История появления и развития золотого шитья на руси. Золотое шитье Вышивка золотом по бархату

Если смотреть на различного рода работы иглой с точки зрения их эффективности, то, бесспорно, первая роль принадлежит вышиванию, исполненному золотыми или серебряными нитками и носящему обыкновенно название "шитья золотом".

В XVII и в начале XVIII века эта нетрудная работа процветала преимущественно в Испании, Италии, Франции и Германии, где шитье золотом применялось в эту эпоху для церковных украшений и облачений.

С XVIII века этой работой занимались лишь те лица, для которых она сделалась профессией. В частных же домах ею очень редко занимались, потому что всякий боялся испробовать свое искусство в работе, которая, по тогдашнему мнению, требовала не менее девяти лет подготовки, чтобы достигнуть совершенства.

Но так как с некоторого времени стали очень охотно соединять в одной работе несколько жанров вышивания, а, с другой стороны, в артистических произведениях золото применяется наравне с другими материалами, то, естественно, стали больше интересоваться и шитьем золотом. Теперь им занимаются даже там, где дамские рукоделия представляют лишь простое развлечение.

Мы надеемся, что с помощью наших рисунков и объяснений читательницам не понадобится учиться в течение пяти лет, - срок, который до сих пор требуется в ремесленных цехах некоторых стран.

Эффект шитья золотом зависит от различных способов покрывать металлическими нитями более или менее выпукло сделанные мотивы. Кроме золотых и серебряных нитей, в настоящее время применяются еще нитки "шине", состоящие из золотой нитки и другой, цветной: кремовой, красной, синей, зеленой или черной. Таким образом, можно разнообразить и оживить шитье.

Материал.

Для золотого шитья требуется фон из крепкой и прочной материи. Обыкновенно для этой цели берут разных сортов шелк, бархат или брокар, но можно также взять сукно или кожу, смотря по тому, для чего назначается работа.

Приклад.

Для исполнения самого шитья мы прежде всего можем рекомендовать тонкое золото и тонкое серебро D.M.C., которое имеется следующих номеров: № 20, № 30 и № 40. Чтобы контуры узора лучше выделялись, мотивы его обшиваются по краю золотым кордонне D.M.C. Золотое шине D.M.C., которое имеется пяти нюансов, применяется тогда, когда хотят оживить эффект шитья золотом при помощи цветных ниток.

Для имитации турецкого шитья существуют особые нитки - турецкий витый шнур D.M.C. № 6 и № 12.

Смотря по роду стежков, которые хотят делать, кроме золотой и серебряной нитки нужна еще шелковая нитка для закрепления двух первых.

Шелк мулине D.M.C. и персидский шелк D.M.C. применяется тогда, когда сверх металлических нитей хотят сделать стежки другого цвета, резко отличного от золота или серебра.

Прибор.

Самый необходимый прибор для шитья золотом - очень прочные пяльцы для натягивания на них работы (см. рисунок 267). Кроме того, для некоторых родов стежков нужен челнок или вилка для наматывания ниток, очень тонкое шильце и еще ящик с отделениями для приклада.

Челнок (Вилка). (Рис. 288).

Челнок, который также называется вилкой или коклюшкой, представляет инструмент из твердого дерева, 23 см длины, служащий для наматывания металлических ниток и для направления их во время работы так, чтобы они не попортились от соприкосновения с руками.

Рис. 288. Челнок или вилка. Уменьш. величина


Сначала обвивают стержень и часть вилки двойной бумажной ниткой перле D.M.C., желтой или серой. Эта обвивка заканчивается петлей, к которой прикрепляют золотую или серебряную нитку, наматывая ее потом на стержень. Чаще всего нитка наматывается на челнок вдвое.

(Рис. 289).

При помощи этого инструмента делают отверстие для иглы, прокалывая им то место, где стежок должен начинаться или кончаться.


Рис. 289. Шильце.


Шильце состоит из металлической ручки, в которую ввинчивается обыкновенная игла.

Если ткань очень мягкая, то можно обойтись и без шильца, но в материях броше, в плюше, в коже и вообще в тех тканях, где каждый неудачный стежок оставляет след, безобразящий работу, необходимо сначала проколоть шильцем место, где должен быть сделан стежок.

Ящичек для материала.

Вырезают в дощечке или в очень толстом картоне столько отделений, сколько по расчету понадобится разных сортов приклада, так как при этой работе употребляются не только золотые или серебряные нитки, но еще бисер, бусы различной формы, блестки и листочки разной величины и матовая или блестящая канитель.

Уже для одной канители часто нужно несколько отделений. Ее разрезают на куски различной длины, смотря по рисунку, который хотят исполнить, и куски одинаковой длины кладутся в одно отделение. Дно ящика должно быть выстлано толстым ворсистым сукном.

На таком мохнатом пышном фоне материал лежит неподвижно, не скатываясь и не рассыпаясь, и игла, вкалываясь легче в мягкий фон, легче и подхватывает отдельные части приклада.

Подготовительная работа.

Каков бы ни был род вышивания золотом и какова бы ни была ткань, по которой будет исполняться работа, прежде всего нужно укрепить в пяльцах какой-либо кусок материи, как подкладку. Затем нашивают на эту подкладку ту ткань, по которой будут вышивать, причем натягивают ее как только возможно.

Начертив рисунок на ткань, можно прямо начинать вышивание в тех видах работы, которые не требуют настилки, т. е. во всех видах плоского шитья.

Для рисунков, которые должны быть рельефны, выпуклы, нужно сначала сделать настилку, как это объяснено в главе о шитье гладью, для венецианского шитья, рис. 150 .

Для этой работы берут мягкие, слабо скрученные нитки, как напр., нитки для вышивания D.M.C. и нитки для штопанья D.M.C. (см. прим. вначале), желтая или серая (см. также рис. 295).

Вместо настилки можно употреблять вырезанные из картона или кожи формы узоров. Но так как такое вырезание требует особого внимания и аккуратности, то мы лучше рекомендуем нашим читательницам вышитую рукой настилку. Она гораздо легче и делается скорее.

Разные виды шитья золотом.

По роду исполнения различают следующие виды шитья золотом:

  • 1) Китайское шитье.
  • 2) Шитье по фону из бечевки.
  • 3) Шитье строчкой.
  • 4) Шитье гладко лежащими нитками.
  • 5) Шитье фантази с блестками и канителью.

Китайским шитьем называются все те виды шитья, в которых мотивы покрыты лежащими рядом, друг около друга золотыми или серебряными нитками, прикрепленными или заметно, или незаметно посредством стежков "через край", исполненных шелковой ниткой цвета металлической нитки или же другого цвета.

Шитье по фону из бечевки.

В этом виде шитья металлические нитки проводятся поверх настилки, сделанной из бечевки. Так же как в китайском шитье, нитка закрепляется "через край". Оба эти вида шитья требуют очень немного приклада, так как образующие металлический слой нитки лежат только на лицевой стороне работы.

Шитье строчкой.

Шитьем строчкой называется тот вид шитья золотом, при котором все части рисунка покрыты гладкими стежками, пропущенными сквозь ткань. В этой работе, следовательно, нитка проходит и по изнанке работы.

Эти первые три вида шитья золотом могут быть сделаны с настилкой или без нее, смотря по узору и по мотивам, которые должны быть заполнены.

Шитье гладко лежащими нитками.

Это шитье требует обязательно настилку. Металлическая нитка проводится вперед и назад над этой настилкой, и каждый раз, как доходит до края узора, прикрепляется стежком шелковой нитки, которая пропускается над материей. Для этой работы употребляют челнок с намотанными на нем нитками, чтобы легче было направлять последние.

Работы фантази с блестками и канителью.

Когда нельзя посвящать много времени шитью золотом, то его делают с блестками и канителью. Часто прибавляют к этому бусы и цветные камни. Но и в настоящем шитье золотом встречаются части узоров, исполненные шитьем фантази. Каждый раз, как в наших моделях встречается такая смесь видов шитья, мы даем тут же объяснение различных стежков.


Рис. 290.
Бордюр из шитья золотом с
витым шнуром и блестками


Рис. 291. Заполнение
маленьких цветочков
для бордюра рис. 190

Бордюр золотом с витым шнуром и блестками. (Рис. 290, 291, 292).

Этот бордюр, снятый с вышивки XVIII века, представляет тип тех вышивок золотом, в которых весь эффект зависит от толстого витого золотого шнура, незаметным образом прикрепленного к фону.

Необходимо, чтобы контуры делались без перерывов, как на нашей модели, потому что, если бы пришлось часто пропускать толстый шнур сквозь материю, легко можно испортить ее и от этого пострадает и весь общий вид работы.

Начертив узор, обводят контуры его золотым кордонне D.M.C., пропуская между каждым оборотом шнура незаметно шелковый стежок "через край".

В начале и в конце каждого ряда, впускают шнур через материю, для чего его вдевают в иглу для вышивания нужной толщины.

Обведя все контуры золотым кордонне, отделывают внутренность маленьких цветочков отдельными блестками. Они прикреплены маленьким куском канители, пришитым посредине блестка, как видно на рис. 291.


Рис. 292. Исполнение
жилок листиков
для бордюра рис. 190

Исполнение жилок листьев требует больше внимания. Прикрепив первый блесток стежком, выпускают иглу совсем близко, захватывают второй блесток и кусок канители и вкалывают иглу опять в отверстие первого блестка. Таким образом, второй блесток на половину покроет первый.

Также поступают и с третьим и четвертым и, продолжая таким манером, делают жилки из блестков, как это ясно видно на рисунке (рис. 292).

Красные камни, рассыпанные отдельно во всех частях бордюра (в середине узоров), прикреплены двумя стежками красной шелковой нитки, пропущенной сквозь две дырочки, сделанные в камне (см. рис. 291).

Этот широкий бордюр подходит для отделки стихарей, риз и других Церковных принадлежностей.

Приклад.

Золотое кордонне D.M.C. и шелк мулине или персидский шелк D.M.C. тусклого красного цвета.


Рис. 293. Бабочка из золотого
и серебряного шитья в
китайском жанре. Золотое
шитье в китайском жанре,
исполненное тонкой
золотой ниткой D.M.C.

Бабочка из золотого и серебряного шитья, исполненная китайским швом. (Рис. 293).

По манере исполнения и жанру узора, эта бабочка может служить типом всяких китайских золотых вышивок.

Все мотивы вышиты двойными золотыми или серебряными нитками, которые прихвачены стежками "через край" из шелковых ниток разных цветов, что смягчает блеск металлических нитей и дает им совсем особый отблеск.

Исполнение шитья объяснено при рис. 296 и 304; там наши читательницы найдут подробные объяснения всех деталей. Здесь же мы ограничимся перечислением цветов, употребленных для этого рисунка.

Туловище, щупальца и лапки вышиты золотом и коричневым шелком; глаза - золотом и черным шелком.

Главные части больших передних крыльев также сделаны из золота с красным шелком; маленькая часть крыла справа - из золота и оранжевого шелка, левая же, более светлая, часть - из серебра с зеленым шелком.

Нижнее левое крыло вышито серебром и зеленым шелком, правое - золотом и оранжевым шелком. Продолжение крыльев в виде хвоста - из золота и серебра с фиолетовым шелком. Кружки на золотых крыльях, посредине их, сделаны из серебра с зеленым шелком; кружки же на серебряных крыльях - из золота с оранжевым шелком.

Перед тем, как начать вышивать бабочку, надо хорошенько изучить рисунок, чтобы накладывать металлические нитки в желаемом направлении.

Эта бабочка служит для дополнения сюжетов или может быть рассыпана в нескольких экземплярах по фону в китайском жанре. Можно также вышивать ее отдельно для маленького бювара, для портсигара, подушечки для булавок, веера и т. д.

Приклад.

Тонкое золото и серебро D.M.C. № 20, шелк мулине D.M.C. или персидский шелк D.M.C. поблекшего лилового цвета, ярко-синего, миртового зеленого, медно-красного, черного, поблекшего красного и ржаво-коричневого.


Рис.294.

Бордюр из золотого и серебряного шитья строчкой. (Рис. 294, 295, 296).

Рис. 294 скопирован со старинной вышивки XVII века и может служить примером золотого шитья строчкой.

Как уже было сказано во вступлении к этой главе, это шитье плоскими стежками исполняется металлическими нитками чаще всего на настилке или вырезных фигурах.

Настилка делается из толстой мягкой бумаги. Мы рекомендуем специальное мулине D.M.C. № 14, прикрепляемое стежками "через край" из очень тонкой бумаги для вышивания.

После того, как покрыли рисунок несколькими слоями мулине, - слои делаются уже по мере того, как они становятся выше, - следует сровнять все шероховатости настилки простыми стежками "вперед иголку" из штопальной бумаги D.M.C.

После этого покрывают весь мотив плоскими стежками, но в направлении противоположном тому, в котором пойдет шитье золотом (см. рис. 295).


Рис. 295. Исполнение
подстилки для
бордюра рис.294


Рис. 296. Исполнение
шитья строчкой и
стебельков для
бордюра рис. 294

Тонкие части рисунка настилаются только штопальной бумагой D.M.C. Сверх этой настилки исполняют золотое шитье так же, как шитье белой гладью (см. рис. 296).

Хорошо брать очень толстые иголки, потому что они подготовляют для металлической нитки достаточно широкие дырочки и этим избегается порча ткани, часто очень хрупкой и нежной.

На нашем бордюре, рис. 294, маленькие листки, бутоны и более толстые части линии, идущей змейкой, сделаны тонким серебром для вышивания D.M.C. № 20; как видно на картинке, все стежки золотом или серебром сделаны вкось, а прямые встречаются только в кайме, которая вышита золотом.

Чтобы легче было делать очень прямые полосы, вместо настилки наклеивают полоску твердого картона.

Стебельки и завитки сделаны из двух параллельных золотых нитей, прикрепленных стежками "через край".

Там, где от главного стержня отходит маленькая веточка или стебелек, проводят сначала одну нитку до конца стебелька, потом загибают ее назад от этого конца и проводят опять рядом с первой, так что кажется, будто веточка сделана из двойной нитки, как видно на рис. 296.

Приклад: Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C. № 20, специальное мулине D.M.C. и штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтый и жемчужно-серый цвет.


Риг. 297. Бордюр для шитья
строчкой золотым "шине"

Бордюр из шитья строчкой, исполненный золотыми нитками "шине". (Рис. 297).

За исключением колец, соединяющих отдельные части фигур, все мотивы этого бордюра исполнены стежками строчкой из золотого "шине" D.M.C.

В виду особой мягкости этого рода ниток, они особенно подходят для такого шитья золотом, где богатый эффект золотых ниток еще усугубляется цветными нитями, входящими в состав шине.

На нашем бордюре, рисунок которого скопирован со старинной вышивки конца XVII века, соединены все нюансы золотого шине.

Большие выгнутые листья сделаны поочередно из синего и зеленого, чашечки цветочков сделаны цвета экрю, а маленькие листочки - красные. Одни только темные линии по бокам рисунка сделаны с черным.

Маленькие мотивчики, нюанс которых мы не обозначили, вышиваются поочередно тем или другим из пяти перечисленных выше цветов.

Вся эта вышивка золотым шине сделана без настилки. Стежки строчкой расположены более или менее вкось, смотря по мотиву, который требуется покрыть.

Напротив, маленькие рельефные кольца сделаны очень выпукло и вышиты канителью так, как объяснено на рис. 305.

Этот жанр шитья, при котором работа легче, чем в предыдущих моделях, очень пригоден для отделки туалетных принадлежностей и для предметов, служащих для украшения комнат.

Приклад: Золотое "шине" D.M.C. цветов экрю, черного, красного, зеленого и синего, специальное мулине D.M.C., штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтого цвета и золотая канитель.


Рис. 298. Орнамент из золотого и серебряного
шитья, вышитый плоскими стежками
на фоне из "бечевки"

Орнамент из золотого и серебряного шитья плоскими стежками на фоне из бечевки. (Рис. 298,299,300,301,302).

Мы здесь даем образчик шитья по бичевке и шитья гладкими или плоскими стежками. Этот метод требует меньше приклада, чем шитье строчкой, так как, как мы сказали выше, металлические нитки всегда остаются на лицевой стороне работы.

Листья из трех лепестков сделаны гладко положенными нитками тонкого серебра для вышивания D.M.C. № 30, взятыми вдвое; исполнение их видно на рис. 299. Этот жанр шитья делается на картонных формах, которые всякий может изготовить сам.

После того как рисунок сведен на белый картон, вырезают очень острым ножичком все формы. Края должны быть гладкие. Потом наклеивают эти формы на материи столярным клеем.

Если вышивка будет сделана из золота, берут желтый картон. Если нужны полосы картона, довольно длинные, то их еще закрепляют отдельными стежками край, а более мелкие мотивы, как, напр., маленькие листики, просто прихватывают стежком на конус листика. (См. рис. 299 и 300).

Серебряная нитка берется вдвое и наматывается на челнок, затем вдевают в толстую иголку крепкую шелковую нитку, которую делают еще прочнее натерев ее воском.

После того как прикрепили серебро и шелк у самой верхушки листика, начинают вышивание.


Рис. 299. Листик
плоскими стежками,
вышитый в двойную нитку
для орнамента рис.298


Рис. 300. Листик
плоскими стежками,
вышитый в одну нитку
для орнамента рис. 298

Серебряная нитка накладывается поперек формы и прикрепляется на другой стороне стежком строчкой, затем (и всегда при помощи челнока), направляют серебряные нитки назад, на первую сторону, опять закрепляют их стежком, и продолжают таким образом покрывать всю форму, как показано на рис. 299.

Маленькие тонкие концы вышиты плоским швом, так называемым "галопом", что также видно на рисунке.

Там, где листики соединяются со стебельками, эти концы делаются тогда, когда стебелек уже вышит; это нужно для того, чтобы лучше скрыть место соединения стебелька с листочком, так как они оба вышиты разным манером.

На нашем рисунке лепестки цветов сделаны в одну золотую нитку, плоскими стежками над вырезанными из желтого картона формами. (См. рис. 300).

Толстые стебли цветов и отходящие от них листья сделаны из тонкого серебра для вышивания D.M.C. №20; перевязь между обеими ветками - из тонкого золота для вышивания D.M.C. № 20, в двойную нитку. Все это вышло по бечевке.

Для этой работы, прежде чем вышивать золотом, покрывают весь рисунок горизонтальными стежками, расположенными на некотором расстоянии друг от друга.

Эти стежки делаются довольно толстой бечевкой или витым шнуром, а над ними уже вышивают золотом. На рис. 301 показано, как располагать бечевку.

Такой "бечевкой" называются нитки для точек D.M.C. № 15; эти нитки еще наващивают для большей прочности. Этой бечевкой обшивают узор, как показано на рисунке.


Рис.301. Расположение
бечевки для орнамента
рис. 298


Рис.302. Как укрепляют
серебряные нитки сверх
бечевки для орнамента
рис. 298

После этого берут двойную золотую или серебряную нитку, кладя ее вдоль, поперек бечевки, и прикрепляют ее через каждые два стежка бечевки шелковым стежком, сильно натягивая шелковинку, которая берется соответствующего цвета.

Когда дошли до конца мотива, то ведут нитку назад, причем стежки шелком в этом новом ряде делаются каждый раз не рядом с прежними, а между ними.

Чтобы хорошо передать форму рисунка, следует начать вышивание по самой середке настилки из бечевки и потом заполнять сначала одну сторону, а потом уже и другую. (См. объяснительный рис. 302). В больших рисунках можно сделать красивые модели фонов при помощи различного расположения этих стежков строчкой.

Отдельный орнамент часто употребляется для украшения подушек Для булавок или бюваров. Если же рассыпать такие орнаменты по большому куску материи, то получаются целые панно и ковры, и также различные церковные украшения, ламбрекены, полосы и т. д.

Приклад: Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C № 30 и 40, крученый серый шелк и нитки для точек D.M.C. № 15, оранжевого цвета.


Рис. 303. Фон с бордюром,
шитый золотом и серебром
в китайском жанре по фону
из бечевок, плоскими
стежками и с канителью

Фон с бордюром из золотого и серебряного шитья в китайском стиле плоскими стежками, на бечевке и с канителью. (Рис. 303,304,305).

Этот узор скопирован с очень богатой итальянской вышивки XVII века, состоит из нескольких жанров золотого шитья и хорошо показывает разнообразный эффект различных стежков.


Рис. 304. Как
наполнить лист для
фона рис. 303

При описании предыдущих рисунков мы уже объяснили способ исполнения различных видов шитья. Теперь нам остается показать, как делается шитье по мотиву без настилки, двойной ниткой, т. е. золотое шитье китайского жанра.

Объяснительный рис. 304 изображает острый листочек, вышитый таким образом. Чтобы получилось хорошо заостренное окончание, начинают лист с одной стороны, ведут внешнюю нитку до конца, а внутреннюю на несколько мм не доходя до него, затем загибают обе нитки и возвращаются назад.

Двойные нитки прикреплены стежками строчкой, отстоящими более или менее друг от друга, смотря по толщине ниток. Для стежков берут тонкий шелк.

Таким образом заполняют весь лист, располагая шелковые стежки одни между другими, а не рядом. Когда нужно заполнить очень большие мотивы, можно разнообразить сам узор, располагая шелковые стежки в каком-нибудь определенном порядке.

Шитье канителью более сложно. После того, как мотивы покрыты толстым слоем настилки таким манером, как показано на рис. 295, вдевают очень тонкий шелк в очень тонкую иголку и выпускают ее налицо у самого края мотива.

Затем отрезают маленькие кусочки канители, соответствующие ширине мотива, который вышивают, захватывают на шелковинку такой кусочек, вкалывают иголку в противоположную сторону мотива и опять выпускают ее на первую сторону, как показано на рис. 305.


Рис. 305. Шитье
канителью для
фона рис. 303

Если длина кусочка канители хорошо рассчитана, то он аккуратно закроет ширину мотива. Мало знакомые с этой работой лица испытывают вначале некоторое затруднение при отрезании кусочков канители, но они скоро освоятся с этим приемом.

В бордюре рис. 303 верхние закругления вышиты по бечевке тонкой золотой ниткой для вышивания D.M.C. № 30; внешние лепестки - тонким золотом для вышивания D.M.C. № 30 плоским швом в одну нитку. Внутренний лепесток покрыт золотой канителью, а маленькие откинутые листики - серебряной канителью.

Большие листья фона сделаны из тонкого серебра для вышивания D.M.C. № 20; закругления - из тонкого золота для вышивания D.M.C. № 20.

Листья и закругления вышиты китайским швом. Маленькие листики вышиты плоскими стежками тонким золотом для вышивания D.M.C. №30 в одну нитку. Рельефные украшения, отпечатанные на нашей гравюре светлым, покрыты серебряной канителью. Все же другие линии и завитки сделаны из витого золотого шнура - кордонне D.M.C., пришитого незаметными стежками.

Потом нашивают кордонне, а после всего этого канитель, потому что эта самая нежная часть работы. Этот красивый и большой рисунок предназначается для церковных украшений, но узенький бордюр его может служить также для отделки различных вещиц.

Приклад. - Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C. № 20: тонкое золото для вышивания D.M.C. №30; золотое кордонне D.M.C.; матовая, золотая и серебряная канитель; крученый шелк, серый и тускло-золотой; нитка для точек D.M.C. № 15; специальное мулине D.M.C. и штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтого цвета и жемчужно-серого.


Рис. 306. Фон из шитья фантази
золотом, с плетеным на
коклюшках галуном и
блестками листочками

Фон из вышивки фантази с плетеными на коклюшках галунами и блестками-листочками. (Рис. 306).

Начинают с маленьких розеток, сделанных из блестков, и сначала прикрепляют восемь блесков-листочков, составляющих внешний круг. Каждый листочек пришивается двумя стежками строчкой, пропущенными через две дырочки на концах каждого листочка.

Чтобы достигнуть правильного расположения, сначала нашивают два вертикальных листика, потом два горизонтальных и, наконец, четыре косых. После всего нашивают круглых блесток в центре.

Когда все розетки готовы, то нашивают, по возможности незаметно, галун с пико, разделяющий фон на ромбы. Хорошо сначала приметывать этот галун на материю большими стежками, чтобы легче получились прямые линии.

В виду легкости исполнения этого рисунка, его можно употреблять для диванных подушек, вуалеток, отделки платьев и других туалетных принадлежностей.

Приклад. - Тонкое золото для вышивания D.M.C. № 40 и блестки, круглые и листочками.

Вышивка издавна служила не только украшением одежды или предметов быта, но и рассказывала о владельце. Все имело значение: узор, символ, порядок их на изделии, цвета, их соотношение. Золотое шитье – вышивка золотом, золотыми нитями – это очень древний вид рукоделия. Какие ассоциации вызывает слово “золото”? Драгоценность, роскошь, богатство, красота, огонь, страсть. Словно сама жар-птица, вышитая драгоценной нитью, подсказывает сюжеты для прекрасных картин.

Самые ранние сведения о нем датируются вторым веком до н. э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитье золотой нитью.

Перья жар-птицы

Процесс выделки нити из металла назывался «волочение». Тончайшая проволока, которая получалась при этом, носила название «волоченое золото» (так же работали и серебром, медью). Ею вручную обвивали прочную нить, как бы пряли ее, поэтому она и получила название пряденой. Позже в качестве основы стали использовать шелк. Такая нить стала называться скань:

Еще один способ получения золотой нити дал ей название «бить». Она выглядела как тонкая и узкая полоска. Затем ее скручивали в спираль и получали витушку, которая также называлась канителью:

Процесс изготовления нитей был очень трудоемок, использовались дорогие материалы, поэтому готовый продукт имел высокую стоимость. Это было одной из причин, почему золотое шитье не было так широко распространено. Второй причина – для овладения мастерством требовалось специальное обучение.

Из монастырских мастерских

Изначально золотым шитьем вышивали церковные облачения (оплечье, епитрахиль, стихарь).

Использовались растительные орнаменты (цветы, листья), а также антропоморфные – изображались сюжеты из Библии. Мастерицы работали в монастырях, труд был тяжелый.

Затем на место золотой нити пришла металлическая нить. В результате этого вышивка стала дешевле и доступнее, ее все чаще можно было заметить на одежде зажиточных людей.

Любовью к таким вещам отличалось купеческое сословие.

После того как была изобретена швейная машина, стали возникать целые артели мастериц золотого шитья Арзамас, Городец, Лысково, Торжок – вот известные города, откуда великолепная вышивка развозилась по всей России.

Как попробовать приручить жар-птицу, расскажет этот мастер-класс. Почерпнув вдохновение из великолепных вышивок, попробуйте создать роскошь своими руками.

Поговорим немного о том, какие инструменты и материалы помогут в этом.

Нужные материалы

Что пригодится для работы:

  • Иглы;
  • Два наперстка, так как в данной технике заняты обе руки;
  • Ножницы;
  • Витейка представляет собой длинную деревянную катушку для наматывания нитей, она помогает направлять нити по рисунку, сохраняет их блестящими, уменьшает трение;

  • Шило. Используется на плотных материалах – кожа, замша;

  • Пяльцы. Лучше всего со своей задачей справляются швейцарские круглые пяльцы, имеющие ручку, позволяющую фиксировать их к столу, чтобы освободить обе руки. Рисунок располагается по центру. Если лоскут материала меньше диаметра пялец, то он наращивается путем пришивания кусочков;

Данное видео продемонстрирует вам, как быстро и правильно заправить ткань:

  • Ткань туго натягивается на пяльцы, работе доступен весь орнамент;
  • Нитки. Используются искусственные нити золотого, серебряного, медного цвета. Также пригодится нить вышивальная крученая (ирис, шелковый гарус, шелк и др.) и нить вспомогательная – очень крепкая шелковая или синтетическая в цвет рабочей нити;

  • Ткань. Значительная часть вышивки выполняется с помощью подкладной ткани так. Когда основная легкая, тонкая, подкладная выполняет функцию укрепляющего материала. Это позволяет избежать разрывов, перекосов. Кроме того, металлическая нить может порвать ткань. Для подкладки чаще используют лен, холст;
  • Клей для ткани, фольга, пчелиный воск;
  • Декор вышивки: бисер, стеклярус, жемчуг, бусины, пуговицы, пайетки и т. п.;
  • Крючки вязальные No 1-1,5.

Подготовка к работе

Прежде чем начать создавать красоту, позаботьтесь о том, чтобы все было готово и лежало под рукой.

Нарисуйте на бумаге узор, который хотите изобразить. Выберите, какие ткани будете использовать. Заправьте их в пяльцы, начиная с подкладочной, туго натяните. Переведите рисунок на ткань. Подготовьте витейку с нитями.

Маленькие хитрости раскроют тонкости мастерства:

  • Пчелиный воск используется для того, чтобы облегчить прохождение вспомогательной нити.
  • Закрепить первую прокладываемую нить можно специальным клеем для ткани.
  • По границе элемента, в котором находится тот или иной узор, можно расположить нить с нанизанным бисером, тесьму. Это поможет скрыть огрехи.
  • После окончания работы обратите внимание, чтобы с изнаночной стороны не оставалось лишних концов нитей, отрезав лишнюю ткань, закройте изнанку картоном.

Основные техники и швы

Перед тем как начать большую вышивку по понравившейся схеме, лучше потренироваться на лоскутках материала, на котором вы собираетесь работать, и освоить основные премудрости.

Описание швов.

Волнистый:

«Шов гусем»:

По шнуру:

«Городок»:

«Косой ряд»:

Вышивка золотом в наши дни востребована так же, как и в древности. Золотая вышивка подчёркивает высокий социальный статус и положение человека в общества, поднимает престиж, создаёт правильную репутацию. Вещи с золотой вышивкой выглядят нарядно, празднично и богато.

Когда-то вышивка золотой нитью делалась вручную, но в XXI веке получила распространение машинная вышивка золотом. Она аккуратнее ручной, стоит не так дорого, позволяет выпускать тиражированные изделия. У нас есть нитки разных оттенков золотого, они позволяют создать удивительные картины. Кроме того, мы вышиваем золотым шнуром любые узоры.

С 2007 года у нас вышивают модельеры и ателье, студии дизайна и интерьера, крупные компании и известные люди, а так же многочисленные частные лица. Для каждого мы создаём то самое нанесение золотом, которое ему нужно. Обращайтесь , рады вышить для вас!

Фото вышивки золотом

Вышивка золотом для фирмы по пошиву одежду "Жар Птица"

Вышивка золотом надписи "Небо"

Минимальный заказ - 1 экземпляр, для оптовых тиражей - скидки. Мы вышиваем золотыми нитками на одежде и головных уборах, обуви и аксессуарах, текстиле и готовых изделиях, крое и тканях, делаем нашивки и вышитые брелоки, магниты, значки. Можем вышить на ваших вещах, а можем закупить изделия под нанесение для вас.

В качестве эскиза может выступать любая картинка, логотип или эмблема, имя или надпись золотом , узор или фото. Мы имитируем старинную вышивку золотом, воспроизводим древние узоры и элементы декора. Оформляем современные гербы и знамёна, а так же делаем простую вышивку имён и логотипов.

Дополнительный объём вышивке придаст технология 3D, так же можно использовать вышивку золотым шнуром. Хорошим дополнением станет декор стразами или вышивка пайетками.

Наша машинная вышивка золотом

Стоимость вышивки золотом

Цена вышивки золотом рассчитывается индивидуально, потому что мы подбираем набор услуг специально для решения ваших задач. Чтобы рассчитать стоимость, пришлите, пожалуйста, на почту эскиз, укажите размер, количество экземпляров и ваши пожелания.

В рабочее время мы ответим в течение 15 минут. Стандартный срок выполнения заказа - 5-7 рабочих дней. Срочная золотая вышивка будет готова уже сегодня за доплату в 100%.

дизайн текст станд.шрифт
от 500р
текст любой шрифт
от 1000р
простой логотип
от 1000р
средний логотип
от 2000р
сложный логотип
от 3000р
вышивка
до 10 см
от 1000р
до 20 см
от 1500р
до 30 см
от 2000р

доп.услуги
3D
500р

Металлик
500р

Светящиеся
1000р

Пайетки
дог.

Стразы
дог.

Выберите в каждой строке желаемый пункт и просуммируйте указанные цены, так вы получите стоимость розничного заказа.

Дизайн . Это ваше изображение, переведённое в формат, понятный вышивальной машине. Цена и сроки зависят от количества мелких проработанных деталей. Цена дизайна по сложным картинкам и фотографиям рассчитывается индивидуально. Дизайн оплачивается единожды, при повторной вышивке платить за дизайн не нужно. Если на изделии будет несколько разных изображений, каждый новый дизайн оплачивается отдельно.

Вышивка . Указаны розничные цены на заказ вышивки от 1 шт..

Ваш эскиз Дизайн Нанесение Результат

Вышивка золотом на пледе в процессе

Шильце состоит из ручки, в которую ввинчивают или вставляют обыкновенную иглу (рисунок 2). При помощи шила прокалывают то место на ткани, где должен начинаться или кончаться стежок. Если ткань мягкая, то можно обойтись и без шильца. Но на тканях (кожа, замша), где каждый неудачный прокол оставляет след, портящий работу, необходимо сначала проколоть шилом то место, где должен быть сделан стежок.

Кроме витейки и шильца многие золотошвеи пользуются костяной или деревянной лопаточкой (из твердого дерева). Ею подпирают или приподнимают край золотого шва, чтобы достичь ровной линии. Очень удобно для работы совмещенное с лопаткой шильце, то есть когда с одной стороны шило, а с другой – деревянная ручка, заканчивающаяся миниатюрной лопаточкой.

Для выполнения золотошвейных работ необходимо иметь крепкие пяльцы. Основное назначение пялец – держать ткань в натянутом состоянии, чтобы предохранить вышивку от сжатия. Пяльцы бывают круглые и прямоугольные. В круглых пяльцах обычно вышивают небольшие миниатюрные работы, не превышающие внутренний размер пялец. В золотом шитье это маленькое панно, брошки, узоры для небольших сумочек и т.д. Круглые пяльцы состоят из двух деревянных обручей, из которых один чуть меньше другого по диаметру. Наиболее пригодные для шитья золотом так называемые швейцарские круглые пяльцы (рисунок 3). Их внутренний обруч имеет ручку и винт, которым пяльцы прикрепляются к столу. Так как в процессе вышивки участвуют обе руки, пяльцы должны быть закреплены. Для мягкости внутреннее кольцо обматывают тонкой тканью, затем на него кладут расправленную материю и надевают большое кольцо. Если вышиваемый кусочек ткани меньше размера пялец, то его предварительно наращивают, пришивая со всех сторон ткань. Вышиваемый узор должен находиться в центре круга.

Для золотого шитья обычно используют разборныепрямоугольные пяльцы. Все детали пялец изготавливаю из сухого, легкого дерева без сучков и хорошо полируют. Пяльцы (рисунок 4) состоят из двух основных продольных планок-линеек (1) с прибитыми или приклеенными полосками ткани (6), двух плоских поперечных планок (2) с отверстиями для колышков (4), двух круглых или квадратных тонких, но крепких палочек (3) или металлических прутьев, которые вставляются в мешки (карманы) с прорезями (5) для веревочек.

В основном ткань запяливают по основе (долевой), но есть вышивки, в которых неважно переплетение нитей ткани и их направление. К ним относится шитье по картону (в глади и золотом шитье) – картон держит форму. Ткань для вышивания пришивают к полоскам ткани основных планок (1). Здесь необходимо обратить внимание на то, чтобы ткань была расположена одинаково относительно середины и краев планок. Для этого нужно отметить середину на ткани планок и на изделии. А при запяливании их совместить. На прибитых полосках ткани (6) эту отметку можно сделать постоянной. Затем запяливаемую ткань швом «назад иголку», «строчкой» или на швейной машине пришивают к боковым карманам с прорезями (5). Шов должен быть ровным, без перекосов. Предварительно лучше сделать наметку. При запяливании углы ткани зашивают, чтобы материал не полз и не косил на углах (боковые мешки на пересечении пришивают к основным полоскам или наоборот). Сначала боковые планки (2) вставляют в основные (1), затем в отверстия на планках (2) вставляют колышки (4) со всех четырех сторон, регулируя натяжение ткани. Палочки (3) вставляют в боковые карманы и при помощи веревочек, продетых в прорези карманов, ткань натягивают до нужного состояния (рисунок 5).

Натяжение посредством веревочек с левой стороны пялец обычно делают сверху вниз и веревочку закручивают против часовой стрелки, то есть вдевают в прорези кармана из-под пялец. С правой стороны пялец натяжение делают снизу вверх, шнур продевается тоже из-под пялец, но по часовой стрелке. При таком запяливании веревочка легко подтягивается, если натяжение ткани в процессе работы уменьшается. Можно делать и по-другому, но главное. Чтобы веревочка во всех случаях вдевалась в карманы из-под пялец. Излишки веревочки наматывают на конец поперечной планки и закрепляют. Натяжение должно быть сильным, чтобы ткань не провисала. Обычно после нескольких дней работы оно ослабевает. При помощи веревочки ткань можно подтянуть. Запяливая ткань, важно равномерно натянуть ее, чтобы она не перекосилась.

В некоторых пяльцах основные планки (1) делают круглыми. Такими пяльцами пользуются при выполнении больших работ, которые по мере вышивки накручивают на круглые планки. Чтобы не испортить ткань и работу, планки должны быть совершенно гладкие.

Золотошвейное дело – замечательное древне – русское ремесло. Оно получило развитие с принятия Христианства. В древней Руси вышивку золотом и очень красивыми золотыми нитями очень ценили, с её помощью расшивали свои роскошные одеяния служители церкви. Распространённой темой вышивки считались сюжеты на библейские темы. Такая работа была сложной и дорогостоящей, потому что в изделие вплетались настоящие нити из драгоценного металла. Занимались красивым рукоделием в монастырях.

Позже нити из золота и серебра заменили металлическими аналогами. Драгоценное рукоделие стало доступнее и полюбилось простому люду. Особой любовью к богатой вышивке воспылало купечество. Золотую одежду берегли, надевали только по праздникам, передавали по наследству.

С изобретением швейной машинки вышивка золотыми нитями приобрела большую популярность. Это неудивительно, ведь усилия, потраченные на её изготовление, значительно уменьшились. Мастерицы – вышивальщицы объединялись в артели. Города Арзамас, Торжок, Городец стали крупными ремесленными центрами, прославившимися золотошвейным делом.

Рассмотрим пошагово вышивку золотом, золотыми нитями для новичков

Торжок городок является единственным местом в современной России, где сохранилось и процветает мастерство русского золотого шитья.

Старинный русский город и его мастерицы считаются гордостью нашей страны. Фабрика «Торжокские золотошвеи» известна и за пределами России. Ассортимент их изделий постоянно обновляется и расширяется.

Продукция, расшитая золотом и серебром, станет лучшим подарком для любителей роскоши и драгоценностей. Мастерицы расшивают богатой вышивкой не только предметы одежды и быта, но и записные книжки, эмблемы, кошельки, шкатулки. Фабрика изготавливает броши, серьги, кулоны, оригинальные заколки для волос.

Андреевский зал Кремля и Георгиевский зал Кремлёвского дворца расписаны вышивальщицами предприятия города Торжок.

Поговорим немного об особенностях дорогой вышивки

Вообще, «канитель» – слово, обозначающее что – либо нудное и утомительное.

А у старинных мастеров «канителью» называли особую, специально изготовленную нить. Шёлковую нитку по спирали обворачивали тончайшей золотой или серебряной проволокой. Безумно сложное и кропотливое занятие.

Нить, скрученная в канитель – более прочная, идеально ложащаяся на материал – основу. Она пришивается незаметными стежками к лицевой стороне рукоделия или прикрепляется льняной ниткой – прикрепом.

Фото пример вышивки с растительным орнаментом:

Вышивкой богатыми нитями украшали плотные ткани: бархат, кожу, атлас. Золотая вышивка появлялась на полотенцах, кокошниках, скатертях, платках, даже на лошадиных сбруях.

Мастер-класс по дорогому шитью с подробными фото и видео

Материалы для работы:

  • Ткань;
  • Нить золотая;
  • Нить вышивальная;
  • Нить синтетическая вспомогательная;
  • Материал для подложки (драп, сукно или толстый картон);
  • Мягкая толстая нить;
  • Универсальный клей;
  • Фольга;
  • Фурнитура для украшения (бусины; пуговицы, бисер и т.д.);
  • Иглы для вышивки;
  • Шило;
  • Вязальный крючок.
  • Рамка или пяльцы.

Важно.

  1. Натягивайте ткань на пяльцы туго, провисания нельзя допускать. Но и перетягивание основы не рекомендуется. Рисунок может деформироваться.
  2. Внимательно переносите рисунок на рабочую ткань, точно по шаблону вырезайте подложки.
  3. Блестящую нить периодически подкручивайте.
  4. Ткань с рисунком совмещайте с подкладкой из плотного материала.
Шов «Мягкий прикреп».

Этим способом нить крепится по узору.

При выполнении декоративной сетки пользуются тем же способом. Сетка закрепляется шёлковыми нитями контрастного цвета.

При вышивании плоской гладью для прикрепления рабочей нити тоже используют мягкий прикреп. Перевязки стараются сделать незаметными. Но иногда для особого мерцания и оригинальности шов исполняют нитью контрастного цвета.

Шов «Прикреп по счету».

Эта техника используется для особых узоров. Ими заполняют объёмные части рисунка. Рисунки имеют название и закрепляются цветным прикрепом.

Шов «литой».

Такой шов является разновидностью односторонней глади. При работе этой техникой золотую нить укладывают на плотную основу и закрепляют на краю узора. Необходимо оптимально выбрать рабочую нить, чтобы получить шов хорошего качества.

Нитка закрепляется особенным способом. Шилом делается прокол у начала подложки. Через него протягивается рабочая нить с «лица» на «изнанку» и в обратном направлении. На изнаночной стороне завязываем узелок. Шов проложен, иглу переносим на «лицо» работы, в том же месте переводим её на «изнанку», затягивая аккуратную петлю. Спокойно ведём нить в обратном направлении.

Все нити, вышитые по подложке, натягивайте равномерно. На изнаночной стороне просматриваются изящные, блестящие петельки.

Вот примеры картин, вышитых описываемым способом:

Таким образом, шитьё золотом – замечательная техника. С её помощью получаются настоящие произведения искусства.

Подборка видео по теме статьи