Мозг ребенка 8 лет. Развитие мозга ребенка: умнеем и развиваемся не по дням, а по часам. От года до трёх лет и далее

23.01.2024 Здоровье

Эффективная гимнастика для развития мозга поможет оздоровить организм и развить левое и правое полушарие.

  • Человек — это разумное существо. Он по-другому, чем, например, животные, воспринимает окружающий мир и обладает особым мышлением и логикой. Чтобы понять, как развить свой мозг, необходимо знать его функции
  • Мозг можно назвать компьютером, ведь его возможности безграничны. На протяжении всего отрезка жизни, человек познает что-то новое, в его голове может храниться много информации. Он запоминает только то, что ему нужно, а то, что никогда не пригодится, «убирается» навсегда
  • Мозг состоит из двух полушарий — правого и левого. Каждой стороне отведены свои функциональные особенности — все анализируется в строгом порядке, запоминается или удаляется

Как развить левое полушарие мозга?

Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.

Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».

Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:

  • Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
  • Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
  • Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
  • Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
  • Принимайте для улучшения работы мозга

Важно: Старайтесь не зацикливаться на развитии одной из половинок мозга. Ценным является именно работа обеих половинок нашего мозгового «компьютера». Развивайте одновременно левое и правое полушарие мозга.

Как развить правое полушарие мозга?



Выше мы разобрались, за что отвечает левая половинка мозга, теперь нужно работать над развитием интуитивных способностей и творческого мышления.

Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.

Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:

  • Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
  • Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
  • Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга

Совет: Настройтесь на творчество, поверьте в свои возможности, и результат не заставит себя долго ждать.



Мозг младенца с самого рождения настроен на то, чтобы познавать что-то новое. Поэтому даже такие обычные действия, как кормление, прогулка и смена памперсов, являются обучающими.

Совет: Не изобретайте ничего нового для того, чтобы развивать мозг своей крохи. Не зацикливайтесь на выполнении каких-то особенных занятий.

Для того чтобы правильно развивать мозг ребенка, необходимо обеспечить ему только должный уход.

Важно: Разговаривайте со своим малышом, даже когда забираете почту из ящика или заваривает чай. Такие комментарии помогают заинтересовать ребенка, а значит, он начинает мыслить и развиваться.

Хорошо помогает в развитии совместное чтение книг, игры, мамины песни, танцы с крохой на руках. Даже обычный массаж и покачивание перед сном, будут развивающими для мозга ребенка.



Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.

Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.

Очень эффективны упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников, в которых задействованы две руки:

УПРАЖНЕНИЕ : Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ :Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи

УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо

УПРАЖНЕНИЕ: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

УПРАЖНЕНИЕ : Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки



В развитии мозга помогают шахматы, шашки, головоломки, кубик Рубика, ребусы и кроссворды.



Гимнастика для мозга — Ольга Троицкая

Программа систем упражнений была разработана еще в 70-х годах. Ученые того времени проводили исследования со своими учениками, каждый из которых выполнял гимнастику каждый день. С того времени система распространяется по всему миру и приносит отличные результаты.

Ольга Троицкая — это успешный психолог. Она большое значение уделяет развитию мозга, ведь благодаря ясному уму человек может быть счастливым и успешным.

Важно: Упражнения увеличивают тонус коры головного мозга, а массаж биологически активных точек позволяет заставить работать обе половинки мозга.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «КРОСС КРОЛЫ» :

  • Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать, когда вялость и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно

УПРАЖНЕНИЕ №2 :

  • Встаньте ровно, ноги на ширине плеч
  • Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке
  • Голова немного поворачивается по ходу действий
  • Рот не зажимается, губы свободны. Зажаты только все мышцы и нижняя часть лица

УПРАЖНЕНИЕ №3 «КНОПКИ МОЗГА» :

  • Два пальца поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Вторая рука расположена на пупке
  • Слегка массируйте ямки
  • Поменяйте руки
  • Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами. Это мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца


УПРАЖНЕНИЕ №4 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ» :

  • Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха
  • Поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела — прекратите выполнять упражнение
  • Поверните голову вправо и снова повторите все действия, как с поворотом головы влево

УПРАЖНЕНИЕ №5 «СОВА» :

  • Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине
  • Немного поверните голову влево
  • Начинайте разминать — на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова
  • Голову немного поворачиваете из стороны в сторону
  • Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ №6 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ» :

  • Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслаблено
  • Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела.
  • Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку
  • Поменяйте руки и повторите упражнение
  • Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх


УПРАЖНЕНИЕ №7 «КРЮКИ ДЭНИСОНА» :

1 часть упражнения :

  • Ноги переплетите
  • Руки вытяните вперед ладонями наружу
  • Сложите ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди
  • Язык поднимите и прижмите к небу
  • Глаза поднимите вверх. Нужно выполнять упражнение столько времени, сколько вам будет комфортно

2 часть упражнения :

  • Ноги расставьте на ширине плеч
  • Руки опустите вниз и сцепите лодочкой на уровне низа живота
  • Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу

Ниже представлено видео с гимнастикой для мозга Ольги Троицкой. В нем представлены только сами упражнения.

Видео: Гимнастика мозга — станьте успешным в любом возрасте! Ольга Троицкая.Только упражнения



Фитнес-система для мозга — это специально разработанные упражнения, которые помогают развить и синхронизировать работу обоих полушарий мозга и выработать моторику рук.

Пальцевая гимнастика для мозга приносит много пользы. Ее необходимо выполнять ежедневно.

Видео: Что такое Фитнес для Мозга и Пальцевая Гимнастика?

Видео: Фитнесс для мозга

Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #2 Карты Деньги Два СТВОЛА

Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #3 Безумные Крокодилы

Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #4 Завяжи пальцы в узел



Гимнастика для сосудов головного мозга — Ниши

Японский целитель Кацудзо Ниши создал систему упражнений для оздоровления организма. Это производится через тренировку капилляров.

Гимнастика для сосудов головного мозга Ниши :

  • Самое простое упражнение для улучшения состояния капилляров и циркуляции крови называется «Вибрация» . Утром, не поднимаясь с постели, поднимите кверху ноги и руки и потрусите ими 2 минуты. Этот своеобразный массаж капилляров помогает также перераспределить лимфатическую жидкость, что позволяет очистить организм от шлаков
  • Упражнение «Золотая Рыбка» . Лежа на ровной поверхности, положите руки под шею, на уровне четвертого шейного позвонка. Подтяните к себе носки ног. Сильно напрягитесь и воспроизводите вибрирующие движения всем телом, ка рыбка

Такие упражнения помогают уменьшить тонус нервной системы, и поднять тонус сосудов. Во всем теле начинается активное кровообращение, сосуды активно работают и укрепляются.

Вот еще эффективные упражнения для укрепления сосудов и улучшения работы мозга:

Видео: Упражнения для укрепления сосудов



  • Пожилые люди также должны много своего организма, если они хотят прожить в здравии свою жизнь
  • Поэтому необходимо начинать уже сегодня выполнять гимнастику для мозга и упражнения для пожилых. Очень хорошо действуют на работу головного мозга упражнения от Ольги Троицкой, которые представлены выше
  • Пожилым людям подходят все упражнения, что людям помоложе и детям. Только выполняйте их, не торопясь и делайте столько повторений, сколько сможете
  • Благодаря постоянным занятиям исчезнет вялость, лень, активизируется вестибулярный аппарат. Пожилой человек сможет добиться полноценного функционирования мозга

Синхронизация мозга — 25 упражнений



Чтобы начать развивать свой мозг, придерживайтесь нижеприведенных советов:

Совет : Избавьтесь от гиподинамии — это проблема малоподвижных людей. Больше двигайтесь — не проводите много времени за компьютером и телевизором. Если вы не будете двигаться, сосуды забиваются холестериновыми бляшками, что приводит к проблемам мозговой деятельности.

Совет : Откажитесь от употребления спиртных напитков. Спирт убивает нейроны. Но, если выбирать между водкой, вином и пивом, то пиво оказывает значительно меньше вреда на наш мозг.

Совет : Употребляйте 2 литра воды в день. Людям, которые имеют избыточный вес, должны выпивать до 4-х литров чистой негазированной воды в сутки. Она помогает вывести шлаки и токсины.

Совет : Выполняя любую домашнюю работу, делайте это весело и с иронией! Мозг любит хорошие эмоции.



Весело делаем уборку — работают оба полушария мозга

Как человек работает над развитием мышц, так же он и должен развивать свой мозг. Если мозгу не давать ежедневную работу, он будет дряхлеть.

Важно: Если присутствуют ежедневные нагрузки, тогда количество серых клеток увеличивается, появляются новые капилляры и образуются новые синапсы между нейронами.

Выполняя эти советы, вы поможете своему мозгу: он «не заскучает» и будет постоянно развиваться:

  1. Ходите по дому с закрытыми глазами — это помогает развить координацию движений
  2. На ощупь определяйте номинал монет, которые находятся у вас в кармане
  3. Освойте шрифт Брайля — чтение и письмо для слепых
  4. Пишите левой рукой, если вы правша, и правой, если левша.
  5. Купите необычную для себя одежду и носите ее
  6. Смените цвет волос или сделайте короткую стрижку, если у вас до этого были длинные волосы
  7. Путешествуйте, узнавайте новые города и страны
  8. Чаще меняйте интерьер в доме и офисе
  9. Придумывайте новые фразы для ответа на вопросы: как дела, что нового?

Важно: Зачем это делать? Привычки надоедают мозгу, и он устает от обыденности. Все новое ему интересно: эмоции, слова, действия и места.

РАЗМИНКА ДЛЯ МОЗГА: Делайте упражнения закрытыми глазами:

  • Спокойно и глубоко вдохните 10 раз
  • Не торопясь посчитайте вслух от 1 до 100, и наоборот, от 100 до 1
  • Представьте в своей голове розовый круг, потом, при помощи разворота, мысленно переделайте его в квадрат, треугольник, трапецию и ромб
  • Проговорите алфавит, придумывая к каждой букве слово, например, «А — арбуз»
  • Мысленно посмотрите на себя со стороны. Приглядитесь ко всем деталям одежды и аксессуаров. Подумайте о том, что вы улыбаетесь
  • Прочитайте любой текст задом наперед


Синхронизация мозга — разминка

УПРАЖНЕНИЕ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» : На листе бумаги напишите буквы алфавита, а под ними Л, П или В. Буквы из верхних строк проговариваются вслух, а из нижних — выполняются руками (Л — левая рука поднимается вверх, П — правая рука поднимается вверх, В — обе руки поднимаются вверх). Сделать это все одновременно сложно, хотя кажется на первый взгляд просто.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Теперь вспомним упражнения из уроков физкультуры , которые, как оказалось, помогают развить мозг и заставляют работать его синхронно:

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ :

  • Достаньте локтем правой руки до колена правой ноги, и локтем левой руки до колена левой ноги — повторите 12 раз

ПЕРЕКРЕСтНОЕ УПРАЖНЕНИЕ :

  • Достаньте локтем правой руки до колена левой ноги, и локтем левой руки до колена правой ноги

На выполнение этих упражнений понадобится всего 2 минуты, а эффект почувствуется сразу — голова станет «свежей» и «посветлевшей».

Специалисты и эксперты в области развития мозговой деятельности дают очень ценные советы тем людям, которые работают над синхронизацией своего мозга. Если их выполнять хотя бы раз в неделю прогресс появится обязательно.



Синхронизация мозга — часы на другой руке
  • Совет : Нейронную работу мозга помогает развить гимнастика пальцев. Разжимайте и соединяйте пальцы, усложняя задачу и делая упражнение через один палец
  • Совет : Поменяйте предметы местами на вашем рабочем столе. Это заставит мозг искать новые решения. Но не делайте так слишком часто, чтобы мозг не привык к этому
  • Совет : Назовите вслух двадцать женских или мужских имен. Мысленно представьте этих людей и то, как они вам улыбаются. Пожелайте им всем доброго дня
  • Совет : Один раз в неделю ложитесь спать головой к другому концу кровати. Для мозга это непривычно и он не сможет быстро заснуть, но надо постараться.
  • Совет : Поменяйте руку, на которой носите часы. Сначала вы будете испытывать неудобства, но потом уже не будете этого замечать. По истечение 7 дней снова поменяйте руку
  • Совет : Во время уборки дома складывайте вещи красиво, но не на свои места. После этого мозгу придется работать и вспоминать, где лежат вещи и предметы после уборки
  • Совет : Решайте различные логические задачи. Их можно найти в сборниках, детских журналах или в сети
  • Совет : Один раз в неделю думайте о том, чего вы достигли за неделю. Стройте планы на будущую неделю, выделяя основные события
  • Совет : Иногда пишите письма самому себе, в которых будет говориться об ошибках, совершенных за неделю. Не жалейте себя, записывайте даже мелкие неприятности, чтобы на следующей неделе стать еще лучше


СЛОЖНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ МОЗГОВ :

  • Сядьте на кресло и положите ногу на ногу
  • Ногой, которая находится сверху, рисуйте в воздухе круги по часовой стрелке
  • После этого начертите пальцем правой руки круг против часовой стрелки — нога продолжает двигаться по часовой стрелке

УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТ» :

  • Возьмите чистый лист бумаги и красками, фломастером или карандашом разукрасьте его полностью одним цветом
  • Перечислите все ассоциации, которые возникают у вас с этим цветом. Например, красный — вишня, арбуз, флаг и так далее

УПРАЖНЕНИЕ «СЧЕТ»:

  • Сосчитайте до 20 и обратно, но пропуская цифру, в которое есть, например, 3 или которое делится на 3

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВО» :

  • Возьмите в руки газету и прочитайте любое первое попавшееся слово
  • Составьте с этим словом десять разных предложений, быстро и не раздумывая
  • Положите обе ладони на живот — левая рука на правой
  • Сделайте выдох, как будто задуваете свечу
  • Выполнять такое упражнение нужно в течение одной минуты

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДЪЕМ БЕЗ ПОМОЩИ РУК» :

  • Сядьте на пол и разведите широко ноги
  • Теперь резко поднимитесь, не используя руки
  • Во время этого упражнения согласованно начинают работать оба полушария мозга. Важно чувство равновесия. ОСТОРОЖНО: Во время выполнения этого упражнения можно упасть


УПРАЖНЕНИЕ «БУКВА» :

  • Закройте глаза и представьте в голове любую букву
  • Назовите в слух до двадцати предметов на эту букву, например: один — танк, два — трактор, три — трон, четыре — толокно и так далее. Чем быстрее вы будете называть слова, тем лучше

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ:

  • Вытяните одну руку вперед, распрямите большой палец и начертите в воздухе 8
  • Сделайте 4 таких повторений. Смените руку
  • В конце сделайте гимнастику с обеими руками

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ МОЗГА :

  • Поднимите обе руки вверх
  • Рисуйте в воздухе — одной рукой квадрат, а другой звезду
  • Как только упражнение начнет получаться, поменяйте руки. Для его усложнения, придумайте рисунки других форм

Теперь научимся делать физические упражнения на синхронизацию мозга. После выполнения такой гимнастики, оба полушария мозга научатся работать одновременно.

УПРАЖНЕНИЕ «СВЕДЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК И НОГ» :

  • Сядьте на высокий стол, чтобы ноги свободно качались
  • Растопырьте пальцы рук и приложите кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой
  • Выполняйте маховые движения руками. Кончики пальцев должны встретиться друг с другом

Важно: Если хотите усложнить это упражнение, соедините пальцы ног. Совершайте махи руками и сведя кончики пальцев, разведите ноги. Разведя руки, соедините ноги вместе.



Синхронизация мозга — скрещивание рук и ног

УПРАЖНЕНИЕ «СКРЕЩИВАНИЕ РУК И НОГ» :

  • Сначала выполняйте маховые движения руками впереди туловища на уровне плеч. Ладони должны быть обращены к полу
  • Через время, начинайте делать махи и перекрещивания позади туловища — на уровне ягодиц
  • Продолжайте выполнять упражнение, присоединяя движение ног
  • При движении вправо, ведите левую ногу перед правой, и правую ногу перед левой при движении влево

Еще одно подобное упражнение :

  • Сделайте скрещивание ногами во время движения
  • Шаг в сторону — заведите левую ногу за правую
  • Еще один шаг правой и приставьте левую ногу
  • Повторите движение в обратную сторону

УПРАЖНЕНИЕ «МАРИОНЕТКА НАОБОРОТ» :

  • Встаньте прямо, ноги вместе. Руки сложите над головой. Сделайте прыжок и мах руками в стороны назад, расставляя ноги. Прыжком вернитесь в исходное положение
  • Ногами выполните предыдущие движения, а руки вытяните перед туловищем, двигая ими вверх-вниз
  • Руками выполняйте движения в стороны, ногами — прыжки вперед-назад с ноги на ногу, как во время ходьбы

УПРАЖНЕНИЕ «ВЕЛИКИЙ ДИРИЖЕР» :

  • Включите любую классическую музыку
  • Встаньте в позицию, как дирижер стоит перед оркестрантами
  • Поднимите руки на высоте плеч, при этом одна рука должна быть выше другой
  • Рисуйте в воздухе лежащие восьмерки: левая рука выписывает влево, правая — вправо
  • После этого рисуйте внутреннюю дугу и повторите все упражнения в противоположную сторону

УПРАЖНЕНИЕ «ПУТАНИЦА» :

  • Правая рука на голове, левая — на животе. Похлопывайте себе по макушке и поглаживайте живот по кругу одновременно
  • Поглаживайте левой рукой живот по часовой стрелке, а правой рукой делать поглаживания в области левой ключицы в другую сторону

УПРАЖНЕНИЕ «РИСУНОК НОСОМ» :

  • Представьте на кончике своего носа карандаш
  • Нарисуйте в воздухе восьмерки
  • Когда это упражнение будет получаться, пишите в воздухе имена и фамилии

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕКАТ С ЛИМОНОМ» :

  • Приготовьте лимон и стул
  • Лягте на спину, стул поставьте за головой. Лимон зажмите между ступней
  • Поднимите ноги так, чтобы можно было положить лимон на стул
  • Опустите ноги, потом поднимите, и возьмите лимон со стула, возвращаясь в исходное положение

Совет: Молодые люди в хорошей физической форме могут класть лимон не на стул, а на пол за головой.

Важно: Хорошо вместе с этим упражнением выполнять «березку» и стойку на голове. Такая гимнастика поможет стимулировать мозговое кровообращение.

УПРАЖНЕНИЕ «ДЫХАНИЕ ЙОГОВ» :

  • Сядьте на стул и расслабьтесь, спина прямая. Положите указательный и средний пальцы правой руки на область переносицы
  • Безымянным пальцем слегка закройте левую ноздрю и медленно вдыхайте через правую ноздрю, считая до 8
  • Задержите дыхание на 4 секунды. Затем надавите большим пальцем и закройте правую ноздрю, медленно выдыхая через левую ноздрю, считая до 8
  • Задержите дыхание на 4 секунды, и снова сделайте вдох, считая до 8, но теперь через левую ноздрю

УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ» :

  • Сядьте на пол по-турецки и закройте глаза
  • Сделайте несколько вдохов, направляя поток воздуха глубоко вниз живота. Должна работать диафрагма
  • Сконцентрируйте внимание на своем дыхании. На вдохе вслух произносите «ОМ», а на выдохе — «АХ»


Укрепляем память — зеваем широко

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПАМЯТИ :

  • Закройте глаза и широко зевните
  • Одновременно массируйте напряженные зоны в области нижней и верхней челюсти
  • Зевок должен быть долгим и звучным. Повторите упражнение 3-6 раз

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ :

  • Лягте на пол, согните ноги в коленях, ступни на полу. Руки положите под голову и сплетите пальцы. Не разжимая руки, поднимитесь и одновременно повернитесь, опираясь локтем на пол
  • Левый локоть — к правому колену, правый локоть — к левому колену. Повторите это упражнение по 5 раз в каждую сторону

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ СПОСОБНОСТИ (помогает повысить точность движений):

  • Найдите впадинки на лбу, над бровями
  • Слегка надавливайте кончиками пальцев в течение одной минуты. Повторите упражнение 3-4 раза

Будьте здоровы, и не забывайте делиться полезной информацией со своими знакомыми и родственниками. Ведь, возможно, это поможет им продлить жизнь, и прожить ее счастливо и успешно!

Видео: 3 минуты урок на всю жизнь! Гармонизация правого и левого полушария мозга

Видео: Как развить мозг?! Как стать намного умнее окружающих?!

Во время внутриутробного периода мозг развивается на 70%. Еще на 30% развитие происходит с младенчества до дошкольного возраста. Первые 12 месяцев жизни малыша связаны с его бурным и всесторонним развитием, когда он растет буквально каждый день, набирает вес и мышечную массу. Огромную скорость развития набирает в этот период и мозг.

Внутриутробное развитие мозга ребенка

Закладка мозгового вещества начинается на первых неделях беременности. В этот отрезок времени происходит зарождение нейронов, которые не стоят на месте, а перемещаются на свое постоянное «место жительства» и существуют порознь друг от друга. После второго месяца начинается деление мозга малыша на несколько частей. А уже на 35 неделе кору головного мозга малыша по структуре можно полностью сравнить с корой взрослого человека.

Правила развития мозга вашего ребенка после рождения

Поскольку малыш появляется на свет практически с сформированным головным мозгом, период с рождения до 3 лет является периодом усовершенствований. Нейроны ежеминутно растут и связываются между собой. За одну секунду в клетках головного мозга создается до 2 миллионов синапсов, связующих нейроны. На протяжении всей жизни количественный уровень нейронов не изменяется. Многочисленные навыки, умения и рефлексы, в число которых входят и жизненно важные, заложены в головном мозге с самого рождения. На протяжении первых трех лет связь между нейронами становится неимоверно крепкой, синапсы вырастают, словно, деревья с огромным количеством веток. К трехлетнему возрасту по объему мозг малышей и взрослых людей различается всего на 15%.

После трех лет формирование головного мозга малыша снижает свои темпы. Заканчивается же формирование уже после 6 летнего возраста. Поэтому в этом возрасте способности мозга практически ничем не уступают возможностям мозга взрослых.

Влияние окружающей среды на формирование мозга

Чтобы головной мозг имел возможность гармонично развиваться, малышу необходимо создать определенную среду, которая будет насыщена только положительными впечатлениями и эмоциями. В такой среде происходит стимуляция развития мозга, и начинается его активная работа. Поскольку в первые годы жизни у ребенка происходит зарождение будущих основ приспособленности к жизни и мышления, здоровья и различных навыков, задачей родителей становится организация помощи в формировании мозга. Малыш должен быть окружен различными звуками и изображениями, запахами и прикосновениями. Все это стимулирует мозг на его скорейшее формирование.

Факторы, негативно влияющие на формирование головного мозга

В 2008 году ученые Гарвардского университета провели исследования, которые позволили выделить несколько негативных факторов, мешающих нормальному развитию головного мозга человека. К ним относятся:

  • образовательный уровень мамы находится на уровне ниже среднего;
  • неполная семья (развод или смерть одного из родителей);
  • проблемы с психикой у родителей;
  • бедность семьи и нехватка средств на вещи первой необходимости;
  • жестокое или равнодушное обращение взрослых с детьми.

Если в семье имеет место быть более одного негативного фактора, то развитие головного мозга ребенка идет с некоторым отставанием. При наличии всех пяти факторов вместе, мозг ребенка развивается на 70% медленнее.

Увидеть разницу между детьми можно уже в трехлетнем возрасте. Главным признаком неблагополучия в семье является скудный словарный запас. Если оба родителя имеют низкий уровень образования, ведут асоциальный образ жизни и не имеют возможности проводить время с ребенком в достаточном количестве, малыш может значительно отставать от своих сверстников умственными способностями. Бывают и исключения, когда ребенок из неполноценной семьи уже с 3 лет осознает «ненормальность» существования своей семьи и стремится получить свое первое образование от социального окружения (детский сад, сверстники и их родители и т. д.).

Не последнюю роль в развитии головного мозга играет и питание. Во время беременности и грудного вскармливания физическое и психическое развитие малыша полностью зависит от образа жизни мамы и ее питания. Сейчас существует множество данных о том, какие именно продукты и содержащиеся в них
вещества оказывают влияние на формирование мозга ребенка. Поэтому мамы должны подробно изучить информацию и исключить из своего питания продукты с негативным воздействием. После введения первого прикорма стоит обратить внимание и на здоровое питание малыша. Особую роль в правильном развитии и формировании головного мозга и нервной системы играют «умные липиды», которые содержаться в растительных маслах, орехах, морепродуктах и т. д.

Раннее развитие ребенка

Сегодня все больше родителей изучают правила раннего развития детей, одобряя последние исследования ученых, которые говорят о необходимости закладывания первых «кирпичиков» будущих знаний. Для этого специалисты рекомендуют создать с самого рождения стимулирующую среду, которая включает два фактора:

  1. Организация непрерывного потока новых задач, которые требуют от ребенка приложения усилий.
  2. Связь родителей с ребенком и помощь в освоении новой информации.

В первом случае важно найти «золотую» середину при внедрении задач. Ребенку не должно быть очень сложно или очень легко. Здесь родители должны учитывать уровень развития малыша на каждом этапе его жизни.

Во втором случае под связью подразумевается полное взаимопонимание ребенка и взрослых. Причем, родители должны высказывать не только свое одобрение, но и критику. Так малыш сможет осознать, что в различных ситуациях может быть несколько линий поведения.

По последним данным раннее развитие подразумевает под собой образовательный процесс, который должен начинаться еще в утробе мамы. То есть будущая мама, находясь в «интересном» положении, уже должна серьезно отнестись к этому вопросу. Во время беременности нужно не только правильно питаться, поставляя малышу необходимые для развития головного мозга вещества, но и приобщать его к «великому». Чтение, рукоделие, прослушивание музыкальных произведений, живопись и пр. – все это ведет к формированию головного мозга малыша. Соблюдая правила развития мозга вашего ребенка, можно вырастить настоящего гения!

Структуры мозга формируются к трём годам
Что происходит с мозгом малыша после того как он появился на свет? Как стимулировать развитие мозга ребенка?

После рождения тот набор нейронов, которым ребенок будет обладать, уже сформирован, их более 86-100 миллиардов (а по некоторым подсчетам гораздо больше). Он был сформирован уже до середины беременности матери. Новые нейроны не образуются в большом масштабе после рождения (всего сотни или, может быть, тысячи нейронов гипокампы, и до сих пор не доказан нейрогенез для нейронов коры).

То, как работает наш мозг определяет не количество нейронов, а количество связей между ними, их называют синапсами. У взрослого человека нейроны соединены друг с другом в нейронные сети, которые многократно пересекаются. Один нейрон может участвовать в огромном количестве абсолютно разнообразных нейронных сетей. Каждый нейрон принимает на себя примерно 15000 входов от других нейронов и отдает примерно 1500 входов на другие нейроны.
Ребенок рождается, у него все нейроны на месте, но очень малое количество связей между ними.

Дальше начинается совершенно фантастический процесс, о котором обычные люди мало подозревают. Начиная где-то от двух до четырех месяцев жизни, потом еще один рывок до шести, буквально каждый час в мозге ребенка образуются 15 000 000 синапсов (связей между нейронами). Бешенный рывок. Нейронные сети ребенка становятся гиперсвязанные. Этот период называется период синаптической сверхпродукцией. У любого из нас намного меньше, чем у ребенка.
К восьми-девяти месяцам жизни ребенок имеет гораздо более сложно-связанную нейронную сеть, чем у любого взрослого человека - лучший способ адаптации к неизвестному будущему.
Потенциал пластичности новорожденного мозга в периоде сверхпродукции чрезвычайно высок. Нейронные сети в этом периоде когда они чрезвычайно пластичны, за счет того что сверхсвязаны, можно перевоспитать.

Итак, через два года после рождения в головном мозге ребенка образуется сложнейшая нейронная сеть, более сложная чем у любого взрослого человека. А в 6 лет сложность этой нейронной сети начинает падать. Количество синаптических контактов сильно уменьшается. Почему?

Синаптогенез. Формирование связей между нейронами от 39 недель беременности до 6 лет


Во время развития в головном мозге ребенка идет бешенная конкурентная борьба за пространство связывания, это называется синаптической конкуренцией. Те связи, которые не используются пропадают.


Используй или ты это потеряешь!

Интересный пример

Если у взрослого человека на глазу 5-6 лет находится катаракта, помутнение хрусталика. Потом эту катаракту «снимают» и глаз продолжает видеть – все в порядке. Если катаракта врожденная, делают операцию в три года - глаз остается навсегда слепой. Почему?

Смоделировали эту ситуацию на животных, которым с рождения закрыли один глаз. Оказалось - никакой деградации нейронов не происходит. Отсутствие зрительного притока приводило к тому, что в коре мозга не оставалось ни одного нейрона, который реагировал бы на стимуляцию ранее закрытого глаза. Все нейроны реагировали на стимуляцию того глаза, который получал зрительный опыт в первые три месяца жизни животного.

Оказывается, связи, которые шли от закрытого глаза, проигрывали конкуренцию в некой конкурентной борьбе. Те связи, которые не работали, не возбуждались, не проводили информацию проигрывали, и все синаптические места связывания нейронов зрительной коры оказывались заняты работающими связями.
Принцип заключается в следующем: «Используй или ты это потеряешь».
Потеряешь в конкурентной борьбе.


В тот момент когда начинается этот невероятный рост синапсов в мозге ребенка (синаптическая сверхпродукция) у одного незрелого нейрона огромное количество ветвлений, он как бы организует избыточные места связывания. Фактически левый и правый глаз борются за место связывания. И в одних местах побеждает левый глаз, в других местах побеждает правый глаз. Нервные связи разделяются: связи от одного глаза идут в одно место, связи от другого глаза в другое место. (Так возникает функция бинакулярного зрения, т.е. возможность воспринимать глубину пространства). Эта конкуренция необходима для возникновения функции. Процессы развития – это процессы, которые ожидают опыта. Эта бурная синаптическая сверхпродукция, которая определена генетически, ожидает опыта как того скульптора, который создаст из нее окончательную структуру нейронных связей, которая будет оптимальна для обработки той информации с которой мозг встретится в данной конкретной среде.

Неиспользуемые синапсы в процессе этой синаптической сверхпродукции уничтожаются, проигрывая конкуренцию, используемые синапсы бурно ветвятся, меняются и образуют больше более сильных связей.

В развитии нейронный сетей в мозге ребенка ничего не гарантируется. Результат будет таким или иным, в зависимости от того в какую среду попадет развивающийся мозг и насколько сильно будут работать процессы конкуренции.


«Каждый новорожденный ребенок является прирожденным гением, но под невольным влиянием окружающих его людей и(или) не слишком удачных обстоятельств он постепенно превращается в посредственность».

Б. Фуллер


До какой степени в этот ранний период развития внешние стимулы могут управлять развитием коры мозга ребенка?
В невероятной степени! Даже у слепых детей в этот ранний период можно развить зрение.

В специальных экспериментах над животными с хитрыми хирургическими перерезками поток зрительной информации перенаправляли из зрительной коры в соматосенсорную кору (которая обрабатывает информацию об ощущениях, температурной чувствительности), а зрительную кору разрушали. Если зрительный поток перенаправить в соматосенсорную кору, а соматосенсорный поток вообще убрать, то у таких маленьких животных, которые должны были быть слепые, соматосенсорная кора начинает обрабатывать зрительную информацию. Было доказано, что эти животные видят, и все их соматосенсорные нейроны обретают свойства зрительных. Это невероятная пластичность нейронных сетей в раннем периоде антогенеза.

Высшие ассоциативные зоны коры больше связаны с организацией сложных мозговых функций. Они проходят через такой же период синаптической сверхпродукции, а потом синаптической обрезки, прореживания, в конкурентной борьбе. Выживают сильнейшие. Сначала образуется слишком много синапсов, а потом часть синапсов подвергается уничтожению.

Если лишить глаз возможности видеть, не давать ему проводить и обрабатывать информацию в раннем периоде, он становится функционально слепым, теряет свои связи с обрабатывающими нейронами, а что если лишить опыта более сложные ассоциативные области?

Получено множество результатов исследований детей румынских приютов при Чаушеску, ужасные условия содержания которых потрясли весь мир. Не смотря на приемные семьи, консультации психологов, педагогов и т.д., обогащенный опыт, который им пытались устроить, оказалось, что ряд функций у этих детей не восстанавливается в достаточной степени. Значительно хуже нормы. Исследования с помощью аппаратурных методов показали постоянный тяжелый гипометаболизм фронтальных областей мозга.

Лишение опыта социальных контактов в первые два-три года жизни приводят к тяжелому недоразвитию, изменению этих областей коры мозга. Этот невероятно адаптивный, невероятно пластичный процесс развития тяжело реагирует на депривацию. Не потому что мы убираем процессы конкуренции, а потому что мы в этой конкуренции позволяем победить худшему.

Мы изменяем процессы конкуренции. Мы даем возможность победить тому процессу, который потом будет плохо адаптировать мозг к поведению в какой-то определенной среде.


Использовались материалы лекций Строгановой Татьяны Александровны - доктора биологических наук, профессора, заведующей кафедрой возрастной психофизиологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководителя Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр) МГППУ.


«Период, когда связи между нейронами формируются наиболее активно, – это период от рождения ребёнка до трёх лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трём годам – 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребёнка после трёх лет прекращает свое развитие. К трём годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырём годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».

Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трёх лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это всё равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере».

Масару Ибука
Создатель «Японской ассоциации раннего развития» 1969 году.

Развитие человеческого мозга


Формирование синапсов зависит от раннего опыта (700 в секунду в ранние годы)Развитие человеческого мозга




С самого рождения способность ребенка к восприятию нового растет так же стремительно, как взмывает ракета. И, подобно ракете, эта удивительная способность достигает своей высшей точки, после чего замирает. К шести годам ее рост уже фактически равен нулю. Зато постепенно начинает расти кривая мудрости, и даже можно считать, что она впервые заявляет о себе именно в шесть лет. Все это можно изобразить на следующей диаграмме.

Кривые способности и мудрости

Cпособность к обучению возрастает, а затем быстро снижается, но зато в это же время начинает плавно возрастать мудрость. К шести годам две эти кривые встречаются. В точке их встречи детская способность к восприятию информации без каких-либо усилий достигает своего предела, и фактически прекращается сколько-нибудь значительный рост мозга. Однако мудрость только начинает развиваться и постепенно возрастает в течение всей оставшейся жизни.


То, что не используется, атрофируется


Если не дать питания в течение первых трех месяцев новорожденному ребенку и посадить его на воду, то это приведет к тому, что эти дети становятся не вполне развитыми в течение всей своей жизни, превращаясь в неполноценных взрослых.

Если закрыть глаз в первые месяцы жизни, то он перестает видеть (опыты на животных). Известно, что если ребёнок первые годы своей жизни будет расти в темноте, он навсегда останется слепым. Несмотря на то, что органы зрения у него будут в порядке, функция зрения, которая формируется в мозгу только в период его роста, функционировать не будет.
Если ребёнок первые годы своей жизни будет расти в звуковом вакууме, он на всю жизнь останется глухим.

Если с ребенком не общаться первые два-три года жизни это приведет к тяжелому недоразвитию на протяжении всей его жизни.


Чудовищный случай


В 1970 году в США произошел чудовищный случай – была обнаружена одичавшая девочка Джини, которая первые 12 лет своей жизни была заточена психически нездоровым отцом в комнате, пребывая в полной социальной изоляции.
Ее телесное развитие соответствовало развитию ребенка двух с половиной лет, а по умственному развитию девочка находилась на уровне годовалого ребёнка. Естественно, что она не умела говорить и являлась полной идиоткой. Согласно медицинским записям, девочка на протяжении первых шести месяцев жизни была абсолютно здорова.

Сьюзан Кёртис: «Функциональная задержка Джини обусловлена теми условиями, в которых она содержалась на протяжении первых лет своей жизни. Она не является умственно отсталой, в строгом смысле этих слов. В частности, Джини ежегодно проходила тесты и ежегодно демонстрировала развитие интеллекта. Такого не бывает с умственно отсталыми людьми».

После долгих лет обучения Джини все-таки заговорила, но дошла только до уровня развития речи 5 летнего ребенка.

Такая же участь могла ждать Леонардо да Винчи, Ломоносова или Шекспира, попади они в подобные обстоятельства.


Если в первые годы жизни мозг ребенка не разовьется, то в дальнейшем он не разовьется никогда.


Дети, находившиеся в обедненной материально и эмоционально среде в течение первых 6–12 месяцев, уже не могут догнать в развитии своих нормально развивающихся сверстников.

Все стадии человеческого развития важны, но первые один-два года являются критическим окном, формирующим психический фундамент для будущей жизни.
Ученые выделяют несколько основных факторов, влияющих на формирование работы мозга ребенка: гены, ежедневный опыт, контакт с родителями, питание, физическая активность, любовь.

Также научно доказано влияние позитивных эмоциональных связей на развитие мозговой деятельности.


Нарастание массы мозга - это нарастание не числа нейронов, а количество связей между ними. Вычислительный ресурс мозга это не его вес, и даже не количество нейронов, а количество тех связей, которые нейроны друг с другом устанавливают, т.е. количество синапсов. Счет их идет на триллионы. И нормальное развитие мозга ребенка в первый этап, прежде всего два года – это очень быстрое нарастание плотности синапсов. И получается место многих нейронов в нашем мозге генетически задается, а вот то какая сформируется сеть, сколько будет контактов, как будет зависеть ее работа от того или иного вида подкрепления – это все в значительной мере подкрепляется первыми годами и месяцами жизни.

Вячеслав Альбертович Дубынин,
доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ.
Интеллект ребенка растет пропорционально количеству получаемой информации.
Более того, это ведет к физическому росту мозга.

Нейроны головного мозга трехлетнего ребенка в два раза активнее, чем нейроны в голове взрослого человека.

Каждый день в головках малышей возникают все новые и новые связи между нейронами и от того, какими они будут, зависит очень многое, в том числе и будущий характер, навыки, способности, привычки.

Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации.

Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. «Перекормить» или перевозбудить его невозможно: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестаёт воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даём ребёнку слишком много информации, а то, что её скорее слишком мало, чтобы полноценно развивать его.

Те психологи и специалисты в области обучения, которые говорят: "Не лишайте ребенка детства!" , почему-то ничего не упоминают о том, как к этому относятся сами дети. Они просто высказывают свое отношение к процессу обучения. Попробуйте заставить маленького ребенка что-нибудь сделать! У вас ничего не получится. Он всегда будет делать только то, что ему нравится и интересно!

Для ребенка лучшее время - то, которое он проводит вместе с родителями.
Человеческий мозг растет только благодаря его постоянному использованию и этот рост фактически завершается к шести годам. Все, что может получиться из данного ребенка, определяется первыми шестью годами его жизни.

Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту.
Большинство людей верят в то, что с возрастом мы становимся все ярче и одареннее. В данном случае они просто путают одаренность с мудростью.
От зачатия и до момента рождения мозг растет с поразительной скоростью, эта скорость остается гигантской и в возрасте от рождения и до тридцати месяцев, после чего, вплоть до шестилетнего возраста, продолжает быть достаточно высокой, и лишь потом резко замедляется. Отсюда легко понять, что от рождения и до шести лет, в течение каждого последующего месяца мозг прирастает медленнее, чем в течение предыдущего. Стоит ли говорить о том, что самые ранние моменты жизни являются в этом отношении и самыми ценными.

Интересно

Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу суммы арифметических рядов, когда ему было всего 8 лет.

Отец Гаусса был простым каменщиком, чинил стены, заборы, камины и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу кирпичи и считал их. По-видимому, математические способности Гаусса сформировались под влиянием этой привычки в раннем детстве.

Если вы сообщите ребенку факты, то он сам станет отыскивать те правила,
которым они подчиняются.


За первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. К шести годам рост мозга уже в основном завершен.

В течение первых шести лет жизни человеческий мозг поглощает информацию с поразительной быстротой. В эти годы ребенок является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого "накопителя" мы себе едва представляем. Эта информация послужит базой для других знаний и мудрости, которые будут возрастать в течение всей жизни. То, чем мы не пользуемся, мы утрачиваем. И это настолько очевидно, что не нуждается в дополнительных пояснениях.

Знание о том, что мозг растет благодаря его использованию в течение первых шести лет жизни, и что мы можем воздействовать на этот рост, поистине бесценно.

В 2007 году, группа, которая включала представителей 30 бизнесс-школ, 9 ведущих мировых экспертов и лауреата Нобелевской премии г-на Фина Киндлана пришла к заключению, что развитие детей раннего возраста является наиболее эффективной стратегией социального инвестирования среди 30 других предложенных к рассмотрению стратегий (усовершенствование налоговой системы, инвестиции в развитие инфраструктуры, уменьшение государственного долга, и т.д.).

Этот вывод был также поддержан экономистами Косенсус-Центра в Копенгагене и экспертами Калифорнийского университета.


Первые шесть лет жизни - это время возникновения гениев.


В течение этих же шести лет происходит, в основном, формирование мозга. Как поразительно быстро растет мозг и как стремительно этот рост прекращается, наглядно показывают следующие цифры: Как быстро идет развитие мозга


Размер головы
Новорожденный - 35 см
2,5 года - 50 см на 15 см больше
21 год - 55 см на 5 см больше


Нам не хватит и всей жизни для того, чтобы использовать хотя бы одну тысячную того потенциала, который заложен в нашем мозгу. Человеческий мозг обладает способностью вместить125"500"000"000"000 бит информации.

Люди разумны только потому, что пользуются своими мозгами. Развитие мозга нашего ребенка тем успешнее, чем больше мы ему в этом способствуем. А способствовать этому мы можем, снабжая его большим количеством информации. И лучше всего это делать в первые шесть лет жизни по причинам, о которых уже неоднократно говорилось.

Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем. И это особенно истинно в течение первых шести лет жизни.

Развитие мозга ребенка и коэффициент интеллекта(IQ)

Если ребенок не будет получать никакой информации в течение первых шести лет своей жизни он превратится в полного идиота. Если же вы станете обращаться с ним, как с идиотом, результат будет примерно таким же. Сам он способен научиться не слишком многому: устройству своей игрушки да, благодаря разговорам, которые велись вокруг него, родному языку. К шести годам, уровень его развития будет ниже среднего, а его IQ, соответственно, будет ниже 100 (т. е. нормы). Если же вы будете обращаться со своим ребенком, как с самым заурядным, то он и станет самым заурядным, достигнув среднего уровня IQ, который составляет 100. Развитие ребенка

Если вы знакомы с принципами развития мозга, то станете обходиться со своим ребенком совсем иначе, организовав для него систематические занятия чтением, математикой, дадите возможность для получения энциклопедических знаний. В этом случае ваш ребенок достигнет шестилетнего уровня развития, когда ему исполнится всего четыре года, а его IQ будет равен 150. Если же для этого вы будете руководствоваться методиками Гленна Домана, то он достигнет того же результата за три года, а его коэффициент интеллекта будет равен 200, а то и выше. Но самое важное состоит в том, что уже в возрасте трех лет мозг ребенка будет равен в своем развитии мозгу шестилетнего. Все это доказано в Институте развития потенциальных возможностей человека в Филадельфии, основателем которого был Гленн Доман.

Ученые-нейрофизиологи Института развития потенциальных возможностей человека во главе с Гленном Доманом посвятили пятьдесят лет тому, чтобы решить проблему детей с мозговыми травмами. Перед ними была поставлена задача развить мозг умственно отсталых детей. И им удалось это сделать, более того, больные дети стали развиваться быстрее здоровых.

Раньше мозговые травмы считались неизлечимой болезнью. В Институте развития потенциальных возможностей человека Глена Домана доказали, что ребенок отстающий в умственном развитии может развиться в нормального образованного человека, если его правильно обучать с самого рождения.


Когда же эту методику опробовали на здоровых детях результаты превзошли все ожидания! Здоровые дети развивалиcь вдвое быстрее.
Коэффициент интеллекта позволяет следить за этим ростом - и ничего более. Если двухлетний ребенок способен справиться с заданиями для четырехлетнего, то это означает, что его IQ равен 200, то есть вдвое превышает средний уровень. Даже тогда, в 1965 году там находились сотни умственно отсталых детей в возрасте двух-трех лет, имевших серьезные мозговые травмы, но которые при этом умели читать и полностью понимать прочитанное.


«Ученые обнаружили то обстоятельство, что дети, которых часто хвалят, становятся более интеллектуальными, чем дети, которых часто ругают. В этом и состоит творческий элемент похвалы».

Томас Дрейер


«С древних времён считается, что выдающийся талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл в три года читал классическую литературу по-латыни, большинство говорит: «Конечно, они же гении».

Однако, подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история индийских девочек Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере волков к юго-западу от Калькутты.


Были приложены огромные усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны.


Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, – человек, а детёныш волка – волк. Однако, у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!
Размышляя над этими примерами, я всё больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорождённого оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества.

Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные учёные собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира».

Масару Ибука
Создатель «Японской ассоциации раннего развития».

Экология потребления.Дети: Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком...

Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком, и, возможно, тогда я бы иначе смотрела на развитие Стеши в ее первый год. И вообще – иначе смотрела бы на развитие ребенка – так сказать, с научной точки зрения.

И раннее развитие тогда казалось бы не гонкой и соревнованием с форумскими мамочками «кто больше круп дал ребенку пересыпать» и «кто сколько карточек показывает за день» и уж точно не «у кого ребенок сказал первое слово в 7 месяцев», а представлялось бы разумной системой, программой развития того, что нужно ребенку именно сейчас и зачем это ему нужно по жизни.

И нет – я не перестала бы уделять много внимания ребенку в его первый год жизни, потому что приводимые ниже факты как раз подтверждают, что недостаточно быть «просто мамой, существующей просто рядом с ребенком 24/7» и не стоит пренебрегать этим периодом в жизни, полагаясь на «ах, он/а все равно ничего еще не понимает и не воспринимает» (это не так!), но я бы иначе распределяла бы время в этих 24/7 – это точно.

Мне кажется, основами развития мозга ребенка следует делиться с будущими мамами на курсах беременности, и так делают в той же Великобритании, например. Но если вы, как и я, не имели возможности пройти курсы для беременных Baby Foundations в UK, то вам будет очень полезно прочесть!

Итак, что происходит с мозгом ребенком с момента рождения и до первого Дня Рождения?

1. За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг. Масса мозга взрослого человека – чуть более 2 кг.

2. Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей. Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт.

3. До 700 синапсов в секунду формируется в первые годы жизни ребенка. Однако, для того, чтобы нейронная связь осталась (и масса мозга увеличилась на эту одну нейронную связь) важно, чтобы ребенок пережил этот опыт еще несколько раз.

4. Use it or lose it – используй, или потеряешь! В мозгу новорожденного 150-200 миллиардов (!!!) нейронов, в мозгу взрослого человека – в 2 раза меньше. Нейроны либо соединяются, формируя нейронные связи и укрепляя их, либо отмирают, и в руках родителей и людей, влияющих на развитие этого малыша, судьба большинства нервных клеток малыша.

5. В первые 12 месяцев жизни наиболее активно нейронные связи способны формироваться в областях мозга, которые отвечают за физическое развитие, речь и эмоциональное развитие. И, напротив, области мозга, отвечающие за логическое мышление, проходят стадию «доразвития», поэтому в первый год практически неактивны.

6. При рождении, миндалевидная железа (Amygdala – место эмоций) более развита, чем лобные доли, которые занимаются рассуждениями. Младенцам более свойственно показать свои эмоции, а не управлять ими. Это объясняет, почему дети часто реагируют на ситуации со слезами. Это же объясняет то, почему так важно развивать эмоциональную сферу малыша и его органы чувств, а не заниматься преждевременным развитием интеллекта.

7. В первые 6 месяцев жизни формирование новых нейронных связей идет наиболее активно. В большей степени это касается формированияцветовосприятия, первичных навыков ранней социализации и обоняния.

8. Наиболее прочные нейронные связи – это связи, которые возникают в обоих полушариях. Ползание – наиболее эффективный путь к синхронизации обоих полушарий. Позже с ним может сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание.

9. Мозжечок новорожденного в среднем весит 21–23 г.. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребёнок учится сидеть и ходить. Масса мозжечка новорожденного составляет около 20 г, в 3 месяца она удваивается, в 5 месяцев увеличивается в 3 раза, в конце 9-го месяца - в 4 раза. к одному году 84–94 г, а в 15 лет – 150 г. Мозжечок отвечает за координацию движений, однако, последними исследованиями доказано, что мозжечок определяет и скорость мысли. Наверняка, и в вашем окружении есть люди, которые молниеносно делают выводы и аходят решения, а есть “тугодумы”?

10. Во время физических упражнений в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали, что во время физических упражнений ускоряются химические реакции и гиппокампе и в передней части мозга, отвечающей за овладение когнитивными навыками.

11. Зона Брока и зона Вернике – это две области головного мозга, отвечающие за развитие речи. Но несмотря на то, что зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам (и до этого не стоит воспринимать «мамамамама» как первое слово), на воспроизведение речи можно и нужно влиять еще раньше – с самого рождения, - через работу с зоной Вернике, отвечающей за восприятие речи. Как связаны эти зоны и что лучше всего развивает речь ребенка еще ДО его первого слова.

12. Мультисенсорный опыт – намного важнее, чем моносенсорный. Поэтому показ карточек дома один-на-один - это намного менее эффективно, чем погладить живую собачку, послушать песню в компании сверстников и попробовать баклажан! опубликовано

Одна, прямо скажем, не очень умная немолодая дама пару лет назад сказала мне, что-то вроде «Как же можно любить маленьких детей? Пока они вырастут, это одно мучение. А вот с подросшими уже интересно! А пока маленькие, знай себе, какашки убирай».

А ведь маленький ребенок – это удивительное, ни с чем не сравнимое чудо!

За один лишь год своей жизни малыш превращается из беспомощного комочка в осмысленного, только пока маленького, человечка!

Через год после рождения он уже будет ходить, говорить несколько слов, смеяться и радоваться, общаться со своими близкими.

Смотреть, как он растет – удивительный дар, который достается каждому из нас всего-то раз-два в жизни (у некоторых больше, но это нечастое явление). Да потом еще пара внуков. Вот и всё!

А если не просто наблюдать, как он растет, а помогать малышу развиваться, получается взаимное общение, стимулирующее малыша к самостоятельным свершениям (пока, в основном, в плане физического развития) и к первым открытиям!

Конечно, малыш будет развиваться и без особого вмешательства. Так устроила сама природа. Но чем меньше участие взрослых, тем хуже развивается ребенок. Детки, растущие в домах ребенка, где одна нянечка на несколько человек, развиваются гораздо медленнее, говорят значительно хуже своих сверстников. И только потому, что им не хватает внимания взрослых, не хватает тепла и заботы.

Как развивается мозг малыша

В первый год жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Не вдаваясь в научные термины, скажу, что если мозг стимулировать, то развитие его идет гораздо лучше. Ведь органы, которые не используются, вообще не развиваются (как ненужные)! То же – с отделами мозга. Если, например, мозжечок (он отвечает за координацию движений) не используется интенсивно – его развитие идет замедленно (только в той мере, что он используется). А подросший ребенок будет с трудом выполнять гимнастические упражнения, будет неловко лазать, его будет укачивать в транспорте, он будет падать чаще. А почему? Потому что мозжечок развивался только по мере той нагрузки, которая была. А была, например, размеренная спокойная жизнь, при которой грудничок почти все время лежал в кроватке. Его брали на руки очень аккуратно, как фарфоровую куклу, клали в коляску на спинку и катали. У ребенка не было возможности даже потренироваться в движениях.

И так – с любым отделом мозга, отвечающим за ту или иную функцию. Если его не стимулировать, не давать ему нагрузку, он развивается не в полной мере, не так, как мог бы, если бы стимулировался.

Мозг человека разделен на множество частей, каждая из которых отвечает за свою функцию. Все они развиваются постепенно – один за другим. Если следовать за естественным развитием ребенка, помогать ему в освоении движений, лепета, мелкой моторики, то развитие отделов мозга будет идти в нормальном нужном темпе, без опережений. Но не стоит и увлекаться чрезмерным «развитием» — слишком рано давать малышу нагрузку, совсем не соответствующую ему по возрасту. В этом случае идет интенсивное развитие верхних отделом мозга, при недостаточном развитии нижних, которые должны развиваться в первую очередь. Словом, во всем нужно знать меру. И разумно ограничить свои желания и мечты сделать из малыша что-то особенное, чем иногда грешат современные «продвинутые» родители. Это касается и физического развития (его в первую очередь) и умственного.

Не спешите за «развитием»!

Дорогие родители!

Прежде, чем что-либо делать с малышом, заниматься по какой-либо супермодной (и очень дорогой методике), подождите несколько дней, подумайте, так ли это сейчас необходимо вашему малышу. Достаточно ли он овладел более простыми навыками или умениями. Хорошо ли у вас получится заниматься по этой методике, не навредят ли малышу занятия. Или не навредит ли малышу то, что вы начнете интенсивные занятия, а потом их бросите, потому что у вас не хватит сил и времени охватить столько занятий.

Занимайтесь с малышом, развивайте его! Но не спешите! Вы никуда не опаздываете! Задумайтесь о том, что развитием можно и навредить при неправильном подходе или чрезмерных нагрузках. Хотя многие психологи говорят, что перегрузить малыша невозможно, потому что его мозг просто отключается тогда, когда достигнут предел нагрузки. Но испортить характер и ваши отношения с малышом «неудачными» занятиями очень даже можно!

Ребенка, «замученного» обучением, потом научить чему-либо гораздо сложнее! Помните об этом!

Без чего невозможно полноценное развитие в первый год

Но так уж получилось, что мамы, занимающиеся с малышами, чрезмерно увлеклись «голым» «развитием». Увлеклись тем, без чего, по идее, можно вполне обойтись!

  • например, безумно дорогими, но самыми «нужными», «развивающими» игрушками, подвесками, ковриками,
  • карточками со словами и картинками, с цифрами и буквами,

и другими пособиями, но совсем ЗАБЫВАЮТ о главных потребностях малыша! Эти потребности просто отодвинуты на второй план, куда-то далеко, вглубь – за карточки, картинки, кубики и презентации….

Мало того, что родители нагружают ребенка дома всевозможными пособиями, а потом еще тащат грудничка на «развивающие» занятия в «центры раннего развитии», где малыша снова и снова загружают ненужной информацией. А при этом он неподвижный, пассивный, неловкий, неповоротливый, болезненный и капризный. Не умеет делать простых вещей…

В первый год жизни ребенку нужно нечто совсем другое, чем карточки, картинки и развивающие занятия в группах. А вот без карточек и пособий вполне можно обойтись!
А без чего нельзя обойтись в первый год? Что самое важное?
В этой главе я не собираюсь отрицать весь опыт раннего развития, накопленный знаменитыми педагогами и энтузиастами. Я просто хочу высказать собственное мнение на этот счет, опираясь на свой опыт (опыт общения со своими детьми и опыт множества мам, растивших детей у меня на глазах – очно и на форуме).

Итак. Самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

Все время, что малыш не спит, дома он должен быть всегда голеньким! Даже если дома прохладно! Это, пожалуй, самое важное условие РР. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, мышцы не работают, потому что двигаться в таком виде не очень-то хочется. В этом нет ничего экстремального. Если с самого рождения приучать ребенка быть голеньким, то он относится к этому, как к должному. Кроме того, в первые дни малыш, в основном, спит. А бодрствует совсем недолго. Поэтому приучение будет плавным, постепенным, безболезненным.

Обычно этот пункт вызывает больше всего возражений у бабушек и других родственников. Скажите бабушкам, что вам доктор в поликлинике так велел!

А главное, попробуйте начать с себя! Снимайте теплые кофты (постепенно – слоями), теплые носки и тапки. Лучше всего дома ходить босиком (голыми ногами, а не в носках!), в легкой футболке и в шортах – так удобнее успевать за ребенком! Спортивная мама – спортивный ребенок!
Ребенку необходимо предоставить возможность неограниченного движения. Никаких манежей! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване! Оставлять малыша в кроватке можно лишь ненадолго и в случае крайней необходимости, буквально на три-пять минут. Если у вас в детской кроватке оборудование для занятий с малышом, например, привязаны перекладины (по советам М. Федотова) или лесенки (например, лестница «Встанька» у В.С. Скрипалева), то пребывание в кровати в течение некоторого времени оправданы. Но все-таки, большая часть времени ребенку лучше проводить на полу. Пока это совсем крошечный малыш, стелите «пенку» (туристический коврик), а на него пеленку. Как только малыш начнет ползать, уже никакие пенки или одеяльца не помогут. Пусть ползает по всей комнате, а потом – по всему дому. Просто все опасные предметы должны быть огорожены или убраны подальше.


С ребенком необходимо регулярно заниматься физическим развитием! Изо дня в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде (в Интернете можно найти описание упражнений с картинками). Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Но без физического развития нет интеллектуального развития! Поверьте, дорогие родители. Неподвижный ребенок не способен так познать мир, как «живчик», который всё в доме ощупал, всё увидел, все обнюхал. Маленький ребенок в восемь-девять месяцев можно прекрасно ориентироваться даже в очень большом доме. И найдет и маму на кухне, и папу в кабинете! Только дайте возможность!
Очень желательно (если есть возможность!) уделять внимание занятиям в воде. Это или плавание и ныряние (с инструктором или без). Или просто водные игры в ванной. Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.
Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним нужно много, но это не значит, что надо болтать без умолку. Проговаривать слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок слышал не поток звуков, а именно слова. Основа развития речи — правильная речь взрослых. Старайтесь использовать сложные предложения – не упрощайте свою речь специально для малыша. И уж конечно, не сюсюкайте, не искажайте слова.

Стимулировать активную речь можно играми, просьбами, вопросами. Когда показываете что-то малышу, повторяйте слово несколько раз. Ну и, конечно, обязательно нужно читать малышу с первых недель жизни!
Ребенка нужно приучать к самостоятельности! Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. И постепенно уменьшать свое участие. Научился малыш залезать на стул и садиться самостоятельно? Всё! Больше вы его никогда не подсаживаете или не усаживаете своими руками. То же – с другими умениями.

Приучайте ребенка не только делать что-то самостоятельно. Но и оставаться в одиночестве, играть без мамы или старших детей. Если не научить этому в первый год жизни, потом это будет очень сложно!
Совершенно необходимо приучать ребенка к гигиене. Ребенок, который не понимает, что с ним происходит, писающий под себя, это сейчас стало нормой. Все «умные» книги пишут, что малыш до двух лет не в состоянии контролировать свои отправления. А мои дети, почему-то, контролировали. Например, дочь Саша к году уже ВСЁ делала на горшок и начала проситься. В год и четыре уже полностью сама просилась, а иногда и сама садилась на горшок.

Если вы не знаете, что и как делать, не волнуйтесь. Ничего хитрого и сложного тут нет. Начните хотя бы держать над раковиной в тот момент, когда малыш давно не делал свои дела (желательно делать это с первых дней). Успешно или не успешно – не важно! Главное, чтобы это происходило регулярно! Ребенок сам всему научится, если родители будут последовательны. Можно до года продолжать только «высаживание» над раковиной. Но можно и попробовать вводить горшок, как только ребенок научится сидеть. При таком раннем введении ребенок, которого с рождения приучали «делать» над раковиной, обычно хорошо привыкает к новинке. В год бывает сложнее, потому что у ребенка уже есть свои привычки.
В течение всего первого года необходимо предоставить ребенку максимум тактильных ощущений. Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками и разнообразных игр: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы (безопасные, естественно). Об этом в нашей книге мы поговорим еще много раз!
Обязательно давайте ребенку слушать разнообразную музыку, а также (желательно, но не обязательно) звуки разных языков (не слишком многих, а двух-трех кроме родного, не больше). Все знают, что музыка очень благотворно действует на мозг человека. А уж малышам она просто необходима. А звуки чужих языков расширяют слуховой диапазон малыша, он привыкает слышать эти непохожие на родной язык звуки. Впоследствии ребенку проще будет учить иностранный язык, если его звуки он слышал в столь нежном возрасте.

Старайтесь, чтобы у ребенка было много ярких впечатлений. Хотя бы иногда выбирайтесь с малышом, что называется, «в люди». Хотя бы пару раз за первый год сходите в зоопарк, побывайте на каком-нибудь празднике с народными гуляниями или духовым оркестром. Сходите в картинную галерею.
Играйте с малышом с обычными игрушками – куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками. Стимулировать ребенка к активным играм с такими игрушками. Это гораздо важнее «логических» игрушек и карточек со словами или даже картинками.

Вот, собственно, и все.
«Какое же это «раннее развитие»?», — скажут многие. Подавляющее большинство пожмут плечами и хмыкнут!
А как же карточки Домана? «Кубики Зайцева» и «Рамки Монтессори»? Презентации? Рисование красками? Игра на скрипке или изучение трех языков сразу….
Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша!
Вот только для этого совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия обязательно!
А большинство мам считают, что если они завалят ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками (чем дороже и круче, тем лучше), тем более умным и способным вырастет их малыш.