Подросток грозится уйти из дома. Как предупредить возможный уход из дома. Важно не допустить того, чтобы ребенок уход из дома и хлопок дверью сделал для себя единственно возможным способом решать любую проблему с собственными родителями

Близится весна, по статистике, в этот период (вторая волна побегов происходит перед началом учебного года) учащаются случаи ухода детей из дома. В феврале из детских домов-интернатов Липецкой области сбежали трое детей. Однако, далеко не всегда уходят только воспитанники детдомов или дети из неблагополучных семей. По данным полиции, в Липецкой области каждый год самовольно уходят из дома до 200 подростков.

Почему убегают дети?
Возраст, когда ребенок самостоятельно принимает решение убежать и делает это осознанно, наступает в 15 лет. В большинстве таких случаев проблема лежит во взаимоотношениях в семье и недосмотре со стороны родителей. Причины могут быть самые разные — полицейским известны случаи, когда дети не возвращались со школы из-за банальной двойки, боясь наказания родителей. Также поводом для подростка может стать скандал в семье и влияние со стороны сверстников. Свою лепту вносят и социальные сети, где подростки могут спланировать побег. Часто в этом возрасте дети начинают думать, что они уже взрослые, готовы к самостоятельной жизни и могут сами о себе позаботиться.

Но ребенок может уйти и без видимой причины, это называется «немотивированный уход». Психологи считают, что немотивированные уходы - это патология, которая говорит о психическом расстройстве. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом.

Как предотвратить уход ребенка из дома?
Ребенок должен осознавать, что его ждет на улице и понимать, что уход из дома в таком возрасте - это далеко не прекрасная дорога во взрослую жизнь, увлекательное путешествие и невероятные приключения, как думают многие подростки. В первую очередь родители должны объяснять ребенку, что мир полон опасностей, а у незнакомых людей не всегда добрые намерения. По данным полиции, жертвами мошенников и грабителей, чаще всего становятся именно несовершеннолетние.

За ребенком нужно следить и делать это, желательно так, чтобы чадо ничего не подозревало. Родители всегда должны знать круг общения своего ребенка, незаметно следить за тем, где он проводит свободное время, с кем и как, какие книги читает. Также нужно отслеживать и виртуальную жизнь ребенка - какие сайты посещает, каких друзей добавляет, с кем переписывается и так далее. Также необходимо разговаривать с ребенком - отношения должны быть доверительные. Стоит чаще общаться о том, что происходит в школе, ходить на родительские собрания, созваниваться с учителями, интересоваться, как обстоят отношения с одноклассниками. Родители обязательно должны знать контактные телефоны друзей ребенка.

Подросток вовремя не вернулся домой - что делать?
Если ребенок вовремя не пришел домой и не отвечает на телефон:

1. Нужно успокоиться и не поддаваться панике.

2. Необходимо обзвонить родственников и его друзей, позвонить классному руководителю, тренеру, учителю музыки и т.д. - в зависимости от последнего места посещения ребенка.

3. Если никто из вышеперечисленных не знает, где находится ваш ребенок - нужно немедленно звонить в полицию.

Полицейским нужно будет детально рассказать, во что был одет ребенок, предоставить его недавнее фото в обычной одежде, составить список имен и фамилий друзей и их знакомых. Также выписать всех родственников включая дальних, их адреса и телефоны. Для сотрудников полиции может быть важна любая деталь, даже на первый взгляд незначительная, поэтому родители должны быть максимально сосредоточены. Истерика, слезы и слова «я ничего и не знаю и не помню» - вашему ребенку не помогут, а наоборот.

Как ищут подростков?
Поиск начинается со звонка на телефон полиции. Ориентировка рассылается по всем отделениям полиции и постам ГИБДД города. К родителям выезжает экипаж, для заполнения документов разрешающих все необходимые мероприятия. Также полицейские созваниваются с волонтерами общественной организации «Поиск пропавших детей». С согласия родителей, фото ребенка с описанием размещают на официальном сайте УМВД, на страницах официального сообщества волонтеров в социальных сетях и рассылают в СМИ.

Волонтеры и полицейские встречаются в точке сбора - как правило это последнее место, где видели ребенка. Далее волонтеры, вместе со следователем, ведущим дело, начинают сбирать информацию и прочесывать местности. Параллельно ведется работа в интернете. В среднем собирается 4-6 экипажей волонтеров по 4-5 человек. Определяется каждому своя зона поиска и ответственности.

Сотрудники полиции в первую очередь посещают последнее место нахождения ребенка и проверяют, не совершалось ли в отношении него преступление. Помимо всего прочего, подростка отслеживают по городским камерам наблюдения.

Куда бегут дети?
Полицейские знают определенные места, куда чаще всего отправляются сбежавшие подростки - как правило, это развлекательные центры и другие места массового отдыха молодежи. Поэтому у полицейских налажен контакт с охранниками ТРЦ, магазинов, дискоклубов и так далее. Бывают случаи, когда дети с кем-то знакомятся в социальных сетях или даже влюбляются и убегают к своим виртуальным знакомым в другой город. Нередко дети отправляются к друзьям по прежнему месту жительства, если семья недавно переехала из другого города. Почти всегда сбежавшие подростки ищут знакомых. Ребенок может уйти из дома и под влиянием более старших подростков, к примеру, убежать за компанию. Но бывает, что и просто отправляется в никуда - колесить по стране.

Что делать, чтобы больше не сбегал?
Когда убежавших подростков находят и возвращают домой, родителям рекомендуют обратиться к психологу. В случае если ребенок уходит во второй раз - это уже «синдром бродяжничества» и тут работа психолога необходима. Причем специалисты работают, как с детьми, так и с родителями.

Что бывает после побега?
Если подростка благополучно нашли, ничего с ним не случилось и он не успел ничего натворить, правоохранители ограничиваются разъяснительной беседой с детьми и родителями. При неоднократных уходах из дома, подростка ставят на учет в отдел по делам несовершеннолетних. Если подросток «в бегах» занимался бродяжничеством, попрошайничал или где-то нахулиганил, то его также поставят на учет, а родителям придется ответить за деяния ребенка по административному кодексу.

В большинстве случаев, полицейские находят подростков в течение трех суток, в редких исключениях поиск длится чуть более 10 дней. В Липецкой области не удалось найти только одного пропавшего ребенка - Данилу Белых, который пропал 2 мая 2012 года, на момент исчезновения мальчику было 10 лет, его поиски до сих пор продолжаются.

Никогда не высмеивайте, не отрицайте и всегда воспринимайте всерьез любую угрозу ребенка относительно побега из дома. Немедленно сообщите ребенку спокойно и твердо, что не хотите этого побега, это будет большим несчастьем для вас и вы сделаете все возможное, чтобы этого не случилось или чтобы вернуть ребенка домой, если побег все же произойдет.

2.Предложите ребенку другие пути решения проблемы.
Если вы почувствовали, что ребенок замышляет побег или ощущает себя чужим дома, постарайтесь сделать так, чтобы жизнь в семье его больше удовлетворяла.

Когда ребенок откровенно высказывает угрозу, связанную с побегом, спросите, нет ли другого способа решить проблему. Если он не находит возможных альтернатив,предложите ему побыть некоторое время отдельно от семьи (посетить родственников или своего друга, родителям которого вы доверяете).

3.Без колебаний ищите ребенка, как только обнаружите, что побег произошел.
Каждую минуту, когда ребенок-беглец думает, что никто не беспокоится о нем, его переполняют отрицательные эмоции. И хотя большинство убежавших детей в этом возрасте добровольно возвращаются домой в полном здравии не позже чем через сутки, все же беглецы подвергают себя огромной опасности. Поэтому никогда не следует ждать, нужно сразу же начинать поиски вашего ребенка-беглеца, чтобы вернуть его обратно домой.

4.Когда ребенок вернется домой, выразите свою любовь к нему и радость, что он вернулся.
Ваша главная задача в этой ситуации - убедить ребенка, что возвращение домой хорошо для него, и предотвратить возможное повторение побега. Помните, что убегающим ребенком движет ощущение, что его отвергают. Убедите вашего ребенка, что он нужен вам независимо от того, какие проблемы возникли в ваших отношениях.

5.При любой возможности старайтесь избегать наказания ребенка за побег из дома.
Наиболее вероятно, что ребенок будет чувствовать смущение от того, что ему не удалось остаться самостоятельным, и сожаление от того, что вам пришлось переживать из-за него. Это уже само по себе достаточное наказание. Расценивайте происшествие как сигнал, что с вашей стороны необходимо большее внимание к ребенку.

При подготовке материала использовались комментарии заместителя начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Светланы Ушаковой, руководителя ЛООО «Поиск пропавших детей» Вячеслава Телина, заместителя директора по психолого-педагогической и ювенальной работе Центра психолого-медико-социального сопровождения Маргариты Дунской.

Если ваш ребенок не вернулся домой, от вашей реакции, выдержки и ваших действий может зависеть его судьба.

Многие родители, чьи дети входят в , жалуются, что они становятся неуправляемыми, у них появляется агрессия, они . И часто одной из реакций подросткового возраста является уход из дома. Если у вас есть информация о местонахождении ребенка, лучше запастись терпением и не осуществлять поспешных шагов, чтобы не усугубить разрыв с ребенком. Если же вы не знаете, где находится ребенок и даже не в курсе, ушел он из дома или пропал, Управление связей с общественностью МВД Украины в ответ на запрос советует придерживаться определенного алгоритма действий.

Советы родителям в случае пропажи ребенка содержатся в информационном бюллетене "Милиция информирует, предупреждает, советует". Если вы не знаете, где находится ваш ребенок, если он не вернулся домой, следует действовать таким образом:

Сразу после обнаружения , обратитесь с заявлением в милицию. Не теряйте времени и сами начинайте поиски. Информацию об исчезновении ребенка вы можете передать в милицию по телефону 102. Оперативный дежурный обязан принять ваше сообщение. Если вы обратитесь в органы внутренних дел сразу, как только обнаружите пропажу, это позволит начать поиски "по горячим следам".

Обязательно возьмите в милицию свежую фотографию ребенка, на которой четко видно его лицо.

Предоставьте как можно больше информации о ребенке. В поисках все имеет значение: привычки, предпочтения, информация о состоянии здоровья, круг общения. Также обратите внимание на то, о чем ребенок говорил в последнее время, с удовольствием ли ходил в школу и т.д.

Для того чтобы поиски были успешными, информируйте органы внутренних дел о любой новой информации, которая каким-то образом может касаться розысков ребенка.

В Управлении связей с общественностью МВД Украины также рекомендуют не ругать и не наказывать ребенка, как только он найдется. Возможно, ребенок сам напуган. Выдержите паузу, чтобы успокоиться, а затем серьезно поговорите. Расскажите о своих чувствах, как вы переживали за ребенка. Если ребенок пропал по собственной инициативе, попросите его пообещать вам больше так не поступать. Но прежде честно расскажите, чем может угрожать его исчезновение.

Однако подключение милиции - не лучший выход, если подросток ушел из дома по собственной инициативе. По словам врач-психотерапевта, сексолога, Международного тренера-консультанта по вопросам сохранения здоровья тренингового центра "Инновация и развитие", члена правления Всеукраинской благотворительной ассоциации "Равный – равному" Елены Голоцван , ребенок может убежать, если нарушена связь между ним и родителями. Если родители либо не занимаются вообще его воспитанием, либо контролируют каждый его шаг, как будто пытаясь за него прожить его жизнь. В подростковом возрасте ребенок испытывает потребность отделиться от родителей, стать автономным и самостоятельным, и если родители не будут уважительно относиться к его бунтарским реакциям, то возможно, что подросток будет искать поддержку в другом месте, как вариант - в уличной компании.

Если подросток начинает убегать из-под родительской опеки, почти не появляется дома, а то и вовсе уходит, оставив записку (как, например, в одном случае из практики дочь ушла к подруге, написав родителям: "Я сама разберусь"), часто родители подключают милицию, родственников, людей, которые как-то могут повлиять на подростка. Если он найден и возвращен домой, начинают его отчитывать, ведут его к психологу, обвиняют в предательстве и неблагодарности. Но это еще больше отдаляет ребенка от родителей.

Как вернуть подростка домой?

По словам Елены Голоцван, универсального совета быть не может. Как ни парадоксально это выглядит, уход подростка - это не осознаваемая попытка показать родителям свою значимость, сказать: "Я есть! Вы про меня забыли, а я здесь". Своим уходом он хочет обратить на себя внимание. Когда же его начинают ругать, он дополнительно получает подтверждение того, что он ничтожен. Тактика должна быть очень спокойной и последовательной. Нельзя бросаться из крайности в крайность, то ругая ребенка и крича на него, то разговаривая с ним и пытаясь понять. У родителей всегда должен быть маячок: "Если он не хочет жить дома, значит, мы что-то не так делаем, он хочет обратить на это наше внимание". Тогда вам следует сесть всей семьей за стол и спокойно поговорить, узнать у ребенка, в чем вы были неправы. И говорить с ним нужно на равных. Лишь признав свою неправоту, позволив себе стать понятными ребенку, можно ожидать, что он позволит понять себя.

Если родители не теряют связь с ребенком, интересуются его жизнью, то, даже когда начинается подростковый бум, им легче найти мостик к его доверию. "Одна мама сказала, что когда ее дочь начала увлекаться субкультурой эмо, они с отцом начали слушать музыку эмо, чтобы понять ценности этой группы, - делится Елена Голоцван. - Таким образом, мостик не был нарушен, они знали, чем живет ребенок, и это позволило понемногу начать процесс воспитания, актуализировать другие ценности в жизни: почему нужно учиться, создавать семью и так далее. Это и есть процесс воспитания".

Воспитание родителям нужно начинать не с ребенка, а с себя, с оздоровления межличностных отношений, прекращая грубить ребенку и использовать назидательный тон, общение должно быть на равных, чтобы ребенок не чувствовал, что его воспитывают.

Татьяна Корякина

25 мая – международный день пропавших детей. Почему дети уходят из дома, как упростить их поиск и что сделать, чтобы этого не произошло снова – рассказывает координатор ПСО «Лиза Алерт», куратор регионального отряда Ирина Салтыковская .

Возраст, когда дети самостоятельно уходят из дома, постепенно снижается, и сегодня в отряде мы сталкиваемся с заявками на поиск убежавших десятилетних детей. Это может произойти в любой семье – благополучной и асоциальной, бедной и богатой, в семье, где родители глаз не спускают с ребенка, и где до него никому нет дела.

Дети уходят из дома по разным причинам, но, как правило, это ситуации, которые они расценивают как острую несправедливость по отношению к ним (подростки особенно чувствительны к вопросам справедливости), случаи, когда родители возражают против дружбы или отношений с теми людьми, которых они считают неподходящей компанией, или когда имеет место серьезный конфликт, связанный с непониманием взрослых.

Дети уходят, получив плохую оценку, если их дома сильно ругают или бьют за двойки. Дети уходят, если они случайно потеряли, разбили телефон, порвали новые джинсы и по опыту знают, что дома из-за этого будет конец света. Редко, но бывают случаи, когда уходят дети-шантажисты: а, ты мне отказываешься купить новую приставку или отпустить меня на ночную дискотеку, ну все, тогда я ушел. Такие случаи единичны, и, к сожалению, как правило, ребенок уходит от непонимания.

Поэтому когда я ищу убежавших детей, я предупреждаю родителей, что я всегда на стороне бегунков, что бы ни происходило. Я изначально поняла, приняла и простила тех подростков, которых ищу, потому что родители – это взрослые люди, у них имеется за плечами определенный жизненный опыт, а у ребенка, который ушел из дома часто в ночь и холод, этого жизненного опыта нет – у него есть только подростковый гормональный фон, сложная ситуация и большое количество эмоций, в которых очень трудно разобраться.

Когда мы ищем ребенка, по всем признакам убежавшего из дома, мы понимаем неоднозначность этого поиска: мы ищем его, чтобы вернуть обратно в ту же ситуацию, которая для него была настолько тяжела, что он оттуда убежал. Одно дело – найти ребенка, который потерялся, и вернуть его домой – понятно, что это сделать правильно и нужно, и совсем другое – вернуть домой бегунка.

Но мы в отряде всегда исходим из того, что, находясь на улице, ребенок подвергается огромному количеству опасностей, о которых он даже просто-напросто не имеет представления.

Раз он ушел из дома, значит, ему надо что-то есть, где-то ночевать – причем не там, где его, вероятнее всего, будут искать, где-то греться, если дело происходит зимой.

Соответственно, он вынужден будет или воровать, или вступать в контакты неизвестно с кем, или находиться в каких-то местах, которые потенциально представляют для него угрозу. Кроме того, к сожалению, нередки ситуации, когда бегунки становятся жертвами несчастных случаев – на проезжей части, железнодорожном полотне, в заброшенных строениях, у водоемов.

Часто родители пытаются скрыть причины произошедшего. Когда к нам в отряд поступает заявка, мы задаем очень много вопросов, и не потому, что мы такие любопытные. У нас огромное количество заявок, и это все жизненные ситуации, человеческие беды, и у нас просто нет времени на любопытство – это информация, которая нам необходима, чтобы правильно выбрать стратегию поиска. На этапе, когда мы опрашиваем родителя о том, что случилось, нам всегда пытаются показать ситуацию немного не такой, какой она была на самом деле: «Я его немножко поругал за двойку».

И когда мы находим ребенка, я ему говорю: «Привет, а я тебя ищу, расскажи мне, пожалуйста, что случилось». И ребенок рассказывает, что «немножко поругал за двойку» – это восемь синяков на спине от ремня. Я спрашиваю не для того, чтобы потом сказать маме и папе: «Ай-ай-ай, так нельзя воспитывать», даже если я так думаю – я не социальная служба, мое дело – найти ребенка, и все.

Мне просто изначально нужно понимать глубину конфликта, потому что ребенок, которого немножко поругали, сделает два круга по детской площадке, подуется и через полчаса вернется, а ребенок, у которого фиолетовая спина, не захочет возвращаться домой. Поэтому мы всегда просим родителей быть предельно откровенными и искренними, наша цель – найти как можно быстрее, потому что, как мы уже говорили, ребенок в подростковом возрасте один в городе – это потенциальная жертва обстоятельств в силу отсутствия жизненного опыта.

В поиске бегунков у нас есть определенные наработки и методики, и основной момент, который отличается в нашем отряде от того, что принято у сотрудников полиции и у некоторых других поисковых отрядов – это ориентировки. Часто у родителей бегунка и у окружающих срабатывает определенный алгоритм – когда человек пропал, надо сразу всех оповестить, и на каждом столбе в районе клеят ориентировки.

Я противник того, чтобы на сбежавшего из дома подростка, по крайней мере в первые несколько дней, расклеивать ориентировки по его району, по двум причинам. Во-первых, помимо всего прочего, дети в этом возрасте очень трепетно относятся к своей внешности. В одной ситуации у нас убежавшая из дому девочка уже готова была вернуться домой, но когда она увидела ориентировку на себя, она отказалась от этого, решив: «Это мама специально взяла худшую мою фотографию и сделала так, чтобы все видели, какая я некрасивая. Она мне все время говорит, что я плохая, и даже фотографию выбрала похуже».

Это нам, взрослым, кажется, что мы очень любим ребенка, мы так хотели его найти, что взяли и заклеили весь район его фотографиями – мы же хотели как лучше. А для ребенка это выглядит совершенно иначе. В подростковом возрасте многие ситуации воспринимаются совсем по-другому, не так, как их видит взрослый человек. Поэтому взрослым полезно вспоминать себя в этом возрасте – не в том смысле, чтобы считать нормой гуляния детей допоздна и тусовки в нехорошей компании, а вспоминать свои эмоции, ощущения, отношение, свое восприятие себя в подростковом возрасте.

Подростковый возраст считается сложным, потому что ребенок – уже не маленькое замечательное существо, которого все гладят по головке и радуются каждому его действию, ему уже надо чего-то добиваться в жизни, кем-то становиться, и в это время происходят перемены во внешности. Они учатся воспринимать себя, видеть себя в окружении этого мира, а это сложно.

Есть еще и вторая причина, по которой мы не клеим ориентировки. Любой ребенок, сбежавший из дома, как бы родители ни говорили, что он плохой, что он это сделал специально, чтобы их доводить, испытывает чувство вины. И тотальное расклеивание ориентировок по району воспринимается ребенком не как проявление родительской заботы, не как свидетельство того, что его бросились искать всем миром, а как объявление на весь белый свет: он – преступник, ловите его! Когда он видит эту ориентировку, он думает: «Меня все теперь ищут как преступника, и все теперь будут знать, какой я совершил плохой поступок».

И для него это кошмар, потому что вопрос «что подумают другие?» – один из основных в этом возрасте. Получается, что ситуация изначально была сложной – произошел конфликт. Далее ребенок хлопнул дверью, сбежал из дома – появилась вторая проблема.

А теперь, когда эту ситуацию выставили на всеобщее обозрение, всем рассказали, что он ушел из дома, а мы его ищем, на эту проблему наложилась еще третья – как ему потом выкручиваться, как выглядеть в глазах общественности, тех же педагогов, друзей, соседей, родителей. У него сразу появляется ощущение, что весь район теперь знает его в лицо, все теперь будут тыкать в него пальцем и говорить: «Смотрите, это он, мальчик, который убежал из дома и так расстроил своих родителей».

Если не у всех маленьких детей есть свой мобильный телефон, то с того момента, когда ребенок подрос и начал ходить в школу или на кружки самостоятельно, когда он начал говорить: «У всех же есть телефон, мне тоже надо», у него он появляется.

Когда вы покупаете ребенку сим-карту, всегда оформляйте ее на себя. Это нужно, в частности, на тот случай, если ребенок, не дай Бог, пропадет или убежит. Первое, что необходимо будет понять тем, кто будет его искать, – какие у него контакты в телефоне, с кем он созванивался, какой был трафик интернета, что вообще предшествовало исчезновению ребенка. Чтобы это сделать, нужно будет получить детализацию – это одно из первых действий, когда пропадает ребенок с телефоном. Поэтому сим-карта должна быть зарегистрирована на родителей, причем на того из них, у кого всегда есть возможность быстро подъехать с паспортом в салон связи и получить эту детализацию. В противном случае детализация будет получена только по решению суда.

В отношении телефона я всегда рекомендую родителям соблюдать несколько очень простых правил, которые помогают обезопасить ребенка и быстро его найти в случае необходимости. Во-первых, на всех смартфонах, независимо от того, на какой базе этот смартфон – у андроидов, у айфонов – есть возможность определять местоположение телефона. Для этого не надо никуда обращаться, это функция смартфона, ее просто надо правильно настроить, и лучше это сделать сразу, когда ребенок получил этот телефон в подарок, и больше к этому не возвращаться.

Во-вторых, есть множество программ и различных приложений на смартфоны, которые помогают отслеживать перемещения ребенка. Эту же услугу предлагают и все сотовые операторы «большой тройки». Попробуйте разные варианты и оставьте наиболее удобное для себя приложение, трекер.

Я против того, чтобы родители отнимали у детей телефоны в качестве наказания: «Ты сделал плохо, останешься без телефона».

Вы не ребенка наказываете – вы себя наказываете, лишая себя возможности связи с собственным ребенком, понимания того, где он находится, и элементарных способов контроля его передвижения.

Еще один гаджет для безопасности и понимания, где находится ребенок, – часы с GPS-трекером. Мы в нашем отряде ни разу не искали ребенка с GPS-трекером. Может быть, они и теряются, но родители их быстрее находят собственными силами. Не все часы бесперебойно и точно показывают местонахождение ребенка, надо искать и пробовать разные модели. Это действительно удобно – в частности, потому что это возможность позвонить ребенку на телефон в часах, который он обязательно услышит.

Когда убежал ребенок, мы ищем его в том числе и в Сети – находим его страницу, смотрим друзей, иногда я общаюсь с бегунками в социальной сети. И по нашему опыту поисков детей мы вывели несколько правил в отношении социальных сетей. Первое и, наверное, главное: не надо запрещать – все, что запрещено, очень хочется. Пусть у ребенка будет одна страница под его именем, о которой вы будете знать, чем десять страниц с фейковыми именами, и на поиск этих нужных нам для понимания, чем все-таки интересуется ребенок, страниц мы потратим огромное количество времени.

Второе важное: когда у ребенка есть собственная страница в социальных сетях, необходимо ее контролировать. Каждый родитель решает для себя сам, каким способом он будет осуществлять этот контроль без потери доверия. Я знаю мам, которые спрашивают у детей: «Можно я посмотрю твою страницу?» Иногда дети говорят: «Можно». Некоторые родители привязывают страницу ребенка к своей почте, через нее читают уведомления и контролируют действия в соцсети. Я не уверена, что это правильно.

В любом случае, родителям, во-первых, стоит знать хотя бы то, что у ребенка есть страница, и во-вторых, видеть список его друзей и периодически его просматривать – не обязательно с его страницы, можно со своей, – и понимать, что за люди у него в друзьях. Это важно. Вы представить себе не можете, с каким количеством ситуаций мы сталкиваемся, когда спрашиваем маму: «У него есть страница?» – «Ой, я вообще не пользуюсь соцсетями, я там ничего не знаю». – «Хорошо, давайте посмотрим список друзей вашего ребенка. Вы знаете, кто это?» – «Да, это одноклассник». – «А этот?» – «Ой, нет, не знаю». – «У него в друзьях мужчина 42 лет, это кто?» Мама: «Понятия не имею!» Этот мужчина же там оказался не вчера, не позавчера…

Поэтому, какой бы способ контроля вы для себя ни выбрали – или некорректное тихое влезание в жизнь ребенка, как у меня, или вы будете соблюдать все нормы и правила этикета и просматривать его страницу со своих страничек в социальных сетях, – в любом случае держите на контроле видео, фотографии, группы и людей, с которыми он состоит в дружбе.

Этого уже достаточно, вы будете представлять, что интересно вашему ребенку. Найдите наиболее подходящий вам способ. Все моменты общения с детьми, особенно подросткового возраста, должны быть обусловлены вопросами разумного сочетания: как проконтролировать и при этом не потерять доверие.

Универсальной схемы не существует, в каждой семье есть какие-то основы и постулаты, которые нельзя обходить, и доверие – это самый важный момент, но при этом не надо забывать, что ребенок 10-14 лет – еще совсем ребенок, и его действия на просторах социальных сетей нужно держать под контролем. Не потому что он плохой, глупый или потому что он обязательно, как только вы его выпустите в интернет, сразу сделает плохо. В силу своей неопытности и свойственной этому возрасту самонадеянности дети часто уверены в том, что они знают, как лучше, и сумеют безошибочно определить, кто плохой, а кто хороший, однако мы с вами понимаем, что это не так.

Третья рекомендация: хорошо бы, когда ребенок заводит себе свою первую страничку, чтобы вы сели с ним рядом и помогли ему завести аккаунт, показали, что такое спам и как на него реагировать, поставили вместе настройки приватности, сделали с ним так, чтобы доступ к информации на странице не имели все пользователи интернета, а только друзья, и объяснили, зачем это нужно.

Не разрешайте своим детям указывать город, домашний адрес и номер школы.

Поверьте: зная город и номер школы, я узнаю, где находится ребенок, в течение 10 минут – я просто просмотрю список его друзей, найду тех же, кто из этого города и из той же школы, посмотрю информацию у них, и у одного из этих детей я обязательно выясню, где они находятся и гуляют, по фотографиям увижу все, что мне будет необходимо, чтобы понимать, где ребенок чаще всего находится. Не должно быть также фотографий с привязкой к местности – это тоже надо отрегулировать в настройках: часто, когда ребенок размещает фотографию, она оказывается на карте местности, часто практически с точным адресом, вплоть до дома.

В случае, если ребенок ушел из дома, не стоит торопиться вскрывать его страницу – если, конечно, нет прямого доступа, который не предусматривает смену пароля. В противном случае, поменяв пароль, можно лишить беглеца средства связи. А это значит, что в критической ситуации у него минус один способ позвать на помощь и сообщить о себе. Тем более что в 90% случаев «крамольные» переписки перед побегом удаляются. А список друзей, групп и прочую аналитику можно увидеть и извне, не заходя непосредственно в аккаунт ребенка. Если убежавший ребенок выходит в сеть, с ним гораздо проще наладить контакт.

Почти всегда либо мы находим этих детей, либо полиция, либо они возвращаются сами. И самое важное, когда все вроде закончилось, – сделать так, чтобы эта ситуация не повторилась. Уход из дома не должен стать универсальным клише для решения любых проблем. Поэтому не стоит сильно ругать ребенка – он тоже пережил стресс, и он, конечно, уже не такой маленький, но еще и не настолько большой.

В то же время нельзя поддаваться на шантаж и угрозы со стороны ребенка. Нужно объяснять, как это для вас было страшно, как вам было тяжело, рассказать о тех ситуациях, в которые он мог попасть, о том, что могло случиться, но падать в ноги и кричать: «Только не уходи, мы теперь на все готовы!» (такое случается, взрослым тоже бывает трудно справиться со своими эмоциями) или делать вид, что ничего не произошло, тоже не надо. Если вы ругаете, объясните, за что, не унижайте, не пугайте его. Ребенок должен чувствовать уважение к себе со стороны родителей, и в подростковом возрасте это особенно важно.

Когда у ребенка это первый побег, в поиске принимает участие множество людей, и сотрудники полиции обязательно всегда ищут бегунков, независимо от того, это первый раз или второй. Но когда это происходит во второй раз, к этому уже начинают относиться как к норме: «А, она уже уходила».

Важно не допустить того, чтобы ребенок уход из дома и хлопок дверью сделал для себя единственно возможным способом решать любую проблему с собственными родителями.

К сожалению, после первого ухода очень большой процент бегунков начинает поступать так с завидной регулярностью. Что-то не то – хлопнул дверью и ушел, ищите меня. И когда дело дошло до такого, это уже решать гораздо труднее, потому что здесь должна быть коллективная работа педагогов, родителей ребенка и непосредственно самого ребенка. Кстати, в очень большом количестве ситуаций с подростками-бегунками во многих учебных учреждениях, с которыми я непосредственно общалась во время поисков, социальные педагоги оказывают большую поддержку и детям, и родителям. В этих ситуациях нужно решать проблему сообща. Если у ребенка проблема в школе с педагогами, значит, надо разговаривать, не только ругать ребенка, но еще и беседовать непосредственно с педагогами, постараться быть справедливыми и объективными.

Ксения Кнорре Дмитриева

В 2016 году в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» поступила 1051 заявка на поиск пропавших детей. Из них 943 ребенка найдены живыми, 72 погибли, 45 не найдены до сих пор. 25 мая, в день, когда во всем мире вспоминают детей, которые так и не были найдены, в 14 часов «Лиза Алерт» открывает инсталляцию и фотовыставку «Мозаика» на ВДНХ, на площади за павильоном 62 – о детях, которых нельзя забывать, о тех, кого продолжают искать и кого ждут дома, не теряя надежды. Посещение инсталляции бесплатное, выставка продлится месяц.

Открывается инсталляция картой России и историями пропавших детей. Фотовыставка демонстрирует работу поискового отряда «Лиза Алерт». Также в этом году отряд совместно с программой Первого канала «Жди меня» и Агентством стратегических инициатив проводит акцию: 25 мая в восьми городах России в местах пропажи детей, которые до сих пор не найдены, выложат огромными буквами их имена, чтобы их можно было увидеть из космоса, и будет снят фильм.

8 5 396 0

По статистике, около 50% семей сталкиваются с побегами детей из дома (уход на несколько часов с намерением убежать также считается побегом).

Дом, в котором ребенок растет и развивается, это не просто помещение с письменным столом и кроватью. Это место, где дитя должно чувствовать безопасность и любовь родителей. Статистика подростковых побегов (а это возраст 10-15 лет) говорит о невозможности ребенка ощущать комфорт в семье. Даже самые скромные жилищные условия могут быть «местом силы» и наоборот, замки со всеми условиями могут не задержать подростка в семье.

Побег из дома – это побег не из помещения, а уход от проблем, которые ребенок не может больше терпеть.

Материальная обеспеченность, высокий уровень физического комфорта в помещении не послужат залогом счастья и желания быть дома. Только удовлетворенные нематериальные потребности могут удержать подростка от мысли «А не пожить ли мне немного на вокзале? »

Уровень проблемы, которая подвигла подростка принять решение о побеге, может быть незначительным, с точки зрения родителей или взрослого со стороны. Большинству из нас детские трудности кажутся надуманными и мнимыми, разрешимыми. Но детская психика настолько напряжена и поглощена проблемой, что проще убежать от нее.

С точки зрения взрослого здравомыслящего человека, уход из дома – это не решение проблемы. Но убегают подростки, которые не видят иного выхода. Поэтому наши взрослые взгляды и решения такого рода вопросов не работают с детьми.

Важно осознавать, что поступки детей – это не спонтанные беспочвенные решения, а реакция на внешние раздражители. Уровень раздражителя бывает разным, но всегда значимым для ребенка. Что это за раздражители и как их устранить – рассмотрим в этой статье.

Причины подростковых побегов

Основной причиной всегда является дискомфорт. При этом неудовлетворенность достигает такого уровня, что не остается ничего другого как просто убежать.

Побеги могут быть:

  1. Мотивированные.
  2. Немотивированные.
  • Насилие в семье: физическое и психологическое. Над ребенком издеваются, используют изощренные методы наказания, кричат, скандалят, унижают, насмехаются. В эту категорию входит также поведение по отношению к ребенку, определяемое как унижение чести и достоинства человека;
  • Отсутствие внимания со стороны родителей (). Тогда ребенок принимает решение уйти, ощущая свою ненужность;
  • , когда дитя «залюбили». Подросток стремится проявить самостоятельность, выпить запрещенной кока-колы или встретиться с друзьями;
  • Авторитарное воспитание, когда ребенок воспринимается не отдельной личностью, а неким дополнением к взрослым. Исключается право выбора, собственного мнения и желаний, отличительных от взрослых;
  • Страх рассказать о проблемах, которые не касаются домашних дел. Например, мальчик влюбился в девочку из высшего общества, а родители внушают, что нужно искать ровню и т.д.;
  • Зависимости родителей. Подросток убегает от запоев родителей, сборищ наркоманов в квартире и т.д.;
  • Вступление в деструктивную группу: религиозную секту, связь с местной бандой, когда уход из дома позволит полностью посвятить себя новому сообществу.

Немотивированные побеги из дома – это неадекватная реакция на обстоятельства, когда побегом ребенок реагирует на любые трудности. Причины:

  • Отказ родителей исполнить желание (купить что-то, сводить на концерт);
  • Скука. Когда от нечего делать подросток ищет приключений на свою голову.

В отдельную категорию следует выделить побеги, как результат болезни, когда подросток не осознает своих действий (шизофрения, маниакальный психоз и другие психические расстройства). В таких случаях побеги мотивированны болезнью, а не решением ребенка. Уходить из дома могут и .

Что делать, если ребенок сбежал

Если эта беда постигла вашу семью, тогда действовать нужно незамедлительно:

Что делать

Для чего

Осмотрите дом и комнату ребенка Возможно, вы найдете записку или определите, каких вещей нет: одежда, деньги, техника. Отсутствующая, например, теплая одежда говорит о планировании побега на долгое время.
Созвонитесь со всеми друзьями подростка и их родителями Узнайте, возможно ваше чадо у кого-то из них или они знают/предполагают о местонахождении. Акцентируйте внимание детей на том, что вы не злитесь. Именно друзья подростков при таком подходе «сдают» сбежавших.
Обзвоните собственных родственников Часто дети, желающие убежать от домашних проблем, обращаются к родственникам, которые им нравятся или близки.
Свяжитесь с учителями, тренерами Возможно, вы сами упустили что-то из виду или забыли об уроке английского с репетитором. Адекватно оцените временной промежуток. Если ребенок задержался на полчаса – это не повод звонить в МЧС.
Обзванивайте больницы Уточняйте, не поступал ли к ним похожий на вашего ребенка.
Напишите заявление о пропаже ребенка в полицию Изменения в законодательстве позволяют не выжидать сутки-трое, а действовать в первый же день. Не хотят брать – звоните в прокуратуру.
Организуйте группу поиска из друзей и знакомых Ищите в наиболее вероятных местах, где он чаще всего бывает или может пойти.
Сразу же сделайте пост в социальных сетях с фото и описанием сына или дочки Максимально его распространите. Это очень действенный способ.
Совершайте вышеперечисленные действия ежедневно и без остановки Это поможет находиться в курсе событий если подростка кто-то заметит.

Подросток вернулся домой: как реагировать родителям

Первое, что стоит предпринять после возвращения – поблагодарить за то, что живой. Родителей одолевают разноплановые эмоции: злость, обида, разочарование. Хочется по приходу ребенка высказать все от негодования. И тем не менее, задача взрослых иная:

  1. Обнять.
  2. Сообщить о том, как вы рады, что подросток нашелся.
  3. Успокоить чадо, ведь момент прихода домой – это стресс. Он не знает, как вы будете реагировать, боится скандалов и разборок. Избавьте его от нравоучений и истерики.
  4. Если ребенок хочет поговорить – слушайте и внимайте каждому слово. Не перебивайте, не высказывайте мнение или недовольство.
  5. Обогрейте и накормите.
  6. Сообщите всем, что подросток уже дома, чтобы не беспокоились.
  7. Скажите ему: «Я так волновалась за тебя. Несмотря на все причины, мы все решим. Дороже тебя у меня нет и не будет. Мы найдем компромисс и все наладим ».

Самое важное – дать понять, что его семья и дом именно то место, где его действительно любят, он нужен и не хотят потерять.

Что запрещается делать, когда ребенок вернулся

Хотите все испортить и подвигнуть на новые побеги? Тогда выражайте негодование, критикуйте его умственные способности (раз решил убежать) и докапывайтесь до причин, если ребенок разговаривать не желает.

Какие бы негативные чувства вы не испытывали по возвращению подростка домой, нельзя их показывать.

Запрещено:

  • Наказывать за побег. Наказание не устранит причину ухода ребенка, а лишь докажет, что решение было верным;
  • Использовать физическую силу, быть, швырять предметы в ребенка;
  • Внушать подростку, как плохо он поступил с родителями, какой он неблагодарный тиран и выступать в роли жертвы. Если ребенок ушел из семьи, значит, обстановка в семье и условия невыносимы для него. За это отвечают взрослые, а не дети;
  • Игнорировать подростка и не реагировать на произошедшее никак (как на уход, так и на возвращение). Этим вы продемонстрируете лишь безразличие к и нежелание вникнуть в его проблемы, помочь и поучаствовать. Такой подход – вклад в новые побеги.

Признаки, по каким можно предугадать побег

Уход из дома – это сложный выбор. Он дается нелегко и психологически крайне тяжел. Поэтому не заметить изменений в поведении ребенка очень трудно. Это:

  1. Игнорирование не только просьб, но и родителей как сожителей в доме в принципе.
  2. Открытая критика взглядов, мнений, действий родителей.
  3. Уход из дома под любым предлогом: к друзьям, в магазин, подышать свежим воздухом и т.д.
  4. Замкнутость, когда от подростка и слова не вытянешь. Со стороны выглядит, как будто ребенок «в космосе», думает о чем-то, погрузился в свой мир.

Ни один из признаков не гарантирует, что подросток действительно сбежит, но в комплексе с основными причинами должны насторожить. Особенно если раньше ребенок никогда себя не вел подобным образом.

Если 13-летний домосед вдруг начал больше времени проводить где угодно, но только не дома – сигнал того, что ему не комфортно находиться дома.

Что делать, чтобы дети никогда не убегали

Быть родителями непросто. Ведь главное – не накормить или шортики выстирать, а передать маленькому человеку ценности и окутать любовью. Иногда это не удается и дети уходят. Дело не в ребенке, а в системе семейных отношений, которые не выполняют своих функций. Поэтому:

  • , доверительные . Подумайте, какие качества вам важны в дружбе? И проявляйте их по отношению к чаду: выслушивайте, уважайте его позицию, смейтесь вместе, дурачьтесь, полагайтесь друг на друга.
  • Относитесь к ребенку как к личности. Некоторые родители убеждены, что их ребенок мыслит и будет действовать как они. Но это не так. У взрослых свои взгляды, у детей могут быть иные. Это нормально, поэтому дайте ребенку свободу проявляться не так, как вы хотите.
  • Никогда Это показатель слабости и неумения донести свою мысль человеческим способом. Работайте над собой, учитесь сдерживаться. Иначе – прямой путь потерять чадо.
  • Будьте динамичными. Вам не нравится пирсинг, татуировки или розовые волосы дочери? Бывает, но это ваш ребенок. Так он адаптируется к миру и самовыражается. Вместо критики, обсудите достоинства такого антуража и помогите быть красивым: купите качественную краску для волос или найдите безопасный тату-салон. В скором времени имидж ребенка изменится (только 1% людей носят кольца в носу до конца жизни), а доверие к вам и благодарность, «что вынесли внешний вид» останется.
  • Разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью. Часто родители так заняты и устают в погоне за материальными благами, что совсем не общаются с детьми. Полагают, что физического нахождения в одном помещении достаточно.

Выделяйте каждый день время (пусть 15 минут), чтобы узнать как дела у подростка, что его волнует, чем помочь. Слушайте и реагируйте, ищите совместные решения. Это позволяет понимать «в каком мире» ребенок и вовремя реагировать на необходимость помочь.

  • Давайте свободу. Не отпускать 2-летнего малыша играть на детской площадке без присмотра правильно. Но по отношению к подростку – неправильно. 10-15 лет – период активной социализации, и общение со сверстниками важно. Отпускайте ребенка к друзьям, приглашайте к себе в гости. Но только не вмешивайтесь в разговоры, не подслушивайте у двери и, тем более, потом не сообщайте ребенку «Я тут подслушала такое… »
  • Не ограничивайте нормальные вещи. Прослушивание музыки, молодежный жаргон, манера общения – это нормальные штуки подростка, который только «прощупывает» жизнь, ищет варианты и подходы. Не нравится музыка? Попросите сделать потише, но не выключить. Не понимаете значения половины слов, которые говорит ваш ангелок? Попросите разъяснить. Ищите подход через искренний интерес и желание понять, а не через запреты.

Делитесь своими проблемами и жизнью. Это один из лучших способов выстроить доверительные отношения.

Вадик стоял в углу и бубнил себе под нос: «Вот убегу от них, будут знать!»

Потом он потер разбитую коленку. И надо же было ему сегодня в новых штанах пойти гулять. В старых было гораздо лучше. А тут мало того, что коленка разбита и никто даже не пожалел, так еще мама отругала его за порванные новые штаны и в сердцах шлепнула полотенцем.

Вадик тихо всхлипывал в углу и размазывал слезы по щекам: «Ну ничего, теперь им некого будет шлепать полотенцем и в угол ставить, все, решено — уйду из дома!»

Почему ребенок грозится убежать из дома

Иногда дети хотят уйти из дома в поисках новых ярких впечатлений. Ребенку может наскучить каждодневное однообразие будней, и он решит отправиться в далекие страны, знакомые ему по ярким описаниям в приключенческой литературе (например, в Африку или на Северный полюс).

Подстегивают ребенка к уходу из дома и романтические примеры из детских книг или фильмов, где его сверстники, уйдя из дома, открывают для себя новый мир, полный неожиданных приключений и интересных встреч.

Но в большинстве случаев, угроза «уйти из дома» — это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни (несправедливое или слишком суровое наказание, чрезмерные требования родителей, скандалы в семье, появление братика или сестренки, развод родителей, появление в доме отчима или мачехи).

Чаще всего угроза «уйти» следует после какой-то ссоры. «Я покажу вам, — говорит обиженный ребенок. — Вот уйду, и вы тогда поплачете без меня». Малыш надеется, что после того, как он уйдет, родители поймут, как сильно им его не хватает.

Ребенок, грозящийся уйти из дома, выражает не столько гнев или желание независимости, сколько то, как сильно он нуждается во внимании родителей, в их защите. Он лишний раз желает убедиться в том, что его любят. Ребенок в такой момент находится во власти своих и не может контролировать себя, поэтому ему важно знать наверняка, что рядом есть любящие его родители, которые держат все под своим контролем. Любой ребенок хочет быть уверенным в том, что как бы он не был рассержен, обижен или несчастен, его родители ни за что не отпустят его.

Что делать если ребенок угрожает сбежать из дома?

Наверняка многие из нас могут вспомнить, как сами, будучи детьми, злились на родителей и были переполнены жалостью к себе. В эти минуты мы всерьез подумывали о том, чтобы «уйти в бега». Поэтому теперь, став родителями, вы должны понимать, как важно в этот момент ребенку ваше внимание. Угроза сбежать из дома — это серьезный сигнал, который не должен быть проигнорирован.

В подобной ситуации родителям, прежде всего, необходимо понять причины гнева ребенка. Необходимо разобраться, что это: протест против чего-либо, желание вырваться из-под гиперопеки или задеты какие-то чувства ребенка, нанесена серьезная обида, а может, это попытка ребенка манипулировать родителями.

— С ребенком нужно побеседовать и объяснить ему, что его чувства (гнев, обида, злость) естественны, но с ними можно успешно справиться, не уходя из дома. Важно дать понять ребенку, что он услышан и его проблема для вас также важна, вы готовы ему помочь.

— Важно заверить ребенка в том, что ни при каких обстоятельствах родители не позволят ему уйти из дома.

— Помните, ребенку в этот момент хочется быть любимым и защищенным, поэтому единственное, что он хочет от вас слышать в эти минуты, как он вам дорог и любим.

— Если ваш малыш собрался уйти из дома для того, чтобы добраться до Северного полюса, то, скорее всего, его заявление не заключает в своей основе какие-либо глубинные проблемы, и вы можете отнестись к этому факту спокойно. Важно согласиться с ребенком, что ему действительно необходима перемена обстановки и придумать какой-нибудь интересный поход или совместную увлекательную поездку.

Как не допустить уход ребенка из дома

— Если вы услышали от своего ребенка «уйду от вас», то это значит, что настало время задуматься не столько над его поведением, сколько над своим поведением и словами.
Подобную ситуацию родители часто провоцируют сами, постоянно говоря ребенку: «Все, надоел, уходи от нас!» или: «Отдадим тебя тому-то…» После таких слов ребенок оборачивает оружие родителей против них же самих.

— Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. Вообще, дети воспринимают любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, ребенок уходит сам.

— Помните о том, что для любого ребенка важны друзья. Постарайтесь, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться со своими сверстниками дома. Пусть дом для детей станет самым притягательным местом.

— Старайтесь вместе с ребенком решать, как проводить досуг. Если свободное время ребенка заполнить интересными и полезными занятиями, то многие проблемы отпадут сами собой.