Категория людей по возрасту таблица. ВОЗ продлила молодость. Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию. Основные периоды земного пути людей

24.09.2019 Красота

Половозрастные группы населения и особенности проектирования одежды

Обоснование и выбор методов обработки тесно связан с половозрастными особенностями людей. Потребности человека в одежде определенных форм и размеров зависят от анатомического строения его тела, а также от образа жизни, профессии, возраста и т.д. Форма поверхности тела человека определяется полом, возрастом, конституционными особенностями. Причем наиболее ощутимо влияние возрастных особенностей на форму тела человека. Однако влияние возраста сказывается не только на форме поверхности тела человека, но и на его отношении к окружающему миру, требованиям к одежде, ее художественно-колористическому оформлению, подходу к формированию своего гардероба.

Развитие и рост организма человека в разные периоды неодинаковы. Каждый возрастной период характеризуется своими пропорциями, различные части тела человека растут неодинаково.

Например, голова новорожденного составляет "/4 Длины тела, а у взрослого человека - "/8. Рост других частей тела происходит более интенсивно: длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина рук - в 4 раза, туловища - в 3 раза.

С момента рождения до раннего детства организм быстро развивается, масса тела (вес) увеличивается за этот год в 3 раза, а прирост длины тела превышает 20 см.

От года до 3 лет темпы роста ребенка замедляются: годовой прирост длины тела не превышает 9-10 см, а обхвата груди - 2-3 см. У детей этой возрастной группы костные ткани отличаются мягкостью и гибкостью, а мышцы слабые и тонкие, поскольку интенсивно растут в длину. Поэтому утомляемость мышечной системы высокая по сравнению со взрослыми. Кроме того, вследствие большей, чем у взрослых, частоты дыхания и его поверхностного характера возрастает роль кожного дыхания. В эти годы отмечается высокая подвижность, интенсивная жизнедеятельность организма, следствием которых является повышенная теплоотдача. Эти особенности развитая детского организма диктуют жесткие требования к одежде для детей до 3лет ..

Одежда должна обладать высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, быть мягкой, легкой, без грубых и толстых швов, не стеснять дыхания, движений ребенка. Силуэт такой одежды должен быть свободным, застежка должна располагаться в доступном месте и обеспечивать возможность ребенку самостоятельно надевать, застегивать и снимать изделие. Талия не подчеркивается. Линия талии на платьях для девочек смещается в область груди. На брюках – пояс с использованием эластичной ленты, регулируемые по длине бретели, отложные манжеты.

В первый период детства (4-7 лет) отмечается интенсивный рост костей скелета и увеличение длины тела (особенно в возрасте от 5 до 7 лет). В этот период форма и размеры тела девочек и мальчиков не имеют отличий. Движения ребенка в этом возрасте отличаются разнообразием, большей сложностью, по сравнению с предыдущим периодом, и координацией. Особенность детей этого возраста - отставание роста сердца от роста кровеносных сосудов. Поэтому требования к гигиеничностиодежды для детей этой возрастной группы особенно велики .

Одежда должна обеспечивать максимально комфортные условия для функционирования организма. Совершенно исключается применение в одежде синтетических материалов, искусственных кож, пленочных материалов. Использование химических волокон допустимо только в верхней одежде, да и то при условии хорошей воздухопроницаемости материалов. Швы должны быть надежные, прочные (например, цепные с последующим закреплением их отделочной строчкой).

Во втором периоде детства (8-12 лет) наряду с увеличением длины тела увеличивается и его масса. Кроме того, в физическом развитии детей появляются половые различия . Мышечная и костная системы ребенка еще слабы, особенно мышцы спины и позвоночник, вследствие чего дети не способны длительное время поддерживать правильное положение тела, что ведет к ухудшению осанки и искривлению позвоночника. В этом возрасте детям рекомендуются физические упражнения для развития и укрепления мышц и костной системы, поэтому предпочтительны изделия для занятий спортом, достаточно удобные, легкие и гигиеничные. В этом возрасте рост туловища и грудной клетки опережает рост конечностей и одежда должна зрительно увеличивать длину ног и придавать фигуре большую стройность.

В подростковом возрасте отмечается неравномерный рост мальчиков и девочек: девочки в возрасте 10-14 лет растут быстрее мальчиков. Половое созревание девочек обусловливает ускорение их роста, который начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. Ускорение роста мальчиков начинается с 13-14 лет, а после 15 лет они перегоняют девочек, и эта разница в длине и массе тела сохраняется в последующие периоды. Особенностью развития подростков является увеличение длины тела за счет роста конечностей. Быстрый рост костей обусловливает отставание в развитии мышц, которые лишь вытягиваются по мере роста костей. Это вызывает ухудшение координации движений подростка. Увеличение мышечной силы в этом возрасте способствует возрастанию потребности в движении, занятиях спортом.

Поэтому для подростков необходима одежда, удобная для занятий спортом, свои симпатии к спортивному стилю подростки выражают и в повседневной одежде. Они предпочитают такие виды изделий, как брюки, юбки, куртки, свитеры, комбинезоны. Психологические особенности подростков также сказываются на их одежде. Дети в этом возрасте осознают себя самостоятельной личностью и, стремясь не отстать от других, подражают всему модному. Они предпочитают яркую одежду модных форм. Швы должны быть прочными, отделочные строчки подчеркивают конструкцию одежды.

В юношеском возрасте форма тела и его пропорции почти не отличаются от фигуры взрослого человека. В силу акселерации нынешние юноши гораздо крупнее своих ровесников 60-х годов: по обхвату груди - на 8-12 см, росту - на 20- 25 см, По этой причине шкалы размеров и ростов для этих фигур включают варианты, одинаковые с взрослыми фигурами. Одежда для молодежи не используется до своего физического износа, часто меняется из-за изменения роста или стремления выглядеть модно, не так, как все. Методы обработки должны обеспечивать невысокую цену изделия в сочетании с повышенной прочностью соединения деталей. Цвета яркие, контрастные. Одежда должна быть многофункциональной. Не оформившуюся фигуру скрывает одежда: некоторая мешковатость, большие объемы, обилие деталей, застежек (кнопки, тесьма-молния, тесьма-велькро). Много карманов: различные виды накладных, карманы-портфели. Двусторонняя одежда, использование материалов-компаньонов и.т.д.

К 18 годам фигура, в основном, сформирована, однако психическое развитие в этом возрасте еще отстает от физического. Юноши и девушки к 20-21 годам приобретают самостоятельность в материальном отношении и постепенно в их поведении и предпочтениях проявляется стереотип взрослого человека. Одежда напоминает одежду взрослых, но может быть выполнена из менее дорогих материалов, с использованием менее дорогих методов обработки.

Окончательное формирование фигуры человека в зрелом возрасте происходит за счет мышц и подкожной жировой клетчатки. Одежда людей в зрелом возрасте должна отражать социальный статус человека. Используются высококачественные дорогие материалы, фурнитура, методы обработки, конструкция изделия, различные виды отделки. Методы обработки должны обеспечить высокое качество и отличную посадку изделия на фигуре.

До 35-40 лет фигура взрослых людей изменяется незначительно. Изменение фигуры мужчин и женщин происходит позже - после 50 лет , причем изменения касаются главным образом живота .

Количество подкожной жировой клетчатки в пожилом и старческом возрасте уменьшается, кожа становится менее эластичной, мышцы атрофируются, увеличивается изгиб позвоночника в грудном отделе, что может привести к образованию горба. Взгляды пожилых людей чаще всего (но не всегда) консервативны. Преобладают предпочтения в одежде моды прошлых лет. Цвета спокойные, темные. Предпочтение отдается удобной, долговечной, недорогой одежде, что учитывается при проектировании и на всех стадиях производства одежды. Изделие достигает физического износа. Методы обработки не должны приводить к удорожанию изделия. Швы должны быть прочные, надежные.

Приведенная выше возрастная периодизация отражает морфологические особенности людей обоего пола. Для проектирования и массового производства одежды существует условная группировка детей и взрослых по возрасту. Детей объединяют в пять возрастных групп:

· ясельная,

· дошкольная,

· младшая школьная,

· старшая школьная

· подростковая.

Взрослых условно делят на три возрастные группы:

· младшую (до 29 лет),

· среднюю (30-45 лет)

· старшую (старше 45 лет).

Такая периодизация определяет выбор форм, покроев, цветовой композиции одежды, а также методов технологической обработки отдельных деталей и узлов одежды. Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет почти 27% населения нашей страны. Это группа - подростково-молодежная, она неоднородна как по половозрастному и социальному составу, так и по особенностям потребления и требованиям к одежде. Особенностью этой группы является то, что она ведет наиболее активный образ жизни, быстрее реагирует на изменения моды, смелее воспринимает все новое и оригинальное в одежде.

Объем и структура гардероба молодежной одежды изменяются под влиянием ряда факторов - половозрастных различий, социального положения, уровня среднедушевых доходов, места жительства, характера труда, проведения досуга и др. Потребители этой группы устойчиво проявляют тенденцию не к расширению, а к обновлению гардероба. Основной причиной обновления гардероба является изменение моды, особенно в молодежной группе в возрасте 18-23 лет (главным образом студенты и служащие).

Главной причиной обновления гардероба одежды подростков (14-17 лет - учащиеся школ и ТУ) является физический рост. Сроки службы одежды подростков наименьшие по сравнению с одеждой других возрастных групп, поскольку подростки интенсивнее занимаются спортом и ведут очень активный образ жизни и относятся к вещам менее бережливо.

Молодежь при формировании гардероба стремится увеличить количество изделий универсальных, многофункциональных, хорошо комплектующихся с другими изделиями, например курток, юбок, брюк, блузок, пиджаков, свитеров.

Срок службы изделий для взрослых значительно дольше (до полного физического износа одежды). Повышенные требования к качеству одежды требуют более тщательного обоснования модели, конструкции и методов обработки

Тема: изготовление елочных игрушек из бросового материала. Цель: Изготовление игрушки с использованием бросового материала.


Задачи:

Образовательные: Обучать приемам работы сбросовым материалом;

Развивающие: способствовать формированию знаний о нормах и правилах поведения в природе, развивать творческие способности, художественный, эстетический вкус, образное мышление, мелкую моторику;

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание создавать полезные вещи своими руками.

Здоровьесберегающие: укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук

Предварительная работа: рассматривание разнообразные работы из бросового материала. Оборудование: пластмассовая бутылка, тесьма, ножницы, самоклеящая пленка, капсула от киндер-сюрприза.

Ход занятия

Вводная часть - Здравствуйте дорогие гости.

Дети встают в круг, взявшись за руки произносят:

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Какой сегодня день недели? (среда)

Какое у нас занятие по средам? (трудовое)

А вот что мы будем делать?

Основная часть

Стук в дверь. – Извините дети, кто то к нам стучит. Что это? Нам передали какой - то странный мешок, а с ним письмо.

Давайте прочитаем. «Здравствуйте дорогие ребята! К Вам обращаемся мы: дядя Федор, кот Матроскин, и пес Шарик. Недавно мы ходили в лес искать клад, а нашли вот этот мешок. Помогите нам пожалуйста, мы не знаем что с этим делать, куда это все девать. С уважением к вам герои мультфильма «Простоквашино».

Давайте посмотрим что там. (в мешке лежит бросовый материал: пластмассовые бутылки, коробки, салфетки, банки и т.д.)

Кто же в лесу это мог оставить? (отдыхающие люди)

А что вы делаете с мусором который у вас собирается?

А почему из леса надо убирать за собой мусор?(это засоряет природу, наносит ей вред, будет очень много свалок)

Правильно ребята, будет очень много свалок, наши города и деревни превратятся в мусорный контейнер. Знаете ли вы, что брошенная вами бумага, будет лежать более 2 – х лет, консервная банка – 30 лет, полиэтиленовый пакет более 200 лет, а стекло 1000 лет.

А что еще можно сделать с этим мусором? (поделки)

Правильно поделки, но не простые поделки, мы с Вами будем делать новогодние игрушки, ведь скоро новый год, а наша елочка должна быть самой красивой.
Теперь сейчас Вам надо отгадать загадку

Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие

И мячи, и безделушки

Это всё мои … (игрушки)

Какая тема нашего занятия?

Для чего нам надо уметь делать игрушки? (Играть, дарить)

Правильно. Молодцы! Сегодня мы с вами научимся изготавливать вот такую игрушку (Показываю игрушку, предлагаю поиграть с ней). Называется она «Веселая лягушка».

Конечно, игрушку можно купить, но лучше сделать своими руками. Ведь мы с вами умеем работать со многими материалами (с бумагой, тканью, природным материалом). А сегодня будем работать с бросовым материалом

Вы хотите такую игрушку сделать?

Тогда скажите, что вам понадобится для её изготовления? (дети перечисляют: пластмассовая бутылка, тесьма, шарик, самоклеящаяся пленка)

А какие инструменты во время работы нам пригодятся? (ножницы)

– Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:

1. Передавать кольцами вперёд

2. Не держать ножницы остриём вверх

3. Резать материал на виду.

Соберите пословицу и объясните её смысл

Труд кормит, а лень портит.

Сто раз отмерь, один раз отрежь.

Человека красит не лицо, а труд

Правильно. А сейчас рассмотрите технологическую карту (алгоритм) выполнения работы и расскажите что вы сделаете сначала, затем, потом и наконец.

1. Сначала возьмем пластмассовую бутылку, отрезаем верхнюю часть;

2. Затем берем цветные кусочки самоклеящейся пленки, накладываем заготовленные шаблоны цветочков, обводим с помощью карандаша и вырезаем;

3. Потом вырезанные цветочки приклеиваем к заготовке игрушки.

4. Откручиваем крышку у пластмассовой бутылки, прикладываем тесьму и закручиваем крышку.Второй конец тесьмы закрепляем в контейнере от киндер-сюрприза.

5. И наконец наша игрушка готова.

Предлагаю детям приступить к выполнению работы. Напоминаю, что работаем по алгоритму. Оказываю помощь тем, кто затрудняется.

В конце занятия прошу привести свои рабочие места в порядок.

Вот закончилось занятье,
Всё убрать нам нужно в срок
Мусор быстро соберите,
И порядок наведите.

Заключительная часть

–Возьмите свои «Веселая лягушка», посмотрите какие они красивые.

Вот и подошло наше занятие к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на занятии, как вы сделали эту игрушку?

–Что интересного вы узнали?

–Что было сложным в работе?

–Что понравилось, а что не понравилось?

–Что вы сделаете с этими игрушками? (подарим первоклассникам)

Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу.

Хочется закончить занятие такими словами:

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!

Месяц: Декабрь

Тема дня: «Здравствуй Зима»

Цель: рассказать детям о зимних приметах, о там, что зима - это очень весело. Зимой много праздников.
Образовательные области:

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Режимные моменты Режимные моменты Направление развитие
Утренний прием Консультация я родителей (беседа) «Осторожность на льду. Подсказки Снежной королевы» Цель: Напомнить родителям о мера предосторожности поведения детей на льду. Социально-коммуникативная. Физическая культура Познавательная культура Художественно-эстетическое
1.Утренняя гимнастика Цель:создание условия для укрепления здоровья детей Физическое развитие
2.Культурно –гигиенические навыки Цель:формирование навыков личной гигиены Физическое развитие
3.Завтрак Физическое развитие
ООД 1. Занятие по трудовой деятельности. Ручной труд Изготовление елочных игрушек из бросового материала. Цель: Изготовление игрушки с использованием бросового материала. Задачи: Образовательные: Обучать приемам работы сбросовым материалом; Развивающие: способствовать формированию знаний о нормах и правилах поведения в природе, развивать творческие способности, художественный, эстетический вкус, образное мышление, мелкую моторику; Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание создавать полезные вещи своими руками. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Дидактическая игра «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Социально-коммуникативное познание
3.Музыкальное занятие «Зимка» Музыкальная деятельность. ПО ПЛАНУ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Художественно-эстетическое познание
Прогулка 1.Наблюдение за погодой 2. «Уборка снега на участке». 3.Подвижная игра Цель: продолжать учить детей самостоятельно определять погоду. Цель: Обращать внимание детей на красоту природы. Приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Развивать умение пользоваться лопатой «Мороз - Красный нос» Цель:развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения. Познавательное развитие. Физическое развитие.
Обед Трудовая деятельность – самообслуживание Цель: продолжать учить пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Формировать навыки аккуратного приема пищи. Физическое развитие
Тихий час 1.Бодрящая гимнастика после сна «Солнышко просыпается». «Солнышко потягивается». ). «Солнышко красит лучики». . «Солнышко делает зарядку». «Солнышко поднимается». Физическое развитие
2.Закаливающие процедуры Цель:укрепление здоровья
  • Воздушные ванны
  • Умывание прохладной водой перед приемом пищи
Полдник Трудовая деятельность – самообслуживание, дежурство Цель: продолжать учить пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Формировать навыки аккуратного приема пищи. Физическое развитие
Беседа «Зимующих и перелетных птицах» Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам Индивидуальная работа. Рассказать Саше, Артему и Лизу о птицах которые улетают на Юг. Познавательное развитие
Настольно-печатная игра «Наша улица» Цель: 1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. 2. Закрепить представления детей о назначении светофора. 3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов. Познавательное развитие Социально-коммуникативное
Прогулка 1.Наблюдение за времени суток Подвижная игра Цель: продолжать формировать понятие времени. День Вечер « Совушка» Цель: Развивать у детей наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге. «Самолеты» Цель: Развитие двигательной активности детей. Индивидуальная работа.Объяснить Вите и Ксюше о времени суток. Днем солнышко встает, нас будит. Вечером солнышко провожает спать, и мы видим луну Познавательное познание Социально-коммуникативное
Консультация для родителей. «ПДД. Светофор подскажет путь!» Цель: ознакомить и уточнить знания родителей о правилах дорожного движения.

План - конспект трудовой деятельности


Возрастная группа:
2 младшая

Тема: «Поможем Маше собраться на прогулку»

Цель: помочь детям запомнить названия предметов зимней одежды, последовательность одевания;
Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей: о одежде; последовательности действий при одевании;
Развивающие: развивать внимание, речь; вспомнить стихотворение С. Капутикян «Маша варежку надела»; учить классифицировать и группировать предметы по цвету.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к одежде.

Здоровьесберегающие: укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук.
Предварительная работа: принимает участие в игровой ситуации «Одевание куклы», активно отвечает на вопросы воспитателя, принимают участие в игре «Разноцветная одежда».
Оборудование: куклы, кукольная зимняя одежда, детские варежки, шапки, шарфы и варежки для кукол трех цветов.

Ход занятия: Вводная часть

В гости к детям приходит кукла Маша.

Воспитатель. Посмотрите, кто пришел к нам в гости! Давайте знакомиться, ее зовут Маша.

Основная часть.

Воспитатель. Маша хочет позвать вас гулять. Вы согласны? Но мне кажется, что кукла Маша одета совсем не по сезону! (На кукле одето платье и туфли). Маша, а ты знаешь какое сейчас время года? (Обращается к кукле). А вы, ребята? Какое сейчас время года? Правильно, зима. А почему? Верно, на улице стало холодно и выпал снег.

5. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Весь этап созревания человека разделяют на несколько возрастных периодов.

Возрастной период охватывает отрезок времени, в течение которого процессы роста, развития и функциональные особенности организма одинаковы. Одновременно возрастной период - это отрезок времени, необходимый для завершения определенного этапа развития организма и достижения готовности его к соответствующей деятельности на этом этапе.

Такая закономерность легла в основу возрастной периодизации - объединения детей по возрасту при организации научно обоснованных процессов питания, воспитания и учебы, режима умственной и физической нагрузки.

Первая периодизация роста и развития человека была предложена российским педиатром Н.П. Гундобиным (1906).

В 1965 г. была принята биологическая схема возрастной периодизации, предложенная Институтом физиологии детей и подростков (г. Москва). Выделение 7 периодов созревания организма было основано на оценке особенностей индивидуального развития, включающих комплекс признаков, рассматриваемых как показатель биологического возраста - размеры тела и органов, масса тела, окостенение скелета, прорезывание зубов, степень полового созревания.

Современная физиология, рассматривая период созревания организма ребенка от момента оплодотворения яйцеклетки, подразделяет его на 2 этапа.

    Внутриутробный этап включает: 1) фазу эмбрионального развития (0-2 месяца); 2) фазу фетального развития (3-9 месяцев).

    Внеутробный этап включает:

1) период новорожденности, или неонатальный (0-1 месяц); 2) грудной (постнатальный) период (1 месяц - 1 год); 3) ранний детский период (1-3 года); 4) дошкольный период (3-6 лет); 5) школьный период, который, в свою очередь, делится на младший школьный (6-9 лет), средний школьный (10-14 лет) и старший школьный (15-17 лет) (Е.П.Сушко и др., 2000).

Возрастная периодизация - условное обозначение возраста, учитывающее меняющиеся в процессе развития свойства организма детей. Разработана для научного обоснования системы охраны здоровья и развития физических и психических возможностей детей, приемов воспитания и обучения. В этих процессах необходимо учитывать и особенности развития отдельно взятого индивидуума, обладающего определенными различиями генетического кода и сложной мозаикой условий человеческой жизни. Вот почему календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет (Г.Н.Сердюковская, 1989). Причинами отставания - ретардации (от лат. retardatio - замедление) индивидуального развития может быть недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.). Дети, опережающие биологический возраст, встречаются реже. Среди них больше девочек. Характерными для таких детей являются избыточная масса тела, хронические тонзиллиты, вегетососудистые дистонии.

В 1935 г. Е.Кох предложил термин акселерация (от лат. acseleratio - ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX в. по сравнению с темпами этих процессов в XIX в.

У современного поколения этап биологического созревания завершается действительно раньше. Ускорение развития идет с раннего возраста: масса тела новорожденных увеличилась на 100-300 г, длина тела - на 1,2-1,5 см (Ю.А.Ямпольская, 1980). Удвоение веса происходит уже на 4-5-м месяце, а не в полгода. На год раньше завершается смена молочных зубов (В.Н.Кордашенко, 1980). Наиболее ярко акселерационные сдвиги проявляются в подростковом возрасте.

Явление ускорения объясняется влиянием широкого комплекса факторов на биологию современного человека (ионизирующее и радиоактивное излучения; гетерозис, связанный с миграцией современного населения: урбанизация, химизация и т.д.) и не всегда положительно сказывается на организме детей. Современные специалисты считают, что темпы акселерации в последние годы заметно снизились.

Разделение детей на возрастные группы в ДДУ. Для более успешной работы с детьми считается целесообразным разделение на возрастные группы. При этом учитывается совокупность анатомо-физиологических особенностей детей, условий жизни, воспитания и обучения малышей. Каждой возрастной группе должны соответствовать оптимальные условия, обеспечивающие нормальное развитие организма ребенка и формирование его личности.

В дошкольных учреждениях группы комплектуются с учетом возраста детей (табл. 1.1).

На современном этапе в связи с продолжительным декретным отпуском женщин (от 2 месяцев до 3 лет), количество ясельных групп в обычных ДДУ значительно уменьшилось, но они есть в домах ребенка.

* Состав и площади помещений ДДУ. Пособие к строительным нормам РБ; 3.02.01-96 к СНиП 2.08.02.89. 1996. С. 7.

В существующей возрастной периодизации недостаточно внимания уделено периоду внутриутробного развития - жизни эмбриона и плода в иной среде, гдо происходит часть онто- и филогенеза. Однако от этого периода во многом зависит дальнейший рост, развитие и состояние здоровья будущего ребенка.

Таблица 1.1

Группы в детских дошкольных учреждениях, соответствующие возрастным периодам

Количество детей (чел.)

1. Ясельная младшая

10 (максимальное)

2. Ясельная старшая

3. Дошкольная:

3-6 лет (по мед. справке более 7 лет)

4. Разновозрастная

5. Ослабленного здоровья

6. Кратковременного пребывания

не более чем по соответствующему возрасту

Период внутриутробного развития организма длится с момента оплодотворения яйцеклетки до момента рождения человека и составляет 9 календарных месяцев, или, в среднем, 280 дней. В первые три месяца происходит формирование плода. Этот период назвали фазой, или стадией, эмбрионального развития. В данной фазе внутренняя среда материнского организма является окружающей средой плода.

В стадии эмбрионального развития (с 8-го дня до 10-й недели) осуществляется органогенез - формирование всех внутренних органов и систем будущего ребенка. Разные хронические инфекции и интоксикации, вредные профессиональные факторы могут отражаться на развитии эмбриона, кроме того, эмбриональные клетки весьма чувствительны к различным раздражителям. Воздействие вредных факторов вызывает эмбриопатии - болезни внутриутробного периода, приводящие к порокам развития у детей. Этот период считают критическим периодом развития.

С начала 3-го месяца начинается фаза плацентарного развития (с 12-й недели до рождения), в которой происходит дальнейшее развитие внутренних органов. Ранний плацентарный период - важный этап в развитии плода, так как правильное формирование плаценты, а значит и плацентарного кровообращения, обеспечивает дальнейший нормальный рост и развитие плода. Различные заболевания матери, токсикозы (в результате курения, приема алкоголя, наркотиков) приводят к нарушению плацентарного кровообращения.

Характерными особенностями этого периода являются: бурный рост плода, дальнейшая дифференцировка органов, формирование основных структурных и функциональных особенностей будущего ребенка. Различные неблагоприятные факторы (эндо- и экзогенные) в этом периоде вызывают задержку роста, дифференцировки органов и тканей и приводят к рождению недоношенного ребенка. Отрицательно сказываются и многие заболевания плода, которые часто связаны с ранними инфекциями (инфицирование происходит трансплацентарным путем), такими, как СПИД, краснуха, грипп, листериоз, токсикоплазмоз, йерсиниоз, бруцеллез, сифилис, а также разные токсикозы, в том числе медикаментозные.

Более поздняя (фетальная) стадия отличается накоплением в организме плода микроэлементов, некоторых витаминов, созреванием ферментных систем. Повреждение плода в этом периоде может вызвать внутриутробную гипотрофию, функциональную недостаточность систем и органов, преждевременные роды, врожденные инфекции.

Период новорожденности и продолжается с момента родов и до 28 дней жизни. Этот период делится на ранний (0-6 суток) и поздний (7-28 дней). Период новорожденности - самый ответственный и самый критический, сопровождается большим напряжением для ребенка. Тяжелая стрессовая реакция организма подтверждается глубокими морфологическими и функциональными изменениями эндокринной, нервной и других систем внутренних органов. Изменение условий жизни - существование вне организма матери - заставляет новорожденного приспосабливаться к новым факторам окружающей среды.

Главные изменения, происходящие в организме ребенка, - это адаптация к новым условиям жизни, возникновение легочного дыхания, перестройка аппарата кровообращения, желудочно-кишечного тракта, изменения обмена веществ.

При внутриутробном развитии газообмен происходит через плаценту, после родов легкие расправляются, и наступает легочное дыхание. «3апускаются» постоянный большой и малый круги кровообращения. Полностью изменяется тип пищеварения в связи с изменением средства питания ребенка, в первые 24-48 ч кишечник заселяется разными бактериями.

В этом периоде может развиваться состояние, свидетельствующее о нарушении адаптационных возможностей организма ребенка в условиях окружающей среды. Такое состояние наблюдается при нарушении гигиенических норм питания, режима по уходу и называется транзиторным (переходным). Все это отражается на функциях органов и систем новорожденного, вызывает нередко их нарушение.

Наблюдается транзиторная утрата первоначального веса тела на 3-4-й день жизни (на 5-6 % от веса при рождении) в результате голодания и утраты воды при начавшихся автономных процессах дыхания, мочевыделения и др. Профилактика этого нарушения - раннее прикладывание ребенка к груди. При резком изменении температуры окружающей среды такие дети легко перегреваются или охлаждаются в результате несовершенства процессов терморегуляции организма. Поэтому необходимо поддерживать адекватный температурный режим (используя кувезы для недоношенных и т.д.), который определяется степенью зрелости ребенка и температурой окружающей среды.

В первые дни жизни у новорожденных развивается повышенная концентрация билирубина, что в 60-70 % случаев сопровождается желтушной окраской кожи и слизистых оболочек; связано это с ускоренным гемолизом эритроцитов, содержащих гемоглобин F, и низкой активностью ферментов печени, связывающих билирубин с глюкуроновой кислотой.

У новорожденных развивается гормональный дисбаланс, или криз, обусловленный повышением в крови материнских гормонов - эстрогенов, поступающих через молоко матери. Возможны нагрубания молочных желез, кровянистые выделения у девочек из влагалища, сыпь, пигментация кожи около сосков и половых органов, на лице и др.

Значительные транзиторные сдвиги отмечаются в функции почек, сердечно-сосудистой системы, в обменных процессах.

В более поздний, неонатальный, период (конец 1-й - начало 2-й недели) при нормальных условиях питания, выполнения режима и ухода за новорожденными большинство нарушений почти полностью проходит. Но существуют границы адаптации, за которыми под воздействием отрицательных факторов развивается болезнь. Заболевания детей этого периода различны. Одни связаны с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, аномалии развития), другие - с родовой травмой (внутричерепное кровоизлияние, переломы костей, асфиксия), третьи - с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость). Вирусные и бактериальные инфекции часто приводят к рождению мертвых детей или детей, не способных к существованию вне организма матери.

Новорожденные весьма чувствительны к гноеродной инфекции, которая может вызвать сепсис, проникая чаще всего через пупочную ранку, поврежденную кожу и др.

Грудной возраст (постнатальный период) продолжается от 1-го месяца до 1-го года. Для этого периода характерны быстрые темпы увеличения роста, массы тела, интенсивный обмен веществ, развитие статики и моторики.

В целях обеспечения усиленного роста и развития детей 1-го года необходимо большее количество пищи на 1 кг массы тела, чем старшим детям. Но пищеварительный тракт в этом возрасте развит недостаточно и даже при незначительном нарушении питания, качества и количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические нарушения пищеварения и питания, авитаминозы.

Недостаточное развитие органов пищеварения и ограниченная их функция (грудное молоко является главной пищей до 5-6 месяцев жизни) могут быть причиной возникновения заболеваний жкт (желудочно-кишечного тракта).

Острые детские инфекции (корь, краснуха, скарлатина и др.) в грудном возрасте наблюдаются редко, а в случаях заражения заболевания протекают более тяжело; отличаются они превалированием общих признаков и малой выразительностью специфических местных симптомов. Кожа и ткани у грудных детей отличаются нежностью и легко повреждаются. Однако, благодаря наличию в тканях большого количества капилляров и молодых клеточных элементов, при повреждении заживление происходит быстрее, чем у взрослых.

Относительная редкость инфекционных заболеваний у детей этого возраста обусловлена иммунитетом, который они получили от матери через плаценту, а в продолжение года подкрепили антителами, содержащимися в материнском молоке.

Преддошкольный (ясельный) период продолжается от 1 до 3 лет. В этом периоде рост и развитие ребенка происходит уже в более замедленном темпе. Прибавка роста составляет 8-10 см, веса - 4-6 кг в год. Значительно изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы от 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет (рис. 1.1). Усложнение функции желудочно-кишечного тракта, наличие зубов (до конца года их должно быть 8) являются основой для начала искусственного вскармливания ребенка.

На 2-м году жизни осуществляется интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Совершенствование центральной нервной системы и познание окружающей среды содействуют развитию двигательных навыков, активному участию в играх. Дети самостоятельно сидят, ходят, бегают. Значительно увеличивается запас слов (200-300 слов); они хорошо выговаривают как отдельные слова, так и целые фразы.

новорожденный 2 года 6 лет 20 лет

Рис. 1.1. Изменение пропорций тела с возрастом

Более широкие контакты с окружающей средой, с детьми, взрослыми создают угрозу заражения инфекционными заболеваниями. В это время пассивный иммунитет, полученный от матери, ослабляется, а возможность возникновения инфекционных заболеваний (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, дизентерия, расстройства пищеварения, заболевания органов дыхания) возрастает.

Кожа и ткани остаются нежными, легко травмируются, что требует внимательного ухода и соответствующих гигиенических приемов.

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 7 лет. Этот период характеризуется еще большей замедленностью темпов роста ребенка. Ежегодная прибавка роста составляет в среднем 5-8 см, массы тела - около 2 кг. Значительно изменяются и пропорции тела - длина головы к 6-7 годам составляет 1/6 длины тела, а рост конечностей ускоряется (см. рис. 1.1). Происходит дальнейшее совершенствование центральной и периферической нервной системы, развитие мышечной ткани, что дает возможность детям выполнять разные физические упражнения, требующие точной координации движений. Это способствует развитию движений и умений - дети много и быстро бегают, ходят на цыпочках, играют на музыкальных инструментах, рисуют, вырезают поделки из бумаги и др.

Благодаря дальнейшему нервно-психическому развитию, укреплению отрицательной индукции в коре головного мозга возрастает функциональная способность нервных клеток, поэтому дети могут более продолжительное время заниматься какой-либо сконцентрированной деятельностью. Значительно пополняется запас слов, сигналы речи играют все большую роль в поведении ребенка. Развитию речи содействуют различные игры, занятия, разучивание стихов, песен, взаимоотношения между детьми и взрослыми. Овладение речью, произношение отдельных слов и фраз ребенок усваивает через перенимание, поэтому формирование правильной речи зависит от окружающих его людей. Для профилактики задержки речи взрослым необходимо внимательно относиться к ребенку, следить за своей и его речью.

У детей 3-5 лет недостаточно развита моторика речи, в результате чего для них характерны физиологические недостатки выговаривания некоторых звуков: нарушение произношения шипящих и свистящих звуков, а также «р», «л», «к» и др. При правильном обучении звуковой культуре речи эти недостатки быстро проходят. В случаях задержки развития моторики речи у детей в дошкольных учреждениях и школах постановка ее проводится специалистами-логопедами.

В дошкольном возрасте увеличивается удельный вес острых вирусных инфекций - гриппа, ОРЗ. Заболевания органов дыхания занимают первое место. Воспаление легких более часто наблюдается в 2-4 года жизни, а к 7-му году возникает чаще всего как осложнение вирусных заболеваний.

До конца дошкольного возраста увеличивается количество случаев заболевания хроническим тонзиллитом, склонность к ревматизму, почти в 2 раза увеличивается число нарушений зрения, аллергических заболеваний, невротических нарушений.

В конце дошкольного периода структура хронических заболеваний у детей распределяется следующим образом: на первом месте стоят заболевания органов пищеварения; на втором - заболевания органов дыхания (прежде всего носоглотки); на третьем - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, сколиоз и др.); на четвертом - болезни нервной системы и органов чувств (неврозы, миопия, энурез, отит и др.); на пятом - болезни кожи (диатез и др.). Следовательно, основное внимание воспитателей, преподавателей, врачей должно быть направлено на своевременное предупреждение у детей нарушений здоровья, выявление имеющихся отклонений и принятие соответствующих мер их лечения.

Школьный возраст начинается с 6-7 лет и продолжается до 17 лет. Нормально развитый 6-7-летний ребенок морфологически и функционально готов к школьному обучению.

Достаточную функциональную зрелость приобрела нервная система ребенка, анализаторы, эндокринная и другие системы. Заканчивается смена молочных зубов постоянными. Целенаправленные занятия в школе не только посильны, но и полезны для детей, они совершенствуют центральную нервную систему, в частности кору головного мозга, врожденные реакции и способности, создают условия для развития новых связей и реакций, содействуют более быстрому развитию.

Игротехника. Возрастная характеристика

Методика преподавания игр начинается, прежде всего, с техники безопасности, связанной с жизнью и здоровьем детей. В контексте игротеки – это соблюдение норм физических и психических процессов ребенка, в соответствии с его возрастной группой.

Следует различать три возрастные группы, характерные для системы временного детского коллектива в условиях летнего и круглогодичного отдыха:

1. Младшая возрастная группа (9-11лет). 9

2. Средняя возрастная группа (11-13 лет) 10

3. Старшая возрастная группа (13-16 лет) 12

Зная основные возрастные особенности, это поможет вам не только определить физическое и эмоциональное состояние участника, но и грамотно организовать и провести любую игру, не нанося вред здоровью ребенка, а лишь укрепляя его.

Младшая возрастная группа (9-11лет).

Физические особенности:

· сердечно- сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

· невелик запас прочности опорного аппарата, слабая мускулатура, особенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок, последствия падений и т.д.)

Основная характеристика:

· «гипер» подвижность и активность;

· неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном («гипер» невнимательность);

· несогласованность движений;

· полное принятие им суждений и оценок взрослых.

1. Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени, сопровождаться частыми перерывами и сменой характера движений.

2. Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками и с длительным неподвижным сидением.

3. Если по правилам игры ребенок должен выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.

4. Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию необходимой функции торможения в этом возрасте.

5. Все маленькие дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила». Водящий может быть выбран с помощью считалочки (честное ранжирование*) или им может быть назначен победитель предыдущей игры.

6. Детей надо учить играть, приучая действовать по сигналу, например, «замри-отомри» или «где наши ручки-ножки». Такое эффективное привлечение общего внимания поможет вам всегда в соблюдении требуемой дисциплины, проблематичной в этом возрасте, а также развитию быстрой реакции при построении отряда, установлении тишины и т.п.

7. Заканчивая игру, необходимо отмечать лучших, инициативных игроков.

8. Полезны простые сюжетно–ролевые игры с исполнением ролей животных («Мгновенный театр») и, конечно, разнообразные подвижные игры.

10. Больше проводить игр на развитие внимания.

И помните! Постоянно играя с «гипер» активными и невнимательными детьми этой группы, вожатые, прежде всего, учат их внимательно слушать и всегда находиться рядом с ними.

Средняя возрастная группа (11-13 лет)

Физические особенности:

· начинается процесс полового созревания, (девочки опережают мальчиков);

· учащается сердцебиение, ускоряется развитие скелета, рук, ног;

· появляется частая головная боль;

· одновременно с этим активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

Основная характеристика:

· бурное проявление эмоций;

· повышенное стремление к спорам, неуступчивость;

· склонность к конфликтам со сверстниками и взрослыми, но легкое вступление в контакт;

· стремление к активной практической деятельности (испытать себя);

· увлечение совместной коллективной деятельностью;

· охотное выполнение поручений, но уже с оценкой к той роли, которая им выпадает, в отличие от младшего возраста;

· успех вызывает эмоциональный подъем, неудача вызывает резкую потерю интереса к делу;

· девочки - спокойные и послушные, мальчики более энергичные и эмоциональные, уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания.

1. Необходимо выбирать игры, не содержащие большие эмоциональные нагрузки.

2. Больше проводить игр на свежем воздухе.

3. Правила игры и саму игру надо проводить и «судить» в темпе (образность необязательна).

4. Чаще проводить командные игры, связанные с созданием смешанных «мгновенных» групп.

5. Коллективно-творческую деятельность объявлять и придумывать как игру.

6. Создавать «ситуацию успеха» для отдельного ребенка, группы.

7. Больше проводить игр-энергизаторов и игр на внимание, направленных на эмоциональную мобилизацию группы.

И помните! При необходимом оценивании в игре (поведения, исполнения, результата, готовности) подростку уже в этом возрасте требуется обоснованность вашего комментария, и этот комментарий должен быть так или иначе направлен на «ситуацию успеха». Будьте осторожны даже, на ваш взгляд, с «безобидной критикой».


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.

Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.


При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.

Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.

Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.

Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.

Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.

Влияние возраста на человека

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.


В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.

Опрос

Бальзак, описывая внешность героини своего романа «Тридцатилетняя женщина», говорил о «пожелтевшей с возрастом коже лица». Это в тридцать-то лет! Если даже сделать скидку на некоторую доверчивость писателя, и в самом деле принимавшего за правду те цифры, которые считали возможным озвучить молодящиеся светские дамы, всё равно очевидно: в прежние времена люди намного раньше начинали ощущать себя старыми. Гиппократ насчитывал десять периодов жизни человека, которые связывал с перестройкой организма. Эти периоды он объединил в четыре фазы: детство (до 14 лет); зрелость (15-42 года); старость (43-63 года); долголетие (старше 63 лет). В Древнем Риме, видимо, жили дольше. Периоды жизни там выделялись в соответствии с изменением общественного положения индивида: отрочество (до 17 лет, получение тоги взрослого); молодость (до 46 лет, увольнение с военной службы и переход в старший разряд центуриев); преклонный возраст (до 60 лет, прекращение общественной деятельности); старость. Но даже в начале прошлого века жизнь считали практически законченной в сорок лет. В романе Горького «Мать» сорокалетнюю женщину называют старухой.

Не те нынче времена. Мир меняется очень быстро. Ещё в 2005 году большинство опрошенных считали временем наступления старости 50 лет. Буквально за последние семь лет произошли изменения в определении биологического возраста. Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию: от 25 до 44 лет - молодой возраст, 44 - 60 лет - средний возраст, 60 - 75 лет - пожилой возраст, 75 - 90 лет - старческий возраст, после 90 - долгожители. Может, это быстрые темпы старения населения планеты вынуждают искусственно повышать пределы работоспособности?

Нет. Ибо новые возрастные границы укладываются в мироощущение современного человека. Согласно проведённому в этом году социологическому исследованию, каждый четвёртый европеец уверен, что старость наступает в 64 года, почти каждый пятый – что в 74 года. Социологические опросы проводились в 31 стране, опрошено более 40 тысяч человек, результаты обобщил британский профессор Доминик Абрамс. Выяснилось, что на Западе 80-летние люди ощущают уход молодости в 52 года, а приход старости - в 69 лет. Женщины отодвигают начало своего увядания ещё дальше. Поменял возрастные рамки и кризис среднего возраста. Полсотни лет назад он наступал в 36 лет, сегодня - в 55.

Некоторые учёные убеждены, что по такому пути пошла эволюция человечества, на нынешнем этапе она заинтересована уже не просто в количественном увеличении населения, как было до сих пор, а в развитии интеллектуальных свойств, самосовершенствовании людей. Сегодня природа затормаживает биологическое старение, умирание организма происходит медленнее, потому что теперь прогресс человечества требует развитого мозга и опыта, присущего представителям старшей возрастной группы. Высшего интеллектуального развития люди достигают после 40 лет, затем приходит мудрость. К семидесяти годам полностью сформирована жизненная, профессиональная и интеллектуальная база, которая может быть использована для дальнейшего развития человечества в биосфере. Численность населения с 60 до 90 лет увеличивается в четыре - пять раз быстрее, чем общая численность населения.

Глас народа

Вписываются ли в мировую статистику дзержинцы? На сколько лет себя чувствуют? Вот ответы некоторых жителей нашего города.

Надежда Фёдоровна, 60 лет:

На 60 лет и чувствую. До 55-ти ощущала себя моложе своего возраста, а как здоровье ухудшилось, так всё сравнялось. А что сейчас люди стареют позже – и физически, и психологически, думаю, правда.

Павел Николаевич Черненко:

В свои шестьдесят жалею, что мне не двадцать пять. Душа, в отличие от тела, молодой может долго оставаться. Душа моя, наверное, двадцатипятилетняя и есть. Это потому, что я всегда видел перспективу, вёл активный образ жизни. Проработал 37 лет в проходке, из них шестнадцать после пенсии, и одновременно ферму держал. Жить надо завтрашним днём, как только одним сегодняшним днём жить начнёшь, так жизнь и остановится.

Надежда Емельяновна:

Мне 59, здоровье подводит, а стареть некогда - на мне муж больной, мама старенькая. Ей уже девяносто, но она лучше меня знает, что ощущение своего возраста не обязательно должно совпадать с паспортными данными: до 78 лет работала, сейчас старается быть в тонусе, делает посильную зарядку.

Мария Яковлевна, 69 лет:

Ну, лет на 65 себя ощущаю. Моложе почувствовать болезни не дают. Они навалились, как только уволилась с работы. А проработала 52 года закройщицей в КБО. Работу любила, в радость было и общение с людьми. Трудовая активность позволяет чувствовать себя моложе и продлевает жизнь.

Определите свои шансы

Этот тест, разработанный зарубежными учёными, поможет вам со статистической достоверностью определить, насколько велики ваши шансы прожить долго.

1. Кардиологические заболевания.

а) Кто из ваших родителей, бабок и дедов переносил преждевременный сердечный приступ или инфаркт (до 60 лет): никто - 10 очков; один или два - 5 очков; трое или более - 0 очков.

б) В последний раз у меня был уровень холестерина (если это неизвестно, вероятно, придётся ориентироваться на привычки в питании): превосходный (менее 200 мг) - 10 очков; средний (220 мг) - 5 очков; плохой (свыше 240 мг) – 0 очков.

в) В последний раз у меня было кровяное давление:

превосходное (120/70) - 10 очков; неплохое (130/90) - 5 очков; плохое (140/95) - 0 очков. (Для большей точности давление надо измерять трижды в течение суток)

2. Удовлетворённость работой.

Отправляясь утром на работу, я чувствую себя: готовым к новым подвигам - 10 очков; готовым работать, но без особого энтузиазма - 5 очков; не заинтересованным - в конце концов, это лишь работа - 0 очков.

3. Курение.

За последние пять лет я: не курил вовсе - 10 очков; курил время от времени - 5 очков; курил постоянно - 0 очков

4. Физическое состояние.

Для определения физического состояния существует множество показателей, таких как координация движений, эффективность функций дыхания, быстрота реакций, деятельность системы кровообращения и т. д. Для самооценки сравните свою нынешнюю физическую форму с той, что была у вас 10 лет назад.

Я чувствую себя: практически так же - 10 очков; кое-что ухудшилось - 5 очков; у меня возникла необходимость прибегнуть к лечению - 0 очков.

5. Удовлетворенность жизнью.

В общем и целом в последнее время моя жизнь складывается: очень удачно - 10 очков; неплохо - 5 очков; не лучше, чем у других - 0 очков.

6. Самооценка состояния здоровья.

В этом году состояние моего здоровья: превосходное - 10 очков; хорошее - 5 очков; среднее или плохое - 0 очков.

7. Уровень интеллекта.

По моему мнению, за прошедший год интеллект:не изменился - 10 очков; изменился незначительно - 5 очков; память и сообразительность стали хуже - 0 очков.

Подведём итоги:

Показатель «отлично» (90 очков) говорит о том, что вы проживете дольше, чем любой средний гражданин (примерно 78 лет для женщин и 72 года для мужчин).

Показатель выше среднего (от 65 до 90 очков) свидетельствует о том, что вы можете прожить на 3 года дольше средней статистической цифры или более, если вы прошли тест в пожилом возрасте.

Средний показатель (45-65 очков) говорит о средней продолжительности жизни.

Показатель ниже среднего (40 очков) говорит о том, что вам нужно обращать больше внимания на свое здоровье.

Для того чтобы получить более точную оценку состояния здоровья, вам нужно принять во внимание следующие факторы:

Возраст. Следует принимать во внимание ваш возраст во время прохождения теста. Если вам за 50 лет, то показатель 75-90 очков говорит об очень высокой вероятности того, что вы - долгожитель. Тот же показатель в 30 лет менее значим.

Ваш жизненный стиль и привычки. При прочих равных условиях регулярный образ жизни коррелирует с долгожительством. Речь идет о регулярном трёхразовом питании, о ежедневном восьмичасовом сне - в одно и то же время и т. д. Люди, состоящие в браке, как правило, живут дольше, чем одинокие. Потребление алкоголя должно быть минимальным, если не нулевым - алкоголизм сокращает срок жизни.

Вес. Лучше всего иметь идеальный вес, хотя лишние 4-6 килограммов тела не являются угрозой. Тучность сокращает жизнь, и опасным уровнем являются 15 процентов лишнего веса. Беспокоить должны также резкие колебания веса в течение нескольких лет.

Подготовила Ирина ЛАЗАРЕНКО.

Украшения для любой женщины является реальным оружием и источником радости, счастливым талисманом. Драгоценностей и украшений никогда не бывает слишком много. Именно поэтому вам стоит заглянуть на наш сайт milady-24.ru/zodiac/kamni-znaka-zodiaka-deva.html, на виртуальных витринах которого вас ожидает множество товаров, ассортимент которых постоянно увеличивается модной бижутерией и различными украшениями из натуральных камней.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Возрастная периодизация - это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти, и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления криминальной ответственности, пенсионный возраст и др.).

Проблема периодизации

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета - это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета - это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом.

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7-13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13-17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

  • Раннее детство
    • Младенчество (0-1 год)
    • Ранний возраст (1-3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11/12 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12-15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1 - 3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4 - 6-7 лет)
  • Школьный возраст (7-8 - 12 лет)
  • Юность (13 - 19 лет)
  • Молодость (19-35 лет) - начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Взрослость (35-60 лет) - период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) - период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация:

  • Новорождённые - от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок - от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство - от 1 до 2 лет
  • Первый период детства - от 3 до 7 лет
  • Второй период детства - от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст - от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст - от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период - от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период - от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди - от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст - от 76 до 90 лет
  • Долгожители - старше 90 лет

Биологический возраст

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста:

Возрастные периоды у детей

  • Период новорождённости (неонатальный период) - первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1-3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года - 6-7 лет
  • Младший школьный возраст: 6-7 - 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 - 17-18 лет
    • мальчики: 12 - 17-18 лет

Возрастные периоды взрослого человека

  • Юношеский период
    • юноши: 17 - 21 год
    • девушки: 16 - 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21 - 35 лет
    • женщины: 20 - 35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35 - 60 лет
    • женщины: 35 - 55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60 - 75 лет
  • Старческий возраст: 75 - 90 лет
  • Долгожители - 90 лет и более

См. также

  • Возраст
  • Психология развития
  • Якудоси - несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.

Примечания

Литература

  • Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни Филипп Арьес // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Психология развития человека. Сапогова Е. Е. // М.: Аспект пресс, 2001, 460 стр.
  • Психология развития. Молодость, зрелость, старость. О. В. Хухлаева // Академия, 2006, 208 стр.; ISBN 5-7695-2635-1;

Ссылки

  • Проблема возраста и возрастной периодизации