Cербский национальный костюм (материалы к лекции). Сербский национальный костюм драгана радоичич этнографический институт сербской академии наук и искусств (сану) белград. Сербский народный костюм

15.10.2019 Отношения
Семейные традиции помогли сербам сохранить веру предков. Веками находясь под игом завоевателей, принуждаемые отречься от православия, они страдали и умирали как христиане. Подчас только Церковь оставалась их единственной поддержкой и защитой. Последующие поколения наследовали стойкость отцов и давние традиции предков.

Рассказ о семейных традициях Сербии уместно начать с того момента, когда двое молодых людей становятся женихом и невестой. Первые робкие свидания; осознание того, что рядом вдруг появился любимый человек; признание и согласие; радостные хлопоты – все остается позади. И вот уже на пороге дома заручницы (серб.– невесты), прячущейся в своей комнате, появляются сваты. Невесты всего мира одинаковы и не спешат предстать перед восхищенными взглядами суженых: сначала жених, поддерживаемый друзьями, должен выкупить свою избранницу. Подружки неумолимы, и только после того как карманы присутствующих пустеют, жениху позволяют увидеть будущую жену во всем блеске свадебного убранства.

Наряды вереников (серб. – жениха и невесты) подчас соответствуют европейскому образцу, но порой молодые решают идти под венец в народных костюмах: из пыльных сундуков достаются шаровары и кафтаны, бережно передаваемые в сербских семьях из поколения в поколение. Каждый край Сербии имеет свой народный костюм, например, в Косово и Метохии женский наряд весьма объемен и состоит из двух кофт – верхней и нижней, короткого жилета, шаровар, фартука, расшитой косынки, вышитых гольфов и восточных тапочек. Причем представительницы старшего поколения носят его части и в обыденной жизни, молодые же сербки надевают только на большие праздники или собственную свадьбу.

Пока жених по достоинству оценивает красоту своей суженой, одна из другариц (серб.– подружек) или родственниц невесты «украшает сватов» – прикрепляет к их одежде веточки и искусственные цветы, за что ее вновь символически одаривают.

Интересно, что еще до недавнего времени строго соблюдался обычай ставить на крышу дома невесты яблоко. Жених, явившийся со сватами во двор, первым делом должен был выстрелить из ружья и сбить яблоко, если это не удавалось, невесту нельзя было забрать из дома. Это отголосок совсем недавних времен, когда любой мужчина должен был быть готов к войне. Тот, кто не владел оружием, не считался способным завести семью.

В настоящее время даже умелый воин вряд ли сумеет попасть в столь малую цель, находящуюся на крыше многоэтажки, поэтому часто яблоко с веточками зелени прикрепляют на флагштоке сербского флага, который сопровождает брачный кортеж, а потом устанавливают над входом в помещение, где отмечается свадьба. Если говорить о праздничном убранстве, то стоит отметить неизменные венки и ленты, которыми украшаются ворота дома жениха, их не спешат убирать после окончания свадьбы, и подчас засохшие цветы даже по прошествии года напоминают о том, что в этом доме появилась новая хозяйка.

Невеста выкуплена, сваты украшены, яблоко «сбито», игра уступает место главному – молодые направляются в церковь, чтобы пред Богом и людьми подтвердить свое намерение жить вместе до конца своих дней. В последнее время в Сербии все больше молодых людей венчаются в храме. Гражданская церемония, как правило, проходит уже после того, как семейный союз благословляется Церковью.

Жалобы кума поднимаются до Бога

Многие народные обычаи, связанные со свадьбой, утеряны, но есть один, сохранившийся неизменным, – это кумовство. Кумовья (свидетели) присутствуют рядом с молодоженами во время обряда венчания. В России в определенный момент церемонии они держат над головами вступающих в брак венцы; в Сербии венцы надеваются на головы, а свидетелям передают венчальные свечи.

Обычно кумовьями становятся лучшие друзья жениха и невесты, и с этого момента между ними образуется особое духовное родство. Они ни в коем случае не должны быть фактическими родственниками, даже их дети не могут венчаться между собой. Кумовство – это связь навеки, которая трепетно поддерживается и стоит выше, чем кровное родство. Существует поговорка «Жалобы кума поднимаются до Бога». Считается, что обида, нанесенная кумовьям, наказывается особо, ведь это родственники, выбранные человеком самостоятельно, поэтому и ответственность в данном случае выше, чем перед кровными родственниками, которых, как известно, не выбирают.

Институт кумовства очень силен в сербском народе и сохранялся даже в тот период, когда православие было гонимо и люди начали отходить от веры. Во второй половине ХХ века большинство пар не венчались, а только расписывались, но и тогда в этом новом «обряде» нашлось место для кумовьев: ими стали свидетели, оставляющие подпись в регистрационной книге. Они считаются точно такими же духовными родственниками, как и при совершении обряда венчания.

А свадьба пела и плясала...

После венчания теперь уже муж и жена направляются вместе с гостями в загс или в ресторан, куда приглашается и нотариус, регистрирующий молодых прямо в банкетном зале. Несмотря на то, что эта услуга оплачивается особо, большинство пар предпочитает расписываться именно таким образом.

Свадьбы обычно празднуются шумно, бурно и весело. В городах арендуется ресторан, в деревнях нередко берут напрокат огромные палатки на 300–500 человек и прямо в них накрывают праздничные столы. Приглашается вся родня: ближняя и та, с которой встречаются только на свадьбах и похоронах. Если попытаться охарактеризовать особенности свадебного гулянья, то в первую очередь можно сказать об обилии разнообразных блюд: в меню входит непременное жаркое, голубцы, целая дивизия тортов (часто чуть ли не каждая приглашенная семья приносит по одному). После еды следующий определяющий фактор – музыка, о которой хочется сказать особо.

Люди, побывавшие на Балканах, могут подтвердить, что духовые оркестры, известные по фильмам Кустурицы, не выдуманный гротеск, а традиционная реальность, присущая современной Сербии. Любое мало-мальски значимое событие сопровождается живой музыкой. По рассказам одного из наших соотечественников, побывавшего на празднике в Сербии, музыканты буквально ходили за ними по пятам, стояли за спинами во время праздничного обеда и при этом не уставали дудеть в трубы на протяжении нескольких часов два дня кряду. Мне и самой приходилось наблюдать сербский оркестр около городского собора. Нам, сдержанным жителям северной страны, непривычно видеть разгар веселья с музыкой и песнями перед храмом в момент совершения церемонии, но у наших южных братьев-славян сложились иные традиции. Когда молодые появляются в дверях, на них буквально обрушиваются оглушительные звуки труб, гармони и барабана. В «свадебный сезон» (весной вне постов и осенью) возле больших храмов Белграда дежурят цыганские духовые оркестры, сопровождающие праздничные кортежи до церкви и на выходе из нее.

На свадьбе много поют и непременно танцуют национальный танец коло – хоровод, очень похожий на греческий танец сиртаки. Все держатся за руки и одновременно делают два шага вправо, потом шаг перестановки, опять два шага вправо и так до упада, выбившихся из сил меняют новые танцоры. Таким образом коло может длиться бесконечно.

И только третье место на свадебном гулянье занимает алкоголь. Есть, конечно, и пьяные, но гораздо больше объевшихся, охрипших от пения и дам, поломавших каблуки.

Отгуляет веселая свадьба, довольные гости разъедутся по домам, удавшаяся (серб. – вышедшая замуж) девушка станет молодой женой и начнет привыкать к семейным обязанностям, новой фамилии и новой Крестной Славе.

Крестная Слава

Крестная Слава – одна из главных православных традиций сербского народа, незнакомая остальному христианскому миру. Чтобы лучше понять национальный характер сербов, стоит с кем-нибудь заговорить о его Славе. В голосе собеседника сразу же появятся особые теплые нотки. И он расскажет, как много веков назад его предки приняли христианство в день памяти святого, ставшего с того момента покровителем и защитником всего рода. Крестная Слава – единственная традиция, которая неизменно соблюдается сербами с момента принятия христианства до настоящего времени.

В течение столетий порядок празднования Крестной Славы превратился в красивый ритуал, проникнутый глубоким христианским символизмом. Славский калач, каравай, украшенный узорами из теста, символизирует Хлеб Жизни – Иисуса Христа. Славское жито – вареная пшеница с сахаром и орехами – является символом Воскресения. Вино, которым поливается калач, напоминает кровь, пролитую Спасителем на Кресте.

История возникновения Крестной Славы уходит своими корнями в те далекие времена, когда сербы еще исповедовали язычество. Помимо почитания главного бога – Перуна, в каждой семье было свое домашнее божество. После принятия христианства люди, привязанные к своим обычаям, с большим трудом отвергали богов-покровителей. Святой Савва, зная сентиментальный характер соотечественников, проявил большую мудрость и дальновидность: языческие кумиры-идолы были заменены великими святыми Христовой Церкви. Они настолько полюбились народу, что стали защитниками и помощниками сербских домов, церквей, монастырей, городов и даже целых областей.

Слава городов, монастырей и профессий

«Спасовдан» – Вознесение Господне – является Славой города Белграда: в этот день после литургии в Вознесенском храме по улицам города идет большой крестный ход. В нем кроме архиереев и священников принимают участие представители органов власти, милиции, армии и тысячи и тысячи людей. Движение машин останавливается, и крестный ход шествует по центру города, а вечером в городском парламенте организуется торжественный прием: власти, как хозяева дома, встречают гостей калачом, кутьей и богатым столом. Похоже проходит Слава и в городе Нише – в день святых равноапостольных царей Константина и Елены. Ведь именно в сербском Нише, бывшем некогда крупным городом Римской империи, родился будущий византийский император, сыгравший столь важную роль в истории Вселенской Церкви.

Славу, или престольный праздник, отмечают храмы и монастыри. Начинается он с Божественной литургии, возглавляемой архиереем, затем следует чин освящения калача и торжественный обед, на котором за одним столом собираются владыки, духовенство и миряне. В отдельных, особо значимых случаях прямо в стенах монастыря может состояться концерт народной музыки.

Славу отмечают даже учреждения и профессии. Например, врачи и больницы славят святых врачей Косьму и Дамиана, а школы и университеты – святого Савву, просветителя Сербии.

Семейная Слава

В семьях подготовка к Крестной Славе начинается за несколько дней до торжества. В дом приглашается священник: он совершает чин освящения воды, на которой потом замешивают тесто для калача. Утром в день праздника вся семья приходит в церковь. После окончания литургии священник благословляет калач, жито, вино и молится Богу о принятии принесенной жертвы в память прославляемого святого. Затем с молитвой начинает раскручивать калач вместе с главой семьи. К символу Славы тянутся десятки рук – все присутствующие хотят прикоснуться к освященному калачу, он преломляется: одна половина остается у священника, вторая отдается главе семьи. Половину калача приносят домой, где все домочадцы еще раз молятся и зажигают славскую свечу, которая будет гореть целый день. После этого начинается вторая часть Славы, представляющая собой настоящий домашний пир. Двери дома в этот день не закрываются: с утра до вечера будут приходить гости, а хозяин по старому обычаю даже не присядет за стол из уважения к главному гостю – прославляемому святому.

Каждая вновь образовавшаяся семья только на второй год самостоятельно отмечает Славу, а до этого молодой хозяин получает от отца четвертинку калача и приносит ее в свой дом. А вот девушка, выходя замуж, приобретет нового небесного заступника, так как при рождении детей именно сын наследует семейную Крестную Славу.

Крестины

Сербы так же, как и другие народы, очень любят детей: у городских жителей их один-два, у сельских – двое или трое. В различных областях Сербии рождаемость неодинакова, самый высокий коэффициент наблюдается в Косово: в семьях там от трех до пяти детей, и это несмотря ни на межнациональный конфликт, продолжающийся в регионе, ни на невысокий уровень жизни.

Интересен тот факт, что, еще будучи трудницами (серб. – беременными), женщины соблюдают церковные посты – эта практика распространена по всей стране, и сербские архиереи поясняют, что кажущаяся строгость основывается на незыблемости Церковного устава.

Когда в семье рождается ребенок, поздравить малыша и его маму приходят родственники и друзья: они дарят подарки и деньги, которые иногда кладут прямо на младенца. Крещение совершается в разном возрасте, и здесь, как и при венчании, существует обычай кумовства. Крестными могут быть свадебные кумовья, но более традиционно наследственное кумовство: целые семьи состоят в духовном родстве друг с другом на протяжении нескольких поколений. Например, вся семья Станкович является кумовьями породицы (серб. – семьи) Эчимович. В этом случае крестить ребенка вместо отца может сын. Восприемник у ребенка, как правило, один: мальчиков крестит мужчина, девочек – женщина. Интересно, что у сербов даже взрослые люди обязательно должны иметь крестного. В исключительных случаях, если никого нельзя найти, им становится сам священник.

По совершении таинства присутствующие поздравляют новокрещенного и дарят подарки, после чего их приглашают на обед, меню которого традиционно и для других торжеств. Сначала подают закуску: сыр, колбасу, ветчину, яйца, запеченный болгарский перец, без которого не обходится ни одно застолье. Потом хозяйка может предложить гостям суп.

Раз уж речь зашла о гастрономических особенностях, стоит отметить, что в Сербии не принято есть каши, черный хлеб и пить чай (черный чай называется русским). В меню отсутствуют любимые у нас борщи и пельмени. Одна русская бабушка рассказывала, как варила пельмени и передавала их дочери, возвращавшейся в Белград самолетом, для своих сербских внучат. Интересно наблюдать и то, с каким недоверием вначале сербы отваживаются попробовать русскую селедку (сырую рыбу!) и с каким удовольствием уплетают ее за обе щеки потом. У каждого народа свои вкусы – в Сербии очень любят фасоль и питу (слоеный пирог), едят много овощей и фруктов, постоянно пьют кафу (кофе) и замечательно готовят мясо. Так что кульминацией обеда станет свинско печенье (серб. – запеченная или жареная свинина), а завершит торжество неизменный торт.

В каждой местности существуют свои традиции. Но есть еще одна общая черта: при совершении таинства не принято называть человека в честь определенного святого. Взрослых и детей нарекают их собственными именами, отсутствующими в Святцах: Ружицы, Милицы, Богомиры, Боголюбы и Срболюбы уже имеют прославляемых небесных защитников.

Просветитель Сербии

Новокрещенное дете (серб.– ребенок) возрастает духовно и телесно, у него появляются братишки и сестренки, и вот приходит пора, когда малыш делает еще один шаг на пути взрослой жизни и идет в школу. Школы в Сербии делятся на основные – 8 лет, и средние – 4 года. Дальше обучение можно продолжить в высшей школе или университете.

Все учебные заведения особо чтят и славят святого Савву, основателя и устроителя первых школ. К 27 января начинают готовиться загодя, ведь это самый большой праздник учеников и их наставников. Было так не всегда, школы начали отмечать этот день лишь несколько лет назад. Уже на пороге чувствуется особая, торжественная обстановка. Дети деловито заканчивают последние приготовления, нарядные преподаватели во главе с директором ожидают прихода священника в учительской, где уже приготовлены калач, жито, вино и свеча.

Надо отметить, что в пору социализма в Югославии не было таких репрессий, как в России, поэтому отношение к Церкви и духовенству у сербов очень уважительное. Этим, как правило, дело и ограничивается, большинство людей не стремятся вникнуть в суть православия и приходят в храм на Рождество, Пасху и Крестную Славу.

После совершенного молебна и преломления калача программу продолжает праздничный концерт, посвященный сербскому архиепископу. На нем звучат стихи и духовные песни, разыгрываются исторические сценки и исполняется гимн, посвященный любимому святому:

Воскликнем с любовью святителю

Сербской Церкви и школы

святительской главе,

Там венцы, там и слава, где наш

сербский пастырь Савва.

Этот день можно назвать Славой всего народа – наряду с Видовданом это крупнейший национальный праздник Сербии.

Праздники

«Ни один народ не может так обдуманно и тонко украсить христианские праздники, как сербский народ. Все в них проникнуто трогательными и красивыми обычаями, как прекрасно сотканный ковер», – писал владыка Николай (Велимирович).

Рождество

Подготовка к Рождеству начинается в Крещенский сочельник, или, как его называют в Сербии, Бадньи дан. Еще до восхода солнца необходимо пробудиться, взять в руки топор и идти в лес, чтобы срубить бадняк, предварительно помолившись и испросив у него прощение. Бадняк – это дерево дуба, на котором еще не успевают осыпаться высохшие листья, по-сербски оно называется «храст». Дуб символизирует Иисуса Христа, Господь был распят в молодом возрасте, дерево также выбирается молодое, кроме того, слово «храст» созвучно имени Христос. Этот обычай, как и в случае с Крестной Славой, восходит ко временам язычества, когда дуб был культовым деревом. Еще до святого Саввы традиция была христианизирована и дошла до нас в преображенном виде. Бадняк приносят домой, обрубают нижние ветви и ставят перед входом – там он будет находиться до старого Нового года. Обрубленные ветви относят на вечернюю службу, и после ее окончания сжигают прямо перед храмом или дома в печи.

Обычно на Рождество дети приезжают к своим родителям и утром, после праздничной литургии (в Сербии ночью служат только на Пасху), вся семья собирается за праздничным столом. Обед начинается с преломления праздничного каравая с запеченной в него монеткой. Считается, что тому, кому попадется монетка, будет сопутствовать удача на протяжении всего года. Непременным атрибутом праздничного стола является прася (серб. – поросенок). Его запекают целиком на вертеле прямо на костре или готовят в специальных больших печах. Первый день Рождества семья проводит вместе, а во второй и третий все обычно ходят в гости и едят, едят, едят...

Новый год

Собираясь на Балканы к Новому году, я запаслась нарядным костюмом, который так и не довелось надеть. Оказалось, что в той части Сербии, где я находилась, не принято праздновать 31 декабря. И когда я рассказывала, что мы в России, хоть и очень скромно (время поста все-таки), отмечаем начало нового года, сербы очень удивлялись. Настоящий Новый год приходит к ним 14 января (хотя многие празднуют и 1-го и 14-го). Здесь уже присутствуют все необходимые атрибуты – петарды, обилие еды, алкоголя и играющих оркестров. Почти как на свадьбе, только спиртного больше, а тортов меньше.

Еще один факт, вызвавший у сербов недоумение – то, что в России, оплоте православия, принято украшать елки. «Как? – говорили мои собеседники. – Ведь это же католическая традиция!» Они все никак не могли поверить, что елки в России наряжают уже более 300 лет, еще со времен Петра I.

Богоявление

В день Крещения, после чина освящения воды, в некоторых городах на реках и озерах устраивают заплыв-состязание. В воду опускается крест из замороженной прошлогодней крещенской воды, и участники проплывают короткую дистанцию 33 м, каждый старается первым доплыть до креста. Значение этого соревнования, конечно же, символическое. Перед заплывом участников окропляют святой водой, а победителю вручают приз – металлический крест с Распятием.

Видовдан

Видовдан – день великой скорби и великой победы, национальный праздник, символизирующий несгибаемость сербского духа. 28 июня 1389 года турки нанесли удар в самое сердце Сербии: на Косовом поле состоялась знаменитая Косовская битва. По преданию, князю Лазарю накануне боя было видение – он должен был сделать выбор: погибнуть и попасть в Царство небесное или остаться в живых и получить царство земное. Войско во главе с князем Лазарем предпочло умереть, отстаивая свою Родину, Свободу и Веру.

Газиместан – Косово поле – свято для каждого серба, и сейчас – более чем когда-либо. Ведь именно в настоящий момент у сербов хотят отнять Косово, политое кровью их предков, землю, на которой находится около 2000 православных святынь.

В Видовдан обязательно проходит литургия во всех храмах Сербии. В Грачанице, православном монастыре Косово, собираются народ, священство, архиереи – все вместе они едут на Косово поле служить панихиду по погибшим воинам. В этом году полицейские силы НАТО и ООН сделали такой сложный и тщательный досмотр машин и автобусов, подозревая сербов в воинственных намерениях, что попали туда очень и очень немногие. Архиереи служили несколько панихид подряд для того, чтобы могли помолиться те, кому удалось прорваться...

Уход из жизни

Каждому из нас однажды придется покинуть этот мир. В Сербии очень большое значение придается культуре похорон: это важная часть семейной и общественной жизни. Прийти на похороны и поминки – значит не только помолиться за усопшего и отдать ему последний долг, но и проявить уважение к его семье. На похороны приходят даже к тому, с кем по той или иной причине редко встречались в жизни.

В Сербии принято вывешивать объявления с портретом усопшего, датами смерти и похорон на дверях дома, подъезда, квартиры. Эту информацию публикуют и в ежедневной газете, а позже так же сообщают о поминках – сорокадневных, шестимесячных, ежегодных.

В деревнях и небольших городах на похороны приходят «всем миром». Те, кто даже отдаленно знал покойного, считают это последнее прощание своим долгом любви. Если семья православная, умершего отпевают, а после раздают кутью и ракию. Близкие родственники часто носят траур или черную ленточку на кармане. В некоторых местностях неистребимы пережитки язычества: в гроб кладут личные вещи (очки, кофе), на могиле оставляют еду, льют ракию, зажигают сигарету.

В Черногории перед похоронами мужчины часто произносят речь. Она посвящена жизни, личности умершего, говорит ее старший представитель семьи, товарищ или сотрудник. Иногда бывает и несколько ораторов. В то время пока гроб опускают в могилу и засыпают землей, причитают родственницы-плакальщицы или пожилые женщины. Когда они смолкают, люди молча зажигают свечи на могиле и расходятся.

Мне рассказали случай, происшедший в Белграде посреди современного микрорайона. Поздним вечером на улицу перед подъездом вышла пожилая женщина в трауре и начала голосить по умершему. Это была не дань обычаю – просто там, в ночной тишине, ей было легче дать выход безысходному горю привычным с древности способом...

Семейные традиции помогли сербам сохранить веру предков. Веками находясь под игом завоевателей, принуждаемые отречься от православия, они страдали и умирали как христиане. Последующие поколения наследовали стойкость отцов и давние традиции предков. С раннего детства у ребенка воспитывалось уважительное отношение к храму и духовенству, ведь подчас только Церковь оставалась единственной поддержкой и защитой. В период социализма в каждом доме висела икона святого-покровителя и Крестная Слава; Видовдан и другие традиции помогли миновать мрак безверия. И даст Бог до скончания века никакие бури и потрясения не смогут отнять у сербов самое ценное – их Веру, их Родину, их Свободу.

Батраева Наталья, Дайович Людмила

СЕРБСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

В самом сердце Балканских гор находится государство Сербия. За всю свою историю сербы претерпели много бед: вторжение Турции, Первую Мировую войну, оккупацию во времена Второй Мировой войны, коммунизм, распад единого союзного государства Югославия, военную операцию НАТО и многое другое. Однако, несмотря на все эти печальные события, народ Сербии с мужеством перенёс их, сохранив свою национальную культуру и традиции. Женский костюм сербов крайне эклектичен, он испытал влияние многих культур. В нём можно разглядеть тюркские мотивы, мотивы соседних народов так и общеславянский колорит. Однако в разных областях страны он может выглядеть по-разному. Однако везде платья сделаны из шерсти или льна. Замужние сербские женщины украшали голову шерстяными шарфами, а молодые девушки – красными лентам. Помимо крестьянского платья существовал ещё городской вариант женского костюма. Он был сделан уже не из шерсти или льна, а из хлопковых тканей, привезённых купцами.

Украшения и аксессуары изготовлялись из золота, серебра или меди. Горожанки уже не ткали одежду себе сами, этим занимались ремесленники и портные. Обувь изготавливали из кожи домашних животных. Женские ботинки получили название «Опанак», и внешне напоминали османские туфли с заострённым к верху носком. Для национального костюма Сербии характерно разнообразие орнаментов. Это могли быть, как и просто узоры растений, так и сцены с изображением крестьянской жизни. Мужской национальный костюм сербов варьировался в зависимости от региона. В городах мужчины придерживались восточного стиля в одежде. Часто можно было встретить головные уборы, изготовленные на манер турецких. Деревенские жители предпочитали традиционный славянский костюм. Что же касается непосредственно самого национального наряда, то его изготавливали из шерсти. Получалась грубая ткань, которая легко стиралась и не сильно пачкалась. В мужской одежде сербов были распространены зауженные брюки, а в некоторых региона просторные “перенгиры” с широкой верхней частью, на манер штанов-галифе. Поверх самотканых рубашек часто одевались жилеты с прямыми и наложившимися друг на друга половинами (гунжич, зубун, чесерма, дземадан). В холодное время года сербы носили пальто из шерсти, опоясанное красной лентой, которая была обязательным элементом в одежде. Национальная обувь сербов Опанак (название можно перевести как «ботинки для путешествий») была похожа на обувь османов. С приходом эры урбанизации и унификации сербы отказались от своих ярких костюмов в пользу практичных европейских. Лишь для праздных туристов сейчас носят сербы свои национальные одежды. Яркий и пёстрый костюм жителя Балкан занял своё почётное место в музее. Сегодня в Сербии уже не встретить женщин, даже в самых глухих деревнях, которые бы одевались в национальные костюмы. Теперь они лежат в сундуках, как напоминание о былой Сербии, далёкой, но незабытой. Сейчас лицезреть национальные костюмы сербских женщин можно лишь в этнографических музеях или на фолк-фестивалях.

Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Национальный костюм занимает видное место в культуре и традиции сербского народа. Каждая область, населенная сербами, характеризовалась особым костюмом. Различные влияния, климатические, географические, социальные и культурно- исторические, в течении веков влияли на формирование национального костюма в Сербии, содержащего, как в своих типических свойствах, так и в отношении формирования отдельных частей одежды и украшений, элементы минувших эпох, в которых сменялись разные культурные слои, врастая друг в друга.


Самые яркие – элементы древнебалканской праславянской и словянской культур, затем византийского и сербского средневекового слоев, турецко-ориентального наслоения и веяний из европейских стран, принадлежащих к относительно недавнему времени. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Роль национального костюма, как символа этнической идентичности, в течении истории очень важна, а он выделяется и художественными и эстетическими ценностями. Распространение отдельных национальных костюмов, а в связи с тем и общего внешнего вида различных форм и типов национальных костюмов, богатых своими вариативными видами и подвидами, и их группирование неизбежно связаны и с происхождением населения и миграционными движениями. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Распространенность основных типов одежды не строго ограничено, а существуют и переходные полосы, в которых характеристики соприкасающихся зон взаимно пронизывают друг друга. Необходимо подчеркнуть народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


На основании изученных материалов XIX и XX веков мы имеем данные о свойствах традиционного костюма, в то время как более ранние периоды, в отношении одежды сельского населения в Сербии, как и в большинстве стран Балканского полуострова, менее известны, из-за нехватки материальных доказательств. Тем не менее, фрагментарный материал более ранних веков (археологические находки, письменные и художественные источники), совместно со сведениями о исторических и социально-культурных событиях, позволили восстановление отдельных предметов одежды. Одежду почти полностью выделывали женщины в домашней промышленности для своей семьи, с исключением отдельных предметов одежды и ювелирных изделий, являющихся продуктом ремесленников. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Сельские костюмы периода XIX и XX веков подразделяем на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Динарский тип национального костюма охватывает юго- восточную часть Сербии и его характеризует красная суконная шапочка (фес с шамиеей), длинная рубашка (холщовая – динарского типа), прегача, суконный зубун (с вышивкой или нашивкой из цветного сукна), суконное белое платье, у женского вида одежды, а у мужского костюма – суконная шляпа (фес с окутанной красной шалью в виде чалмы), рубашка, пеллегрини – штаны из шерстяной ткани с широким задим и штанинах до середины икры, шерстяной пояс и кожаный пояс силав, токи, красная суконная накидка. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Костюмы северо-западных и центральных частей Сербии содержат некоторые элементы панонского костюма, динарского и центрально- балканского. Самые характерные черты – черты панонского костюма (конджа и убрадач), две длинные прегачи без бахромы, длинные рубашки (рубины) с панонскими или динарскими характеристиками, в то время как для мужского костюма характерна коническая шапка шубара, рубина (рубашка и штаны), суконная кожаная одежда. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В широком употреблении были и предметы одежды городского костюма (елек, либаде, баядер, антерия, гунь крджалинац, чакшире потурлие, тромболос), а из солдатской формы шапка шайкача, копоран. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Почти у всех этнических групп на территории Воеводины были черты костюма панонского типа. Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак и скуты, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу, а также и разные виды меховых безрукавок (кожаный пршняк и кожух), кожаную накидку (опаклия), гунь (дороц) и плащ. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Наряду с легкой кожаной обувью – опанцы, с ремнями, и капичарами – их разновидностью, в тожественных случаях носили сопоги и туфли. Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Регион центральных Балкан охватывает область Косово и Метохии, южные и центральные части Сербии. Для мужского костюма характерна белая суконная одежда, украшенная черными шерстяными шнурами, наряду с узкими суконными штанами, а поверх рубашки носили более короткие и более узкие верхние части одежды из белого сукна. Женщины на голове носили трвељ (в виде кос из шерсти) с превезом, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки. Носили юбки (бойче, бишче, запрега, завияча, вута, фута) различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу и пояс, а также и короткий елек, белый зубун и белое суконное платье с рукавами. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Костюм шопской области называется общим словом дрее или дрехи. Женский костюм составляют: холщовая длинная рубашка (типа туники), пояс (тканица), верхняя одежда сукно (сукман), литак (муер) и мановил, а также и суконные верхние части одежды с длинными рукавами – колия и модро и кожух без рукавов. На голове носили платок забратка (белого цвета). Для мужского костюма характерна рубашка из конопляного полотна и штаны беневреке, белое суконное платье с рукавами – дрея, длинный елек без рукавов, барашковая шубара, суконные тозлуцы, опанцы из невыделанной кожи. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Элементы костюма тимокско-браничевской области северо- восточной Сербии показывают черты центрально-балканских, шопских и панонских и костюмов соседних областей Румынии и Болгарии. В данных областях было в употреблении несколько типов костюмов. Наряду с различиями костюмов сербского и валашского населения, усматриваются и некоторые общие элементы, такие как белые суконные части одежды (зубун, долактеник, платье, штаны), меховая шубара, опанцы из невыделанной кожи, и геометрическая орнаментика преимущественно у шерстяных прегач. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Заметны и различия в одежде городского и сельского населения. В большей части сербского этнического пространства городская одежда развивалась под турецко- ориентальным влиянием, а позже, как например в городах панонской области и адриатического прибережья, преимущественно под европейским влиянием. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


У одежды женщин из города Призрена выделялись шелковые димии и антерии (верхний предмет одежды из красного бархата, украшенный серебряной пряжей и золотой вышивкой) и головной убор челенка (с сетью из бисеров и металлических украшений). У женской одежды Белграда под западным влиянием были женская шелковая рубашка, длинное платье фистан из цветного атласа, либаде, шелковый пояс баядер, а на голове – жемчужный тепелук. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Под европейским влиянием был и мужской костюм, основными частями которого являются: суконные штаны потурлие, антерия, шелковый пояс тромболос и фес. Развитие промышленности и торговли, и ряд других факторов повлияли на утрату национального костюма в повседневном употреблении, так что он с начала XX века, с тех пор как традиционная манера одеваться уступает место городскому, европейскому костюму, стал ценностью културно- исторического наследия. В повседневном употреблении его продолжили носить только в качестве исключения или лишь отдельные его части, в замкнутых селениях или по поводу определенных торжественных случаев. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Опанцы Вид низкой обуви, одинаковой формы для обоих полов и для всех возрастов, известной в Сербии уже в раннем средневековье. В XIX веке носили несколько их видов. Опанцы из невыделанной свиной, говяжьей, телячей, барашковой или бычачьей кожи были самыми распространенными, их носили дольше всего, под разными названиями: просты, врцаны, сейменски, сировцы, шивацы, хайдучки, наряду с дрвеняками из ивового, липового/березового дерева. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Невыделанные опанцы были домашнего производства. С 1850 года в Сербии начинают вырабатывать красные опанцы- црвеняцы и развивается сапожно-опанчарское ремесло. В конце XIX века появляются выделанные, более прочные и более качественные опанцы: джонаши, штавленицы, шабачки или шильканы, которые сначала носили в западной Сербии, а потом и в восточной. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Шайкача Шайкача – вид шапки из материала шаяк (шерстяная ткань ремесленного производства). Введением воинской повинности в Сербии шайкачу стали носить как элемент солдатской формы, который в мужскую одежду проникает в конце XIX века, когда костюм приобретает элемтенты солдатской одежды. Со временем она совсем оттеснила фес из употребления. Иметь при себе часть формы являлось символом статуса. Существовали солдатские и офицерские, с маленьким галуном над глазами, а в качестве формы они исчезли до конца Второй мировой войны. Шайкача стала сербской национальной шапкой, которую и сегодня в повседневном употреблении носят крестьяне в центральной Сербии. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Штаны Существовало три главных типа мушских штанов: уские белые беневреки, пеленгиры, широкие турачи, или потурлие, похожие на турецкие штаны, а где-то носили и подштанники, как верхнюю одежду, вместо штанов. Пеленгиры или шаровары были из неваляного сукна, с широкими короткими штанинами (ниже колена), распространенные на территории Стари-Влаха и в динарских областях. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Беневреки из белого сукна, с узкими и внизу прорезанными штанинами, с маленьким задом и довольно низкой талией и прорезамы в верхней передней части, чаще всего встречались в восточной Сербии и Воеводины. Широкие штаны турачи/потурлие сначала носили в городах, они были сшиты из голубого и черного сукна, пышно украшены шнурами, а со временем их усваивает и сельское население. В начале XX века они, как часть национального костюма в Сербии, вышли из обихода. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Зубун Дорамак, садак, чурдия, суконный предмет одежды белого цвета, реже красного, без рукавов, открытый спреди, различной длины, неизменная часть традиционной культуры одежды сербского народа в течении XIX и первой половины XX века. Его носили в течении целого года, и он считался очень практичным. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Он объединяет восточно-азийские и византийско-сербские элементы. Пышно украшаемый, вышивской или нашивкой, разнообразными орнаментами, чаще всего красной шерстяной пряжей, синей или зеленой, стилизованной геометрической орнаментикой, или цветочными мотивами, со или без кисточки, в изобразительно- эстетическом смысле он является одной из самых представительных частей сербского национального костюма. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Елек Фермен, короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета. Его шили абаджии и терзии. Он застегивался под грудью и подчеркивал красоту женщины. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В середине XIX века где-то носили елече памукличе, наполненное хлопком, собранное на груди, с подкладкой и застегиваемое четырмя пуговицами из серебряной пряжи. Более короткий елек, с продольными вшитыми линиями, на груди сердцеобразно вырезаный, носили летом. Поверх подвенечной рубашки невесты побогаче носили срмали елек, из бархата/атласа, с шнурами, вышитый сербряными нитками, украшенный блестками. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Пояс Он был символической частью костюма в средневековье, имел магическое значение, обозначал мужской принцип и силу, символизировал феодальную власть, что и кодифицировано в Законнике Стефана Душана. Изготавливали их в сербском, боснийском, венгерском, венецианском, греческом, дубровницком стиле, а сложены они из крестообразных, круглых, цветоподобных бляшек, и других, с изображениями людей. В прошлом люди опоясывались широкими одноцветными длинными шерстяными поясами, а более широкие тканицы стали носить позднее. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Один из самых старых, тканый из белой шерсти, рудичар, длиной с 3-4 метра, шириной с сантиметров 20, заканчивался длинной бахромой. К хлопчатым узким разноцветным поясам пришивали пуговици и бубенцы, пояс преопасач из серебряных монет повешивали на цепь пояса, на поясе носили и пафты-чампры. Каницы пестрые пояса носили зажиточные мужчины, а поверх них – кожаные пояса силахи/силаи, украшенные золотой вышивкой, вышедшие из обихода в начале XX века. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В торжественных случаях носили окованик/кованик, в передней части которого была металлическая плитка, украшенная разноцветными камнями. Пояс имел декоративную и употребительную функцию, он затягивал рубашку и подчеркивал красоту женской талии. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград

Сегодня мы продолжаем одеваться, но не просто так, а очень даже в сувенирном ключе, потому что речь пойдёт о народной ношне - национальном сербском костюме. Здесь главное - войти во вкус, потому что в каждой части Сербии - свои юбки-блузки-панталоны, с характерным именно для этого места покроем и вышивкой. При желании можно целую коллекцию собрать. Раньше в Сербии гостей встречали по одёжке в полном смысле слова, потому что именно она иноформировала, откуда именно пожаловал товарищ, горожанин он или "селяк", богат или беден и т.д. А поскольку мы изначально с вами, друзья мои, договорились, что китайские умельцы нас не интересуют, сразу отмечу: в Сербии до сих пор существует достаточное количество фирм-ателье, которые занимаются шитьём именно национальной одежды. Общегосударственное повальное увлечение фольклором даром не проходит! Одна из самых популярных "радиониц", "Србиянски вез", находится в нашем Обреновце, о чём я уже писала раньше (), ей же спасибо и за большинство фотографий этого поста.

У меня с фольклорным облачением давний роман: из каждой своей поездки стремилась привезти что-то на память. Казусы тоже бывали: помнится, приняла мужской жилет за часть женского гардероба, а когда заявилась на работу в офис в хорватской рубашке (с первой фотографии), то народ удивлённо спрашивал: "А ты разве не в Хорватию, а в Киев ездила?" Я ещё подумала тогда: "Какие у нашего народа интересные стереотипы: если на блузке вышивка - значит она из Украины.")) Но вот недавно увидела эту фотографию из Воеводины

и вот эту, из сербского городка Вране, и... поняла наш народ!))


Гламоч, Босния
Бачка, Сербия

Шумадия, Сербия

Призрен, Косово

И эта красавица - из Косова. И эта пара тоже.

Но я предлагаю вам сегодня одеться по-шумадийски. И начнём с сильной половины человечества.
Мужская рубашка (Кошуља) шилась из хлопковой, реже - льняной ткани. Подол по бокам обязательно разрезали до середины бедра, а с вышивкой особо не усердствовали.

На рубашку надевались Јелек (жилет) и Антерија (что-то наподобие короткого пальто). Ткань использовалась преимущественно шерстяная, а сами изделия богато украшались цветочным или геометрическим узором из шёлковой тесьмы.

Мужские "панталоны" шили из грубого шерстяного сукна - шаяка. Больше всего они напоминают армейские брюки-галифе - влияние истории, что тут скажешь! В Сербии их называют "панталоне на брич". А талию полагалось обвить не менее трёх раз разноцветным шерстяным поясом (Тканицей), причём с левой (обычно) стороны обязательно оставлялся свободный конец.

Носкам (Чарапам) полагалось быть длинными, чуть ли не до колена. Они вязались из чёрной шерсти и украшались особым узором - "цветной лозицей". На ногах красовались кожаные опанцы или джонаши. Их отличала толстая подошва и изогнутый в виде клюва носок. Добавлю, что "опанци" - обувь исключительно лёгкая и приятная, иной раз сама ношу с удовольствием!

А заканчивался туалет тоже приветом боевой сербской истории - шапкой-шайкачей. Не ошибусь, если скажу, что шайкача - такой же "отличительный знак" серба, как, скажем, кепка-аэродром - жителя "солнечного Телави".

Сербки одевались гораздо ярче своих суровых мужчин. Например, вышивка на женской льняной рубашке была намного богаче и часто дополнялась кружевной отделкой.

Женский жилет и антерия богато украшались золотым, серберянным или цветным шитьём, необычайно ярко смотревшимся на тёмном фоне. А ещё наши шумадийские модницы в холодное время года надевали зубун (справа) - словечко ничего не напоминает? :).

Юбке полагалось быть темнее "кошульи", а цвет полосок на ней соответствовал деталям вышивки на рубашке.
Кстати, жительницы Воеводины щеголяли и в юбках белого цвета - вот она, региональная разница!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Ознакомление с историей развития и характерными особенностями национального белорусского костюма. Характерные черты женского и мужского национального костюма. Описание традиционной верхней женской и мужской одежды, головных уборов, обуви и аксессуаров.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Описание молдавского национального костюма. Особенности мужской и женской традиционной национальной одежды, ее сравнительный анализ. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды. Традиционная молдавская обувь. Разновидности поясов.

    статья , добавлен 15.02.2011

    Комплекс мужского белорусского национального костюма: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь. Женская сорочка, виды воротника, типы понев. Безрукавка как составная часть женского комплекса одежды в XIX–начале XX вв. Аксессуары, украшения, вышивка.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Ознакомление с историей развития древнерусских костюмов домонгольного периода и Московской Руси. Рассмотрение особенностей покроя обыденной и праздничной мужской и женской одежды XVIII-XIX веков. Изучение характерных черт русского национального костюма.

    курс лекций , добавлен 14.08.2010

    Народный костюм как один из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Форменная одежда казаков. Русско-украинская основа женского костюма казачки.

    статья , добавлен 18.12.2009

    Национальные предметы быта народов Приамурья. Виды узоров, которые использовали мастерицы для украшения одежды и посуды. Описание костюма рыбака из кожи рыбы и костюма удэгейского охотника. Нанайский женский свадебный халат "сикэ". Национальные орнаменты.