Личностная зрелость. Психологическая зрелость личности Критерии определения уровня зрелости личности

26.10.2023 Отношения

В психологической практике есть проблема, с которой приходится постоянно сталкиваться. Особенно очевидной она становится, когда случается общаться с группой людей разного возраста и разного уровня зрелости.

Со стороны это выглядит так, будто психолог, отвечая на вопросы разным людям, путается в показаниях и противоречит сам себе. На одни и те же вопросы порой даются полностью взаимоисключающие ответы, и это сильно сбивает с толку слушателей/читателей. Тот же эффект есть и в индивидуальной работе, но там все-таки проще преодолеть кажущиеся противоречия и показать взаимосвязь различных уровней понимания.

Если у вас сохранились хотя бы смутные воспоминания об уроках геометрии, то проще всего проиллюстрировать эту тему, используя пример пространств с различным числом измерений.

Помните эти мелкие «парадоксы» при переходе из двухмерного в трехмерное пространство? Параллельные прямые, которые на плоскости никогда не пересекаются, в объемном пространстве вполне могут оказаться перпендикулярными друг другу, а в более многомерном пространстве могут хоть в узел завязаться, оставаясь все такими же прямыми и параллельными в одной из своих проекций на плоскость.

Отсюда и возникает кажущееся противоречие: на простом (плоском) уровне восприятия ответ всегда прост и очевиден, но как только мы начинаем углубляться в понимание природы вещей, ответы становятся все более парадоксальными. Но, как и в геометрии, никакого противоречия на самом деле нет, вопрос только в том, понимают ли собеседники, о каком числе измерений в данный момент идет речь.

Теперь о том же самом подробнее и в психологическом контексте.

Есть такое мнение, хорошо согласующееся с практикой, что разные люди рождаются с разными начальными уровнями зрелости. В индийской традиции это отражено в кастовом строе, который предполагает, что каждый человек принадлежит к тому социальному слою, в котором он родился. На западе и во многих других культурах аналогичным образом происходит деление на аристократию и простых смертных.

Очевидно, что дело тут не в генетике и даже не в воспитании. В семье необразованных бедняков вполне может родиться царь по духу, а сколько в человеческой истории было дегенератов королевских кровей и напоминать не нужно. Возможно, и есть какая-то корреляция между происхождением и начальным уровнем зрелости сознания, но зависимость это точно не прямая. То есть, все, о чем мы можем говорить, это сам факт некоего врожденного различия.

Также можно предположить, что в течение жизни происходит какое-то продвижение по шкале зрелости. Но темп этого развития достаточно низок, поскольку основной движущей силой здесь являются острые столкновения с жизнью, заставляющие человека переосмыслять самые глубокие свои установки и воззрения. Но никто не стремится к подобным столкновениям по доброй воле. Более того, для нас совершенно естественно избегать подобных столкновений, а уклад нашей современной жизни с ее комфортом и безопасностью, позволяет решать эту задачу без особых затруднений. В результате поводов для развития остается не так уж и много, и во многих случаях - если не в большинстве - люди так и остаются на своей начальной ступеньке зрелости.

Зрелость личности

Одномерное (зачаточное) сознание. Самая простая и инфантильная форма сознания. Человеку этого типа свойственны однозначные и потому крайне примитивные суждения о жизни. Восприятие грубое, эмоциональные реакции полярные (черно-белые), эстетическое чувство отсутствует.

В определенном смысле эти люди счастливы, поскольку у них не так много поводов и возможностей создать какой-либо внутренний конфликт. В их жизни все просто и понятно - надо работать, надо развлекаться, надо рожать детей, надо умирать. Не в чем сомневаться, не о чем спорить - они полностью убеждены в собственной жизненной позиции и не собираются ее менять.

Находясь на этом уровне зрелости, человек довольствуется самыми простыми радостями жизни и не ждет каких-либо великих свершений. Это классический тип простого и по-земному мудрого деревенского жителя, у которого полно забот по хозяйству, и никаких личностных амбиций. Он просто живет день за днем, точно так же, как жили его родители и деды. Ничего другого ему и не нужно. Но это не та простота и естественность, к которой приходит адепт дзэна на самом пике прозрения. Простота одноклеточного сознания все-таки ближе к примитивности, к неспособности вместить что-либо большее, воплощение невежества.

У этих людей никогда не возникают вопросы о природе бытия. У них вообще очень мало вопросов, потому что ответы для них всегда очевидны. По этой же причине у них нет ни единого повода обращаться за помощью к психологам или даже к духовникам - жизнь сама расставляет все по местам. А там, где нет вопросов, не нужны и никакие ответы, поэтому проблема объяснения и понимания на этом уровне полностью отсутствует.

В геометрической метафоре одномерное пространство подразумевает, что ни о каких параллельных прямых тут речи быть не может. Прямая здесь только одна, поэтому нет никаких вопросов, сомнений и проблем. Скорее всего, это самый затяжной этап, поскольку без конфликта нет развития.

Двухмерное (невротическое) сознание. Уровень сознания обычного среднестатистического гражданина. Эти люди целиком и полностью живут в мире догм и стереотипов. Конформисты - мнение большинства для них закон. Вкусы и эстетические предпочтения усредненно обычные, соответствующие конъюнктуре.

Параллельные прямые добра и зла на этом уровне никогда не пересекаются. Отсюда и огромное количество внутренних противоречий и конфликтов - душевный хаос никак не вписывается в прокрустово ложе примитивных и однобоких воззрений.

Условно говоря, это душевное состояние человека дофрейдовской эпохи, когда у среднего обывателя не было ни малейшего представления о наличии у себя неосознаваемых психических процессов. И главное их страдание вызвано несоответствием «плоских» сознательных представлений «объемным» процессам и мотивам, присущим бессознательному.

Классический пример из психоаналитической традиции - это случай молодой женщины, у которой начался психоз из-за конфликта между сознательной позицией и чувствами, возникшими на более глубоком уровне. Требование любить и заботиться о своем отце столкнулось с чувством облегчения, которое возникло в момент его смерти после продолжительной и утомительной для всех болезни. Противоречие между тем, что она должна была чувствовать, и тем, что она почувствовала в действительности, привело ее в психушку.

Соответственно, работа по развитию сознания на этом уровне происходит в направлении открытия для человека нового измерения - сферы его бессознательных чувств и мотивов. Это и есть постепенный переход от плоского восприятия жизни и внутреннего пространства к объемному.

Можете представить себе тот квантовый скачок в сознании, когда привычный уютный двухмерный мирок оказывается лишь пунктирной проекцией темного и пугающего трехмерного пространства. Весь мир в этот момент переворачивается вверх дном. То, что еще вчера было простым, понятным и однозначным, больше таковым не является. За каждым поверхностным мотивом, всегда находится что-то более глубокое и часто весьма неприглядное. Знакомые ориентиры утрачиваются, а новые еще не сформированы. Хаос, шок и трепет.

Трехмерное (выздоравливающее) сознание. Параллельные прямые привычных ценностей на этом уровне часто оказываются перпендикулярными друг другу. Такое положение дел требует куда большей гибкости ума и оперативной памяти, способной вместить в себя объемное восприятие внутренней реальности.

На этом этапе развития человек хоть и с неохотой, но все-таки признает, что центр тяжести психического аппарата находится не там, где всегда предполагалось. Бессознательные ранее чувства и реакции теперь становятся все более очевидными, но примирения с ними не наступает. Эгоистичное сознание все еще изо всех сил тянет одеяло на себя и пытается остаться у власти.

С одной стороны, человек теперь признает, что его мотивы далеко не так чисты, как это декларируется на уровне личностного сознания, с другой - сохраняется пока старая тенденция борьбы с собой. Основной внутренний конфликт остается незатронутым, и со стороны Эго долгое время не прекращаются еще попытки подчинить себе бессознательное с его звериными инстинктами.

Однако уже на этом этапе потихоньку начинается процесс индивидуации - высвобождение и отделение от толпы. Человек все глубже понимает свою природу, и это наконец-то дает ему возможность и основания прислушаться к своему собственному мнению и начать формировать свой собственный вкус в жизни.

Его взгляды долгое время еще остаются в рамках общепринятых стандартов, но все чаще у него возникает ощущение, что эти стандарты для него тесноваты. А обострившийся ум и более тонкое восприятие теперь постоянно наталкиваются на смутную пока догадку, что помимо трех уже известных измерений, вероятно, есть еще и четвертое - Бог, Самость, Судьба, Природа… что-то такое, что до сих пор оставалось за сценой, но фактически режиссировало все происходящее вокруг.

Многомерное (здоровое) сознание. Этап состоявшегося примирения с собой и последующего самоотречения. Личное Я на этом уровне продолжает свое обычное функционирование, с той лишь разницей, что оно больше не озабочено собственной драмой. Некоторые внутренние конфликты все еще остаются, но в них больше нет прежнего ожесточения. Упираясь в границы познания, ум перегорает и вывешивает белый флаг - теперь уже больше не важно, параллельны прямые или нет.

Взгляды на жизнь становятся все более неопределенными, вера в непогрешимость вселенской механики постепенно превращается в глубокую убежденность, а значит остается все меньше поводов для беспокойства и душевного смятения. Все идет своим чередом и именно так, как и должно идти, даже если сохранившиеся в памяти стереотипы кричат, что это дорога в ад.

Человек приходит к пугающему, но вместе с тем и освобождающему выводу, что, по большому счету, нет никакой возможности точно разобраться в собственных мотивах - они просто есть. И точно так же невозможно разобраться в том, как устроена жизнь, - она тоже просто есть. Единственный незыблемый факт - это факт самого бытия. Все остальное - только домыслы и концепции.

Мир все еще воспринимается дуалистично, но границы правильного и неправильного, доброго и злого все больше размываются. Очевидным становится, что единственный объективный ориентир в оценке окружающей действительности - это свое собственное субъективное ощущение. Объективное и субъективное меняются местами - теперь уже нет ничего более объективного, чем субъективное.

Результатом череды этих трансформаций становится одиночество без капли сожаления и свобода без капли страха. Процесс индивидуации можно считать завершенным - человек окончательно утверждается в том, чтобы быть собой, со всеми своими странностями и получать от этого максимум удовольствия.

Остается, однако, последняя ложка дегтя: смутное ощущение, что быть собой на личностном уровне - это еще не значит быть собой в абсолютном смысле. Примирение со своими демонами и осознание полной своей подчиненности божественной воле, поднимает последний вопрос - кто есть Я, кто есть Бог, где граница между первым и вторым, и не получится ли в итоге так, что никакой границы нет, а первое тождественно второму?

Безмерное (пробужденное) сознание. Эту песню мы петь не будем, потому что слова ее нам не известны… но пару слов все-таки скажем.

Если бы рыба спросила, как быть рыбой, мы бы без тени сомнения поняли всю анекдотичность этого вопроса. Но когда человек спрашивает, как быть человеком, мы погружаемся в философские раздумья и ощущаем интеллектуальную неполноценность в своей неспособности дать исчерпывающий академический ответ.

Следуя нашей пространственной метафоре, можно попробовать представить себе восприятие мира с бесконечным числом измерений. Задача кажется неразрешимо сложной, но это и есть та самая интеллектуальная западня с вопросом о том, как быть человеком. Есть ли у человека хоть малейшая возможность им не быть? Что такое может предпринять человек, чтобы перестать быть человеком?

То же самое и с нашим сознанием: может ли оно быть чем-то иным, кроме самого себя? И если в конечной или изначальной своей форме оно безмерно и безгранично, то могло ли оно хоть на мгновение перестать быть таковым? Очевидно, что не могло, а это значит, что наше привычное повседневное сознание - это и есть Оно.

Фокус только в том, что на долгие годы наше внимание прилипло к экрану с картинками, и искреннее сопереживание главному герою затмило собой восприятие более широкой реальности. Мы видим фильм, но больше не видим экрана, на котором его показывают. Как хорошая книга заставляет нас забыть о делах, сне и чувстве голода, так и история про самих себя, которую мы наблюдаем десятилетиями, заставляет нас забыть о своей настоящей природе. Но никто и никогда не переставал быть собой. Бог, играющий в шахматы, остается Богом… даже если с треском проигрывает партию.

Уровни непонимания

Теперь возьмем какой-нибудь простой насущный вопрос и посмотрим, как можно на него ответить на разных уровнях понимания. Допустим, сложилась какая-то спорная ситуация, где требуется совершить какой-то выбор, и этот выбор не кажется легким. Содержание самой ситуации нас не волнует. Это может быть проблема на работе, конфликт в отношениях, выбор своего пути в жизни и все, что угодно еще - ответ в любом случае будет тот же самый.

На самом первом уровне ответ на вопрос «Что делать и как жить дальше?» будет примерно таким: «Поступай, как проще и удобнее, избегай ответственности - будь поближе к кухне, подальше от начальства» . Это вполне здравая и мудрая позиция, и, скорее всего, в вашем окружении достаточно людей, которые ее придерживаются и не собираются ее менять.

На втором уровне уже требуется некоторое самосознание, и ответ на тот же вопрос звучит так: «Живи по совести, будь разумным человеком, принимай решения и бери на себя ответственность - твоя жизнь в твоих руках и только тебе решать, как ты ее проживешь!» И снова совершенно здравая и обоснованная позиция. Таких вот «сознательных» невротиков людей в нашем окружении еще больше, потому что именно они составляют костяк нашего общества. Именно на этом уровне формируются и укрепляются основные социальные стереотипы, с которыми приходится сталкиваться и бороться на следующем этапе.

На третьем уровне ответ выглядит так: «Жизнь одна, поэтому быть счастливым важнее, чем быть хорошим, - перестань оглядываться на других, будь честен с собой, поступай, как считаешь нужным, и неси полную ответственность за свой выбор» . Глубокое осознание такого взгляда на жизнь встречается реже, поскольку требует определенного мужества и внутренней стойкости. Но если человек укореняется в этой позиции, для него открываются многие двери, которые ранее были закрыты. Социальный успех, здоровые отношения, внутреннее равновесие и все прочие земные радости становятся доступны только с этого уровня зрелости.

На четвертом уровне ответ опять трансформируется: «Вопроса о том, как поступить, на самом деле нет - есть только пауза между возникновением ситуации выбора и тем моментом, когда выбор будет сделан за пределами сознания. Заполнять эту паузу беспокойством, сомнениями и размышлениями нет никакого смысла - в нужный момент решение придет само по себе в готовом виде, а нам остается только нести ответственность за сделанный выбор» . Такой ответ переварить гораздо сложнее, поскольку ценой, которую здесь придется заплатить, становится собственная личность - тот самый главный персонаж, сопереживание которому заставило нас покинуть рай и спуститься на грешную землю. Привычные ориентиры на этом этапе утрачиваются, и жизнь превращается в ту саму реку, по которой проплывают то друзья, то враги, то приятные события, то неприятные. Цена высока, но состояние счастливого благополучия того стоит.

На последнем уровне ответ так же прост, как и на первом: «Смотри кино, жуй попкорн» . На этом этапе уже нет ни вопроса, ни ответа, ни вопрошающего, ни отвечающего, есть только тотальное функционирование вселенной, в котором мы одновременно являемся и режиссером за кулисами, и актером на сцене, и зрителем в зале. Бесконечное сновидение, в котором мы с огромным удовольствием снимся самим себе.

Вот и получается: вопрос один - ответы разные. Хуже того, ответы противоречат друг другу и, кажется, создают еще большую путаницу. Но в действительности никакого противоречия между ними нет, и ответ каждый раз дается тот же самый - отличается только интерпретация или уровень упрощения.

Всякий раз, на любом уровне понимания мы говорим об одном и том же - о доверии себе и своим суждениям, безо всякой оглядки на то, какими глубокими могут быть наши заблуждения в данный момент. Но даже и эта рекомендация, в сущности, абсурдна, поскольку это очередной совет рыбе оставаться рыбой. Ничем и никем другим, кроме самих себя мы быть не можем. Свобода и мужество быть собой - это не героическое свершение, а самая банальная вещь на свете. Ложный драматизм борьбы за самого себя - лишь попытка убежать от нелестной правды о себе и своих настоящих приоритетах.

Мы сколько угодно можем дурачить себя, что нам не хватает смелости жить по-своему, но правда в том, что никак иначе, кроме как «по-своему» мы жить не можем - нам просто не хватает духу признать, что всю свою жизнь мгновение за мгновением мы прожили именно так, как того и хотели.

p. s.

Очевидное проявление этой проблемы с разными уровнями объяснения - это статьи на этом сайте и та путаница, которая возникает, когда в тексте проблема рассматривается с одного уровня понимания, а читатель пытается ее осмыслить с какого-то другого.

Человеку, комфортно обитающему на уровне «плоского» невротического сознания, будет совершенно не понятно, о чем говорится в статье, если проблема там рассматривается «в объеме». Для него текст покажется полнейшей галиматьей. Точно так же и наоборот - зрелому человеку некоторые другие статьи покажутся слишком грубым упрощением, потому что изначально они были нацелены на другого читателя.

Поэтому, читая статьи и слушая семинары, держите в голове эту общую схему и старайтесь отслеживать, на каком уровне и для кого в данном случае идет повествование.

Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:



| Ответить Спрятать ответы ∧

| Ответить Спрятать ответы ∧

2.2. Поиски критериев зрелости человека как личности

Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. Однако этому мешает отнесение понятия «зрелость» к разным ипостасям человека. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.

В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики и свойства личности. Это может быть и способность личности к рефлексии, и ее готовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, и способность личности достигать поставленной цели в соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. В социальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигается понятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.

Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.

Большинство перечисленных критериев отражают какие-то отдельные стороны этого понятия, поэтому каждый из них, являясь, по сути, верным, одновременно является односторонним.

Зрелость и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым; он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан (2000) предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Он выделяет четыре компонента, или критерия, личностной зрелости, которые являются базовыми и вокруг которых формируется множество других. Такими компонентами являются ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них, - это позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Таким образом, можно сказать, что критерием социальной зрелости является просоциальное поведение.

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Б. Г. Ананьев Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 26. Особенности функционирования личности в период зрелости. Кризис среднего возраста Средний возраст отличается от предыдущих периодов развития личности отсутствием конкретных рамок и определений. Понятие «зрелый человек» охватывает довольно обширную

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Критериев успеха нет Мудрый руководитель не вовлекается сам и не поддерживает в группе игру в «успех - поражение». Он понимает, что стремление к успеху порождает соревнование и зависть между членами группы, что приводит к поражению. Он не провозглашает какие-либо

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Конец личности - начало человека По улице проносили покойника. Сын спросил у Моллы: - Отец, что это такое? - Человек. - А куда его несут? - Его несут туда, где нет ни хлеба, ни воды, ни дров, ни огня. Сын Моллы подумал немного и сказал: - Ну так бы и сказал, что к нам в дом

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Быть может, прежде губ родился шепот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. Осип Мандельштам Никому не

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Глава 6 Роль индивидных свойств человека в развитии личности Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми«Идея о человеке как о венце творения, воспринимавшаяся на первых порах как выражение человеческой гордыни, как дерзкое посягательство на не

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

2.1. Понятие о зрелости человека В Толковом словаре В. И. Даля зрелость толкуется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а зрелый - как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный,

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

2.5. Формирование зрелости личности Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень

Из книги Индивидуальные отношения [Теория и практика эмпатии] автора Курпатов Андрей Владимирович

Характер человека и черты личности Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы. Исследование, в котором были

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Из книги Основы психологии автора Столяренко Людмила Дмитриевна

Глава пятая Сущность человека в системе личности Личность никогда не может оставаться анонимной; она всегда готова облачиться в новые одежды, получить другое имя, так как отождествление с чем-либо – ее подлинная сущность. Джидду

Из книги 100 возражений. мужчина и женщина автора Францев Евгений

Психология личности человека мистического В основе следующих умозаключений лежит мой личный опыт наблюдения и анализ литературы, посвященной аномальным явлениям. Как правило, в подобной эзотерической литературе довольно мало внимания уделено конкретным психическим

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

Глава 5 Общее и индивидуальное б психике человека, типологии личности 1. Индивидуальность и личностьПонятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих

Из книги 100 возражений. вредные автора Францев Евгений

Из книги автора

Из книги автора

Иерархия критериев Смещение фокуса внимания на другой критерий, относящийся к данному убеждению и превосходящий его по значимости.Вопросы: Что является более важным? Утверждение: Главное, чтобы… Важнее

Психологическая зрелость личности лежит в основе глобального процесса интеграции личности, вокруг которого, так или иначе, строится вся наша жизнь, и зрелость личности напрямую выражается в ее интегральности. И можно прямо сказать, что интегрированная личность – это личность, достигшая психологической зрелости. И не будет преувеличением, если мы скажем, что именно психологическая зрелость лежит в основе личной харизмы. Но из чего состоит зрелость личности ?

Зрелость личности: основные показатели

Принято выделять несколько показателей зрелости личности:

  • Хронологическая зрелость – достижение того возраста, когда человека принято считать зрелым и состоявшимся;
  • Физиологическая зрелость – физиологическое взросление, достижение стадии формирования взрослой особи;
  • Социальная зрелость – развитие социальных навыков;
  • Интеллектуальная зрелость – развитие интеллекта и способность принимать взвешенные, продуманные решения;
  • Эмоциональная зрелость – способность как контролировать свои эмоции, так и находиться в комфортном эмоциональном состоянии.

Именно эмоциональная зрелость личности является основой личностной интеграции. Но из чего она складывается? Для начала рассмотрим основные симптомы эмоциональной незрелости.

Симптоматика психологической незрелости:

1. Взрывное поведение;
2. Вспышки эмоций;
3. Низкая фрустрационная переносимость;
4. Неадекватный эмоциональный ответ;
5. Чрезмерная чувствительность;
6. Неспособность принимать критику;
7. Беспричинная ревность;
8. Неспособность прощать;
9. Капризное изменение настроения;
10. Повышенная зависимость;
11. Боязнь изменить ситуацию;
12. Требование моментального внимания и постоянного сопереживания;
13. Повышенная соревновательность и неумение проигрывать;
14. Неспособность принимать ответственность за свои ошибки.

Психологическая зрелость: основные критерии

  • Способность давать и принимать любовь , что возможно только при развитом ощущении безопасности, которое позволяет иметь ранимость. Только так можно позволить себе по-настоящему кого-то любить.
  • Способность реально относиться к жизни – способность встретить реальность и не отворачиваться от нее. Здесь хорошо работает формула «зрелые люди со своими проблемами работают, незрелые их избегают».
  • Готовность отдавать и принимать . Отдавать не с расчетом, а чтобы улучшить качество жизни других людей. И способность принимать, что иногда бывает еще сложнее.
  • Способность положительно принимать жизненный опыт. Это состояние, когда есть уверенность, что «что бы со мной ни случилось, я это переживу и стану сильнее»; отказ от привычки объяснять свои успехи и неудачи стечением обстоятельств.
  • Способность выдерживать фрустрацию – способность решать задачи и сохранять работоспособность в течение необходимого времени, и, при необходимости, находить более эффективный подход.
  • Способность конструктивно выдерживать враждебность – способность искать за враждой проблему, которая может быть решена, и ее решение. Установка на то, что «лучший способ избавиться от врага – сделать его другом».
  • Относительная свобода от симптомов напряженности – расслабленная уверенность в том, что «все свое я получу в любом случае».

Как развить зрелость личности: ключевые шаги

Вильям Глассер, основатель «терапии реальностью», дает ряд по-американски простых, но одновременно внятных и функциональных советов:

  • Постоянная работа над пониманием и улучшением себя;
  • Ищите и принимайте обратную связь от людей;
  • Тренируйте неэгоистичное поведение;
  • Уладьте все нарушенные контакты с социумом: скажите все, что не было сказано, простите всех и попросите у всех прощения, верните все долги или сдайте, наконец, книжки в библиотеку;
  • Полностью завершите все дела, которые откладывались;
  • Приведите в порядок свой дом, и избавьтесь от всего, чем вы не пользуетесь – раздайте ненужные вещи тем, кому они нужнее;
  • Наведите баланс в своей личной бухгалтерии, оплатить все счета и налоги;
  • Найдите в своей жизни что-то; что будет значимее вас самих.

И главное – психологическая зрелость личности основывается на завершенности жизненных выборов, целостности и готовности справляться с возникающими препятствиями. Можно сказать еще короче: зрелость личности – это готовность к будущему.

Как активизировать глубинный потенциал психики?

Скачай бесплатную книгу

В западной психологии есть классификация уровней зрелости личности (по Х. Стивенсу). Речь идёт о социальной зрелости личности биологически взрослого человека. Каждый из нас когда-то был ребёнком, подростком, и т.п., но некоторые люди и в сорокалетнем возрасте обладают уровнем личностного развития Маленького ребёнка, а есть люди, которые уже в двадцать лет обладают личностью Мудрого старца - и это вовсе не означает, что они «состарились душой». Наоборот, такие «юные мудрецы» обычно наиболее жизнелюбивы и жизнерадостны из своих сверстников.

Современная психология описывает десять наиболее общих принципов зрелости человеческой личности.

  1. По мере созревания человек накапливает жизненный опыт и расширяет способности для анализа и усвоения предлагаемых жизнью событий и ситуаций.
  2. По мере созревания человек приобретает всё бо льшую способность разрешать конфликтные ситуации мирным и безболезненным путём.
  3. По мере созревания человек демонстрирует всё бо льшую независимость мыслей и суждений.
  4. По мере созревания человек испытывает всё возрастающее чувство доброты и сострадания ко всему живому.
  5. По мере созревания человека растёт его вера в собственные силы и ясность осознания стоящих перед ним задач.
  6. По мере созревания человека растёт осознание им права окружающих на свободу самовыражения и личное счастье.
  7. По мере созревания человек испытывает всё меньше страха перед неизвестным.
  8. По мере созревания человек всё в большей степени принимает на себя ответственность за свою жизнь и за состояние мира вокруг него.
  9. По мере созревания человека слабеют оковы его эгоизма и возрастает альтруистическая тенденция в мыслях и поведении.
  10. По мере созревания человека расширяется и углубляется понимание им фундаментальных законов устройства этого мира, духовное единство с жизнью во всех её проявлениях.

Итак, ниже перечислены признаки и характеристики биологически взрослых людей с тем или иным уровнем личностной зрелости. Названия уровней зрелости, естественно, достаточно условны.

Мировоззрение Отношение к природе Ценности Отношения с людьми Мотивация к лидерству
Грудной младенец Эгоцентризм Разворовывание Выживание, инстинкты Страх и агрессия Контроль окружения
Маленький ребёнок Социальный эгоизм Потребление Подражание, «как все» Ритуалы общения Стандарты успеха
Подросток Экспансивный эгоизм Эксплуатация Конкуренция, победа Соперничество Доминирование
Юноша Романтический эгоизм Забота, охрана Идеализм, гуманизм Чувства и идеалы Помощь людям
Взрослый Гармония интересов Бережное равновесие Равновесие, жизнь Уважение, тепло и такт Созидание жизни
Мудрый старец Мир – отражение души Одушевление Помощь, наставничество Любовь и принятие Ответственность
Мастер Я есть Вселенная Неразрывное единство Сострадание, единение Сострадание, единение Самореализация

См. также методичку «Уровни зрелости личности» в отдельном файле.

19. Работоспособность человека, её факторы и пути улучшения.

Работоспособность человека определяется несколькими факторами.

Уровень образования и квалификации человека. Развитие интеллекта и разнообразных рабочих навыков повышает производительность и качество труда работников. Особенно это важно для руководителей, в силу творческой природы их деятельности.

Опыт работы. Со временем, при рациональной организации труда и отдыха, человек вырабатывает навык работы с высокой интенсивностью при меньшей усталости. Это достигается за счёт более эффективного выполнения и сочетания рабочих операций, адаптации организма к специфическим условиям рабочих нагрузок и приобретения навыка быстрого восстановления сил во время перерывов для отдыха.

Как показывают исследования, полноценный отдых должен обязательно быть активным. Хотя после тяжёлого рабочего дня часто о вечерней гимнастике и думать не хочется, всё же опыт древней китайской цивилизации и его современное воплощение во многих японских компаниях показывают, что у работников, каждое утро и каждый вечер практикующих упражнения цигун , значительно повышается производительность труда, снижаются утомляемость и стресс, повышается удовлетворенность трудом и жизнью в целом.

Уровень мотивации к данной работе. Мотивация - это создание у работника внутреннего побуждения к продуктивной трудовой деятельности. Уровень мотивации зависит от того, насколько система вознаграждения соответствует актуальным потребностям вознаграждаемого. При низком уровне мотивации (например, низкая заработная плата, ненормированный рабочий день, что обычно действует угнетающе) работоспособность также низка, причём работник искренне считает этот уровень продуктивности максимально возможным. Если руководство позаботится о высоком уровне мотивации и правильно внедрит систему мотивации труда в жизнь, продуктивность труда обычно резко возрастает.

Общее психологическое состояние человека (психологическая адекватность). Часто на работоспособности человека сказываются личностные кризисы. Некоторые люди от личностных кризисов «бегут» в работу - хотя работа от этого выигрывает не всегда, тем более - сотрудники. У других личностный кризис приводит к сильному спаду продуктивности. В такой ситуации может помочь консультация психолога - но только при условии, что работник сам действительно хочет преодолеть свои проблемы. Руководитель в личной беседе с сотрудником должен это прояснить и принять адекватные меры.

Бывает, что несправедливое обращение с персоналом создаёт внутренние конфликты, не осознаваемые человеком, но исподволь влияющие на его действия. Результатом может быть «случайная» поломка дорогостоящего оборудования, ошибка в оценке ситуации и принятии решения, просто низкая продуктивность работы, и т.п.

Уровень жизненных сил организма (здоровье, ресурсность). Определяется как природными данными (что в последнее время - большая редкость), так и здоровым образом жизни. Умеренность в питании, регулярные и сбалансированные физические нагрузки, позитивный эмоциональный фон, рациональное сочетание труда и отдыха обеспечивают хороший запас жизненных сил, а также увеличение этого запаса. Особенно полезны для этой цели биоэнергетические упражнения типа цигун или хатха-йоги .

Идея личного тождества, постоянства основных черти структуры личности - центральный постулат, аксио-ма теории личности. Но подтверждается л"и эта аксио-ма эмпирически? В конце 60-х годов американский психолог У. Мишел, проанализировав данные эксперимен-тальной психологии, пришел к выводу, что нет.

Так называемые «черты личности», устойчивость ко-торых измеряли психологи, не особые онтологическиесущности, а условные конструкты, за кᴏᴛᴏᴩыми нередкостоят весьма расплывчатые поведенческие или мотива-ционные синдромы, причем различение постоянных,устойчивых «черт» и изменчивых, текучих психологиче-ских «состояний» (застенчивость - устойчивая черталичности, а смущение или спокойствие -.временные со-стоя"ния) в значительной мере условно. В случае если принятьво внимание также условность психологических изме-рений, изменчивость ситуаций, фактор времени и дру-гие моменты, то постоянство большинства «личностныхчерт», за исключением разве что интеллекта, выглядитвесьма сомнительным. Возьмем ли мы отношение лю-дей к авторитетным старшим и к сверстникам, мораль-ное поведение, зависимость, внушаемость, терпимостьк противоречиям или самоконтроль --всюду изменчи-вость превалирует над постоянством,

Поведение одного и того же человека в различныхситуациях может быть совершенно разным, по϶ᴛᴏму наосновании того, как поступил тот или иной индивид.вопределенной ситуации, нельзя достаточно точно про-гнозировать вариации его поведения в иной ситуации.У. Мишел полагает так же, что нет оснований считать,будто настоящее и будущее поведение личности пол-ностью обусловлено ее прошлым. Традиционная психо-динамическая концепция видит в личности беспомощ-ную жертву детского опыта, закрепленного в виде же-стких, неизменных ϲʙᴏйств. Признавая на словах слож-ность и уникальность человеческой жизни, эта концеп-ция фактически не оставляет места для самостоятель-ных творческих решений, кᴏᴛᴏᴩые человек принимает сучетом особенных обстоятельств ϲʙᴏей жизни в каж-дый данный момент. При этом психология не может неучитывать необычайную адаптивность человека, егоспособность переосмысливать и изменять себя.

Кстати, эта критика «индивидуалистической», асоциальнойпсихологии во многом справедлива. Но если индивидыне имеют относительно устойчивого поведения, отлича-ющего их от других людей, то само понятие личностистановится бессмысленным.

Оппоненты Мишела указывали, что «психическиечерты» - не «кирпичики», из кᴏᴛᴏᴩых якобы «состоит»102

личность и (или) ее поведение, а обобщенные диспози-ции (состояния), предрасположенность думать, чувство-вать и вести себя определенным образом. Не предопре-деляя единичных поступков, зависящих скорее от спе-цифических ситуативных факторов, такие «черты лич-ности» оказывают влияние на общий стиль поведенияиндивида в долгосрочной перспективе, внутренне взаи-модействуя и друг с другом, и с ситуацией. К примеру,тревожность - ϶ᴛᴏ склонность испытывать страх илибеспокойство в ситуации, где присутствует какая-то уг-роза, общительность - склонность к дружественномуповедению в ситуациях, включающих общение и т. д.

«Черты личности» не будут статичными или про-сто реактивными, они включают динамические мотива-ционные тенденции, склонность искать или создаватьситуации, благоприятствующие их проявлению. Инди-вид, обладающий чертой интеллектуальной открытости,старается читать книги, посещает лекции, обсуждаетновые идеи, тогда как человек, интеллектуально закры-тый, ϶ᴛᴏго обычно не делает. Внутренняя диспозицион-ная последовательность, проявляющаяся в разных по-веденческих формах, имеет и возрастную специфику.Важно заметить, что одна и та же тревожность может у подростка прояв-ляться преимущественно в напряженных отношениях сосверстниками, у взрослого - в чувстве профессиональ-ной неуверенности, у старика - в гипертрофированномстрахе болезни и смерти.

Зная психологические ϲʙᴏйства индивида, нельзя суверенностью предсказать, как он поступит в какой-токонкретной ситуации (϶ᴛᴏ зависит от множества при-чин, лежащих вне его индивидуальности), но такое зна-ние эффективно для объяснения и предсказания спе-цифического поведения людей данного типа или пове-дения данного индивида в более или менее длительнойперспективе.

Возьмем, например, такую черту, как честность.Можно ли считать, что человек, проявивший честностьв одной ситуации, окажется честным и в другой? Види-мо, нельзя. В исследовании Г. Хартшорна и М. Мэяфиксировалось поведение одних и тех же детей (испы-туемыми были свыше 8 тысяч детей) в разных ситуаци-ях: пользование шпаргалкой в классе, обман при вы-полнении домашнего задания, жульничество в игре, хи-щение денег, ложь, фальсификация результатов спор-тивных соревнований и т. д. Взаимные корреляции подобных тестов оказались очень низкими, приводя кмысли, что проявление честности в одной ситуации име-ет низкую предсказательную ценность для другой еди-ничной ситуации. Но стоило ученым соединить несколь-ко тестов в единую шкалу, как она сразу же обрелавысокую прогностическую ценность, позволяя предска-зать поведение данного ребенка почти в половине экс-периментальных ситуаций. Так же рассуждаем мы и вобыденной жизни: судить о человеке по одному поступ-ку наивно, но несколько однотипных поступков - ϶ᴛᴏуже нечто...

Экспериментальная психология судит о постоянствеили изменчивости личности по определенным тестовымпоказателям. При этом дименсиональное постоянство мо-жет объясняться не только неизменностью измеряемыхчерт, но и другими причинами, например тем, что че-ловек разгадал замысел психологов "или помнит ϲʙᴏипрошлые ответы. Не легче зафиксировать и преемст-венность поведения. Пытаясь предсказать или объяс-нить поведение индивида особенностями его прошлого(ретродикция), нужно учитывать, что «одно и то же»по внешним признакам поведение может иметь в раз-ном возрасте совершенно.разный психологическийсмысл. В случае если, например, ребенок мучает кошку, ϶ᴛᴏ ещене значит, "что он обязательно вырастет жестоким. Кро-ме того, существует так называемый «дремлющий» или«отсроченный» эффект, когда какое-то качество долгоевремя существует в виде скрытого предрасположения ипробудет исключительно на определенном этапе развития че-ловека, причем в разных возрастах по-разному; Напри-мер, ϲʙᴏйства поведения подростка, по кᴏᴛᴏᴩым можнопредсказать уровень его психического здоровья в 30 лет,иные, нежели те, по кᴏᴛᴏᴩым прогнозируется психиче-ское здоровье 40-летних.

Любая теория развития личности постулирует нали-чие в ϶ᴛᴏм процессе определенных последовательныхфаз или стадий. Но существуют по крайней мере пятьразных теоретических моделей индивидуального разви-тия. Важно заметить, что одна модель предполагает, что, хотя темпы разви-тия разных индивидов неодинаковы и по϶ᴛᴏму они до-стигают зрелости в разном возрасте (принцип гетеро-хронности), конечный результат и критерии зрелостидля всех одинаковы. Другая модель исходит из того,что период развития и роста жестко ограничен хроно-логическим возрастом: то, что было упущено в детстве,

позже наверстать невозможно, и индивидуальные осо-бенности взрослого человека можно предсказать уже вдетстве. Третья модель, отталкиваясь от того, что про-должительность периода роста и развития у разных лю-дей неодинакова, полагает невозможным предсказатьϲʙᴏйства взрослого человека по его раннему детству;

индивид, отставший на одной стадии развития, можетвырваться вперед на другой. Четвертая модель акцен-тирует внимание на том, что развитие гетерохронно нетолько в межнациональном, но и в интраиндивиду-альном смысле: разные подсистемы организма и лично-сти достигают пика развития разновременно, по϶ᴛᴏмувзрослый стоит в одних отношениях выше, а в дру-гих - ниже ребенка. Пятая модель подчеркиваетпрежде всего специфические для каждой фазы развитияиндивида внутренние противоречия, способ разреше-ния кᴏᴛᴏᴩых предопределяет возможности следующегоэтапа (такова теория Э. Эриксона)

Но ведь, кроме теорий, есть эмпирические данные.Пока психология развития ограничивалась сравнитель-но-возрастными исследованиями, проблема постоянстваличности не могла обсуждаться предметно. Но в пос-ледние десятилетия широкое распространение получилилонгитюдные исследования, прослеживающие развитиеодних и тех же людей на протяжении длительного вре-мени.

Общий вывод всех лонгитюдов - устойчивость, по-стоянство и преемственность индивидуально-личностныхчерт на всех стадиях развития выражены сильнее, чемизменчивость. При этом преемственность личности и ееϲʙᴏйств не исключает их развития и изменения, причемсоотношения того и другого зависят от целого ряда ус-ловий.

Прежде всего степень постоянства или изменчиво-сти индивидуальных ϲʙᴏйств связана с их собственнойприродой и предполагаемой детерминацией.

Биологически стабильные черты, обусловленные ге-нетически или возникшие в начальных стадиях онтоге-неза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жиз-ни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Куль-турно-обусловленные черты значительно более измен-чивы, причем сдвиги, кᴏᴛᴏᴩые в сравнительно-возраст-ных исследованиях кажутся зависящими от возраста,на самом деле часто выражают социально-историче-ские различия. Биокультурные черты, подчиненные

двойной детерминации, варьируют в зависимости кд,от биологических, так и от социально-культурных усло-вий.

По данным многих исследований, наибольшей ста-бильностью обладают когнитивные ϲʙᴏйства, в частно-сти, так называемые первичные умственные способно-сти и ϲʙᴏйства, связанные с типом высшей нервнойдеятельности (темперамент, экстраверсия или интровер-сия, эмоциональная реактивность и невротизм)

Многолетнее постоянство многих поведенческих имотивационных синдромов также не вызывает сомне-ний. К примеру, описание тремя разными воспитатель-ницами поведения одних и тех же детей в 3, 4 и 7 летоказалось очень сходным. Оценка несколькими одно-классниками степени агрессивности (склонность зате-вать драки и т. д.) 200 мальчиков-шестиклассников ма-ло изменилась три года спустя. «Многие формы поведе-ния 6-10-летнего ребенка и отдельные формы его пове-дения между 3 и 6 годами уже позволяют достаточноопределенно предсказать теоретически связанные с нимиформы поведения молодого взрослого. Пассивный уходиз стрессовых ситуаций, зависимость от семьи, вспыль-чивость, любовь к умственной деятельности, коммуни-кативная тревожность, полоролевая идентификация исексуальное поведение взрослого связаны с его анало-гичными, в разумных пределах, поведенческими диспо-зициями в первые школьные годы» (Каган И., МоссX.)

Высокое психическое постоянство наблюдается и увзрослых. У 53 женщин, тестированных в 30-летнем ивторично в 70-летнем возрасте, устойчивыми оказались10 из 16 измерений. По данным П. Коста и Р. Мак-Крэ,мужчины от 17 до 85 лет, трижды тестированные с ин-тервалом в 6-12 лет, не обнаружили почти никакихсдвигов в темпераменте и многих других показателях.Лонпитюдными исследованиями установлено также, чтотакие черты, как активность, переменчивость настрое-ний, самоконтроль и уверенность в себе, зависят как от«личностных синдромов», так и от социальных факто-ров (образование, профессия, социальное положение ит. п.) гораздо больше, чем от возраста; но одни и те жечерты у одних людей сравнительно постоянны, а у дру-гих изменчивы. К числу устойчивых личностных чертᴏᴛʜᴏϲᴙтся, как свидетельствуют данные разных исследований, потребность в достижении и творческий стильмышления.

У мужчин самыми устойчивыми оказались такиечерты, как пораженчество, готовность примириться снеудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуаль-ные интересы, изменчивость настроений, а у женщин -эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчи-вость, желание дойти до пределов возможного." При этом разной степенью изменчивости отличаютсяне только личностные черты, но и индивиды. По϶ᴛᴏмуправильнее ставить не вопрос «Остаются ли люди не-изменными?», а «Какие люди изменяются, какие - нети почему?» Сравнивая взрослых людей с тем, какимиони были в 13-14 лет, Д. Блок статистически выделилпять мужских и шесть женских типов развития лично-сти.

Некᴏᴛᴏᴩые из данных типов отличаются большим по-стоянством психических черт. Так, мужчины, облада-ющие упругим, эластичным «Я», в 13-14 лет отлича-лись от сверстников надежностью, продуктивностью,честолюбием и хорошими способностями, широтой ин-тересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, фи-лософскими интересами и сравнительной удовлетворен-ностью собой. Эти ϲʙᴏйства они сохранили и в 45 лет,утратив исключительно часть былого эмоционального тепла и от-зывчивости. Нужно помнить, такие люди высоко центят независимостьи объективность и имеют высокие показатели по такимшкалам, как домина нтность, принятие себя, чувствоблагополучия, интеллектуальная эффективность и пси-хологическая настроенность ума.

Весьма устойчивы и черты неуравновешенных муж-чин со слабым самоконтролем, для кᴏᴛᴏᴩых характер-ны импульсивность и непостоянство. Подростками ониотличались бунтарством, болтливостью, любовью к рис-кованным поступкам и отступлениями от принятого об-раза мышления, раздражительностью, негативизмом,агрессивностью, слабой контролируемостью. Понижен-ный самоконтроль, склонность драматизировать ϲʙᴏижизненные ситуации, непредсказуемость и экспрессив-ность характеризуют их и во взрослом возрасте. Стоит заметить, что оничаще, чем остальные мужчины, меняли ϲʙᴏю работу.

Принадлежащие к третьему мужскому типу - с ги-пертрофированным контролем - в подростковом возра-сте отличались повышенной эмоциональной чувстви-тельностью, самоуглубленностью, склонностью к рефлексии. Эти мальчики плохо чувствовали себя в неоп-ределенных ситуациях, не умели быстро менять роли,легко отчаивались в успехе, были зависимы и недо-верчивы. Перевалив за сорок, они остались столь жеранимыми, склонными уходить от потенциальных фру-страций, испытывать жалость к себе, напряженными изависимыми и т. п. Среди них самый высокий процентхолостяков....

Некᴏᴛᴏᴩые другие люди, напротив, сильно меняютсяот юности к зрелости. Таковы, например, мужчины, укᴏᴛᴏᴩых бурная, напряженная юность сменяется спо-койной, размеренной жизнью в зрелые годы, и женщп-ны-«интеллектуалки», кᴏᴛᴏᴩые в юности поглощены ум-ственными поисками и кажутся эмоционально суше,холоднее ϲʙᴏих ровесниц, а затем преодолевают комму-никативные трудности, становятся мягче, теплее и т. д.

Об устойчивости личностных синдромов, связанныхс самоконтролем и «силой Я», свидетельствуют и позд-нейшие исследования. Лонгитюдное исследование 116детей (59 мальчиков и 57 девочек), тестированных в 3,4, 5, 7 и 11 лет, показало, что 4-летние мальчики, проя-вившие в краткосрочном лабораторном экспериментесильный самоконтроль (способность отсрочить удовлет-ворение ϲʙᴏих непосредственных желаний, противосто-ять соблазну и т. п.), в более старших возрастах, семьлет спустя, описываются экспертами как способныеконтролировать ϲʙᴏи эмоциональные импульсы, внима-тельные, умеющие сосредоточиться, рефлексивные,склонные к размышлению, надежные и т. п. Напротив,мальчики, у кᴏᴛᴏᴩых эта способность была наименееразвита, и в старших возрастах отличаются слабым са-моконтролем: беспокойны, суетливы, эмоционально эк-спрессивны, агрессивны, раздражительны и неустойчи-вы, а в стрессовых ситуациях проявляют незрелость.Взаимосвязь между самоконтролем и способностью от-срочить получение удовольствия существует и у дево-чек, но у них она выглядит сложнее.

Хотя стабильность многих индивидуально-личност-ных черт можно считать доказанной, нельзя не огово-риться, что речь идет преимущественно о психодинами-ческих ϲʙᴏйствах, так или иначе связанных с особенно-стями нервной системы. А как обстоит дело с содержа-нием личности, с ее ценностными ориентациями, убеж-дениями, мировоззренческой направленностью, т. е. та-кими чертами, в кᴏᴛᴏᴩых индивид не просто реализует

заложенные в нем потенции, но осуществляет ϲʙᴏй са-мостоятельный выбор? Влияние разнообразных факто-ров среды, от всемирно-исторических событий до, ка-залось бы, случайных, но тем не менее судьбоносныхвстреч, в ϶ᴛᴏм случае колоссально. Обычно люди высо-ко ценят постоянство жизненных планов и установок.Человек-монолит априорно вызывает больше уважения,нежели человек-флюгер. Но всякий априоризм - вещьковарная. Твердость убеждений, как точно заметилВ. О. Ключевский, может отражать не только последо-вательность мышления, но и инерцию мысли.

От чего же зависит сохранение, изменение и разви-тие личности не в онтогенетическом, а в более широкоми емком биографическом ключе? Традиционная психо-логия знает три подхода к проблеме. Биогенетическаяориентация полагает, что, поскольку развитие челове-ка, как и всякого другого организма, есть онтогенез сзаложенной в нем филогенетической программой, егоосновные закономерности, стадии и ϲʙᴏйства одинако-вы, хотя социокультурные и ситуативные факторы и на-кладывают ϲʙᴏй отпечаток на форму их протеканияСоциогенетическая ориентация ставит во главу углапроцессы социализации, научения в широком смыслеслова, утверждая, что возрастные изменения зависятпрежде всего от сдвигов в общественном положении,системе социальных ролей, прав и обязанностей, коро-че - структуре социальной деятельности индивидаПерсонологическая ориентация выдвигает на первыйплан сознание и самосознание субъекта, полагая, чтооснову развития личности, в отличие от развития орга-низма, составляет творческий процесс формирования иреализации ее собственных жизненных целей и ценно-стей. Поскольку каждая из данных моделей (реализациябиологически заданной программы, социализация и со-знательное самоосуществление) демонстрирует реальныестороны развития личности, спор по принципу «или-или» не имеет смысла. «Развести» данные модели по раз-ным «носителям» (организм, социальный индивид, лич-ность) также невозможно, так как ϶ᴛᴏ означало бы жесто-кое, однозначное разграничение органических, соци-альных и психических ϲʙᴏйств индивида, против котоРого выступает вся современная наука.

Отметим, что теоретическое решение проблемы заключается, по-видимому, в том, что личность, как и культура, есть си-стема, кᴏᴛᴏᴩая на всем протяжении ϲʙᴏего развития приспосабливается к ϲʙᴏей внешней и внутренней средеи одновременно более или менее целенаправленно и ак-тивно изменяет ее, адаптируя к ϲʙᴏим осознанным по-требностям...

Но соотношение генетически заданного, социальновоспитанного и самостоятельно достигнутого принципи-ально неодинаково у разных индивидов, в различныхвидах деятельности и социально-исторических ситуаци-ях. А если ϲʙᴏйства и поведение личности не могутбыть выведены ни из какой отдельной системы детер-минант, то рушится и идея единообразного протеканиявозрастных процессов. Так альтернативная постановкавопроса - возраст определяет ϲʙᴏйства личности или,напротив, тип личности обусловливает возрастные ϲʙᴏй-ства - сменяется идеей диалектического взаимодейст-вия того и другого, причем опять-таки не вообще, а впределах конкретной сферы деятельности, в определен-ных социальных условиях.

Соответственно усложняется и система возрастныхкатегорий, кᴏᴛᴏᴩые имеют не одну, как считали раньше,а три системы отсчета - индивидуальное равзитие,возрастная стратификация общества и возрастная сим-волика культуры. Понятие «время жизни», «жизненныйцикл» и «жизненный путь» часто употребляются каксинонимы. Но содержание их существенно различно.

Время жизни, ее протяженность, обозначает простовременной интервал между рождением и смертью. Про-должительность жизни имеет важные социальные ипсихологические последствия. От нее во многом зави-сит, например, длительность сосуществования поколе-ний, продолжительность первичной социализации детейи т. д. Важно заметить, что однако, при всем этом «время жизни» - понятие фор-мальное, обозначающее исключительно хронологические рамкииндивидуального существования, безотносительно к егосодержанию.

Понятие «жизненный цикл» предполагает, что те-чение жизни подчинено известной закономерности, аего этапы, подобно временам года, образуют постепен-ный круговорот. Идея цикличности человеческой жиз-ни, подобно природным процессам,- один из древней-ших образов нашего сознания. Многие биологические исоциальные возрастные процессы действительно явля-ются циклическими. Организм человека проходит пос-ледовательность рождения, роста, созревания, старенияи смерти. Личность усваивает, реализует и затем постепенно оставляет определенный набор социальныхролей (трудовых, семейных, родительских), а потом тотже цикл повторяют ее потомки. Цикличность характе-ризует и смену поколений в обществе. Не лишены эври-стической ценности и аналогии между восходящей инисходящей фазами развития. При этом понятие жизнен-ного цикла предполагает некᴏᴛᴏᴩую замкнутость, за-вершенность процесса, центр кᴏᴛᴏᴩого находится в немсамом. Между тем, развитие личности осуществляется вшироком взаимодействии с другими людьми и социаль-ными институтами, что не укладывается в циклическуюсхему. Даже если каждый отдельный аспект ее иликомпонент представляет собой некᴏᴛᴏᴩый цикл (биоло-гический жизненный цикл, семейный цикл, професссио-нально-трудовой цикл), индивидуальное развитие - несумма вариаций на заданную тему, а конкретная исто-рия, где многое делается заново, методом проб и оши-бок.

Понятие «жизненный путь» как раз и подразумеваетединство многих автономных линий развития, кᴏᴛᴏᴩыесходятся, расходятся или пересекаются, но не могутбыть поняты отдельно друг от друга и от конкретныхсоциально-исторических условий. Его изучение обяза-тельно должно быть междисциплинарным - психолого-социолого-историческим...