Понятие дошкольный возраст. Возрастная психология - дошкольный возраст. Кризис семи лет

Социальная и возрастная педагогика на первое место ставит изучение процесса перехода с одной возрастной ступени на другую. Именно на данном этапе ребенок учится социально адаптироваться, интеллектуально развивается и формируется как личность. Особенности психического развития детей дошкольного возраста – это критерии, которые нужно знать.

Дошкольный возраст 0 комментариев

Период дошкольного возраста является достаточно важным для правильного воспитания и развития детей. Данный этап разделяется на несколько возрастных групп, каждая из которых имеет определенные особенности. Методы воспитания детей, эффективные программы и технологии.

Дошкольный возраст 0 комментариев

Воспитание детей дошкольного возраста – самая ответственная работа в мире. Педагоги, занимающиеся организацией и проведением воспитательно-образовательного процесса, должны быть профессионалами своего дела. В последнее время таких профессионалов становится все меньше. Какой же он, идеальный воспитатель дошкольного учреждения?

Дошкольный возраст 0 комментариев

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – это важный этап их становления как личности и правильного восприятия мира вокруг них. Изменение мировоззрения, умение отличать реальность от выдумки, размышления и их практическое применение – все это этапы развития детского мышления. Каковы его особенности, с какими трудностями сопряжен процесс?

Дошкольный возраст 0 комментариев

К дошкольному возрасту относится период жизни ребенка от трех до семи лет. За это время малыш проходит долгий путь от младенчества до почти взрослости, и задача родителей и воспитателей – помочь ему. Развивая ребенка дошкольного возраста, стоит соблюдать ряд правил, которые помогут найти контакт с малышом и действовать максимально эффективно.

Дошкольный возраст 0 комментариев

Дошкольный возраст разделяется на несколько периодов, каждый из которых имеет определенные характерные черты. В любом случае данный момент является очень важным, так как осуществляется активное развитие детей. Особенности формирования различных качеств и мышления у детей.

Дошкольный возраст 0 комментариев

Детское дошкольное учреждение – учреждение разной направленности общеобразовательной программы дошкольного образования. В данных заведениях дети проводят практически каждый день. Возраст малышей, которые посещают данные заведения, варьируется от 2 до 7 лет.

Дошкольный возраст 0 комментариев

Полоролевое воспитание мальчиков и девочек – одна из основных задач, которая ставится перед родителями и воспитателями детских садов. Гендерное самоопределение ребенка повлияет на всю его дальнейшую жизнь, и от правильности его будут зависеть психологическое и социальное становление человека.

В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно "вливается" в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое "Я сам"), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю "почему") и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе , так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Особенности дошкольного развития детей


В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте .

Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

Психическое развитие

Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
  • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.


На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров .

Эмоциональное развитие

В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

Познавательное развитие

Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
  • получения и анализа информации;
  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.


Речевое развитие

Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми "взрослым" языком (то есть, не "сюсюкая" и не "коверкая" слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все "почему" и всячески поощрять его желание "поболтать".

Физическое развитие

Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

В отечественной психологии период дошкольного детства условно делится на три подпериода:

1. младший дошкольный возраст 3 – 4 лет

2. средний дошкольный возраст 4 – 5 лет

3. старший дошкольный возраст 6 – 7 лет

Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Ведущая деятельность: Игра - это особый вид деятельности, представляющий собой совокупность осмысленных действий, не имеющий продуктивного завершения. Ребенок получает удовлетворение от процесса игры. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

Поведение ребенка в этот период с тановится более произвольным, осознанным, целесообразным. Ребенок может сдерживать бурное проявление эмоций, появляются нормы поведения. Возрастает самостоятельность и социальная активность. Ребенок осознает свои желания и действия, ко­торые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных тре­бований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требовани­ям окружающих.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне).

Память дошкольника преимущественно непроизвольная, преобладает механическое запоминание.

В этот период продолжается активное развитие речи. Развивается наглядно - образное мышление, у некоторых детей к 7 годам- словесно- логическое. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.

Самым важным личностным механизмом, фор­мирующимся в этом периоде, считается соподчинение мо­тивов-мотивы дошкольника приобретают разную силу и зна­чимость. Наибо­лее сильный мотив для дошкольника - поощрение, полу­чение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка. Появляются новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усвоением в это время моральных норм, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, при­нятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое повеление этим нор­мам, у него появляются этические переживания.


Самооценка появляется во второй половине периода на основе эмоциональной самооценки себя («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок пре­увеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завы­шенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше поло­вины их суждений о своих успехах содержит какое-то обо­снование. К 7 годам у большинства самооценка умений ста­новится более адекватной.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осозна­ние себя ребенком становится сложной и относительно устой­чивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особен­ности своего тела, свои физические возможности, идентифи­цирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.

Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом опреде­ляют морально-нравственную ориентацию и поведение ребен­ка на данном этапе его возрастного развития.

Упражнения для работы канис-терапевта:

1. Надевание ошейника и поводка на собаку (развитие предметно-манипуляционной деятельности).

2. Ребенок гладит собаку, хвалит, выбирает игрушки на ощупь – гладкие, с выступами, различные по величине и форме (развитие сенсорных функций)

Проверяем, запомнил ли ребенок кличку собаки, называем предметы с описанием формы, размера, цвета и просим ребенка ответить, так ли это, просим показать или взять игрушку на выбор и повторить ее название, цвет, форму.

3. Выстраиваем логические цепочки (команда собаке, выполнение, поощрение), чтобы поощрить собаку, выбираем корм из контейнера определенной формы и с крышкой определенного цвета; выстраиваем занятие в форме игры (или сказки), например, путешествие с определением конечной цели и промежуточных заданий. Повторяем задание каждого этапа с вопросами и ответами пациента (развитие речевого и предметно-действенного общения).

4. Движение имеют определенный смысл, например, нужно пройти по мостику, перейти горку, обозначить форму поверхности мостика, потрогать верх пластиковой банкетки, определить, кружки там или полосочки, поднять с помощью собаки банкетку, чтобы найти «ключ» к следующему заданию (развитие ощущений, артикуляционных поз и движений).

5. Ребенок расчесывает собаку (с подсказками – хвост, ушки, голову, спинку); кормит или поит собаку из мисочки, держа ее на весу (цель - не опустить мисочку на пол); перетягивание игрушки.

6. Игры с собакой.

7. Отдых с собакой.

На чтение 10 мин. Просмотров 4.7k.

Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, красивым, счастливым и хорошо развитым человеком. Поэтому никто не хотел бы пускать процесс развития детей на самотек: все мы стремимся как-то помогать ребенку развиваться.

Мы рассказываем ему стишки, поем вместе с ним песенки, придумывает разные игры, общаемся, учим читать и писать. Однако в этом деле очень важно действовать грамотно и последовательно. Было бы немудро требовать от ребенка того, чего он пока не способен сделать в силу своих возрастных особенностей.

И было бы очень правильно развивать в нем те способности, на которые уже давно пришла пора обратить внимание. И для того, чтобы правильно воспитывать своих маленьких детей, очень важно знать, какими особенностями и способностями они обладают в те или иные возрастные этапы развития.

В этот период самое главное, в чем нуждается ваш ребенок – это забота, внимание и ласка. Это период, когда родители исполняют все желания своих детишек и мало задумываются о том, чтобы научить их чему-либо. Главная задача родителей – обеспечить максимально комфортную, любящую и жизнерадостную атмосферу в доме. Но это не значит, что развитию детей не следует уделять внимания.

Дело в том, что человек с самого своего рождения начинает процесс познания окружающего мира. Формируются способности слышать звуки и отделять один звук от другого. Также мозг ребенка учится разделять поступающую в него зрительную картинку на различные объекты, фокусироваться на одном из них и запоминать его.

К шести месяцам у детей проявляется особый интерес к цветам и начинает формироваться процесс развития восприятия пространства. Спустя всего месяц малыш с удовольствием начинает взаимодействовать с предметами: он их складывает в коробочки, открывает крышки отличает маленькие предметы от больших.

Самый первый этап становления личности человека. Именно в этом возрасте закладываются самые глубинные, самые прочные и нерушимые свойства личности человека. Считается, что те черты характера и особенности личности, которые были приобретены в этом возрасте, практически не поддаются коррекции на протяжении всей жизни. Поэтому для родителей важно понимать, что наступил очень ответственный этап, когда начинается полноценное воспитание детей.

Ранний возраст можно условно разделить на три дополнительных периода, каждому из которых соответствуют свои возрастные особенности развития:

От года до полутора лет. Период становления самостоятельности детей. Теперь ребенок не ждет, когда родители выполнять все его просьбы. Многое он пытается уже делать самостоятельно. Он много ползает по дому, чтобы добраться до интересующих его предметов. Он часто падает, набивает себе шишки, но продолжает старательно исследовать жилое помещение.

Первые звуки или даже слова, исполненные смысла, ребенок обычно начинает произносить в этот период своего развития. И хотя ребенок еще не может правильно произнести слово или фразу целиком, родители уже начинают понимать, что он имеет в виду. Идет активная фаза запоминания слов. Ребенок внимательно слушает, что говорят родители. И, не смотря на то, что он даже не пытается произносить большинство услышанных слов, все же они откладываются у него в памяти.

Несмотря на то, что ребенок не способен пока отвечать родителям и полноценно с ними разговаривать, очень важно много времени уделять общению с ним в этот период. Потому что именно сейчас начинает активно пополняться его словарный запас. Родители могут называть окружающие ребенка предметы, рассказывать для чего они нужны.

От полутора до двух лет. Продолжает развивать приобретенные раньше возрастные умения, начинает осознавать свое место в окружающем мире, зарождаются первые черты его характера. То есть уже сейчас становится очевидным, какие черты личности скорее всего будут преобладать в его характере на протяжении всей жизни. Этот период, когда родители, образно говоря, начинают знакомиться со своим чадом. К этому времени большинство детей начинают активно принимать участия в процессе собственного одевания.

Важно, чтобы родители проявляли терпение и давали ему такую возможность. Не стоит запрещать ребенку пробовать надеть что-то самостоятельно только потому, что вы куда-то торопитесь. Большое облегчение родителям приносит то, что дети начинают ходить на горшок. Иногда во время игры, увлекшись, малыш все еще может сходить «под себя», но такие случаи происходят все реже и реже.

Никогда не стоит запрещать детям брать в руки интересующие их предметы и рассматривать их. Если какой-то предмет представляет для малыша опасность, то самое лучшее решение – это сделать так, чтобы он вообще не попадался ему на глаза. Иначе многочисленными запретами родители могут поселить в детях страх познания чего-то нового, выработать в нем комплексы, мешающие его обучаемости в подростковые годы и на протяжении всей жизни. Не запрещайте ребенку копаться в шкафах. Ему очень нравится открывать различные ящички и вытаскивать из них все предметы и всю одежду.

Это важная особенность полезна для развития детей. Таким образом малыш проявляет естественную потребность к познанию мира и обыкновенное любопытство. Не стоит запрещать ему это делать.

От двух до трех лет. Ребенок уже научился ходить, взаимодействовать с предметами, у него полноценно развито зрение и другие органы чувств. Наступил черед самой активной фазы умственного развития. Сейчас малыш проявляет немного меньше физической активности, чем это делал раньше. Зато он становится наиболее общительным. Ему нравится разговаривать со взрослыми, и нужно давать ему такую возможность. Важно запомнить правило: чем больше общения – тем лучше умственное развитие.

В этот период начинаются бесконечные вопросы. Очень важно терпеливо отвечать на каждый из них. Ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка говоря «отстань!». В этом возрасте начинает прививаться любовь к музыке. Когда ребенок дома, пусть всегда звучит музыка. Причем пусть эта музыка будет разнообразной. Музыка оказывает благоприятное воздействие на собранность малыша, ведь за ее основы взят ритм. В основе всех жизненных дел тоже лежит ритм.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Этот возраст является трудным для родителей и их малыша. Потому что в этот период происходит первый кризис личности человека. Родители наблюдают резкую перестройку характера и личности ребенка. Этот период некоторые называют периодом «Я сам». К чему нужно быть готовыми родителям?

Возрастные личностные этапы детей в этот период: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Все эти негативные проявления личности в конце концов рождают в ребенке осознание того, что он является отдельной самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и желания. Для того, чтобы избежать многих острых углов и позволить ребенку гармонично развиваться, важно поддерживать его инициативу быть самостоятельным. Появляется интерес к таким занятиям, как конструирование, лепка и рисование. Ребенок начинает самостоятельно давать оценку событиям и поведению людей. Он сам пытается отличать хорошее от плохого.

В этот период развития важно осознавать, что этапы проявления негативных свойств личности ребенка вовсе не значат, что он становится плохим и невоспитанным. Не следует строго наказывать его каждый раз за некорректное поведение. Сейчас намного важнее избежать ситуаций, которые бы сформировали постоянное чувство вины и связанные с этим комплексы. От родителей ожидается настоящее мастерство, которое поможет не поощрять плохое поведение, но в то же время не нарушит психику малыша.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот период происходит значительное изменение во взаимоотношениях со сверстниками. Они становятся все более притягательными для ребенка и начинают занимать очень много места в его жизни. Теперь ребенок осознанно предпочитает играть не со взрослыми, а с детьми своего возраста. И если раньше дети просто находились рядом друг с другом, но каждый занимался своими делами и играл в свою игру, то сейчас они начинают взаимодействовать друг с другом и играть вместе.

Таким образом, формируются навыки сотрудничества между людьми. Интенсивно следуют один за другим возрастные этапы развития общения со сверстниками. Дети во время игры начинают согласовывать свои действия и добиваться одной общей цели. В этом возрасте ребенок начинает хорошо понимать невербальные признаки отношения к самому себе.

Малыш остро нуждается в признании и уважении со стороны окружающих людей. Он очень хорошо понимает, рады ему или нет, обратили на него внимание или оказались безразличными. На этом фоне часто появляются обиды, которые ребенок открыто демонстрирует. Дошкольник начинает сравнивать себя с другими и формирует мнение о самом себе. Причем если раньше ребенок наблюдал за другими людьми с целью найти с ними что-то общее, то сейчас он противопоставляет себя им.

Задача родителей – помочь сформировать положительную самооценку, но в то же время адекватную. Именно сейчас наступила пора активных ролевых игр. Нужно учить детей самостоятельно придумывать интересный сюжет, распределять роли и поддерживать конструктивные отношения с участниками игрового процесса.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.

Например, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.

Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры. Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться. Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.

Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример.

Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.

Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие.

Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее. Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку, способствует тому, что родители могут правильно понимать происходящие изменения в поведении своего ребенка, лучше будут понимать его чувства и возможности. Это поможет своевременно и грамотно оказать необходимую помощь и поспособствует становлению здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.

Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ” Дарвиш О.В. / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (л.с. Выготский). В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой - позже. Особенно сильно смещаются границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками .

Условия жизни. В это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он - индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Иrpa. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ - мамы, доктора, водителя, пирата - и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связан¬ные с ними целр. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает В.С. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет¬ские вопросы - показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых И реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Речь

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произноше¬ния. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интел¬лектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

Восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

Зрительное восприятие становится одним из ведущих;

Воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освое¬ние сенсорных эталонов);

Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос¬ледовательность событий.

Внимание

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания - речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

Значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

Внимание становится опосредованным;

Внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Формируются действия воображения:

Замысел в форме наглядной модели;

Образ воображаемого объекта;

Образ действия с объектом.

Эмоциональная сфера

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вред¬но, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

Развитие самосознания

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший.) и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.

Развивается способность мотивировать самооценку.

Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Кризис семи лет

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования - «внутренней позиции., которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, Появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

Происходит смена основных переживаний:

Открывается сам факт переживаний;

Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

Переживания приобретают смысл.

Таких образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связав с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

Интеллектуальная готовность (ИЛИ, шире, - готовность познавательной сферы);

Личностная (в том числе мотивационная);

Социально-психологическая готовность;

Готовность эмоционально-волевой сферы

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Выготский л. С. Вопросы детской психологии. -СПб., 1999.

3. Галигуззова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М., 1996.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Гл. 111. Проблемы психического развития детей. - М., 1996.

5. Ильин ЕЛ.. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жиз¬ненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е ИЗД., стереотип. - М., 2000.

8. Сапогова ЕЕ. Психология развития человека: Учеб.пособие. - М., 2001.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо¬гии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву¬зов. - М., 2000.

11,ЭльконинД,Б. Детская психология. - М., 1994.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах.