Учебно-методическое пособие по музыке (средняя группа) на тему: сценарий казачьего праздника "Первых штанов". Сценарий казачьего праздника в старшей группе. «Праздник первых штанов»


СЦЕНАРИЙ
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ПРАЗДНИК ПЕРВЫХ ШТАНОВ»
Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.
Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.
Постепенно вводить в словарь детей казачьи термины: сборки (посиделки, зараз (сейчас), курень, горница, круглик, взвар.
Способствовать становлению личности, воспитывать эстетический вкус.
Доставить детям удовольствие и радость.
Материал: Аудиозапись песен «Бабочка -моторочка», мелодии различных казачьих песен (как фон), лошадки на палочках, ведра, тазы, платочки.
Угощение: Круглик, взвар.
Словарная работа: Сборки, зараз, курень, горница, круглик, взвар.
Предварительная работа: Разучивание песен «Как у нашей сотни», «Если хочешь быть военным»,«Субботея», частушки, знакомство с казачьим фольклором.
Методические приемы: Чтение четверостиший, пение песен, игра, танцы.
Дети под казачью песню заходят в зал парами.
Реб. – Кто не знает группу нашу?
Здесь ребята – молодцы!
Просят все добавку каши,
Казачата – удальцы.
Реб. – Дом казачий есть у нас,
В нем старинные предметы:
И кувшин, кровать и таз
Помнят дедовы заветы.
Реб. – Казаком я смелым буду,
Шашку на ремне носить,
Мать родную не забуду,
Буду Родине служить.
Реб. – Дайте лошадь мне донскую,
Поскачу я по степи.
Песню нашу удалую
Запою, как казаки.
Реб. – Вольный ветер, степь без края,
Дым до неба у костра.
Жизнь походная такая
У донского казака.
Реб. – Мы казачки не простые,
Просим помнить это вас.
Все казачки – «Расписные»,
Садик «Радуга» у нас.
Реб. – Мы и пляшем и поем,
Моем и стираем.
В доме чисто приберем,
А потом играем.
Реб. – Вот такой у нас уклад.
И растут ребята,
Все любимые подряд
В группе казачата.
1 Ведущая: Здорово ночевали казачата, будьте здоровы гостечки дорогие. А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?
Дети: У нас праздник первых штанов.
1Ведущая: А что это за праздник вы знаете? А давайте мы пойдем на сборки к казачке и все узнаем.
Звучит казачья песня в зал заходит 2 Ведущая –Казачка с кругликом в руках.
Казачка. – Гости мои любезные! Заходьте в мой курень, в горницу. Зараз у нас будут сборки – посиделки, а посвящены они празднику первых штанов. Вам уже по 4 года и казачата получали в этом возрасте в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.
Звучит фонограмма казачьей песни.
Стук в дверь.
Казачка: - А вот и гости пожаловали на наши посиделки.
(входят дети первого класса в казачьей одежде)
Дети: - Здорова дневали, казачата!
Казачка: - Слава Богу! Проходите гости любезнаи.
1 реб: Мы преображенские казачата
Очень дружные ребята
Век готовы мирно жить
Дону –батюшке служить!
2 реб: Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.
3 реб: А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Ведь не зря все дончаки
Дону –батюшке верны.
4 реб: Вот такие мы ребята-
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!
Дети: - Мы пришли к вам погутарить о том о сем, да рассказать каким должен быть казак.
1 Реб: Заветы старины в семье казаков,
Хранились испокон веков.
Эти заповеди святы-
Сейчас расскажем вам их мы.
2 реб: Честь и имя казака
В жизни главные всегда
С детства честью дорожи
и достоинство держи.
Коль не прав так признавай
Злобу в сердце не пускай
3 реб: Слово дал- его держи,
Казачьим словом дорожи!
Помни слово казака
Было верное всегда.
Лучше мудро промолчать,
Чем в пустую обещать.
4 реб: Старость всюду почитай,
Стариков не обижай.
Пожилого казака
Почитай как за отца,
Престарелою казачку
Своей матерью считай.
5 реб: Если трудно – погибай,
Но товарища спасай!
В службе, в доме на работе,
На рыбалке, на охоте
Другу всюду помогай,
Если надо выручай!
6 реб: Век служи и век трудись-
Такова казачья жизнь!
Не гордись чужим добром,
А живи своим трудом.
Обеспечь свою семью,
Презирая лень свою.
Реб: - Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.
Реб: - И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.
Казачка: - Спасибо гости любезные. Вот зараз мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.
(проводиться аттракцион: «Проскачи на лошадке по кругу»)Казачка: - Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Субботея» в подарок нашим гостям.
Песня «Субботея»
Казачата-школьники уходят.
За дверью слышится пение казака под баян.
Слышится ржание коня. Раздается стук в дверь.
Казачка: - Кто-то еще к нам пожаловал. Заходи, добрый человек, к нам на посиделки.
Появляется казак Нестеров Николай.
Казак: - Здорова дневали, казачата!
Казачка: - Слава Богу!
Казак: - Вот услыхал, как вы песни играете, дай, думаю загляну к вам. Меня – то вы узнали?
Казачка: - Знаем, знаем тебя казак Николай. Ты с хутора Калачевского. Спасибо, что пожаловал в нашу горницу. Проходи, присаживайся. С чем ты к нам пожаловал?
Казак: - Да, я с хутора сено везу. Это моя помощница Бурка
- Устала моя красавица я ей овса дал, пусть отдохнет.Дед: - Слыхал я издалеча,как вы песня играли, да не расслышал я ее. А вы много песен казачьих знаете? А я вот сейчас проверю.
Песня «Как у нашей сотни»
Казак: Молодцы, умеете играть песни.
Казачка: - Конечно умеем, а еще умеем частушки играть
Сольные частушки.
Казак: - Ай, да казачата! Молодцы! Песни и частушки играть умеете, мабуть и плясать смогете?
Казачка: - Конечно, сможем.
Танец: «Стирка» .Казак: А игрища умеете устраивать?
Игра –аттракцион « Кто вперед возьмет нагайку»
Песня «Если хочешь быть военным»
Казак: - Спасибо любезные, за радость. Но мне пора домой.
Казачка: А мы казака без песни не отпустим
Казачка: Я тоже из краев казачьих
Там где Хопер впадает в Дон,
промчались дни мои ребячьи,
И где остался отчий дом.
Стоит казачий там курень
Там настоящий есть плетень!
А песня! Ах какая песня!
Любую душу усладит!
А плясовая? Ведь на месте
Никто из вас не усидит!Казак: - А зараз сыграем песни «Эх донские казаки», « Командирик молодой».
Казак: Все мне пора. (Свистит) Где же моя Бурка, пойду напою ее студеной водой с Бузулука. (уходит) .Казачка: - Ну, что ж гости мои любезные, приглашаю вас отведать круглика и испить взвару.

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Задачи: - Обогащать знания детей и их родителей о казачьих традициях.

Формировать нравственно-патриотические чувства и духовность у дошкольников.

Способствовать решению задач творческого развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «РОДНИЧОК»

С. КОНСТАНТИНОВКА

Подготовила музыкальный руководитель

Ожегова Ирина Владимировна

2018г

с. Константиновка

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Задачи: - Обогащать знания детей и их родителей о казачьих традициях.

Формировать нравственно-патриотические чувства и духовность у дошкольников.

Способствовать решению задач творческого развития личности.

Словарная работа:

Дом – курень.

Ведро – цибарка.

Корзина – сапетка.

Кувшин – глечек.

Тюльпан - лазорик.

Петух – кочет.

Предварительная работа: Разучивание песен «К нам гости пришли», «По малину в сад пойдём», «Если хочешь быть военным», « Марш казачат» и казачьих танцев, знакомство с казачьим фольклором.

Ход праздника

Выходит под музыку казачка .

Казачка: Здорово дневали! Уважаемые гости, казаки и казачки!

Собрались мы сегодня на казачий праздник, который называется «Праздник первых штанов». Ребятам нашим уже 5 лет, а казачата в этом возрасте получали в подарок первые брюки с лампасами. И наши казачата сегодня в первый раз надели свои казачьи наряды.

Выход казачат под казачью песню «Мы казачата.»

1.Казаком я смелым буду,

Шашку на ремне носить.

Мать родную не забуду,

Буду Родине служить.

2.Вольный ветер, степь без края,

Дым до неба у костра.

Жизнь походная такая,

У амурского казака.

3.Дом казачий есть у нас,

В нѐм старинные предметы:

И кувшин, кровать и таз,

Помнят дедовы заветы.

4.Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята – молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата – удальцы.

5.Мы казачки не простые,

Просим помнить это вас.

Все казачки, мы амурские,

В группе «Солнышко» у нас.

6.Мы и пляшем и поѐм,

Моем и стираем,

В доме чисто приберѐм,

А потом играем.

7.Дайте лошадь мне лихую,

Поскачу я по степи.

Песню нашу удалую

Запоём как казаки

Песня « К нам гости пришли.»

После песни дети проходят, садятся на стулья.

Слышится ржание коня. Стук в дверь.

Казачка: А вот и гости к нам на праздник пожаловали.

(Входят казаки, лицей).

Дети: Здорово дневали, казачата!

Казачата: Слава Богу!

Казак: Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Казачата: А то!

1.Заветы старины в семье казаков,

Хранились испокон веков.

Эти заповеди святы –

Сейчас расскажем вам их мы.

2.Честь и имя казака,

В жизни главные всегда.

С детства честью дорожи,

И достоинство держи.

Коль не прав, так признавай,

Злобу в сердце не пускай.

3.Слово дал – его держи,

Казачьим словом дорожи.

Помни, слово казака,

Было верное всегда.

Лучше мудро промолчать,

Чем впустую обещать.

4.Старость всюду почитай,

Стариков не обижай.

Пожилого казака,

Почитай как за Отца.

Престарелую казачку,

Своей Матерью считай.

5.Если трудно - погибай,

Но товарища спасай!

В службе, в доме, на работе,

На рыбалке, на охоте,

Другу всюду помогай,

Если надо – выручай!

6.Век служи и век трудись –

Такова казачья жизнь!

Не гордись чужим добром,

А живи своим трудом.

Обеспечь свою семью,

Презирая лень свою.

С 5 лет настоящего казака обучали верховой езде. Поэтому мы дарим вам лошадок.

Казачка: Спасибо гости любезные. (гости уходят).

Вот зараз, ребята, вы и поупражняетесь в верховой езде на лошадках

Конкурс: «Кто первый».

Для этого мне нужна казачка! И два казака – выходите! Задание: казачка держит платки. А казаки должны проскакать от подсолнуха до другого подсолнуха, вернуться и первым взять платочек у казачки. Кто первый тот победил!

Слышится ржание коня. Стук в дверь .

Казачка: К нам ещѐ гости пожаловали.

Появляется казак.

Казак: Здорово дневали, казачата!

Все: Слава Богу!

Казачка: Чьи будете?

Казак: Звать меня Андрей. Станичник Константиновский.

Пришѐл казачат с праздником поздравить! Да испытать их. Умеют ли они по-казачьи гутарить? А ну – ка скажите, что на картинке?

Дом – курень.

Ведро – цибарка.

Корзина – сапетка.

Кувшин – глечек.

Кукла - кундюбочка, болезарочка.

Тюльпан - лазорик.

Петух – кочет.

Казачка: Слов казачьих много есть, да и всех не перечесть. Ну – как справились?

Казак: Любо вы гутарите, славное поколение подрастает у нас на Амуре.

Казачка: Проходи, присаживайся казак Андрей, а казачата расскажут, какие казачьи заповеди знали:

1.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2.Казаки все равны в правах.

3.Чти старших, уважай старость.

4.Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

5.Держи слово, слово казака дорого.

6.Погибай, а товарища выручай.

7.Береги семью свою, служи ей примером.

Казачка: Любо, молодцы казачата?

Казачка: И я рядышком сяду на стульчик, вместе с вами посижу. Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу.

1.На чужой спине едет, а на своей спине других везѐт. (Казак при боевой выправке .)

2. Лохматый казак, посередине кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.)

3.Кривой понѐс двух братцев к Дону купаться, пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Вѐдра и коромысло).

Казачка: Пусть казачки порадуют народ, кто с работой управиться вперѐд.

Кто за водой пойдѐт, принесѐт? И воду в ведрах не разольѐт.

Конкурс: « С коромыслом».

Казачка: Казаки народ весѐлый, хорошо живут. И в свободные минуты, пляшут и поют.

Песня «Если хочешь быть военным»

Танец «Бравый атаман»

Казачка: А сейчас игра такая, очень даже не простая, вам ребята вместе нужно.

Казачий курень построить дружно.

Игра « Курень».

Казачка: Наши казачки всюду славятся, наши танцы любят все.

Выходите казачки красавицы, да пройдитесь во всей красе!

Танец « С платочками»

Казачка: О казачестве всегда слава по Руси плыла. Казаки поныне славят свой любимый край.

Песня «По малину в сад пойдём»

Казачка : Сегодня повод искренне сказать, Слова и поздравления простые:

Тепла и оптимизма пожелать будущим казакам России.

Слово______________________________________

Казачка: Дорогие гости, ребята! Праздник наш к концу подходит.

Вам сегодня доказали: Что течѐт, в конце концов.

В жилах наших кровь – Амурцев!

Что казачьей нашей славы,

Мы наследники по праву,

Что традиции блюдѐм,

Свято память бережѐм!

Песня «Марш казачат»

Чтоб запомнился вам этот день, испекли мы вам пирог. Гости наши любезные, приглашаю вас отведать пирога и испить взвару.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «РОДНИЧОК»

С. КОНСТАНТИНОВКА


Подготовила музыкальный руководитель

высшей категории

Ожегова Ирина Владимировна

2018г

с. Константиновка

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Задачи: - Обогащать знания детей и их родителей о казачьих традициях.

Формировать нравственно-патриотические чувства и духовность у дошкольников.

Способствовать решению задач творческого развития личности.

Словарная работа:

Дом – курень.

Ведро – цибарка.

Корзина – сапетка.

Кувшин – глечек.

Тюльпан - лазорик.

Петух – кочет.

Предварительная работа: Разучивание песен «К нам гости пришли», «По малину в сад пойдём», «Если хочешь быть военным», « Марш казачат» и казачьих танцев, знакомство с казачьим фольклором.

Ход праздника

Выходит под музыку казачка .

Казачка: Здорово дневали! Уважаемые гости, казаки и казачки!

Собрались мы сегодня на казачий праздник, который называется «Праздник первых штанов». Ребятам нашим уже 5 лет, а казачата в этом возрасте получали в подарок первые брюки с лампасами. И наши казачата сегодня в первый раз надели свои казачьи наряды.

Выход казачат под казачью песню «Мы казачата.»

1.Казаком я смелым буду,

Шашку на ремне носить.

Мать родную не забуду,

Буду Родине служить.

2.Вольный ветер, степь без края,

Дым до неба у костра.

Жизнь походная такая,

У амурского казака.

3.Дом казачий есть у нас,

В нѐм старинные предметы:

И кувшин, кровать и таз,

Помнят дедовы заветы.

4.Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята – молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата – удальцы.

5.Мы казачки не простые,

Просим помнить это вас.

Все казачки, мы амурские,

В группе «Солнышко» у нас.

6.Мы и пляшем и поѐм,

Моем и стираем,

В доме чисто приберѐм,

А потом играем.

7.Дайте лошадь мне лихую,

Поскачу я по степи.

Песню нашу удалую

Запоём как казаки

Песня « К нам гости пришли.»

После песни дети проходят, садятся на стулья.

Слышится ржание коня. Стук в дверь.

Казачка: А вот и гости к нам на праздник пожаловали.

(Входят казаки, лицей).

Дети: Здорово дневали, казачата!

Казачата: Слава Богу!

Казак: Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Казачата: А то!

1.Заветы старины в семье казаков,

Хранились испокон веков.

Эти заповеди святы –

Сейчас расскажем вам их мы.

2.Честь и имя казака,

В жизни главные всегда.

С детства честью дорожи,

И достоинство держи.

Коль не прав, так признавай,

Злобу в сердце не пускай.

3.Слово дал – его держи,

Казачьим словом дорожи.

Помни, слово казака,

Было верное всегда.

Лучше мудро промолчать,

Чем впустую обещать.

4.Старость всюду почитай,

Стариков не обижай.

Пожилого казака,

Почитай как за Отца.

Престарелую казачку,

Своей Матерью считай.

5.Если трудно - погибай,

Но товарища спасай!

В службе, в доме, на работе,

На рыбалке, на охоте,

Другу всюду помогай,

Если надо – выручай!

6.Век служи и век трудись –

Такова казачья жизнь!

Не гордись чужим добром,

А живи своим трудом.

Обеспечь свою семью,

Презирая лень свою.

С 5 лет настоящего казака обучали верховой езде. Поэтому мы дарим вам лошадок.

Казачка: Спасибо гости любезные. (гости уходят).

Вот зараз, ребята, вы и поупражняетесь в верховой езде на лошадках

Конкурс: «Кто первый».

Для этого мне нужна казачка! И два казака – выходите! Задание: казачка держит платки. А казаки должны проскакать от подсолнуха до другого подсолнуха, вернуться и первым взять платочек у казачки. Кто первый тот победил!

Слышится ржание коня. Стук в дверь .

Казачка: К нам ещѐ гости пожаловали.

Появляется казак.

Казак: Здорово дневали, казачата!

Все: Слава Богу!

Казачка: Чьи будете?

Казак: Звать меня Андрей. Станичник Константиновский.

Пришѐл казачат с праздником поздравить! Да испытать их. Умеют ли они по-казачьи гутарить? А ну – ка скажите, что на картинке?

Дом – курень.

Ведро – цибарка.

Корзина – сапетка.

Кувшин – глечек.

Кукла - кундюбочка, болезарочка.

Тюльпан - лазорик.

Петух – кочет.

Казачка: Слов казачьих много есть, да и всех не перечесть. Ну – как справились?

Казак: Любо вы гутарите, славное поколение подрастает у нас на Амуре.

Казачка: Проходи, присаживайся казак Андрей, а казачата расскажут, какие казачьи заповеди знали:

1.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2.Казаки все равны в правах.

3.Чти старших, уважай старость.

4.Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

5.Держи слово, слово казака дорого.

6.Погибай, а товарища выручай.

7.Береги семью свою, служи ей примером.

Казачка: Любо, молодцы казачата?

Казачка: И я рядышком сяду на стульчик, вместе с вами посижу. Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу.

1.На чужой спине едет, а на своей спине других везѐт. (Казак при боевой выправке .)

2. Лохматый казак, посередине кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.)

3.Кривой понѐс двух братцев к Дону купаться, пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Вѐдра и коромысло).

Казачка: Пусть казачки порадуют народ, кто с работой управиться вперѐд.

Кто за водой пойдѐт, принесѐт? И воду в ведрах не разольѐт.

Конкурс: « С коромыслом».

Казачка: Казаки народ весѐлый, хорошо живут. И в свободные минуты, пляшут и поют.

Песня «Если хочешь быть военным»

Танец «Бравый атаман»

Казачка: А сейчас игра такая, очень даже не простая, вам ребята вместе нужно.

Казачий курень построить дружно.

Игра « Курень».

Казачка: Наши казачки всюду славятся, наши танцы любят все.

Выходите казачки красавицы, да пройдитесь во всей красе!

Танец « С платочками»

Казачка: О казачестве всегда слава по Руси плыла. Казаки поныне славят свой любимый край.

Песня «По малину в сад пойдём»

Казачка : Сегодня повод искренне сказать, Слова и поздравления простые:

Тепла и оптимизма пожелать будущим казакам России.

Слово______________________________________

Казачка: Дорогие гости, ребята! Праздник наш к концу подходит.

Вам сегодня доказали: Что течѐт, в конце концов.

В жилах наших кровь – Амурцев!

Что казачьей нашей славы,

Мы наследники по праву,

Что традиции блюдѐм,

Свято память бережѐм!

Песня «Марш казачат»

Чтоб запомнился вам этот день, испекли мы вам пирог. Гости наши любезные, приглашаю вас отведать пирога и испить взвару.



Людмила Муравьёва
«Праздник первых штанов» (казачий праздник для детей 4–5 лет)

Дети :

1. Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята - молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата - удальцы !

2. Дом казачий есть у нас ,

В нём старинные предметы :

И кувшин, кровать и таз

Помнят дедовы заветы.

3. Казаком я смелым буду

Шашку на ремне носить.

Мать родную не забуду

Буду Родине служить!

4. Дайте лошадь мне донскую

Поскачу я по степи.

Песню нашу удалую

Запою, как казаки !

песня"Эх, Донские казаки !"

5. Вольный ветер, степь без края,

Дым до неба у костра.

Жизнь походная такая

У донского казака .

6. Мы казачки не простые ,

Просим помнить это вас.

Все казачки расписные ,

И Дельфинчик сад у нас!

7. Вот такой у нас уклад

И растут ребята.

Все любимые подряд

В группе казачата !

Вед : Здорово ночевали, казачата ?

Дети : Слава Богу!

Вед : А почему вы сегодня нарядные и красивые?

Мальчик : А у нас праздник первых штанов !

Вед : А вы знаете, что это за праздник ? Давайте пойдём в гости к казачке и всё у неё узнаем .

(под музыку выходит казачка )

Казачка : Здравствуйте мои дорогие казачата ! Заходьте в мой курень, зараз у нас будут посиделки, а посвящены они празднику первых штанов . Вам уже многим по 5 лет, в этом возрасте казачата получали свои первые казачьи штаны с ломпасами . Это первый признак принадлежности к казачеству .

(стук в дверь)

Вед : А вот и гости пожаловали к нам на посиделки.

Девочка : Будьте здоровы, гости дорогие!

Я вижу у вас праздник , а я затеяла стирку.

Мы - казачки пляшем и поём ,

Моем и стираем.

В доме чисто приберём,

А потом играем!

танец"Стирка"

Дети :

1. Мы - донские казачата , очень дружные ребята.

Век готовы мирно жить, Дону - батюшке служить!

2. А без шашки и коня не прожить нам даже дня.

Ведь не зря все дончаки, Дону - батюшке верны!

3. Вот такие мы ребята - все лихие казачата .

Век готовы в дружбе жить и Россией дорожить!

песня"Едут, едут казаки !"

Дети :

1. Казаки лихие , ребята боевые,

Нашей честью славной край родной живёт!

2. Песней удалою, хваткой молодою

Славится донской народ.

Вед : А где же, казаки ваши кони быстрые ? Покажите нам ловкость и смелость свою.

танец"Скачки"

Вед : Порадовали вы нас своим танцем, а играть хотите? На гуляньях не только пели и плясали, но и в весёлые игры играли.

игра : "Кто быстрее проскачнт на лошади"

Вед : Ох, весело играли, удаль свою показали .

А теперь.

Девочка : Уж я топну ногой, да притопну другой.

Приглашаю всех сегодня поплясать со мной!

танец" А я черноброва"

Казачка : Заветы старины в семье казаков хранились испокон веков. Честь и имя казака в жизни главные всегда!

Вед : Слово дал - еге держи, казачьим словом дорожи !

Старость всюду почитай, стариков не обижай!

Казачка : Если трудно- погибай, но товарища спасай!

Век служи и век трудись - такова казачья жизнь !

Вед : Я тоже из краёв казачьих , там где хапер впадает в Дон

Промчались дни мои девчачьи, и где остался стчий дом.

Казачка : Стоит казачий там курень , там настоящий есть плетень.

А песня, ах какая песня - любую душу усладит.

А плясовая, Ведь на месте никто из вас не устаит!

танец "Эй, казак !"

Вед : А теперь весёлая игра для девочек. Посмотрим, какие у нас казачки - хозяйки .

игра"Накрой стол"

Вед : Где песнь звучит раздольно, величаво

Среди степей, лесов и камыша.

В донских степях берёт своё начало

Для творчества и радости душа!

песня"Трава моя, трава"

Девочка : Как у нас на Дону дали синие,

А казачки у нас все красивые !

Эй, казачки выходите ,

Пляс весёлый заводите!

танец"Раз вечор моя милая"

Вед : Славься Дон, и в наши годы

В память вольной старины.

В час невзгоды - честь свободы

Отстоят твои сыны!

Финальное построение под песню

"На Урале, на Кубани и на Тихом Дону!"

Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму, и крёстная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.
Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неосёдланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шёлковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву – будет жив. Заплачет, повалится с коня – быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крёстный надевал на них обоих портупею так, чтобы издали казалось: идёт по улице казак при шашке.
У ворот родного куреня казаков встречали женщины.
«Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квёлый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительнай...»
Крёстная снимала с отца и сына шашку со словами:
«Возьми, крёстный, шашку, нашему казаку ещё расти нужно. Сохраняй её до срока».
Крёстный принимал оружие, хранил его и вручал крестнику в семнадцать лет, после того как малолетку приписывали к полку. Он же, крёстный, обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок – поскольку это его плоть и кровь, а крёстный – духовный отец – будет и строг и справедлив.
Обучение начиналось после праздника первых штанов. Штаны, как правило, дарил старший в роду. Это должны были быть обязательно шаровары. Без этого изобретения скифов обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.
Наступал этот праздник в зависимости от общего развития мальчика, но, как правило, лет с трёх-пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой – с десяти. Сначала пускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок шёл под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи – на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому осёдланном. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы.
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
В семь лет мальчика стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шёл в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью, сёстрами и бабушкой слёзы он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.
Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали всё, что считали излишне тёплым или мягким.
«Всё! – говорили они. – Учись служить! Чай, теперь ты не дитё, а полказака!
С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышлёные казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась за счёт атаманской казны праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача – слушать и запоминать. В особо важных случаях таких мальчишек бывало несколько. Они стояли друг от друга порознь, чтобы не разговаривали между собою, и после круга их расспрашивали: что они запомнили, о чём шла речь, кто и что говорил, кто кому возражал, какое было принято решение... Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал коротко и просто: «Я там был!»
Но самой главной задачей казачонка всегда была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поимённо всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству... Но кроме этого каждый казачонок ежедневно учился работать, перенимая мастерство от старших. Семилетний мальчик вполне справлялся с лошадьми и волами, мог и запрячь, и поставить в конюшню. Пахать на волах ему не хватало силёнок, но боронить, сгребать сено на лошадях было исключительно мальчишеским делом.
С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учёба не прекращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно – стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.*

* Иллюстрированная история Отечества. Казаки.
Под редакцией Б.А. Алмазова. Санкт-Петербург, «Диамант»,
1999 г.