Композиция на тему три правили дружбы. Классный час в начальной школе на тему: Дружба. Видео: Самые сильные истории дружбы в мире

О.В. Валетова,

магистрант педагогического факультета

(научный руководитель - С.А. Сергейко, кандидат педагогических наук, доцент)

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ

В данной статье акцентировано внимание на правилах дружбы, с которыми знакомятся дошкольники при формировании дружеских взаимоотношений. Даны практические советы родителям для оптимизации дружеских взаимоотношений детей.

Человечество всегда высоко ценило дружбу. Трудно назвать человека, который бы не рассуждал о ней. Но говоря о дружбе, часто подразумевают разные явления. Во-первых, дружба – определенный социальный институт, выполняющий какие-то социальные функции, изучением которых занимаются такие науки как социология, история и антропология. Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения, изучением которых занимается социальная психология. В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности. В-четвертых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика. Великий украинский педагог В.А. Сухомлинский, исследуя тему дружбы, отмечал: «Дружба – это школа воспитания человеческих чувств, и она нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в самом себе добро» .

Настоящая дружба состоит из четырех частей: обмена, интимности, отношения к третьим лицам и координации. Они являются основой для негласных правил дружбы.

Обмен:

  • Делиться новостями о своих успехах;
  • Давать эмоциональную поддержку другу;
  • Добровольно помогать в случае нужды;
  • Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
  • Возвращать долги и оказанные услуги.

Интимность:

  • Доверять другу и быть уверенным в нем.

Отношение к третьим лицам:

  • Защищать друга от нападок в его отсутствие;
  • Быть терпимым к остальным его друзьям;
  • Не критиковать друга публично;
  • Сохранять доверенные тайны;
  • Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.

Координация:

  • Не быть назойливым, не поучать;
  • Уважать внутренний мир и автономию друга.

Самыми важными представляются следующие правила: выказывать эмоциональную поддержку; добровольно помогать в случае нужды; стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе; уверенность в другом и доверие к нему; защищать друга в его отсутствие.

При приятельских отношениях соблюдаются правила делиться новостями о своих успехах; быть терпимым к остальным его друзьям; не быть назойливым, не поучать также соблюдаются, однако при более близкой дружбе они могут быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость.

Правила – избегать публичной критики, хранить доверенную тайну, не ревновать к третьим лицам и уважать личный мир другого – неспецифичны для дружбы, они действуют во многих других личных отношениях и ситуациях. Они считаются важными и их нарушение может способствовать прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств» . Таким образом, чувство дружбы должны воспитывать в ребенке с самых ранних лет. Ученики Павлышской школы где, работал директором В.А. Сухомлинский, выработали такие «законы дружбы».

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека.

3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм – несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной беде и опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов.

7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Эти законы В.А. Сухомлинский считал большим нравственным достоянием.

В условиях общественного дошкольного воспитания ребенок с первых дней жизни находится в кругу сверстников. Дети охотно вместе играют, трудятся, занимаются, у них ярко выражено стремление к общению. Интенсивное дружеское общение – не только внутренняя потребность ребенка, но и школа его нравственного развития. Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских взаимоотношений. Взяв за основу опыт работы В.А. Сухомлинского, мы разработали правила дружбы для детей дошкольного возраста:

  • Договариваясь об игре и во время игры, будь добрым, вежливым и справедливым.
  • Предлагая какую-нибудь игру, постарайся доказать, что она интересна. Выслушивай предложения других детей, не перебивай их.
  • Всякая роль в игре хороша, интересна, если ты знаешь, что делать, как играть.
  • Не требуй всегда главных ролей, помни, что другие ребята тоже хотят быть ведущими.
  • Не мешай товарищу, если он занят игрой; хочешь играть вместе, попроси разрешения.
  • Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь.
  • Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре.
  • Если начал игру с товарищами, то не бросай ее без их согласия.
  • Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  • Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
  • Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Говоря о поступках детей, В.А. Сухомлинский отмечал, что ребенок «делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее» . Поэтому именно от взрослых, находящихся рядом с подрастающим поколением, зависит будущее детей. И поскольку работа детского сада не возможна без тесного взаимодействия с родителями, нами разработаны советы и для родителей, которые помогут последним в формировании детских дружеских взаимоотношений.

1. Научите детей знакомиться. Умение знакомиться – это одна из первых ступенек на пути детской дружбы.

2. Не оберегайте ребенка от контактов с другими детьми.

3. По возможности чаще ходите в гости, так как в домашней обстановке малыш получит более полное представление о личности своего друга;

4. Приглашайте в гости его друзей. Кроме обычных поводов можно придумать разные предлоги собирать ребят.

5. Учите малыша эмоциональному общению. Помогите преодолеть детский эгоизм и научите сопереживать и чувствовать других людей.

6. Научите ребенка говорить обо всем, что происходит у него внутри, правильно формировать свои желания, анализировать ситуации, уметь слушать.

7. Совершайте совместные поездки в цирк, зоопарк, развлекательные парки, походы в лес. Совместно пережитые сильные эмоции сближают детей.

8. Даже если ваши финансовые возможности позволяют нанять няню, не лишайте ребенка посещения детского дошкольного учреждения.

9. Имейте в домашнем арсенале игр такие, в которые ваш малыш сможет поиграть со своими друзьями: всевозможные лото, игры-ходилки с кубиками и др. Находите время хоть иногда поиграть вместе с ребятами.

10. Не вмешивайтесь в разрешение детских конфликтов слишком часто. Дайте возможность ребенку и самому попытаться найти правильный выход.

11. Покажите ребенку на собственном примере, что дружить – это здорово!

12. Не пресекайте желание ребенка взять в садик несколько лишних конфет, чтобы угостить своих друзей. Щедрость – это тоже одно из составляющих дружбы.

13. Научите ребенка быть деликатным и не назойливым - мера должна быть во всем, даже в дружеском общении.

14. Старайтесь не осуждайте друзей малыша, даже если они вам не очень нравятся. Уважайте выбор вашего ребенка, он имеет на это право.

15. Не навязывайте малышу свое понимание дружбы и свои взгляды на то, что есть хорошо, а что плохо. Сделайте так, чтобы малыш сам разобрался в этом, постиг своим собственным умом.

Дружба не просто обогащает жизненный опыт и самосознание ребенка, но и побуждает его заботиться о другом, искать совместности переживаний.От того, как будут складываться дружеские взаимоотношения, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность/неуспешность его социализации.

In this paper, attention is accented on the rules of friendship, which preschoolers learn about the formation of friendly relations. Practical advice for parents to optimize the friendly relations of children.

Список литературы

1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

2. Сухомлинский, В.А. Педагогический коллектив средней школы / В.А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1958.– 207 с.

Учитель информатики и ИКТ

ГБОУ СОШ №1207

Плинк Е.Н.

Классный час на тему:

«Золотые правила дружбы»

Учитель информатики: Плинк Е.Н.

ГБОУ СОШ №1207

Цели урока:

Разработка правил, выполнение которых научило бы всех ребят быть сплочёнными, доверять друг другу, бескорыстно помогать во всём;

- формирование нравственных ценностей: любви и уважения к ближнему, чувства личной ответственности за своих друзей.

Задачи урока:

Понять значение слова «дружба»;

Воспитать умение общаться и дружить;

Подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала;

Научить работать сообща, помогать друг другу.

Формировать уважительные и дружеские отношения между собой.

Виды деятельности: беседа, работа с презентационным материалом, видеоматериалом, творческая работа учащихся.

Основные термины и понятия: «Дружба», «Уважение», «Взаимопомощь» Техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, колонки. Оборудование: цветы- ромашки, буклеты – памятки.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся. 2. Знакомство с содержанием урока, с основными понятиями.

3. Выведение правил дружбы. (Обсуждение темы урока с учащимися: беседа, разработка свода правил о дружбе.)

Беседа с учащимися:

Учитель: Сегодня все большее распространение среди детей получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому очень много: мультфильмы о Симпсонах, компьютерные игры – стрелялки, показ жестоких видеороликов по телевизору и в Интернете, плохое отношение к людям в семье.

Цель нашего урока:

Разработать правила, выполнение которых научило бы всех ребят быть сплочёнными, доверять друг другу, бескорыстно помогать во всём.

Учитель: Ребята, вспомните, к чему всегда призывает Кот Леопольд?

Ученик: Кот Леопольд говорил: «Ребята, давайте жить дружно!»

Учитель: Верно! А что же такое дружба?

Ученик: Я думаю, что дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии и привязанности.

Ученик: Дружба – это когда друзья помогают друг другу бескорыстно в трудную минуту.

Учитель: Предлагаю Вам рассмотреть дружбу среди таких понятий как «доверие», «доброжелательность», «согласие», «уважение» и «бескорыстная помощь друг другу».

Все мы родом из детства. Запас впечатлений и знаний, нужных человеку для жизни даёт народное творчество: сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки.

Давайте вспомним сказку «Заяц и ворона», которая гласит: сам погибай, а товарища выручай !

А помните сказку: «Деревянные колёса», она помогает понять, что всякий человек в деле познается .

Котёнок по имени «Гав» гласит: «Как положено друзьям, всё мы делим пополам: и слезинку, и дождинку, и сосиску…»

Мир сказок очень богат. Сказки других народов тоже учат дружить, сотрудничать, уважать друг друга, помогать в трудную минуту.

Какие Вы знаете сказки и мультфильмы, в которых есть дружба?

Ученик: Примером неподражаемой дружбы являются герои сказки «Бременские музыканты» и сказка «Маугли».

Ученик: Добру учит сказка «Винни-Пух и его друзья».

Ученик: Дружбе учит «Цветик - семицветик», когда девочка Женя использовала последний лепесток, для того чтобы вылечился мальчик Витя.

Вспоминая все сказки о дружбе и взаимоуважении и взаимовыручке, давайте выведем «Золотые правила дружбы».

А помогут нам в этом ромашки, где на каждом лепестке заключена народная мудрость. Посмотрите, здесь есть пословицы, в которых заключаются понятия «Дружбы», «Взаимопомощи» и «Уважения».

Говорят учащиеся, учитель записывает правила на экране:

Золотые правила дружбы:

    Проявляй уважения к людям.

    Старайся понять другого человека.

    Помогай в трудную минуту.

    Будь доброжелательным.

Учитель:

Ребята, все эти правила очень важны для каждого из нас:

    Помогай товарищу! Если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

    Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, учебники, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

    Будь доброжелателен! Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.

    Не ссорься с друзьями! Старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

    Умей принимать помощь, советы и замечания от других ребят.

(Учитель раздаёт буклеты - памятки для учащихся)

Памятка – буклет: Чтобы всегда было много друзей

    Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.

    Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

    Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

    Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

    Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

    Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

Учитель: Ребята, прочитайте внимательно эти «Золотые правила дружбы» всем своим родным и друзьям! Старайтесь на своем примере показать другим детям, как нужно дружить и соблюдать правила дружбы !

Мы все родом из детства, а дети на большой планете должны всегда дружить,

должны смеяться дети и дружбой дорожить!

Я призываю к тому, чтобы не было жестокости на нашей планете, не было злых мультиков на экранах телевизоров, таких как «Симпсоны» и «Том и Джерри», в которых проявляется жестокость, а также компьютерных игр - стрелялок, от которых все становятся озлобленными, равнодушными к окружающим людям.

А в завершении я хочу Вам показать видеоролик о дружбе:

(Демонстрация ролика на экране):

:// youtu. be/ pDWfUcPzz2 w

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

Учащиеся записывают на карточках своё мнение об уроке.

Правила дружбы должны соблюдать и дети и взрослые, если они хотят иметь настоящих и верных приятелей.

Когда человек добрый — он красивый, когда он добрый и красивый — его любят, когда его любят — он счастлив. Если человек добрый, то и рядом с ним всегда много добрых, красивых и любящих людей или друзей. Это известная всем закономерность, и жизненный опыт многих из нас показывает, что такое утверждение является точным на сто процентов.

  • Учите своих детей дружить и быть добрыми. Так им будет легче жить.
  • Читайте в этой статье, какие правила дружбы должны знать дети.
  • Расскажите ребенку об этих правилах.
  • Пусть он знает, что только доброта и взаимопомощь — это главные составляющие хороших отношений между людьми.

Правила дружбы для дошкольников, первоклассников и школьников начальной школы: радуга дружбы – 7 основных правил

На Руси радуга всегда считалась символом дружбы между Небом и Землей. Современные психологи вывели главные правила, и чтобы дети хорошо их запомнили, связали каждое из них с радужными цветами.

Правила дружбы для дошкольников, первоклассников и школьников начальной школы проще запомнить, если нарисовать радугу дружбы и повесить этот плакат на стену. Вот так выглядят 7 основных радужных правил дружбы:

  • Умей прощать. Если приятель поступил плохо по отношению к тебе, не держи обиду на него и прости. Объясни ему в чем его ошибка.
  • Будь приветлив. Если у тебя есть уникальные игры, поделись ими с товарищами, у которых их нет. Не бери себе лучшие игры, отдай это лучше другу.
  • Помогай другим . Если умеешь что-то делать, помоги другу, научи его этому. Если друг в беде, срочно поспеши ему на помощь.
  • Будь веселым . Не будь мрачным и плаксивым и тогда все вокруг тоже будут веселыми и приветливыми.
  • Люби не только себя . Относись к другу уважительно. Умей принять помощь, если она тебе действительно нужна.
  • Цени дружбу . Не ссорься с товарищами, не веди споры, не «задирай нос», не завидуй. Если сделал что-то плохое по отношению к приятелю, признай это и извинись перед товарищем.
  • Чаще улыбайся . Улыбка делает светлым все вокруг: людей, природу, нашу жизнь.

Чтобы было много друзей:

  • не груби
  • не обзывайся
  • не забывай здороваться
  • если друг попросит какую-то вещь, не отказывай ему и не жадничай
  • если ты взял что-то у друга, обращайся с этой вещью аккуратно

Важно: Родители! Расскажите об этих правилах своим детям. Покажите на своем примере, как нужно дружить и соблюдать правила дружбы. Благодаря этому у нас получится вырастить новое поколение людей — доброе и приветливое.

Кроме этого существует 5 законов , которых должен придерживаться каждый человек. Благодаря этому отношения между маленькими детьми и взрослыми людьми всегда будут доброжелательными, а люди станут приветливыми и человеколюбивыми.



Несколько правил, чтобы в коллективе людям было легче жить:



Какие правила дружбы бывают: 25 правил дружбы и товарищества



Нас часто посещают мысли о том, а все ли мы правильно делаем в отношении друга или подруги. Любой человек может ошибаться, но важно видеть свою ошибку и своевременно ее исправить. Увидеть свои неправильные поступки помогут правила дружбы. Их нужно придерживаться, и тогда друг будет всегда рядом, делая жизнь простой, счастливой и радостной. Основные 25 правил дружбы и товарищества:

В молодом возрасте больше друзей, чем в более старшем, так как друзья проверяются временем. Только самые верные, доброжелательные и искренние люди всегда рядом с нами на долгие годы.

Композиция на тему – «Три правила дружбы»: описание, фото

Более хорошо понять правила дружбы получится, если посмотреть на них наглядно. Помогут это сделать композиции. Три основных правила дружбы — композиции на фото с описанием:

Доверие — это одно из основных правил друзей . Если не можешь доверить человеку свои тайны, то и дружбой ваши отношения нельзя назвать. Олененок в объятия волка — эта композиция показывает чувство доверия лучше всего.



Композиция на тему «Доверие между друзьями»

Помогай другу. Настоящий друг — это тот человек, который всегда будет рядом и придет на помощь. Это хорошо показывает картина «Два друга с собакой». Один мальчик собирает яблоки с дерева, а другой подставляет корзину. Даже собака готова помощь, а эти животные считаются самыми лучшими друзьями человека.



Композиция на тему «Помощь другу»

Композиция на тему «Умей слушать». Настоящий друг всегда будет слушать своего приятеля, ведь это для него важно.



Композиция на тему «Умей слушать друга»

Надежный фундамент дружбы — взаимопомощь. Это чувство зародилось еще у древних людей, когда она им нужна была, чтобы выжить и преодолеть голод, холод и болезни.

Видео: Самые сильные истории дружбы в мире!

Бывает что мы думаем о своих отношениях с подругой или другом и нас мучают мысли о том, что мы делаешь что-то неправильно. Однако, не стоит забывать, что все мы люди и все мы ошибаемся, просто нужно видеть свои ошибки и исправлять их, пока не стало слишком поздно.

Каковы эти правила дружбы, которые нужно иметь в виду, чтобы ваш самый верный друг был всегда рядом и скрашивал вашу жизнь, делая ее легкой, радостной и счастливой? Давайте выясним.

Основные правила дружбы

1. Улыбайтесь чаще

Не ленитесь менять хмурое лицо на улыбку для своего друга. Мало кто любит смотреть на недовольное и унылое лицо.

2. Слушайте

Внимательно слушайте то, что друг говорит вам. Пусть он знает, что вы его слушаете. Задавайте вопросы, спрашивайте о деталях. Резюмируя свою историю вы также можете использовать зрительный контакт и язык тела.

3. Посетите вашего друга, когда он болеет

Друг в беде познается. Мы все знаем эту поговорку, но мы всегда делаем то же самое. Друг не только человека, с которым можно пивка попить и поговорить. Иногда он нуждаются в вашей поддержке.

Если ваш друг нуждается в поддержке, дайте ему пару полезных советов. Но, не вмешиваться в его жизнь. Позвольте ему принимать решения самостоятельно.

5. Храните секреты

Иногда друг должен делиться своим секретом с кем-то. Если такой человек вы, никогда не раскрывайте доверенную вам тайну. Научиться хранить тайны своих друзей.

6. Не встречайтесь с бывшими партнерами своих друзей

Не соблазнить парня, подругу, даже если они уже бывшие ваших друзей. Это явно не будет способствовать вашей дружбе.

7. Скажите им, когда они ошибаются

Лучше услышать такое от своего друга, чем от чужого человека. Расскажите другу, что он не прав и объясните почему.

8.Радуйтесь победам ваших друзей

Это отличный способ укрепить вашу дружбу и показать насколько дорого вам друг.

9. Доверяйте друг другу

Не бывает по настоящему крепких отношений без доверия и дружбы не исключение.

10. Помогайте вашему другу, когда ему это нужно

Если вы можете сделать что-то хорошо, помогите своему другу; если он в беде, помогите ему выбраться из этой ситуации.

11. Делать комплименты и хвалите

Все люди нуждаются в признании. Это не трудно, чтобы подбодрить своего друга и похвалить его за успехи.

12. Не ревнуй

Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя.

13. Не держите обид

Каждый человек имеет свои взлеты и падения, и вы должны это понимать. Постарайтесь простить вашего друга и не держать обид.

14. Друзьям не надо говорить каждый день

Вы можете встречаться раз в месяц или раз в год, но эти встречи будут стоить больше, чем общение с кем-то в чатах или с коллегами на работе.

15. Всегда держите свои обещания

Это укрепит доверие к вам и сделает вашу дружбу еще крепче.

16. Не меняйте ваше поведение по отношению к вашему другу в присутствии других

Иногда две подруги могут искренне говорить друг с другом, проводить время вместе, но в присутствии других людей одна из них может полностью изменить свое поведение, чтобы произвести впечатление на другого человека. Никогда не делай этого. Это может полностью разрушить вашу дружбу.

17. Быть искренним

Никогда не притворяйтесь кем-то еще и не отказывайтесь от своего мнения. Оставайтесь самим собой.

18. Не отказывайте, если ваш друг просит чего-то

Как я уже говорил, дружба-это не только радость. Иногда нужно и помогать.

19. Делать что-то вместе

Делать то, что нравится вам обоим. Посмотреть кино, сходить на концерт, выпейте пару бокалов пива и т. д.

Выступление на родительском собрании

Тема: « Как научить детей дружить.

Детская дружба, коллективизм.

Правила дружбы.»

Педагог-психолог

МОУ «Школа №2»

города Алушты

Керимова А.И.

Важнейшей задачей школы и семьи является не только обучение, но и воспитание детей. Особого внимания заслуживают вопросы воспитания коллективизма, дружбы, взаимопомощи, гуманных чувств.

Родителям и педагогам необходимо серьезно и внимательно относиться к детской дружбе.

Необходимо помимо учебных навыков и умений научить детей дружить! Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения.

Дружба – это близкие и доверительные отношения, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания. Впервые интерес к контакту с другими детьми возникает у 2–3-летнего ребенка, который скорее поделится совочком и ведерком со знакомым мальчиком или девочкой, чем с неизвестным ему, даст машинку и куклу сверстнику, а не взрослому.

Слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3–5-м году жизни .

В начальной школе практически все мальчики выстраивают деловито-предметные взаимоотношения друг с другом, а девочки особое значение придают межличностным доверительным контактам.

Несмотря на то, что 90 % детей имеют друзей и узы дружбы очень сильны, они, как правило, не долговечны. Наша задача научить детей выстраивать дружеские взаимоотношения.

Современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате как мальчики, так и девочки не знают простых способов общения, знакомства, не могут проявить сопереживание, высказать поддержку своему приятелю, поддержать разговор, мирно решить конфликт.

Родителям необходимо беречь чувство дружбы, возникшее у ребенка, поддерживать и развивать это чувство: ведь с друзьями легче и радостнее жить.

Постарайтесь лучше узнать друзей своего ребенка, проявите заботу об их разумном досуге, играх, помогите им организовать полезные дела. Детям бывает особенно приятно, когда дружат их семьи.

Родителям нужно знать, умеет ли ребенок быть хорошим товарищем, разобраться, что ребенок вкладывает в понятие «дружба», ценит ли он дружбу, часто ли ссорится с другом, друзьями.

Необходимо внушать детям, что в совместных играх не следует ссориться по пустякам, зазнаваться.

В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее. Чуткость, внимание к людям проявляются не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить умению обращаться друг к другу, прислушиваться к тому, что говорит друг.

В случае конфликта надо посмотреть, как они сами найдут выход из создавшегося положения. При необходимости помогите детям решить спор по справедливости, найти компромисс. (Многие дети считают, что это решение, которое устраивает всех. Однако часто компромиссом становится решение, которое никому не нравится, но его принимают за неимением лучшего!)

Уделите время, попытайтесь поговорить, по душам.

Родителям необходимо уважительно относиться не только к своим детям, но и к их друзьям.

Поможет ребенку налаживать отношения с другими детьми и систематические приемы дома друзей, разговоры с сыном или дочерью на различные темы. Например, беседы о друзьях детства мамы и папы: о том, как познакомились, как дружили, во что играли, какие проделки совершали и даже как ссорились и мирились. Благодаря таким рассказам, можно без нравоучений показать ребенку, что дружить – это здорово. Полезным будет заинтересованное отношение родителей к их друзьям и подружкам. Для этого необходимо чаще заводить разговоры о друзьях, выражать позитивное отношение к ним.

Большое значение имеет семья и школа в формировании коллективизма у детей. Семья как коллектив объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем. Когда мать и отец делят между собой трудности и хлопоты, радости и невзгоды, всегда готовы прийти на помощь людям, ребенок не вырастает эгоистом.

Воспитанию коллективизма способствует и привлечение ребенка к общим, доступным для него делам семьи и школы: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых хозяйственных вопросов, в организации прогулок и развлечений, внеклассных мероприятий. Дети убеждаются, что коллективная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща, вместе отдыхать и работать.

Сила семейного и школьного коллектива в – общих переживаниях.

Гуманные чувства, доброта, доброжелательность, дружелюбие – эти нравственные качества являются неотъемлемыми чертами нравственно воспитанных наших детей.

Будьте сами хорошим образцом для подражания.

Очень хорошо, если вы выработаете свои п р а в и л а д р у ж б ы. Примерно такими они могут быть:

1. Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

2. Делись с другом: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе, например, не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

4. Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

5. Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Выработайте с детьми правила вежливости. Они у вас могут быть примерно такими:

П р а в и л а в е ж л и в о с т и

1. Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

2. Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

3. Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

4. Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

5. Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

6. Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

7. Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить беспокойство.