Рисование в младшей группе на тему фольклор. Занятие по ознакомлению с русским фольклором во второй младшей группе «Хороший гость — дому радость. Создать развивающую среду

02.04.2019 Красота

Фольклор для малышей 2-4 лет

Мини проект «Фольклор для малышей», рассчитан на детей в возрасте 2-4 лет, материал будет интересен воспитателям, родителям.


В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Тип проекта: познавательный,краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта: Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок “Русское народное творчество”
3.Оформление участка по мотивам РНС "Колобок"
2 этап – основной
Познакомить детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Познакомить детей с музыкальными инструментами
Познакомить детей с народными играми, танцами
3 этап заключительный

Ожидаемые результаты:
Для детей: Научиться узнавать и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки и русские народные сказки. Получить знания о музыкальных инструментах.
Для родителей: понять и изучить роль фольклора в развитии детей
Для воспитателя: обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве, создание памятки для родителей.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".



В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины, участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”



2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.


Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.


Вот несколько рисунков к РНС:
Сказка "Колобок"


Сказка "Теремок"


Сказка "Гуси-лебеди"


Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Совместно с родителями оформила сборник: "Матрёшкины потешки",все потешки, которые там собраны приносили сами родители.


Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Паше (Юли) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»

НОД ОО «Речевое развитие» с элементами русского фольклора

во второй младшей группе

по теме «В гостях у бабушки Настасьи»

Подготовила:

воспитатель первой

Стулова Елена Владимировна

Программное содержание:

    приобщать детей к русскому народному фольклору;

    знакомить детей со словами-историзмами (чугунок, ухват, самовар, короб и т. д);

    закреплять песенки, потешки;

    с помощью загадок развивать мышление, память;

    воспитывать любовь к родине;

    продолжать знакомить детей с элементами русского народного быта.

Предварительная работа:

    беседы с детьми о жизни в деревне, о быте, о предметах домашнего обихода;

    разучивание потешек и песенок («Ладушки», «Как у котика кота», «Петушок»).

Оборудование: русская изба с печкой, испеченные оладушки, самовар, игрушки: кошка, петушок, короб с загадками.

Ход занятия:

Дети заходят в избу.

Бабушка Настасья : Здравствуйте, гости дорогие,

Здравствуйте, гости любимые!

Давайте с Вами знакомиться,

Меня зовут Бабушка Настасья,

А Вас как зовут?

(дети по очереди называют свои имена)

Бабушка Настасья : Проходите дети в мою горницу. Буду я с Вами в игры играть, песни петь, оладушками угощать. Есть у меня в избе печка-матушка. Она всем правит: и накормит, и обогреет, а если голоден, щами угостит и кашею.

Бабушка Настасья : У меня, ребятки, нет кастрюль, как у Ваших мамочки и бабушки, кашу я варю в чугунке.

(показываю чугунок, дети разглядывают, ощупывают)

Бабушка Настасья : В моей печке еще можно испечь вкусные оладушки. А вы поможете их испечь?

Дети: Да, поможем!

«Ладушки- оладушки» (имитируя движения)

Ладушки- ладушки,

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала, деток угощала.

Саше-два, Маше-два, Диме-два.

Хороши оладушки у нашей бабушки .

Бабушка Настасья : Я Вас обязательно угощу оладушками, попьем чай из самовара. Посмотрите у него есть ручки, носик, из него течет вода. А пока печь печет оладушки, а самовар кипятит воду, я вас со своей кошкой- Муркой познакомлю. А вы ее на улице, когда в садик шли, не видели? Мурка, Мурка?

(за дверью слышится мяуканье)

Да вот же она! Ребятки, давайте споем нашей кошке песенку!

(одеваю детям маски с изображением кота)

Чтение потешки с движениями:

Как у нашего кота, шубка очень хороша,

Как у котика усы небывалой красоты,

Глазки смелые, зубки белые.

Бабушка Настасья: Мурка, ты, наверное, замерзла? Иди на печь погрейся.

(сажаю игрушку кошку на печь)

За дверью раздается кукареканье.

Бабушка Настасья : Ребята, а кто это так кричит?

Дети : Петушок.

Бабушка Настасья : (заносит петушка, здоровается с ним) Послушай, петушок, это ты, наверное, раньше всех встаешь и моим деткам спать не даешь? Ребятки, давайте споем тоже песенку.

Петя, Петя, петушок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка

Что ты рано встаешь?

Детям спать не даешь?

Бабушка Настасья : Понравилась, Петушок, тебе наша песенка? Обещай нам громко не петь и ребяток рано не будить. Садись на окно и смотри как мы дальше играть будем.

Бабушка Настасья : Ребята, посмотрите, у меня в избе есть короб, да не простой, расписной, с секретом.

(дети рассматривают короб, рассуждают, что же в нем может быть, высказывают свои предположения)

Бабушка Настасья : Давайте откроем и посмотрим, что же там?

(дети открывают и находят карточки с загадками)

Бабушка Настасья : Вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да!

Бабушка Настасья: Тогда слушайте!

С неба хлопья полетели…..

Шубы белые надели

И дороги, и дома,

Начинается…………(ЗИМА)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой

Утром в садик, вечером домой (ВАЛЕНКИ)

Сверху с неба прилетела,

На мою ладошку села.

Ох и легкая пушинка,

Серебристая…………(СНЕЖИНКА)

Слепим 3 шара, ведро, морковку,

И для глаз- 2 уголька,

Палки - руки вставим ловко:

Лепим мы……………(СНЕГОВИКА)

Схвати за щеки, кончик носа,

Разрисовал окно без спросу,

Но кто же это? Вот вопрос?

Все это делает………(МОРОЗ)

Итог: Молодцы, ребята! Хорошо знаете и умеете отгадывать загадки. А сейчас пора заглянуть в нашу печь, оладушки уже готовы: сладкие, вкусные, румяные.

Садитесь за стол, я Вас буду чаем из самовара угощать, да с оладушками.

Цель: закрепить знания знакомых текстов, обогатить малышей теплотой добрых чувств, прибегая к художественному слову, на эмоционально-чувственной основе формировать добрые высоконравственные отношения с окружающим миром, передать настроение раскрепощённости, веселья, праздничности.

Материал : Русский народный костюм для бабушки, клубочек, мягкие игрушки: кошка, собака, заяц, игрушка на руку – сорока, модули.

В данной работе использованы материалы русского народного фольклора (потешки, песенки, пословицы).

Ход мероприятия.

В группу прилетает сорока – белобока.

Здравствуйте, ребята я принесла вам письмо.

Воспитатель . Интересно, от кого оно, как вы думаете ребята?

(ответы детей).

Давайте откроем. Да это же приглашение: « Дорогие дети! Приглашаю вас к себе в гости. Ваша бабушка - Забавушка».

Ребята, а давайте поедем к бабушке на лошадке.

Дети.

Едем – едем на лошадке

По дорожке гладкой – гладкой.

К бабушке – Забавушке

В гости на оладушки.

Дети произносят потешку (имитируя движения езды на лошади).

Воспитатель . Ребята, посмотрите, кто это под кустиком сидит? (зайчик).

Дети .

Ай, чи-чи, чи-чи, чи-чи!

Сидит заяц на печи.

В барабан играет,

В гости зазывает!

Зайчик просит поиграть с ним. Игра – хоровод……

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок ……….

Воспитатель . Ребята, нам пора в ехать дальше (прощаются с зайчиком).

Дети .

Едем - едем на лошадке

По дорожке гладкой – гладкой.

К бабушке – Забавушке

В гости на оладушки.

Воспитатель . Ребята посмотрите перед нами река, как нам через реку перебраться (ответы детей).

Конечно, мы сейчас все вместе соорудим мост (делают мост из модулей).

Дети. Была бы охота, заладится любая работа!

Воспитатель . А вот и дом бабушки – Забавушки (на крыльце ребят встречает бабушка).

Бабушка . Здравствуйте мои дорогие внучата. Я так рада, что вы приехали ко мне в гости.

Дети. Здравствуй, бабушка. А кто там у тебя во дворе гуляет?

Бабушка . Это моя кошка Мурка.

Дети. По дорожке, по дорожке

Ходит маленькая кошка

В маленькие лапки

Спрятала царапки.

Если вдруг захочет-

Коготки поточет.

Цап-царап! ……..

Воспитатель . Ребята, а кто ещё живёт у бабушки?

Дети. Собака………Собачка, собачка,

Ты беги, беги.

Маленького мальчика

Ты учи, учи.

Бегать, прыгать и скакать,

Будет мальчик повторять.…….

Бабушка. Есть у меня для вас интересная игра.

Речь с движением «Хозяюшка».

Наша – то хозяюшка

Сметлиава была,

Всем в избе работушку

К празднику дала

(идут по кругу, взявшись за руки).

Чашечку собачка

Моет языком,

(сложили ладоши чашечкой, « лижут» чашечку)

Хрюшка собирает

Крошки под окном.

(присели, наклоняют ритмично голову).

По столу котище

Лапою скребёт

(встали правой рукой делают движения к себе).

Половичку козочка

Веничком метёт

(метут пол).

Бабушка . Ещё живут у меня курочки, уточки, петушок и гуси.

Проводится словесная игра: Бабушка говорит первую строчку, дети – вторую и т.д.

Наши курочки в окно

Ко – ко – ко, ко – ко – ко!

Наши уточки с утра

Кря - кря- кря, кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда

Га - га – га! Га – га –га!

А индюк среди двора

Бал – бал – бал! Балды – балда!

А как Петя – петушок,

Раним – рано по – утру

Нам споёт ку – ка – ре - ку!

Бабушка. Вот как весело я живу!

Ой, ребята! А где же мой клубочек? И кто же его взял?

Воспитатель . Катала клубочек кошка Мурка и своими острыми коготками все ниточки разорвала, рассыпались они по всему полу. Пойдём бабушка собирать ниточки, а ребятки тебе помогут.

Дети – ниточки свободно рассаживаются на ковре.

Игра « Клубочек».

Воспитатель . Шла я улочкой,

Улочкой – переулочком,

Клубочек ниточек нашла.

Клубочек катится,

Нитка тянется.

Клубок – дали – дали.

Нитка – доли – доли.

Воспитатель подходит по очереди к каждому ребёнку. Дети берут друг друга за руки « цепочкой» и закручивают клубок.

Бабушка . Большое спасибо, что помогли мне ниточки собрать. А я для вас вкусные оладушки испекла. Бабушка угощает детей.

Воспитатель . Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Дети благодарят бабушку, прощаются и уходят.

Рябова Любовь Анатольевна
Занятие по ознакомлению с русским фольклором во второй младшей группе «Хороший гость - дому радость»

Занятие во второй младшей группе

«Хороший гость- дому радость »

Цель : Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором . Формировать познавательную активность , внимание, память, разговорную речь. Воспитывать доброе отношение к животным.

Активизация словаря : кисонька, котик-коток, пушистый, ласковый, прянички.

Материал : игрушка-кот, клубки ниток большие и маленькие, две корзины большая и маленькая, пряники.

Ход занятия:

В деревенской избе сидит бабушка (воспитатель) . Входят дети.

Бабушка :

Здравствуйте гости дорогие . Гостям я всегда рада . Хороший гость- дому радость . (дети здороваются) . Проходите в избу, усаживайтесь поудобнее. Сядем рядком. Да поговорим ладком.

Дети проходят и садятся.

Бабушка :

Какие вы молодцы, что вы ко мне пришли. Знаете, я ведь дома живу ни одна, со мной живет мой кот Васька. Да куда же он пропал? (ходит, ищет) . А давайте его позовем!

Дети : - Кис-кис-кис!

За дверью раздается мяуканье. Бабушка идет к двери, берет кота (игрушку) .

Бабушка :

Вот мой кот-Васька, он у меня хороший (гладит кота, сажает на стол) .

Как у нашего кота

Шубка очень хороша .

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Дети повторяю потешку вместе с воспитателем.

Бабушка :

А вы знаете, что умеет делать кот? (ответы детей) . Правильно, коты ловкие, умеют высоко прыгать, быстро бегать. Они пушистые, ласковые. Живут вместе с детьми, ребята их кормят, ухаживают за ними.

А еще мой кот проказник.

Украл котик клубочек,

Спрятался в уголочек, что бы бабушка ни узнала,

Серые ушки не помяла.

Бабушка :

Ах, он, проказник! Посмотрите, все мои клубочки раскидал. Ребята, помогите мне их собрать. Маленькие клубочки собираем в маленькую корзину, а большие - в большую.

Дети собирают раскиданные клубочки.

Бабушка :

Вот спасибо! Васька, что это ты такой грустный?

Идет кисонька из кухни

У ней глазоньки припухли.

О чем, кисонька, ревешь,

О чем, серенька, ревешь?

Как мне, кисоньке, не плакать,

Как больной не горевать.

Кто-то пеночку слизал,

Да на кисоньку сказал.

Бабушка успокаивает котика.

Не плач, не плачь,

Куплю калач.

Не хнычь, не ной.

Куплю другой.

Слезы утри

Дам тебе три.

Ребята, а кто еще хочет пожалеть котика? (выходят дети. Проговаривают потешку)

Бабушка :

Не расстраивайся, Васька! Давай лучше с ребятами играть.

Что-то мне не хочется играть. На небе солнышка- нет, оно не светит и мне скучно.

Бабушка :

А мы сейчас вместе с ребятами позовем солнышко! (Дети говорят потешку)

Солнышко-ведрышко

Взойди поскорей

Освети, обогрей

Телят, да ягнят

Еще малых ребят (выставляется солнышко)

Бабушка : -Вот и солнышко к нам в гости пришло и всем улыбнулось : и детям, и котику. Давайте и мы ему улыбнемся. Посмотрите и котик мой повеселел, и хочет с вами поиграть.

Подвижная игра : Тень-тень-потетень

Села кошка на плетень

Налетели воробьи

Хлопни им в ладоши.

Улетайте воробьи,

Берегитесь кошки.

Дети садятся на стульчики, котик шепчет что-то бабушке на ушко.

Бабушка :

Дети мои милые, котик что-то мне говорит… А, вот оно что!

Оказывается, он побывал сегодня на мельнице, где муку делаю для хлеба (выставляется картинка мельницы) .

Давайте спросим, что он там делал?

Котик-коток, где ты был?

На мельнице

Котик-коток, ты что там делал?

Муку молол.

Котик-коток, что из муки пек?

Прянички.

Котик-коток, с кем прянички ел?

Дети грозят пальчиком – не ешь один, не ешь один!

Конечно, у меня пряничков столько, что на всех хватит.

Бабушка :

Проголодались, мои гости дорогие ? Усаживайтесь за столы, да отведайте угощение.

Дети кушают пряники.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей с русским народным творчеством «Я - педагог XXI века» Муз. руководитель: Здравствуйте, я рада снова видеть Вас. Давайте ещё поздороваемся с гостями, которые присутствуют.

Петушок и его семья. Цели: Познакомить детей с игрушками, изображающими петуха, курицу и цыпленка; Дать понять знания о домашних животных;.

«Семья, это радость моя» Цель: формировать представление детей о семье. Задачи: -закреплять умение определять наименование родственных.

Занятие для детей второй младшей группы «Сельская изба русским духом полна» «Воспитание детей в традициях русской национальной культуры». Задачи методического материала для детей 2ой мл. группы: 1. Расширять словарный.

НОД во второй младшей группе «Семья, радость моя» НОД Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Тема: «Семья, радость моя» во второй младшей группе МДОУ детский сад.

Черепанова Е. Н., Ковалева Э. Г. Конспект игрового взаимодействия детей группы младшего возраста, педагога-психолога и воспитателей «Радость».

Перспективный план

По индивидуальной методической теме:

«Народный фольклор как средство развития коммуникативных навыков»

на 2015-2016 учебный год

с детьми II младшей группы

Воспитатель: Будак Т.М.

Использование технологий:

1.Образовательная.

2. Здоровьесберегающая.

3. Игровая.

4.ИКТ.

Использованная литература:

«Народное искусство в воспитании детей» Т.С. Комарова;»Радость творчества» О.А. Соломенникова;

«Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина;

«Театральная деятельность в детском саду с детьми 3 -4 лет» А.В. Щёткин;

«Организация театральной деятельности» Н.Б Улащенко;

«Среда развития дошкольника сущность и структура» В.К. Шалаева, Н.В. Смирнова;

«Праздники в детском саду» С.Н. Захарова; Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»; Т.А. Бударина, О.А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство – пресс» 2010 Е.А. Антипина «Театрализованные представления в детском саду» «Сфера», Москва, 2010

Актуальность.

Последнее время практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам. Включение ребёнка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.

К сожалению, большинство русских людей очень поверхностно знакомо с собственной народной культурой.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.

Задачи.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на русские народные сказки и фольклорные произведения. Способствовать формированию интереса к русскому фольклору. Учить читать наизусть различные виды литературных произведений. Привлекать родителей к чтению русских сказок и произведений русского фольклора.

Сентябрь

Октябрь

Работа с детьми

Тема: Милости просим, гости дорогие

Образовательная технология

1.Беседа с детьми «О матрёшке». Познакомить детей с избой и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

2. Петушок - золотой гребешок. Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

3. Как у нашего кота. Познакомить детей с обитателем избы - котом Васькой; заучить потешку Как у нашего кота; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.

Игровая технология

1. П/игра «Птицы, на гнезда!».

2. Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Тема: Ходит осень по дорожкам

Образовательная технология

1. Чтение потешек «Кисонька-мурысонька», «Пошёл котик на торжок». Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно ласково в обращении к котику и укоризненно в словах

2.Мы ходили в огород. Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов овощи, огород, грядки, твердая, круглая, продолговатая; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

3.Семья Петушка. Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

4. Колобок. Напомнить детям содержание сказки Колобок; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи.

Игровая технология

1. Игра: «Прогулка» 2.Игра – импровизация «Листочки в саду». 3. Игра «Воображаемое путешествие»

Здоровьесберегающая технология

1. Пальчиковая гимнастика « Вот у нас игра такая», 2.Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

Работа с родителями

Консультация для родителей

«Влияние фольклора на формирование личности»

Изготовление поделок из природного материала: «Любимые персонажи сказок»

Изготовление шапочек к хороводной игре, дополнить материал к игре «Театр»

Выставка поделок

Ноябрь

Декабрь

Работа с детьми

Тема: « Потешку ты, дружок, послушай и сыграй»

Образовательная технология

1. «Ходит сон близ окон» Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей.

2. «Водичка, водичка, умой моё личико» Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.

3. «С гуся вода, а с Ванечки худоба» Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять последовательность действий при укладывании спать; учить петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в избе.

4.«Заюшкина избушка» Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой Зайки.

Игровая технология

1. Игра «Дедушка Молчок», 2. игра «Тень», 3. с/и «Путешествие в осенний лес», ТРИЗ

«Угадай, что я загадала»

Здоровьесберегающая технология

1.Пальчиковая гимнастика «Сказочные существа», 2.коррекционные упражнения для глаз, развитие детской пластики.

ТСО (аудиозапись грустной и весёлой мелодий).

Тема: «Волшебный праздник».

Образовательная технология

1.«Девочка и лиса» Познакомить детей со сказкой Снегурушка и лиса; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой Кто позвал; развивать слуховое внимание.

2. «Уж ты, зимушка-зима». Обогащать словарь детей тулуп, рукавицы, валенки, шаль; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память.

3. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим.

4. «Сундучок Деда Мороза» Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника.

Игровая технология

1. д/и « Узнай гостя», 2. Игра «Найди одинаковые снежинки» , 3. «Украсим ёлочку», 4.«Угадай, кто я?», Игры- имитации и импровизации.

Здоровьесберегающая технология

1.пальчиковая гимнастика «Льдинки, ветер и мороз»,«Ёлочка», «Снежок», «Наряжаем елку»

Работа с родителями

1 Консультация «Развитие речи детей в театрализованной деятельности».

Создание фотоколлажа «Как мы праздновали праздник»;

Оснащение предметно – развивающей среды

Изготовление атрибутов, костюмов.

Подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений, костюмов, музыкального оформления;

Январь

Февраль

Работа с детьми

Тема: «Мы артисты». Образовательная технология

1. «Пришла коляда - открывай ворота» Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки; познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья - козулей.

2. «Весёлые ложки» Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству.

3. «Хозяйкины помощницы» Познакомить детей с предметами обихода коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия; воспитывать желание помогать взрослым.

4. «Половичку курочка веничком метёт» Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь.

Игровая технология Д/и « Что сначала, что потом?», Игра «Зеркало» , «Сам себе режиссер», «Угадай, кто я?», Игры- имитации и импровизации. Игра «Дождливо - солнечно».

Здоровьесберегающая технология

Пальчиковая гимнастика. «Зима», «Зимние забавы»

Тема: Разыгрывание сказок при помощи различных видов театра: « Гуси-лебеди», « Заюшкина избушка».

Образовательная технология

1. «Масленица годовая» - наша гостьюшка дорогая Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей.

2. «Три медведя» Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.

3.»Маша и медведь» Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы

4. «Идёт коза рогатая». Познакомить детей с новым обитателем избы - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека.

Игровая технология

Д/игра «Угадай, что я делаю», конструирование: Маски для театра , Игра «Продолжи фразу и покажи»,

Здоровьесберегающая технология

Пальчиковая гимнастика «Елочка», «Мороз».

Работа с родителями

Консультация «Как выбрать сказку для самых маленьких»

Проведение викторины « Продолжи потешку»

Оснащение предметно – развивающей среды

Плоскостной настольный театр

Создание картотеки «Потешки»

Март

Апрель

Работа с детьми

Тема: «Потешная карусель»

Образовательная технология

1. «В гости к Хозяюшке» Ознакомление с малыми фольклорными формами; вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

2. «Приди, весна, с радостью» Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички Ласточка, ласточка, Грачи-киричи; познакомить детей с традицией печь жаворонков.

3. «Трень-брень, гусельки» Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.

4. «В гости к бабушке Загадушке» Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Игровая технология

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

Здоровьесберегающая технология

Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист»,

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Тема: «Репка».

Образовательная технология

1. «Сорока-белобока кашу варила» Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую потешку.

2. «Репка» Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.

3. «Во дворе у бабушки» Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

4. «Курочка Ряба» Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху.

Игровая технология

Здоровьесберегающая технология

Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке». Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб»

Работа с родителями

Консультация «Развитие творческих способностей у дошкольника»;

Консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности»;

Оснащение предметно – развивающей среды

Изготовление масок.

Май

Работа с детьми

Тема: «Если с другом вышел в путь»

Образовательная технология

1. «Солнышко, нарядись, красное, покажись» Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе.

2. «Кто в тереме живёт» Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение.

3. «Ярмарка» Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей.

4. «Сказки водят хоровод» Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству

Игровая технология

Игра с воображаемыми предметами, Игра «И я тоже!», ТРИЗ « Чем был - чем стал», Игра «Веселые обезьянки», Игра « Назови вежливое слово».

Здоровьесберегающая технология

Пальчиковая гимнастика «Наша группа»,

«Не плачь, куколка моя»

Работа с родителями

Консультация «Основы театральной культуры»; Мастер-класс для родителей: «Играя, развиваем речь детей».