Симметрия и ассиметрия в композиции. Большая энциклопедия нефти и газа

19.02.2018 Хобби

Симметрия и асимметрия - два противоположных мето­да организации пространства.

Симметрией называют одинаковое расположение рав­ных частей по отношению к плоскости или линии.

Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зер­кальным отражением другой. На чертежах плоскость симмет­рии изображается линией, поэтому ее часть называют осью симметрии.

Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диа­гонали.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, уси­ливая соподчиненность частей. Красота симметричной композиции за­ключается в равновесии частей, статичности, законченности.

Нарушенную, частично расстроенную симметрию назы­вают дисимметрией . Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.

Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, соз­дает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональ­ною эффекта. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.

Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.

Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия.

Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочета­ния элементов и поэтому всегда индивидуальна.

Рисунок 22- Симметрия, асимметрия


Рисунок 23- Симметрия, асимметрия

Рисунок 24- Симметрия, асимметрия

Рисунок 24- Симметрия, асимметрия


Рисунок 25- Симметрия, асимметрия


Рисунок 26- Симметрия, асимметрия


Рисунок 27- Рисунок в технике - гризайль


2 ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Владение рисунком, различными графическими смешанными техниками и умение использовать их в практике составления композиции, приёмами работы с цветом и цветовыми композициями, умение применять на практике приёмы гармонизации различных форм и структур при создании композиции.

Применять знание основ композиции в дизайне и для достижения художественной выразительности формы.

Умения и навыки творческой деятельности, творческое мышление, наглядно-образное мышление, творческое воображение, творческие качества личности, творческие способности, также – познавательная активность, мотивация к занятиям заданной творческой деятельности, направленность на достижение успеха в ней.

Устойчивая мотивация к творческой деятельности, овладение современной методологией творчества и применение её для генерирования нестандартных идей, решение реальных практических задач и выполнение их в заданные ограниченные сроки. Понимание междисциплинарной связи основных профессиональных и общепрофессиональных дисциплин.


3 ГРАФИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ

Линия. Протяжённость и развитие на плоскости в одном координатном направлении. Основные виды линейных графических форм. Основные виды графических тональных форм. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон, светлота, насыщенность, тональность и цветовая гамма. Отношения площадей цветовых тонов. Зрительная удалённость. Теплота, мягкость, лёгкость. Активность и эмоциональное, психофизическое воздействие на зрителя.

Пластические композиционные средства. Развитие по трём направлениям – горизонтали, вертикали и глубине. Характеристика линейно-пластической формы: направление, открытость, расположение по координатным осям, конфигурация.

Плоскостная форма: текстура, фактура, рельеф, расположение в пространстве, силуэт.

Объёмная форма: скульптурный характер, геометрический вид, степень открытости.

Пространственная форма: движение в глубину, движение вокруг. Фронтально-пространственная композиция: конфигурация форм, ритмическое построение, графическо-пластическая моделировка. Объёмно-пространственная композиция: развитие пространственных элементов в трёх направлениях при соблюдении компактности, восприятие с разных сторон, зритель снаружи; планировочное мышление и пластическое моделирование.

Глубинно-пространственная композиция. Характер: развитие в глубину и восприятие изнутри. Степень открытости. Внешнее и внутреннее пространство. Планировка. Промежуточное членение. Графическо-пластическое моделирование.

Материал – натуральность, декоративность, однородность.

Нюанс - контраст

Характер пар средств гармонизации. Степень сходства и различия элементов композиции. Тождество и аналогия элементов.

Характеристика ньюанса. Слабое различие элементов композиции.

Характеристика контраста. Резкое различие элементов композиции. Полярность – полное различие элементов по всем их композиционным свойствам.

Статика – динамика

Зрительно и физически статичные формы. Стабильные: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамида с квадратным основанием. Монументальный характер композиции из статичных форм.

Физически статичные, но зрительно динамичные формы. Впечатление неуравновешенности.

Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Устойчивая основа, движущиеся элементы.

Зрительно и физически полностью динамичные формы.

Симметрия – асимметрия.

Расположение элементов композиции вокруг главной оси.

Виды симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая.

Композиция с симметрией и асимметрией. Несколько осей композиции, расположенных в разных координатных направлениях.

Метр – Ритм

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Такт, ритм, чередование, ясность, монотонность.

Ритм – усложнённый порядок чередования элементов композиции. Неравномерность изменения свойств элементов композиции. Свободное и строгое расположение элементов. Изменение величины элементов. Изменение интервалов между элементами. Сложный и простой ритмы. Развитие ритма в различных координатных направлениях. Ритмическая партитура композиции.

Студент должен понимать, что это не вообще творческое задание, а нужно дать чёткий практический ответ на заданную композиционную тему.

В работе исключаются слишком сложные по содержанию и форме, многоэлементные композиции. Это связано с тем, что студент должен не отвлекаться от решения простых учебных формальных задач, которые перед ним ставятся.

Таким образом, происходит освоение того, что лучше усваивается студентами. Эта учебная работа отличается от студийного творчества тем, что направлена на решение не сразу всех композиционных задач, а только отдельных и простых.

Вместе с тем – это живое композиционное творчество, позволяющее уже на этом этапе выразить индивидуальный вкус и эстетические предпочтения студента.

Одна из задач, стоящая перед студентом – раскрытие закономерностей и правил в восприятии композиции, которые служат ориентирами для построения любой композиции не исключающей художественное творчество и выражение собственной индивидуальности и стиля.


4 АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ (ЗАКОНЫ)»

Алгоритм выполнения курсового проекта:

1. Сбор тематического материала для раскрытия темы, аналогов.

2. Изучение материала, осмысление, систематизирование

3. Подбор материала по описанию способов и техник рисование акварелью

4. Подбор материала по описанию различных способов и техник графики

5. Описание манеры подачи, выбранной для выполнения курсового проекта;

6. Каждый эскиз поясняется текстом

7. Подготовить планшет,(40х60). Натянуть бумагу - ГОСТзнак

8. Провести компоновку на планшете

9. Выполнить проект на планшете

10. Пояснительная записка

· Титульный лист

· Введение - краткое изложение поставленных целей и задач;

· Раскрытие темы – описание закона, пояснение с приведением примеров

· Описание различных способов и техник графики и рисования акварелью

· Вставить эскизы выполненные в выбранной технике

· Заключение – достигнуты ли поставленные цели

· Глоссарий

· Список литературы

Перечень изображений, размещаемых на формате:

1. Размещение оригинала изображения по утвержденной компоновке формата

2. Выполнение копии в технике акварель оригинала изображения

3. Преобразование объекта на изображении в геометризированную фигуру во фронтальном виде для доказательства закона композиции

4. Выполнение обратного закона композиции в той же последовательности

5. Выполнение копии изображения в одной из техник графики

6. Выполнение копии изображения в технике гризайль

Работа над указанными заданиями должна носить поисково-творческий характер. Она не должна сводиться к прямому раскрытию выявленных в образцах типов-схем композиционного решения. Необходимо создание оригинальных композиций. Выполнению такой учебно-творческой работы способствует широкой использование самых разных средств и приемов построения композиции, но в строгих рамках решения отдельных композиционно-художественных задач. Только при таком использовании действительно развивается композиционное мышление и художественный вкус учащихся. Однако формальные композиции не должны быть усложнены настолько, чтобы отвлекать внимание студентов от сути их построения.

1. Разработка сценария для курсового проектирования, определение со стилевым направлением оформления курсового проекта;

2. Работа с литературой: поиск аналогов, подбор дополнительной литературы по рисунку и композиции и оформлению интерьеров;

3. Анализ и систематизация собранного материала;

4. Разработка материалов, фактур, покрытий для достижения поставленной цели;

5. Разработка цветового решения в композиции;

6. Оформление альбома работ по курсовому проекту;

7. Защита курсового проекта.


5 РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СО СТИЛЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Разработка сценария для курсового проекта необходима для того, чтобы определиться с количеством рисунков для достижения раскрытия задания и компоновки планшета курсового проекта. Именно от этого зависит дальнейший смысл всего проектирования, так как, например, от количества рисунков, техник выполнения и цветового решения будет зависеть компоновка на планшете и последовательность подачи материала. Разработка сценария ведет к осмыслению всего проекта, представлению его в объемно-пространственном решении задолго до воплощения проекта в жизнь.

Что касается определения выбора техник подачи изображения, это также крайне важный момент перед началом собственно проектирования. Так как выбранная техника должна помочь раскрыть заданную тему, по-своему диктует композиционные условия, условия объемно-пространственного решения, цветового и т.д.


6 РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ: ПОИСК АНАЛОГОВ, ПОДБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РИСУНКУ И КОМПОЗИЦИИ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

Смысл поиска аналогов и технологий работы акварелью, различные виды график,а также готовых изображений картин художников заключается в том, что на данных примерах можно определиться как с видовой точкой будущего собственного изображения композиции, так и с наполнением различных способов выполнения работы для достижения поставленной цели. Также сбор аналогов необходим для пополнения приложения в пояснительной записке.

Для поиска необходимой информации можно подобрать несколько типов источников: специализированная литература; специализированные журналы и источники по рисунку и композиции; специализированная литература по отделочным материалам и фактурам материалов для интерьерных решений.

Сбор аналогов и нормативной документации необходимо иметь в распечатанном варианте, на формате А4.


7 АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА

Систематизацию собранного материала необходимо производить для того, чтобы при необходимости воспользоваться информацией для разработки того или иного пункта проектирования.

Систематизировать собранный материал необходимо следующим образом: распределить по разделам весь материал, разложить по файлам каждый из разделов материала и поместить в папку с файлами. В эту же папку будут вкладываться все последующие найденные материалы. Также в данную папку необходимо будет внести дополнительный раздел по разработке того или иного пункта проектирования, и, вкладывать в распечатанном виде все проектные решения для проведения консультаций.


8 РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ, ФАКТУР, ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

Подбор материалов, фактур, покрытий необходимо выполнять в соответствии с заявленным стилевым направлением выполнения курсового проекта. Таким образом, крайне важно соблюдать цветовые параметры оформления рисунка. Что касается фактур поверхностей объектов используемых в композиции, то в этом вопросе также необходимо преследовать стилистическую идею композиции. К примеру, в композициях можно использовать гладкие поверхности дерева, покраски, керамических глазурованных кирпичей и т.д. также можно использовать текстуры натуральных материалов камня, кирпича, старой древесины. Что касается текстур, то их необходимо продумать на каменных поверхностях, старой древесины

Рисунок 28- Фактуры камня, дерева, воды

9 РАЗРАБОТКА ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Разработка цветового решения должна опираться на предыдущие выполненные задания согласно алгоритму, а также должна соответствовать композиционному решению задания. Запроектированный цвет должен быть проработан детально, на декоративных элементах интерьера, представленных рисунков.

На сдачу необходимо выполнить цветовую шкалу на каждую представленную композицию. Цветовая шкала представляет собой линейку, разделенную на определенное количество квадратов или прямоугольников. В них должно быть представлено цветовое решение материалов.


Рисунок 29- Пример цветовой палитры


Рисунок 30- Пример цветовой шкалы фактур используемых в представленных композициях.

10 ОФОРМЛЕНИЕ АЛЬБОМА РАБОТ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

Оформление работ выполняется в виде альбома с подшитыми листами каждого раздела выполненного проекта. Помимо всех выполненных чертежей необходимо подшить к листам титульный лист формата А4, где должно быть указано: наименование учебного заведения, вид работы (курсовой проект), наименование дисциплины, тема курсовой работы, ФИО студента, ФИО преподавателя, город, год.

Все эскизы по алгоритму выполнения курсового проекта должны быть оформлены в рамку и иметь архитектурный штамп.


11 ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Защита курсового проекта проводится в виде представления студентов своей работы, рассказе о ходе выполнения и устных ответов на вопросы.

Алгоритм защиты курсового проекта:

1. Название темы курсового проекта;

2. Описание стилистического направления, выбранного для выполнения курсового проекта;

3. Доказательство законов композиции представленных в курсовом проекте;

4. Описание основных художественных техник, используемые для раскрытия темы;

5. Описание объемно-планировочного решения;

6. Описание цветового, светового и пр. решения;

7. Заключение

Основные средства выражения художественного образа: форма, цвет, фактура;

Законы композиции и восприятия формы на плоскости и в пространстве: равновесие, единство и соподчинение, композиционный центр;

Средства гармонизации композиции: ритм, контраст, ньюанс, тождество, пропорции, масштаб;

Виды композиции: фронтальная, объёмная, глубинно- пространственная

Знать и ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;

Обладать знаниями основных закономерностей развития композиционных приёмов;

Знать и понимать специфику выразительных средств различных видов композиции;

Разрабатывать композиционную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению поставленной задачи;

Использовать возможные композиционные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;

Разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений от простых к сложным;

Применять полученные знания композиционных закономерностей

при создании композиции

Выполнять поисковые эскизы композиционных решений

Создавать художественный визуальный образ

Владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства.

Владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта;

Владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка;

Разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;

Возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;

Разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С,Ф, Бойцов

2. «Комбинаторные идеи в дизайне» ТЭ 1983 №1

3. С,И,Борисов

4. «О некоторых вопросах теории композиции промышленных изделий»

5. Вакс и др. М. МАрхИ 1977»

6. «Основы композиции» ТЭ 1966 2

7. Волкотруб И.О.

8. «Основы комбинаторики в худ. конструировании «Кир» 1986»

Щучинский район



Разработала учитель ИЗО:

Окжетпесская СШ 200 8 г.

Планирование урока для __5___ класса

Тема урока: Симметрия и асимметрия (первый урок)

Цель урока: выполнить симметричную композицию в технике набивка.

Задачи урока:

ü образователь­ная: познакомить с симметрией и асимметрией в изображении предметов и закономерностями построения композиций; продолжить формирование ЗУН по техникам акварели;

ü воспитательная: формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование гуманных отношений (вежливость , дисциплинированность, ответственность);

ü развивающая: развивать интеллект (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию); общие умения (работа с инструментами); познавательный интерес (новизна знаний, обновление полученных знаний); речь (овладение терминологией).

Тип урока:

> урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

> урок закрепления знаний;

> урок комплексного применения знаний;

> урок обобщения и систематизации знаний;

> урок оценки, проверки и коррекции знаний и др.

Методы обучения:

ü перцептивный аспект (передача знаний): словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрации, таблицы и др".), практические (упражнения, тесты, диктанты, контрольные и самостоятельные работы и др.;__________________________

ü гностический аспект (проблемно-поисковые, репродуктивные): иллюстративно - объясни­тельные, проблемные, эвристические (частично-поисковые), исследовательские мето­ды.______________________________________________________________________

ü управленческий аспект (характер, степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности); работа под управлением, самостоятельная деятельность,__

ü мотивационный аспект : игры. учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, парадоксальность и т. п._________________________________________________________

ü аспект контроля: устный, письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный, ито­говый, текущий, с применением ТСО, программированный, тестовый.

ТСО: наглядности, худ. материалы, терминокарты.

Понятия, термины: симметрия и асимметрия, композиция, техники акварели, а-ля прима, по-сырому, заливки, лессировка, пуантилизм, смешивание техник, контраст, тональный и цветовой контраст, контур.

План УРОКА

I. Организационный момент

Готовность учащихся к уроку.

II . Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания

Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.Актуализация техники запоминания (работа по терминокарте).

Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. Что объединяет все эти изображения?

Найдите термин в терминокарте.

Их объединяет то, что они симметричны.

Термин “симметрия” по гречески означает “соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей”.

Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная на зеркале половинка фигуры дополнит ее до целой. Потому такая симметрия называется зеркальной (осевой). Прямая, вдоль которой поставлено зеркало, называется осью симметрии. Если симметричную фигуру сложить пополам вдоль оси симметрии, то ее части совпадут. “Зеркальная (осевая) симметрия”

Симметрия часто встречается в природе, в предметах созданных человеком. Симметричны практически все транспортные средства, предметы домашнего обихода (мебель, посуда), некоторые музыкальные инструменты.

(Рассказ сопровождается наглядной демонстрацией).

III . Определение темы урока учащимися

Выберите термин, который можно употреблять со словом симметрией в изобразительной грамоте.

Композиция (от лат. compositio)

Контраст

Контур - предмета.

IV . Постановка цели и задачи урока.

Учащиеся сами теперь определяют цель и задачи урока.

V . Усвоение новых знаний и способов деятельности путем решения проблемных задач

Мы рассмотрим ту симметрию, которую можно непосредственно видеть – симметрию форм, композиций.

Передача симметрии и асимметрии

1. РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий (ил. 1).

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины (ил. 2).

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

2. Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан

3. В. ВАСНЕЦОВ. Бога

В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены.

64: а. Симметричная композиция,

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

65: а. Симметричная композиция,

V . Показ образца учителем

Исполнение техники набивки. «Набивка»

VI . Самостоятельная работа учащихся.

Работа в группах (симметричная композиция с 2 осями симметрии).

IV . Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти учебного материала

Дополнительный материал:

В работе акварельными красками очень важ­ ную роль играет вода. В акварели вода используется для того , чтобы сделать краску более жидкой или светлее . Чтобы сделать краску свет­лее, достаточно добавить в смесь большей воды, краска станет прозрачнее, а белая бумага, на которую ты положишь цвет, довершит эффект.

Существует четыре основных приёма работы акварелью.

Самый простой из них - «а-ля прима» (так называют его художники). Другими словами, цвет подбирается на палитре и после этого накладывается на соответст­ вующее место рисунка. Это тот способ, ко­ торым интуитивно пользуется всякий, взявший в руки акварель. Этот способ применяется и в гуаши.

Второй способ называется «лессировка».

Он заключается в том, что первоначально положенный цвет после просыхания обо­ гащается другими цветами, которые на­кладываются сверху.

Этот способ применим только в акваре­ ли, потому что большую роль играют здесь прозрачные свойства этих красок. Так, на­ ложением одного цвета на другой получа­ ется третий цвет.

Третий способ называется «пуанти­ лизм» (от французского слова «пуант» - точка). Это рисование разноцветными маз­ ками. Художники заметили однажды, что если чередовать разноцветные мазки, на­ пример, жёлтого и красного цвета, то из­ дали (или прищурясь) можно увидеть оранжевый цвет. Это оптическое смеши­ вание цветов. Рисуя мазками, ты можешь получить несложные, но очень яркие и тонкие по цвету рисунки.

Четвёртый способ - по сырой бумаге. Художники называют этот способ просто - «по-сырому». Заключается он в том, что бумага предварительно смачивается. Ри­ совать по ней нужно, когда она немного подвяла и утратила блеск, но ещё не вы­ сохла окончательно.

Смешивание техник

Ты можешь смешивать не только раз личные приёмы акварели. Многие техни ки поддаются смешиванию. Ты можешь, например, смешивать акварель и гуашь. Только в смешивании необходимо соблю дать последовательность: сначала вести работу в одной технике, а потом в другой. Принцип смешивания техник основан на их совместимости (например, нельзя ри совать пастелью по восковым мелкам), а также на взаимном дополнении одной техники другой.

Запомни: главная цель смешивания техник - это взаимно обогатить каждую из них, нарисовать в каж­ дой технике то, что нельзя нарисовать в другой.

Попытайся сочетать их, то есть использовать в работе две или три техники сразу, только делайте это не одновременно, а поочередно.

VIII Релаксация ( уменьшение напряжение, расслабление, воз­вращение состояния психологического равно­весия).

VII . Определение темы следующего урока

Результаты работ оцениваются словесным поощрением учителя и самооценкой.

Составьте из букв слова “СИММЕТРИЧНЫЙ” различные слова.

Аукцион «Продажа полотна».

(гречес.) - одинаковость в расположении частей от центральной оси, соразмерность, пропорциональность.

Асимметрия – нарушение симметричного строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Контраст - сильно выраженная противоположность.

Контур - линия, ограничивающая изображение формы предмета.

Техники акварели:

«а-ля прима» - живопись в один приём;

«лессировка» - наложение прозрачных сло­ ев краски поверх просохшего красочного слоя;

«пуантилизм» - живопись раздельными чёт­ кими мазками чистой краски;

«по-сырому» - живопись по сырой бумаге;

«заливка» - нанесение краски цветной каплей.

«набивка» - нанесение краски с помощью нажима на поролон.

Смешиванием техник называется использование разных техник в одной работе.

Асимметрия

В дизайнерской практике применяется асимметрия, т. е. сочетания и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции особенно важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету.

Асимметрия - принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.

Асимметрия - это отсутствие симметрии. Но это вовсе не значит, что при этом может отсутствовать и равновесие композиции. Формы - их характер, размеры, расположение в пространстве должны быть подчинены зрительному равновесию. Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно.

Асимметричная форма для одних изделий - столь же объективный результат решения функциональной задачи, каким является форма симметричная для других. Однако между двумя этими свойствами формы существует принципиальная разница.

Если симметрия с древних времен волновала воображение людей необычайной стройностью и порядком, то асимметрия в этом никак не может сравниться с нею. И не удивительно. В асимметричной композиции, как бы ни была она выразительна, принцип организации формы проявляется не столь наглядно - быть может, в этом причина ее относительно более скромной роли. Гармония развитой асимметричной формы строится на сложнейших отношениях многих закономерностей композиции, поскольку элементы формы не связаны осью симметрии.

Сама по себе симметрия еще не гарантирует гармонии, так же как асимметрия ни в коем случае не означает дисгармонии. Вся история искусства, архитектуры, техники подтверждает, что асимметричные композиции - и простые, и сложные - с точки зрения эстетической ценности не уступают симметричным. Вместе с тем работа над изделием ассиметричной формы сложнее - она требует развитой интуиции и тонкого чувства композиционного равновесия. Асимметрия весьма чутка к изменению пропорций. Поэтому, работая над изделием асимметричной формы, проектировщику приходится с особым вниманием относиться к его пропорциональному строю. В асимметричных композициях большое значение имеет и органичность связей между частями формы. Чем крупнее свешивающаяся часть, тем визуально активнее ее роль в композиции. Она привлекает внимание в первую очередь, иногда споря с опорой, что и вызывает определенное ощущение неуравновешенности, поскольку для подобных форм композиционное равновесие почти адекватно равновесию физическому.

Полезно рассмотреть некоторые особенности асимметрии на плоскости, связанные в большинстве случаев с композицией лицевых панелей приборов. Казалось бы, компоновка на плоскости - задача куда более простая, чем гармонизация сложной объемно-пространственной структуры. Практика убеждает, что это не так. Здесь немало своих особенностей, связанных с тем, что иногда приходится нарушать метрический строй повторяющихся элементов (шкал, ручек, тумблеров и т. п.) и постоянно учитывать соотношение двух планов - верхнего, т. е. рельефа приподнятых над панелью элементов, и нижнего - фона самой панели, западов между ее элементами.

Симметрия сама по себе способствует соподчинению. Ассиметричная же форма лишена этой сильной организующей основы, и соподчиненность ее элементов основывается на многих более тонких закономерностях, в совокупности сводящихся к композиционному равновесию. Для гармонизации (усовершенствования) ассиметричной формы особенно необходим тщательный предварительный анализ. Здесь обычно все строится на "чуть-чуть". Одну плоскость нужно чуть-чуть подать вперед, другую поменьше заглубить, где-то подчеркнуть бортик, а под ним дать подрезку и т. п. Основная задача при этом - достичь целостности формы. Думается, после того, о чем говорилось в предыдущих разделах, читатель лучше представляет себе и значение целостности, и некоторые приемы ее достижения.

Итак, главное условие целостности асимметричной формы - это ее композиционная уравновешенность, для достижения которой важно сопоставление вариантов в любых материалах, будь то пластилин, гипс или пенопласт.

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

Передача равновесия в композиции

В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений, возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции.

В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

Художнику для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Увидеть интересный мотив композиции в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Поиски композиции пейзажа или натюрморта можно сделать с помощью: ладоней или рамки-видоискателя.

Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции тоже непростая задача. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию содержания. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изображает художник на полотне, а содержание или тема могут быть гораздо шире, то есть по одной теме можно создать произведения с различными сюжетами.

С чего начать работу? Важно, еще до начала изображения, попытаться представить себе, какой будет картина.

Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее выразительной композиции. На этом этапе определяется, каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.) и ее размер.

Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия. Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток, а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции. При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции – по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета – слева направо, в глубину картины или как-то иначе.

Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.

Композиция произведения в овале и круге строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения.

Художники могут использовать форматы сложной конфигурации, состоящие из сочетания двух перечисленных геометрических фигур, например полукруга и прямоугольника.

В эскизе прорисовывается общая композиционная схема, расположение и взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прорисовки. Возможно тоновое и цветовое решение эскиза. Далее обычно выполняется рисунок композиции, затем живописное или графическое ее воплощение.

Один из интересных этапов работы – сбор натурного материала, который включает наблюдения окружающей жизни, выполнение набросков и зарисовок дома, на улице в связи с выбранным сюжетом. Можно заняться сбором натурного материала сразу после выбора сюжета или выполнить эту работу после первого эскиза композиции. Если что-то не получается в рисунке композиции, можно еще раз отправиться на этюды, зарисовать не получающиеся детали, а затем уточнить рисунок с использованием собранного натурного материала. Можно даже выполнить новый композиционный эскиз с учетом выполненных набросков и зарисовок с натуры, уточнить замысел.

Перечисленные этапы выполнения композиции очень важны, особенно в учебных целях. Однако художники, бывает, отказываются от какого-нибудь этапа. Все они работают по-разному. Одни выполняют детально разработанный эскиз, а другие пишут сразу начисто или выполняют композицию на цветном фоне мелками, без предварительного рисунка карандашом. Кто-то настойчиво ищет в натуре все детали для картины, делает этюды при различных состояниях природы, рисует натурщиков в соответствующих костюмах и позах, изучает необходимый исторический или искусствоведческий материал. Другой художник больше доверяет своей зрительной памяти и воображению и вообще отказывается от изучения натуры.

Все, что здесь сказано о работе над композицией, не нужно понимать как постоянный, обязательный и неизменный порядок. Однако соблюдение правил помогает достигнуть хороших результатов, ведет к вершинам мастерства.

Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения композиции натюрморта.

Даже об одном предмете можно рассказать по-разному: изобразить его крупно на первом плане, показать средний план или нарисовать этот предмет мелко на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника.

Формат листа у рисунков натюрмортов на этой странице одинаковый, а вот впечатление возникает самое разное. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет четкую структуру. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.

Подобных схем построения композиции может быть множество, но в творческой работе важно помнить, что выбирать схему необходимо в зависимости от того, какого художественно-образного решения хочет достигнуть художник. Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме. Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины, обеденный стол остался неприбранным, художник разложил для работы свои кисти и краски, актриса забыла убрать парфюмерию после гримирования и т. п. Все богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление.

Еще один совет. В композиции натюрморта постарайтесь научиться видеть общую форму группы предметов (контур), ансамбль форм, а не значимость каждой формы в отдельности. Это поможет правильно разместить натюрморт на листе, точнее передать абрис всей композиции, добиться ее цельности.

Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может использовать художник для создания своей композиции. Попробуйте сделать подобную работу. Обдумайте замысел. Составьте несколько композиций. Не забудьте о разных выразительных возможностях симметричной и асимметричной композиций, о способах выделения композиционного центра, о том, как с помощью ритма добиться необходимого впечатления.

Лекция №9. Композиция.

Композиция в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей.

Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Она объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).

Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч.

Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.

Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

    Обращение внимания на отдельный предмет как доминанту всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

    Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного - это единый ансамбль.

Построение.

Основные правила

Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждой вещи и вносит ясность, простоту и силу воздействия.

Начинайте с поиска цвета фона, он должен быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов. Не забывайте о свете, правильном и выразительном освещении предметов.

Из предметов ничего не должно быть лишнего. Остерегайтесь пестроты. В композиции целесообразно иметь не более четырех основных цветов. Компоновку начинайте с того, что очертите прямоугольник, определяющий формат будущего рисунка, например, стены с прилегающими предметами. Сделайте в карандаше первоначальный набросок предметов. Определите масштаб изображаемых предметов. Определите окончательное соотношение цветов в композиции.

Построения композиции

    Выбор характерных элементов композиции:

Объединение по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре;

Выявление наиболее важной однородности, которую необходимо подчеркнуть в композиции;

Включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение.

    Соблюдение закона ограничения (не больше трех) в:

Материале,

Деталях;

3. Основа живой композиции - неравносторонний треугольник. Основа статичной композиции - симметрия. Например, в крупной витрине магазина целесообразно цветовые концентрации (пятна) повторить три раза.

4. Группировка элементов с учетом того, что выбранный материал располагают не смешанной кучей, а объединив в группы по два, три элемента. Например: три свечи или три предмета гарнитура (софа и два кресла).

5. Обеспечение свободного пространства между группировками, дабы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении.

6. Подчеркивание субординации (соподчинения) между группировками. Например, на почетное видное место помещают наиболее важные по значению элементы, чтобы направить взгляд посетителя сначала на них, а затем на менее важные (ценные).

7. Взаимосвязь между группировками и внутри их достигается линией, пластикой, а также, когда одни элементы обращены вполоборота к другим элементам и к зрителю (закон сцены).

8. Объемность, стереоскопичность, перспектива достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы.

9. Соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

10. Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию. Например, растительный материал располагается так, как он мог бы расти.

11. Эксперимент - залог успеха в творчестве. Старайтесь после создания композиции сразу не останавливаться, попробуйте что-то изменить.

Принципы композиции

Принцип доминанты

Для того чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство - композиционная пауза.


Варианты организации доминанты:

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.

5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.


Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиненным первому, чтобы не возникало спорной ситуации или не появлялось ощущение неопределенности.

При организации доминанты важно учитывать законы визуального восприятия плоскости - доминанта всегда располагается в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.

Принцип динамизма

Для достижения выразительности в декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости.

Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств (размеров, поворотов, меры сложности, цветовой или тональной насыщенности, степени графической или декоративной обработки формы).

В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. В первом случае элементы располагаются симметрично относительно осей формата. Во втором случае возможны следующие варианты:

1. При одинаковости мотивов динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других. Происходит это по одному параметру - расстоянию.

2. Элементы одинакового мотива имеют различные размеры и располагаются на разном расстоянии друг от друга. Динамичность достигается благодаря контрасту по трем параметрам: расстоянию между элементами, их размерам и поворотам.

Движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение, их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни.

Принцип равновесия

Всякая правильно построенная композиция является уравновешенной. Равновесие - это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон.

Количественное соотношение тональных и цветовых контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным. Если же в одной части число контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части, либо ослабить контрасты в первой. Можно изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.

Равновесие бывает 2 видов:

Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы.


Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.


Уравновешенность частей в картине - первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

Принцип гармонии

Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения - примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

При решении вопросов равновесия в композиции важно местоположение элементов: от того, в какой части композиции размещается предмет, зависит его вес. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной центральной оси композиционно весит меньше, чем элемент, находящийся вне этих основных линий.


Рассмотрим примеры компоновки в формате плоскости. Предмет, расположенный в верхней части композиции, выглядит легче того, что помещен внизу.

Предмет справа от центра кажется тяжелее. Это связано с тем, что левое полушарие головного мозга доминирует над правым. Сначала мы видим левую часть композиции, потом глаз передвигается вправо, т.е. на левой части композиции он задерживается меньше, нежели на правой.

Предмет, изображенный в перспективном измерении, кажется тяжелее, нежели тот же предмет во фронтальном изображении.

При установлении равновесия в композиции большую роль играет форма объекта. Правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная.


Принцип единства

Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое.



Отсутствие целостности Целостность по отношению к раме

Принцип группировки

Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей. Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов.

Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в тоже время целое воспринимается единовременно и цельно.

Восприятие

Линии обладают эмоциональным воздействием на человека: горизонтальная вызывает чувство покоя, ассоциируясь с линией горизонта; вертикальная - передает стремление вверх; наклонная - вызывает неустойчивое положение; ломаная - ассоциируется с неуравновешенностью настроения, характера, некоторой агрессивностью; волнообразная линия - это струящаяся линия движения, но различной скорости (в зависимости от направления: вертикального, наклонного или горизонтального). Спиральная линия показывает вращательное движение в развитии.

Существуют понятия "вялая линия", "напряженная линия", "динамичная линия". Так с помощью той или иной линии человек может передавать свое эмоциональное состояние. Выразительное качество линий широко используется дизайнером при решении композиционных задач, а также в декоративном оформлении интерьера и предметов обихода.

Зрительное восприятие зависит от эмоциональных импульсов, которые возникают в глазу, когда взгляд скользит по изображению. Каждый поворот, то есть смена направлений, линий, их пересечение связаны с необходимостью преодолевать инерцию движения, возбуждающе действуют на зрительный аппарат и вызывают соответствующую реакцию. Картина, где много пересекающихся линий и образуемых ими углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где глаз спокойно скользит по кривым, или движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности.

Положительная реакция возникает, когда нервные клетки зрительного аппарата испытывают состояние активного отдыха. Некоторые геометрические структуры и формы вызывают подобное состояние. К ним относятся, например, предметы, построенные по пропорциям "золотого сечения".

Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения. Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же - форма существования материи, "движение есть жизнь".

Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения связана с особенностями направленного и периферического зрения, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации. Эта способность, обусловленная неравномерным строением сетчатки, не только позволяет выделить нужные сведения из прочих, но в художественном композиционном произведении диктует весь строй картины.

Ритм - важнейшее средство организации художественного произведения, необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью. Ритм - форма движения и органически присущ материи как ее свойство. Все, что движется, развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности - подчинено ритму.

Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впечатления, наоборот, угнетают психику. Таким образом, необходимость смены состояний, впечатлений, напряжения и расслабления и т.д. заложена в биологической природе человека. Очевидно та же потребность лежит в основе и другого явления - контраста, связанного с усилением зрительных импульсов в пограничных зонах, чем сильнее импульс, тем резче контрастируют формы. Контраст - одно из самых сильных выразительных художественных средств.

Типы композиции

Замкнутая композиция

Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру.

Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей. В этом случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле - на каком-либо фоне композиционное пятно имеет четкие границы, все композиционные элементы тесно связаны между собой, пластически компактны.


Открытая композиция

Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или это большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции - наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием не изображенной части.

Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Она может быть весьма сложной, но всегда в конечном итоге уходящей от центра. Нередко и сам центр композиции отсутствует, вернее, композиция складывается из множества равноправных мини-центров, заполняющих поле изображения.



Симметричная композиция

Основная черта симметричной композиции - равновесие. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы - стремлению к устойчивости. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение

делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.

Художественное творчество настолько далеко выходит за рамки геометрической правильности, что во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе трудно передать движение, изменение, противоречие. В то же время симметрия, как алгебра, поверяющая гармонию, всегда будет судьей, напоминанием об изначальном порядке, равновесии.


Асимметричная композиция

Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения картины.


Статичная композиция

Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию.


Динамичная композиция

Внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости, этот тип композиции

прекрасно отражает наше время с его культом скорости, напора, калейдоскопичности жизни, жаждой новизны, со стремительностью моды, с клиповым мышлением. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.



Статичные композиции почти всегда бывают симметричными и часто замкнутыми, а динамичные - асимметричными и открытыми. Но так бывает не всегда, жесткой классификационной связи между парами не просматривается, более того, определяя композиции по другим исходным критериям, приходится создавать еще один ряд, который для удобства будем называть уже не типами, а формами композиции, где определяющую роль играет внешний вид работы.

Формы композиции

Все дисциплины проективного цикла, от начертательной геометрии до архитектурного проектирования, дают понятие элементов, составляющих форму окружающего мира:

Плоскость;

Объемная поверхность;

Пространство.

Используя эти понятия, легко классифицировать формы композиции. Надо только иметь в виду, что изобразительное искусство не оперирует математическими объектами, поэтому точка как геометрическое место пространства, не имеющее размеров, не может быть формой композиции. У художников точкой могут быть и круг, и клякса, и любое сосредоточенное вокруг центра компактное пятно. Те же замечания касаются и линии, и плоскости, и трехмерного пространства. Таким образом, формы композиции, названные так или иначе, не являются определениями, а лишь приблизительно обозначаются как нечто геометрическое.

Точечная (центрическая) композиция

У точечной композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудаленно располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Точечная композиция всегда центростремительна, даже если части ее как бы разбегаются от центра, фокус композиции автоматически становится главным элементом, организующим изображение. Значение центра наиболее подчеркивается в круговой композиции.

Точечной (центрической) композиции присущи наибольшая целостность и уравновешенность, она легко строится, весьма удобна для освоения первых профессиональных приемов сочинения.

Линейно-ленточная композиция

В теории орнамента расположение повторяющихся элементов вдоль прямой или изогнутой незамкнутой линии называется трансляционной симметрией. В общем случае ленточная композиция совсем необязательно должна состоять из повторяющихся элементов, но ее общее расположение обычно вытянуто в каком-либо направлении, что предполагает наличие воображаемой осевой линии, относительно которой строится изображение. Линейно-ленточная композиция является незамкнутой и часто динамичной. Формат изобразительного поля допускает относительную свободу, здесь изображение и поле не так жестко привязаны друг к другу по абсолютным размерам, главное - вытянутость формата.

В ленточной композиции нередко маскируется второй из трех главных признаков композиции - подчиненность второстепенного главному, поэтому в ней очень важно выявить главный элемент. Если это орнамент, то в повторяемых элементах, распадающихся на отдельные мини-изображения, повторяется и главный элемент. Если же композиция одномоментная, то главный элемент не маскируется.



Плоскостная (фронтальная) композиция

Само название предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, она не имеет ярко выраженного одиночного фокуса. Плоскость листа (целиком) и определяет целостность изображения. Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений - ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Эта композиция тяготеет к открытому типу. Не следует считать плоскостную (фронтальную) композицию только такой, в которой видимая объемность предметов исчезает и заменяетсяплоскими цветовыми пятнами. Многоплановая реалистическая картина с передачей пространственных и объемных иллюзий по формальной классификации относится к фронтальной композиции.