Красивые девушки дагестанки. Дагестанская женщина: рабыня или царица

Красота и достоинство дагестанских женщин не дают покоя миллионам мужчин разных национальностей и разного вероисповедания. Образ дагестанок так же разнообразен, как и национальный колорит Страны гор: более 30 кровей, женщины, впитавшие в себя культуру Востока и Запада. SmartNews составил портрет яркой и противоречивой жительницы Махачкалы — на наш взгляд, типичной дагестанки.

Как известно, в Дагестане проживают представители более 30 народностей, 14 из которых являются коренными. Потому будет неправильно характеризовать всех дагестанок по единому стандарту. В Дагестане, как и на всем Северном Кавказе, образ сельской женщины отличается от образа городской. Причем различия есть не только во внешности, но и в характере, на формирование которого очень повлияли уклад жизни, культура и религия.

"нравы горянок (аварок, даргинок, лачек) более свободные, чем женщин, проживающих на равнине (кумычек, ногаек, азербайджанок). Раньше женщина в горах экономически была независима от мужа, потому что в поле она работала так же, как и муж, она могла на спине дрова принести и сено заготавливать. А у равнинных таких традиций не было. Все дела равнинной женщины оказывались в пределах двора, усадьбы. Она за сеном не ходила, сено не заготавливала, дрова не рубила, крышу не накрывала — это все были мужские дела. На равнине пользовались арбой, а в горах арба не везде могла проехать, потому в основном пользовались ишаками либо женщина тащила все на своей спине. Равнинная женщина в основном занималась домом, воспитанием детей".

Внешность дагестанок разнообразна: здесь можно встретить и высоких смуглянок с черными глазами, и невысоких рыжих голубоглазых девушек. Но все они — дагестанки. Считается, что цвет лица настоящих горцев — светлый. Потому среди аварок, даргинок, лачек много светлолицых женщин. А равнинные ногайки, к примеру, смуглые, с выраженным монголоидным типом лица.

Осман Давудов, пластический хирург: последнее время определить по типу лица национальность женщины становится все сложнее, потому что идет смешивание кровей. Но черты лица у кумычек, к примеру, более монголоидные: широкие скулы, маленькая нижняя треть лица, широкий и круглый череп. Касательно аварок, то они обладают более выраженными по объему верхней и нижней третью лица, часто крупный нос. Да и в телосложении есть различия".


Лезгинка

Стиль одежды дагестанок также становится со временем все разнообразнее, теряя национальную идентичность. Определить национальность горожанки по одежде невозможно. Но в городах стиль одежды можно условно разделить на мусульманский и европейский. Традиционную одежду дагестанки в городах не носят, зато надевают ее в родных селениях, причем в каждом селе своя традиционная одежда.

Вместе с этим сегодня в Махачкале можно найти одежду даже лимитированных брендов. В 15 главных мультибрендовых бутиках столицы Дагестана можно найти без преувеличения все, в чем прямо сейчас гордо ходят по улицам Лондона иконы стиля. Культовые куртки Balmain, сумки Fendi или платья Valentino из последней коллекции, соболиные шубы, сумки Birkin, часы Cartier.

Первый в России бутик Michael Cinco, дубайского дизайнера, автора свадебных платьев (стоимость одного платья равна примерно 1 млн рублей), открылся осенью прошлого года именно в Махачкале.

Вера Агошкина, модельер: "махачкалинки старшего возраста отдают предпочтение более темным тонам. Возможно, это связано с тем, что наши женщины склонны к полноте, и считается, что темный цвет скрывает лишние очертания. Белое, розовое, желтое — яркое, как в Париже и в Москве, — у нас редко можно встретить. В одежду этих цветов одевается в основном молодежь. Они часто носят джинсы, брюки. Сейчас у нас в городе много магазинов молодежной одежды. Большинство женщин старше 40 лет одеваются скромно. Хиджабы одевают верующие люди. Но в Дагестане всегда девушки традиционно покрывали голову, вне зависимости от национальностей носили чохто и платок. Просто сейчас это стали называть хиджабом, и почему-то он стал черного цвета, привезенный из дальних арабских стран. А свое-то, родное, — более красивое, более нарядное, ручной работы".

Головной убор дагестанки говорил многое о его владелице. Так, например, по платку можно было определить, из какого селения девушка, замужем ли она. К сожалению, эти элементы культуры сохранились не во всех районах Дагестана.

Вера Агошкина, модельер: "до сих пор в селении Кубачи женщины носят традиционные белые платки с золотой вышивкой. Там каждая девочка умеет вышивать золотыми нитями. Там даже по платку можно сказать о возрасте женщины, о ее социальном положении, замужем ли она. Каждый такой платок имеет свой индивидуальный рисунок. Невзирая на то, откуда приезжает девушка-кубачинка — из Москвы, из Европы или откуда-то еще, — она доезжает до Кубачей и обязательно надевает свой традиционный наряд. Это очень красиво. Но в городах кубачинки так не ходят — только в селе".

Амина Даги, уроженка Дагестана, стала в 2012 году мисс Австрия//Amina Dagi, MQ Vienna Fashion Week

Ювелирные украшения горянок, как и платок, до сих пор могут многое рассказать об их владелице.

Вагидат Шамадаева, заслуженный деятель искусств Дагестана, коллекционер женских украшений: "издревле у некоторых дагестанских народностей женские украшения делились на возрастные категории: для девочек, девушек, замужних женщин, для старых женщин. Девочки, например, носили тоненькие витые браслеты. Незамужние девушки носили крученые браслеты с небольшим количеством камней (бирюза, альмандин). Замужняя женщина носила большой браслет с большим количеством камней. По украшениям можно было узнать социальный статус женщины. Богатые не отказывали себе в дорогих камнях, а у женщины из среднего слоя вместо натуральных камней могло быть простое стекло или паста. Совсем бедные украшали себя только медными или бронзовыми изделиями".

С XIX века в ювелирную моду дагестанок входит сначала позолота, а потом и золото. В те времена надевать позолоченные и тем более золотые украшения могли себе позволить только женщины из состоятельных семей. Золото и драгоценные камни обычно привозили с Востока. В современном Дагестане золото по-прежнему остается одним из любимых металлов дагестанок. Но с недавних пор появился еще и интерес к дорогой эксклюзивной бижутерии.

Гуварша Батырова, стилист: "в каждой семье, у каждой женщины есть и золото, и бижутерия. Бижутерия хорошая, качественная. Женщины выбирают европейские — испанские, итальянские — фирмы, ручную работу. Это не просто украшения, это символ, который каждая женщина подбирает под себя. Но бриллианты должны быть обязательно, так же как и серебро. В Дагестане нет семьи, где нет серебряных украшений. Потому что, можно сказать, Дагестан и серебро неразделимы. К тому же сейчас бриллиантами никого не удивишь, поэтому эксклюзивное серебро всегда было в моде и всегда ценилось. Если девушки собираются на какую-то вечеринку, где собирается молодежь, они могут позволить себе украшения попроще, бижутерию. Но девушки понимают, что в обществе, где будут присутствовать старшие женщины, лучше надеть золотые или серебряные украшения. Состоятельный же мужчина обязательно наденет на свою жену бриллианты, чтобы показать свой достаток".


Представительницы аварцев и кумыков

Многие современные дагестанские женщины независимы. Они открывают свой бизнес, который затем успешно ведут. А женщина за рулем в Дагестане уже вполне обычное явление. Врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов также решил создать образ женщины Страны гор. По его поручению сейчас разрабатывается проект памятника дагестанской женщине-матери. Проект победителя займет свое место в одном из городских парков Махачкалы, где каждый сможет увидеть, какой он, образ настоящей дагестанки.

В последнее время все чаще стали говорить о популярности среди женщин исламистских и экстремистских идей. Журналисты, которые приезжают в республику, обычно спешат по горячим следам дагестанских смертниц. Женский портрет получается такой: неблагополучное детство, юность, в которой она не знала, куда себя деть, знакомство в интернете с «лесным», замужество (виртуальное или реальное), уход в ислам или сначала ислам, а потом замужество, затем арест или гибель мужа, иногда повторное или даже третье замужество, теракт. Но, как говорят эксперты, идейных женщин в хиджабах в республике меньшинство — 1,5%. Подавляющее же большинство дагестанок весьма светские, самостоятельные, на первом месте у них дом, семья и дети.

Патимат Тахнаева историк, Институт востоковедения РАН: "исторически мужчины либо воевали, либо сидели на годекане (место сбора мужчин в селе). А работали женщины. Хиджаб — не та одежда, в которой возможно работать в поле, по дому, собирать хворост в лесу, ходить за водой. Поэтому никогда в истории Дагестана женщина не была закрыта или сильно религиозна, но зато она всегда была при деле".

Случается, что экономическая независимость современной дагестанки становится причиной развода с мужем. К сожалению, в современном обществе разводы не редкость. Но такое случалось и в прежние времена.


Ногайка

Барият Алимова, этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН: "из-за того что женщина в горах была экономически независимой, там чаще были разводы. Но разводились не везде в горах. Например, в конце XIX — начале XX века, если у ругуджинки умер муж, они повторно замуж не выходили. Но у тляратинцев, цумадинцев, годоберинцев, ботлихцев можно было по нескольку раз замуж выходить. После войн незамужних женщин в селах было много, потому горцы старались незамужних выдать замуж. Я помню, во время экспедиции в Цумадинский район женщина рассказала нам такой случай. Ее мама была русская, а отец — аварец. Она рассказывала, как в годы советской власти собирали всех незамужних женщин в одну большую комнату и собирались все мужчины, готовые взять себе жену. Среди них были и женатые. Мужчины бросали в окно свои папахи. Женщины знали, какая папаха кому принадлежит. У нашей собеседницы умер отец и мама как-то тоже сидела в этой комнате вместе с другими незамужними женщинами. И ее мама выбрала папаху первого секретаря райкома партии, а он был женат. Жена знала, кто выбрал папаху ее мужа, но на следующий день мама нашей собеседницы не пошла в дом к секретарю. Его жена послала человека, чтобы узнать, почему она, как вторая жена, не идет в дом. На что ее мама ответила: «Пусть живет спокойно. Я выбрала его, чтобы другая не выбрала. Другая пойдет и сядет, а я — нет». На равнине с разводами было сложнее. В современном дагестанском обществе супруги, которые долгое время живут вместе, но до сих пор не завели детей, разводятся. Раньше даже бездетные пары старались не разводиться".

Дайджест

Я вернулась из Дагестана.

На улице стоят черноволосые бородатые кавказцы в национальной одежде, с кинжалами на бедрах, и одобрительно посматривают на женщин в паранджах. Мимомо периодически проезжают тонированные шестерки с цветными коврами на сиденьях, из окон которых доносятся «Черные глаза», при звуке которых мужчины срываются с места и начинают танцевать лезгинку.

Изредка появляются девушки с непокрытой головой, по ошибке надевшие юбку не до пола. Им свистят в след, кричат «Эй! Красавица! Давай познакомимся!», а те, кому не лень, воруют их и увозят в горы на перевоспитание в наложницы. Время от времени раздаются взрывы – это теракты, на которые уже никто не обращает внимания: привыкли.

Именно так, по мнению моих комментаторов, выглядит Дагестан.

Когда я писала, что хочу побывать в этой кавказской республике, меня многие не только отговаривали, но и страшно пугали: мол, женщине там по улице не пройти, будешь изнасилована еще на трапе самолета, а потом забита камнями как неверная. Скажу честно – я отказалась от двух поездок, которые намечались на это время, чтобы попасть именно в Дербент.

И вот – узнала. Услышала, увидела, почувствовала. О чем сейчас и расскажу.

Два с половиной часа и вот я уже на месте. Махачкала встретила солнцем и морем. Я опасливо держалась поближе к группе и осматривалась по сторонам. Люди суетились, звонили, получали багаж, занимались своими прочими делами, на меня или девушек группы никто не обращал вообще никакого внимания. Несколько прилетевших с нами женщин были в красивых платках, в национальном костюме только одна молодая девушка, она была безумно колоритна с двумя крошечными белоснежными кружевными свертками (явно двойню рожала в столице).

Первое удивление ждало меня на выходе из аэропорта: наша встречающая, Камилла, была не то что с непокрытой головой и голыми руками, но и… в черных, довольно откровенных, откровенно обтягивающих джинсах. Она спокойно стояла с табличкой «ДЕРБЕНТ» и поток мужчин проходил мимо, не обращая на это «беззаконие» абсолютно никакого внимания.

С этого момента мои «дагестанские стереотипы» дали трещину и начали расходиться по швам.

Погрузившись в автобус, отправились в Дербент, это примерно два часа дороги. Глядя по сторонам, у меня складывалось впечатление, что проезжаю одну большую стройку: возводят тут что-то буквально на каждом шагу. Везде здания в разных стадиях готовности, магазины стройматериалов, груды кирпичей и цемента.

Первые же пять минут в Дербенте дали ему наше собственное название, с тех пор мы со знакомыми звали его не иначе как «Песчаный город» - он весь в желтых тонах. Дома и заборы, тротуары и почва, все покрашено солнышком. Ракушечник – дешевый доступный материал, а еще и рыжая земля, все вместе создает передаваемую уникальность. И на фоне этого – яркие женщины.

Да, ЯРКИЕ! Большинство – с покрытыми головами, но это совсем не асексуальные угрюмые забитые мусульманки в хиджабах. Цветные развивающиеся юбки, как пестрые паруса, платки – все в тон и цвет, вычурные украшения, прямые гордые осанки, четкая косметика. А главное – спокойствие в глазах, что было показательнее всего.

Я поняла, что не уеду отсюда, пока не выясню про местные отношения мужчины-женщины.

Мы отбивались от группы (и одними девчонками в том числе) когда гуляли и осматривали достопримечательности, и ни разу нам ничего не сказали, не то что не свистнули. Да, для меня это была полная ломка шаблонов, которая продолжилась в местечке, куда мы пришли дабы отведать местной кухни и – особенно - шашлыка из баранины.

Ресторан был довольно большим, в основном все сидели за столиками под отрытым небом. Бросилось в глаза, что, как правило, есть «мужские» и «женские столы», и даже если видно, что пришли муж с женой и ребенком, то жена сидит с малышом и своими знакомыми или подружками, а муж – в мужской компании. Выйдут, потанцуют и снова каждый за свой стол.

Танцуют много и охотно, лезгинку – редко, в основном под современную музыку, то танцы очень похожие на национальные: плавные движения женщин, которые скользят по «танцполу», темпераментные – мужчин. При этом то же разделение по гендерному признаку, каждая группа танцует отдельно. Периодически мужья и жены выходят вместе, так же – будущие супруги, но если чья-то девушка танцует, то парни к ней уже не подходят.

Вообще чувствуется некоторая дистанциированность друг от друга, но это скорее традиционный уклад, и совершенно не пренебрежительный относительно к женскому полу. Например, вышла девушка, видимо, свободная, вокруг нее сразу собралась толпа молодых людей, каждый горячо потанцевал около нее, после разошлись как ничего и не было - и никто не только до нее не дотронулся, но и словом не домогался.

Местные говорили, что после ресторана они может и домой идти без сопровождения, никто не тронет. Понятно, что не в кардинальном мини – это может быть расценено как провокация, что говорить, да и у нас так же, а тем более на Кавказе. В мини я видела женщин, но они были с друзьями, компанией. Сидели, кальян курили, никто им пальцем не грозил.

Мне сказали, что именно в Дербенте повышенно-уважительное отношение к женщинам, которое идет от того, что там проживало много армян, наложивших такой отпечаток. Хотя полного равноправия нет – муж Глава Семьи, он принимает решения, но и берет на себя проблемы тоже он.

Кстати, про браки – выходят замуж в среднем примерно в 20-23 года, в 25 на тебя уже все косятся (засиделась). Разводы есть, но очень мало. Кстати, развестись не проблема вообще, но женщине потом сложно второй раз выйти замуж. Среди молодых так называемых «гражданских браков» практически нет вообще: никто не поймет, да и отец дочери не позволит так жить.

Женятся не редко «по любви», знакомясь и начиная романтические отношения, но все же чаще всего выглядит это так: молодой мужчина обращается к маме или тете и просит найти ему хорошую жену. Начинается анализ местных невест, их семей, репутации и ему предлагают варианты (даже приносят фотографии, показывают, а скоро, я думаю, будут просто кидать ссылки на соцсети))))). Часто для таких целей используют свадьбы, когда девушки понимают, что и сами идут «на смотрины» в качестве будущих невест, а «женихи» присматриваются и выбирают. Интересный момент, что рестораны и кафе для этих целей не используют.

Возможно, есть в этом смысл, учитывая, что при создании пары взрослые опытные люди знают будущих новобрачных с детства и со стороны виднее, какие они, что из себя представляют, подойдут ли друг другу. Хотела ли бы я это для себя лично? Скорее всего – нет, подобное прививается с детства, но и ничего плохого я в этом не вижу, учитывая количество разводов в «современных» браках.

Посмотрела – сколько же я накатала! Продолжу в новом посте, а пока спрашивайте, о чем вам еще рассказать?...

Кстати, вот часть нас, девушек из пресс-группы. Почему мы были вынуждены так отдеться? Кто скажет? За верный ответ дарю головастика. =)

Дагестанцы - собирательное название народов, издавна населяющих современную территорию Республики Дагестан, входящей в состав России. По языковому признаку дагестанцы делятся на три группы. Аварцы, агулы, даргинцы, лакцы, лезгины, табасараны, рутульцы, цахуры говорят на языках нахско-дагестанской языковой семьи. Таты говорят на татском языке, относящемся, наряду с фарси, дари и таджикским, к юго-западной группе иранских языков. Также к дагестанцам принадлежат тюркоязычные кумыки. Часто к числу коренных народов Дагестана причисляют также тюркоязычных ногайцев, но степняки-ногайцы оказались на Кавказе лишь в 17-м веке, поэтому назвать их коренным народом Дагестана можно лишь с большой натяжкой, к тому же они чужды остальным дагестанцам в антропологическом отношении, т.к. принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между монголоидной и европеоидной расами. Поэтому в данный рейтинг самых красивых, на мой взгляд, известных дагестанок я решил не включать ногаек.
В данный момент в рейтинге присутствуют лезгинки, даргинки, лачки, аварки, кумычка и табасаранка. Постепенно список будет пополняться.

19 место: - дагестанская певица. По национальности - лезгинка. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/samira_official


18 место. Дина Мереуца

17 место. Анора Багомедова (род. 25 мая 1989, Самарканд, Узбекистан) - певица. По национальности - даргинка.

16 место. Марина Мустафаева - певица. По национальности - даргинка.

15 место. Мадина Манапова (род. 18 февраля 1996) - дагестанская певица. По национальности - аварка. Страница в Инстаграме - https://www.instagram.com/madi_manapova/

14 место: Диана Юзбекова (род. 1 июля 1989, Москва) - корреспондент на телеканале Муз-ТВ. По национальности - лезгинка. Рост - 164 см. Страница ВКонтакте - https://vk.com/diana_yuzbekova

13 место: Алина Алиева - модель из Твери, победительница конкурса "Юная Красавица Твери 2010". По национальности - лезгинка. Рост - 172 см., параметры фигуры 88-63-93.

12 место: Меседа Багаудинова - певица, бывшая участница группы ВИА Гра. Родилась в Грозном (Чечня) 30 октября 1983 года. Её отец - аварец, мать - украинско-белорусского происхождения.

11 место. Ашура Шахрутдинова - дагестанская певица. По национальности - аварка.

10 место. Марина Сулейманова (род. 24 июля 1988) - певица, участница группы "Misty". Известна также как Марина Ангел. По национальности - аварка. Страница Марины Вконтакте - https://vk.com/marinamisty

9 место: (род. 5 декабря 1989) - модель, Мисс Азербайджан 2010. По национальности - лезгинка. Рост 171 см., параметры фигуры 82-59-88.

8 место: Фаина Абдуллаева - модель из Москвы, работала с брендом мусульманской одежды "Rezeda Suleyman". По национальности - лезгинка.

7 место. (род. 23 сентября 1985, Москва) - российская писательница, литературный критик, журналистка. В интервью Алиса не раз говорила, что по национальности является аваркой. Книги Ганиевой переведены на многие языки, она получила несколько литературных премий. В 2015 году газета «The Guardian» включила Ганиеву в топ-30 самых талантливых москвичей моложе 30-ти лет. Страница Алисы ВКонтакте - https://vk.com/id1788012

Дагестанцы - собирательное название народов, издавна населяющих современную территорию Республики Дагестан, входящей в состав России.

По языковому признаку дагестанцы делятся на три группы. Аварцы, агулы, даргинцы, лакцы, лезгины, табасараны, рутульцы, цахуры говорят на языках нахско-дагестанской языковой семьи. Таты говорят на татском языке, относящемся, наряду с фарси, дари и таджикским, к юго-западной группе иранских языков. Также к дагестанцам принадлежат тюркоязычные кумыки. Часто к числу коренных народов Дагестана причисляют также тюркоязычных ногайцев, но степняки-ногайцы оказались на Кавказе лишь в 17-м веке, поэтому назвать их коренным народом Дагестана можно лишь с большой натяжкой, к тому же они чужды остальным дагестанцам в антропологическом отношении, т.к. принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между монголоидной и европеоидной расами. Поэтому в данный рейтинг самых красивых, на мой взгляд, известных дагестанок я решил не включать ногаек.
В данный момент в рейтинге присутствуют лезгинки, даргинки, лачки, аварки, кумычка и табасаранка. Постепенно список будет пополняться.

19 место: Самира Гаджиева - дагестанская певица. По национальности - лезгинка. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/samira_official

18 место. Дина Мереуца - певица. По национальности - даргинка.

17 место. Анора Багомедова (род. 25 мая 1989, Самарканд, Узбекистан) - певица. По национальности - даргинка.

16 место. Марина Мустафаева - певица. По национальности - даргинка.

15 место. Мадина Манапова (род. 18 февраля 1996) - дагестанская певица. По национальности - аварка. Страница в Инстаграме - https://www.instagram.com/madi_manapova/

14 место: Диана Юзбекова (род. 1 июля 1989, Москва) - корреспондент на телеканале Муз-ТВ. По национальности - лезгинка. Рост - 164 см. Страница ВКонтакте - https://vk.com/diana_yuzbekova

13 место: Алина Алиева - модель из Твери, победительница конкурса "Юная Красавица Твери 2010". По национальности - лезгинка. Рост - 172 см., параметры фигуры 88-63-93.

12 место: Меседа Багаудинова - певица, бывшая участница группы ВИА Гра. Родилась в Грозном (Чечня) 30 октября 1983 года. Её отец - аварец, мать - украинско-белорусского происхождения.

11 место. Ашура Шахрутдинова - дагестанская певица. По национальности - аварка.

10 место. Марина Сулейманова (род. 24 июля 1988) - певица, участница группы "Misty". Известна также как Марина Ангел. По национальности - аварка. Страница Марины Вконтакте - https://vk.com/marinamisty

9 место: Гюльнара Алимурадова (род. 5 декабря 1989) - модель, Мисс Азербайджан 2010. По национальности - лезгинка. Рост 171 см., параметры фигуры 82-59-88.

8 место: Фаина Абдуллаева - модель из Москвы, работала с брендом мусульманской одежды "Rezeda Suleyman". По национальности - лезгинка.

7 место. Алиса Ганиева (род. 23 сентября 1985, Москва) - российская писательница, литературный критик, журналистка. В интервью Алиса не раз говорила, что по национальности является аваркой. Книги Ганиевой переведены на многие языки, она получила несколько литературных премий. В 2015 году газета «The Guardian» включила Ганиеву в топ-30 самых талантливых москвичей моложе 30-ти лет. Страница Алисы ВКонтакте - https://vk.com/id1788012

5 место: Елена Исинбаева (род. 3 июня 1982, Волгоград) - российская легкоатлетка. Отец Елены по национальности - табасаранец, а мать - русская. Елена Исинбаева установила 28 мировых рекордов в прыжках с шестом, дважды стала Олимпийской чемпионкой (Афины-2004 и Пекин-2008), множество раз выигрывала чемпионаты мира и Европы, заслужив звание лучшей прыгуньи с шестом всех времен и народов. Исинбаева трижды (2004, 2005 и 2008 годы) признавалась лучшей спортсменкой по версии Международной ассоциации легкоатлетических федераций, а также дважды (2007, 2009 годы) побеждала в номинации "Лучшая спортсменка" на вручении престижной спортивной премии Laureus World Sports Awards.

4 место: Сабина Алиева - дагестанская певица. По национальности - лачка. Страница ВКонтакте - https://vk.com/sabinaaliyeva

3 место: Светлана Саидова - модель из Москвы. По национальности - лезгинка.

2 место: Хадисе Ачыкгёз - турецко-бельгийская певица. Хадисе родилась 22 октября 1985 года в городе Мол (Бельгия). Ее отец - лезгин, а мать - кумычка, эмигрировавшие в Бельгию из турецкого города Сиваса. Хадисе представляла Турцию на музыкальном конкурсе "Евровидение 2009" в Москве с песней Düm Tek Tek, где заняла 4-е место.

Самая красивая дагестанка - австрийская модель Аминат Мирзаханова, известная под псевдонимом Амина Даги. По национальности - лачка. Родилась в Махачкале, в 2003 году переехала с матерью и братом в Австрию, где в 2012 году выиграла национальный конкурс красоты "Мисс Австрия". Представляла Австрию на международных конкурсах красоты "Мисс мира 2012" и "Мисс Вселенная 2015". Рост 175 см, параметры фигуры: грудь 88 см, талия 60 см, бедра 89 см. Страница Амины Даги на Фейсбуке - https://www.facebook.com/miss.austria2012

Наша страна так велика, что жизнь в разных ее уголках может порой кардинально отличаться. В Петербурге, Дагестане и Калмыкии представления о моде, красоте и женском предназначении неизбежно будут разными. Об этих особенностях - иногда забавных, иногда трогательных - мы и хотим вам рассказать в нашей новой серии материалов о женщинах из разных регионов России.

Дагестан на карте России

Сегодня о том, как выглядит и ведет себя настоящая дагестанка , мы спросили у Алисы Ганиевой, писателя и публициста.

Алисе 29 лет, она родом из Дагестана, но живет в Москве. Окончила отделение литературной критики при Литературном институте имени А. М. Горького. Лауреат премии «Дебют», автор книг о Дагестане «Салам тебе, Далгат!» и «Праздничная гора».

Алиса Ганиева - писатель и публицист родом из Дагестана

Я провела в Дагестане семнадцать лет своей жизни и до сих пор часто наведываюсь в Махачкалу. Многое, оставаясь понятным и близким, видится как бы со стороны, острее и резче. В последний свой приезд из-за ремонта дагестанского аэропорта летела через Грозный и еще раз удивилась контрасту между двумя соседними республиками. К примеру, если в Чечне местные девушки одеваются более или менее одинаково, как в униформу (облегающие юбки-макси, платформы со стразами, приспущенные платки, ободки, редкую девушку встретишь без головного шарфа или его имитации), то в Дагестане наряжаются, кто во что горазд.

Даже на пляжах встречаются и купальщицы в трусиках «бразильяно», и те, кто заходит в море прямо в бесформенных платьях-ночнушках. Разнообразие проявляется и в типажах: от блондинок и рыжих с голубыми и зелеными глазами до смуглых брюнеток, от полных и дородных великанш, до сухоньких худышек. Много этносов, языков, настоящее антропологическое раздолье.

«Лешки» и «бомбиты»

Девушки, приехавшие учиться из сел, не привыкшие к макияжу, в завязанных узлом на затылке косынках и длинных юбках-балахонах, именуются снисходительно «лешками» (в мужском роде «лех», то есть остолоп, сельский охломон). Лешкам, конечно, тоже свойственно форсить. На чью-нибудь свадьбу они непременно наденут что-нибудь блестящее, а косынку выберут шелковую или газовую, кричащего цвета. В этом году, к примеру, в моде делать вечерние прически прямо на платочках - присборивать и закалывать булавками ткань так, чтобы получались бутоны, фигурки и целые букеты.

Вечерние прически на платках - популярное явление в Дагестане

Дагестанские «бомбиты» - еще одна, ставшая притчей во языцех категория. Девушки экстрамодные, на шпильках-лабутенах, в шарфиках Hermes, нарядах от лучших мировых кутюрье или, если средства не позволяют - в эрзац-брендах, купленных здесь же на так называемом Восточном рынке. Салоны красоты в Махачкале довольно дешевы (дизайн ногтей, к примеру - 100-200 рублей), и проводить там время - любимый досуг большинства девушек. Тем более что почти каждую неделю проходят многолюдные свадьбы знакомых, на которых собираются потенциальные женихи.

«Бомбиты» - так называют себя кавказские гламурные девушки

Лишь только появится новый тренд, как все дружно его подхватывают. Лет пять назад повально увлекались татуажем губ, потом переключились на ринопластику. Носы меняют под копирку. Словечки вроде «мезотерапия», «алмазный пилинг», «миостимуляция» вылетают из уст каждой третьей или второй девушки.

Диетами при этом увлекаются не слишком. От природы почти все горянки, за исключением жительниц немногих районов, - стройны и физически выносливы до старости. Неудивительно, ведь их предки по женской линии тысячелетиями ходили по нескольку километров в горы, на террасовые поля и обратно, не говоря уже о прочей нагрузке. Не раз наблюдала в Дагестане старушек, легко взваливающих на себя сумасшедшие тяжести, даже газовые баллоны. Одна такая дагестанка недавно попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая сильная бабушка в мире - в свои 80 гнет руками железки (и без всякого фитнеса).

Мусульманская мода, прически и макияж

Многие модницы иногда решают перейти на популярный нынче мусульманский образ. Это сразу повышает рейтинг на рынке невест. Такие псевдонабожные бомбиты разгуливают в полупрозрачных хиджабах, надвинув на прикрытые по правилам лбы очки от TomFord. При этом обязателен ежедневный макияж, хоть и не столь яркий, как, допустим, в Азербайджане (там густо сурьмят глаза на персидский манер). Перед свадьбами многие ходят к визажистам. Результат чаще всего получается шокирующе прекрасный - лицо не тонируют, а штукатурят.

Дагестанки следят за тем, чтобы руки были ухоженными, и обожают делать маникюр

В целом в хиджабах ходят только увлеченные городские неофитки да еще жительницы трех или четырех особенно консервативно-религиозных районов. Но попадаются села - к примеру, Гуниб, где я жила в детстве, - в которых женщины ходят и в брюках, и непокрытые. В прочих районах - чаще всего рабочая удобная одежда, много красного, зеленого и вообще смешение красок. Это, видимо, от оставшихся в подсознании, но, к сожалению, полностью вымерших национальных нарядов - парчовых, золотых, с богатыми серебряными украшениями, речным жемчугом, массивными подвесками и т.д. Кое-где еще попадаются бабушки в архаичных «чохто», это продолговатый традиционный головной убор, носившийся с эпохи ранней бронзы и вплоть до ХХ века.

Распущенные волосы носят только модницы, уже годами держится мода на «утюжок». В семьях, где волосы девушкам распускать не разрешают, они тайком бегают в салоны или дома проглаживают пряди по-варварски, обычным утюгом, расправляя их, нагнувшись, на гладильной доске. Даже я однажды такое проделывала за компанию. Блестящие, прямые, необъемные волосы нравятся и мужчинам и женщинам. В общем-то, все вышеперечисленное от скорректированных до излома бровей до высоченных каблуков тоже востребовано мужчинами.

Отличительные признаки «бомбит» - длинные темные распущенные волосы, пухлые губы и любовь к селфи

Тем не менее в городе попадаются и местные хипстерши - в шортах, на плоской подошве и в майках со смелыми надписями, даже с татуировками. Такой невинный, казалось бы, «лук» превращается в вызов. Я тоже чувствовала себя нарушительницей устоев, когда в старших классах разгуливала по Махачкале с афропрической, со ста пятьюдесятью длинными косичками. Прохожие не одобряли.

Дагестанские свадьбы

Свадебная индустрия - это в принципе то, на чем все держится. И мода, и косметология, и парикмахерское искусство, и выпуск глянцевых изданий. Свадьба в Дагестане и сейчас - совсем не частное дело двух людей, а важное общественно-родовое событие, доведенное в условиях современности до абсурда и разорительных трат.

Вдобавок замужество и реализация в семье продолжают оставаться смыслом жизни для девушек.

Свадьба - самое важное событие в жизни дагестанки

Одних только журналов, посвященных подготовке к свадьбе, в Дагестане издается больше десяти. Банкетные залы на две-три тысячи человек бронируются за год, и средства на это порой копятся семьями всю жизнь. Специальные спа-процедуры для невест - практически в каждом салоне, от эпиляции всех видов до вживления шелковых нитей. Свадебными бутиками утыкан каждый квартал. Некоторые бренды (в особенности от восточных кутюрье) появляются здесь раньше, чем в других регионах России. Отдельные салоны, в том числе свадебные - для «мусульманок с деньгами» с одеждой от RimmaAllyamova, Джамиля Салахова и др.

Арабское влияние здесь перемешивается с ориентацией на европейский шик. Пример тому сеть мусульманской моды GirlinHidjab с девизом: «Просто покройся».

Я, пожалуй, на «типичную дагестанку» (если такие есть) не очень похожа. Хотя бы потому, что «настоящая» дагестанка никогда не выйдет выкидывать мусор без вечернего платья, не позволит себе спутать айфон с Vertu, не ударит в грязь лицом в готовке хинкали, не преминет умилиться чужими детьми и вставить в разговорную речь пару модных исламских словечек.