Православное Рождество Христово. Святки. Как отмечают Святки православные. Что делать на Святки

ъДТБЧУФЧХКФЕ, ДПТПЗЙЕ РПДРЙУЮЙЛЙ!

рТБЧПУМБЧОБС РТЙИПДУЛБС ЗБЪЕФБ
оЙЛПМШУЛЙК ИТБН У. хТЩЧ

дЙБЧПМ ОЕ ПВМБДБЕФ ОЙЛБЛПК УЙМПК Й ЧМБУФША ОБД ЮЕМПЧЕЛПН ЧЕТХАЭЙН, ИПДСЭЙН Ч гЕТЛПЧШ, ЙУРПЧЕДХАЭЙНУС, РТЙЮБЭБАЭЙНУС. (уФБТЕГ рБЙУЙК уЧСФПЗПТЕГ)

ртбчпумбчощк лбмеодбтш

чПУЛТЕУЕОШЕ, 7 сОЧБТС 2007 З. (25 дЕЛ УФ.УФ.)

оЕДЕМС 30-С РП рСФЙДЕУСФОЙГЕ, ЗМБУ 5

(+) тПЦДЕУФЧП зПУРПДБ ОБЫЕЗП йЙУХУБ иТЙУФБ .

ћ пФ 25 ДЕЛБВТС ДП 5 СОЧБТС - уЧСФЛЙ, РПУФБ ОЕФ.

ћ рПЛМПОЕОЙЕ УЧЧ. ЧПМИЧПЧ: нЕМШИЙПТБ, зБУРБТБ Й чБМФБУБТБ.

хФТ. - нЖ., 2 ЪБЮ., I, 18-25.

мЙФ. - зБМ., 209 ЪБЮ., IV, 4-7. нЖ., 3 ЪБЮ., II, 1-12.

ЙЛПОБ РТБЪДОЙЛБ: http://www.days.ru/Images/im1032.htm

БЛБЖЙУФ РТБЪДОЙЛХ http://prilutsk.mrezha.ru/gospod/rozdestvo_akaf.htm

иПФЙФЕ ЮБУФЙЮЛХ тПЦДЕУФЧЕОУЛПЗП ОБУФТПЕОЙС, ХУФБОПЧЙФЕ

ПВПЙ ДМС тБВПЮЕЗП УФПМБ ОБ УЧПЈН ЛПНРШАФЕТЕ, ЛБТФЙОБ тПЦДЕУФЧБ У ПЦЙЧМЕООП НЕТГБАЭЙНЙ ЪЧЕЪДБНЙ ОБ ОПЮОПН ОЕВЕ.уЛБЮБФШ:

дМС ЬЛТБОБ У ТБЪТЕЫЕОЙЕН 800x600

http://www.vera.mrezha.ru/archive/rzhdstvo-screen%20800x600.zip

дМС ЬЛТБОБ У ТБЪТЕЫЕОЙЕН 1024x768

http://www.vera.mrezha.ru/archive/rzhdstvo-screen%201024x768.zip

йОУФТХЛГЙС РП ХУФБОПЧЛЕ - Ч zip-ЖБКМЕ Ч readme.txt

лБЛ РТПЧПДЙФШ УЧСФЛЙ

дЧЕОБДГБФШ ДОЕК РПУМЕ РТБЪДОЙЛБ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ ОБЪЩЧБАФ УЧСФЛБНЙ, ФП ЕУФШ УЧСФЩНЙ ДОСНЙ, ФБЛ ЛБЛ ЬФЙ ДЧЕОБДГБФШ ДОЕК ПУЧСЭЕОЩ ЧЕМЙЛЙНЙ УПВЩФЙСНЙ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ.

ч РЕТЧЩЕ ФТЙ ЧЕЛБ ИТЙУФЙБОУФЧБ, ЛПЗДБ ЗПОЕОЙС НЕЫБМЙ УЧПВПДЕ ИТЙУФЙБОУЛПЗП вПЗПУМХЦЕОЙС, Ч ОЕЛПФПТЩИ ЧПУФПЮОЩИ гЕТЛЧБИ РТБЪДОЙЛ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ УПЕДЙОСМУС У РТБЪДОЙЛПН лТЕЭЕОЙС РПД ПВЭЙН ОБЪЧБОЙЕН вПЗПСЧМЕОЙС. рБНСФОЙЛПН ДТЕЧОЕЗП УПЕДЙОЕОЙС тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ Й уЧСФПЗП вПЗПСЧМЕОЙС СЧМСЕФУС УПЧЕТЫЕООПЕ УИПДУФЧП Ч ПФРТБЧМЕОЙЙ ЬФЙИ РТБЪДОЙЛПЧ, ДПЫЕДЫЕЕ Й ДП ОБЫЙИ ЧТЕНЕО. лПЗДБ ЦЕ ЬФЙ РТБЪДОЙЛЙ ВЩМЙ ТБЪДЕМЕОЩ, ФП РТБЪДОПЧБОЙЕ ТБУРТПУФТБОЙМПУШ ОБ ЧУЕ ДОЙ, РТПНЕЦХФПЮОЩЕ ПФ 25 ДЕЛБВТС ДП 6 СОЧБТС, Й ЬФЙ ДОЙ ЛБЛ ВЩ УПУФБЧЙМЙ ПДЙО ДЕОШ РТБЪДОЙЛБ. ч ОБТПДЕ ЬФЙ ДОЙ ОБЪЩЧБАФ УЧСФЩНЙ ЧЕЮЕТБНЙ, РПФПНХ ЮФП РП ДТЕЧОЕНХ ПВЩЮБА РТБЧПУМБЧОЩЕ ИТЙУФЙБОЕ РТЕЛТБЭБАФ УЧПЙ ДОЕЧОЩЕ ДЕМБ ЧЕЮЕТПН, Ч ЧПУРПНЙОБОЙЕ УПВЩФЙК тПЦДЕУФЧБ Й лТЕЭЕОЙС уРБУЙФЕМС, ВЩЧЫЙИ Ч ОПЮОПЕ ЙМЙ ЧЕЮЕТОЕЕ ЧТЕНС.

уЧСФЙФШ ДЧЕОБДГБФШ ДОЕК РПУМЕ РТБЪДОЙЛБ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ гЕТЛПЧШ ОБЮБМБ У ДТЕЧОЙИ ЧТЕНЕО. хЦЕ Ч ГЕТЛПЧОПН ХУФБЧЕ РТЕРПДПВОПЗП уБЧЧЩ пУЧСЭЕООПЗП (ХНЕТ Ч 530 ЗПДХ), Ч ЛПФПТЩК ЧПЫМЙ ЕЭЕ ВПМЕЕ ДТЕЧОЙЕ ЮЙОПРПМПЦЕОЙС, РЙЫЕФУС, ЮФП ЧП ДОЙ УЧСФПЛ "ОЙЛБЛПЦЕ РПУФ, ОЙЦЕ ЛПМЕОПРТЕЛМПОЕОЙС ВЩЧБАФ, ОЙЦЕ Ч ГЕТЛЧЙ, ОЙЦЕ Ч ЛЕМЙК", Й ЧПЪВТБОЕОП УПЧЕТЫБФШ УЧСЭЕООПДЕКУФЧЙЕ ВТБЛБ.

чФПТЩН фХТПОУЛЙН уПВПТПН Ч 567 ЗПДХ ЧУЕ ДОЙ ПФ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ ДП вПЗПСЧМЕОЙС ОБЪЧБОЩ РТБЪДОЙЮОЩНЙ.

нЕЦДХ ФЕН УЧСФПУФШ ЬФЙИ ДОЕК Й ЧЕЮЕТПЧ УЕКЮБУ ОБТХЫБЕФУС РТЙЪЩЧБНЙ Л ПВЩЮБСН СЪЩЮЕУЛЙИ РТБЪДОЕУФЧ. у ЬЛТБОПЧ ФЕМЕЧЙЪПТПЧ, РП ТБДЙП, ЙЪ ЗБЪЕФ, ОБН ЧОХЫБАФ, ЮФП ОБ тХУЙ Ч ДОЙ УЧСФПЛ ВЩМЙ РТЙОСФЩ ЗБДБОЙС, ЙЗТЙЭБ У РЕТЕПДЕЧБОЙЕН, ОБТПДОЩЕ ЗХМСОЙС. гЕТЛПЧШ, ЪБВПФСУШ П ОБЫЕК ЮЙУФПФЕ, ЧУЕЗДБ ЪБРТЕЭБМБ ЬФЙ УХЕЧЕТЙС. ч РТБЧЙМБИ ЫЕУФПЗП чУЕМЕОУЛПЗП уПВПТБ ЗПЧПТЙФУС: "рТЙВЕЗБАЭЙЕ Л ЧПМЫЕВОЙЛБН, ЙМЙ ДТХЗЙН РПДПВОЩН, ЮФПВЩ ХЪОБФШ ПФ ОЙИ ЮФП-МЙВП УПЛТПЧЕООПЕ, УПЗМБУОП У РТЕЦОЙНЙ ПФЕЮЕУЛЙНЙ П ОЙИ РПУФБОПЧМЕОЙСНЙ, ДБ РПДМЕЦБФ РТБЧЙМХ ЫЕУФЙМЕФОЕК ЕРЙФЙНЙК. фПК ЦЕ ЕРЙФЙНЙК ОБДМЕЦЙФ РПДЧЕТЗБФШ Й ФЕИ, ЛПФПТЩЕ РТПЙЪЧПДСФ ЗБДБОЙС П УЮБУФШЕ, УХДШВЕ, ТПДПУМПЧЙЙ, Й НОПЦЕУФЧП ДТХЗЙИ РПДПВОЩИ ФПМЛПЧ, ТБЧОП Й ФБЛ ЙНЕОХЕНЩИ ПВМБЛПЗПОЙФЕМЕК, ПВБСФЕМЕК, ДЕМБФЕМЕК РТЕДПИТБОЙФЕМШОЩИ ФБМЙУНБОПЧ Й ЛПМДХОПЧ. ъБЛПУОЕЧБАЭЙИ ЦЕ Ч ЬФПН Й ОЕ ПФЧТБЭБАЭЙИУС ПФ ЬФЙИ РБЗХВОЩИ Й СЪЩЮЕУЛЙИ ЧЩНЩУМПЧ ПРТЕДЕМСЕН УПЧУЕН ЙЪЧЕТЗБФШ ЙЪ гЕТЛЧЙ, ЛБЛ УЧСЭЕООЩЕ РТБЧЙМБ РПЧЕМЕЧБАФ. йВП ЛБЛПЕ ПВЭЕОЙЕ РТБЧЕДОПУФЙ У ВЕЪЪБЛПОЙЕН? юФП ПВЭЕЗП Х УЧЕФБ У ФШНПА? лБЛПЕ УПЗМБУЙЕ НЕЦДХ иТЙУФПН Й чЕМЙБТПН? (2 лПТ. 6, 14-16). фБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ ЛБМЕОДЩ (ФП ЕУФШ СЪЩЮЕУЛЙЕ РТБЪДОПЧБОЙС РЕТЧПЗП ДОС ЛБЦДПЗП НЕУСГБ). вПФБ (СЪЩЮЕУЛПЕ РТБЪДОПЧБОЙЕ рБОХ), чТХНБМЙС (РТБЪДОПЧБОЙЕ СЪЩЮЕУЛПНХ ВПЦЕУФЧХ - чБЛИХ) Й ОБТПДОПЕ УВПТЙЭЕ Ч РЕТЧЩК ДЕОШ НБТФБ ЦЕМБЕН УПЧУЕН ЙУФПТЗОХФШ ЙЪ ЦЙФЙС ЧЕТОЩИ. фБЛЦЕ Й ЧУЕОБТПДОЩЕ РМСУЛЙ, НПЗХЭЙЕ РТЙЮЙОЙФШ ЧЕМЙЛЙК ЧТЕД Й РБЗХВХ, ТБЧОП Й Ч ЮЕУФШ ВПЗПЧ, ЛПФПТЩИ ФБЛ МПЦОП ОБЪЩЧБАФ ЬММЙОЩ, РМСУЛЙ Й ПВТСДЩ, РТПЙЪЧПДЙНЩЕ НХЦЮЙОБНЙ Й ЦЕОЭЙОБНЙ, УПЧЕТЫБЕНЩНЙ РП УФБТЙООПНХ Й ЮХЦДПНХ ИТЙУФЙБОУЛПЗП ЦЙФЙС ПВТСДХ, ПФЧЕТЗБЕН Й ПРТЕДЕМСЕН: ОЙЛПНХ ЙЪ НХЦЕК ОЕ ПДЕЧБФШУС Ч ЦЕОУЛХА ПДЕЦДХ, ОЕ УЧПКУФЧЕООХА НХЦХ; ОЕ ОПУЙФШ НБУПЛ. рПЬФПНХ ФЕИ, ЛПФПТЩЕ ПФОЩОЕ, ЪОБС ЬФП, ДЕТЪОХФ ДЕМБФШ ЮФПМЙВП ЙЪ ЧЩЫЕУЛБЪБООПЗП, ЛМЙТЙЛПЧ - РПЧЕМЕЧБЕН ЙЪЧЕТЗБФШ ЙЪ УЧСЭЕООПЗП УБОБ, Б НЙТСО - ПФМХЮБФШ ПФ ПВЭЕОЙС ГЕТЛПЧОПЗП".

ч уЧСЭЕООПН рЙУБОЙЙ ЗПЧПТЙФУС: "оБ ЦЕОЭЙОЕ ОЕ ДПМЦОП ВЩФШ НХЦУЛПК ПДЕЦДЩ, Й НХЦЮЙОБ ОЕ ДПМЦЕО ПДЕЧБФШУС Ч ЦЕОУЛПЕ РМБФШЕ, ЙВП НЕТЪПЛ РТЕД зПУРПДПН вПЗПН ФЧПЙН ЧУСЛЙК ДЕМБАЭЙК УЙЕ" (чФПТ. 22,5).

рТБЧПУМБЧОПЕ РТБЧЙФЕМШУФЧП тПУУЙКУЛПК ЙНРЕТЙЙ Ч УЧПЙИ ЪБЛПОБИ ЪБРТЕЭБМП "Ч ОБЧЕЮЕТЙЕ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ Й Ч РТПДПМЦЕОЙЕ УЧСФПЛ ЪБЧПДЙФШ, РП УФБТЙООЩН ЙДПМПРПЛМПООЙЮЕУЛЙН РТЕДБОЙСН, ЙЗТЙЭБ Й, ОБТСЦБСУШ Ч ЛХНЙТУЛЙЕ ПДЕСОЙС, РТПЙЪЧПДЙФШ РП ХМЙГБН РМСУЛЙ Й РЕФШ УПВМБЪОЙФЕМШОЩЕ РЕУОЙ".

рПУМЕУМПЧЙЕ ПФ ТЕДБЛФПТБ

еУФШ ДЧБ РПОСФЙЕ "ЛПМСДПЧБФШ" Й "иТЙУФБ УМБЧЙФШ". «лПМСДЛБ» РТПЙУИПДЙФ У ЧТЕНЕО СЪЩЮЕУФЧБ ОБ тХУЙ, ФПЗДБ "ЛПМСДБ" ВЩМБ ЧМЙСФЕМШОЩН ВПЦЕУФЧПН. лПМСДЕ РПУЧСЭБМЙ РТЕДОПЧПЗПДОЙЕ ДОЙ, Ч ЕЕ ЮЕУФШ ХУФТБЙЧБМЙУШ ЙЗТЙЭБ, ЛПФПТЩЕ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ ХЮЙОСМЙ ОБ УЧСФЛБИ. рПУМЕДОЙК РБФТЙБТЫЙК ЪБРТЕФ ОБ РПЛМПОЕОЙЕ "ЛПМСДЕ" ВЩМ ЙЪДБО 24 ДЕЛБВТС 1684 З. лПМСДЛЙ - УЧСФПЮОЩЕ ЗБДБОЙС, Б иТЙУФПУМБЧМЕОЙЕ - УЧСФПЮОЩЕ РЕУОПРЕОЙС ЧП УМБЧХ ТПДЙЧЫЕЗПУС вПЗПНМБДЕОГБ, иТЙУФБ вПЗБ ОБЫЕЗП. "иТЙУФПУ ТБЦДБЕФУС УМБЧШФЕ! иТЙУФПУ У ОЕВЕУ УРХУФЙМУС!" оП УП ЧТЕНЕОЕН ЬФЙ РПОСФЙС ОБМПЦЙМЙУШ ПДОП ОБ ДТХЗПЕ: Й "иТЙУФБ УМБЧЙФШ", Й "ЛПМСДПЧБФШ" Ч РТЕДУФБЧМЕОЙЙ ОЕГЕТЛПЧОЩИ МАДЕК УФБМП ПДОЙН.

ОПЧПУФОБС МЕОФБ ТРГ

учсфп-фйипопчулйк хойчетуйфеф ртпчпдйф пмйнрйбдх дмс ылпмшойлпч

4 ЖЕЧТБМС 2007 ЗПДБ Ч уЧСФП-фЙИПОПЧУЛПН ХОЙЧЕТУЙФЕФЕ РТПКДЕФ ПМЙНРЙБДБ ДМС ЫЛПМШОЙЛПЧ 6-11 ЛМБУУПЧ РП УЕНЙ ОБРТБЧМЕОЙСН:

ПУОПЧЩ ИТЙУФЙБОУФЧБ (ВПЗПУМПЧУЛЙК Й НЙУУЙПОЕТУЛЙК Ж-ФЩ),

ЙУФПТЙС тПУУЙЙ (ЙУФПТЙЮЕУЛЙК Ж-Ф),ТХУУЛЙК СЪЩЛ, МЙФЕТБФХТБ, ЙОПУФТБООЩК СЪЩЛ (ЖЙМПМПЗЙЮЕУЛЙК Ж-Ф),НХЪЩЛБ (Ж-Ф ГЕТЛПЧОПЗП РЕОЙС),ТЙУХОПЛ, ЦЙЧПРЙУШ, ЙУФПТЙС ЙУЛХУУФЧ (Ж-Ф ГЕТЛПЧОЩИ ИХДПЦЕУФЧ),НБФЕНБФЙЛБ (Ж-Ф ЬЛПОПНЙЛЙ Й РТБЧБ)ЪБДБОЙЕ РП РЕДБЗПЗЙЛЕ (РЕДБЗПЗЙЮЕУЛЙК Ж-Ф).

гЕМШ ПМЙНРЙБДЩ уЧСФП-фЙИПОПЧУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ - ЪБЙОФЕТЕУПЧБФШ ХЮБЭЙИУС, РТПВХДЙФШ ЦЕМБОЙЕ УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБФШ УЧПЙ ЪОБОЙС, Б ЗМБЧОПЕ, РПДФПМЛОХФШ Л ВПМЕЕ УЕТШЕЪОЩН ТБЪНЩЫМЕОЙСН П РТБЧПУМБЧЙЙ, УППВЭБЕФ РПТФБМ «тЕМЙЗЙС Й унй».чУЕ ЧПРТПУЩ ПМЙНРЙБДЩ УПУФБЧМЕОЩ ОБ ПУОПЧЕ РТБЧПУМБЧОПЗП НЙТПЧПЪЪТЕОЙС.

оБЮБМП ПМЙНРЙБДЩ Ч 13.00 Й 15.00 (ОБ ЧЩВПТ).

рТПДПМЦЙФЕМШОПУФШ ТБВПФЩ 2 ЮБУБ.

бДТЕУ: ХМ. оПЧПЛХЪОЕГЛБС, Д. 23в.

E-mail: [email protected]

дПРПМОЙФЕМШОХА ЙОЖПТНБГЙА НПЦОП РПМХЮЙФШ ОБ УБКФЕуЧСФП-фЙИПОПЧУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ: http://pstgu.ru/news/coming/2007/02/04/8217/

ртбъдопчбфш тпцдеуфчп итйуфпчп обнетеощ чуе впмшые тпууйсо

лБЛ УППВЭЙМЙ "йОФЕТЖБЛУХ" Ч бОБМЙФЙЮЕУЛПН ГЕОФТЕ аТЙС мЕЧБДЩ, Ч ЬФПН ЗПДХ РТБЪДОПЧБФШ тПЦДЕУФЧП иТЙУФПЧП 7 СОЧБТС РМБОЙТХЕФ ВПМШЫЙОУФЧП ТПУУЙСО - 69%. ьФП ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН ТПУУЙСОЕ НПМПЦЕ 40 МЕФ, У ЧЩУЫЙН ПВТБЪПЧБОЙЕН, ПФОПУЙФЕМШОП ЧЩУПЛЙНЙ ДПИПДБНЙ (ВПМЕЕ 15 ФЩУСЮ ТХВМЕК ОБ ПДОПЗП ЮМЕОБ УЕНШЙ Ч НЕУСГ), ДПНПИПЪСКЛЙ, ХЮБЭЙЕУС Й УФХДЕОФЩ, РТЕДРТЙОЙНБФЕМЙ.

рП ДБООЩН "мЕЧБДБ-гЕОФТБ", Ч 2005 ЗПДХ ОБУФХРМЕОЙЕ тПЦДЕУФЧБ УПВЙТБМЙУШ ПФНЕЮБФШ 60% ТПУУЙСО, Ч 2004-Н - 59%.

дхипчоще веуедщ

гБТШ ЙЪ УБНЩИ ОЙЪПЧ

дМС ВПМШЫЙОУФЧБ МАДЕК тПЦДЕУФЧП - ЬФП ХАФОЩК УЕНЕКОЩК ЧЕЮЕТ РТЙ УЧЕЮБИ, РПДБТЛЙ, УФБТЙООЩЕ ПВЩЮБЙ. уЕЗПДОС НОЕ ИПЮЕФУС РПЗПЧПТЙФШ П ЗМХВЙООПК УХФЙ ЬФПЗП РТБЪДОЙЛБ - РТЙЮЕН ОЕ ФПМШЛП П УБНПН ЖБЛФЕ ЧПРМПЭЕОЙС вПЗБ Ч ЮЕМПЧЕЛБ, ОП Й П ФПН, лбл ЬФП РТПЙУИПДЙМП. ъБЮЕН ЧППВЭЕ уПЪДБФЕМШ ЧУЕМЕООПК ТЕЫЙМ тпдйфшус, ЧНЕУФП ФПЗП, ЮФПВЩ упкфй ОБ ЪЕНМА ЧЪТПУМЩН ЮЕМПЧЕЛПН, ЗПФПЧЩН Л ДЕКУФЧЙСН?

вПЗПЧПРМПЭЕОЙЕ ВЩМП Й ПУФБОЕФУС ЧЕМЙЮБКЫЕК ФБКОПК. лБЛ ВЩ РПМОП ЬФП ОЙ ВЩМП ОБН ПФЛТЩФП, НЩ ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ДП ЛПОГБ ПГЕОЙФШ ХОЙЦЕОЙЕ вПЗБ, УОЙЪПЫЕДЫЕЗП ДП ХТПЧОС ЮЕМПЧЕЛБ, ЛПФПТЩК, ИПФШ Й «ЪЧХЮЙФ ЗПТДП», ОП ФПМШЛП ОЕ Ч УТБЧОЕОЙЙ УП УМБЧПК чУЕЧЩЫОЕЗП. ч вЙВМЙЙ ЗПЧПТЙФУС П ФПН, ЮФП ДМС УРБУЕОЙС МАДЕК, УПЪДБОЙК ЙЪ РМПФЙ Й ЛТПЧЙ, уРБУЙФЕМА ОХЦОП ВЩМП ЧП ЧУЕН ХРПДПВЙФШУС ЙН. чП ЧУЕН - ЧРМПФШ ДП ТПЦДЕОЙС ОБ УЧЕФ НМБДЕОГЕН.

лБЛЙЕ ЦЕ ПУПВЕООПУФЙ Ч ЛПТОЕ ПФМЙЮБАФ ДЕФЕК ПФ ЧЪТПУМЩИ?

чП-РЕТЧЩИ, ЬФП бвупмафобс хсъчйнпуфш. оЕЧПЪНПЦОП ЪБВЩФШ ЮХЧУФЧП, ЛПФПТПЕ ЙУРЩФЩЧБЕЫШ, ЛПЗДБ УНПФТЙЫШ ОБ ОПЧПТПЦДЕООПЗП. пО ФБЛПК НБМЕОШЛЙК Й ИТХРЛЙК! еЗП ВПЙЫШУС ДБЦЕ ВТБФШ ОБ ТХЛЙ. оБ ФЕНЕОЙ «ТПДОЙЮПЛ» - УФТБЫОП РПДХНБФШ, ЮФП Ч ЬФПН НЕУФЕ НПЪЗ ТЕВЕОЛБ ПФДЕМЕО ПФ ЧОЕЫОЕК УТЕДЩ ЧУЕЗП МЙЫШ ФПОЛПК ЛПЦЙГЕК.

оПЦЛЙ Й ТХЮЛЙ НБМЩЫБ ОЕ ДМЙООЕЕ ЧБЫЕК МБДПОЙ, Б ЛПЦБ ОБУФПМШЛП ОЕЦОБС, ЮФП ЕЕ НПЦЕФ РПЧТЕДЙФШ ДБЦЕ ОЕДПУФБФПЮОП НСЗЛБС РЕМЕОЛБ ЙМЙ ЫЧЩ ОБ ПДЕЦДЕ.

лПЗДБ НПЕЗП НМБДЫЕЗП УЩОБ РТЙОЕУМЙ ДПНПК ЙЪ ТПДДПНБ, ЕЗП УФБТЫЙК ВТБФЙЫЛБ, ЛПФПТПНХ Л ФПНХ ЧТЕНЕОЙ ЙУРПМОЙМУС ЗПД, ЕУФЕУФЧЕООП, ЙУРЩФЩЧБМ Л ОЕНХ ЦЙЧЕКЫЙК ЙОФЕТЕУ. пДОБЦДЩ ЕНХ ХДБМПУШ ДПФСОХФШУС ДП РБМШЮЙЛПЧ ОПЗ УЧПЕЗП НМБДЫЕЗП ВТБФЙЛБ, Й ПО ЮХФШ ОЕ ЧЩТЧБМ ЙИ «У ЛПТОЕН».

оПЧПТПЦДЕООЩК йЙУХУ ВЩМ ВЩ ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ЪБЭЙФЙФШ УЕВС ДБЦЕ ПФ ЗПДПЧБМПЗП ТЕВЕОЛБ. й ЬФП фПФ, ЛПНХ ВЩМП РТЕДОБЪОБЮЕОП УХДЙФШ ЧУА ЧУЕМЕООХА, фПФ, РЕТЕД ЛЕН ПДОБЦДЩ У ФТЕРЕФПН РТЕДУФБОХФ УБНЩЕ УЙМШОЩЕ Й ЗПТДЩЕ Й, ПЦЙДБС ПФ оЕЗП ТЕЫЕОЙС УЧПЕК УХДШВЩ, ВХДХФ РТПУЙФШ ЗПТЩ Й ИПМНЩ РБУФШ ОБ ОЙИ Й УЛТЩФШ ЙИ ПФ еЗП ЗОЕЧБ (пФЛТ.6:15-17).

лТПНЕ БВУПМАФОПК ХСЪЧЙНПУФЙ, ДЕФЕК ПФМЙЮБЕФ ПФ ЧЪТПУМЩИ РПМОПЕ пфухфуфчйе ъобойс. оПЧПТПЦДЕООЩК ЕЭЕ ОЕ ЙНЕЕФ ОЙ ЪОБОЙК П НЙТЕ, ОЙ ПРЩФБ. еНХ ФПМШЛП РТЕДУФПЙФ ЙИ РТЙПВТЕФБФШ. й ФБЛЙН ЦЕ ВЩМ фПФ, «Ч ЛПФПТПН УПЛТЩФЩ ЧУЕ УПЛТПЧЙЭБ РТЕНХДТПУФЙ Й ЧЕДЕОЙС» (лПМ. 2:3), лФП, ВХДХЮЙ вПЗПН Й фЧПТГПН ЧУЕЗП, ЪОБМ ПФЧЕФЩ ОБ ЧУЕ ЧПРТПУЩ ХЮЕОЩИ Й НЩУМЙФЕМЕК РТПЫМПЗП Й ВХДХЭЕЗП, ПФЧЕФЩ ДБЦЕ ОБ ФЕ ЧПРТПУЩ, ЛПФПТЩЕ ФБЛ ОЙЛПЗДБ Й ОЕ ВХДХФ ЪБДБОЩ. рПДХНБФШ ФПМШЛП - ЧУЕЧЕДХЭЙК вПЗ, ЛПЗДБ ТПДЙМУС Ч НЙТ, ОЕ ЪОБМ ДБЦЕ, ЛБЛ ХРТБЧМСФШ УПВУФЧЕООЩНЙ ТХЛБНЙ.

фТЕФШС ПФМЙЮЙФЕМШОБС ПУПВЕООПУФШ - рпмобс ъбчйуйнпуфш пф плтхцбаэйи. фПФ, ПФ лПЗП ЪБЧЙУЙФ ЛБЦДЩК ХДБТ ОБЫЕЗП УЕТДГБ, УДЕМБМУС БВУПМАФОП Й ЧП ЧУЕН ЪБЧЙУЙНЩН ПФ ФЕИ, ОБ ЮШЕН РПРЕЮЕОЙЙ ОБИПДЙМУС. й ЬФП фПФ, П лПН ОБРЙУБОП «ЧУЕ ПОЙ ПФ фЕВС ПЦЙДБАФ, ЮФПВЩ фЩ ДБМ ЙН РЙЭХ ЙИ Ч УЧПЕ ЧТЕНС. дБЕЫШ ЙН - РТЙОЙНБАФ; ПФЧЕТЪБЕЫШ ТХЛХ фЧПА - ОБУЩЭБАФУС ВМБЗПН. уПЛТПЕЫШ МЙГЕ фЧПЕ - НСФХФУС; ПФОЙНЕЫШ ДХИ ЙИ - ХНЙТБАФ, Й Ч РЕТУФШ УЧПА ЧПЪЧТБЭБАФУС. рПЫМЕЫШ ДХИ фЧПК - УПЪЙДБАФУС, Й фЩ ПВОПЧМСЕЫШ МЙГЕ ЪЕНМЙ» (рУ.103:27-30). нБМП ФПЗП, ЮФП Х ЧУЕНПЗХЭЕЗП гБТС ОЕВЕУ РПСЧЙМЙУШ ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ОХЦДЩ, пО ДБЦЕ ОЕ ВЩМ УРПУПВЕО УБНПУФПСФЕМШОП ЙИ ХДПЧМЕФЧПТСФШ.

б ЮФП ВЩМП ДП ЧПРМПЭЕОЙС? лБЛ ЦЙМ уЩО вПЦЙК ДП ФПЗП, ЛБЛ РТЙЫЕМ Л ОБН ОБ ъЕНМА?

рПНОЙФЕ НХМШФЖЙМШН «рТЙОГ еЗЙРФБ»? юЕН ЪБОЙНБМУС нПЙУЕК, ЛПЗДБ ЦЙМ ЧП ДЧПТГЕ ЖБТБПОБ? еНХ ВЩМЙ ДПУФХРОЩ МХЮЫЕЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ ОБ РМБОЕФЕ, УБНЩЕ ЙЪЩУЛБООЩЕ ОБУМБЦДЕОЙС Й ТБЪЧМЕЮЕОЙС, ЗПМПЧПЛТХЦЙФЕМШОПЕ ВХДХЭЕЕ РПД ЛТЩМПН РТБЧЙФЕМС НЙТПЧПК УЧЕТИДЕТЦБЧЩ. чУЕ ЧПЛТХЗ, ЛБЪБМПУШ, УХЭЕУФЧХЕФ ФПМШЛП ДМС ОЕЗП.

оП ДБЦЕ ФБЛПЕ ЧЕМЙЛПМЕРЙЕ ФТХДОП УТБЧОЙФШ У ФЕН РПМПЦЕОЙЕН, ЛПФПТПЕ ЪБОЙНБМ иТЙУФПУ. еДЙОПТПДОЩК уЩО вПЦЙК. чуе йН Й ДМС оЕЗП УПФЧПТЕОП (лПМ. 1:15-16), ПФ ЛЧБТЛПЧ Й ЬМЕНЕОФБТОЩИ ЮБУФЙГ, НЙММЙБТДЩ ЛПФПТЩИ УРПУПВОЩ ХНЕУФЙФШУС ОБ ПУФТЙЕ ЙЗПМЛЙ - ДП ЗБМБЛФЙЛ УП ЪЧЕЪДОЩНЙ УЛПРМЕОЙСНЙ, ОЕЧППВТБЪЙНП ПЗТПНОЩНЙ ТБУЛБМЕООЩНЙ ЗБЪПЧЩНЙ ЫБТБНЙ ЛЧБЪБТПЧ. чуе! уЩО чУЕНПЗХЭЕЗП...

рПУМЕ ФБЛЙИ ЧЩУПФ РПЮЕНХ иТЙУФХ ЧУЕ ЦЕ ОХЦОП ВЩМП РТЙКФЙ Ч НЙТ РПДПВОЩН ПВТБЪПН, ХОЙЪЙФШ УЕВС ДБЦЕ РП УТБЧОЕОЙА УП ЧЪТПУМЩНЙ, УФБЧ НМБДЕОГЕН?

ьФП ВЩМП ОЕПВИПДЙНП ДМС ОБЫЕЗП УРБУЕОЙС.

«с ЧУЕЗДБ ДЕМБА ФП, ЮФП еНХ (пФГХ) ХЗПДОП», - УЛБЪБМ йЙУХУ (йО. 8:29). юФП ЦЕ ВЩМП ХЗПДОП пФГХ? фП, ЮФПВЩ еЗП уЩО ОЕ РТПУФП РПОЕУ ОБЛБЪБОЙЕ ЪБ ЗТЕИ ЧНЕУФП ОБУ, Б РТПЦЙМ ГЕМХА ПФДЕМШОХА ЦЙЪОШ Ч ПВТБЪЕ ЮЕМПЧЕЛБ. иТЙУФПУ ПЛБЪБМУС УРПУПВОЩН ОБ ФБЛХА МАВПЧШ. дП ЛПОГБ ЧПЪМАВЙЧ пФГБ Й ЧУЕИ ОБУ, пО ОЕ РПЮЙФБМ УЧПА ВПЦЕУФЧЕООПУФШ ЮЕН-ФП, ПФ ЮЕЗП ОЕ НПЗ ПФЛБЪБФШУС. оЙЛФП ОЕ РПУНЕЕФ ХФЧЕТЦДБФШ, ЮФП ПО РТПУФП УРХУФЙМУС У ЛПНЖПТФБВЕМШОЩИ ОЕВЕУ, ТБЪТЕЪБМ МЕОФПЮЛХ РПД БРМПДЙУНЕОФЩ УПВТБЧЫЙИУС, РПЛТБУПЧБМУС РЕТЕД ЛБНЕТБНЙ Й ВЩМ ФБЛПЧ. ч УМХЮБЕ У иТЙУФПН ТЕЮШ ЙДЕФ ОЕ П ЛПТПФЛПН ЬРЙЪПДЕ, Б П ГЕМПК ЦЙЪОЙ - ПФ ТПЦДЕОЙС ДП УНЕТФЙ. йНЕООП ЬФБ ОБУФПСЭБС ЪЕНОБС ЦЙЪОШ УДЕМБМБ еЗП ОБЫЙН ъБЭЙФОЙЛПН Й иПДБФБЕН, УРПУПВОЩН ОБУ РПОЙНБФШ Й УПЮХЧУФЧПЧБФШ, ФБЛ ЛБЛ Й пО УБН РТПЫЕМ ЮЕТЕЪ ЙУРЩФБОЙС Й ЙУЛХЫЕОЙС, РПДПВОЩЕ ФЕН, ЛПФПТЩЕ НЩ ЧУФТЕЮБЕН ОБ УЧПЕН ЦЙЪОЕООПН РХФЙ. уМБЧБ еНХ Й ИЧБМБ!

Есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня Крещения Господня включительно 19 января.

На период Святок приходятся три праздника - Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.

Об истоках традиций

История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.

Что делать на Святки

Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.

К Святкам, 6 января, заканчивается Рождественский пост . В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику Рождества Христова , который отмечают 7 января.

В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились.

7 января празднуют Рождество и включают в застолье мясные блюда. Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте .


Л. Соломаткин. «Славильщицы», 1868 г.

Как отмечают Святки православные

Святочные колядования - один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения - первые три дня Рождества (включая Сочельник, но чаще - рано поутру на Рождество), а также в канун и первый день старого Нового года (ночь с 13 на 14 января); канун Крещения.


Колядование включает исполнение благожелательных песен - колядок , славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие - чаще детвора - небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив – требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.

Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».

Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд – христославление . Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда (чаще всего это были дети либо молодежь) ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка – символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.

Традиции Святок включают также церемонию посевания . Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей.


Ольга Кваша. Колядки. 1976 г.

В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.

Чем угощают во время Рождественских Святок

Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении – скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги , а также традиционную кутью (в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник) - это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна (пшеницы, ячменя, пшена) с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром – напитком из сухофруктов, подслащенным медом.

Январь – время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное – из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.

Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка – его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу.

Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер

Как украшают дома

В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи – их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.

В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.


Константин Маковский. «Святочные гадания», 1890-ые

Святочные гадания


Церковь не одобряет святочные гадания. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой

В пору Святок было принято гадать о будущем . То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении – приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего – в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье.

Окончание Святок 19 января

Заканчивались Рождественские Святки в день Крещения Господня – 19 января (другие названия - Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду – для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках – как вольных, так и невольных.


В ожидании Крестного хода на Богоявление. 1898 г. Автор неизвестен

Как отмечают праздник католики

Католической церковью этот период именуется Рождественским временем. Он длится от сочельника Рождества (вечер 24 декабря) до дня Крещения Господня (первое воскресенье после торжества Богоявления). Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы.

Весь этот период считается очень торжественным: духовенство появляется на литургиях в кипенно-белых праздничных облачениях. В последний день Святок – 6 января – католики устраивают Карнавал. Его кульминация обычно приходится на три дня, предваряющие Великий пост. И хотя сроки этих торжеств строго регламентированы церковным календарем, по сути празднества тесно связаны с язычеством – с проводами зимушки-зимы и встречей долгожданной весны.

Святки – это период от Рождества Христова до Крещения Господня. Это период радости и веселья, массовых гуляний и народных традиций. Как правильно, «по-православному», провести святки? Какие святочные традиции соблюдать нужно, а какие нет? Какие из них соответствуют церковному Преданию, а какие имеют откровенно языческое происхождение? Давайте разбираться.

Достойно встретить Рождество

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, цель которого – подготовить верующих к достойной встрече родившегося в мир Спасителя. Ушедший XX век усугубил этот пост тем, что теперь он стал включать в себя и столь любимый многими Новый год. Но вот и это искушение пройдено. Как встречать Рождество?

Самое важное в праздновании дат церковного календаря – это участие в богослужении. Нельзя быть христианином «в душе», мы должны реализовывать свою веру делами, молитвой и, самое главное, участием в таинстве Евхаристии. Приходите на Рождество в храм, исповедуйтесь, причаститесь – вот главное, что необходимо сделать в этот праздник.

Нести свет Рождества

Господь говорил в Евангелии о милосердии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Православные христиане, «свет миру», призваны помогать ближнему. К сожалению, в нашем мире есть люди, лишенные крова, больные и обездоленные. Постарайтесь в эти дни навестить не только родственников и друзей, но и тех, кому очень важно внимание и забота. Ведь свет Христова Рождества должен сиять в этом мире для всех!

Не впадайте в крайности

Апостол Павел пишет, что «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Радоваться и веселиться – хорошо и полезно каждому человеку, в том числе и православному. Но надо знать во всём меру. Объестся мясом после поста – это уже не радость, а крайность. Равно как недопустимой для православного христианина крайностью является злоупотребление алкоголем.

Сейчас во многих городах проходят «народные гулянья». И тут надо быть бдительным: насколько эти мероприятия вообще допустимы для православного человека?

Не гадайте

Святки – это особое время борьбы добра и зла. Лукавые силы, постоянно искушающие человека, не дремлют и особенно активно «работают» в это время. Любое гадание по своей сути является обращением к бесам. И именно в святки бесы активно «отвечают» на вопросы всяких гадателей и прорицателей. Гадание – это не народная «забава», гадание – это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам.

Всем, кто хочет погадать на святках (да и вообще в любое время), напомню 61 правило VI Вселенского собора, которое гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов».

Такие вот последствия у «безобидной народной забавы».

Колядовать или нет?

Еще одной народной традицией является колядование, то есть хождение по домам со славлением родившегося Христа и, само собой, получением подарков. С одной стороны, прекрасная традиция. Люди ходят по домам, поздравляют друг друга, поют и веселятся.

Но колядка колядке рознь. Есть очень хорошие и абсолютно христианские тексты. Как правило, это или сами церковные песнопения, или же тексты, написанные по их мотивам. Но есть колядки с явно нехристианским содержанием. Например:

Кто даст пирога ,
Тому двор живота ,
Овин с овсом ,
Жеребца с хвостом .
Кто не даст пирога ,
Тому куричья нога ,
Гроб да лопата ,
Корова горбата !

Согласитесь, в высшей степени странный текст, особенно в день Рождества Христова! Просто какие-то проклятия, как бы сказали сейчас, «наведение порчи».

Еще одна вещь, которая смущает православного христианина в колядках. Все-таки славление Христа по домам – это шествие христиан. Есть странная традиция надевать самые странные и страшные наряды: вывернутые шубы, козлиные головы и рога и многие другие атрибуты, прямо ассоциирующиеся с лукавыми силами. Такое «колядование» – это уже не прославление Христа, а настоящий парад нечисти!

Всегда радуйтесь

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18) – говорит нам Священное Писание. Всех ещё и ещё раз с великой радостью Рождества Христова! Главное только, в любой радости быть внимательным. Иначе можно «по случайности» предать родившегося в мир Спасителя.

Сегодня Новый год - это ставший уже анекдотом салат «Оливье» (кстати, с настоящим «Оливье» имеющий мало общего), разгуляй до утра с неизменной головной болью на следующий день - вернее, вечер, канонады из пиротехники… Елки ставятся в городах чуть не в первых числах ноября, и тогда же повсеместно в изобилии появляется очередной «символ года» - уродливое животное, обрастающее тут же своей сомнительной мифологией. К Рождеству, которое по календарному казусу оказалось посленовогодним праздником, все подарки подарены, разносолы съедены, елки осыпались…

А как традиционно в России праздновали - главный зимний праздник - и ? Об этом нам напоминает статья из журнала «Живая история» (2015. № 7), выпускаемого Музеем современной истории России.

Рождество

В полях сугробы снеговые,
Но брось же, колокол, свой крик -
Родился Иисус; - Мария
Над Ним склоняет милый лик.
Узорный полог не устроен
Дитя от холода хранить,
И только свесилась с устоев
Дрожащей паутины нить.
Дрожит под легким одеяньем
Ребенок крохотный - Христос,
Осел и бык, чтоб греть дыханьем,
К Нему склонили теплый нос.
На крыше снеговые горы,
Сквозь них не видно ничего…
И в белом ангельские хоры
Поют крестьянам: «Рождество!»

Теофиль Готье, 1861. Пер. Николая Гумилева

Святки

Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством (25 декабря по действовавшему тогда ), затем - Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем (1 января), и наконец Крещение (6 января).

В старину готовились к праздникам заранее, самый главный день подготовки приходился на Сочельник - 24 декабря. Даже в нерелигиозных семьях, где пост соблюдался нестрого, в Сочельник обычно постились. В купеческих и мещанских домах пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до «первой звезды».

После богослужения простой люд традиционно отправлялся колядовать, то есть ходить по соседским домам с песнями, прославляющими Рождество Спасителя. Само название - колядки - имеет гораздо более древнее происхождение: оно восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Теперь колядками славили Христа и, как в древности, желали хозяину дома богатства и благополучия. Впрочем, коренные москвичи не употребляли слова «колядовать» - говорили «славить». Каждая семья ожидала христославов, приготавливая для них угощение. Обычно это были «козули» - пряники в форме коровы или козы, которые символизировали животных, находившихся в хлеву во время рождения Иисуса Христа.

Каждый считал посещение церкви в Рождество своим не только личным, но и общественным долгом

В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота - билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом.

Новогодняя елка

Главный реформатор новогодних гуляний в России - Петр I - ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями. Обычай же наряжать рождественскую елку появился значительно позднее - в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи. Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность.

К концу XIX века предписания Петра I об украшении домов хвойными ветками не соблюдались. Единственными зданиями, где эта традиция сохранилась, были, как ни странно, кабаки. Перед Новым годом у ворот питейных заведений или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Этот обычай продержался в течение XVIII и XIX веков. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному - флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды.

Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично - после всенощной, либо до всенощной

В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве располагался на Театральной площади (прямо перед Большим театром). Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично - после всенощной, либо до всенощной. После того как празднество заканчивалось, игрушки снимали с елки и раздавали детям. Как писала столичная пресса, один из петербургских богачей заказал «искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материею и лентами… Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви - цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей заиграла музыка. По окончании вечера пустили детей срывать с елки все то, что висело на ней. Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы: они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи».

Детские подарки под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества. Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели. Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники и печенье (часто по-прежнему в форме животных) сменили обязательные во времена средневековья вафли. Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.

Рождественские гуляния

До революции выходными - не рабочими - днями были 25 и 26 декабря, 1 и 6 января. Промежуточные дни были рабочими. В первый день Рождества и на 1 января у всех сословий в обычае были походы друг к другу «с поздравлением». В дворянской среде был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты: представители знати «при полном параде» совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев. И если для одних это был один из вариантов развлечения, то для других такой обычай стал «праздничной повинностью». Эту сторону с юмором и даже сарказмом описал Антон Чехов в своих рассказах «Новогодняя пытка» и «Новогодние великомученики».

«В приемном покое, полежав часа полтора и выпив целую склянку валерьяны, чиновник приходит в чувство… Узнают, что он титулярный советник Герасим Кузьмич Синклетеев.

Что у вас болит? - спрашивает его полицейский врач.

С Новым годом, с новым счастьем… - бормочет он, тупо глядя в потолок и тяжело дыша.

И вас также… Но… что у вас болит? Отчего вы упали? Припомните-ка! Вы пили что-нибудь?

Не… нет…

Но отчего же вам дурно сделалось?

Ошалел-с… Я… я визиты делал…

Много, стало быть, визитов сделали?

Не… нет, не много-с… От обедни пришедши… выпил я чаю и пошел к Николаю Михайлычу… Тут, конечно, расписался… Оттеда пошел на Офицерскую… к Качалкину… Тут тоже расписался… Еще помню, тут в передней меня сквозняком продуло… От Качалкина на Выборгскую сходил, к Ивану Иванычу… Расписался…

Еще одного чиновника привезли! - докладывает городовой.

От Ивана Иваныча, - продолжает Синклетеев, - к купцу Хрымову рукой подать… Зашел

Поздравить… с семейством… Предлагают выпить для праздника… А как не выпить? Обидишь, коли не выпьешь… Ну, выпил рюмки три… колбасой закусил… Оттеда на Петербургскую сторону к Лиходееву… Хороший человек

И все пешком?

Пешком-с… Расписался у Лиходеева… От него пошел к Пелагее Емельяновне… Тут завтракать посадили и кофеем попотчевали. От кофею распарился, оно, должно быть, в голову и ударило… От Пелагеи Емельяновны пошел к Облеухову… Облеухова Василием звать, именинник… Не съешь именинного пирога - обидишь…»

К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником - отправить почтовую открытку

К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником - отправить почтовую открытку. Сразу возникла традиция дарения открыток. Первая такая открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет отечественный рынок был заполнен сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе.

На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах, где давались незамысловатые представления. В Петербурге они располагались в основном на Царицыном лугу или на Марсовом поле, в Москве - под Новинским монастырем (район нынешнего Новинского бульвара), потом переместились на Девичье поле (сейчас это Хамовники). В Москве на Соборной площади появлялась традиционная елка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьевых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. Так, если в период новогодних празднеств в Москве гостил император, главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце в первых числах января.

Традицию новогодних фейерверков на Воробьевых горах еще в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на нынешней улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей.

Со временем Новый год стал «обрастать» своими традициями. Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своем хозяйстве. А вот традиция пить шампанское, как гласит легенда, появилась после разгрома наполеоновской армии. В 1813 году русскими были опустошены винные погреба мадам Клико. Мадам не очень-то этому противилась и вроде бы даже сказала, что «Россия покроет убытки». Это действительно и произошло, так как вино Дома Клико оказалось превосходным и его часто стали выписывать в Россию. Французское шампанское «Мадам Клико» с тех пор стало неизменным атрибутом новогодних празднеств.

Нарядные колядующие ходили по домам, пели хозяевам колядки, поздравляли с Рождеством и получали в благодарность сладости или деньги. С удовольствием в этих забавах участвовали дети, которые учили колядки. Говорили: чем больше колядующих посетило дом, тем благополучнее будет год.

Любили на Руси святочные дни и за гадания - наиболее благоприятными днями для того, чтобы узнать свое будущее, у незамужних девушек считались рождественский, васильевский (под старый Новый год) и крещенский вечера.

О религиозном смысле каждого дня православных Святок для «Волгоградской правды.ру» рассказал протоиерей Олег КИРИЧЕНКО.

6 января, суббота. Рождественский сочельник. Сочельник - последний и самый строгий день Рождественского поста. Благочестивые русские традиции рекомендуют отказаться в этот день от приема пищи до первой звезды - символа звезды Вифлеемской и вестницы рождения Христа. Есть разрешено только сочиво - кашу из пшеницы с медом, орехами и фруктами и взвар - компот из сухофруктов.

7 января, воскресенье. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В ночь на 7 января заканчивается 40-дневный Рождественский пост и наступает праздник Светлого Рождества Христова. Согласно Евангелию, Иисус родился во времена правления римского императора Октавиана Августа в иудейском городе Вифлееме в семье престарелого плотника Иосифа Обручника из Назарета и девы Марии.

Святое семейство прибыло в Вифлеем для участия в переписи населения, но из-за отсутствия места в гостинице ночевало в пещере, которая использовалась как хлев для укрытия скота от непогоды. Во время рождения Христа взошла Вифлеемская звезда, которая указала путь волхвам (мудрецам, царям) с востока. Первыми пришли поклониться Христу пастухи, которым об этом событии возвестил ангел, затем волхвы. Волхвы преподнесли Христу дары - золото, ладан и смирну.

Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод велел провести избиение детей в возрасте до двух лет, но Христос был чудом спасен от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти Ирода.

12 последующих дней после Рождества называются святыми днями, или Святками.Пост в эти дни отменяется. Святки - это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на Святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6,36).

8 января, понедельник. Собор Пресвятой Богородицы. На следующий день после праздника Рождества Христова православная церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием промысла, родившей Спасителя.

К первому воскресенью после праздника Рождества Христова приурочена также память Давида-пророка, Иосифа Обручника и св. апостола Иакова Праведного, брата Господня, также наименованных Богоотцами. Это воскресенье получило название «неделя Богоотцов».

9 января, вторник. Ап. первомч. и архидиакона Стефана. Святой Стефан - первый христианский мученик. Он был привлечен к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года. На казни святого присутствовал и молодой гонитель христиан Савл. Тело святого Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали в Христа и приняли святое крещение. Савл покаялся в содеянном, уверовал, крестился и стал одним из лучших проповедников Христа - апостолом Павлом.

10 января, среда. Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших.

11 января, четверг. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Когда волхвы, поклонившись родившемуся, не вернулись к Ироду, но ушли в свою страну, тогда царь понял, что замысел его найти младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что будет погублен и Богомладенец, в котором Ирод видел соперника. Убитые младенцы стали первыми мучениками за Христа.

Гнев царя обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о родившемся мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.

12 января, пятница. Прп. Феодоры Цареградской. Преподобная жила в Константинополе в первой половине Х в. Она была замужем, но вскоре овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, а затем приняла монашество и жила под руководством прп. Василия Нового, обитавшего в ее доме в уединенной келии. Скончалась Феодора в преклонном возрасте в 940 году.

Григорий, ученик прп. Василия, очень хотел узнать о ее загробной жизни и часто просил подвижника открыть ему это. По молитвам Василия Григорий увидел во сне старицу Феодору, которая рассказала ему, как душа ее проходила мытарства после смерти и как ей помогли молитвы блаженного Василия.

Порядок мытарств: 1. Празднословие. 2. Ложь. 3. Осуждение и клевета. 4. Чревоугодие. 5. Леность. 6. Воровство. 7. Сребролюбие и скупость. 8. Лихоимство. 9. Неправда. 10. Зависть. 11. Гордость. 12. Гнев и ярость. 13. Злопомнение. 14. Убийство. 15. Чародейство, обаяние, призывание бесов. 16. Блуд. 17. Прелюбодеяние. 18. Содомские грехи. 19. Ересь. 20. Немилосердие и жестокосердие.

14 января, воскресенье. Обрезание Господне. На 8-й день после рождения младенец Иисус по ветхозаветному закону принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак завета Бога с еврейским народом. Господь, творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления («Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

15 января, понедельник. Прп. Серафима, Саровского чудотворца. В миру Прохор Исидорович Мошнин (1754-1833) - великий подвижник русской церкви, один из наиболее почитаемых православных святых, иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» - эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека: стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе.

18 января, четверг. На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Этот день предваряет великий двунадесятый праздник святого Богоявления, установленный в воспоминание крещения, в котором Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос погружался в воды Иордана. В сочельник после Божественной литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Православная церковь издревле совершает такое освящение дважды: в навечерие, 18 января, и в сам праздник Богоявления, 19 января.

Канун Богоявления связан с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Когда Иисусу Христу исполнился 30-й год его земной жизни и по закону иудейскому в этом возрасте позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, тогда наступило время явления его народу израильскому.

В это время Иоанн Предтеча, внимая слову Божию, ходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Послушать его проповедь выходила вся Иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения. Церковное предание повествует, что Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи.

Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Как Иоанн Предтеча подготавливал народ к крещению покаянием, так и в день навечерия, Крещенский сочельник, надо подготовить себя к великому празднику Крещения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и призвать на помощь Духа Святого, чтобы проникнуться духовным смыслом события и непосредственно самим событием Богоявления.

Чинопоследование, по которому совершаются в храмах водосвятия, и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же - как в Крещенский сочельник, так и в праздник Богоявления. В Крещенский сочельник соблюдается строгий пост. В русской церкви издавна существует благочестивый обычай поститься до позднего вечера - до появления первой звезды. По русской традиции в пищу разрешается только сочиво, вареная пшеница или рис с орехами и медом.

19 января, пятница. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богоявлением называется праздник потому, что при крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.