Уход за детьми и больными. Родительская любовь и внимание. Обязательная регистрация рождения и случаев смерти

  • 8. Транспортировка больных. . . . . . . . . . 57
  • 1. Значение ухода за больными. Роль и обязанно- сти медицинской сестры.
  • 1.3. Обязанности палатной медицинской сестры, её рабочее место в лечебном отделении больницы. Хранение лекарств на посту медицин-ской сестры.
  • 1.7. Уход за больными. Применение и хранение лекарств в домашних условиях.
  • 2. Личная гигиена больного.
  • 2.1. Предметы ухода за больными и освоение техники их применения.
  • 2.2. Уход за кожей больного.Смена постельного и нательного белья.
  • 2.3. Пролежни, их профилактика и принципы лечения.
  • 2.4. Гигиена ротовой полости.
  • 2.5. Уход за носовой полостью, ушами.
  • 2.6. Уход за органами мочевыделительной системы. Пользова-ние судном, мочеприемником.
  • 3. Определение температуры тела, пульса,
  • 3.1. Устройство медицинского термометра, его применение. Места и продолжительность измерения температуры тела.
  • 3.2. Определение пульса (частота, ритм, наполнение, напря-жение).
  • 3.3. Понятие об артериальном давлении.
  • 3.4. Типы и частота дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Одышка, удушье, асфиксия.
  • 4. Меры воздействия на кровообращение.
  • 4.1. Показания к применению мер воздействий на кровообра-щение.
  • 4.2. Техника применения сухих медицинских банок.
  • 4.3. Применение горчичников.
  • 4.4. Согревающий компресс, правила его применения.
  • 4.5. Применение грелок.
  • 4.6. Применение холодных процедур. Пузырь со льдом.
  • 4.7. Лечебные ванны.
  • 5. Кормление больных. Уход за больными с заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы.
  • 5.1. Понятие о лечебном питании и диете при различных заболева-ниях.
  • 5.2. Искусственное кормление больных. Применение тонкого зонда.
  • 5.3. Техника промывания желудка. Применение толстого зонда.
  • 5.4. Виды клизм (очистительная, лекарственная, питательная, си-фонная). Техника постановки клизм. Применение подкладных суден.
  • 5.5. Рвота, её происхождение, помощь при рвоте.
  • 5.7. Применение катетера.
  • 6. Применение лекарственных веществ.
  • 6.1. Определение пригодности лекарственных препаратов. Пути введения лекарств в организм.
  • 6.2. Парентеральный путь введения лекарств. Виды и устройство шприцов.
  • 6.3. Техника проведения подкожной инъекции. Места введения лекарств подкожно.
  • 6.4. Разведение антибиотиков.
  • 6.5. Техника проведения внутримышечной инъекции. Места введения лекарств внутримышечно.
  • 7. Особенности ухода за здоровыми и больными детьми. Кормление детей.
  • 7.1. Особенности детского организма. Уход за здоровыми и больными детьми.
  • 7.2. Санитарно-гигиенические правила ухода за детьми. Пеленание детей.
  • 7.3. Уход за глазами, ушами, носовой и ротовой полостями детей. Уход за кожей. Опрелости у грудных детей. Профилактика опрелости.
  • 7.7. Применение тепла и холода детям. Лечебные ванны для детей.
  • 8. Транспортировка больных.
  • 8.1. Устройство санитарных носилок. Правила пользования носилками.
  • Литература:
  • 7. Особенности ухода за здоровыми и больными детьми. Кормление детей.

    7.1. Особенности детского организма. Уход за здоровыми и больными детьми.

    Кожа ребенка, особенно новорожденного, тонкая, нежная, легко ранимая, чрезвычайно богата капиллярной сетью. В связи с этими особенностями защитная, дыхательная и выделительная функции кожи не совершенны. Тепло-регулирующая функция кожи снижена, через кожные покровы выделяется до 85% тепла, вырабатывающегося в организме, поэтому у детей легко возникает переохлаждение организма.

    Функция кожи зависит от ее целости и чистоты.

    Нежная, легко ранимая кожа ребенка требует особенно тщательного ухода. В результате плохого ухода за ребенком при срыгивании и загрязнении рвотными массами, а также при недостаточно тщательном вытирании после купания могут возникнуть раздражения на коже – опрелости. Они также появляются, если ребенок подолгу лежит на пропитанной мочой или испражнениями пеленке или простыне, особенно при жидком едком стуле.

    С целью профилактики опрелостей пеленки по мере их загрязнения мочой или испражнениями меняют. Их необходимо стирать, а не подсушивать. Гигиеническую ванну детям в возрасте до 6 месяцев проводят ежедневно, ребенка моют с мылом.

    7.2. Санитарно-гигиенические правила ухода за детьми. Пеленание детей.

    Детей старшего возраста можно купать 2 – 3 раза в неделю. Подмывают ребенка каждый раз после мочеиспускания и акта дефекации. Лучше всего это делать под струей теплой воды. После подмывания кожу тщательно осушают легким прижатием пеленки, затем смазывают жиром (вазелином, детским кремом, растительным маслом, рыбьим жиром).

    Смазывать кожу надо кусочком ваты или марли. Этот способ значительно лучше, чем присыпка. Последняя, соединяясь с выделениями ребенка, образует комки, раздражающие кожу, поэтому не предохраняет кожу от мацерации.

    После каждой такой процедуры ребенка следует оставить без одежды, дав ему возможность свободно подвигать конечностями.

    7.3. Уход за глазами, ушами, носовой и ротовой полостями детей. Уход за кожей. Опрелости у грудных детей. Профилактика опрелости.

    При хорошем уходе опрелости не возникают. Поэтому ежедневно при туалете ребенка следует осматривать те места, в которых могут быть опрелости: за ушами, в шейных складках, в подмышечных областях, на ладонях, в паху, под коленками, на ягодицах (особенно при частом стуле), между ногами, на половых органах.

    Слизистая оболочка носа у детей тонкая, нежная. Носовые ходы узкие, трохея и бронхи имеют малый просвет, что является предрасположением к возникновению воспалительных заболеваний дыхательных путей.

    Перед введением капель, закладывание мази в глаза, нос и уши детям необходимо тщательно вымыть руки особенно при уходе за ребенком при заболевании глаз.

    Глазные капли вводят с помощью пипетки, отдельной для каждого ребенка. Ребенок при этом находится в лежачем положении. Пальцами левой руки с помощью ватного шарика оттягивают нижнее веко, а правой рукой подносят пипетку к наружному углу глаза и вводят 1 - 2 капли за конъюктиву нижнего века. При смыкании век избыток капель вытекает через край века, которые удаляют отдельным стерильным ватным шариком, перемещаемым по ходу слезной жидкостью, т.е. снаружи внутрь. Вводить более 2 капель не следует, т.к. конъюктивальный мешок глаза вмещает только одну каплю. Если кончик пипетки коснулся ресниц, то пипетку необходимо простерилизовать.

    Мазь в глаза закладывают с помощью стерильной лопаточки, на кончик которой набирают нужное небольшое количество мази. Нижнее веко оттягивают вниз, палочку держат параллельно краю века, закладывают мазь за край конъюктивального мешка глаза, а затем смыкают веки и массируют для равномерного распределения мази по глазному яблоку.

    Введение капель в нос так же производят пипеткой. Детям закапывают 2-3 капли в каждую половину носа, взрослым 5-6. Перед введением капель необходимо их подогреть и очистить нос. Взрослым рекомендуется высморкаться, маленьким детям прочищают левую и правую половину носа стерильными ватными жгутиками (фитильками) вращательными движениями. Маленьким детям капли в нос закапывают в лежачем положении по нижнему носовому ходу, чуть приподняв нос кверху, старшие дети могут сидеть, откинув голову назад. Это положение ребенок сохраняет 1-2 мин после введения. При введении капель кончик пипетки не рекомендуется вводить глубоко в нос, т.к. капли будут попадать в носоглотку. Лучшего орошения слизистой оболочки носа можно достигнуть путем поочередного прижатия крыльев носа, в который были введены капли. Через 1-2 минуты вливают в другую половину носа. Для удаления корочек из носа и для вкладывания мази в нос в зависимости от возраста ребенка используют ватные шарики, накрученные на зонд или стеклянные лопаточки.

    Введение капель в уши производят с помощью пипетки. Ребенку закапывают 5-6 капель, взрослому 6-8. Ушные капли подогревают до температуры тела, потому что холоднее капли раздражают лабиринт уха и могут вызвать головокружения.

    Перед введением капель надо произвести туалет уха. Ребенка кладут на здоровую сторону больным ухом кверху. Ушную раковину для выпрямления слухового прохода оттягивают у маленьких детей книзу, а у подростков и взрослых кверху и кзади.

    Можно вместо капель вводить в ухо марлевую турунду, смоченную лекарством.

    Мазь в ухо вкладывают стерильной стеклянной лопаточкой или с помощью ватного шарика, накрученного на зонд. После вкладывания мази наружный слуховой проход закрывают ватным шариком или марлевым тампоном.

    7.4. Детское питание. Кормление детей. Понятие о вскармливании грудных детей .

    Желудок у детей относительно меньше по размеру имеет твердую слизистую оболочку, обильно снабженную кровеносными сосудами. Поэтому ребенку питание надо давать небольшими порциями и через короткие промежутки времени. С большим количеством пищи вследствие недостатка соляной кислот желудочный сок не справится и у детей может развиться диспепсия или другие желудочно-кишечные заболевания.

    Борьба с заболеваемостью и смертностью грудных детей – это, прежде всего, борьба с желудочно-кишечными заболеваниями и пневмониями. Лучшее средство в этой борьбе – правильное вскармливание и безупречный уход.

    Существуют три вида вскармливания детей:

      Естественное

      Смешанное

      Искусственное

    Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери. Никакой другой пищей нельзя полностью заменить материнское молоко. Грудное молоко является нормальной физиологической пищей грудного ребенка. Академик И.П. Павлов назвал грудное молоко удивительной жидкостью. Оно полностью удовлетворяет потребности организма в первые 5-6 месяцев жизни ребенка и наиболее приспособлено к его пищеварительному тракту.

    Грудное молоко содержит 1,2% белка, 3-4% жира, 7% сахара, 0,2% солей. Оно содержит высококачественный белок, который легко переваривается, а высокая потребность ребенка в белке покрывается полностью. Грудное молоко содержит довольно много легкоперевариваемого жира, достаточное количество молочного сахара, а также минеральные соли и витамины. Грудное молоко содержит больше жира и молочного сахара и значительно меньше белка и минеральных солей по сравнению с молоком различных животных.

    Количество ферментов и витаминов в грудном молоке женщин и в молоке животных также неодинаково.

    Всякая другая пища, в т.ч. и приготовленная из молока животных (коровьего, козьего) является для ребенка уже искусственной. Пищеварительные органы ребенка должны приспособиться к этой пище переваривание искусственных смесей требует значительного напряжения со стороны детского организма.

    Из груди матери ребенок получает чистое, свободное от микробов молоко, которое не подвергается никакой тепловой обработке.

    Если у матери достаточно молока и ребенок хорошо сосет, его следует до 5 месяцев кормить только грудным молоком.

    К 6 месяцам состав женского молока, даже при его полноценности, уже не удовлетворяет растущий организм. Это относится к белкам и солям женского молока, количеству витаминов и микроэлементов в не, а поэтому вводится прикорм. Если введение приходится на самое жаркое время, то при хорошем нарастании массы ребенка прикорм следует отложить на 4-5 недель, т.к. введение совершенно новой непривычной пищи в жару может быть причинной поноса. Если ребенок болен, то начало прикорма следует также отложить.

    Ребенок постепенно 1 году приучается к разнообразной пище. При кормлении ребенка большое значение имеет правильный режим для кормящей матери, предусматривающую достаточную продолжительность и глубину сна в ночное время, а также в дневные часы, максимальное пребывание на свежем воздухе, полноценное витаминизированное питание, обеспечивающее не только потребности материнского организма, но и покрывающее расход по образованию составных частей отделяемого молока. Пища кормящей матери должна содержать большое количество витаминов, необходимых для правильного роста и развития ребенка. В соответствии с количеством выделяемого молока мать должна получать и увеличенный объем жидкости за счет чая, молока, фруктовых и овощных соков и салатов, кисломолочных продуктов и др. питание кормящей матери следует разнообразить богатыми по набору продуктами. В пищевой рацион кормящей матери должны входить молоко, яйца, ягоды, фрукты, овощи. Смешанное вскармливание или докорм, применяется только тогда, когда потребности ребенка не могут быть полностью удовлетворены только одним женским молоком (к матери не хватает молока) и вместе с тем время введение нормального прикорма не наступило.

    Правильное смешанное вскармливание заключается в том, что грудное молоко остается основным, а докорм лишь дополняет его. Такое вскармливание в большинстве случаев обеспечивает ребенку возможность вполне нормального развития.

    Докорм можно давать детям либо как одно или несколько отдельных самостоятельных кормлений, чередуя их с другим приемами пищи, когда ребенка прикладывают только к груди, либо одновременно с женским молоком, как добавление к нему при всех или некоторых кормлениях.

    В качестве докорма назначают следующие смеси: разведенное коровье молоко слизистыми отварами (разведение молока отваром на 50% - смесь Б или молока берут вдвое больше, чем отвара – смесь В), сливочно-молочные, масло-мучные смеси, кефир и разведения его, цельное молоко с содержанием 5-10% сахара. Молоко нельзя давать не кипячёным.

    Кипяченое молоко легче переваривается и кроме того, при кипячении погибают попавшие микроб для сохранения в молоке питательных веществ и особенно витаминов. Нужно кипятить его не дольше 3 минут с момента закипания. Кипяченое молоко надо хранить в закрытом сосуде и в холодном месте. Перед употреблением его следует разогреть до нужной температуры, но не кипятить повторно.

    Пищу для ребенка надо готовить непосредственно перед каждой едой, иначе уменьшается ее ценность, ухудшается вкус и не исключена возможность загрязнения микробами. Лучше всего молоко и молочные смеси получать для ребенка из молочной кухни.

    Искусственное вскармливание назначают в тех случаях, когда мать почему-либо не может кормить ребенка грудью. Поэтому ребенка приходится вскармливать разведенным коровьим или козьим молоком, а также молочными питательными смесями. К искусственному вскармливанию следует прибегать лишь в крайних случаях. Необходимо помнить, что молоко животных при неправильном хранении легко загрязняется и портится. Оно по своему составу отличается от женского и кормить им приходится через соску из бутылочки или с ложки. Коровье молоко содержит вдвое больше белка, чем женское, в 1,5 раза больше солей и меньше витаминов. Количество жира в женском и коровьем молоке одинаково.

    При искусственном вскармливании ребенок должен получать несколько больше белка (в среднем 3,5-4 г/кг, но не больше 4,5 г/кг), чем при естественном. Количество жира остается примерно таким же, как и при вкармливании грудью. Соотношение между беклками, жирами и углеводами при этом должно быть как 1: 2: 4. при естественном вскрмливании ребенок получает в среднем за сутки на 1 кг массы: белков 2-2,5 г, жиров 6,7 г и сахара 12-14 г. При этом соотношении между белками, жирами и углеводами в среднем составляет 1: 3: 6.

    При вскармливании здоровых детей надо стремиться к назначению по возможности самых простых смесей. Самым надежным (адекватным по составу) является применение коровьего молока, разведенного водой, слизистым или мучным отваром с прибавкой 5% сахара на общее количество смеси. Чаще используется половинное или двукратное разведение молока. Детям, вышедшим из периода новорожденности (с 2-3 недель) молоко целесообразно разводить не водой, а 4% слизистыми отварами: рисовым, овсяным, ячневым или перловым. Чтобы приготовить 1 л отвара, следует взять 50-60 г крупы и 4 г соли. Крупу надо перебрать, тщательно промыть, залить 1 л холодной воды и варить на малом огне до готовности, затем положить соль, процедить отвар через сито, долить до 1 л кипяченой водой взамен выкипевшей, еще раз прокипятить и охладить.

    Отвары следует варить к моменту приготовления смеси, а не накануне.

    С 4-5 месячного возраста можно переходить на цельное молоко с прибавкой 5-10 % сахара. В это же время вводят и 5% кашу. Дальнейшее усложнение прикорма идет так же, как и при грудном вскармливании. Для длительного искусственного вскармливания грудных детей вместо цельного коровьего молока и его разведений с большим успехом можно применять двухдневный кефир и разведения его слизистыми отварами в отношении 1: 1 или 2: 1.

    Общее суточное количество смеси, получаемой ребенком до 12 мес., не должно превышать 1 л.

    Заболеваемость и смертность детей при искусственном вскармливании значаительно выше, чем при грудном. Грудное молоко оказывает положительное влияние на развитие ребенка, значительно повышает сопротивляемость организма к инфекциям, ребенок реже болеет.

    Уход за лежачими больными может быть специальным и общим. Под специальным понимают общие принципы проведения мероприятий, которые необходимы всем без исключения больным. Специальный уход подразумевает особые действия ухаживающего исходя из специфики болезни или патологии.

    Уход за больным - это не метод лечения, это дополнение к основному лечению, помогающее избежать осложнений и трудностей.

    Как строится правильный уход за лежачими больными

    В основе ухода за лежачими и тяжелобольными людьми лежит создание особого режима, который будет оберегать покой пациента, защищать его психику от негативных воздействий и в то же время создавать вокруг него уютную обстановку. В таких условиях пациенты будут чувствовать себя более комфортно, у них формируется оптимистичный подход к болезни и настрой на скорейшее выздоровление.

    Люди, которые призваны ухаживать за больными, должны создавать не только комфортные условия пребывания, но и сочувственно относиться к больным. Необходимо понимать, что физические страдания тревожат больных, вызывают чувство беспомощности и безысходности, они могут быть раздражительны и даже агрессивны.

    Умение найти подход к пациенту, поддержать его в такой период, чуткость и неравнодушие персонала позволяют больным отвлекаться от своего положения, настраиваться на выздоровление и поддерживать хорошее настроение.

    Если уход осуществляют медики, они обычно проходят специальную подготовку, если же это близкие родственники - необходимо кое-чему научиться.

    Уход за лежачими больными: основные правила

    1. В помещении должно быть светло и просторно, оно по возможности должно быть изолированным от шума и посетителей. Необходим свежий воздух и комфортная температура в пределах 20-22 градусов с влажностью не более 40-60%. Днем должно быть мягкое освещение с абажурами, а по ночам - ночники или прикроватные лампы.
    2. В помещении необходимо производить влажную уборку не менее двух раз в день, протирая пыль с мебели, окон и дверей, полы промывать влажной тряпкой. Предпочтительно убрать портьеры и шторы, заменив их на жалюзи. Разговаривать в помещении нужно вполголоса, негромко включать телевизор или радио, если пациент попросит. Проветривать помещение лучше по ночам, когда воздух свежее, или утром, когда минимально количество пыли и газов. Летом можно держать открытым окно или форточку. При проветривании нужно следить, чтобы воздух не попадал на тело, голову накрывают полотенцем, оставляя лицо, а тело накрывают одеялом.
    3. Очень важно правильно транспортировать пациентов на процедуры и лечебные мероприятия. Это делают на носилках или каталках, при этом стараются избегать резких движений, толчков и ударов. Перекладывать пациента необходимо вдвоем, если это ребенок - допустимо делать это одному человеку. Если переносить пациента приходится одному человеку, необходимо поднимать больного, взяв под лопатки и под бедра, при этом руками больной должен держаться за шею ухаживающего. Перекладывают больного на кровать, предварительно подготовив все необходимое для осуществления ухода.

    Оснащение для ухода за лежачими больными

    Лежачим больным необходима подкладная клеенка, резиновый круг, подкладное судно и мочеприемник. Постель застилают опрятно и удобно для больного, используют ровную и полужесткую кровать с матрасом, на который стелют клеенку и на нее простынь. Если необходимо лечение позвоночника, под матрас кладется жесткий щит. Кровать не должна стоять близко к батареям или обогревателям. Должен быть свободный подход к кровати с обеих сторон.

    В кровать больной кладется раздетым, в пижаме или без нее. Ему помогают раздеться, а если нет никакой возможности это сделать (ожоги или тяжелые травмы), одежду аккуратно разрезают.

    Уход за лежачими больными: смена белья

    Для пациента важна чистота белья, поэтому постель и нательное белье регулярно меняют. При смене белья необходимо следить за тем, чтобы процедура не причиняла боли и неудобства.

    Больного сдвигают к краю постели, часть простыни скатывают до его тела, на ее место стелют чистую и перемещают больного на чистую простынь, убирая грязную и застилая до конца чистую. Иногда применяют скатывание простыни от ног к пояснице, а затем вверх, приподняв больного. Края простыни прикрепляют булавками, чтобы она не скатывалась. При смене простыни меняют пододеяльник и вытряхивают одеяло.

    Нательное белье у тяжелобольных особое - это рубашки или рубашки-распашонки, их закатывают от поясницы к шее, снимают с одной руки, затем со второй и аккуратно снимают с головы. В некоторых случаях надевают рубашку с запахом сзади. Белье, загрязненное кровью или выделениями больного, немедленно меняется на чистое.

    Другие принципы ухода строятся на основании режима, прописанного врачом. Важно, как часто и в каком положении кормить больного, как принимать лекарства, как его купать.

    Уход за лежачими больными: отправления и гигиена

    1. Тяжелобольные осуществляют физиологические отправления в постели при помощи мочеприемника и подкладного судна. Важно всегда иметь под рукой вымытые и продезинфицированные судна, чтобы они были теплыми. Все средства для ухода за больным должны быть под рукой, чисто вымытые и удобные для ухаживающего и пациента.
    2. Важное значение имеет личная гигиена. У тяжелобольных применяют обтирание тела влажной губкой или тампоном, намоченным в теплой мыльной воде. Затем обмывают теплой водой без мыла и насухо вытирают. Раз в неделю ногти на руках и ногах коротко стригут. Волосы у тяжелых больных остригают коротко для осуществления адекватной гигиены.
    3. Мытье рук производят при каждом приеме пищи, мытье ног — раз в день перед сном, подмывание производят дважды в день. Если больной очень полный, показано ежедневное обмывание складок кожи во избежание опрелостей.
    4. Также для профилактики опрелостей необходимо часто менять положение тела больного, подкладывать под места наибольшего контакта с постелью резиновые круги, устранять малейшие неровности на постели.

    Кормление тяжелобольных

    Один из самых важных моментов в уходе - необходимость строго соблюдать время кормлений и диету.

    Тяжелобольным лежачим пациентам придают наиболее комфортное положение для того, чтобы больной мог поесть и не утомился. Обычно это положение полусидя или возвышенное положение в постели.

    Шею и грудь накрывают салфеткой, кормят больных с ложки измельченной или протертой пищей, небольшими порциями. Если больной спит, дожидаются, пока он проснется. Пить тяжелобольным дают из поильника, а если они не могут глотать, переходят на искусственное питание - зондом или внутривенно.

    Кроме того, важно наблюдать за состоянием больного и его самочувствием, поддерживать его настроение и контактность разговорами, но не надоедать.

    Уход за больным ребенком имеет ряд особенностей. Персонал детских отделений должен проходить специальную подготовку. Расставание с родными, пребывание в больнице, лечебные процедуры неизбежно травмируют психику ребенка. Задача медперсонала обеспечить уход, который максимально ослабит отрицательное влияние больничной обстановки. При приеме в стационар ребенка необходимо ласково отвлечь его от расставания с родными; узнать о привычках ребенка, режиме, который соблюдался дома; в приемном покое должны быть игрушки (допустимо взять чистые и безопасные моющиеся игрушки).

    В палатах должно быть уютно, в арсенале лечебных средств должны быть игрушки, картинки, веселые книжки. Необходимо частое проветривание в сочетании с обеззараживанием воздуха ультрафиолетовым облучением бактерицидными лампами (детям, остающимся в палате, надевают специальные очки). Кровати должны быть с приспособлениями, позволяющими регулировать Высоту изголовья, а для детей раннего возраста - с решётчатыми боковыми стенками, одна из которых откидная. Матрацы лучше волосяные или из морской травы, ваты. Маленьким детям матрац покрывают клеенкой, затем простыней.

    Детские отделения должны иметь веранды для дневного сна на свежем воздухе; выздоравливающим детям разрешают прогулки.

    Огромное значение имеет режим дня, соответствующий возрасту и состоянию больного ребенка.

    Вечером необходимо исключить все моменты, возбуждающие нервную систему ребенка. Режим питания зависит от возраста ребенка и характера заболевания: кормить следует в одно и то же время, небольшими порциями, неторопливо; давать больше жидкости (если нет противопоказаний), витамины; нельзя кормить насильно. Дети должны получать общие гигиенические или лечебные ванны (см. Ванны, для детей). Тяжелобольным утром и на ночь следует протирать лицо, шею, складки кожи ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Грудных детей подмывают несколько раз в день, после чего тщательно просушивают тело ребенка мягкой пеленкой, складки кожи смазывают прокипяченным растительным или вазелиновым маслом. Белье и одежда должны быть из мягкой ткани приятной расцветки и тщательно подобраны по размеру и возрасту. Важное значение имеет воспитательная работа. Для детей школьного возраста с разрешения лечащего врача организуют занятия по школьной программе.

    Медсестра ведет специальный сестринский лист на каждого ребенка, в котором отмечаются , аппетит, стул и другие сведения.

    Таблетки маленьким детям следует размельчать и смешивать с сахарным сиропом. Если ребенок не открывает , можно слегка сжать его нос двумя пальцами, при этом ребенок открывает рот для вдоха, и ему вливают лекарство. Тяжелобольного ослабленного ребенка нужно чаще брать на руки, чтобы не возникали застойные явления в легких. В случае рвоты ребенка надо быстро посадить или уложить на бок; по окончании рвоты - прополоскать ему рот и дать выпить несколько глотков холодной воды. Измерение температуры тела у маленьких детей имеет свою специфику (см. Термометрия тела).

    Специфика ухода за больными детьми разного возраста заключается в особенностях непосредственного наблюдения за больным ребенком, общения с ним, методики собирания материала для лабораторных исследований, проведения медицинских процедур.

    Создание гигиенической обстановки для больного ребенка складывается из общих гигиенических установок, предъявляемых к помещениям детских больниц, особенностей гигиены новорожденного и грудного ребенка.

    Для детей раннего возраста необходимы небольшие палаты или боксы, закрытые и открытые. При подозрении на инфекционную болезнь ребенок должен быть помещен в изолятор со специальным оборудованием. Для матерей, госпитализированных вместе с детьми, должна быть выделена спальня и столовая. Для прогулок больных детей выделяют веранду или специальные комнаты с постоянно открытыми окнами.

    Кровати для детей грудного возраста должны иметь высокие спускающиеся или откидные стенки. В кроватку кладут жесткий матрац из конского волоса, мочала, морской травы. Нельзя применять матрацы из пуха или пера. Под голову подкладывают плоскую небольшую подушку.

    Температура воздуха в палате для недоношенного ребенка - 22-26 С в зависимости от веса тела, для доношенного - 20 С. Необходимо ежедневное систематическое проветривание палат в любое время года.

    Одежда не должна стеснять движений ребенка, а должна быть легкой и теплой. Для пеленания недоношенных детей удобно использовать конверты. Свободное пеленание показано детям с нормальной функцией терморегуляции независимо от веса их тела, возраста и места нахождения (открытый кувез, кровать).

    Основой ухода за новорожденными (доношенными и недоношенными) является соблюдение строжайшей чистоты, в ряде случаев - стерильности. Не допускаются к уходу за новорожденными лица с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями. Недопустимо ношение шерстяных вещей и колец.

    Персонал обязан соблюдать правила личной гигиены и при том строго, работать в марлевой маске, сменяемой каждые 3 ч. Ежемесячно у всех работников отделения необходимо проводить исследования слизи из носа и зева на носительство дифтерийных палочек, гемолитического стрептококка. Проверку отсутствия стафилококков в смыве рук производят также раз в месяц.

    Особого внимания требует уход за пупочной ранкой, который должен проводиться в строго асептических условиях. Ежедневно производят туалет новорожденного: глаза промывают стерильной ваткой, смоченной в растворе марганцовки (1:10000) или растворе фурациллина (1:5000), в направлении от наружного края к внутреннему; нос очищают ватными фитильками, смоченными в прокипяченном растительном масле (рис. 122); ребенка умывают, смазывают кожные складки; подмывают после каждого акта дефекации.

    Необходим ежедневный осмотр зева больного ребенка. Каждый день регистрируют температуру, вес тела, количество и качество испражнений, наличие срыгивания, рвоты, приступов кашля, асфиксии, судорог. Взвешивают детей в утренние часы, до начала первого кормления.

    При назначении прогулки учитывают вес тела, возраст ребенка, время года и местные климатические условия. Недоношенных детей можно выносить на прогулку в возрасте старше 3-4 недель в весенне-летний период при достижении ими веса 2100- 2500 г, в осенне-зимний - при достижении веса 2500-3000 г. Первая прогулка этих детей зимой не должна превышать 5-10 мин, летом- 20-30 мин. Доношенным детям с 2-3-недельного возраста разрешаются прогулки зимой при температуре воздуха - 10 С при отсутствии ветра. Если у ребенка усиливается цианоз, кашель, появляется бледность, беспокойство, прогулка прекращается.

    Организация кормления больного ребенка требует от персонала особой четкости, выдержанности и умения. Трудности кормления могут быть обусловлены недоразвитием сосательного рефлекса, наличием врожденных уродств, отказом ребенка от пищи, бессознательным состоянием и др. В таких случаях кормление производят через желудочный зонд, через пипетку, с ложечки; применяют парентеральное и ректальное питание.

    Собирание у детей материала для лабораторных исследований представляет трудности и требует особых навыков. Дети-до 5-6 лет не откашливают мокроту. Поэтому в момент, когда ребенок кашляет, шпателем, придерживая корень языка, снимают мокроту стерильным тампоном, который затем вводят в стерильную пробирку. У грудных детей мокроту извлекают из желудка с помощью зонда, вводимого в желудок натощак.

    Взятие крови для серологических, биохимических и других исследований производят путем венопункции. Испражнения для бактериологического исследования собирают стеклянной трубкой, оплавленной с обеих концов, которую стерилизуют и вводят в задний проход. Наполненную испражнениями трубку закрывают с обоих концов стерильной ваткой, опускают в пробирку и отправляют в лабораторию. Испражнения для исследования на яйца-глист собирают в чисто вымытую стеклянную посуду небольшого размера. Чисто обструганной палочкой кал берут из 5-6 разных мест, затем посуду плотно прикрывают чистой бумагой.

    Нигде родители не совершают столько ошибок, как при уходе за больным ребёнком. Причём делают это с завидным постоянством во все времена. Мне пришлось читать старинный учебник детских болезней и там был раздел, который назывался так: «Что нужно сделать, чтобы уморить ребёнка до смерти, когда он заболел (ироничные советы)». И шло перечисление: закрыть наглухо все окна, чтобы не проникал ни свет, ни свежий воздух, протопить все печи, малыша укутать потеплее, непрестанно кормить его, носить на руках и пр. в том же духе.

    То есть, «советы наоборот».

    И хотя писались эти советы два столетия назад, врачебная практика показывает, что актуальны они и сейчас.

    Итак, что нужно знать родителям, чтобы правильно организовать уход, если ребёнок заболел:

    • Во-первых, отделить его от здоровых детей (если они есть) и от других членов семьи, чтобы создать максимально спокойную обстановку. Лучше перевести больного ребёнка в отдельную комнату, а если это невозможно, то отгородить его кровать ширмой или занавеской.
    • Особое внимание – чистоте вокруг больного : ежедневная влажная уборка (а то и два раза в день), частое проветривание, смена нательного белья ежедневно и постельного белья не реже 1 раза в 2-3 дня.
    • Следить за температурой и влажностью воздух а в помещении. Оптимальная температура 20-22 градуса и влажность 50%.
    • Ни в коем случае не перегревать ребёнка , поэтому не нужно его дополнительно кутать, завязывать платочки, надевать шапочки и т.д. При указанной температуре в комнате достаточно всего 2 слоя одежды: нижнее бельё и рубашка (кофточка) сверху. При этом одежда должна быть из натуральных тканей. Синтетические волокна не пропускают влагу и воздух и поэтому не годятся.
    • При любом заболевании аппетит у ребёнка снижен – это сильная защитная реакция организма. Не старайтесь поломать приспособительные механизмы и не кормите ребёнка насильно . Еду обязательно нужно предлагать: небольшими порциями, чаще чем обычно, вкусную и любимую ребёнком, но ни в коем случае не насиловать больного ребёнка уговорами типа «ложечку за маму, ложечку за папу» и т.п. Придёт время и ребёнок сам всё съест за всю семью сразу.
    • Обязательно чаще поить (если врач не рекомендовал другое). Вода нужна для растворения и выведения любых токсинов, в том числе и медикаментов. Кроме того, при температуре, при рвоте, срыгиваниях, жидком стуле много воды теряется и её нужно восполнять. Необходимое количество воды равно примерно 30мл на каждый килограмм массы тела.
    • В остром периоде заболевания (это первые 3-5 дней болезни) больного ребёнка лучше не купать , а если долго держится температура, то не купают весь температурный период. В это время достаточно использовать подмывания, протирания кожи влажными салфетками и частую смену белья.
    • Для больного ребёнка очень важно сохранять хорошее настроение , поэтому нужно позволять ему заниматься любимыми играми, играть вместе с ним, радовать его маленькими подарками и приятными сюрпризами.
    • Важное место в уходе занимают медицинские процедуры и различные манипуляции: приём лекарств, уколы, перевязки, клизмы, обработка ран и пр. Для каждого ребёнка это большой стресс, особенно, если процедуры болезненные. Дело родителей, которые ухаживают за ребёнком, максимально нейтрализовать негативные эмоции после таких процедур. Дети чрезвычайно внушаемы, и если мама скажет: «сейчас подую и пройдёт», то боль и в самом деле уменьшится. Не нужно обманывать детей и убеждать их, что «это совсем не больно», тем более, не нужно стыдить ребёнка за то, что он боится процедуры или плачет после неё. Нужно в любом случае хвалить ребёнка за то, что он всё-таки перенёс эту боль, говорить, что он молодец и что даже взрослые плачут, поэтому ничего страшного в слезах нет, следующий раз будет по-другому.
    • Главное – это всегда быть с ребёнком, а не против него.

    Ухаживая за больным ребёнком родители должны набраться терпения и мужества, потому что болеть самому гораздо легче, чем смотреть на страдания своего обожаемого дитяти. Но всё проходит, пройдёт и болезнь.

    Время всегда работает на ребёнка и что бы с ним не случилось, всё обычно заканчивается выздоровлением.

    Во всяком случае, от души вам этого желаю!