Семик (Зеленые Святки), Троичная суббота и Духов день. Троицына неделя

Задолго до появления христианства славянские народы отмечали Зеленую неделю. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До наших дней сохранились некоторые языческие обряды и гадания, которые проводятся в праздник Троицы. Обычаидавних времен основаны на обновлении жизни - это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы. И к празднику Троицы церкви, дома украшались зеленью - символом роста и обновления христианской веры.

Троица или Пятидесятница?

Праздник Троицы - один из красивейших праздников в православии. Он всегда приходится на такое время, когда начинают распускаться первые листочки на деревьях. Поэтому дома и церкви в этот праздник народ украшает зелеными ветвями березы, клена, рябины.

У Троицы нет фиксированной даты празднования. Он назначен на пятидесятый день после Пасхи. Библия гласит, что именно в этот день Святой дух сошел на апостолов. Ученики получили способности проповедовать слово Христово. Поэтому праздник этот иначе называют Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа.

Только в XIV веке начали отмечать на Руси праздник Троицы. Обычаии традиции в этот день соблюдаются с той давней поры. Учредителем праздника был преподобный Сергий Радонежский.

Ветхозаветный праздник

Пятидесятница является еврейским праздником, который отмечается на 50 день после По преданиям, в этот день народ Израиля обрел Синайский закон. Традиционно в честь празднования организовываются развлечения для народа, массовые гуляния, жертвоприношения.

На даровал своему народу Закон Божий. Это произошло на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Пятидесятницу (или Шавуот) начали отмечать каждый год. В Израиле в этот же день отмечается праздник первого урожая и плодов.

Когда в христианстве появилась Троица? Обычаи и традиции празднования берут начало от ветхозаветной Пятидесятницы.

Православный праздник

Апостолы уединились, чтоб отметить иудейскую Пятидесятницу. Спаситель, до своей мученической смерти, пообещал им чудо - приход Святого Духа. Поэтому каждый день они собирались в одной из Сионских горниц.

На 50 день после Воскресения они услышали шум, который заполнил небольшое пространство домика. Появились языки пламени, и сошел Святой Дух на апостолов. Он явил им три ипостаси - Бога-Отца (Божественный Ум), Бога-Сына (Божественное Слово), Бога-Духа (Святой Дух). Это триединство - основа христианства, на которой прочно стоит христианская вера.

Люди, находившиеся недалеко от горницы, услышали странный шум - апостолы говорили на разных языках. Ученики Иисуса получили удивительные способности - исцелять, пророчествовать и проповедовать на разных диалектах, что позволяло им нести слово Божие во все концы мира. Апостолы посетили Ближний Восток, Индию, Малую Азию. Побывали в Крыму и Киеве. Все ученики, кроме Иоанна, приняли мученическую смерть - были казнены противниками христианства.

Единым Богом является Обычаицерковного праздника начинались с самого утра. Вся семья шла в храм на богослужение. После чего люди возвращались домой. Устраивали торжественный обед, ходили в гости, поздравляли знакомых со светлым праздником, дарили подарки.

Славянский праздник

В нашей стране праздник Троицы стали отмечать только спустя 300 лет после крещения Руси. До этого славяне были язычниками. Но и сегодня существуют обряды, приметы, которые зародились в те времена.

До Троицы этот день считался границей между весной и летом. Его название - Семик (Зеленая неделя), или Триглав. По языческой религии, три божества управляли всем человечеством - Перун, Сварог, Святовит. Последний - хранитель света и человеческой энергии. Перун - защитник правды и воинов. Сварог - создатель Вселенной.

В Семик люди устраивали веселые гуляния, водили хороводы. Дома украшали первой зеленью, из которой потом готовили лечебные настойки и отвары.

Так из языческого торжества возник церковный праздник - Троица. Обычаи, приметытех давних времен до сих пор актуальны в народе. Например, зелень, которой была украшена церковь на Пятидесятницу, забирали домой и сушили. Ее зашивали в холщовые мешочки. Такое саше служило оберегом дома.

Традиции празднования

Как проходит праздник Троицы? Обычаи большинства праздников начинаются с уборки дома. Только после того, как помещение засверкает чистотой, женщины украшали комнаты зелеными ветвями, цветами. Они - символ плодородия, богатства.

Хозяйки готовили праздничный стол - стряпали пироги и пряники, варили кисель. В этот день нет поста, поэтому православным позволяется любая пища. В храмах на Троицу совершается Божественная литургия, а сразу после нее - вечерняя. Во время нее читаются коленопреклоненные молитвы. Священнослужители просят о даровании благодати всем присутствующим, о ниспослании премудрости и разума верующим.

После богослужения люди садятся за праздничный стол, приглашают гостей, дарят подарки и поздравляют друг друга. По традиции, в этот день было принято свататься. Считалось, что если сватовство произойдет на Троицу, а свадьба на Покров - молодую семью ждет счастливая жизнь.

Как отмечается в других уголках мира Троица? Традиции, обычаи, обрядыразных стран объединяет праздничное богослужение. А в Англии даже проводятся религиозные шествия в этот день. В Италии разбрасывают лепестки роз из-под потолка храма. Во Франции во время богослужения дуют в трубы, что символизирует сошествие Святого Духа.

Народные обычаи на Троицу

По народным преданиям, на Пятидесятницу просыпаются русалки. В связи с этим у деревенских жителей существует несколько обычаев.

  • В селах делали чучело русалки, водили вокруг него хороводы во время гуляний. Затем его разрывали на мелкие части и разбрасывали их по полю.
  • Перед сном женщины пробегали по селу с помелом, чтоб уберечься от русалок.
  • Одну девушку переодевали русалкой, выводили ее в поле и бросали в жито. После чего все разбегались по своим домам.

Какими еще народными практиками славна Троица? Традиции, обычаи, обряды заключались в том, чтоб отогнать нечистую силу от ворот дома. По легенде, в этот день просыпался водяной, и деревенские жители жгли костры вдоль берега, чтоб отвадить нечисть.

Большое внимание уделялось украшению дома. Только ветки клена, березы, рябины, дуба могли защитить людей, даровать им силу и здоровье.

Еще один обычай заключался в том, чтоб оросить своими слезами ветви и цветы, которые находились в храме. Девушки и женщины старались посильнее расплакаться, чтоб капли слез попали на зелень. Такой способ помогал предкам избавиться от летней засухи и осеннего неурожая.

Первый день

Все праздничные мероприятия делились на 3 дня. Первый именовался Зеленым воскресеньем. В этот день иконы украшались ветками берез, произносилась специальная молитва на Троицу.

Народные гуляния устраивались в лесах, полях. Люди водили хороводы, играли, пели песни. Девушки плели венки и спускали их по реке. Такое гадание помогало узнать, какая судьба ждет в ближайший год.

Люди поминали усопших родственников. На кладбище обметали кресты и памятники березовым веником - чтоб отогнать злых духов. Оставляли на могилках угощение почившим. В эту ночь, по народным сказаниям, снились вещие сны.

Второй день

Клечальный понедельник - второй по счету день празднования Пятидесятницы. Люди с утра торопились в церковь. После богослужения батюшки ходили по полям с благословениями. Это делалось для того, чтобы защитить урожай от засухи, ливней и града.

Третий день

Богодухов день больше всех отмечают девушки. Они устраивают гуляния, игры, гадания. По народной традиции, проводится забава - «Водить Тополю». Самую красивую девушку наряжали, украшали зеленью и венками - она играла роль Тополи. Затем молодежь водила Тополю по домам, и каждый хозяин одаривал ее вкусным угощением или подарком.

Символ праздника

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше - таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

Небольшую березу во время гуляний украшали лентами, влетали в нее цветы. После хороводных песнопений срубали ее и начинали триумфальное шествие по деревне. Нарядную березу обносили вокруг всего села, привлекая удачу к его жителям.

Вечером с деревца снимали ленты и устраивали традиционное жертвоприношение. Ветки «хоронили» в поле, а саму березу топили в водоеме. Так люди просили о ниспослании обильного урожая и защиты у духов.

На Троицу собирали раннюю росу - она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни. А что нельзя делать в Троицу?

Что запрещается делать на Пятидесятницу

В этот праздничный день категорически запрещалось работать в огороде или по дому. Поэтому рачительные хозяйки проводили генеральную уборку до Троицы. А в сам праздник только украшали дом и готовили обильное угощение.

Какие еще существуют запреты? Что нельзя делать в Троицу?Все ремонтные работы по дому лучше всего оставить на другой день. Нельзя шить. Запрещается мыть, стричь или красить голову.

В этот день нельзя думать о плохом или говорить о ком-то в негативном ключе. Запрещено купаться - иначе в ближайшее время ослушника ждет смерть (по одной из версий, его защекочут русалки). А тот, кто остался живым после купания на Троицу, объявлялся колдуном.

Не стоит обижаться, ругаться в этот день - светлым праздником является Троица. Приметы и обычаи (что нельзя ичто можно делать) - все сводится к молитве и добрым словам. Троица - праздник обновления жизни, поэтому только позитивом следует окружать себя в этот день.

Родительская суббота

За день до Троицы начиналась Люди ходили на кладбище, поминали усопших родственников.

С давних времен в родительскую субботу готовился поминальный ужин - для почившего ставили столовый прибор. Умершего приглашали на угощение.

В этот день топили баню. А после того, как вся семья помылась, оставляли воду и веник для почивших.

В Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц, просят упокоения их душам. Читается на Троицу.Но Святая церковь утверждает, что это заблуждение - самоубийцы не смогут найти упокоения после смерти. Поэтому только в домашней молитве можно просить о них.

Приметы на Пятидесятницу

Поверьями и приметами богата Троица. Обычаи и традициипраздника несут в себе множество проверенных веками предзнаменований.

  1. Дождь на Пятидесятницу - к обилию грибов и близкому теплу.
  2. Если береза на третий день после праздника свежа - к мокрому сенокосу.
  3. На Троицу сватаются, на Покров женятся - к любви и согласию в семье.
  4. Для привлечения богатства в дом надо обмести несколько
  5. Жара на Троицу - к засушливому лету.

Вся неделя празднования называлась Русальной неделей. Особенно важным считался четверг - в этот день русалки старались заманить людей в воду. Поэтому по вечерам люди старались не выходить из дома. Запрещалось купаться всю неделю. И обязательно следовало носить с собой полынь - эта трава отпугивала нечисть.

В наши дни на природе, с песнями и весельем, отмечается праздник Троица. Обычаи, приметы давних времен становятся неактуальными и постепенно исчезают. Но до сих пор люди украшают зеленью свои жилища, чтобы царили в нем мир, покой, счастье, здоровье и достаток. А девушки несут венки к водоемам и, затаив дыхание, пускают их на воду: куда поплывет веночек, оттуда и суженого ждать, а коли к берегу прибьется - знать, не судьба в этом году замуж выйти...

Различие традиций: когда отмечают Троицу у православных, у католиков

Православные празднуют Троицу на пятидесятые сутки после Воскресения Христова. Католики в этот день отмечают Пятидесятницу – сошествие Святого Духа. Троицу западно-христианская церковь празднует через неделю – на 57-е сутки после Светлого ХВ.

Служба в храме – непременная составляющая праздника. В православных храмах непосредственно в день Троицы служат праздничную литургию, после чего проходит «девятый час». Во время великой вечерни поют славящие сошествие Святого Духа стихиры и молящиеся трижды совершают коленопреклонение. Священнослужитель читает семь молитв, чем и завершается послепасхальный период.

Католики и лютеране празднуют Пятидесятницу и Святую Троицу разными днями. Троицу отмечают спустя неделю после Пятидесятницы.

Какого числа празднуют Троицу в разные годы
2005 19 июня
2006 11 июня
2007 27 мая
2008 15 июня
2009 7 июня
2010 23 мая
2011 12 июня
2012 3 июня
2013 23 июня
2014 8 июня
2015 31 мая
2016 19 июня
2017 4 июня
2018 27 мая

Празднование включает:

  1. День Святой Троицы.
  2. Праздник Корпус Кристи (Тела и Крови Христовых).
  3. День Святейшего Сердца Иисуса.
  4. День Непорочного Сердца Марии.

Приметы и обычаи Святой Троицы

Во Франции в ознаменование сошествия Святого Духа при богослужении дули в трубы, имитируя звук сильного ветра. В Италии разбрасывали на прихожан лепестки роз в память о схождении огненных языков. В Великобритании на Троицу совершали церковные шествия – «Духовские прогулки» с участием оркестра и хора. Традиционно варили пиво, устраивали турниры лучников. В Финляндии есть поговорка, что не нашедший пару до Троицы, до следующего праздника будет одинок.

В славянских традициях Троицу отмечают один или три дня. Праздник завершает весенний цикл, следом идет Петровский пост и начинается летний цикл. В России Троица всегда отмечалась народными гуляньями с хороводами, песнями. Молодежь выбирала себе пару. Девушки плели венки, затем пускали их по воде. Верующие освящали в церкви березовые веточки. Храмы и дома принято украшать зелеными ветками, ароматными травами. Накануне Троицы бабушки продают свежесобранную душицу, мяту, шалфей, чабрец, которыми «застилают» пол в жилище. Обязательно предварительно проводят уборку и стелят скатерть зеленого цвета. На столе в праздник приветствуется зелень, салаты, блюда из яиц, напитки зеленого цвета. Иконы украшают травами, букеты несут в храм.

Приметы праздника:

  • нельзя работать;
  • запрещено купаться, так как русалки затянут на дно;
  • дождь на Троицу предвещает хороший урожай;
  • роса лечебная, ей промывают глаза;
  • сны на Троицу считаются вещими.

История праздника

Два тысячелетия назад апостолы собрались в первом христианском храме на г. Сион. Вернее, это был не храм, а обычная горница. Внезапно они услышали шум с неба, будто от порывов ураганного ветра, и им явились разделяющиеся «огненные» языки. В сий день в горнице Бог предстал в ипостаси третьей, откуда и пошло название – Святая Троица.

Сотворил мир Бог Отец, который послал сына своего на землю. Миссия Иисуса – показать смертным путь к спасению. Святой Дух посетил апостолов, чтобы быть около каждого человека. Поэтому и молятся христиане «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа …»

Апостолы получили дар нести людям Истину. С этим и разошлись они по миру, чтобы нести слово Божие везде. А день остался в христианстве, как великий праздник – Троица.

Видео

Другие названия дня

Троица, Троица-Богородица, Венки (воронеж.), Веношник (воронеж.), Семик (воронеж.), Гулино (костром.), День берёзки (сиб.), «Клечальна недiля» (укр.), «Клечанье» (полесье), «Зелянец» (белорус.), «Духаў дзень» (белорус.), Турица (галиц.), «Turice» (словац.) - Турица, «Letnice» (чеш.) - Летница, Духов день (серб.), «Palinocki» (подляш.), «Sobótki» (ю.-польск.), «Богородица Русалија» (серб.), «Rusalii » (рум.), Пятидесятница.

Церковные традиции

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня , на которой поются стихиры , прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых »). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским , второй Иоанном Дамаскиным .

По русской традиции, пол храма и домов селян в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми или кленовыми ветвями, а цвет облачений - зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. На следующий день, в понедельник отмечается Духов день .

Обряды восточных славян

Троицын день - один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик , Троицкую субботу , Троицын день . Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени от Семика до Духова дня или с Троицыного дня до Дня воды . В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Иногда Зелёными святками называли только Семик , а местами - Троицкую неделю .

Считается, что праздник Троицы был введен Русской Православной Церковью в начале XV в. Сергием Радонежским. В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс к XIX в. полностью завершился. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком , в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье . В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды («майское дерево », «встреча русалок»). «До принятия христианства этот праздник отмечался на протяжении шести дней - три дня перед седьмым после Пасхи воскресеньем и столько же на следующей неделе» .

Проводы весны. «Троицкий обрядовый комплекс в большинстве случаев осознаётся как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации , поминание утопленников или всех умерших. На Украине верили, что на Зелёные святки покойники вторично (после Пасхи) выходят на свет из земли .

В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки одевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу одевали красные рубахи, в воскресенье - старинные белые, в понедельник - сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов; на Севере их заменяли головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не носили в иные праздники. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль главной деревенской улицы, или присаживались, старались показать себя со всех сторон - так называемые «невестины смотрины» .

В степных селениях троицкое гулянье считается последним весенним праздником (в иных местах на Еремея-запрягальника , 1-го мая по ст. ст.). Кумы посылают в гостинцы своим крестницам грешневые караваи и жёлтые яйца . Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами. Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами.

Арка из берёзок для кумления на девичьих гуляньях. 2008

Обычно в дни Семика-Троицы исполнялись девичьи инициационные обряды . Их принимали в род и признавали полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз. Это подчёркивало и сбрасывание венка - символа девичества .

Белорусы, сохранявшие нередко более древние традиции, кумились два раза: на Троицу - только девушки, а на Петров день - девушки с парнями. В южно-русских районах (Калужская , Орловская , Курская , Костромская , Тульская , Брянская губернии) кумление девушек сопровождалось «крещением кукушки» .

Суть обряда состояла в том, что девушки и молодки, часто под руководством пожилой опытной женщины, делали «кукушку» из травы, одевали в сорочку, сарафан и покрывали платком. Иногда кукушкой называли украшенную лентами ветку берёзы или черёмухи, воткнутую в землю. Причём в некоторых местах ветку черёмухи надо было срезать именно накануне Николы вешнего . «Крещение кукушки» состояло в том, что на неё надевали крестик или вешали на ветки, под которые клали «кукушку», и тут кумились. За этим могли следовать и «похороны»: «кукушку» клали в маленький гробик и зарывали, а на другой день вырывали; кукушку оставляли, а гробик, кое-где и одежду, хранили до следующего года .

В России «завивали венки» в разных местах на Вознесение , Семик , Троицу, Духов день или Петра-Павла .

Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. В некоторых местах они заканчиваются через неделю в день заговен (то есть накануне Петровского поста) .

Считалось, что в ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи. Всю семицкую неделю они рыщут по полям и берегам, залучая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство «дедушки Водяного». В некоторых местах в троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений водяниц.

Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой, что отразилось в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

На Троицын день белорусские поселяне, празднуя приход пролетья, сплетают коровам на рога зелёные венки .

Икона «Троица смесоипостасная». 1729

Троица являлась своеобразным разделом между весной и летом. В Полесье говорили: «У нас вэсна восемь нэдиль, до Трийцы» . Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Как и в другие пограничные дни в Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы. В некоторых локальных традициях она осмысливалась как последний день разгула русалок, в других - как последний день перед выходом русалок на землю. Олицетворением нечисти, разгуливавшей по земле, были ряженые , которых называли «дяды ». Чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы крестьяне некоторых губерний в Троицу мелом ставили над окнами и дверьми кресты.

Троицкие короли у словаков

В Словакии выбирались троицкие короли (в западной части Словакии и в Чехии это происходило 1 мая) и троицкие королевы (словацк. Turíčna kráľovná, Kvetná kráľovná ), первое свидетельство о которых относится к XVI столетию. В XVII в. игра была запрещена повсюду. За нарушение запрета взимались большие денежные штрафы, и в XVIII столетии она исчезла совсем. Сохранившиеся краткие свидетельства говорят о том, что в первый день Троицы парни выбирали себе так называемого короля. На голову ему надевалась корона, а в руку давалась украшенная палка, изображавшая скипетр. На протяжении трёх дней праздника сельское начальство лишилось своих полномочий и судебная исполнительная власть переходила в руки короля. Последний назначал себе «адъютанта» из своих товарищей, в обязанности которого входило передавать его повеления. Ликующая толпа вела избранника по улицам села. Устраивались танцы. Короля сажали на возвышение и подавали ему лучшие блюда. Когда он танцевал, его сопровождал адъютант, который держал королевский жезл. Время от времени король брал жезл и кидал одному из ребят. Если тот не успевал его поймать, его награждали тумаками. После Троицы власти короля приходил конец, но весь год затем он пользовался большим уваженнем со стороны односельчан .

Вождение быка у поляков

В некоторых польских зонах центральный персонаж троицких обрядов - бык. В Мазовии его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога берёзовый венок и гнали впереди стада, либо сажали на быка чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд wolowe wesele - воловьей свадьбой. В Куявии бык, покрытый попоной, с цветами на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречала вся деревня .

Поговорки и приметы

Троица с кормом. Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом. Бог Троицу любит (сиб.). Троица - три дня строится (сиб.). В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия . От Троицы до Успения хороводов не водят. Хороводы прекращаются с Троицы до Успенья. «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок - то будя женишок» (воронеж.). На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки, долго ли ещё им быть в доме отца - сколько раз прокукует птица, столько лет и ждать ещё замужества. На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу. На Троице дождь - много грибов. Если на Троицын день идёт дождь, то в продолжение лета будет много мышей. В этот день освящают колодцы. Молодой месяц пологий - весь лунный месяц (до следующего новолуния) - дождь. «На Зелянец вясны канец» (белорус.). «На Зелянец - хлебу канец» (белорус.). «Иди, зима, до Кучева, ужэ ты нам докучила. Иди, зима, до Кракова, придёш до нас однакова» (белорус.). «Трийца жывэ так: сим ныдиль посту, высим ныдиль высны» (полесье). Семик и Троица одно и тоже (воронеж.). Семицкая неделя после Троицы, Семик на третий день бывает (воронеж.). Троица троицей, а трёх свечей на стол не ставят.

См. также

Примечания

Литература

  1. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. . - М .: Индрик, 2002. - 816 с. - ISBN 5857591420
  2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М .: Современный писатель, 1995. - Т. 1. - 1221 с. - ISBN 5857591420
  3. Виноградова Л. Н. Тројице // Словенска митологија. Енциклопедијски речник / Редактори Светлана M. Толстој , Љубинко Раденковић. - Београд: Zepter book world, 2001. - 695 с. - ISBN 86-7494-025-0 (серб.)
  4. Громыко М. М. Мир русской деревни . - М .: Молодая гвардия, 1991. - 446 с. - ISBN 5-235-01030-2
  5. Зимина Т. А. Троица . Русские праздники и обряды . Российский Этнографический музей. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.
  6. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. - Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 249 с.
  7. Катовiч А., Крук Я. Летнiя святы. Книга 1. Навуковае выданне. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2009. - 368 с. - ISBN 978-985-6029-99-1 (белор.)
  8. Котович Оксана Кольца судеб: Как правильно выбрать дату свадьбы? / TUT.BY, 26.04.2010
  9. Максимович М. А. Дни и месяцы украинского поселянина (III. Май) // Русская беседа, том 3. - М .: Типография Александра Семена, 1856.
  10. Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. - М .: Государственный институт искусствознания, 1998. - 56 с.
  11. Русская народная поэзия: обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста: К. В. Чистов, Б. Е. Чистова. - Л. : Художественная литература, 1984. - 526 с.

Как и многие христианские праздники, этот праздник соединил в себе культ и христианства, и поклонения силам природы. Поэтому праздник, который начинается в этом году в понедельник, 28 мая и продолжится до 3 июня (сам день Троицы), полон не только христианских обрядов, но и исконно языческих, которые, впрочем, теперь не расходятся с основными церковными образами.

Начинается всё в понедельник , когда наступает время украшать дома весеннее-летней зеленью: клёном, аиром, березой, липой и, конечно же, цветами. Сейчас вы можете украсить только свой дом, разместив зелень везде - и на кухне, и в прихожей, делая из нее своеобразные букеты или, по примеру предков, мастеря венки, которые располагались по всему дому и обязательно в сакральных местах. Вся вместе зелень называлась «май», и люди, которые приносили в дом «май» верили (да и продолжают верить) в то, что вместе с «маем», они приносят в этот праздничный понедельник благословение Бога, здоровье и счастье.

Вторник троицыной недели имеет специальное название: Задушные поминки, и входит в число поминальных дней, которых в течение года набирается порядочное количество. В этот день обязательно идут на кладбище, несут «май» предкам, кланяются предкам и оставляют в дар символы жизни: блины и яйца. Если вы пропустили Радуницу и другие возможности посетить своих предков, то вы можете воспользоваться этой возможностью.

Среда именуется Градовой и, как следует из названия, была связана с такой сельскохозяйственной неприятностью, как град. Считалось, что этот день крайне небезопасен для полевых работ и старались лишний раз в поле не выходить - ведь, согласно народным приметам, возможны грозы с молниями и градом. Кроме этого считали, что если и не прибило молнией или градом, и хозяйка ухитрилась что-то посадить, то овощи будут мелкие, кривые и червивые. Причем любые.

Сёмик-четверг считается довольно большим праздником, предваряющим празднование самой Троицы в воскресенье. В этот день начинали «запускать» сложный и долгоиграющий комплекс обрядов, которые были направлены на прощание с весной и встречу лета, смену сезонов и попытки договориться с природой и предсказать урожайность этого года. В этот день праздники начинались с самого утра и особое место на нем занимала береза. Существовал интересный обряд «кумления» у девушек. Для того, что бы стать подругами на всю жизнь, девушки сплетали ветви березы в венок (не отрывая их!), и через него троекратно целовались или обменивались какими-либо вещицами, которые нужно было затем хранить всю жизнь. Верили, что крепкая дружба поддержит в самые тяжелые времена. Затем подружки становились подружками на свадьбе и крестными матерями в случае рождения мальчиков. Через неделю, в четверг на русальей неделе, венок расплетался и с этого момента девушки считались друг другу практически сестрами.

Пятница и суббота на этой неделе уделялась снова памяти предков и называлась в некоторых регионах Троецкими Дедами. Предкам несли дары и «май», особенно если не успели во вторник. В этот же день плели венок из аира - гадали на нем, будут ли несчастья или нет. Если венок увядал к Троице, то неприятности будут. Если нет - то год минет благополучно и в достатке. Дополнительно плелись венки и для запуска их по реке: если венок уплывал то следовало ожидать счастья, а если тонул - то неприятностей. В субботу или пятницу рекомендовали и закладывать основу нового дома - в народе заприметили, что такой дом просит весьма долго и будет полон счастья. Однако планировать работы следовало с учетом того, что после русальной недели и вплоть до Петрова дня строительством лучше не заниматься - дом наполнится нечистью.

Гадали на венках и в воскресение - саму Троицу. Но уже потом, вечером, а утром шли в церковь, несли веточки березы и клена для освящения. Затем эти веточки раскладывали в самых важных местах, как дома, так и двора. За икону, в косяки дверей, под крышу. Если хотели сохранить дом от нечисти, то несли на освящение веточки крушины и помещали их над окнами и над косяками. Отдельно планировали количество веточек и для дворовых построек - несли березу и клен и в стойло, и в погребы. Если же хозяйка дома рачительная, то она может подобрать в церкви траву, оставшуюся после службы и использовать затем для приготовления отваров, со сверх- целебными свойствами. Интересен обычай и связанный с караваем, которые выпекали к Троице - его не ели, а сушили на сухари. А затем уже эти сухари использовали при выпечке свадебного каравая, принимала участие в свадебном обряде и троицкая скатерть - ее клали при заручинах под них, а сверху накрывали другой - верили, что это скрепит пару навсегда.

В течение всего троицкого цикла поклонялись. Фактически. Здоровью и счастью - поэтому, если вы хотите присоединиться, вам необязательно быть воцерковленным христианином - достаточно просто верить в природу и ее силы.