Как выявить таланты у ребенка тест. Занимательная психология. Определяем природные склонности ребенка. Диагностика специальных способностей детей

Талантлив ли ваш ребенок? Как это выяснить? Мы поможем разобраться родителям, как выявить дарование

Примерно у десяти-пятнадцати процентов детей природные способности (талант) проявляются до трех лет. Склонности к музыке или художественному искусству формируются до года. Родителям необходимо как можно раньше распознать талант у ребенка для того, чтобы не пропустить время, необходимое для его развития.

Родителям следует знать, что между такими понятиями, как способности, склонности и талант, есть разница.

Способности являются индивидуальными и психологическими чертами, которые могут указывать, что у ребенка вызывает большой интерес определенный тип деятельности. Формирование склонностей осуществляется с учетом воздействия окружающей среды, родительского воспитания. Талант, в отличие от двух этих понятий, является менее распространенной вещью.

Существует несколько способов, которые позволят выявить талант у ребенка. Он может иметь творческий, интеллектуальный, спортивный характер. Есть как простые, так и более сложные методы.

Наблюдая за детьми, родители могут выявить, что определенные игры нравятся им больше, чем другие. Например, ребенок выбирает не мяч или машину, а музыкальный инструмент. Также его могут привлекать конструкторы, кубики, из которых он строит конструкции.

Составить мнение можно и по определенным вопросам, которые дети чаще всего задают. В данном случае распознать талант ребенка можно, прислушиваясь к нему. Если его интересует, например, как устроен тот или иной предмет, из чего он состоит, то возможно малыш склонен к техническим наукам или логике.

Родители могут вести дневник, в котором они будут записывать этапы развития ребенка. Фиксируем, чем он занимается на протяжении дня, каких успехов смог достичь. Существуют специальные тесты, которые помогают обнаружить талант у ребенка. Их результаты анализируются, что дает возможность сделать определенные выводы.

У детей может быть незаурядный интеллект. В данном случае определить талант ребенка можно, учитывая определенные нюансы:

  • Малыш обладает отличной памятью, способен ясно мыслить, рассуждать;
  • Проявляется способность быстро и легко осваивать новый материал;
  • Часто возникают продуманные вопросы;
  • Проявляется любовь к чтению;
  • Ребенок наблюдателен, восприимчив, в отличие от сверстников, хорошо осведомлен в разных событиях.

У многих детей есть природные способности, которые имеют артистичный характер. В этой ситуации узнать талант ребенка можно, если он:

  • постоянно пытается вызвать эмоции у слушателей, рассказывая разные истории;
  • обладает мимикой, жестами, которые имеют яркое выражение;
  • подражает сверстникам или взрослым, копируя голос или поведение;
  • постоянно хочет выступать перед аудиторией.

Талант к спорту также имеет определенные проявления. Ребенок подвижен, энергичен. Он принимает участие в соревнованиях, где побеждает. Талантливые дети могут иметь природные способности к конкретным видам спорта, например, фигурному катанию, футболу.

Если родители будет уделять внимание тому, чем ребенок предпочитает заниматься, чем интересуется у взрослых, им удастся проследить, в какой именно области раскрываются его дарования. Равнодушное отношение близких, непонимание с их стороны может привести к тому, что интерес ребенка к определенному делу пропадет.

Все родители стремятся предугадать профессиональное будущее ребенка. Предлагаем Вам тест, с помощью которого можно определить, какими способностями обладает Ваш ребенок, чтобы, зная их, Вы смогли сформировать у него необходимые профессиональные интересы.

Ниже перечислены восемь областей, в которых человек может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик.

Если какая-то характеристика присуща вашему ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если она выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.

I. Интеллектуальные способности

1. Ваш ребенок приобретает новые знания очень быстро и все схватывает легко.

2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.

3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.

8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

9. Задает взрослым очень много вопросов. Имеет разнообразные интересы.

10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год-два. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.

12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новбе и неожиданное.

II. Художественные способности

1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видитхорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполняет вещь.

3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет интересные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.).

4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).

6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.

7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.

III. Музыкальный талант

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.

IV. Способности к занятиям научной работой

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

3. Обладает выше средней способностью в понимании абстрактных понятий, в установлении обобщений.

4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.

7. Пытается выяснить причины и смысл событий.

8. Уделяет много времени созданию собственных «проектов» (конструированию радиоприемника, построению телескопа, летательного аппарата, собиранию коллекции и т. д.).

9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

V. Литературное дарование

1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

7. Любит писать рассказы и стихи.

8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроения, характер героев.

VI. Артистический талант

1. Легко входит в роль персонажа, другого человека и т. д.

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сценку.

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то рассказывает.

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VII. Технические способности

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Способности к спорту

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).

4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

5. Лучше других физически координирован в движениях, движется легко и грациозно.

6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (игра в хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми «областей» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3–4 наивысших показателя и, ориентируясь на них, стремитесь создать условия для развития замеченных способностей вашего ребенка (покупка книг, необходимого технического или спортивного инвентаря, соблюдение режима, организация занятий в секциях, кружках, студиях и т. п.).

Наилучший результат можно получить, если сразу несколько взрослых членов семьи одного и того же ребенка независимо друг от друга дадут касающиеся его ответы на данные утверждения.

Как определить талант вашего ребенка

В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хааном и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей. (Тест-анкета взята из книги Л. Хахалина).

Музыкальные способности (5 признаков)

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;

Если поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

Сочиняет свои собственные мелодии;

Научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Технические способности (5 признаков)

У Вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:

Интересуется самыми разнообразными машинами и механизмами;

Любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру, сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

Может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

Любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

Интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Способности к научной работе (5 признаков)

У Вашего ребенка способности к научной работе, если он:

Обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;

Умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает (или просит записать) не с целью похвастаться, а для себя;

Часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

С удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

Не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант (7 признаков)

Артистический талант проявляется у Вашего ребенка тем, что он:

Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые;

С легкостью передразнивает привычки, позы, выражения;

Пластичен и открыт всему новому;

Любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект (9 признаков)

У Вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

Хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

Обладает хорошей памятью;

Легко и быстро схватывает новый учебный материал;

Задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

Обгоняет своих сверстников по интеллекту, причем в учебе не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе (или на занятиях в д/саду) ему скучно;

Гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

Обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

Очень восприимчив, наблюдателен, быстро не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Спортивный талант (8 признаков)

Не сердитесь на Вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

Он энергичен и все время хочет двигаться;

Он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

Он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

Не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

Лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко пластично, грациозно;

Предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

Кажется, что он никогда всерьез не устает;

Неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-то одним, но у него есть свой герой - спортсмен, которому он подражает.

Литературное дарование (5 признаков)

У Вашего ребенка литературное дарование, если он:

Рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

Любит пофантазировать или импровизировать на тему действительно события, причем придает событию что-то новое и необычное;

Выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;

Изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

Любит, уединившись, сочинять (или писать) рассказы, стихи, не боится начать писать (сочинять) роман о собственной жизни.

Художественные способности (6 признаков)

Художественные способности Вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

Не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

В своих рисунках или картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;

Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

Когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

Не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Познакомившись с этими "признаками опознания" таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описанных талантах. Если какая-то характеристика особенно подходит Вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4 балла, ну и так далее (но не ставьте оценку ниже 2 баллов).

Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму полученную при сложении баллов за спортивный талант надо поделить на 8).

Теперь построим график. Проведем оси координат. На горизонтальной оси 8 позиций (по числу видов таланта). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график.

Для чего нужен график одаренности ребенка? Для того, чтобы ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша. У данного ребенка одаренность в области музыки, науки, интеллекта и артистических сферах. Плавание и технический кружок чужды ему и будут в тягость.

А если линия на графике не имеет пиков? Не переживайте, предлагаемый Вам метод выявления одаренностей ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни" и проявляться бурно и ярко.


Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка

Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способности могут проявиться в следующих признаках:

Эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;

Образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д.;

Гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.

Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.

1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?

2. Какое настроение было у тебя в этот день?

3. Каких животных ты увидел в зоопарке?

4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?

5. Опиши его.

Какое оно по размеру, цвету?

Каково его строение?

Каким было его поведение?

6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?

7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.

Анализ рассказа

1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.

Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое), а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня...).

В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый), а не описание (лохматый, с хвостом, большой...).

В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить...).

2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.

В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой), а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).

В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.

В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на..., как..., такой же, как...).

3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.

В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.

Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.

Обработка результатов

Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.

Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей можно предложить им два задания:

Тест «Круги» — на выявление творческих способностей;

Тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.

Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

Обработка результатов

За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.

5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.

Интерпретация результатов

0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;

2—3 балла — средний уровень;

Свыше 4 баллов — низкий уровень.

Ниже дан пример рисунка 7-летнего ребенка с низким уровнем зрительно-моторной координации.

Если рисунок сильно отличается от образца, как в этом случае, необходимо проконсультироваться со специалистом — детским психологом, психоневрологом.

Диагностика специальных способностей детей

Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей». Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.

Инструкция

Перед вами 80 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. В конце теста перечислены 10 областей деятельности, в которых ребенок может проявить свои таланты. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка, пользуясь следующей шкалой:

++ — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

+ — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.

Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.

Таблица ответов

Утверждения

1. Ребенок склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными, но и абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. Оригинален в выборе сюжетов. В рисунках обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Избегает однообразия.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой-либо группе.

12. Не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может использовать различные детали конструктора, мелкие предметы (прищепки, катушки, шурупы, желуди и др.) для создания новых поделок, игрушек, приспособлений.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в использовании различных предметов для организации игры (устройства штаба, шалаша), может использовать мебель, предметы быта, природные материалы.

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по знаниям, учебным умениям на год или на два.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, создания коллажей, рисунков.

35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев.

38. Любит рисовать чертежи и схемы (план комнаты, электропроводки; схему мотора, карты с указанием места тайника и др.).

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает мимику и жесты.

40. Бегает быстрее своих сверстников.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен предложить разные способы решения одной и той же проблемы.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) рассказы о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь.

53. Читает энциклопедии, художественную литературу, опережая своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Быстро обучается игре на музыкальном инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. С удовольствием слушает или сам читает детскую популярную литературу, посвященную техническим изобретениям, знает фамилии известных изобретателей.

59. Склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Любит собирать из деталей конструктора самолеты, автомобили, корабли и т. д., может придумывать свои оригинальные модели.

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, придумывание историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в собственном рисунке или поделке.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка и анализ результатов

Сосчитайте количество плюсов по вертикали. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Каждый столбик соответствует той или иной области деятельности.

I. Интеллектуальные, познавательные способности.

II. Творческие, креативные способности.

III. Академические, учебные способности.

IV. Способности к художественному творчеству.

V. Музыкальные, вокальные и исполнительские способности.

VI. Литературные способности.

VII. Артистические способности.

VIII. Технические, конструкторские способности.

IX. Лидерские, коммуникативные способности.

X. Спортивные, физические способности.

Оценка степени выраженности способностей имеет четыре уровня:

0—4 балла — низкий уровень (способности не выражены);

5—8 баллов — средний уровень (способности выражены слабо);

9—12 баллов — уровень выше среднего (выраженные способности);

13—16 баллов — высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди).

С помощью этого теста можно определить сильные стороны вашего ребенка, понять, какие способности следует развивать.

Как определить способности ребёнка? К чему у него есть талант?

Прочитайте внимательно изложенные утверждения и выберите пункты в каждом из разделов, наиболее подходящие вашему ребенку.

Лингвистический тип:

  1. Любит читать, легко запоминает стихи. Любит общаться, слушать радио.
  2. Наилучшим образом запоминает материал, когда слушает или читает.
  3. Умеет красиво говорить и может заинтересовать слушателей.
  4. Хорошо умеет объяснять.
  5. Сам любит писать стихи или рассказы.

Математический (логический) тип:

  1. Обожает разгадывать кроссворды и решать логические задачи.
  2. Предпочитает логичные, последовательные объяснения. Сам (или сама) старается всегда быть последовательным в своих действиях.
  3. Всегда организован(а) и старается поддерживать идеальный порядок на своём рабочем месте.
  4. Старается находить закономерности в фактах, так ему легче запоминать материал.
  5. Во время работы над задачей старается быть последовательным и тщательно продумывает каждый шаг.

Визуально-пространственный тип:

  1. Замечательно ориентируется в пространстве и не заблудится даже в незнакомом месте.
  2. Часто обращает внимание на мелочи, которые другие люди не замечают.
  3. Легко может удерживать в памяти детали обстановки; достаточно для этого один раз осмотреться на новом месте.
  4. Наилучшим образом запоминает новый материал, если есть возможность посмотреть о нём фильм или увидеть график, или картинку.
  5. Хорошо разбирается в географических картах, различных таблицах, схемах и графиках.

Музыкальный интеллект:

  1. Интересуется музыкой.
  2. Не только любит слушать музыку, но и сочиняет её.
  3. У него хорошо развито чувство ритма.
  4. Запоминает легко мелодию и слова, даже если впервые слышит их.

Телесный или кинестетический интеллект:

  1. Занимается активно спортом. С желанием принимает участие в спортивных состязаниях и играх.
  2. Любит мастерить что-то своими руками.
  3. Легче запоминает новый материал, когда ходит по комнате. Лучше учится, используя наглядные модели.
  4. Лучше запоминает новое, если хотя бы раз сделает это самостоятельно.
  5. Предпочитает ручной труд.

Межличностный интеллект:

  1. Предпочитает работу в группе, а не в одиночку.
  2. Принимает самое активное участие в общественной жизни.
  3. Ему интересны мысли и чувства других людей.
  4. Без затруднений определяет настроение других людей.
  5. Помогает разрешать споры других людей.

Внутриличностный интеллект:

  1. Любит помечтать о будущем.
  2. Предпочитает трудиться самостоятельно, а не в группе.
  3. Чтобы труд был продуктивным, ему необходима тишина.
  4. Отлично понимает себя, но не всегда может понимать чувства других.
  5. На досуге любит подробно поразмышлять о вещах, которые его заинтересовали.

А теперь посчитайте, где вы отметили галочкой все 5 или хотя бы 4 утверждения?

Возможно, таких разделов несколько, значит, у вашего ребёнка смешанный тип интеллекта.

Для чего это надо знать? Для того, чтобы вы приняли правильное решение, когда будете записывать своего ребёнка на занятия музыкой или на плаванье, на математику или рисование. Увидев результат этого теста, вы сможете оценить перспективы ребенка.

Не стоит огорчаться, если ваши догадки не подтвердились. Этот тест достаточно прост, а талант ребёнка может ещё долгое время быть скрытым, а не проявляться бурно и ярко.