танец сербов
Альтернативные описанияНародная массовая пляска народов Югославии, Болгарии, Румынии
Хороводный танец у народов Балканского полуострова (этнографическое)
Югославский хоровод
Сербский танец
Югославский танец
Сербский хороводный танец
Сербский хоровод
Хоровод сербских девиц
. «круг» по-славянски
Хоровод у южных славян
Хоровод у сербов
Румынский хоровод
Сербский вариант хоровода
Хоровод в исполнении сербов
Хоровод на Балканах
Хоровод сербов
Болгарский хоровод
Хоровод черногорцев
Хоровод у поляков
Хоровод в Сербии
Массовая пляска у народов Югославии
Ср. стар. и ныне южн. зап. круг, окружность, обод, обруч; колесо. южн. зап. мирская сходка, круп, рода, казачий круг, совет; у южн. славян хоровод. Кола мн. повозка на колесах, телега. Поехал на колах, в телеге. Коло нареч. южн. зап. коло яросл. арх. коле, коля зап. около, близко, подле, вокруг, в околице, в околотке, по соседству, возле, обапол, в окружности. Коломень ж. коломенье ср. ряз. околица, околоток, соседство [Отчего и названье города Коломны; околица Москвы.]. Сиб. толпа народа у чего. Около, толкотня. Коломыка об. сар. бродяга, шатун. Колобровый, кологрудый и пр. бровастый, грудастый, полногрудый. Кологрудный, кологородный, кололесный и пр. находящийся около, у, при груди, городе и пр. Колодей м. тул. стряпной, поварской нож (около, делать); южн. зап. колесник. Колоземный, находящийся около, вкруг земли. Колоземица, кругозомица, мироколица, атмосфера. Дознано. что у луны колоземицы нет, в она не жилая. Коломазь ж. состав для смазки колес; деготь со смолою, смола с салом, деготь с салом и мылом; сало с карандашем и пр. Коломазь, коломак кур. колоника, сгустившийся на осях деготь; колоница ж. кур. смол. то же; пск. сосновый деготь, жидкая смола. Колоничник м. смолокур и продавец колоницы. Колобоить пск. твер. болтать, калякать; молоть пустяки. Колобоиться, биться, колотиться, перебиваться, маяться с кем или с чем, с трудом управляться, не быть в силах сладить; возиться, дурить, шалить. Колобойство ср. мука с упрямым, упорным человеком. неслухом одно колобойство. Колобойничать, шеромыжничать, поживляться то тут, то там. Колобродить, колображивать, ходить вокруг да около чего; шляться, слоняться, шататься без дела; бродить беспокойно из угла в угол, в помеху другим; шалить, проказить, баловать от безделья; говорить бестолково, не уметь объясниться. Колобродничать, всегда или много колобродить. Колоброженье, колобродничанье, колобродство ср. действ. по глаг. Колоброд м. -да об. кто колобродит. Яросл. скамеечка, с колесом и приводом к железному веретену, на который надевается цевка, шпулька, для намота утока. Колобродка ж. родовое названье мотыльков, из сумеречников, Sphynх, сфинкс, которые, редко садясь, снуют, жужжа крыльями, по цветкам. Колобродня ж. колобродное дело; колобродство; собират. сборище колобродов. Коловращать что, обращать кругом, вертеть вокруг, круговращать. -ся, страдат. и возвр. по смыслу речи. Коловращенье ср. действ. и сост. по глаг. на ть и на ся. Колвратный, кружащийся, вертящийся, обращающийся вокруг; *изменчивый, переменный, непостоянный. Коловратность ж. свойство или сост. коловратного. Коловратничать, быть шатким, нерешительным, изменчивым, непостоянным. Коловатничанье ср. действ. это. Коловертный тамб. скорый, проворный, ловкий, расторопный, бойкий; легкомысленный, непостоянный. Коловерт, коловорот м. водоворот, пучина, вырь, сувой. Сверло с лебедкою, коленчатая рукоятка с перкою, для сверленья. Коловерт м. коловерть об. человек коловертный, коловертливый, провор, либо человек непостоянный. Коловорот, коловрат м. ворот, шпиль, стоячий вал с рычагами, для подъема груза, тяги невода и пр. баран, бочка, навой. Сверло. Изгиб, извилина реки, твер. пск. Человек коловерт, в знач. бестолковый, изменчивый, непостоянный. Коловоротный, к коловороту относящ. Коловратка ж. наливняковое животное Vortех, колесцо. Коловеситься, коловесничать новг. твер. пск. повесничать, слоняясь дурить. Кологривый, кологривчатый, животное с гривой вокруг, по обе стороны шеи; лошадь с косматою, развалистою и богатою гривой. Казанки жнвут кологривы. Кологривный (см. коло), находящийся около, близ, у гривы; от этого: кологрив м. служитель, ходивший у гривы, при коне, во время царских выездов; в Азии обычай этот сохранился: при ханах и шахах всегда идут два кологрива. Колоделье ср. работа по досугам, неважная, второстепенная. Колоделья, колодельной работы в дому много. Колодей м. кто работает кой-что, около дела. Поварской, стряпной нож
Танец у сербов
. "круг" по-славянски
Югославский народный танец
Хоровод у балканских народов
В прошлом одежду, как и материал для нее, изготовляли женщины в каждой семье. Нательное и верхнее платье шили на руках, прилагая при этом много заботы, чтобы оно было практично и красиво. Иногда одежду шили наемные портные, ходившие из села в село. В последние десятилетия прошлого века одежду (мужскую и женскую) как в городах, так и в селах, стали шить главным образом профессиональные мастера.
Туникообразная рубаха (кошула, рубина) и штаны (гаhе) составляют наиболее старые элементы мужского народного костюма, сохранившегося до наших дней. Их шьют из различных сортов полотна. Помимо полотняных, носят и суконные штаны с узким (чакшире) или широким (потурлиjе) шагом. Раньше в Боснии и Старом Влахе мужчины носили суконные брюки - пеленгири, теперь встречающиеся очень редко, и ногавицы. Верхнюю мужскую одежду прежде шили из редкого домотканого, а теперь чаще покупного сукна (раньше красного, позднее черного). Это был длинный кафтан (долама), короткая куртка с рукавами - гунь, называвшаяся иногда также крцалинац, дороц, гуньац. Поверх куртки обычно надевают короткие (короче гуня) безрукавки - елек (jелек), ечерма (jeчерма), джока (Цока). По праздникам раньше носили короткий камзол (фермен) без рукавов, из тонкого сукна, а вместо гуня надевали короткую куртку с рукавами (антериjа) из такого же материала, что и камзол.
В некоторых областях Сербии мужской костюм, особенно праздничный, и сейчас украшают серебряными пуговицами или шнуром. Зимой поверх куртки надевалась кабанииа - длинный суконный плащ. Ее и сейчас еще носят пастухи. В Воеводине и некоторых других областях Сербии носили кожаные плащи (огртач), кроеные так же, как суконные.
Неотъемлемой частью мужского национального костюма был пояс. Из различного вида поясов особенно известны узорные кушаки (тканица), которыми подпоясывались как мужчины, так и женщины. Вытканные из разноцветной пряжи, красиво орнаментованные, они различались по областям; в настоящее время пояса выходят из употребления. Перестают носить и кожаные пояса, так называемые силави, с особыми отделениями (листови) для ношения оружия и кошелька. На ногах до сих пор носят шерстяные чулки до колен, различающиеся по областям цветом и вышивкой, а поверх них - шерстяные носки красивой вязки и опанки - своеобразную кожаную обувь типа мокасин, делавшуюся ранее из необработанной кожи (прешнъаци), а позже - из дубленой. Опанки различаются по областям формой плетения и фасоном. Сейчас многие носят башмаки (цокула) или резиновые туфли, а в Воеводине - сапоги (чизме).
Головные уборы сербских крестьян в прошлом были очень разнообразны: носили соломенные шляпы , фесы, сшитые из сукна или вязаные, меховые и суконные шапки. В настоящее время зимой обычно носят меховые шапки, а в остальное время года - фетровые шляпы, кепи и шапки военного образца (титовка), вошедшие в быт после второй мировой войны.
Для женского сербского национального костюма характерна туникообразная рубаха (кошульа), богато украшенная вышивкой, кружевами и тесьмой. Поверх рубахи надевают короткую богато украшенную безрукавку (jелек) из сукна, бархата или сатина. Куртка (зубун) сохраняется в некоторых областях до сих пор. Обычно куртки шьют из белого, реже - из синего или красного сукна, без застежек, впереди - большой вырез. Зубуны богато украшены вышивкой, аппликацией. В некоторых областях прежде носили длинное распашное платье.
Обязательная деталь костюма - домотканый богато орнаментированный фартук (прегача, кецельа и т. д.). В некоторых областях замужние женщины носили два фартука - передний и задний, как на севере Болгарии . Фартук бытует и теперь, но его шьют из покупной материи и меньше украшают. Юбки (сукнъа) сербских крестьянок различаются по областям материалом, покроем и названием. Юбки шьют из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Подпоясываются женщины поясами (тканица). Они похожи на мужские, только короче и уже. Их застегивают различного вида металлическими пряжками.
Обувь похожа на мужскую- это чулки, носки и опанки, только женские чулки короче и красивее связаны. Все больше в быт крестьянок входит городская обувь.
Различались головные уборы и прически замужних женщин и девушек. Вообще головные уборы сербских крестьянок в прошлом были очень разнообразны: носили фесы (иногда их обматывали платками); различные шапочки, которые обшивали шнуром, монетами или обвивали вокруг них косы; платки, повязанные различными способами. В дни траура носили обычно черные, а иногда и белые шали. В настоящее время крестьянки чаще всего носят покупные платки. Девушки и молодые женщины теперь причесываются по городской моде.
Народный костюм дополняется различными украшениями - монетами, ожерельями, серьгами, браслетами, цветами, а также красиво орнаментованными ткаными или вязаными сумками (торба). В дни траура украшений не носят.
Сербский национальный костюм различался по областям (Бока Которска, Боснийская Крайна, Косово и др.), так что по костюму можно было определить областную принадлежность. Там, где этнический состав населения сложен, на национальном костюме сказались различные влияния. В эпоху широких миграций - с конца XIV по первую половину XIX в. - переселенцы, перемешиваясь с коренным местным населением, нередко забывали особенности своей национальной одежды и начинали носить местный костюм или путем взаимовлияния создавали новый костюм. Так, например, в Шумадии возник шумадийский костюм, далеко распространившийся за границы этой области на восток и на юг.
Полный комплект старинного национального костюма в наши дни встречается редко; он сохраняется в этнографических музеях и театральных коллективах. Хотя городская мода оказывает большое влияние на костюм сельских жителей, некоторые элементы народного костюма - рубахи, штаны (чакшире), куртки, безрукавки, кафтаны , опанки, плащи, шапки - в мужском костюме; юбки, фартуки, платки, пояса, безрукавки, вязаные носки и чулки и др. в женском костюме и сейчас еще встречаются довольно часто, особенно в Шумадии и Восточной Сербии. Здесь народный костюм распространен в основном среди пожилых, а частично и среди молодежи как повседневная рабочая и как праздничная одежда. Имеет место и обратное явление: народный сербский костюм и сейчас еще оказывает влияние на городскую моду. Так, например, иногда горожанки носят пояса, подобные тканицам, сумки-торбы, туфли, форма и орнамент которых очень напоминают опанки.
Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Ознакомление с историей развития и характерными особенностями национального белорусского костюма. Характерные черты женского и мужского национального костюма. Описание традиционной верхней женской и мужской одежды, головных уборов, обуви и аксессуаров.
курсовая работа , добавлен 26.05.2015
Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.
реферат , добавлен 25.04.2011
Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма.
реферат , добавлен 20.10.2012
Описание молдавского национального костюма. Особенности мужской и женской традиционной национальной одежды, ее сравнительный анализ. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды. Традиционная молдавская обувь. Разновидности поясов.
статья , добавлен 15.02.2011
Комплекс мужского белорусского национального костюма: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь. Женская сорочка, виды воротника, типы понев. Безрукавка как составная часть женского комплекса одежды в XIX–начале XX вв. Аксессуары, украшения, вышивка.
курсовая работа , добавлен 13.07.2012
Ознакомление с историей развития древнерусских костюмов домонгольного периода и Московской Руси. Рассмотрение особенностей покроя обыденной и праздничной мужской и женской одежды XVIII-XIX веков. Изучение характерных черт русского национального костюма.
курс лекций , добавлен 14.08.2010
Народный костюм как один из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Форменная одежда казаков. Русско-украинская основа женского костюма казачки.
статья , добавлен 18.12.2009
Национальные предметы быта народов Приамурья. Виды узоров, которые использовали мастерицы для украшения одежды и посуды. Описание костюма рыбака из кожи рыбы и костюма удэгейского охотника. Нанайский женский свадебный халат "сикэ". Национальные орнаменты.
Сегодня мы продолжаем одеваться, но не просто так, а очень даже в сувенирном ключе, потому что речь пойдёт о народной ношне - национальном сербском костюме. Здесь главное - войти во вкус, потому что в каждой части Сербии - свои юбки-блузки-панталоны, с характерным именно для этого места покроем и вышивкой. При желании можно целую коллекцию собрать. Раньше в Сербии гостей встречали по одёжке в полном смысле слова, потому что именно она иноформировала, откуда именно пожаловал товарищ, горожанин он или "селяк", богат или беден и т.д. А поскольку мы изначально с вами, друзья мои, договорились, что китайские умельцы нас не интересуют, сразу отмечу: в Сербии до сих пор существует достаточное количество фирм-ателье, которые занимаются шитьём именно национальной одежды. Общегосударственное повальное увлечение фольклором даром не проходит! Одна из самых популярных "радиониц", "Србиянски вез", находится в нашем Обреновце, о чём я уже писала раньше (), ей же спасибо и за большинство фотографий этого поста.
У меня с фольклорным облачением давний роман: из каждой своей поездки стремилась привезти что-то на память. Казусы тоже бывали: помнится, приняла мужской жилет за часть женского гардероба, а когда заявилась на работу в офис в хорватской рубашке (с первой фотографии), то народ удивлённо спрашивал: "А ты разве не в Хорватию, а в Киев ездила?" Я ещё подумала тогда: "Какие у нашего народа интересные стереотипы: если на блузке вышивка - значит она из Украины.")) Но вот недавно увидела эту фотографию из Воеводины
и вот эту, из сербского городка Вране, и... поняла наш народ!))
Гламоч, Босния
Бачка, Сербия
Шумадия, Сербия
Призрен, Косово
И эта красавица - из Косова. И эта пара тоже.
Но я предлагаю вам сегодня одеться по-шумадийски. И начнём с сильной половины человечества.Мужские "панталоны" шили из грубого шерстяного сукна - шаяка. Больше всего они напоминают армейские брюки-галифе - влияние истории, что тут скажешь! В Сербии их называют "панталоне на брич". А талию полагалось обвить не менее трёх раз разноцветным шерстяным поясом (Тканицей), причём с левой (обычно) стороны обязательно оставлялся свободный конец.
Носкам (Чарапам) полагалось быть длинными, чуть ли не до колена. Они вязались из чёрной шерсти и украшались особым узором - "цветной лозицей". На ногах красовались кожаные опанцы или джонаши. Их отличала толстая подошва и изогнутый в виде клюва носок. Добавлю, что "опанци" - обувь исключительно лёгкая и приятная, иной раз сама ношу с удовольствием!
А заканчивался туалет тоже приветом боевой сербской истории - шапкой-шайкачей. Не ошибусь, если скажу, что шайкача - такой же "отличительный знак" серба, как, скажем, кепка-аэродром - жителя "солнечного Телави".
Сербки одевались гораздо ярче своих суровых мужчин. Например, вышивка на женской льняной рубашке была намного богаче и часто дополнялась кружевной отделкой.
Женский жилет и антерия богато украшались золотым, серберянным или цветным шитьём, необычайно ярко смотревшимся на тёмном фоне. А ещё наши шумадийские модницы в холодное время года надевали зубун (справа) - словечко ничего не напоминает? :).
Юбке полагалось быть темнее "кошульи", а цвет полосок на ней соответствовал деталям вышивки на рубашке.
Кстати, жительницы Воеводины щеголяли и в юбках белого цвета - вот она, региональная разница!