (Б. Ф. Поршнев), то совместное проживание мужа и жены в условиях отсутствия ритуализированных ожиданий и однозначно закрепленных ролей требует адаптации их индивидуальных планов и поведенческих стереотипов относительно друг друга. Иначе говоря, должен возникнуть ряд тесно связанных между собой приспособительных отношений, каждое из которых в большей или меньшей (но непременно в значимой) степени оказывает воздействие на стабильность индивидуальной семьи. И действительно, судя по моим эмпирическим материалам (опрос 1978,1981 и 1989 гг.), существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая. Эти ниши имеют подвижную иерархизированную структуру, сдвиги в ней предопределяются стадией развития индивидуальной семьи. К примеру, в начальной стадии, т. е. в промежутке между вступлением в брак и рождением ребенка, иерархия такова: духовная, психологическая, сексуальная и культурная. На следующей стадии «культурная» вытесняется «бытовой». Казалось бы, идея многовариантности и иерархичности адаптационного синдрома тривиальна, и тем не менее она практически до сих пор игнорируется. Специалисты, проявляющие интерес к проблемам семьи, нередко гипертрофируют одну из приспособительных сторон. Как правило, ту, которая соответствует их научному профилю, и недооценивают остальные. Появился ряд работ, приписывающих особое место психологической совместимости супругов. «Единство взглядов, эмоционального настроя, достижения взаимопонимания, примерно одинаковая оценка жизненных ситуаций, требование к сотрудничеству - все это входит в какой-то мере в понятие психической совместимости». Здесь дается расширительное толкование «психической совместимости», которая охватывает наряду с действительными показателями «психологического» (эмоциональный строй, свойства характера, тип темперамента) элементы духовности и культуры (единство взглядов, оценка жизненной ситуации). Однако даже принятие такой безбрежной трактовки «психологического» оставляет за его рамками сексуальную, бытовую и родственную адаптацию. Чем же вызвано именно такое представление о самодостаточности психологической совместимости?

Человеческая деятельность в индустриальном городе, как известно, регулируется формализованными правилами, нормами и поведенческими стереотипами. Отношения в сфере производства регламентированы технологическими нормативами и статусными предписаниями, нарушение которых автоматически влечет за собой дезорганизацию трудового процесса. Оказываясь за пределами своего предприятия, индивид сталкивается с иной, но в принципе столь же безликой системой - бытовой. (Иллюстрацией этой мысли могут служить взаимоотношения продавец - покупатель.)

И еще одна сфера деятельности - досуг. В свободное время, казалось бы, открывается широкая возможность для раскрытия личностного потенциала человека. Но на самом деле досуг в условиях крупных городов в принципе массовиден. В нем выработались культурные формы, способные на короткое время объединить совершенно незнакомых людей. Они требуют небольшого пространства на каждого участника, предполагают лишь минимум подготовки и мало рассчитаны на общение (спортивные феерии, эстрадные шоу, кино и т. п.).

В этих условиях семья оказывается той универсальной общностью, где в повседневных неформальных контактах супругов и родителей с детьми при благоприятно складывающихся отношениях восполняется дефицит личностного общения и тем самым «растворяется» негативная психическая и эмоциональная энергия. Если же психологической совместимости нет, это приводит к устойчивым конфликтам и дистрессу (к примеру, «бегству в болезнь»).

Не менее важным показателем индивидуализации супругов в рамках семьи является мера их сексуальной адаптированности. Еще относительно недавно в отечественной научной литературе было распространено мнение, что сексуальное приспособление в общем-то не оказывает существенного влияния на супружество. В последнее десятилетие эта точка зрения активно пересматривается. Больше того, часть сексопатологов, исходя из увеличения жалоб по поводу сексуальной дисгармонии, по закону маятника «качнулись» в противоположную крайность: стали считать дисгармонию главной причиной конфликтов и разводов. На чем же основано это утверждение? Вероятно, на клинических наблюдениях. Но ведь к врачам обращаются относительно немного мужчин и еще меньше женщин. Вместе с тем надо признать, что в супружеских отношениях гармония тела столь же важна, сколь и духа. А путь к гармонии тернист.

В условиях экономической поляризации населения нельзя обойти вниманием смысл бытовой адаптации. Мне уже доводилось дискутировать с теми специалистами, которые напрямую сопрягали жилищные условия, уровень доходов, насыщенность домашнего быта механизмами, совершенствование сферы обслуживания и т. п. с интенсивностью конфликтов и разводов. Трудно сказать, чего в этих заявлениях больше: наивной веры во всемогущество технического прогресса или неспособности проникнуть в многоликий мир личности. Ведь не секрет, что с середины 60-х годов большинство горожан стали проживать в отдельных квартирах. Но тем не менее это обстоятельство не повлекло за собой снижения числа разводов. Напротив, кривая разводов неуклонно стремится вверх. Почему?

В XX в. рост российских городов происходил преимущественно за счет сельчан. Мигранты нескольких поколений, оказавшись основными съемщиками коммунальных квартир, привнесли с собой и дух общины. Эти принципы, по-видимому, не только содействовали смягчению семейных напряжений, но и поддерживали низкую норму «комфорта» (согласно обычаю - «не выделяться»). Переезд в отдельную квартиру способствует кризису общинной идеологии и формированию поливалентного представления о комфорте, зависящем теперь в решающей мере от реального социального статуса индивида и ощущения им своей личной значимости. Хотя роль комфортабельности быта возрастает, но сказывается она опосредованно через «встроенность» в систему супружеских и родительских отношений. Сам же по себе благоустроенный быт не является гарантом семейной устойчивости. По моим данным, среди супругов, достигших высокого уровня сексуальной экспрессии, более 60\% психологически адаптированные, у каждой третьей пары эти отношения напряженные и только 7\% - оказались несовместимыми. Или другой штрих: 3/4 мужчин из общего числа убежденных в полном духовном взаимопонимании с женой испытывают от сексуального общения с нею удовольствие, остальные - удовлетворение. Среди духовно неадаптированных супругов уровень сексуальной отзывчивости жен (по оценке мужей) распределился так: менее 40\% - высокий, 44 - удовлетворительный и 16\% - низкий. Из всего изложенного следует, что, с одной стороны, между адаптационными нишами существует тесная связь. Словом, если отсутствует психологическая, бытовая или духовная совместимость, то трудно ожидать, скажем, сексуальной гармонии. Нельзя не заметить и относительную автономию приспособительных каналов друг от друга, что, полагаю, объясняется многообразием человеческих потребностей и способов их удовлетворения.

Я остановился подробно лишь на трех составляющих адаптационного синдрома, так как дальнейшая детализация (к примеру, раскрытие роли разветвленных родственных отношений) не даст никакого прироста знаний.

До сих пор речь шла лишь о внешнем поведенческом слое отношений. Более глубокий - интимность (intim - внутреннее). В отечественной научной литературе понятие «интимность» нередко употребляется в качестве эвфемизма сексуальности. По-видимому, это наследство традиций, идущих от ортодоксальной христианской морали, которая относилась к самоценности физической близости откровенно враждебно. Когда же говорится об интимности как атрибуте семьи, то подразумевается, что индивидуальность мужа и жены (соответственно родителей и детей) не только не противопоставляет их друг другу, а наоборот, благодаря созвучию экзистенциальных ценностей способствует более тесному сближению. Образно говоря, супружескую интимность (что, разумеется, касается и отношений порождения) можно представить как своего рода монаду, соединившую воедино две индивидуальности, образующие таким образом качественно иную близость, нежели адаптация. На инструментальном языке интимность - это взаимная симпатия, расположенность, признательность и эротическая привязанность мужа и жены, родителей и детей.

Казалось бы, если интимность в самом деле содействует супружеской удовлетворенности, то она, по всей вероятности, должна сопрягаться со всем адаптационным веером. И это действительно так. Данные опросов указывают на корреляционную зависимость параметра «интимность» по меньшей мере от четырех составляющих синдрома: психологической, духовной, сексуальной и информационной. Стало быть, ценности адаптации и интимности не просто сосуществуют, а составляют единую структуру, объединяющую мужа и жену и по внешнему поведенческому периметру, и по внутриличностным каналам, образуя тем самым частный стиль жизни. Посмотрите: приватность предоставляет в век интенсивных контактов любому человеку (от заводских рабочих до президентов) уникальную возможность снять маску, стать хотя бы на время самим собой.

Из всего вышесказанного образ детоцентристской семьи кажется более привлекательным. И хотя для такого мнения есть определенные основания, однако не стоит питать иллюзий. В конечном счете и в этой семье сковывается, ограничивается проявление личностного потенциала, что с наибольшей очевидностью проступает по линии родители - дети. Вместе с тем надо не забывать следующего. Здесь представлен идеальный тип, в реальной же практике его формы разнообразны. Ведь даже такой унифицированный, детерминированный жестким обычаем тип семьи, как патриархальный, и тот неоднороден. Возможность развертывания многообразия детоцентристского типа заложена изначально, по всем трем линиям отношений, неоднозначностью механизмов адаптации, интимизации и их взаимодействия.

В последние десятилетия наблюдается зарождение еще одного типа моногамии, который я условно назвал супружеским. В такого рода семье стратегическое отношение определяется не родством (как в патриархальной) и не роди-тельством (как в детоцентристской), а свойством. Понять это можно так. Норма семейной жизни меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Попутно отмечу, что зафиксированное движение расценивается частью исследователей как одно из фундаментальных, определяющих лицо современной цивилизации.

Супружеская семья- исторически наименее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для отхода от господства зависимых отношений и раскрытия деятельной палитры по всем структурным составляющим: муж- жена, родители -дети, супруги - родственники, дети - прародители. Иными словами, в границах одного семейного типа возникают разнообразные и богатые отношения между полами и между поколениями, возможности индивидуальной самореализации для всех. Эта общая идея, чтобы быть адекватно воспринятой, требует уточнений.

Первое. Почему возлагаются особые надежды на супружество, разве в прошлом его не было? Да, не было. Само собой разумеется, супруги, т. е. муж и жена, по меньшей мере в европейском цивилизованном обществе, составляли первооснову семьи. Но я веду речь не о супругах, а о супружестве.

Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Подчеркну неинституциональный характер связи и симметричность прав и ответственности обоих супругов. Это, кстати, и указывает на исторически недавнее происхождение данного феномена. В самом деле, принципы, лежащие в основе супружества, могли практически реализоваться лишь в результате социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, внутренней ответственности, усиление самоконтроля) и распространением обозначенных качеств на женщин, что, согласитесь, было бы невозможно без их экономической и гражданской эмансипации.

Второе уточнение связано с дешифровкой ценностей постсовременной семьи. По-видимому, нет особой нужды доказывать общность «корней» детоцентристского и супружеского типа. Они базируются на одном и том же - институте ухаживания. Отсюда неудивительно и совпадение двух базовых ценностей - адаптационного синдрома и интимности. Вместе с тем между современным и постсовременным типами семьи есть и существенное различие. Приведу простой пример. Где-то через десять-пятнадцать пет совместной жизни жена (муж) только собирается открыть рот, а муж (жена) может с большой достоверностью сказать, о чем пойдет речь. Этот момент опасен: брачные партнеры хорошо адаптированы, а потому легко предсказывают реакцию другого, что открывает путь отчуждению. В детоцентристской семье рутинность нередко способствует либо переносу акцента на отношения порождения, либо вовлечению одного из супругов (иногда и параллельно) в пьянство, наркоманию, сексуальный разврат. Все это, разумеется, чревато конфликтами и разводами.

В постсовременной семье вырабатывается антирутинный механизм-автономия.

Важно не забывать прописную истину: социализированный человек в каких-то пределах автономен, в техногенном мире всегда остается место для вариаций и самостоятельных решений. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума сознает себя как индивидуальность, тем насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных, и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества. Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями.

Заключая рассмотрение имманентной базы постсовременного типа семьи, отмечу взаимозависимость и взаимодополняемость механизмов устойчивости (адаптация, интимность) и развития (автономия). И действительно, наши эмпирические данные выявили тесную положительную связь между интимностью и автономией. Так, подавляющее большинство мужчин, достигших высокого уровня интимности, сообщили, что жены активно поощряют их своеобразие, лишь каждый десятый подчеркнул противоположное. Зеркальная картина получена при низкой интимности. Принципиально те же тенденции обнаружены у женщин: в первом варианте - 50\% против 20, во втором - 4\% против 80. В то же время нельзя не обратить внимания на один, казалось бы, незначимый нюанс: даже при полной душевной расположенности мужья реже склонны поощрять и чаще настроены негативно по отношению к нравственно-эмоциональной автономии жен.

4. Моногамная семья.

Возникает из парной семьи, на рубеже между средней и высшей ступенью варваров. Её окончательная победа - один из признаков наступления эпохи цивилизации. Она основана на господстве мужа с определённо выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определённого отца не подлежит сомнению. Дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из стороны. Теперь уже, как правило, только муж может их расторгнуть и отвергнуть свою жену. В силу обычая, за ним остаётся право на супружескую неверность.

Евреепид описывал семью афинянина так: слово (oikurema).

" Жена" была среднего рода, как вещь для присмотра за хозяйством. Помимо деторождения она выполняла роль старшей служанки. Муж занимался своими гимнастическими упражнениями и общественными делами, к которым женщина не допускалась. Муж имел к своим услугам рабынь и находившуюся под покровительством государства проституцию.

Моногамия не была плодом индивидуальной половой любви, браки были браками по расчёту. Она была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и должны были наследовать его богатство,- такова была исключительная цель единобрачия, откровенно провозглашённая греками.

Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других.


Заключение брака в буржуазной среде.

В католических странах родители подыскивали жену для сына. Результатом была измена и со стороны мужа и жены. Церковь отменила развод.

Современная индивидуальная семья основана на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины. Муж должен добывать деньги, быть кормильцем семьи. Он в семье господин, жена - прислуга.


Глава 3

Экономический подход в исследованиях семьи в современных условиях.

1. Теория Г. Беккера (1992)

В семье, как в ячейке общества, в свёрнутом виде содержатся все основные общественные отношения и противоречия.


Как же исследуется семья в экономической теории?


До второй половины 80 г. в нашей стране не уделялось практически никакого внимания семье в экономической теории. Под семьёй понималось группа людей, связанных родственными отношениями и ведущих совместное хозяйство для семейного потребления. Семья, или домашнее хозяйство, образуют заключительную фазу воспроизводства - потребления материальных благ и услуг. Семья включалась в фазы распределения и потребления продукта, но не выступала производящей ячейкой. Семья рассматривалась как домохозяйство. Но эти понятия хотя и тесно примыкают друг к другу, но различаются.

Основная функция семьи - рождение и воспитание детей, а также воспроизводство жизни взрослых её членов, которые связаны между собой родственными узами.

Основная функция домохозяйства - производство благ и услуг для обеспечения членов семьи.

Семья не потребляет, сколько производит человека, организует его жизнедеятельность, обеспечивает его развитие. В этом участвуют все члены семьи. Доходы, материальные блага, услуги, жилище, бюджет времени выступают основой и преходящими моментами этого производства.

Современное экономическое исследование общества в условиях перехода к постиндустриальному, информационному, технотронному обществу, в котором человек уже не является средством, а становится целью производства, выдвигает семью в центр своего научного интереса.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной. Системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и объяснить мотивы человеческих действий в других неэкономических сферах жизни. Выдающийся вклад в такого рода исследования внес Г. Беккер, современный американский экономист, лауреат Нобелевской премии. Он дал оригинальное объяснение таким ситуациям, где прослеживается рациональный выбор.

Процесс усиления и усложнения взаимодействия, сращивания отдельных сфер общественной жизни, включение в экономический анализ демографических, социальных, психологических, национальных отношений, практические задачи достижения стабильного социально-экономического развития требуют нового подхода к изучению семьи.

Один из таких подходов использовал Г.Беккер. В своих работах он стремится объяснить природу и функционирование семьи, закономерности её формирование, репродуктивное поведение, внутренние взаимоотношения её членов и их семейные роли, объединяя все аспекты её функционирования в единой концепции, основанной на универсальном подходе.

Его характерные черты:

а). рынок является универсальной формой жизни человека.

б). человек сводится к экономическому потребляющему субъекту в условиях ограниченности ресурсов.

в). все виды человеческого поведения преобразуются в действия рационального эгоистического индивида, имеющего полную информацию об условиях своего функционирования на рынке и выбирающего оптимальный в рыночных условиях образ действий.


Семья рассматривается им как производственная ячейка, которая использует такие средства, как материальные ресурсы семьи, время, усилия её членов, в такие " товары", как здоровье, дети, удовольствия, отдых, положение в семье и др. ""Имеющиеся в распоряжении родителей ресурсы состоят из унаследованного капитала и трудовых заработков и расходуются либо на их собственное потребление, либо на содержание детей, либо на передачу детям человеческого и другого капитала. Содержание детей требует времени и издержки по их воспитанию связанны с ценностью бремени родителей. Родители ценят детей, которые оказывают им поддержку в старости"". 1 Эти "товары" распределяются между членами семьи по общему правилу: от каждого - по месту и роли в семейном производственном процессе, каждому - в соответствии с его ценностью на брачном рынке, на рынке рабочей силы”. Образование и другие виды обучения - это тоже капитал. Знания и способности полученные в прошлом, облегчают получение дополнительных знаний в настоящем. Норма отдачи от инвестиций в человеческий капитал может не только не сокращаться, но и повышаться по мере увеличения запаса человеческого капитала. Родительские вложения в ребенка являются гораздо более важным источником формирования запаса капитала в экономике чем наследство или накопление капитала в течении жизненного цикла”. 1 При объяснении закономерностей снижения рождаемости, Беккер исходит из того, что семья стремится максимизировать функцию полезности, имея в виду соотношение количества и " качества" детей в условиях ограниченного семейного дохода. Дети более высокого "качества", как и машины, более дорогие, но могут удовлетворять те же потребности меньшим количеством.

Понятия "качество детей", "самоуважение", "удовольствие" подразумеваются, но не определяются. “Родители выбирают оптимальные варианты своего потребления, количество детей и объема капитала, передаваемого каждому ребенку, учитывая издержки на воспитания и зависимость своей полезности от уровня полезности детей. Дополнительный ребенок уменьшает полезность, извлекаемую родителями от каждого отдельного ребенка. По мере развития страны рождаемость в конечном итоге падает, растущая экономика будет сдвигаться к устойчивому состоянию равновесия с низкой рождаемостью и высоким доходом на душу населения. Брак, рождения детей и другие формы семейного поведения реагируют на колебания совокупного выпуска и цен. Семейные решения вызывают долгосрочные колебания в экономике благодаря отсрочке в рождении детей и отсроченного рождения на численность рабочей силы.” 2 Беккер предполагает, что любая сторона семейной жизни имеет рыночную природу. Автору уже не важно, что именно он пытается объяснить: брачность, рождаемость, разводимость, сущность исследуемого - это товар. Надо, по Беккеру, использовать этот подход как универсальное средство, как машину, одинаково хорошо передвигающуюся по любой дороге, делающую кирпичи, стирающую белье и т.д. Беккер как бы случайно отбирает для анализа те факты, которые соответствуют технологии его объяснения, и отбрасывает те, которые противоречат заранее полученным выводам. Он не может объяснить закономерности развития семьи и демографического перехода, т.к. рыночный подход здесь уже не работает. Интересна экономическая концепция семьи и рождаемости, разрабатываемая Дж. Колдуэллом.

2. Анализ семьи по Дж. Колдуэллу

а) Каждый способ производства имеет свои экономические и зависящие от них демографические законы. Семейный способ Вв б) Те, кто господствуют в семье и принимают решения по всем аспектам её жизни, получают материальные и нематериальные выгоды от функционирования семейного способа производства. Высокая рождаемость выгодна именно им.

в) Семейный способ производства, в основном, самодостаточен, может существовать длительное время и в переходных к капитализму обществах и там, где капиталистические отношения не являются зрелыми. Семья может участвовать в нескольких сосуществующих способах производства.

г) Снижение рождаемости - следствие дезинтеграции семейного способа производства под влиянием капиталистических производственных отношений.

е) В семейном способе производства разные члены семьи получают различные преимущества. Материальные преимущества характеризуются типом и размерами трудовой активности, получаемых со стороны других членов семьи услуг, наличием свободного времени, правом диктовать свою волю.

ж) Материальные потоки в семье направлены от жены к мужу, от детей - к родителям. Господствует старшее поколение, в основном - мужчины. Такая система отношений стабильна, так как самим ходом жизни младшее поколение станет старшим и господствующим.

С переходом к капиталистическому способу производства происходит ломка системы отношений. Дети выключаются из семейного способа производства, их стоимость растет в связи с необходимостью их образования. Потоки богатства идут от старшего поколения к младшему. Более ценным становится труд вне семьи за заработную плату.

Необходимо включить в предмет экономической теории новые проблемы. Материальное производство нельзя сводить к производству материальных благ. Необходимо разработать теорию общественного производства непосредственной жизни, включающего два рода производства: средств к жизни и самих людей.


Глава 4

Аспекты анализа домохозяйства.


Современное обозначение домохозяйства. Оно представляет собой основную единицу социального и биологического воспроизводства, связанного с социально-экономической макроструктурой.

Домохозяйство не является полным соответствием понятию "семья". (совокупность лиц, проживающих совместно и связанных родством или свойством и общим бюджетом.)

Домохозяйство- имеет более строгую привязанность к его территориальным границам, не являющихся родственниками, и предопределяет существование экономических отношений собственности внутри домохозяйства.

Домохозяйство- уровень принятия решений о рождении детей и о других демографических событиях: семейное планирование, брак, миграции, решение оставить родительский дом.

Домохозяйство: представляет собой основную единицу социального и биологического воспроизводства, связанную с социально-экономической макроструктурой.

Исследуя механизм взаимосвязи домохозяйства и экономической макроструктуры возникает ряд проблем:

Каков механизм взаимодействия семьи и экономики, какова степень автономии от внешней экономической системы.

Возможно ли сопоставить домашний и профессиональный труд

Как распределяются профессиональные и семейные роли среди членов домохозяйства.

Каким образом факторы домохозяйства влияют на предложение женского труда, на спрос на женский труд, влияет ли разделение труда по полу в семье на изменения на рынке труда.

Является ли домохозяйство базисной единицей в процессе принятия экономических решений на микроуровне.


Взаимодействие семьи и экономики и степень независимости домашнего хозяйства от национальной экономики рассматриваются в теории " новой экономики домохозяйства".

Д. размещено внутри рыночной экономики и выполняет производственные и воспроизводственные функции согласно некоторому разделению труда.

Д. не имеет автономии и зависит от индустриальных обществ.

Д. рассматривается на срезе взаимодействия ряда рынков-рынка труда, рынка потребления товаров, финансового рынка (сбережений).

Д. является рыночной единицей, т. к. существует по законам рынка.

Все решения, принимаемые семьей, зависят от ценовых изменений в экономической среде.

Количественно оценить домашний труд можно используя концепцию затрат на подготовку человека. Полные затраты включают в себя затраты на удовлетворение физических потребностей, фактические затраты на ребенка и сумму дополнительных расходов, чтобы не пострадал жизненный уровень семьи от появления ребенка. Затраты оцениваются в денежных и физических единицах (годы труда).

Такой рассчет полных затрат даёт возможность оценить домашний труд, уровень взаимодействия домашних и профессиональных ролей, степени эксплуатации женского труда.

Идея оплатить труд домохозяйки достаточно утопична. Но идея компенсировать семье затраты при рождении ребёнка в целях создания возможности выбора альтернативных форм воспитания детей может быть реализована.

В нашем обществе сегодня популярны идеи о суверенитете семьи в принятии различных семейных решений. При всей правильности этой идеи предпочтение всё же должно отдаваться суверенитету личности.

Д. не должно рассматриваться в качестве однородной единицы.

Это сложная система отношений полов.

Как происходит распределение труда в домохозяйстве. В соответствии с теорией " новой экономики" деятельность семьи требует вложений в определенные навыки, т.к. семья получает выгоду, если её члены реализуют свои профессиональные возможности. Это вложения или в качестве прямых денежных затрат или времени.

Приоритет в воспитании детей отдаётся женщине. Однако воспитание детей и выполнение домашнего труда- это не природная роль для женщины, а социально сформированная и поддающаяся изменению.

Наличие у женщин семейных обязанностей ограничивает возможности её на рынке труда. Мужчин работодатели считают более "выгодными" работниками.

На отношения между полами в семье влияют общественные стереотипы. Юношей родители на западе устремляют на получение высокого образования и карьерное продвижение, из девушек стремиться воспитать хороших домохозяек.

Занятость матери ослабляет традиционные стереотипы в сознании детей на распределение ролей- положительно влияют на самоуверенность дочерей и умеряют амбиции сыновей.

Двухкарьерные семьи имеют меньше стрессовых ситуаций, если распределение семейных ролей осуществляется достаточно гибко

Концепция развития семейного цикла позволяет проследить механизм взаимодействия домохозяйственных факторов на определенном этапе развития семьи. В подростковой фазе (младшему 12-17 лет) с одной стороны подросток может заработать, с другой-образование становится платным. Это влечёт отток денежных

средств из семьи.

Стадии семейного цикла могут комбинироваться с производст-

венным трудом каждого члена или определять экономическую

ситуацию домохозяйства.

Зависимость между доходом домохозяйства и уровнем трудового участия женщин.

В низкодоходных семьях тенденция женской занятости. Это может объясниться исключительно невозможностью существования

семьи только на зарплату мужа. Данный феномен наблюдается в

нашем обществе.

В высокодоходных семьях увеличивается возможность оплатить уход за детьми.

Доходный уровень может влиять на изменение домашних и бытовых условий, на уровень жизни, возможность улучшить образование или профессиональную квалификацию.

На западе, в течение жизненного цикла семьи могут возникать фазы бюджетного давления: после заключения брака, когда идёт период установления хозяйства и рождение детей и в подростковой семье, когда затраты на высшее образование не покрываются заработками родителей.

В развивающихся странах: 1) семья с малолетними детьми, большинство детей не работает; 2) дети вступают в брак, рождение внуков. Подростковая фаза не является фазой давления - подростки приносят доход в семью, работают.

Для России: первая фаза давления: период установления хозяйства и рождение детей. Степень давления будет больше, чем на западе. Вторая фаза: дочь или сын вступают в брак, рождение детей у второго поколения.

Итак, домохозяйство является источником " неконкурентно-способности " женщин в условиях рыночной конкуренции. Рыночные силы направлены на снижение дискриминации, но решения принимаемые в домохозяйстве порождают новое распределение роли в рабочем процессе, усиливая дискриминацию.

С одной стороны, домохозяйственные факторы ограничивают предложение женской рабочей силы на рынке труда, ориентируя женщину на роль воспитателя детей и хранительницы очага. С другой, ограничивается спрос на женскую рабочую силу. Стереотипы в отношении " женских " и " мужских " ролей действуют на работодателей. При найме на работу предпочтение отдаётся мужчинам, т.к. любая женщина заранее воспринимается как невыгодный и нестабильный работник, имеющий домохозяйственную нагрузку.

Общие аспекты проявления доходного фактора

Влияющее на профессиональную занятость женщин:

Общий уровень дохода

Оценка домашней зарплаты каждого члена дома

Оценка личной собственности членов

Распределение доходов

Другие источники доходов

Конечное потребление.

В современных экономических условиях в домохозяйстве могут быть производственные отношения, то есть например, в фермерских хоз. или малом семейном бизнесе возможно включение продукции домохозяйства в рыночные структуры. Решение о том, чей труд будет оплачиваемым, будет зависеть от распределение производства и воспроизводства труда в домохозяйстве.

Типы классификации домохозяйств, связанные с

занятостью женщин.

1.Связана с типом семьи: полная, неполная, с детьми, без, с родственниками, несколько супружеских пар.

2.Виды брачных отношений: стабильные союзы, нестабильные

союзы, "визитирующие" и одинокие женщины.

3.Социальный статус: возможность оплатить уход за детьми.

Демографическая характеристика домохозяйства: размер, количество поколений, полововозрастная структура, семейный и брачный статус, отношение зависимости и иждивенчества.

Социально- экономические характеристики: территория проживания, занятость (полная, неполная), жилищные условия, доход,

образование членов.

Типы моделей женской занятости:

1. Беспиковая модель. Женщина не бросает трудовую деятельность в период воспитания ребенка.

2. Поздний пик: В старших и средних возрастах, когда закончен

период воспитания ребенка.

3. Ранний пик: Женщина участвует в трудовом процессе до рождения ребёнка. Идёт процесс вытеснения женщин из сферы

профзанятости.

4. Двойной пик: Женщина имеет перерыв в трудовом стаже.

Т. о. брак и наличие детей не имеют приоритетного влияния

на трудовую активность женщины.

В России сейчас наблюдаются две тенденции: снижается общий

уровень женской занятости и формируется модель двойного пика

(кризис, безработица, трехлетний отпуск по уходу за ребенком,

приводящий к дисквалификации или увольнению в случае реорганизации предприятия.

Многие из негативных социальных явлений, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, - результат десятилетиями проводимой ошибочной, порой преступной демографической политики, направленной на уничтожение семьи. При этом идеологи коммунизма нередко опирались на ошибочное положение работы Ф. Энгельса « Происхождение семьи и частной собственности и государства ». Известен афоризм Н. Бухарина: «Дети принадлежат не семье, а обществу. В 60 годы повсеместно создавались школы-интернаты, причем не только для детей-сирот. Провозглашали, что при коммунизме все школы будут интернатами.

До недавнего времени предметом советской гордости был факт, что у нас самая маленькая в мире разница в оплате труда мужчин и женщин. Речь же шла не об истинном равенстве, а об уравниловке, при которой работник получал не за труд, а за факт существования. Тот же факт, что мужчины, как правило, работают больше, чем женщины, игнорировался.

Средства массовой информации внедряли в сознание нелепые представления о семье. Образ мужчины – кормильца, защитника- не создавали. Единственное положительное качество, которое предполагалось обязательным – быть защитником отечества. Но ведь основа Отечество – семья, и ее тоже надо беречь всю жизнь.

Провозглашенное равноправие мужчин и женщин на деле не выполнялось и не выполняется. Законы регламентирующие участие отца в воспитании детей, хотя и существуют, но добиться их выполнения бывает невозможно.

Доктор биологических наук В. Н. Геодакян предпринял попытку создать биологию пола. Мужской пол – авангард эволюции, отрабатывающий новые биологические решения, женский пол их сохраняет. По данным американского социолога Д. Карнеги, в подавляющем большинстве случаев причиной разводов служат сексуальная дисгармония.

Ценность мужчин в семье понижена.


Как укрепить семью?

1. В решении проблем семьи на государственном уровне приоритетным должно быть мнение не политиков, а ученых.

2. Закон должен гарантировать истинное равноправие (а не равенство, которое вообще быть не может) мужчин и женщин в семейных вопросах, и прежде всего в воспитании детей. 1

3. Прекратить дискредитацию мужчин в средствах массовой информации, литературе, искусстве. Вместо этого показывать реальный положительный образ мужчины хозяина дома, главы семьи (см. приложение № 3).

4. Что бы мы ни делали, всегда останется часть людей, которым не удастся создать семью. Общество должно учитывать интересы одиноких, а подрастающее поколение должно знать, что полноценная семья суждена не всем.

Приложение 1

Примеры домохозяйства.

Начало девяностых годов. Молодой крестьянин вернулся из армии к отцу в деревню. Семья отца была большая. Было принято решение – взять отрубную землю и строить усадьбу. Так на неосвоенном, неудобном участке в отдалении от села стали строить хутор Синицыны. Строили сообща, всей семьей по принципу: ты мне помоги сейчас, я тебе потом.

Поставили дом, распахали землю. Хутор расположился на площади около 6 га. Это – дом, хоз. Постройки, земельные угодия: посевы, покосы, пастбище, огород, сад, хвойные и лиственные насаждения – защитная лесополоса. Хоз. постройки скотный двор, дровяная баня, амбар, сельхозинвентарь, погреб, хранилище для зерна и сена. Жилой дом состоял из двух частей: летняя и зимняя половины.

Молодой крестьянин женился, семья росла. Прошли годы. Семья состояла из 13 человек: хозяин, жена хозяина, отец хозяина, 9 детей – восемь дочерей и один сын. Хозяин был основным работником в хозяйстве. Сына убили на финской войне. В хозяйстве работали все: и жена, и дочери. Основным источником существования было крестьянское хозяйство. Продукты питания: мясо, птица, мед, молочные продукты, овощи, грибы, ягоды давала земля, скот, труд, тяжелый, ежедневный. Овечья шерсть использовалась для изготовления валенок, одежды. Кожу животных обрабатывал сам хозяин, шил сапоги и легкую обувь для всей семьи. Он был большой мастер: делал веретена, домашнюю деревянную утварь, мебель, телеги, ткацкий станок. Женщины пряли лен, ткали холсты и шили одежду.

Весной в половодье ловили рыбу, охотились на зайцев, осенью заготавливали грибы, ягоды, делали соленья и запасы на зиму. Часть продуктов вывозили на продажу в город Череповец. На вырученные деньги покупали соль, сахар, чай, необходимую одежду, книги, посуду.

Семейные проблемы решали совместно: отец, мать, старшие дочери. Явного превосходства и главенства не высказывал ни один из супругов. Братья отца помогали делать тяжелую работу и ремонт. В остальном управлялись сами. Образование получили все, кто учился в школе, кто в техникуме.

После коллективизации домохозяйство распалось, хутор ликвидировали, землю распахали и отдали колхозу, дом перевезли в село, хозяйка умерла, дети пошли работать в город на бумажную фабрику, на фарфороразработки, на лесозаготовки. Жили на зарплату, хозяин пошел работать в колхоз, жил в селе, в маленьком доме с новой семьей.

Дети на хуторе воспитывались в трудолюбивой, доброжелательной семье. Сестры разъехались по всей стране, живут в квартирах. На месте хутора сейчас пустырь, заросший таволгой и лещиной.

Сейчас в России пытаются возродить домохозяйства. Это фермерские хозяйства, которые образовались в заброшенных колхозах. Мигрировавшие из городов, где остановились производства, семьи, пытаются организовать свои хозяйства. Например, переселенцы из Казахстана организовали семейную ферму, работают в хозяйстве все трудолюбивые члены, у каждого свои обязанности. Шестнадцатилетний сын ухаживает за стадом из 17 коров, убирает навоз, дочь 14 лет помогает сбывать молоко, яйца. Хозяин – глава семьи, заботится о качестве молока, выбирает и привозит корма, готовит землю под кормовые культуры, покупает коров.

Дом, доставшийся от колхоза, будет ремонтироваться.

Жизнь продолжается. Одно беспокоит хозяина – большие налоги.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема семьи важна для всех стран, независимо от типа экономической системы и уровня развития. Люди проводили большую часть своей жизни в состоянии зависимости от родителей в начальный период и от взрослых детей в старости. Брак – критический шаг для большинства людей, дети отнимают время, энергию и деньги родителей, причиной развода бывают экономические затруднения, психическая депрессия.

Итак, семья настолько важный институт. Что пытаться добиться объяснения ее поведения достойная задача для любой научной дисциплины. Добиться этого хотели многие выдающиеся личности с древности и до нашего времени. Древнегреческие философы Сократ и Ксенофонт. Их советами пользовались многие поколения. Русский “Домострой’’ 16вв. был незаслуженно забыт на многие столетия. Советская власть считала его мещанским пережитком, а жаль, его полезные советы и наставления очень бы пригодились молодым семьям и многих спасли бы от распада.

Много времени посвятил истории появления и развития видов семейных образований классик марксизма Ф. Энгельс. Причины массовой бедности населения. Проблемы рождаемости, ответственности за своих детей интересовали английского священника Мальтуса.

Наши современники Беккер и Колдуэлл пытались объяснить природу и функционирование семьи, закономерности его формирования. Семейные роли ее членов, переход семьи от многопоколенной к нуклеарной, уменьшению рождаемости. Справедливо будет сказать, что экономический подход внес огромный вклад в понимание причин резкого падения рождаемости на протяжении последних 100 лет, бурного притока с конца 50 гг. замужних женщин на рынок труда и других изменениях в семьях.

Сегодня экономика семьи – признанная и успешно развивающаяся область экономической науки. Число экономических исследований семьи растет. Они оказывают влияние на подход представителей других социальных дисциплин к этому фундаментальному институту.

Список литературы.


1.Антология экономической мысли в двух томах

2.Беккер Г. «Экономика семьи и макроповедение»,

США-ЭПЧ, 1994, №3 стр.93-97, №2 стр.99-107

3.Зверева Н.В. «Экономический подход в исследованиях

семьи в современных условиях», Вестник МГУ, серия

«Экономика», №6, 1994, стр.38-49

4.Калабихина И.Е. «Некоторые аспекты теоретического

анализа домохозяйства», Вестник МГУ, серия «Экономика»,

1995, №5, стр.28-41

5.Ксенофонт «Воспоминание о Сократе», «Домострой»

6.Розанов И.Д. «История русской экономической мысли»,

газета «Экономика и жизнь»

7.Сапунов В.К. журнал «Чудеса и приключения», №3, 1999,

8.Проневская И.В. «Семья в социальной философии Сократа, Платона и Аристотеля», Вестник МГУ, серия «Социология и политология», 1998, №4, стр.129-137

9.Эггельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности

и государства», Избранные сочинения, т.6, М., Политиздат,

Регулирования природопользователя, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум в конце, концов все же найдет им замену. Теория Джона Мейнарда Кейнса Дж. М. Кейнс – своего рода революционер экономической науки нашего века. Английский экономист, влияние которого на экономическую мысль в XX века сравнимо с воздействием Адама Смита и Давида...




...). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой региональная экономика является ветвью общей экономической теории, относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональную экономику как часть крупную подсистему национальной экономики (Макроэкономики). Курс методологически опирается на основы экономической теории и органически связан с конкретными экономическими дисциплинами, ...

Описания общей экономической картины, выявления главных факторов, получения приближенных представлений, ориентиров. К теоретической экономике относят экономическую теорию (политэкономию), которая и родилась как теоретическое направление в экономической науке, связанное с выявлением общих закономерностей протекания экономических процессов. Тесно примыкает к экономической теории моделирование, а...

Как утверждали греки: «они первыми из древних народов начали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен – обычай варварский и недостойный благородного эллина. Все греки, в каких бы полисах они не жили, имели общие взгляды на институт брака. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы воспринять от отцов обязанности по отношению к государству: прежде всего, охранять его границы, отражать набеги врагов.

Производя на свет детей, гражданин выполнял свой долг перед родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые обязанности по отношению к умершим предкам, принося им жертвы. Наконец, вступая в брак, человек в старости надеялся приобрести опору в своих детях. Человек, не имевший семьи, а, следовательно, детей подвергался во всех полисах осмеянию и унижениям. В Спарте дело обстояло еще более строго. Спартанцы, уклонявшиеся от семейных уз, подвергались унижению – атимии, они лишались некоторых гражданских прав и должны были выполнять унизительные обряды. В Спарте существовал еще один интересный обычай, по которому зажиточные родители предпочитали, чтобы их сын женился на девушке из бедной семьи.

Греки не только создали моногамный брак, но и попытались осмыслить его значение. Первым сделал это великий греческий философ Платон. В своем сочинении «Законы» он помещает интересные рассуждения о природе брака. От него стала известна легенда о том, что первоначально люди состояли из двух частей и Зевс, разрезав их на две половинки, породил у каждой стремление искать другую. Продолжая рассуждать, он приходит к выводу, что «Эрот – это великий бог, это любовь к прекрасному» . И совершенно неожиданны его рассуждения о стремлении к продолжению рода. «У животных также, так же как у людей, смертная природа стремится стать по возможности бессмертной и вечной. А достичь этого можно только одним путем – порождением, оставляя всякий раз новое вместо старого… Вот таким способом приобщается к бессмертному смертное – и тело и все остальное. Другого способа нет. Не удивляйся же, что каждое живое существо по природе своей заботиться о своем потомстве» . .

Ученик Платона Аристотель, вместо романтических рассуждений учителя о природе брака и деторождения, говорит о практическом значении семьи. Он пишет: «Так как всякая семья составляет часть государства, то необходимо воспитание детей и женщин поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь также достойных детей и достойных женщин». Как видим он отводит семье важнейшее значение, делая ее частью и даже основой государства.


У римлян моногамный брак был освящен не только вековыми традициями, но и религией. Существовал целый пантеон богов, стоявших на защите семьи и святости брака, причем культ этих богов объединял семейные ценности со святынями рода, племени и всего государства. Из древнейшего культа мертвых пришло к римлянам поклонение ларам. Лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им. Рабы искали защиты у их алтаря от гнева хозяина. Лары считались покровителями не только семей, но и общин, в том числе и всего города Рима. Другой важнейшей богиней римлян была Веста – хранительница очага городской общины, курии, дома. Ее жрицы – весталки должны были тридцать лет служить богине, поддерживая огонь в ее храме.

Государственную заинтересованность в укреплении семьи проявил первый император Римской империи Октавиан Август. Две тысячи лет назад Август осознал, что сокращение рождаемости приведет ко всеобщему кризису: в политике, экономике и международных делах. По его инициативе принимаются законы, направленные на повышение рождаемости и ущемляющие права холостяков, которым запрещалось занимать государственные должности, ставились препятствия при получении наследства, их даже не пускали на цирковые представления так любимые римлянами. Для женщин рожавших детей предусматривались привилегии. Так мать семейства, родившая трех детей, уравнивалась в правах с мужем и могла иметь и распоряжаться самостоятельно имуществом, что было запрещено ранее.

Несмотря на юридическое узаконивание моногамии в Греции и Риме, супружеская верность распространялась только на женщин, чтобы не родить мужу детей от других мужчин, которые станут его наследниками. Чтобы избежать этого, мужу предоставлялось право распоряжаться жизнью жены и рожденных ею детей. Он был не только главой семьи, но и всемогущим деспотом, в распоряжении которого находились принадлежащие ему рабыни и рабы.

Образование семьи всегда является важным событием в жизни человека. Однако в каждом государстве, у любого народа оно имеет свои особенности и правила. Они могут быть настолько далекими друг от друга, что принять уклад, отличный от сложившегося, бывает трудно. Моногамный брак в России является стандартом и привычной формой отношений. Однако такая практика распространена не везде, а сегодня и это понятие претерпело изменение.

История возникновения института брака и семьи

Семья представляет собой древнейшую для разных целей. Она начала формироваться еще в 7-3 тысячелетии до н.э. после того, как люди стали постепенно переходить на земледелие, собирательство от охоты и рыбалки.

Неоднородное образование семей привело к тому, что на разных территориях стали появляться различные ее формы. Этому поспособствовало также расслоение общества и разделение его на разные социальные группы. Именно в этот период образовывается семья, как единица общества.

Однако отношение к ее составу и ролям отличалось, так как в одних случаях она была моногамной, в других полигамной. В большинстве своем, семьи имели патриархальную систему, когда главенствующую позицию занимал старший мужчина. Женщины же в большинстве случаев выполняли функцию воспитания детей и поддержания быта.

В дальнейшем институт брака претерпевал многочисленные модификации. В том числе изменялось отношение к браку в зависимости от событий, происходивших в конкретный момент.

В 20 веке состоялось существенное преобразование мнения о семье особенно в развитых странах. Из союза, где главенствующую и подавляющую роль играл мужчина, ячейка общества стала превращаться единение двух равных людей.

Моногамный брак: что такое

Среди форм семьи выделяется та, в которой есть только два партнера, сохраняющие друг другу верность.

Такой союз принято называть моногамным.

Противоположный ему – , предполагающий наличие нескольких партнеров и имеющий разновидности:

  • ;
  • одна женщина и несколько мужчин, что в современном мире практически не встречается. Исключением являются малочисленные африканские племена.

Существует множество споров по поводу истинного понимания моногамии. Одни специалисты утверждают, что таковыми могут признаваться отношения, когда супруги единожды женаты и больше не вступают в брак даже в случае .

Однако сегодня на практике даже при семейных отношениях, подразумевающих двоих партнеров, после расторжения союза предполагается вступление в новый. Сегодня специалисты трактуют такое явление, как последовательная полигамия. Отсюда моногамия как чистый вид брака практически утрачена в развитых странах, хотя она является древнейшей и основной формой семейного союза.

Формирование и распространение моногамии

Моногамные отношения зародились в древности примерно в один период с формированием института брака. Именно такой его вид считается древнейшим и наиболее рациональным для человека.

Ученые до сих пор спорят о причинах появления таких отношениях. Однозначного ответа нет, но есть версия, что необходимость моногамных отношений продиктована природой человека, потребностью сохранения потомства и другими факторами.

Однако с тех пор моногамия как понятие претерпела серьезные изменения.

Изначально подразумевалось, что при вступлении в брак автоматически становятся невозможными отношения как во время союза «на стороне», так и после его расторжения. Длительное время развод означал автоматическое одиночество бывших супругов, а в основном женщины.

Сегодня подразумевая моногамный брак, имеется в виду соответствующее поведение исключительно в период союза. После его расторжения возможны новые отношения и т.д.

Преимущества и недостатки моногамных браков

Союзы, подразумевающие только двоих партнеров, имеют плюсы и минусы в зависимости от подхода и конкретных условий. Однако они больше субъективны, так как оказывают значительное влияние отношений к форме семьи.

Среди главных преимуществ можно назвать:

  • привычная форма, не осуждаемая большинством обществ в мире;
  • концентрация партнеров друг на друге, исключающая и участия третьих лиц;
  • сосредоточение экономических ресурсов в семье и распределение их между потомками. Здесь подразумевается, что от полигамного брака возможно появление множества наследников, которые претендуют на свою часть имущества;
  • необходимость поддерживать только одного супруга(у) и т.д.

Кроме отношения общества и прямого запрета на регистрацию полигамных браков в РФ есть некоторые сторонники таких отношений. В частности, выделяются некоторые негативные моменты моногамии, поддерживающие сторонников противоположной формы брака:

  • вероятность появления многочисленного потомства;
  • возможность решения проблемы большого количества незамужних женщин. Здесь часто приводится аргумент, что женщин больше, чем мужчин и для обеспечения семейной жизни необходимо по нескольку жен на одного мужчину;
  • разнообразие в отношениях и т.д.

В целом, плюсы и минусы формируются индивидуально в зависимости от позиции конкретного человека и общества, в котором он проживает.

Как определить человека, склонного к моногамии

Однозначно определить склонность человека к полигамии или моногамии нельзя.

Это обусловлено множеством критериев, которые можно учитывать в качестве оказывающих влияние на отношение к семье и браку:

  • среда воспитания, опыт родителей. Молодые люди подсознательно копируют поведение родителей и частично переносят его в собственную жизнь. Отсюда, если воспитание происходило в семье с устоявшимися ценностями, то ребенок их усвоит;
  • круг общения. Сегодня во многом отношение к семье формируется под воздействием моды, авторитетов и т.д..