Поиграем найди лишнее. Исключение лишнего. I. Предметный вариант

27.10.2023 Отношения

ВАРИАНТ 1.

Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.

Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.

Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.

Процедура проведения
Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит?". Помощь: "Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ3.

ВАРИАНТ 2.

Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8 —9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6 —7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4 —5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2 —3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий
8 —9 баллов — высокий
4 —7 баллов — средний
2
—3 балла — низкий
0 - 1 балл - очень низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее?"

ВАРИАНТ 3.

Источник: Альманах психологических тестов - М.: КСП, 1996 г. - 400 с.

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Бланк для словесного варианта

1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;

2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, этажерка, метла, вилка;
8) дедушка, учитель, папа, мама;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, шуба, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, ягода, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;
15) Василий, Федор, Семен, Иванов.


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ

Число баллов

Характеристика решения задач

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

5
---
----
5

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

4
---
----
4
1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

2,5
---
---
2,5
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов);
2) «лишнего» предмета (слова).

То же, но с помощью исследователя для обозначения:

1
---
---
1

2) «лишнего» предмета (слова).

Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения

0
---
---
0
1) предметов (слов) объединенных в одну группу;
2) «лишнего» предмета (слова).

Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дидактическая игра «Что лишнее?»
Автор: Халикова Елена Валерьевна, воспитатель I категории
Место работы: МБДОУ "Детский сад №31 г.Лениногорска"
Представлена дидактическая игра в виде карточек с изображениями животных и птиц. Игра может быть использована воспитателями, логопедами, а так же родителями. В индивидуальной и работе и подгруппами с детьми от 3 до 7 лет.
Цель:
Закреплять знания о животных и птицах. Вызвать интерес к живому миру.
Задачи:
Развивать абстрактно образное мышление, зрительную память.
Развивать умственные способности, умение классифицировать.
Расширить детский кругозор.
Воспитывать любовь к животным и птицам, желание заботиться о них.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображениями и определить что лишнее. Объяснить свой выбор.
Карточки «Найди лишнее?»
1. Домашние животные. (крокодил)
2. Дикие животные. (лошадь)
3. Кто родился из яйца? (лягушка)
4. Млекопитающие животные. (синица)
5. Птицы, которые не летают. (голубь)

Крокодил зеленый с виду,
Он не даст себя в обиду.
Крокодил – опасный хищник,
Осторожней с ним, дружище.
(крокодил)


– Но! – сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
(лошадь)


Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
(лягушка)


С желтой грудкою летит-
Что это за птица?
Как наряден ее вид!
Звать ее - синица!
(синица)


Сизые, мохнатые,
Дикие, домашние
Пёстрые и белые,
Символ мира в целом все!
(голубь)


    В игре «Бабушкины Платья» ты узнаешь, как из вышедшего из моды платья создать новый, оригинальный прикид. Отыщи в шкафу старенькое платье, обрежь все лишнее, например, подол, рукава, воротник. В комоде ты найдешь оригинальные бантики и другие украшения для наряда. Управление «мыш


    Игра Самурай Поу точно не оставит никого равнодушным! А все оттого, что детская игра Самурай Поу – это почти та же игра, что и фруктовый ниндзя, только здесь вместо сочных, ярких фруктов вам придется нарезать Поу. Только остерегайтесь черного Поу, это бомба, нашинкуете трех таких


    Пара Для Поу – это игра в которой мы познакомимся обворожительной подружкой нашего героя. Детская игра Пара для Поу поможет преодолеть все невзгоды и препятствия, разделяющие двух влюбленных инопланетян. С помощью стрелок на клавиатуре нужно подвести Поу к его пассии и страстно п


    Помогите Маше навести лоск в избушке Медведя в игре «Весёлая уборка». С утра Мишка пошел на рыбалку, оставив озорницу дома совсем одну. От скуки крошка навела такой бедлам, что одной с уборкой ей не справиться. Поддержите Машу: ей нужно разобраться, где же стояли все эти предметы


    Умение считать всегда пригодится в жизни, но редко когда есть лишнее на это время или бумага с ручкой под рукой, а то и калькулятор. Детская бесплатная игра «Устный счет» поможет Вашему ребенку в увлекательном формате игры тренировать свои навыки устного счета на скорость, против

Татьяна Гусева
Дидактическая игра «Что лишнее?» для детей 6–7 лет по лексической теме «Продукты питания»

Дидактическая игра «Что лишнее рассчитана для детей 6 -7 лет

(подготовительная группа)

Актуальность : я считаю, что данное пособие актуально для развития у детей умения

объединять предметы по назначению и рассуждать.

Цель : развитие логического мышления, восприятия и внимания.

Задачи :

1. Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения.

2. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения.

1 слайд - Название игры

2 слайд - Пояснительная записка

3-6 слайды - Содержание дидактической игры

7 слайд - Задание «Варим компот»

Воспитатель показывает детям слайд, на котором изображены продукты питания , необходимые для приготовления компота.

На слайде-задании один предмет лишний . Детям предлагается внимательно посмотреть и определить, что нарисовано лишнее , объяснить почему. продукт питания исчезает и открывается слайд-ответ.

8 слайд - Ответ на задание «Варим компот»

9 слайд - Задание «Варим суп»

На слайде изображены продукты питания , необходимые для

приготовления супа, один из продуктов лишний .

При правильном ответе ненужный продукт питания исчезает и

открывается слайд-ответ.

10 слайд - Ответ на задание «Варим суп»

11 слайд - Задание «Делаем салат»

На слайде изображены продукты питания , необходимые для

приготовления салата, один из продуктов лишний .

При правильном ответе ненужный продукт питания исчезает и

открывается слайд-ответ.

12 слайд - Ответ на задание «Делаем салат»

13 слайд - Задание «Печём блины»

На слайде изображены продукты питания , необходимые для

приготовления блинов, один из продуктов лишний .

При правильном ответе ненужный продукт питания исчезает и

открывается слайд-ответ.

14 слайд - Ответ на задание «Печём блины»

15 слайд - Задание «Печём торт»

На слайде изображены продукты питания , необходимые для

приготовления торта, один из продуктов лишний .

При правильном ответе ненужный продукт питания исчезает и

открывается слайд-ответ.

16 слайд - Ответ на задание «Печём торт»

17 слайд - Задание «Завариваем чай»

На слайде изображены продукты питания , необходимые для

приготовления чая, один из продуктов лишний .

При правильном ответе ненужный продукт питания исчезает и

открывается слайд-ответ.

18 слайд - Ответ на задание «Завариваем чай»

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.

I . Предметный вариант
Описание теста

Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция к тесту

«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название
предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых

Тестовый материал


II. Словесный вариант
Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

Тестовый материал
  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
  6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
  8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
  11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
  13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
  16. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

    Число баллов Характеристика решения задач
    I II
    Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
    5
    5 «лишнего» предмета (слова).
    Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
    4 для обозначения
    4 для обозначения «лишнего» предмета (слова).
    Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
    2,5 объединяемых в одну группу предметов (слов);
    2,5 «лишнего» предмета (слова).
    То же, но с помощью исследователя для обозначения:
    1 предметов (слов) объединенных в одну группу;
    1 «лишнего» предмета (слова).
    Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:
    0 предметов (слов) объединенных в одну группу;
    0 «лишнего» предмета (слова)

    Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

    Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления , неумения строить обобщения по существенным признакам.

    Источники
  • Исключение лишнего / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.143-152.