Внеклассное мероприятие: Викторина «Зимушка - зима. Интеллектуальная викторина «Что мы знаем о зиме». Подготовительная группа

Людмила Кухарчик (Тимченко)
Сценарий игровой викторины «Зимняя карусель» для детей подготовительных групп

Игра-викторина «Зимняя карусель »

для детей подготовительных групп "

Цель- Обобщение и закрепление знаний о зиме, как о времени года : приметы, развлечения, праздники, виды спорта и т. д.. Воспитание командных качеств, необходимых для успешной игры.

Необходимый материал :

Анимационный ряд «Зимние пейзажи » ;

Интерактивная игра «Зимние загадки » ; в приложении (игра взята с сайта «Детские презентации» viki.rdf.ru)

Видеосопровождение песни «День такой хороший» ;

Атрибуты для аттракционов и эстафет;

Маркерная доска;

Грамоты и призы для награждения;

Ведущий : Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашей игре-викторине , а чему будет посвящена игра -догадайтесь сами.

Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица, белокоса, белолица.

Как махнула рукавом, всё накрыла серебром. (Зима)

Ведущий : Да,наша игра проходит под девизом : «Ах,ты, Зимушка-Зима»

Играть сегодня будут три команды от каждой подготовительной группы .

Команды, занимайте игровые места (Команды под музыку занимают свои места)

Ведущий : И группа поддержки каждой команды – дети, присутствующие в зале.

Ведущий : Поприветствуем еще раз участников игры. (аплодисменты)

Ведущий : Ребята, викторина – это не просто игра, а игра-соревнование.

Поэтому нам необходимо строгое и справедливое жюри. (Объявляется жюри из представителей администрации и родителей)

Ведущий : Послушайте правила игры :

Игра состоит из 4 туров. Каждый тур из нескольких вопросов и заданий, спрятанных за геометрической фигуркой на игровом табло-поле . Оценкой за правильный ответ будут снежинки, которые члены жюри будут выставлять на поле команд. Чья команда наберет больше снежинок, та и будет считаться победителем.

Я задаю вопрос по очереди каждой команде. Другие команды при этом молчат.

Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде.

Ведущий : Ребята, вы согласны с правилами?.

Жюри мы выбрали, с правилами ознакомились, начинаем игру! Внимание на экран

На экране выставляется игра-презентация «Зимние загадки » (в приложении)

Задание первого тура «Живая природа» (открываем окошки по порядку или по желанию команд)

1.«Елка» - соревнование «Наряди елку»

Из зрителей выбирается ребенок «Елка» , от каждой команды по 2 игрока для украшения елки с помощью 10 прищепок и 10 бумажных игрушек. Конкурс на скорость и аккуратность.

2. Заяц - «Накорми зайца морковкой» (бег с препятствиями по типу эстафеты)

3. Белочка- загадка

4. Медведь –загадка

5. Волк-загадка для зрителей

Загадки на быструю реакцию-кто скорее даст правильный ответ

Ведущий : Молодцы ребята, хорошее начало. Слово предоставляется жюри.

Слово жюри.

Ведущий : А в нашем зале собрались настоящие друзья? Настоящие друзья в любом деле подмога и помощь! А мы сейчас и узнаем, когда все вместе поиграем.

«Мы все друзья» (музыкальная песня-игра)

Ведущий : И так, задание второго тура «Неживая природа» .

Бумажный самолетик стоит на старте. От каждой команды подбегает по одному игроку и дуют один раз , самолетик передвигается… В итоге жюри отмечают, чей самолетик передвинулся дальше всех после выполнения задания последним игроком .

2. Снег - «Меткий снегобросатель»

Попади в ведро- поочередно каждая команда выполняет броски снежком в ведро. Подсчет, у кого в ведре больше всех снежков.

3. Лед- загадка,

4. Снежинка-загадка

5. Мороз-загадка зрителям.

Загадки на быструю реакцию-кто скорее даст правильный ответ.

Ведущий-Вот и 2 тур позади, жюри подсчитывают очки

Ведущий. - Будем вместе веселиться!

Будем бегать и резвиться!

Ну, а чтобы не замёрзать,

Предлагаю поиграть.

1. Игра : «Не замёрзнем в холода!» или «Буги-вуги» (музыкальная песня-танец)

(Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении) .

Топ, топ на месте-

Руки вместе, ноги вместе.

Топ, топ - вправо, топ, топ- влево,

Головою повертели : раз, два- надоело?

Руки в стороны - раз, два!

Снова вертит голова-

Вправо голову и влево

Раз, два – надоело!

Прыг на месте, и ещё

Подняли одно плечо,

Им круги нарисовали!

Вот ещё плечо подняли.

Опустили оба – раз!

Ноги вход пойдут сейчас!

Правую вот так сгибайте,

От меня не отставайте!

А на левой прыг да скок,-

И потом ещё разок!

Ноги в стороны – раз, два!

Ну, и как, теплее стало? Если нет, начнем сначала!

Ведущий : молодцы! Все размялись, а теперь переходим к 3 туру «Зимние развлечения » .

1. Лыжи- загадка и вопрос о виде спорта с применением лыж

2. Ледянки- загадка

3. Санки-загадка, и вопрос. в каком виде спорта используются санки.

4. Снеговик - «Нарисуй снеговика»

От каждой команды к маркерной доске подбегают по одному игроку ,рисуют одну часть снеговика и так далее. В итоге жюри определяют,чей снеговик получился более аккуратным и красивым и за более короткое время.

5. Коньки- вопрос о виде спорта с применением коньков

«Забей шайбу в ворота» (все игроки команды поочередно )

Ведущий : Переходим к последнему туру4 «Зимние праздники и все , что с ними связано»

1. Новогодняя елочка-

Песня от каждой команды и соответствующей группы «Про новогоднюю елочку)

Игра : «То, чем ёлку наряжают?» (для зрителей)

То, чем ёлку наряжают, я ребятам назову.

Вы послушайте внимательно и ответьте обязательно.

Если мы вам скажем верно, говорите «Да!» и хлопайте в ответ.

Ну, а если вдруг неверно, топайте и отвечайте смело «Нет!» .

Разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Плюшевые мишки?

Буквари и книжки?

Бусы разноцветные?

И гирлянды светлые?

Снег из ваты белой?

Ранцы и портфели?

Туфли и сапожки?

Чашки, вилки, ложки?

Конфети блестящие?

Тигры настоящие?

Звёздочки лучистые?

Ведущий : следующее задание

2. Дед Мороз - «Что лежит в мешке деда Мороза»

Выносится мешок деда Мороза, в котором лежат различные предметы для каждого игрока всех команд . Ведущий проходит с мешком, и игрок на ощупь определяет и называет предмет. Жюри наблюдает за правильностью ответов.

3. Снегурочка- «Собери разрезную Снегурочку»

Задание выполняется всей командой одновременно. Кто быстрее и правильно выполнит задание.

4. Шарик - загадка

5. Дождик-загадка

Ведущий : Внимание на экран. Наше игровое табло опустело , значит пришла пора жюри подвести итоги и сделать вывод о сегодняшней игре.

(пока жюри совещается, ведущий проводит для всех разминку)

Ведущий : Если руки ваши мёрзнут,

То в ладоши хлопайте!

Если ноги ваши мёрзнут,

То ногами топайте!

Громче хлопайте руками,

Громче топайте ногами,

А не то вам Дед Мороз

Отморозить может нос!

Ритмическая разминка «Топ-Топ по паркету» на местах для всех.

Подведение итогов. Все команды награждаются в отдельной номинации, в итоге никто из игроков не остается без награждения.

Номинации «Самая дружная» , «Самая любознательная» «Самая веселая»

Команды награждаются грамотами и сладкими призами.

Ведущий : Хорошо, когда дети смеются, хорошо, когда весело всем, тогда и песни дружно поются и мир будет на всей земле.

Заключительная песня «День такой хороший» (с видеосопровождением в приложении) поют все.

Долго гостит в России зимушка-зима. И метелям даст свой нрав показать и снега не пожалеет, и холодному ветру позволит разгуляться. Сегодня мы подробнее поговорим о зиме. Всё ли мы о ней знаем? На все вопросы викторины «Зима» даны ответы.

1. Световой день зимой…
Короткий +
Длинный
Средний

2. Земля зимой получает тепла…
Много
Мало +
Иногда много, иногда мало

3. Какие осадки обычно идут зимой?
Снег +
Град
Дождь

4. Как мы говорим?
Снег поёт
Снег скрипит +
Снег щебечет

5. От чего зависит скорость падения снежинок на землю?
От массы снежинок +
Формы снежинок +
Размера снежинок +

6. Отметьте правильные примеры зимних явлений в неживой природе:
Изморозь +
Ливень
Вьюга +

7. Почему семена растений не вымерзают за зиму?
Потому что под снегом температура выше, чем на голой земле +
Потому что семена закалённые
Потому что семена как будто «спят»

8. Как животные готовятся к зиме?
Делают съестные запасы +
Утепляют свои норы +
Накапливают жировой слой +

9. Укажите правильные высказывания:
Зимой шкура зайца имеет белый окрас +
Зимой шубка белки более тёплая +
Ёж зимой меняет колючки

10. Можно ли зимой под снегом увидеть зелёные травянистые растения?
Да +
Нет
Зависит от погоды

11. Какой зверь спит зимой?
Медведь +
Рысь
Ёж +

12. Какие утверждения верны?
«К зиме лоси готовят себе постоянное жилище»
«Хомяки принадлежат к типу самых запасливых животных» +
«Медведи зимой поют тихую песню»

13. Будет мороз, если
Кошка поёт песни
Кошка свернулась клубочком +
Кошка прячет мордочку

14. При каких температурах идёт снег с дождём?
При температурах, близких к нулю +
При температуре минус 5
При температуре минус 10

Викторина для детей «Зима»

1. Название месяца, начинающего новый календарный год.

2. Что зимой длиннее ночь или день?

3. Как называются зимние осадки.

4. Продолжи пословицу: «Два друга – …».

5. Какого оттенка крепкий лед?

6. Как называется жилье изо льда у эскимосов?

7. Что такое наст?

8. Как облегчить жизнь зимующим птицам?

9. Что будет с птицами, если в кормушку перестать сыпать корм?

10. Впадают ли птицы в спячку?

11. Что происходит с шерстью у белки, лисы и зайца с приходом зимы?

12. Отгадай: белый комок спрятался в стог.

13. Какое дерево лишнее и почему: сосна, лиственница, ель?

14. При какой температуре воздуха снег начинает таять?

15. Какое из явлений не относится к зиме: метель, гроза, вьюга, снегопад, гололед?

16. В какое время года самый чистый воздух?

17. Чем необычен февраль?

18. Получится ли слепить снеговика из пушистого снега?

19. Какое растение является символом новогодних праздников?

20. Какой волшебный предмет всегда носит с собой Дед Мороз?

Ответы: 1. Январь. 2. Ночь. 3. Снег. 4. Метель да вьюга. 5. Зеленоватого. 6. Иглу. 7. Плотная снежная корка. 8. Вывесить кормушки. 9. Они погибнут в ожидании еды. 10. Нет. 11. Она становится гуще и меняет цвет. 12. Заяц. 13. Лиственница. Сбрасывает хвою. 14. При 0. 15. Гроза. 16. Зимой. 17. Разное количество дней. 18. Нет. 19. Ель. 20. Посох.

Викторина «Природа зимой»

1. Можно ли утверждать, что зимний воздух самый чистый?

2. По какой причине почва в лесу промерзает не так глубоко как на поле?

3. Назови дату дня зимнего солнцестояния.

4. Продолжи: «Много снега …».

5. С каким предметом связывают происхождение слова «метель»?

6. Почему зайцы зимой укрываются под елями?

7. Холод или голод приближающейся зимы пугает перелетных птиц?

8. Сколько месяцев спят ежи, барсуки и медведи?

9. Летом змеи любят лежать под солнышком, а зимой они …

10. Какие деревья в зимнее время дают больше всего корма птицам?

11. Где зимуют тритоны?

12. Почему клесты выводят птенцов не весной, а зимой?

13. Снежинка «рождается» из капельки воды или льдинки-кристалла?

14. Чего каждую зиму лишается лось?

15. Впадают ли бобры зимой в спячку?

Ответы: 1. Можно. 2. Она покрыта слоем опавших листьев и толстым снежным покровом. 3. Декабрь 22 числа. 4. Много хлеба. 5. Метла. 6. Там теплее и безопаснее. 7. Голод. 8. Около 6. 9. Находятся в оцепенении. 10. Сосны и ели. 11. На суше. 12. Зимой есть корм. 13. Из льдинки-кристалла. 14. Рогов. 15. Нет.

Развивающие задания по теме «Зима»

1. Что происходит зимой?

а) Идет снег.

б) Прилетают птицы.

в) Рождаются клесты.

г) Медведь разыскивает берлогу

д) Поскрипывают во время сна деревья

е) Собирают грибы.

ж) Появляются подснежники.

з) Замерзают лужи.

и) Белка запасается орехами.

к) Ледоход.

л) Насекомые спят.

2. Какие из праздников зимние?

а) Международный женский день.

б) День защитника Отечества.

в) День защиты детей.

г) Новый год.

д) День смеха.

е) Рождество Христово.

з) Масленица.

и) День космонавтики.

к) День знаний.

л) День Святого Валентина.

3. «Да-Нет»

Зимой начинается листопад?

Крот зимой спит?

Трескается ледяная корка на воде?

Птицы строят гнезда?

Все покрывается снегом?

Насекомые просыпаются?

Февраль – это второй зимний месяц?

Реже светит солнце?

Зимой ночи длинные?

Наст – это корка на снежном покрове?

Игра – викторина: с ответами для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «Знаем ли мы зиму?»

.

Ефимова Алла Ивановна
Место работы: ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург.

Описание материала: Материал будет интересен воспитателям, методистам, учителям начальных классов, учителям продленного дня и организаторам внеклассной работы.Игра - викторина может быть использована в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
В моем случае играли 22 ребенка.

Цель: организация детского досуга.
Задачи:
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение
Материалы и оборудование: волчок, песочные часы, конверты с вопросами.Призы для команд: угощение- 22 мандарина.
Предварительная работа: чтение литературы на заданную тему, разгадывание загадок…

Ход викторины

Ведущий: Добрый день, дорогие игроки. Рады Вас приветствовать на нашей игре. Вы готовы? Начинаем. Удачи.
1.Назовите, самый короткий зимний месяц? (февраль)
2.Кто знает, какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на дереве?(белка)
3.Назовите,признаки зимней погоды? (холодно, вода превращается в лед, дни стали короткие, ночи длинные)
4.А какие зимние забавы, любите Вы? (кататься на санках, на коньках, на лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу, кататься с горки…)
5.Назовите, зимние праздники? (Новый год, рождество, День защитника Отечества, крещение)
6.Как Вы думаете, зима, чем пахнет? (Новым годом, елкой, мандаринами)
7.А в какую погоду, снег хрустит под ногами? (в морозную)
8.Назовите птицу, которая выводит птенцов зимой? (клест)
9.В какой зимний праздник, люди купаются в проруби? (крещение)
10.А знаете ли Вы, какое дерево, является символом Нового года? (ель)
11.Что зимой делает медведь? (спит)
12.Назовите, зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
13.А что такое снег? (замерзшая вода)
14.Когда день рожденье у Деда Мороза? (18 ноября)
15 Кто рисует зимние узоры на окне? (мороз)
16.Как называются ягоды, которыми зимой питаются снегири? (рябина).
17.Подумайте и ответьте: бел, да не сахар, ног нет, а идет? (снег)
18.Кто в лесу петляет, путает следы? (заяц)
19.Как называется праздник, когда готовят и съедают много блинов? (масленица)
20.Дед Мороз приходит на праздник, а в руках у него, что…? (посох)
21.Как думаете, кто придумал, а точнее кто ввел праздник Новый год в нашей стране? (Петр 1)
22.Что Дед Мороз обувает на ноги? (валенки)
23.Новогоднее елочное украшение круглой формы? (шар)
24 Новогодний зимний бал, называем… (карнавал)
25.Назовите самый первый месяц года? (январь)
26.Зимняя шубка у зайца, какого цвета? (белая)
27.Самая известная новогодняя, хороводная песенка? (В лесу родилась елочка…)
28.Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
29.Назовите, самых смелых птиц, которые не боятся мороза? (воробьи, голуби,вороны)
30.Что случилось зимой с погодой? (стало холодно, деревья уснули под снегом, морозно)
31.Где мы с Вами катаемся зимой на коньках? (на катке)
32.У кого вместо носа – морковка? (у снеговика)
33.Без кого не может состояться, праздник Новый год? (без Деда мороз и Снегурочки)
34.Украшает новогодний стол, оранжевого цвета, круглой формы? (мандарин)
35.Какого числа празднуют Новый год в нашей стране? (1 января)
36.Как называют птиц, которые улетают в теплые края на всю зиму? (перелетные)
37.Три комочка мы слепили, и его мы получили, радуется детвора, он получился на ура! (снеговик)
38.Скажите, можно ли увидеть одинаковые снежинки? (нет, они все разные)
39.Родина Деда Мороза? (Великий Устюг)
40.Как зовут внучку Дедушки Мороза? (снегурочка).
Ведущий: Молодцы, ребята. Хорошо, справились с заданием, правильно отвечали на вопросы и Дедушка Мороз со Снегурочкой в награду Вам, оставили вот эти подарки - гостинцы. Детям раздать угощение. Спасибо, Вам всем огромное, все Вы большие молодцы и умнички

Викторина для старших дошкольников «Зимушка-зима»

Цель: обобщить знания детей о зиме.

Задачи: создать радостное настроение, обогащать словарный запас по теме «Зима» , воспитывать умение действовать в команде, чувство коллективизма.

Материалы и оборудование: картинки по теме «Зима» , картинки с изображениями птиц и животных, мольберты с листами бумаги, фломастеры, косынки (повязки для завязывания глаз) , клюшки, шайбы, кегли, медальки для награждения.

В викторине участвуют две команды по 6 детей каждая.

Викторину проводят воспитатель и психолог в образе «Зимушки-Зимы» .

Викторину оценивает жюри — из состава педагогического коллектива детсада. Каждый член жюри получает оценочный лист.

Зал оформлен рисунками детей, аппликациями на зимнюю тему.

Ход викторины:

Воспитатель приветствует детей, гостей и жюри.

Воспитатель: «Сегодня у нас тематическая викторина. А тему вы узнаете, когда отгадаете загадку-стихотворение» .

Ребенок читает стихотворение.

Приходит в шубке белой Красавица зима Ступает королевой, На шапке бахрома.

Снежинками украшен Сверкающий наряд Платком она помашет - Снежинки полетят.

Дети угадывают: «Зима!» .

Появление персонажа «Зимушка-Зима» . Ее приветствие детям.

Зимушка-Зима предлагает детям наугад вытащить из корзинки карточки с названиями двух команд «Снежинки» и «Снеговички» (кто какую карточку вытащит, тот и будет членом этой команды) .

Зимушка-Зима объявляет начало викторины. За каждый выигранный конкурс Зимушка-Зима вручает команде «победный мячик» .

Конкурсы:

1) Конкурс «Знаете ли вы зиму?»

Воспитатель задает вопросы про зиму по очереди каждой команде (по 6 вопросов) . Выигрывает та команда, которая ответила на большее количество вопросов.

Примеры вопросов:

а) Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

б) Назовите зимние праздники? (Новый год, Рождество, День защитника Отечества, крещение)

а) Самая известная новогодняя хороводная песенка? (В лесу родилась елочка…)

б) Какое дерево является символом Нового года? (ель)

а) Назовите самый первый месяц года? (январь)

б) Самый короткий зимний месяц? (февраль)

а) Что зимой делает медведь? (спит)

б) Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на дереве? (белка)

а) У кого вместо носа - морковка? (у снеговика)

б) Как зовут внучку Дедушки Мороза? (Снегурочка)

а) Какие вы знаете зимние забавы? (снежки, лыжи, коньки и санки)

б) Кто рисует зимние узоры на окне? (мороз)

2) «Назови птицу»

Ведущий: Осенью перелётные птицы улетели на юг, а у нас остались зимующие, задание командам: выбрать на картинке зимующих птиц и расположить их на ветке.

С болельщиками, пока игроки выбирают птиц, проводится игра «Доскажи словечко» .

3) Физкультминутка «Весёлые хоккеисты»

Спортивный конкурс. Перед каждой командой устанавливают ряд кеглей. Ребенок с клюшкой в руке должен провести шайбу мимо кегель, после чего возвращается к команде, передает клюшку следующему игроку.

4) «Пазлы»

Задание: необходимо сложить пазл из 8 частей по теме «Зимние виды спорта» . Каждая команда выполняет задание за отдельным столом.

5) «Загадки»

Ведущий: Самое приятное и лёгкое задание - это отгадывание загадок. Группа поддержки может помогать своей команде.

1. Наступили холода, Обернулась в лёд вода, Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым.

Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (зимой)

2. Кто поляны белит белым. И на спинах пишет мелом. Шьёт пуховые перины, Разукрасил все витрины? (зима)

3. Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнёт перинки - над миром пушинки? (зимушка-зима)

4. Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку.

Глаза - уголки, Руки - сучки. Холодная, большая, Кто я такая? (снежная баба)

5. Я катаюсь на нём до вечерней поры, Но ленивый мой конь возит только с горы. А на горку всегда сам пешком я хожу, И коня своего за верёвку вожу (санки)

6. Деревянные кони По снегу бегут, А в снег не проваливаются (лыжи)

7. Два коня у меня, два коня, По льду они возят меня, А лёд твёрдый, каменный (коньки)

8. Кто зимой в трубе гудит? (ветер)

9. Как по небу с севера Плыла лебедь серая. Плыла лебедь сытая, Вниз кидала - сыпала

На поля, озёрушки Белый пух да пёрышки (снежная туча)

10. Подморозило вчера Налетела мошкара. И от этой мошкары Стали белыми дворы (снег) .

6) «Юные художники»

Напротив каждой команды устанавливают мольберт с листом бумаги. Детям завязывают глаза и вручают фломастеры. Задание: каждая команда должна нарисовать снеговика. По очереди дети подходят к мольберту. Каждый ребенок рисует определенную часть снеговика: 1-й - нижний шар, 2-й - средний шар, 3-й - верхний шар, 4-й - ведро на голове, 5-й - метлу, 6-й - морковку (и глаза, ротик) . После окончания работы дети снимают повязки и вместе с жюри весело оценивают свои работы.

Подведение итогов.

Жюри объявляет результаты. Игрокам команды-победительницы вручаются медали. Независимо от результатов все участники получают сладкие призы.