Низкая самооценка у подростка. Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

Инструкция

Создайте теплую атмосферу в доме. Ребенок должен чувствовать себя под защитой. Не допускайте в его адрес критики и оскорблений, которые резко понижают самооценку , вызывая чувство неполноценности. Не ссорьтесь и не ругайтесь в присутствии чада. Ребенок, родители которого находятся в постоянной вражде, пребывает в состоянии стресса и нервного срыва. Уважайте своего малыша.

Ребенку необходимо чувствовать вашу поддержку и понимание, поэтому вместе обсуждайте проблемы и ищите их решение. Также на формирование хорошей самооценки влияет участие в различных занятиях, где подразумевается взаимодействие с командой. Запишите ребенка в или спортивную секцию, тогда ему легче будет вырасти гармоничной личностью.

Связанная статья

Здоровая самооценка очень важна для гармоничного развития ребёнка. Только имея правильное представление о себе ребёнок может стать хорошим человеком Как же поднять ребенку самооценку?

Инструкция

Искренно любите ребенка. Взрослые не застрахованы от ошибок, поэтому, будучи родителями, необходимо относиться к детям с долей понимания и уважения. Чтобы ребенок понимал и чувствовал, что он хороший и интересный человек, с которым хотят дружить, необходимо уделять время общению. И это общение должно быть искренним, ведь дети всегда распознают фальшь, даже если сами это не до конца понимают.

Развивайте чувство компетентности. Успех ребенка во многих сферах деятельности повысит его уверенность в себе и его самооценку. Поэтому родители должны способствовать тому, чтобы он активно проявлял себя: умел многое делать , решал задачи, опираясь на свои возможности. Это даст ему возможность гордиться собственными достижениями.

Меньше наказывайте и больше поощряйте. Похвала ребенка со стороны родителей имеет огромное значение. Но не менее важна и хвала посторонних людей. Для того, чтобы ребенку заслужить одобрение посторонних людей, родителям нужно создавать такие условия, где он смог бы проявить свои умения и способности в глазах окружающих.

Позволяйте своему ребенку проявлять самостоятельность. Каждый ребенок может что-то сделать сам, дайте ему эту возможность. Предоставляйте детям возможность выполнять посильные поручения: накормить кошку, вынести мусор, подмести пол и так далее. Это поможет укрепиться самоуважению и накопить нужный опыт.

Не требуйте от ребенка невозможного. Хотя опыт и навыки ему необходимы, чрезмерная нагрузка может привести к неудаче, а это повлечет утрату веры в себя и свои силы.

Формируйте в ребенке уверенность в том, что он хороший. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был счастлив и чтобы у него сложились прекрасные взаимоотношения с людьми. Для этого необходимо научить его совершать добрые поступки, получая при этом удовольствие. Не отгораживайте ребенка от проблем в семье.

Также, чтобы у ребенка был адекватный уровень притязаний и высокая самооценка, ему необходимо постоянно видеть подтверждение этого на практике. То есть, подтверждение факта, что он добрый, компетентный, самостоятельный и ответственный.

Меньше критикуйте ребенка. Как говорится в известной пословице про благие намерения, родители часто пытаются замечать все неудачи и промахи . Это весьма негативно сказывается на самооценке ребенка, отсюда и появление всевозможных навешанных ярлыков.

В школе и детском саду всегда имеются психологи. Они следят за правильным и гармоничным развитием личности. Важную роль в становлении ребенка, играет самооценка. От нее зависит и успешность малыша.

Вам понадобится

  • Вам нужно выделить немного времени для прочтения.

Инструкция

Если самооценка завышенная. Ребенок не стремиться дальше развиваться. А зачем ему это надо. Он и так все может, все достиг. Такому человеку нужна помощь. Его необходимо встряхнуть, поругать, чтобы дальше продолжал делать успехи или ошибки.

Если самооценка заниженная. Такие дети часто впадают в депрессивное состояние, уныние. У них преобладает плохое настроение. Пугаются малейших неудач. Предпочитают оставить все так, как есть, плывут по течению. Чтобы дальше научить их радоваться жизни, пробовать что-то новое, нужна моральная поддержка родных людей, учителей, воспитателей.

Завышенная и заниженная самооценка плохо влияют на развитии ребенка. Лучше, если она будет адекватной. В этом должны помогать родители. Оказывать поддержку ребенку, верить в его силы и способности. Указывать, только аккуратно, на его недостатки. Близкие должны помогать малышу, правильно оценивать свои возможности.

Видео по теме

Адекватная самооценка является залогом счастливой жизни и личного успеха человека. Если вы чувствуете, что ваше отношение к себе ниже нужного уровня, работайте над собой.

Вам понадобится

  • - листок бумаги;
  • - ручка.

Инструкция

Поймите, что вы недооцениваете себя. Поверьте, что вы заслуживаете хорошего к себе отношения. Излишняя самокритичность и самоуничижение - это ненормально. Такое самоопределение мешает вам достичь успехов во многих жизненных сферах. Когда вы осознаете необходимость проведения реформ в собственном сознании, тогда вы будете готовы к переменам.

Подумайте, из чего складывается ваша низкая самооценка. Возможно, на нее повлияли нелестные замечания окружающих, груз ошибок прошлого, отсутствие каких-то серьезных достижений в жизни или непринятие себя. Стоит разобраться с каждой из этих причин.

Если ваша самооценка стала заниженной из-за мнения других людей, подумайте, почему их отношение для вас так важно. Даже если они являются для вас примером для жизненного успеха, вы не должны позволять данным индивидам влиять на вашу самооценку. Определите список людей, с точкой зрения которых вы обычно считаетесь. А теперь вычеркните из перечня тех, кто не поддерживает, а лишь критикует вас. С этих пор вы не прислушиваетесь к словам этих людей, пропускаете мимо ушей их замечания и по возможности ограничиваете общение с ними.

Возможно, вы не можете простить себя за какие-то ошибки, совершенные в прошлом. Тогда сначала определите, как в данный момент последствия от ваших действий в былые времена влияют на вашу жизнь. Упущенные возможности не считайте. Сейчас о них нет смысла сожалеть. Тем более, еще неизвестно, как бы обернулась ваша жизнь, поступи вы в свое время иначе. Проанализируйте свое поведение, только учтите, какие мотивы вами тогда руководили. Представьте, что вы судите любимого человека, будьте снисходительны и простите себе все, что было.

Заниженная самооценка может сформироваться из-за того, что вы не цените собственные достижения, не отмечаете свои победы. Причина такого положения может крыться в стремлении к идеалу. Тогда вспомните, что перфекционизм не ведет ни к чему хорошему. Учитесь довольствоваться средним результатом. Может быть, вы настолько целеустремленный человек, что, едва выполнив одну задачу, сразу ставите себе следующую. Остановитесь, отпразднуйте победу, найдите какое-то поощрение для себя, похвалите себя.

Если вы страдаете от низкой самооценки потому, что не достаточно сильно себя любите, стоит поработать над самопринятием. Перестаньте сравнивать себя с кем-то. Найдите максимум достоинств в своем характере и внешности. Если уж не можете обойтись без соревновательного элемента, то проводите сравнение с теми людьми, которые менее успешны, красивы и умны, чем вы.


Дети остро реагируют на чью-либо негативную реакцию по отношению к себе. Строгая критика и осуждение могут зародить в ребенке комплексы, которые ему будет трудно побороть самостоятельно.


Многие комплексы с детства перекочевывают и во взрослую жизнь, поэтому важно избежать появления подобных комплексов или же постараться избавиться от них, если они уже появились.


В отношении внешних дефектов дети беспощадны. То, что кажется им некрасивым, неправильным – тот же час высмеивается.


Ребенку нужно внушить, что любая часть тела, как бы она не выглядела, служит человеку для выполнения определенных функций, а не дана ему лишь для красоты. Руки – берут что-нибудь, трогают, выполняют работу. Без ног человек не сможет ходить, прыгать, бегать, а без глаз - видеть.

Так же нужно научить ребенка правильно реагировать на нападки, отвечать спокойно и уверенно, подготовив предварительно несколько фраз.

Многие родители сразу после рождения ребенка начинают представлять то, каким он будет, порой даже выбирают за будущую профессию малыша. Это в корне неправильно, ведь далеко не факт, что мечты родителей осуществляться. Когда мама и папа постоянно настаивают, например, на том, чтобы их дочка занималась танцами, а она потом уходит в гимнастику, ей в дальнейшем может показаться, что она не оправдала надежд своих любимых родителей, она будет корить себя за это, соответственно, самооценка будет падать.

Нужно хвалить любые начинания ребенка, давать ему право выбора и поддерживать этот выбор. Но при этом возможности своего чада следует оценивать адекватно. Маленькие дети оценивают себя исключительно при помощи родителей. То есть, если малышу постоянно говорят, что он лучше всех, а все остальные дети – никто, то он в дальнейшем действительно вознесет себя на пьедестал. Ребенок должен понимать, что у всех детей есть определенные успехи и неудачи, их не нужно стыдиться.

Любящим родителям очень тяжело ставить своего ребенка наравне с другими, ведь для них он самый лучший, но если они будут давать адекватную оценку своему чаду, то и малышу будет гораздо проще в жизни. Его самооценка будет правильной. Когда человек знает свои минусы и плюсы, ему гораздо проще идти на контакт с другими людьми, он никогда не будет заносчивым и некультурным, он будет уважительно относиться ко всем окружающим, а значит, с ним обязательно будут хотеть общаться.

Твердо знайте, чего хотите добиться. Чтобы добиться желаемого результата, нужно для себя достаточно четко его сформулировать. Очень важно найти и выполнить любимую работу. Следует овладеть методом «швейцарского сыра», т. е. вырабатывать умение «вгрызаться» в ведущую проблему, но не углубляться в нее настолько, чтобы утратить чувство перспективы. Необходимо быть терпеливым к тому, что объективно пока нельзя увидеть. Желательно управлять собой по «принципу исключения», т. е. решить, чего делать не надо. Важно научиться забывать все, что не нужно, т. е. не обращать внимание на то, что не относится к делу.

Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план. Важнейшим шагом к успеху является планирование. Это касается определения как перспективных целей, так и ближайших. Необходимо спланировать ситуацию «как пережить успех».

Вообразите желаемый результат. Подтверждено практикой, что человек способен создать все, что способен вообразить. Будущий результат должен вызвать положительные, интенсивные переживания.

Сформулируйте сильную мотивацию достижения желаемого результата. Мотив - это то, что вызывает активность, побуждает человека к деятельности. Зарождение и формирование мотивации происходит б процессе взвешивания положительного и отрицательного в том или ином действии или поступке.

Будьте уверены в себе. Уверенность в себе невольно порождает решительность. Необходимо сделать первый шаг к успеху. Важную роль в зарождении уверенности в себе играет самовнушение. Пережив успех, важно закрепить чувство уверенности в успехе. Для закрепления чувства уверенности в себе важно не столько вызвать приятные, позитивные переживания по поводу уверенности в своих силах, сколько удержать их.

Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели. Выработайте умение мудро относиться к ошибкам и радоваться препятствиям. Не допускайте со своей стороны обвинения в адрес объективных обстоятельств, обусловивших ваши проблемы,

Другими словами, старайтесь легко принять то, что неизбежно. Научитесь время от времени признавать свои поражения. Анализируйте свои слабые стороны, ибо этим вы способны раскрыть свою спрятанную сипу. Оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим.

Овладейте умением преуспевать с радостью и ощущением счастья.

Способы изменения самооценки:

1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни.

2. Относитесь к людям так, как они этого заслуживают.

3. Относитесь к себе с уважением.

4. Начинайте принимать решения самостоятельно.

5. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе.

6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние.

7. Начинайте рисковать.

8. Обретите веру: в человека, в общество и т. д.

Как развить уверенность в себе:

1. Считайте себя удачливым.

2. Не уклоняйтесь от принятия решений.

3. Любите себя.

4. Любите других.

5. Считайте все достижимым.

6. Доводите начатое дело до конца.

7. Рассматривайте все событий как благоприятные.

8. Не позволяйте себе идти на компромисс с собой.

9. Не делитесь ни с кем сокровенным.

10. Не оправдывайтесь.

11. Не довольствуйтесь малым, считайте, что имеете право на самое лучшее.

12. Отстаивайте свои права.

13. Будьте терпеливыми,

14. Верьте в себя.

15. Внушайте себе приятные мысли по отношению к себе и другим.

16. Улучшайте все, что можете или хотите.

17. Если вы хотите в чем-то отказать другому, скажите ему ясно и однозначно «нет».

18. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

19. Просите пояснить, почему вас просят о чем-то, чего вы не хотите делать.

20. Хвалите тех, кому удалось вести себя уверенно.

21. Никогда не говорите о себе плохо.

22. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества, предметом обсуждения могут быть только ваши действия.

Выводы по главе 3

Итак, мы разработали и внедрили в учебный процесс программу коррекции самооценки подростков, по которой с испытуемыми работали в течение двух месяцев.

Затем с учащимися подростками экспериментальной группы мы провели повторное тестирование по тем же методикам. В результате формирующего эксперимента нами были получены необходимые данные исследования.

По методике «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.» после проведения коррекционной работы из всех учащихся экспериментальной группы 18% имеют высокую самооценку, среднюю (адекватную) самооценку - 64% учащихся, низкий уровень самооценки показали 18% от всех исследуемых учеников.

По методике выявления «коммуникативных склонностей» (кос-2) после проведения коррекции самооценки среди учащихся экспериментальной группы высший уровень проявления коммуникативных склонностей показали 12%, высокий уровень проявления коммуникативных склонностей показали 39,5%, средний уровень проявления коммуникативных склонностей - 39,5% учащихся, 9% показали низкий уровень проявления коммуникативных склонностей.

По методике «Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)» (Приложение 4) в результате контрольного эксперимента преобладание зависимого типа общения показали 15% подростков, компетентный тип общения показали 73%, преобладание агрессивного типа общения - 12% подростков.

Нами был проведен анализ этих данных. В ходе этой работы нами было установлено, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, следовательно, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность подростков зависит от уровня их самооценки.

Советы для повышения самооценки


Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания
Место работы: МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра
Описание: Предлагаю Вашему вниманию советы для повышения самооценки.
Назначение: Советы предназначены для учащихся. После проведения теста по выявлению уровня самооценки учащихся эти советы можно им раздать. А так же они будут интересны любому человеку, работающему над собой.
Цель : помощь в повышении самооценки.
Задачи: помочь быть уверенными, успешными,развивая самооценку; подсказать пути развития самооценки.

Советы для повышения самооценки.

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много противников, которых вы не можете превзойти.


2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, отношениях или любых других аспектах нашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления с ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что недостойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.


4. Используйте утверждения для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например пластиковой карточке или кошельке, утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная девушка и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем как лечь спать и после того как проснетесь.

5. Используйте семинары, книги, аудио- и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация влияет на ваше поведение. Если вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от них.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка растет.


7. Составьте список ваших прошлых достижений. Он не должен обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились играть в шахматы, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т. д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.

8. Составьте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и предыдущий, важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.

9. Начните больше давать другим. Речь идет не о деньгах. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим, или позитивного поощрения других. Когда делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение повышаются.

10. Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства, если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка повышается, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценным. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете жить так, как вы хотите. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и отклонять возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствуете более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

Рассказывает эксперт национального ресурсного центра наставничества «МЕНТОРИ» «Рыбаков Фонда» Ольга Давыдова.

Адекватная самооценка - это то, от чего зависит успешность (и счастливый комфорт, что куда важнее) ребенка в учебе, хобби, общении со сверстниками, одноклассниками, друзьями и родителями.

Когда речь заходит о современном поколении, можно услышать две противоположные точки зрения. Первая: «Ох уж эти дети-интроверты, сидят дома и носу за дверь не кажут». Вторая: «Ох уж эта наглая молодежь, им бы корону с головы снять!»

Способ 1. Проверить, не созданы ли завышенные условия

Если ваш ребенок выказывает тревожные симптомы (высказывания в стиле «Я ничтожество», депрессии, скрытность, цинизм), для начала проанализируйте причину. Дело может быть банально в том, что ваши требования просто несоизмеримы с возможностями.

В 5-6 классе Оля была круглой отличницей и любимицей педагогов. Откровенная нелюбовь всего класса не мешала ей участвовать в конкурсах и яростно тянуть руку раньше всех, надоедая вопросами «А что дальше?». Тем не менее и сама Оля, и родители понимали, что позиция «лучшая» скорее ситуативная, а межличностные отношения, которые сложились в классе (доходило до драк с «выскочкой»), не доведут до добра. Олю перевели в гимназию соседнего города, программа которой отличалась повышенным уровнем сложности. И что вы думаете? В 7-м классе у Оли начались проблемы с самооценкой. А как вы хотели? 30 человек в классе, и все «гении», «выскочки» и активисты.

Подумайте, что, возможно, просто окружение вашего ребенка изменилось: вы перевели его в лицей , класс стал профильным - математическим, одноклассники поголовно ходят к репетитору по- английскому. У подростка может вполне справедливо возникнуть комплекс неполноценности. Не предъявляйте ему завышенных требований и никогда не сравнивайте с другими в его пользу. Проанализируйте ситуацию вместе.

Способ 2. Мнение ровесников

Для подростков мнение ровесников истина в высшей инстанции. Так что если «Катя, Вася и Марк сказали, что я выгляжу как идиотка», то ваше мнение вряд ли поможет исправить ситуацию. Увещевания в стиле «Ты кому больше веришь?» не помогут. Доверяет-то ваш ребенок вам, а вот верит молодежи вокруг. И ругать его за это не стоит. В случае если внешний вид действительно сильно влияет на самооценку вашего подростка, лучше пойти ему навстречу . Но только если он сможет аргументировать, почему зеленый цвет волос нужен именно ему, а не его одноклассникам.

Подумайте на семейном совете, что вам важнее: забитая девочка-подросток с убитой самооценкой или принципы, что драные джинсы или неформальная одежда - не для семьи Ивановых. Ребенок перерастет и цвет волос, и корсеты, и ушки на ободке.

Другой случай, если в школе имеет место реальная травля. За национальность, за смешные дефекты речи, за то, что отличница/худая/толстая, - выбор у детей жесток и специфичен. Присмотритесь к тем, с кем ваш подросток общается, и если вы выясните, что его низкая самооценка является результатом целенаправленной травли, то просто переводите его в другую школу. Психика у детей ломается очень просто, так что новый виток войны за справедливость можно отложить, лучше действовать.

Способ 3. Хвалите

Вы же любите, когда начальник вас хвалит? Пусть не дает повышения, пусть KPI не выполняются, так как безбожно завышены! Но одно маленькое «Умница!» и «Спасибо, ты настоящий лидер» заставляют вас улыбнуться и порадоваться за себя искренне. И ведь, заметьте, начальники не хвалят просто так - только за дела.

То же самое с подростком. За хорошее - хвалите, за недостойное - ругайте, чтобы не сбить ценностные ориентиры. Главное - никогда не переходите на личности, ведите речь только о поступках. Не «Саша, ты идиот», а «Саша, было очень неразумно забывать ключи дома». И не «Катя, не веди себя как дура!», а «Катя, тебе совсем не к лицу так убиваться из-за четверки».

«Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»

Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».

Во-вторых, любое сравнение с другим ребенком/человеком наносит огромный удар по самооценке . Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Света, не сомневайся в себе, ты красавица, вот Катя, моя коллега, не сомневается же, всегда уверена и оттого притягивает взгляды!» - вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Катя? При чем тут Катя? Почему я должна быть похожа на Катю?

Как это НАДО делать

В зависимости от возраста ребенка у вас есть две модели поведения: «Давай вместе» и «У тебя обязательно получится, давай попробуем еще раз, а если что, я тебе помогу».

Если ребенок не достаточно взрослый, вы можете попробовать преодолевать трудности вместе. Если же речь идет о подростке, то не стоит делать за своего сына или дочь то, что он или она могут сделать самостоятельно. Такая борьба с трудностями не пойдет на пользу самооценке, так как чувство удовлетворения от решения сложной задачи не придет. Вы можете подсказывать и направлять, но поддержка не должна быть избыточной.

Способ 5. Развивайте свой талант

У каждого человека есть талант, или, говоря языком предпринимателей, конкурентное преимущество. Можно бесконечно пытаться улучшить то, что не получается, - об этом речь шла в предыдущем пункте про преодоление трудностей. Но усиление «любимых» сторон - это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка.

Итак, если ваш ребенок отлично рисует - отправьте его на курсы, а если любит футбол - запишите в команду и найдите хорошего тренера. Если вы сами хорошо шьете - начните делать авторские игрушки и делитесь успехами с друзьями. Если хорошо получаетесь на фото - отправляйтесь на городскую или студийную фотосессию

4. Сходите в театр или в музей, обязательно в компании, чтобы потом обсудить увиденное. Попробуйте написать эссе по этой же теме.

5. Запишитесь в спортзал, начните бегать или занимайтесь дома. Ежедневная гордость за преодоленные трудности вам обеспечена.

6. Сделайте что-нибудь не характерное для вас: сходите в тир, постреляйте из лука, если же вы и так завидный «силовик», то отправляйтесь на бал - историческую реконструкцию.

7. Заведите себе хобби. Не временное увлечение, а любимое дело. Пишите стихи, рисуйте по номерам, готовьте каждую неделю блюда новой кухни. Коллекционирование тоже, конечно, хобби, но лучше, если оно будет созидательным, а не потребительским.

8. Чаще улыбайтесь. Наш мозг позитивно реагирует даже на «ненастоящую» улыбку.

9. Беседуйте с людьми, которые вас любят. Разговаривайте обо всем, что вас окружает, что произошло за день, что прочитано в книге. Организуйте пару раз в неделю семейные встречи и дискуссионный клуб.

10. Заведите «Тетрадь успехов» или несколько разных чек-листов с вызовами самому себе. Записывайте в тетрадь все, что получилось, даже если это какая-то мелочь. Листы же могут быть тематическими: «10 мест в родном городе, где я побывал», «30 новых слов, которые я выучил», «10 новых книг, которые надо прочитать», «5 вредных привычек, с которыми я борюсь». Банальная галочка рядом с рандомным пунктом повышает настроение, уж поверьте!

Переходный возраст – важный период формирования личности ребёнка, в который он учится объективно оценивать свои силы. Родители и другие взрослые, окружающие его в это время, могут оказать немалое влияние на ребёнка: повысить самооценку подростку или же поспособствовать формированию у него ряда комплексов.

Сайт «Красивая и Успешная» сегодня познакомит своих читательниц с рекомендациями педагогов и психологов, касающимися помощи подросткам в формировании правильной оценки своих сил.

Влияние родителей на формирование самооценки подростка

В переходном возрасте дети начинают больше переживать за то, что о них думают ровесники и друзья, мнение родителей становится для них не столь важным. Тем не менее, именно на основании родительского отношения к себе дети-подростки получают основы представлений о собственных достоинствах и недостатках.

Поэтому маме и папе, а также другим взрослым родственникам, которые общаются с ребёнком практически каждый день и принимают активное участие в его воспитании, необходимо придерживаться ряда правил.

  • Никогда не сравнивать ребёнка с другими. Даже если эти сравнения будут из серии «…ты рисуешь гораздо лучше Пети и бегаешь быстрее Вани», никакой пользы ребёнку они не принесут и никак не помогут подростку повысить свою самооценку. С самого раннего детства нужно объяснять ребёнку, что каждый человек уникален. Сравнивать его можно только с ним самим в прошлом, помогая ему заметить даже очень маленькие достижения.
  • В критике следует избегать общей оценки личности ребёнка, говоря, что он «лапоть», «раззява», «грубиян», «неуч» и т. д. А уж такие слова, как «дурак», «идиот» родителям нужно вообще вычеркнуть из своих реплик в диалогах с ребёнком-подростком. Критиковать нужно лишь поступок или допущенную ошибку, но никак не самого подростка. Например, если мальчик получил в школе плохую отметку из-за того, что плохо подготовился к уроку, нужно объяснить ему, что во всём виновата лень, с которой ему нужно обязательно бороться. А пока он не переборет лень, доступ к компьютеру или планшету для него будет закрыт.
  • В вопросе, как повысить самооценку подростку, немалую роль играет отношение родителей к его личности. Гиперопека – одна из главных виновниц развития у детей старшего школьного возраста различных комплексов. Ребёнок должен учиться сам принимать решения и нести за них ответственность. В семье ребёнка-подростка следует воспринимать как взрослого, разрешая ему высказывать собственное мнение.
  • Важно научить ребёнка понимать, что совершенных людей нет. Поэтому не стоит бояться рассказывать детям о своих неудачах. Пусть они знают, что успехов в жизни добивались не те, у кого всё получалось с первого раза, а те, кто проявлял упорство и после первой неудачи не боялся пробовать ещё раз.
  • Похвала – лучшее из средств, чтобы поднять самооценку подростку, страдающему от комплексов. Мама всегда сумеет найти в сыне или дочери положительные качества, за которые он себя полюбит.
  • Ребёнку этого возраста, особенно мальчику, нельзя резко отказывать в просьбе купить хороший современный телефон. К сожалению, разбитая мечта о собственном гаджете не раз была причиной подростковых суицидов. Если на момент просьбы ребёнка семья испытывает материальные трудности, нужно попросить его о терпении, пообещав приобрести заветный телефон через определённый срок.
  • Сайт сайт выяснил у психологов, что также нельзя экономить на одежде подростка. Это младшего школьника можно одевать в вещи, которые ему достались от старших детей в семье, а мальчика или девочку в возрасте от 12 до 17 лет нужно стараться наряжать по моде: подростки, особенно девочки, придают ей очень большое значение. Для девочки переходного возраста вообще важно всё, что имеет отношение к её внешности.


Как повысить самооценку подростку девочке

Даже очень симпатичные после 11 лет начинают сомневаться в своей привлекательности, а уж если период гормонального всплеска сопровождается проблемами с кожей и волосами, самооценка у юных представительниц прекрасной половины падает очень низко. Они тяжело страдают из-за любого дефекта внешности.

Чтобы повысить самооценку подростку-девочке, мама и папа должны приложить некоторые усилия.

  • Если у девочки действительно есть дефекты внешности, нужно помочь ей их скорректировать или устранить. Например, в наше время вполне реально вылечить неправильный прикус или устранить проблемы с кожей.
  • Маме не стоит запрещать девочке пользоваться декоративной косметикой. Наоборот, она должна помочь дочери купить подходящую помаду, тушь, косметические карандаши и т. д.
  • Как повысить самооценку дочери-подростку, должен знать любой отец. Ведь именно от искренности его комплиментов будет зависеть отношение девочки к своей внешности. Папа, который называет дочь красавицей и принцессой, вкладывает настоящую жемчужину уверенности в себе прямо в её доверчивое сердце.

Существует также ряд общих психологических рекомендаций о том, как обрести уверенность в своих возможностях, с которыми не лишним будет познакомить подростков, страдающих от комплекса неполноценности.

Как помочь подростку повысить самооценку

Жизненный опыт показывает, что стать уверенным в себе может любой, даже очень застенчивый человек. Главное, чтобы он действительно этого захотел.

Поднять самооценку помогут следующие психологические приёмы:

  1. Аффирмации, или утверждения, вроде «я люблю себя таким, какой я есть» или «я заслуживаю уважения других людей». Такую аффирмацию можно распечатать крупным шрифтом и поместить на стене в своей комнате или же написать на небольшом листке бумаги и положить в кошелёк. Каждый раз перед сном и сразу после пробуждения аффирмацию нужно несколько раз повторить вслух.
  2. Общение с позитивными людьми. Чтобы повысить свою самооценку, подростку нужно чаще встречаться с друзьями, которые действительно его ценят и умеют оптимистично воспринимать окружающую действительность. А вот высокомерных, эгоистичных людей лучше по возможности держать на дистанции от себя.
  3. Занятие по душе. Психологи давно доказали: любимое дело спасает практически от любых жизненных невзгод. Интересное хобби также считается одним из самых лучших способов обретения уверенности в себе.
  4. Повысить самооценку застенчивым подросткам поможет также участие в благотворительных акциях, помощь другим людям.
  5. Умение правильно принимать похвалу и комплименты – тоже важный момент для формирования самооценки. В ответ на добрые слова следует кратко отвечать вежливым «спасибо». Не нужно умалять своих достоинств.
  6. Вызов своим страхам. Психологи утверждают, что любые страхи нужно преодолевать. Подростки испытывают множество страхов, но больше всего они боятся выглядеть смешными, нелепыми, непривлекательными. Чтобы помочь подростку повысить самооценку, нужно показать ему, что быть смешным – не так уж и страшно. Для этого можно предложить мальчику или девочке поучаствовать в весёлом спектакле в каком-нибудь смешном костюме. Игровая модель ситуации, вызывающей страх, поможет подготовиться к похожим обстоятельствам в жизни.

Родители должны понимать, что застенчивость многих – вовсе не особенность их возраста. Она присуща лишь детям с заниженной самооценкой, которые очень нуждаются в помощи и поддержке взрослых. Если не помочь такому подростку повысить самооценку, детские комплексы могут перейти в его взрослую жизнь и стать серьёзным препятствием на пути к успехам.

Копирование этой статьи запрещено!