Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время - единственное, где скаредность похвальна».
Т. Манн
Ваш совсем еще недавно несмышленый карапуз уже умеет считать? Он интересуется почему наступает ночь и куда делся день? Тогда самое время использовать потенциал еще не загруженного мозга и усвоить ориентирование по циферблату часов. В дальнейшем вы сможете быть уверены в том, что маленький школьник будет понимать цену времени и сможет рационально использовать его. А мы, в свою очередь, расскажем вам, как научить ребенка определять время по часам с максимальной эффективностью.
Елена, мама 8-летнего Игоря: «Первые полгода в школу сына собирала бабушка, т.к. я врач и работаю по сменам. Теперь, в силу обстоятельств, он вынужден собираться самостоятельно, при моем контроле по телефону. Он может легко сориентироваться по часам, когда я скажу, что выходить из дома нужно уже через 15 минут. За месяц опоздал только один раз».
Для того чтобы ребенок смог понимать время по механическим и электронным часам, придётся усвоить счет до ста. Некоторые дети считают до ста уже в 5 лет, а другие осваивают к семи годам. Это всё считается вариантом нормы. Однако, без этого навыка понимание механизма движения времени невозможно.
Основными умениями ребенка в освоении времени должны стать:
Если все это ваш ребенок уже знает, понимает и умеет, можно приступать к изучению понятия времени.
Что такое время на часах для детей? Некая цифра, которые взрослые называют, глядя на часы. А если в доме нет часов и взрослые пользуются вместо них телефонами, то ребенку вообще не ясно абстрактное понятие времени.
В процессе обучения ребенка определению времени важно помочь ему освоить это понятие и прочувствовать его протяженность или интервалы на конкретных примерах.
Такие простые упражнения помогут ребенку ориентироваться во временных отрезках и понимать, что каждое действие требует определенного количества времени.
Ребенок знает, что по часам определяют время, но не знает как они работают. Поэтому при изучении времени важно иметь под рукой часы с циферблатом.
Если вы хотите быстро научить ребенка времени по часам, рекомендуем вам смастерить самодельный циферблат, который для начала станет вашим тренировочным прибором и ярким наглядным пособием.
Итак, из куска плотного картона вырезаем круг диаметром 25-30 см. Наносим разметку в виде циферблата и по центру при помощи маленького болта и гайки крепим картонные стрелки – минутную и часовую. Для яркой наглядности можете окрасить их в разные цвета и даже подписать. Не забывайте и про размеры стрелок. Минутная – длиннее, часовая - короче.
Потренируйтесь, двигая стрелки. Устанавливайте игровой циферблат на различные целые часовые значения, и просите ребенка называть цифры, на которых они остановились.
После того, как понятие времени и основные принципы работы часов стали понятны, пора учиться понимать время по часам.
Основной аспект, на который стоит сделать упор при изучении механических или электронных часов – это траектория движения времени.
Необходимо объяснить ребенку, что время – это единственная величина, которую невозможно вернуть назад. Оно постоянно идет только вперед и его ход и расстояние можно измерить только при помощи часов. Часы в этом случае выступают в роли измерительного прибора.
При помощи минутной «главной» стрелки на картонных часах показываем значение половины часа. Устанавливаем минутную стрелку на нужное значение (цифра 6), медленно перемещая её по кругу циферблата до цифры 12. Пусть ребенок поймет, что именно так проходит полчаса. Потренируйтесь с разными положениями часовой стрелки.
Закрепите результат на настоящих часах. Просите ребенка сказать вам, сколько времени, подгадывая таким образом, чтобы минутная стрелка стояла на цифре 6.
Инна, мама Полины 6 лет: «Я всегда акцентировала внимание дочки на пробуждении и отходе ко сну, пользуясь настенными часами в детской. Каждый раз, укладываясь в постель, она видела на часах 9 часов вечера, а просыпаясь – 7 часов утра. Так, уже в 5 лет Полина отлично усвоила понятие «целый час» и значение минутной стрелки на циферблате.
И только после усвоения простых навыков можно переходить к более сложным, и объяснять малышу, что минутная стрелочка может отсчитывать время с шагом 5 минут. Здесь важно научить ребенка считать через 5 и показать ему ход времени на примере игрового циферблата.
Можно напротив каждого значения на картонном циферблате поставить соответствующие минутам цифры. К примеру, напротив 1 пишем 5, напротив 2 - 10 и т.д. Причем важно сначала освоить движение минутной стрелки на первой половине циферблата, и только после этого усложнять задачу с переходом на более сложную вторую его часть.
Закрепляем результат при помощи настоящих часов. В течение дня просите ребенка смотреть на часы в течение дня.
Кроме таких занятий очень удобно составить расписание в картинках с соответствующими изображениями. Ребенок будет понимать, что определенному времени полагается определенное действие и таким образом сможет научиться планировать свой день в соответствии с отведенным ему часовым периодом.
Ирина, мама первоклассника: «Мы вместе с сыном нарисовали на листе 3 циферблата с разным временем. На первом было 8:00 и надпись – пора в школу. На втором 16:00 – уроки, и на третьем 22:00 – спать. Повесили в детской на видное место. Сын, поглядывая на часы, сам определял время. Понимание того, что пора спать не было для него неожиданностью, а мне не приходилось торопить его в школу. Я стала более спокойна, сын - более организован и самостоятелен».
Наряду с простым обучением на игровом циферблате можно воспользоваться и специальной электронной программой обучения.
Игра предназначена для детей младшего и старшего школьного возраста.
Удобный интерфейс программы и яркие веселые циферблаты позволят вашему крохе скорее освоить навыки ориентирования во времени.
Успехов вам в обучении и хорошего настроения.
Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня я расскажу вам как в легкой, интересной форме мы учим время на часах. Мой ребенок просто бредил определением времени на часах в течении последних восьми месяцев. А началось всё с того, что я стала предупреждать об окончании его игр (дел, занятий) за пять минут. Исходя из информации педагогов и психологов, мой малыш еще не был готов к пониманию времени и я оттягивала данные занятия как могла. Но видя неподдельный интерес сына к часам, решила попробовать объяснить. Мой сынишка, которому сейчас 3 года 8 месяцев может определить время не хуже меня. Надеюсь, что вам подойдут наши игры и занятия по обучению, они могут быть использованы с детьми более старшего возраста.
Источник фото: i.huffpost.com
Возраст три года прошел красной чертой по характеру моего сыночка. Было такое ощущение, что и на следующий день начался кризис трех лет. Мне пришлось перестраиваться, подстраиваться, в чем-то даже «ломать» себя. Чтобы избежать капризов из-за окончания игры, я предупреждала об этом за пять минут:
— Александр, через пять минут мы будем кушать, заканчивай игру, пожалуйста. (один из примеров)
Конечно же я понимала, что у ребенка не развито чувство времени, что пять минут это пустой звук. Но повторив это несколько раз я услышала вопрос:
— Мама, а сколько это пять минут?
Я подвела сына к электронным часам и показала сколько на них было времени, он сам высчитал сколько будет если к данным на тот момент минутам прибавить пять. Но ребенок не вернулся к игре, он стоял и смотрел как менялись номера. И когда прошло пять минут, спокойно пришел ко мне и мы стали делать то, что я хотела на тот момент.
Эта картина повторялась несколько раз, как только я предупреждала о пяти минутах, Александр становился напротив часов и наблюдал за ними. Затем у него появилась любимая фраза «через пять минут», в основном он использовал ее с папой, который звал его что-то делать сразу. Например: «Александр, пойдем домой», а в ответ: «Через пять минут пойдем».
Сына стали интересовать все часы, а также время, в которое что-то постоянное должно происходить. Не понимая сколько времени, но чувствуя что уже поздно, он спрашивал у меня:
В общем, думаю понятно, что интерес ребенка к часам и к определению времени был велик, но я всё тянула и тянула с данной темой. Понимала, что определять время на часах - не значит уметь его чувствовать.
Совершенно точно помню, что моя бабушка научила меня определять время в 6 лет. Мой муж говорит, что их учили этому в первом классе школы. Сейчас же во многих садах Доминиканской республики, как в России не знаю, этому учат в 5 лет.
Что же я увидела, когда решила всё-таки дать знания так интересующие моего ребенка? Что с определением времени по часам он справился замечательно в свои 3 года 8 месяцев. Сегодня он может ответить который сейчас час, как вы и я. А что же с пониманием самого времени, которое невозможно потрогать, а если заиграться, то можно и не почувствовать? Работаем с этим по распорядку дня, по словесным поручениям и так далее. Чтобы у ребенка появилось ощущение времени, нужно пройти определенный путь, да мы никуда и не торопимся.
Давайте я вам расскажу как нам удалось разобраться в данном вопросе. Мы учим время используя некоторые материалы, какие-то из них покупные, другие сделала сама и дам вам скачать. Что-то можно заменить, постараюсь дать свои рекомендации.
Одной из главных частей нашего познания времени была книга Галины Петровны Шалаевой «Часы и часики». Опишу наши занятия подробно, чтобы было понятно по какому пути мы шли в обучении. Думаю, что находчивые мамы смогут организовать данный процесс и без этой книги. Хотя всё же отмечу, что она нам очень понравилась и подскажу, что ее можно скачать на Озон.
Сначала мы узнали какие бывают часы и зачем они нам нужны. Буквально на страницу представлен каждый вид часов, текст крупный и понятный:
Мы достали все мамины и папины часы, ребенок просто ошалел от их количества и блеска, был похож на маленького вороненка. Обошли квартиру и посмотрели какие часы есть у нас. Оказалось, что настенные, электронные, будильник, песочные.
Если у вас нет подобной книжки, вы можете распечатать картинки недостающих часов. После чего объясните малышу о каждом виде своими словами. Или приобретите экземпляр книги онлайн, она имеется во многих интернет магазинах.
Попутно с чтением книги поговорили о том, что такое сутки, из чего они состоят? Из ночи и дня. Недаром говорится: «День и ночь - сутки прочь». В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Мы это уже проходили, когда . Александр прочитал стихотворение по теме, оформленное в сделанную мною книжку по Доману.
Вы можете скачать ее бесплатно через эту ссылку . Перед скачиванием просмотрите ее содержание, подойдет ли оно вашему ребенку по возрасту. Если не знакомы с методикой Домана, уточню, что книга сделана для практики чтения дошкольниками. На одной страничке текст - на другой картинка. Для распечатывания используется функция 2 странички на 1 листе.
Книгу Шалаевой мы читали постепенно, в первый день прочли о том какие бывают часы и рассмотрели имеющиеся. Во второй день о циферблате и стрелках. И вот когда мы дошли до определений «ровно час», «половина часа», главными нашими помощниками стали наши часики с крутящимися стрелочками и рабочая тетрадь Кумон «Учимся определять время. Час и полчаса».
Каждый урок по тетради выставляли на наших часиках. Таким образом ребенок не просто рисует стрелочки на циферблате, а практикует самостоятельное их выставление.
Подробное описание рабочей тетради можно прочитать в статье .
Учим время на часах начиная с циферблата. Из книги мы узнали что такое циферблат, какая стрелка минутная и какая часовая, как передвигаются стрелки.
Используя текст с разворота книги и часики с крутящимися стрелками, о них мы поговорим ниже, вы можете объяснить ребенку циферблат.
Рассказываем, что круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, потолще, двигающаяся медленно. Когда она совершит один круг по циферблату, то проходит двенадцать часов. Эта стрелка называется часовой.
Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.
У часов есть еще одна стрелка - минутная. Она длиннее, тоньше часовой и движется быстрее. Чтобы показать один час, минутная стрела должна пройти все 12 цифр, в то время как часовая всего лишь передвинется от одной цифры к другой.
Минутная стрелка -
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка -
Длинна ты и быстра!
Отсчитывать минутки -
Это ведь не шутки!
Здесь нам очень пригодились наши покупные часики с передвигающимися стрелками. Одно дело посмотреть картинки в книге, другое самостоятельно выставить стрелочки. Данная модель двусторонняя: с одной стороны можно учить часы и минуты, с другой рисовать стрелки самому. Что позволяет взрослому понять, на сколько усвоен материал.
Похожие варианты есть здесь .
Если вы занимаетесь с маленьким ребенком, то очень советую обратить внимание на книги с часами. В них есть текст с картинками, который увлечет малыша и встроенные часы с подвижными стрелками.
Дети прекрасно усваивают информацию через сказку, так что учим время с этой замечательной мини-сказкой. Рассказывать лучше по памяти, держа в руках часы и показывая все действия персонажей.
Жил-был часовой король. Правил он своим круглым часовым королевством, где жили двенадцать часовых подданных. Король был серьезный и недоверчивый - уж очень он сильно беспокоился, все ли его подданные цифры на месте, не ушел ли кто в другое королевство.
Служили королю два помощника - стрелки Тик и Так. Тик был высокий, худой и шустрый. Ему не стоило никакого труда оббегать всех жителей королевства за один час. Так - низкий, толстенький, неторопливый. Он медленно, тяжело дыша, шел от дома к дому и тратил на свою работу целый день или двенадцать часов. Тик и Так иногда встречались, но ненадолго - Тику не терпелось первым доложить королю о том, что всё в порядке поэтому пожав руку Така, он быстро бежал во дворец.
Проводя физкультминутку выполняй все движения о которых говорится в стихотворении. Учимся определять время не сразу, это достаточно долгий процесс. Если вы будете проводить эту физкультминутку несколько раз, то ребенок обязательно выучит стихотворения наизусть. Попросите его произносить слова вместе с вами.
Вслед за стрелкой часовой,
Не спеша, пойдем с тобой.
Тик-так, тик-так -
Мы идем за шагом шаг!
Тик-так, тик-так,
Шаг-шаг, еще шаг!
А теперь, ускоряем шаг, побежали за стрелкой минутной. Бежим по кругу и проговариваем:
За стрелкой минутной
Мы быстро бежим,
Мы очень торопимся,
Очень спешим!
Минутную стрелку
Хотим мы догнать.
Минутка, минутка,
Минутка опять!
А теперь, вместе махнем правой рукой по часовой стрелке и проговариваем:
Дружно махнем
Правой рукой
Мы по стрелке Часовой!
Снова возьмемся за руки и не спеша идем против часовой стрелки, проговаривая:
Против стрелки часовой
Начинаем мы движенье,
Теперь знаем мы с тобой
Это направленье!
Александр прекрасно справился со всеми вопросами, чем удивил меня. Я радовалась его ответам как ребенок.
Очень важной частью нашей жизни стал распорядок дня, которого мы всегда придерживались. Но теперь, когда учим время, он у нас наглядно висит на стене. Плакат очень большой на двух листах ватмана, я хожу и любуюсь им.
Для изготовления плаката своими руками, я сделала фотографии сына в моменты, которые отображаются на нем. Как вы понимаете, ребенок прекрасно ассоциирует происходящие действия с собой:
На этом этапе нам в помощь подошли прекрасные мультфильмы. Думаю, что Шишкину школу любят и знают все дети, именно их мультики более наглядно объясняют данную тему.
Шишкина школа Определяем время по часам: часть 1
Шишкина школа Учим время на часах: часть 2
А еще мы с Александром выучили вот такую коротенькую и ритмичную песенку про часы «Тик-так».
К творческим занятиям можно отнести — совершенно незапланированные часы из природных материалов. Мы гуляли по парку, где Александр подняв две палочки, стал выставлять ими время.
— Мама, смотри, это семь часов, а это четыре!
Придя домой я достала имеющиеся материалы: желуди, шишки, солому, семена акации и те самые палочки найденные ребенком. Пенопласт правда был немного пострадавший, но мы же не на выставку делали работу . Александр помогал скреплять желуди, раскладывать материалы по местам. Сама я наносила горячий силикон, а он придавливал материалы куда нужно.
Когда мы занимались по книге Галины Шалаевой, нам встретились часы с римскими цифрами и даже совсем без цифр. Уверена, что это сделано, на последних страницах книги, для того, чтобы проверить если ребенок смог запомнить расположение цифр на циферблате. Но Александр сразу заинтересовался, что это за цифры такие и почему они другие? Нам пришлось достать книгу «Цифры и числа» из серии «Зачем? Отчего? Почему?», в которой этот вопрос объясняется достаточно наглядно.
Вот такое объяснение получилось из палочек Киюзинера. Самое интересное, что Александр из моего объяснения уловил суть сразу. Когда я выкладывала 4, 5, 6 объяснила ему, что палочка слева, когда число меньше и палочка справа, когда оно больше. Александру не терпелось попробовать самостоятельно, поэтому я положила десять, а он сам выложил девять и одиннадцать. Скажу вам по секрету, что я встречала взрослых людей, которые путались в римских цифрах, а детям оказывается они даются так легко .
Ну не останавливаться же на объяснении без практики. Опять же незапланировано получились вот такие часы с римскими цифрами. В течении вечера ребенок выкладывал их разные модели.
Вот так уважаемые читатели, мы учим время на часах. Надеюсь, что в моей статье вы нашли для себя нужную информацию. Самое главное - это конечно иметь интерес ребенка к данному вопросу. И если вы увидели его в более раннем возрасте, чем обычно вводится объяснение часов, то не бойтесь дать малышу то, что так сильно его интересует. Мой ребенок этому подтверждение. Буду рада если вы поделись статьей в соц. сетях используя кнопочки ниже.
Время - странное понятие, имеющее абстрактную природу: его нельзя увидеть или потрогать. А ведь определять время, понимать часы и пользоваться ими должен научиться каждый ребёнок. Не научившись это делать вовремя, ребёнку трудно будет придерживаться режима дня и планировать своё время, когда он пойдёт в школу. Умение определять время - важная и необходимая составляющая развития ребёнка. Из нашей статьи вы узнаете, как научить этому малыша.
Понимать время - не простое умение. Когда новорождённый подрастёт и сам будет ощущать течение времени, например, кушать в одно и то же время, распознавать, где день, а где - ночь. Окрепший малыш вскоре овладеет понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь», а немного позже научится узнавать времена года, месяцы, а также дни недели. Все названные категории очень нужны, чтобы начать понимать часы. Ведь часы - это средство, посредством которого ребёнок будет уметь ориентироваться во времени, правильно определять его. С чего же начать родителям, чтобы в домашних условиях познакомить малыша с часами?
Итак, для того, чтобы начать лёгкое, ненавязчивое и интересное обучение малыша понимать часы, нужно разобраться, какие навыки у него уже сформированы. Если вы выясните, что ребёнок овладел ещё не всеми необходимыми навыками, то нужно сосредоточить своё внимание на то, чтобы он приобрёл их прежде, чем приступать к активному обучению определения времени.
Ребёнок должен:
«Если вы начнёте учить ребёнка понимать часы, одновременно обучая его счёту от 1 до 12, то не справитесь с поставленной задачей».
Макет учебных часов легко сделать своими руками
«Совет. Лучшее, что можно сделать для того, чтобы заинтересовать малыша учиться понимать часы, - это смастерить их вместе с ребёнком. В процессе совместного творчества кроха поймёт, для чего предназначены те или иные элементы часов».
Для того чтобы малышу легче и приятнее было приобретать умение легко ориентироваться во времени, родителям нужно показать его ценность. Например, временем можно заинтересовать, связав его с важными для ребёнка событиями: прогулкой, походом в кукольный театр или цирк, просмотром вечерней сказки по телевизору. Сделайте упор на том, что время нужно знать, чтобы никуда не опоздать и ничего интересного не пропустить.
Красочный плакат поможет ребёнку осознать ценность понимания времени
Можно нарисовать красочный плакат, на котором будут отмечены на часах важные для малыша события: во сколько прогулка, во сколько поход в гости, во сколько начинается любимая телепередача. Снабдите плакат не только крупными изображениями часов и времени на них, но и красочными картинками, символизирующими те или иные события. Такой же плакат можно изготовить для запоминания режима дня ребёнка. Кроха, глядя на плакат-подсказку, будет учиться не только никуда не опаздывать и делать всё вовремя, но и начнёт ориентироваться во времени. Видя, что малыш понимает, далее можно будет менять события и время: так он, не особо напрягаясь, освоит и закрепит основные навыки ориентации во времени. А дальше можно будет смело переходить к изучению минут.
Познакомив с часовой стрелкой, начинаем изучать минутную
Если малыш уже понял, что показывает часовая стрелка, то можно знакомиться с минутной:
Ребёнку важно научиться узнавать разное время суток
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь легко отвечать на вопрос: «Какое сейчас время суток?».
После того, как кроха будет хорошо понимать и различать время суток, можно начать учить его дням недели :
«Игр для обучения ребёнка пониманию времени великое множество: словесные, с картинками, компьютерные. Все они будут эффективны, если их подобрать в соответствии с уровнем развития ребёнка и его предпочтениями».
Предлагаем ознакомиться с простыми играми, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома:
«Совет. Чтобы упражнения и игры по пониманию времени не утомляли ребёнка и не навевали на него и скуку, старайтесь вводить их в реальную жизнь. Допустим, подросшему малышу можно поручить проследить за временем, собираясь куда-то: «Напомнишь мне, что через 20 минут мы должны выйти из дому, чтобы не опоздать на представление» или «Скажешь, когда будет три часа?». Когда готовите на кухне: «Я ставлю пирог на 30 минут. Посмотри на часы и скажи, когда он будет готов?»
Здорово понимать время и уметь пользоваться часами
Дорогие родители, не заставляйте ребёнка учить понимать по часам, пока он сам не проявит интерес. А чтобы он проявил интерес – нужно ему помочь: дать информацию для размышления – показать весёлые тематические картинки или познакомить с забавными стихами. Во время обучения старайтесь связать задания с реальной жизнью. Пусть ребёнок как бы напоминает, который сейчас час, какое время суток и т. д. Самое лучшее – когда вам удастся выработать свой ребёнка. Тогда малышу будет интересно, и он достаточно быстро научится понимать по часам и пользоваться ими. Помните, что этот навык не приобретается за один день, а формируется постепенно. Так что будьте терпеливы, последовательны и тогда всё получится.
Мы сделаем свои собственные часы и будем учиться определять время! Мы выучим интересные игры со временем, а так же сможем скачать полезные материалы! Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов.
Хотя электронные часы значительно упрощают эту задачу, именно циферблат делает временное пространство более наглядным.
Посмотрите обучающее видео «как научиться определять время»:
При этом очень важно постоянно помнить о том, что, когда мы учим время по часам, для детей понятие «минута», «секунда» и «час» являются очень абстрактными, так как они не могут сопоставить их с реальными временными промежутками. Этому моменту нужно будет уделить особое внимание.
Как сделать часы с ребенком своими руками?
Достаточно просто. Для этого понадобятся:
Рисуем на картоне окружность, расставляем по ее краю цифры, обозначающие часы. Линейкой отмеряем расстояние от центра круга до цифр, изготавливаем такой длины минутную, более узкую, стрелку. А часовую делаем пошире и покороче. Фиксируем стрелки в центре при помощи канцелярской кнопки. Готово!
Можно использовать для изготовления более сложный готовый шаблон – например, распечатать часы с двигающимися стрелками на плотной бумаге для принтера и наклеить их на картонную основу.
Используя , мы изучаем часы с ребенком по простой схеме:
Затем просим малыша поставить самому стрелки в нужное положение (например, на 5:30, 6:40 и т.д.).
Обязательно отрабатываем наши навыки на настоящих часах. При каждой возможности, пока у ребенка еще не угас интерес, спрашивайте его, который час.
Зачем нужно знать, сколько времени? Время и распорядок дня.
Нередко ребенок, хорошо научившийся определять время, не понимает, для чего ему это нужно. Поэтому, когда мы изучаем время с ребенком, обязательно делаем занятия прикладными.
Так, используя специальные карточки, легко связать время с реальным распорядком дня малыша – ему будет интересно узнать, когда он просыпается, играет, убирает игрушки, идет в детский сад, смотрит мультфильмы, начинает занятия в спортивной секции. На этом этапе мы плавно переходим к пониманию длительности временного промежутка, учимся сопоставлять свои действия с циферблатом часов.
Образец карточек «распорядок дня школьника 1 класса в картинках»
Как наглядно показать ребенку 5 минут? Как наглядно показать ребенку 60 минут?
Как уже говорилось, ребятишки очень часто затрудняются в определении минут. Для того, чтобы этот навык был отработан до безукоризненности, можно использовать специальные циферблаты – например, циферблат с откидным краем. На верхней его части пишутся часы, каждый промежуток между соседними часами делится на 5 частей, которые прорисовываются ярким маркером.
Это помогает запомнить, что за один шаг стрелки от цифры к цифре пройдет 5 минут, а не одна. Под основным циферблатом крепим дополнительный, на котором прописаны все минуты (5, 10, 15 и т.д.). В процессе занятия пытаемся определить время и сравниваем, сколько минут навал ребенок, с обозначением на нижнем циферблате.
Можно сделать дополнительный циферблат с обозначением минут по внешнему краю от основного – зрительная память поможет ребенку усвоить эту информацию.
Наглядное изучение времени с конструктором
Для наглядности можно использовать обычный конструктор Лего, как мы его использовали для . Циферблат рисуется на большом листе бумаги, по внутреннему краю – часы, по внешнему – минуты. Контуры его выкладываем блоками конструктора, такие же блоки используем, как стрелку. Перемещаем стрелку и определяем, сколько времени она показала. Циферблат из Лего 2
Что можно сделать за 1 секунду? Что можно сделать за 1 минуту?
Для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал длительность каждого временного промежутка, после того, как он научится работать с настоящими часами, проводим небольшие эксперименты – узнаем, сколько времени уходит на то или иное действие, что можно успеть сделать за обозначенный промежуток времени. Это можно делать в виде отдельной игры, а можно совмещать с обычными будничными делами – к примеру, попробуйте определить, сколько времени уходит у ребенка на завтрак, на умывание, на одевание. Так он понемногу научится рассчитывать свое время.
Для деток, которые уверено могут определять время мы предлагаем потренировать умение записывать правильное время числами.
Изучение времени для дошкольников можно завершить простым упражнением, которое часто используется в школе: на циферблате рисуется определенное положение стрелок, а в окошечках под ним нужно написать, сколько времени показывает циферблат. Это задание применяется во многих тестированиях при поступлении в статусные школы.
И конечно же, любой ребенок с удовольствием отгадает пару загадок или выучит простой стишок про часы. Например, такие:
И день, и ночь они идут,
А с места не сойдут. (часы)
Бегает, как белка,
В циферблате … (стрелка)
Сделает последний свой шажок – и прошел еще один часок. (минутная стрелка)
Хожу без ног,
Говорю без рта.
Всем указываю,
Всем подсказываю. (часы)
Без лишних фраз,
Без лишних слов,
Подскажет тиканье часов,
Когда поспать,
Когда поиграть,
Когда на улицу бежать.
Окружающий мир для ребенка - это захватывающая сказка, полная приключений, волшебства, неожиданностей. Он быстро осваивается в нем, учится понимать основные законы и правила. Родители больше обращают внимание на такие интеллектуальные навыки малыша, как логическое мышление, развитие речи, обучение письму или чтению. Но очень важно также научить ребенка ориентироваться во времени, понимать, что такое минуты, сутки. Для этого отлично подойдут обучающие часы, которые вы можете купить на нашем сайте.
Нет одного универсального метода. Многие малыши уже в 1-1,5 года интуитивно понимают последовательность событий (утром мы встаем и идем в садик, а играть можно будет после обеда; папа приходит вечером, когда уже солнышко зашло). Но что такое минута или другая единица времени, они не знают. Они не ассоциируют те или иные события в своей жизни с конкретным временем. Это пособие для них может стать просто очередной красивой, но непонятной игрушкой.
Как видит время малыш? "Когда мы гуляли с мамой в парке, я видел голубя", "Я расстроился, когда Саша ушел домой раньше всех". Начинать знакомство с обучающими часами нужно тогда, когда малыш уже понимает и использует другие временные категории:
Играйте с обучающими часами, используя только одну, меньшую стрелочку. Пусть ребенок просто запоминает, где размещаются цифры, и учится их называть (стрелка на 3 - три часа, время полдника!).
Следующая задача - помочь ему понять течение времени. Поставьте стрелку на восемь. Это утро. Сейчас наш малыш проснется. Уже через 30 минут он должен быть в садике. Когда это будет? Поверните стрелку. А через три-четыре деления будет обед. Как пробежать стрелкой?
Работать с минутными стрелками можно уже в 4-5 лет, если дошкольник хорошо знает числа и понимает, как идет время, почему двенадцать - это и полночь, и полдень. Такое пособие станет для вас отличным помощником в этом непростом деле.
В нашем интернет-магазине вы можете купить обучающие часы для самых маленьких, настольные игры с ними, календари природы, материалы для изучения дней недели. Ассортимент товаров очень большой, выбрать полезные пособия для своего малыша здесь сможет каждый.