Развитие моторики руки 7 лет. Развитие моторики у детей. Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий.

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка, которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки.

Представленный материал предназначен для детей 6-7 лет.

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий:

Составить узор самостоятельно

Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета).

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Учитель дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет), другое - светлое (самолет виден хорошо).

Варианты заданий:

Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т.д.

3. Тир

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения, точность

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение, речь

Каждый ученик получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий:

Изобразить волшебное море, волшебную поляну и т.д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий:

Дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

Самостоятельно придумать, как изобразить реку.

За моторику рук отвечают мышцы в кистях. Каждый ответственный родитель знает насколько важно развивать моторику у юных умников дошкольного и младшего школьного возраста. Но не всем известно, каким образом нужно работать со своими детьми. Существует множество систем и упражнений, позволяющих развивать моторику детских рук в соответствии с требованиями по возрасту.

При этом если не работать над проблемной моторикой рук и пальцев, то ребенку будут сложно даваться даже незначительные повседневные задачи. Так, специальные упражнения позволят быстро научиться завязывать на кроссовках шнурки, застегивать на пальто пуговицы. Кроме того, полученные навыки помогут научиться держать в руках кисточку или карандаш более уверенно, что важно в подготовке к первому классу.

Существует еще один важный аспект. Центры, отвечающие за моторику и активную речь, расположены в мозгу в непосредственной близости друг к другу и взаимодействуют между собой. Соответственно, развивая один центр, мы развиваем и соседние, а это только положительно сказывается на общем развитии вашего ребенка.

Как развить моторику пальцев в дошкольном возрасте


Полезно делать легкий массаж пальчиков, что благотворно сказывается на развитии речевых зон. Для детей дошкольного возраста от 5 лет, существует огромное количество заданий, часто в форме стишков. Такие считалочки отлично развивают и память. Также ловкость движений нарабатывается во время самостоятельного одевания, обувания, употребления пищи. Очень важно уделить достаточно внимания развитию мелкой моторики рук и пальцев в процессе подготовки малютки к первому классу, ведь во время учебы он столкнется с повышенной и непривычной нагрузкой. Для занятий следует выбирать упражнения, учитывающие склонности и физическое развитие вашего ребенка, чтобы не переусердствовать с нагрузкой.

Вместе с этим ищут и читают:

Видео: Развиваем моторику весело

Основные задания для развития моторики у крохи


Из большого количества различных упражнений, опишем некоторые более распространенные и эффективные:

  • Пальчиковые гимнастические задания для детей в возрасте от 4 лет – наиболее распространенные упражнения, которые отличаются интересной и увлекательной для ребенка формой, а поэтому позволяют достичь высоких результатов. Со временем в гимнастические игры следует вводить мелкий реквизит, к примеру, кубики.
  • Предпочтение лучше отдавать тем упражнениям, где осуществляется тренировка каждого пальца в отдельности, а также существуют этапы напряжения, расслабления и растяжки. Однако переусердствовать не нужно – нагрузка должна соответствовать уровню физической подготовки ребенка.
  • Будьте внимательны, занимаясь с детьми, которым характерна гиперактивность, – пальчиковая гимнастика очень хорошо влияет на тонус коры мозга. Если же малютка не выказывает особого интереса к занятиям, попробуйте задействовать карточки с изображениями или любой другой методический материал.
  • Регулируйте продолжительность занятий. Для дошкольников и малышей от 4-х лет, время на выполнение упражнений составляет 15 минут.
  • На результативность будет влиять и регулярность выполнения: старайтесь заниматься каждый день. А чтобы крохе не надоело, выбирайте упражнения, которые могут становиться частью развлекательного, процесса образования или домашних дел.

  • Терапия песком. Необычайное влияние песка на психику человека изучено уже достаточно давно, поэтому он очень активно используется в работе многими специалистами. Задания с песком для детей позволяют не только развивать моторику, но и раскрывать свой творческий потенциал. Для организации занятий вам нужна средняя коробка с песком. В ней спрячьте небольшую игрушку, а ребенок пускай ее отыщет. Для усложнения можно использовать несколько небольших предметов.
  • Задания с мелкими детальками. Упражнений для детей с использованием мелких игрушек и предметов великое множество. Отлично здесь помогут пуговицы, бусины, крупа или камешки. Крохе можно предложить покатать предмет между пальцами, угадать его на ощупь, надавить на него подушечками и пр.
  • Еще одним эффективным упражнением для детей является вырезание фигурок ножницами по контуру. Начинать нужно с простых геометрических фигур, постепенно усложняя задачу. Научите ребенка вырезать фигурки, контуры.
  • Оригами, а именно плетение ковриков из бумаги. Такие задания будут хороши не только для моторики рук, но и в целях улучшения памяти. К тому же занимаясь созданием бумажных птичек, самолетиков, бантиков, малыш сможет развить свое творческое воображение и усидчивость. Такое занятие будет интересно ребенку с ранних лет.
  • Также можно заняться с крохой совместной подготовкой дома к празднику, вырезав цветочки, елочки, фигурки или листочки.
  • Кроме бумаги, материалом для плетения ковриков может стать солома, ивовые прутья, шпон, тесьма и ленты. Оригами является очень популярным занятием. Данная техника нередко применяется профессиональными психологами и преподавателями для развития деток с малых лет.
  • Аппликация. Данное занятие направлено на создание разнообразных открыток, картинок и прочих оригинальных композиций. Все, что понадобится для занятий — это клеящий карандаш, цветная бумага, картон и ножницы. Вырезая из бумаги разные фигуры, ребенок будет осуществлять развитие мелкой моторики рук, а комбинация различных материалов поможет ему в полной мере проявить свои творческие способности.
  • Лепка. Это любимое занятие любого ребенка. Даже малыши в возрасте от 2 лет будут с удовольствием лепить, но только под пристальным взглядом родителей. Для того чтобы совместить приятное с полезным, предложите малышу лепку из пластилина, специальной глины или соленого теста. Также можно покрыть пластилином тарелку или бутылку, украсив изделие какими-либо природными материалами: веточками, зернышками, ореховой скорлупой, фисташками. Такие украшения являются довольно крепкими и привлекательными.
  • Популярными стали и такие задания, как шнуровки. Они разделяются на сюжетные, например, тканевые, а также легкие – художественное плетение. Первый вариант представляет собой незаконченную картину, которую необходимо завершить путем присоединения недостающей детали в виде шнурков. Тканевые рисунки чаще всего представлены пазлом, элементы которого соединяются друг с другом посредством шнуровки. А художественное плетение предполагает создание картины на цельном предмете. Основа композиции при этом изготавливается из древесины или других безопасных материалов. Такие игры в обязательном порядке имеют в своем комплекте инструкцию и все необходимые материалы. Рекомендованы для малышей от 3 лет.
  • Раскрашивание шаблонов и рисование. Данный вид деятельности особенно полезен для тех детей, у которых имеются такие отклонения в развитии, как слабый двигательный аппарат ведущей руки. В таком случае у ребенка может наблюдаться слабость в руке, плохое контролирование движений. Лучшим вариантом для укрепления пишущей руки и улучшения мелкой моторики является рисование.

Видео:

С чего следует начать развитие воображения крохи


В процессе рисования ребенку передается интерес к творчеству, развивается воображение, малыш учится различать цветовую гамму. Для развития мелкой моторики рук в ходе занятий могут применяться самые разные техники. Но начать лучше всего с таких заданий:

  • Рисование по точкам.
  • Обводка контура.
  • Рисование без отрыва руки от листа.
  • Завершение рисунка, когда малыш дорисовывает картинку.

Графические упражнения являются обязательной частью программы современных детских садов и начальных классов, потому отлично подходят для детей 5-7 лет. Но для того чтобы ускорить развитие мелкой моторики рук необходимо проводить закрепление полученных знаний на дому. Графические задания улучшают ориентирование крохи на листе бумаги, что является хорошей подготовкой для школьных занятий.

Еще одни интересным занятием будут задания по штриховке, которые ребенок должен выполнить на чистом листе. Следите за тем, чтобы малыш не отрывал руку от бумаги в процессе проведения линии. Несмотря на то что штриховка считается одним из самых легких упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, она также является очень эффективным. Физическое развитие детей дошкольного возраста является очень важным. Однако о других аспектах также не следует забывать. Если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение, то вы можете развивать мелкую моторику пальцев в домашних условиях. Для этого не нужно быть специалистом в данном деле, достаточно лишь придумать своему малышу увлекательное и полезное занятие. Это может быть, к примеру, просьба перемотать клубок ниток, застегнуть пуговицы, завязать и развязать ленту, перебрать крупу и прочие.

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в , которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.


Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

С 7 месяцев до года

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.

С года до двух лет

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.

С 2 до 3 лет

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

  • Работа с тестом.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Работа с ножницами и цветной бумагой.


Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.


Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.


Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.


Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Вставай, Середка!

    Вставай, Сиротка,

    И крошка-Ерошка!

    Привет, ладошка!

  2. К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  3. С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.


Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  1. Пирамидка.
  2. Кубики.
  3. Ребристые погремушки.
  4. Мячики разных размеров.
  5. Сортер.
  6. Книжки с выпуклыми картинками.
  7. Конструктор.
  8. Счеты.
  9. Пазлы.
  10. Лабиринты.
  11. Рамка со шнуровкой.
  12. Бусы.
  13. Кнопочные игрушки.


Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

«Как взрослый»

Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

Пуговицы

Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

Сортировка

Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

Рисование на муке

Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

Лоскутки

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

Шнуровка

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

Губка

Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

Сборщик

Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

Фокусник

Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

Заключение

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

Ряд исследований таких ученых, как Л.С. Выгодского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева были направлены на доказательство того, что дети 6 лет и дети 7 лет приходят в школу с разным багажом знаний и у шестилеток в основе данного багажа отсутствуют новообразования, присущие детям семи лет. Именно в период от 6 до 7 лет проявляются очень заметные, прогрессивные изменения психофизиологических функций, сенсорной сферы, личностных новообразований.

Большие изменения претерпевает такой процесс, как восприятие , оно становится более целенаправленным, управляемым и планомерным, легче устанавливаются ребенком взаимосвязи между речью и мышлением. Ведущим при ознакомлении с окружающим становится именно зрительное восприятие.

Все более отчетливо отслеживается формирование произвольности таких процессов, как память и внимание . Связано это не только с психофизиологическими процессами созревания, но и с тем, что дошкольник, при соответствующей подготовке старается использовать специальные приемы сосредоточения и запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала, планирующие функции речи.

Что качается анализа процессов мышления дошкольников 6 и 7 лет, изучение которых отражены в трудах Г.Г. Кравцова, И.Л. Семаго Д.Б. Эльконина и др., то можно выделить следующие изменения:

Переход от эгоцентризма к децентрации, что позволяет объективнее воспринимать действительность, мышление становится внеситуативным;

Формирование новых способов умственных действий, опора при решении задач на словесно-логические рассуждения, освоение определенных действий при различных подходах к решению проблемных ситуаций;

Возрастает планомерность мышления, практические действия становятся итогом предварительного обдумывания, обсуждения;

Познавательная активность становится более упорядоченной, проявляются осознанные стремления проявить свои знания. попробовать свои силы;

Отчетливо прослеживаются индивидуальные особенности мышления: гибкость, самостоятельность, пытливость .

Еще один процесс, неотъемлемый от детского сознания – воображение, тоже претерпевает серьезные изменения именно к семилетнему возрасту. Оно все более приобретает произвольный характер. Ребенок старается сначала создать замысел, а затем планомерно его реализовать. В игре ребенка, благодаря развитому воображению все больше элементов замещающей деятельности и предметов-заместителей, уже нет необходимости в наглядной опоре для создания сюжетов и образов.

Эмоционально-волевая сфера ребенка так же претерпевает серьезные изменения именно к 7 годам. И здесь психологи отмечают массу противоречащих явлений. С одной стороны может ярко проявляться кризис 7 летнего возраста, который Л.С. Выгодский описывает такими признаками, как утрата детской непосредственности, наивности, появление манерности, вертлявости, натянутости с скрытности в отношениях .


В то же время такие ученые, как А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько отмечают, что к 7 годам чувства ребенка становятся более осознанными, разумными, внеситуативными. В основе мотива поведения уже лежат не внешние запреты, а усвоенные нравственные и эстетические нормы.

Вообще, что касается такой характеристики, как произвольность, формирование которой у дошкольников прослеживается, как в психических познавательных процессах, так и в эмоционально-волевой сфере, то она в большей степени присуща именно детям 7 лет, нежели шестилеткам. Это подтверждают методики и проведенные по ним исследования Н.И. Гуткиной. Она отметила, что при выполнении таких задач, как работа по образцу, сенсомоторная координация – семилетние дети всегда справляются лучше, чем дети более младшего возраста, хотя их познавательная активность и мотивационная готовность могут быть и на одном уровне .

Еще один компонент школьной зрелости, который можно рассматривать, как часть психофизиологическго развития, но по причине, что в учебном процессе большую роль играет успешное овладение письмом – этот компонент принято диагностировать отдельно – это уровень развития мелкой моторики руки. Это вопрос глубоко изучался в теоретическом и практическом амспекте в отечественной психологии такими специалистами, как Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер.

Всегда психофизиологическая незрелость сопровождается слабым развитием мелкой моторики руки, это наглядно подтверждают такие методики, как ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Иирасека, тест Бендер. Однако низкий уровень развития мелкой моторики руки может встречаться и у детей имеющих высокие интеллектуальные показатели и нормальный уровень развития процессов саморегуляции. Причиной в этом случае может являться:

В дошкольном детстве было уделено недостаточное внимание таким важным видам деятельности, как рисование, лепка, вырезание ножницами, пренебрежение пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой;

Астенический тип личности, слабый тип ВНД, в результате чего пальцевые мышцы не имеют достаточной силы – ребенок старается выполнять задания связанные с письмом, но быстро утомляется истощается.

Ведущей рукой ребенка является левая рука, но дошкольника активно переучивали в правшу

Исследования Н.И. Гудкиной, Т.Б.Филичевой, Л.В. Занкова указывают так же на то, что при одинаковых системах упражнений для развития мелкой моторики руки для детей 6 и 7 лет, более старшие дети имеют более высокий уровень развития мелкой моторики, процесс овладения упражнениями в такой группе идет успешнее, а положительная динамика выше.

Таким образом психологическая наука имеет большой ряд доказательств того, что дети семи лет в силу более зрелого уровня психомоторного развития, развития психических познавательных процессов, мелкой моторики руки имеют и более высокую степень готовности обучения к школе.

Родители будущего школьника часто слышат о том, что необходимо обратить внимание на его тонкую моторику. Что же это такое – тонкая, или мелкая, моторика и почему она так нужна будущему школьнику, попробуем разобраться в этой статье.

Что такое развитие мелкой моторики рук?

Начнём с физиологии. Общее развитие моторики – это двигательное развитие всего организма, подразумевает своевременное овладение, координацию, согласование и тренировку всех мышц организма. Крупная моторика отвечает за согласованные движения всего тела (так называемые локомоции) – ходьбу, ползание, бег. Однако у человека есть и особый, уникальный орган, позволяющий выполнять очень точные, порой невидимые глазу манипуляции: это кисти рук, пальцы. Именно эту двигательную систему и называют «мелкой, или тонкой, моторикой».

Двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребёнка, само по себе является показателем формирования центральной нервной системы. Однако в преддверии школы сформированность моторных навыков кисти, ловкость пальцев будущего школьника не только отражает благополучие его психомоторного развития. Они становятся ещё и совершенно необходимым условием для его успешности в обучении, ведь школьные занятия требуют высокого уровня формирования графического навыка. Поэтому при подготовке ребёнка к школе родителям важно верно оценить уровень развития графо-моторных навыков.

Вот круг графических умений, необходимых для того, чтобы ребёнок успешно справлялся со школьными заданиями:

  • раскрашивание : по тонкому контуру, с мелкими деталями, не выходя за их пределы;
  • обведение фигур по пунктиру, проведение ровных линий в «коридоре», в графическом лабиринте;
  • копирование графического задания как на листочке в клеточку, так и на чистом листе А4;
  • штриховка разнообразная, в разных направлениях;
  • тонировка – варьирование нажима карандаша для получения тонов разной насыщенности;
  • графический диктант – выполняется на листочке в клеточку под диктовку взрослого: либо фигура, либо орнамент;
  • дополнение образца до целого , рисование отражения, дорисовывание симметричного изображения.

Если вы отмечаете, что не все эти навыки у ребёнка достаточно сформированы, пора начинать тренировку пальцев.

Как проводить занятия?

Занятия для развития мелкой моторики с ребёнком 6–7 лет лучше проводить в первой половине дня, после завтрака, в спокойной обстановке. Немаловажными являются офтальмо-гигиенические соображения – освещённость, угол наклона парты или стола, удобство рабочего места. Следите за осанкой, приучайте ребёнка сидеть ровно, правильно держать карандаш при выполнении графических упражнений.

Помните: нельзя заставлять ребёнка заниматься. Задания должны быть интересны ребёнку, а занятия со взрослым сами по себе очень нравятся шести-семилетке.

Среди заданий могут оказаться трудные для ребёнка. Может быть, ему не даётся копирование или ориентация на листе. Часто тренировка графического навыка нелегко даётся ребёнку; в этом случае сделайте упор на творческие задания. Экспериментирование с новым материалом, создание нестандартных работ не только укрепит ладошки, но и подтолкнёт творческое мышление ребёнка.

Задания на развитие моторики

Занятия для развития моторики разнообразны, но их можно разделить по виду деятельности, причём для более полноценного развития движений ребёнка их надо чередовать, избегая однообразия.

  1. Рисование. Наилучшим образом развивает точные движения рук рисование карандашом и непосредственно пальцами и ладошками. Когда малыш рисует карандашами, он может экспериментировать с нажимом, что невозможно при рисовании фломастером или ручкой. Использование пальчиковых красок даёт возможность ребёнку получить новые тактильные впечатления, при пальчиковом рисовании работают все рецепторы руки, что стимулирует чувствительность и точность тактильного восприятия, создаёт необходимую основу для тонких движений руки.
  2. Лепка из разных материалов (пластилина, солёного теста, глины), а также создание пластилиновых картин, когда ребёнок размазывает пальчиками пластилин по картону по контуру или создаёт новый образ.
  3. Работа с бумагой . Оригами, вырезание, кручение и аппликации с разнообразными материалами. Чем фактурнее материал (гофрированная, бархатная бумага, папиросная, фольга, ткань, кожа), тем полезнее занятие для мелкой моторики.
  4. Конструирование . Тут выбор материала также велик: блоки, металлические конструкторы, магнитные, деревянные – все они развивают ловкость пальцев.
  5. Рукоделие – вязание, вышивание, шитьё.

Игры для развития моторики

Совершенно необходимо чередовать занятия «за столом» с двигательными играми, которые позволят ребёнку отдохнуть, эмоционально «подзарядиться». Игра помогает:

…поддерживать «моторный баланс»


Будущему первокласснику предстоит много писать, рисовать, заниматься поделками, подолгу сидя за партой. Фокус его моторной деятельности всё более смещается с общих локомоций на тонкую моторику. Если ребёнок долгое время трудится за столом, он, возможно, и способен выполнять очень тонкие работы руками, но в остальном мышцы слабые, тонус распределён неравномерно, координация плохая. В будущем это неминуемо приведёт к изменению осанки, что чревато проблемами со здоровьем. Поэтому следите, чтобы мелкая и крупная моторика ребёнка были задействованы в равной мере, находились в балансе на протяжении дня. Регулярные физические нагрузки, в первую очередь спортивные игры, а также плавание, ходьба, зарядка, когда дети выполняют упражнения по образцу, развивают координацию в целом всего организма и помогают ребёнку сохранить здоровье и активность при малоподвижном образе жизни.

…упражнять силу рук

В игровой форме дети с удовольствием выполняют упражнения, которые равномерно распределяют мышечный тонус, укрепляют мышцы кисти и руки.

Игра «Цепочка»

Ребёнок на обеих руках соединяет указательные пальцы с большими: это звено цепочки, далее ребёнок сцепляет два звена, как в цепочке, и тянет в разные стороны, пытаясь разомкнуть цепь. Считает до 10 и отпускает, расслабляет руки. Далее то же самое повторяет с другими пальцами.

Игра «Силач»

Ребёнок сжимает изо всех сил кулачки, сгибая руки в локтях, как силач. И начинает счёт: держит как можно больше, а потом расслабляет.

По окончании таких упражнений очень важно дать отдохнуть рукам, прислушаться к ощущениям в ладошках, в пальчиках.

…научить отдыхать при работе «за столом»

Лучший способ отдохнуть от выполнения графического задания – расслабить мышцы руки, сменить вид моторной активности. Для этого можно предложить ребёнку сделать пальчиковую разминку.

Игра «Кулачок-ладошка»

Ребёнок поднимает ручки и изо всех сил сжимает их, считает до пяти, а затем кладёт на стол ладошки и предплечья, максимально их расслабляя.

Игра «Снежки»

Ребёнок сильно сжимает ладошки, как будто лепит снежок. «Снежок» должен быть крепким, «чтобы не развалился». Затем малыш с силой «кидает» снежок «далеко-далеко», чередуя руки.

После каждого упражнения ребёнку надо расслабить ручки – потрясти их кистями вниз, сделать движение, как будто он стряхивает воду. Эти упражнения помогут рукам отдохнуть, тренируют подвижность и ловкость пальцев.

С этой же целью научите ребёнка технике массажа кистей. Сначала левой ручкой малыш хорошенько разминает пальчики правой, начиная от ногтевой фаланги и вверх по пальчику, а затем меняет руки.

Интересные задания и игры помогут ребёнку освоить необходимые навыки письма, укрепят и разовьют его пальчики. Они эффективно стимулируют мозговую деятельность, что благоприятно отразится на его интеллектуальных способностях. Развитая мелкая моторика поможет сформировать графический навык и поможет будущим успехам в обучении.