Устройство детей, оставшихся без попечения родителей: особенности данной законодательной процедуры. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей: особенности данной законодательной процедуры Современные формы устройства детей на воспитание

Реферат

«Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

Введение

Благополучие общества складывается из благополучия и защищенности его отдельных граждан. Особенно в защите нуждаются такие уязвимые члены общества как дети, особенно, дети, оставшиеся без попечения родителей. В связи с этим необходимым является развитие законодательства в области охраны прав ребенка, особенно детей оставшихся без попечения родителей, совершенствование механизма усыновления, как наиболее приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимость в особой защите прав ребенка предусмотрена как международными актами, признанными Российской Федерацией, так и российским законодательством. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38).

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. На наш взгляд, усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство - одна из самых тяжелых проблем России последнего времени, особенно социальное, не связанное с такими катаклизмами как война, уносящая миллионы жизней. Возрастающее количество сирот в стране свидетельствует не только об экономическом положении, но и о деградации общества. Сам факт наличия сирот в детский домах, домах ребенка является следствием как отказа родителями от воспитания детей, либо ведения ими такого образа жизни, при котором воспитание не осуществляется. С другой стороны проявляется пассивность общества в участии устройства детей в семью.

В современном мире разработана система международной охраны ребенка и защиты его прав, которая функционирует в качестве составной части международной защиты прав человека. Она сформировалась в рамках Организации Объединенных наций. ООН были разработаны и приняты законы и Конвенции по правам человека, которые были открыты для присоединения всех государств. Права ребенка закреплены в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека, в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев и т.п.), или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования); также действуют деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

В результате мировым сообществом были разработаны единые международные стандарты - тот минимум прав и гарантий их реализации, который государство-участник Конвенции о правах ребенка не только должно обеспечивать, но и расширять, принимая дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции.

Среди наиболее значимых Конвенций, ратифицированных нашим государством, является Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, утвержденная резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года и другие.

Определения понятия «ребенок, оставшийся без попечения родителей», Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения - ухода, охраны, воспитания, заботы. Законодатель лишь перечисляет несколько распространенных случаев, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Формами семейного устройства осиротевших детей, которые предусмотрены в СК РФ являются усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. При отсутствии возможности устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, они подлежат передаче в учреждения всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Другие формы устройства, кроме указанных в Семейном кодексе, могут быть допущены по решению самих регионов. Таким образом, в законодательстве определены только основные формы. На практике их существует значительно больше.

В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы: индивидуального и неиндивидуального устройства. При индивидуальном устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. В случаях неиндивидуального устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица.

В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка различаются временное и постоянное устройство. Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств.

Однако наиболее распространенной классификацией является разделение форм устройства на семейные, государственные и государственно-общественные:

.К семейным относятся усыновление и опека и попечительство

.К государственным - устройство ребенка в приют, школу-интернат, дом ребёнка, детский дом.

.К государственно-общественным формам относится приёмная семья, и детские дома семейного типа, которые существуют в различных формах, патронатная семья и др.

2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление (адопция) - это форма установления искусственного родства - включение индивида или нескольких лиц в какую-либо родственную группу или семью.

Усыновление/удочерение в России - это принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребёнок становится родственником - дочерью / сыном - со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

Основными признаками усыновления являются:

усыновление - это правоотношение. Субъекты правоотношений усыновления - усыновители и усыновляемые.

добровольность волеизъявления усыновителя и согласие усыновляемого (достигшего десяти лет);

отношения между усыновителями и усыновленным приравниваются к отношениям кровных родителей и детей;

возникновение правоотношения на основании решения суда.

На основании указанных признаков можно сформулировать следующее определение усыновления: « Усыновление - правоотношение, основанное на добровольном волеизъявлении усыновителя и согласии усыновляемого (с 10 лет), приравниваемое к отношениям кровных родителей и детей, возникшее на основании решения суда».

Основными особенностями усыновления являются:

·усыновление позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи, с правами и обязанностями, присущими кровному ребенку;

·при усыновлении сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по достижении совершеннолетия;

·при усыновлении существует возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и в некоторых случаях дату рождения;

·усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов;

·не смотря на то, что усыновление оформляется дольше, чем опека, так как усыновление устанавливается не органом опеки и попечительства, а гражданском судом, оно является приоритетной формой устройства сирот;

·государство предоставляет послеродовый отпуск и выплату в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец, и, при усыновлении ребёнка из учреждения, - единовременную компенсацию. Некоторые регионы устанавливают ежемесячные выплаты для усыновителей, например, г. Москва, Белгородская обл., Московская обл., Тульская обл.

·при усыновлении существуют более жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению и жилью по сравнению с опекой;

·не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён;

·проверка состояния воспитания и содержания ребёнка проводится в течение трёх лет раз в год и далее может быть снята.

Как пишет Г.С. Красницкая: «Усыновление допускается исключительно в интересах ребенка, поэтому усыновителями могут быть лица, обладающие необходимыми качествами воспитателя. Действуя от обратного, законодатель установил перечень лиц, которые не могут быть усыновителями».

В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка», государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать «желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития - возможность родственного общения с братьями и сестрами. Законодательство по общему правилу запрещает усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее, суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему также братьев или сестер усыновляемого ребенка, усыновление допустимо, если оно отвечает интересам ребенка.

В соответствии с Семейным кодексом РФ (ст. 127) усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

·лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

·супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

·лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

·лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

·бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.

Ввиду важности данного института и того факта, что передавая ребенка в семью, государство снимает с себя обязанности за его воспитание и содержание, но не снимает с себя обязанности защиты его как гражданина, законодательно определены требования к личности кандидата в усыновители:

.лицо должно обладать достаточным объемом правоспособности;

.лицо должно обладать достаточным объемом дееспособности;

.лицо не должно страдать заболеваниями, перечисленными в законодательстве, которые являются препятствиями к усыновлению;

.кандидат в усыновители должен обладать определенными моральными качествами;

.В качестве общего правила выступает запрет на усыновление:

·лицами, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

·лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Вместе с тем Семейный кодекс допускает и исключения из этого правила: условия проживания и заработок отчимов и мачех, усыновляющих пасынков или падчериц, не требуют соблюдения названных норм; суд может разрешить усыновление лицам, чьи материально-бытовые условия отличаются от перечисленных в законе, однако лишь с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

.особым требованием к личности усыновителя является условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.

В соответствии с российским законодательством устанавливается предельная минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным - 16 лет. Это правило продиктовано главным свойством усыновления - сходством с родством первой степени.

По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. В п. 8 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. №217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) судам рекомендуется разрешать усыновление с разницей в возрасте менее 16 лет, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.

Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 Семейного кодекса РФ). Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив такие сведения или при самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Другой формой семейного устройства является опека (попечительство).

Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - предоставляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан. Действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке (попечительству), что установлено ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Перечислим задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:

·обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

·защита прав и законных интересов подопечных;

·обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

·обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

·обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

В соответствии с законом дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют тот же комплекс прав, что и дети, воспитываемые родителями (право выражать свое мнение, право на защиту и др.). Кроме того, на детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются установленные законодательством льготы и гарантии в социальной, медицинской, образовательной и других сферах.

Опека и попечительство отличаются друг от друга тем, что опека устанавливается над ребенком до 14 лет, а попечительство - после 14 лет до достижения им совершеннолетия.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены:

·Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

·Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

·Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

·Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.

3. Государственные и государственно-общественные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

сиротство усыновление попечение ребенок

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Государственное устройство детей в нашей стране имеет долгую историю и как следствие и положительный и отрицательный опыт. Наибольшее распространение эта форма получила в годы гражданской войны после революции. На сегодняшний момент, не смотря на все минусы данной формы, отказаться от нее нет возможности. Среди государственных форм устройства выделяются дома ребенка, детские дома, дома-интернаты и другие. Устройство в то или иное учреждение зависит как от возраста ребенка, так и от состояния его здоровья.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 820 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 60 тыс. детей. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Проблему детей-сирот усугубляет не только казенное воспитание, которого не возможно избежать в детском доме, но и плачевное положение и материальное обеспечение в самих детских домах. Большой проблемой является также социальная адаптация детей после окончания пребывания в детском доме. Статистика ужасающая. По данным объединения волонтеров «Помощь детям-сиротам», к нормальной жизни адоптируются только 10% воспитанников детских домов.

Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов:

·интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

·вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития;

·интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

К государственным формам устройства детей также относятся и те, которые рассчитаны на кратковременное пребывание ребенка.

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.

Приюты создаются также общественными организациями.

В 1995 г. при Комитете социальной защиты открылся Детский приют «Гнездышко» в г. Клин Московской области. Сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.

Государственно-общественные формы устройства детей-сирот - это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.

Одной из таких форм является приемная семья, которая основывается на договоре, между лицами принимающими ребенка и органами опеки и попечительства. Труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка. Воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств, кровные родители обязаны платить алименты.

Согласно п. 2 Положения о приемной семье общее количество детей, включая родных, усыновленных и принимаемых в приемную семью, не должно превышать, как правило, 8 человек, т.к. в противном случае решение родителями-воспитателями педагогических задач станет затруднительным, а то и просто невозможным.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, предусмотренных к опекунам (попечителям) п. 2 ст. 146 СК РФ (ч. 2 ст. 153).

Договор о передаче ребенка заключается либо на определенный срок, обозначенный в нем, либо без такового.

Наряду с приемной семьей как перспективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются детские дома семейного типа. Такие дома создаются при условии, что в них находится от 5 до 10 детей. Семейный детский дом финансируется учредителем исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот. Родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

Интересным является опыт воспитания детей оставшихся без попечения родителей с семейным воспитанием в детских деревнях SOS. Инициатором этой формы воспитания детей стал в 1949 году австрийский педагог Герман Гмайнер. Опыт был столь успешным, что получил распространение во многих странах мира. В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала работать детская деревня SOS.

Выше уже указывалось, что формы устройства детей, в зависимости от сроков можно подразделить на временные и постоянные. Среди временных форм устройства детей относящихся к государственно-общественному типу можно выделить патронатную и временную приемную семью.

Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Временная приемная семья является распространенным явлением в зарубежных развитиях государствах.

Патронатная семья - это устройство ребенка в семью на воспитание, когда он нуждается в защите, причём патронатные родители частично сохраняют обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка. Патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. В такой семье для ребенка должны быть созданы условия для реабилитации, а органы опеки и попечительства должны решить его дальнейшее устройство.

Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

.институт устройства детей оставшихся без попечения родителей прошел длительное историческое развитие. На протяжении прошедшего времени отношение к нему было неоднозначным от полного отрицания некоторых форм устройства детей до полного разнообразия представленного в современном законодательстве.

.формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяются на: семейные (усыновление и опека и попечительство), государственные (устройство ребенка в приют, школу-интернат, дом ребёнка, детский дом) и государственно-общественные (приёмная семья, и детские дома семейного типа, которые существуют в различных формах, патронатная семья). Усыновление, опека и попечительство была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства детей. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

.выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка. Поэтому даже суд, например, вынося решение об ограничении или лишении родительских прав и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение. До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Список использованной литературы

1. Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)

Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 18.07.2009) «Об опеке и попечительстве» (принят ГД ФС РФ 11.04.2008)

6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 №217 (ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»

Правила передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.04.2002 №217, от 10.03.2005 №123, от 11.04.2006 №210)

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» / Гарант правовая система

Бастрыкин А. На защите прав несовершеннолетних. // Законность, 2009, №9.

Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей. // Законодательство и экономика, 2010, №2.

Кирилловых А.А. Проблемы развития законодательства о праве детей на семейные формы воспитания. // Семейное и жилищное право, 2009, №4

12. Красницкая С.Г. Вы решили усыновить ребенка. Москва: Издательство «Дрофа», 2001. - 199 с

13. Королева А.В. К вопросу об усыновлении российских детей гражданами других государств. // Цивилист, 2007, №3.


Выделяют следующие основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : усыновление, опека и попечительство, приемная семья и патронатное воспитание. Рассмотрим ключевые моменты каждой из этих форм.

Усыновление . Является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приравнивается к родному с юридической точки зрения, т.е. получает все права и обязанности родного ребенка, как имущественные, так и неимущественные. Усыновление производится строго в судебном порядке. Не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, а также усыновление одного ребенка лицами, не состоящими в браке. При достижении ребенком 10-летнего возраста, необходимо его согласие на усыновление. Если усыновитель не состоит в браке, разница в возрасте между ним и ребенком должна быть не менее 16 лет. Тайна усыновления охраняется законом.

Опека и попечительство . Применяются в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет. Как правило, подбор кандидатуры опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, этот же орган контролирует осуществление опеки, условия проживания ребенка, расходование денежных средств, выделяемых в интересах ребенка.

Приемная семья . Передача ребенка в приемную семью на воспитание осуществляется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В договоре оговаривается размер оплаты труда приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, срок, на который ребенок передается в семью. Общее число детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Между приемными родителями и детьми не возникают алиментные и наследственные правоотношения. Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Патронатное воспитание . Одна из новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется не во всех регионах РФ, только там, где имеются специализированные службы по устройству детей, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. Такие службы называются уполномоченными организациями органов опеки и попечительства. На основании договора ребенку оказывается любая требующаяся помощь: юридическая, психологическая, социальная. Для патронатного воспитания могут передаваться как дети с установленным юридическим статусом, так и дети сразу после изъятия из неблагополучной семьи. Патронатные воспитатели проходят специальную подготовку, получают за свой труд заработную плату в соответствии с договором.

Из всех перечисленных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее оптимальной является усыновление. Только в этом случае ребенок приобретает все права и обязанности родного. Во всех остальных случаях таких правоотношений не возникает, за детьми сохраняются личные имущественные и неимущественные права, гарантированные законодательством РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, такие как право на жилье, льготы и т.п.

Как отмечалось, усыновление - индивидуальная постоянная (бессрочная) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для удобства законодатель объединяет термины «усыновление» и «удочерение» в один - «усыновление».

Правовое регулирование отношений по усыновлению осуществляется на основании норм гл.

19 СК РФ, Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также положений Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации188 и некоторых других нормативных правовых актов. Кроме того, при изучении вопросов, связанных с усыновлением, следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»).

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.

Действительно, усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключение представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.

При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени. Эту особенность усыновления подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК). В отличие от некоторых других правовых систем отечественное право рассматривает усыновление как таинство. Как правило, усыновляемые дети не знают об отсутствии кровного родства с усыновителем, что сближает родство по происхождению и усыновление. Кроме того, основания отмены усыновления во многом схожи с основаниями лишения родителей родительских прав. Как и родство первой степени, усыновление влечет за собой существенные правовые последствия - возникновение у усыновленных права на наследование за усыновителями (ст. 1147 ГК), права пользования жилым помещением собственника-усыновителя (ст. 137 СК; ст. 31 ЖК) и др.

Весьма серьезные последствия усыновления обусловили то обстоятельство, что усыновление производится в судебном порядке. Так было не всегда, поскольку ст. 98 КоБС РСФСР предусматривала административный порядок усыновления («усыновление производится постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации»). Между тем очевидно, что такие явления в жизни ребенка, как появление у него новых «родителей», с которыми он будет связан навсегда, а также окончательное прерывание правовой связи с кровными родителями, не могут сопровождаться административной формой принятия решения. Современные стан- дарты реализации прав человека требуют применения судебной формы осуществления права ребенка жить и воспитываться в семье, а также судебных способов защиты прав кровного родителя ребенка.

Традиционно усыновление называют приоритетной формой устройства детей. Приоритетный характер в данном случае означает, что при избрании для ребенка формы устройства наиболее подходящей из всех является усыновление. Приоритет усыновления связан с особенностями этого явления для российского семейного права. С точки зрения российского законодательства усыновители должны принять усыновленного ребенка как своего собственного и полностью заменить ему родителей. Поэтому в Российской Федерации не существует «пробного» усыновления или усыновления «на время» - такой практики, когда усыновители «экспериментируют», пытаясь подобрать себе ребенка, а дети переходят из семьи в семью. В качестве временного устройства, как говорилось выше, российское законодательство рассматривает передачу детей под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств. В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка» государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать «желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития - возможность родственного общения с братьями и сестрами. Законодательство по общему правилу запрещает усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему также братьев или сестер усыновляемого ребенка, усыновление допустимо, если оно отвечает интересам ребенка (например, дети не осве- домлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Субъекты правоотношений усыновления - усыновители и усыновляемые189. По отношению к усыновителям закон предъявляет немало специальных требований, а вот усыновляемыми могут быть любые несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что усыновление возможно и в отношении ребенка, находящегося под попечением родителя. Речь идет об усыновлении детей отчимами или мачехами, т.е. супругами родителя ребенка. В этом случае фактически происходит узаконение отношений по воспитанию чужого ребенка.

Для того чтобы усыновление состоялось, ребенок должен пройти процедуру учета детей, оставшихся без попечения родителей (см. § 1 настоящей главы). Правовые основы учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, заложены в п. 3 ст. 122 СК РФ, а также в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) были утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, а приказом Министерства образования РФ от 28 июня 2002 г. № 2482 - Порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Состояние здоровья ребенка не влияет на реализацию его права жить и воспитываться в семье, поэтому усыновлены могут быть и тяжело больные дети. Зачастую кандидатам в усыновители отказывают в усыновлении со ссылкой на наличие у ребенка серьезного заболевания. Такие действия противоречат закону.

Кандидат в усыновители, как и усыновляемый, также обладает специальным правовым статусом. В составе его правосубъектности есть особая правовая возможность - право быть усыновителем. Такая возможность присуща не всем физическим лицам, а лишь тем, кто отвечает установленным законом требованиям, назначение которых - обеспечить принимаемому в семью ребенку возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

Более того, законодатель даже упоминает о преимущественном праве на усыновление (п. 3 ст. 127 СК). Его субъектами являются родственники ребенка, а условием реализации этого права выступает, разумеется, соблюдение интересов ребенка.

Требования к личности кандидата в усыновители: 1)

связанные с наличием у усыновителя достаточного объема правоспособности. Не могут быть усыновителями: -

лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; -

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; -

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; 2)

связанные с наличием у усыновителя достаточного объема дееспособности. Не могут быть усыновителями: -

несовершеннолетние лица; -

лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; -

супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 3)

относящиеся к состоянию здоровья усыновителя. Такие заболевания, как туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V группы диспансерного учета, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания всех форм локализации, наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, психические заболевания, а также все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность, являются безусловным основанием к отказу в усыновле- нии190. В юридической литературе неоднократно отмечалось, что этот перечень требует уточнения; 4)

относящиеся к личностным (морально-нравственным) качествам кандидата в усыновители. Запрещается быть усыновителями лицам, имеющим на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Кроме того, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Право Российской Федерации признает только зарегистрированный брак разнополых супругов. Поэтому различные формы внебрачного сожительства не дают в настоящее время оснований к совместному усыновлению детей. Однако это не означает, что незамужняя женщина или неженатый мужчина не могут быть усыновителями вообще. Такое лицо может выступать в качестве единственного усыновителя ребенка; 5)

относящиеся к материально-бытовым условиям жизни усыновителя. Эти условия требуют более подробного разъяснения. В качестве общего правила выступает запрет на усыновление: -

лицами, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель)191; -

лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам192.

Вместе с тем Семейный кодекс закрепляет и исключения из этого правила: -

условия проживания и заработок отчимов и мачех, усыновляющих пасынков или падчериц, не требуют соблюдения названных норм; -

суд может разрешить усыновление лицам, чьи материально- бытовые условия отличаются от перечисленных в законе, однако лишь с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств. Иными словами, если кандидат в усыновители проживает, например, в сельской местности, не обеспеченной необходимыми коммуникациями для приведения жилья в соответствие с санитарными и техническими правилами и нормами, или получает заработок в размере, незначительно отличающемся от требуемой суммы (получает заработок в натуре), то суд, взвесив все обстоятельства, может разрешить усыновление. Также судом может быть учтена и особая привязанность ребенка к кандидату в усыновители, не обладающему достаточным уровнем материально-жилищной обеспеченности. При всем том категорически недопустимо усыновление лицами, не имеющими постоянного места жительства;

6) особым требованием к личности усыновителя является условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.

В соответствии с российским законодательством устанавливается предельная минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным - 16 лет. Это правило продиктовано главным свойством усыновления - сходством с родством первой степени.

Исключения из него: -

не требуется учета разницы в возрасте при усыновлении ребенка отчимом (мачехой), поскольку ребенок проживает со своим родителем и фактически уже общается с отчимом или мачехой; -

по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. В п. 8 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) судам рекомендуется разрешать усыновление с разницей в возрасте менее 16 лет, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.

Для того чтобы стать усыновителем, в некоторых случаях необходимо также пройти процедуру специального учета. В соответствии с Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» кандидаты в усыновители могут предоставить о себе документированную информацию в госу- дарственный банк данных (региональному или федеральному оператору). При этом условии они смогут получить доступ к хранящейся в государственном банке данных конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (к анкетам детей).

Вместе с тем большинство усыновителей - российских граждан - в настоящее время подыскивают детей, которых хотели бы усыновить, самостоятельно, без обращения к государственному банку данных. Они лишь предварительно получают в органах опеки заключение о возможности быть усыновителем, собирают необходимые документы и обращаются в суд с заявлением об усыновлении

В свою очередь иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, подлежат обязательной постановке на учет в региональных или федеральном банках данных о детях в порядке, установленном разд.

IV Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Учет осуществляется на основании заявления кандидата в усыновители с приложением документов, перечисленных в п. 20 указанных Правил.

Порядок усыновления включает в себя следующие этапы: 1.

Подача лицом, желающим усыновить ребенка, заявления в орган опеки и попечительства по месту своего жительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. К заявлению прилагаются документы в соответствии с перечнем, установленным п. 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. 2.

Обследование органом опеки и попечительства условий жизни заявителя и подготовка в течение 15 рабочих дней со дня принятия заявления заключения о возможности заявителя быть усыновителем. Если в выдаче такого заключения заявителю будет отказано, то орган опеки и попечительства обязан сообщить ему об этом в пятидневный срок.

Уже после получения такого заключения кандидат в усыновители, самостоятельно получивший информацию о ребенке, которого он мог бы усыновить, вправе обратиться в суд с заявлением об усы- новлении (при условии, что имел место факт личного общения этого кандидата с ребенком).

Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность кандидата в усыновители обратиться в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (третий и четвертый этапы). 3.

Обращение кандидата в усыновители к региональному или федеральному оператору государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному или федеральному оператору. Оператор банка данных осуществляет документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в виде анкеты, в которой указываются как сведения, относящиеся к личности заявителя, так и информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью (ст. 7 Федерального закона). 4.

Подбор подходящих для кандидата в усыновители детей. Оператор банка данных, к которому обратился кандидат в усыновители, должен предоставить всю имеющуюся у него информацию о подходящих для заявителя детях. Если информация о каком-либо из детей устраивает кандидата в усыновители, то оператор банка данных о детях выдает ему направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения. О предстоящем посещении обязательно следует уведомить орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей. 5.

Посещение ребенка и личное общение с ним (п. 2 ст. 125 СК). В соответствии с п. 12 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации кандидат в усыновители обязан лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка и подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка193. Если установление контакта с ребенком невозможно (в силу его возраста или состояния здоровья), это тем не менее не является препятствием к усыновлению. 6.

Обращение кандидата в усыновители в суд с заявлением об усыновлении и судебное рассмотрение этого заявления. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства в соответствии с правилами, установленными гл. 29 ГПК РФ.

Судебное разбирательство по делу об усыновлении не сводится только к просмотру судом представленных заявителем документов. В соответствии с п. 2 ст. 272 ГПК РФ орган опеки и попечительства представляет суду дополнительные сведения. Более того, участие в судебном заседании представителей этого органа (как и самого кандидата в усыновители, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет) обязательно. Суд может счесть необходимым привлечение к участию в этом деле и родителей ребенка, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет. Эти участники судебного разбирательства могут сообщить суду в том числе и сведения, препятствующие усыновлению. 7.

Государственная регистрация усыновления на основании вступившего в законную силу решения суда в органе записи актов гражданского состояния. Порядок проведения государственной регистрации усыновления определяется гл. 5 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Процедура усыновления связана также с необходимостью (или целесообразностью) получения согласия на усыновление от некоторых лиц: -

самого ребенка, достигшего 10 лет; -

родителей ребенка; -

опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей; -

супруга усыновителя.

Однако из положений ст. 129-133 СК РФ следует, что во многих случаях возражения перечисленных лиц не являются безусловным препятствием к усыновлению. Особенно важно определить, в каких случаях для усыновления ребенка не требуется согласие его родителей (ст. 130 СК).

Согласие родителя ребенка на его усыновление по содержанию может быть двух видов: с указанием конкретного кандидата в усыновители или без указания конкретного лица. Закон устанавливает и специальные правовые формы, в которые такое согласие должно быть облечено: устное заявление, сделанное в личном присутствии во время судебного разбирательства; письменное заявление, нотариально удостоверенное или заверенное руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей.

Таким образом, усыновление как основание возникновения семейных правоотношений представляет собой фактический состав, включающий в себя различные юридические факты, завершающим из которых является вступившее в законную силу судебное решение об усыновлении, непосредственно порождающее права и обязанности усыновителей и усыновленных. Всякого рода требования законодательства, соблюдение которых обязательно при усыновлении (согласие определенных лиц, состояние здоровья усыновителя, его материальное положение и пр.), являются условиями усыновления.

Усыновление как фактический состав имеет и правопрекращаю- щее значение (п. 2 ст. 137 СК).

Правовые последствия усыновления. Как уже говорилось, права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. В течение трех дней со дня вступления в законную силу такого решения суд направляет выписку из него в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения. После государственной регистрации усыновления бывшие родители ребенка уже не смогут получить дубликат свидетельства о государственной регистрации рождения ребенка и воспользоваться правами, связанными с материнством или отцовством.

Правовые последствия усыновления представляют собой прежде всего комплекс прав и обязанностей, совпадающих с родительскими (гл. 12 СК). Важнейшим правовым последствием усыновления является возможность воспитания ребенка и личного общения с ним. В соответствии с п. 20 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Усыновители не только имеют право и обязаны воспитывать ребенка, но и несут ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, их право на воспитание усыновленного ребенка является преимущественным (ст. 63 СК).

Усыновители обязаны содержать ребенка, обеспечить получение ребенком основного общего образования и с учетом его мнения имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Усыновители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов усыновленного ребенка, они являются его законными представителями и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Как и родители, усыновители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. Поскольку усыновление по последствиям приравнивается к родству первой степени, между усыновителями и усыновленными запрещены браки (ст. 14 СК)

Особенность правовых последствий усыновления (как, впрочем, и правовых последствий рождения ребенка) состоит в том, что возникают семейные связи между усыновленными детьми, а также их потомством, с одной стороны, и усыновителями и их родственниками, с другой стороны. Таким образом, усыновитель своими действиями, вне зависимости от желания, например, своих родителей, создает для них новые семейные узы. Вместе с тем помимо общих последствий усыновления, вытекающих из его природы, могут иметь место и специальные, в том числе: -

изменение имени, отчества и фамилии ребенка (ст. 134 СК); -

Процедура устройства детей, которые остались без попечения родителей, регламентирована статьей 155 Семейного Кодекса Российской Федерации. В первую очередь, необходимо учитывать принцип приоритета семейного воспитания. Исходя из данного принципа, приоритетом является передача детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Семейные формы устройства.

Статья 123 Семейного Кодекса РФ представлена следующими семейными формами устройства:

  1. Усыновление (удочерение) .
  2. Опека (попечительство) .
  3. Приемная либо патронатная семья.

Только при отсутствии вышеуказанных возможностей дети могут передаваться в организации, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в качестве таких организаций выступают образовательные учреждения, в которых находятся на содержании (обучаются и воспитываются) дети-сироты. Кроме этого, данные организации представлены детскими домами, интернатами для детей-инвалидов, социально-реабилитационными центрами, социальными приютами, а также учреждениями системы здравоохранения (в частности, домами ребенка).

Следует отметить, что статья 155 Семейного Кодекса РФ подразумевает расширение списка вышеуказанных учреждений. В частности, в перечень организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также входят некоммерческие организации. При этом в обязательном порядке должно быть выполнено условие, а именно - осуществление надзора за детьми не находится в противоречии с целями деятельности этих организаций.

Постоянное и временное пребывание: отличительные особенности.

Ребенок может быть передан в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на постоянное или временное пребывание. Если ребенок устроен в специализированное образовательное, медицинское или аналогичное учреждение на постоянной основе, то обязанности, связанные с содержанием, воспитанием, образованием ребенка, защитой его прав и законных интересов, полностью возлагаются на эти учреждения.

В той ситуации, когда ребенка устраивают в одно из перечисленных учреждений временно, то у родителей (усыновителей, опекунов либо попечителей) сохраняются все права и обязанности. Пребывание может носить временный характер в том случае, если имеются уважительные причины, по которым родители (усыновители, опекуны или попечители) не исполняют свои обязанности в отношении ребенка. Например, в связи с тяжелой болезнью, длительной командировкой и т.д.
Вне зависимости от характера устройства (постоянный или временный), ребенок передается в специализированное учреждение путем оформления решения (акта) органа опеки и попечительства.

Функции органов опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства, принимающие непосредственное участие в судьбе ребенка, выполняют следующие законодательные функции:

  1. Обеспечивают устройство ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  2. Контроль над деятельностью этих организацией - в первую очередь, акцент делается на оценке условий содержания, воспитания, образования и лечения детей.

Следует отметить, что органы опеки и попечительства исполняют обязанности опекуна или попечителя до того момента, как ребенку исполнится 18 лет.

Если вы заинтересованы тематикой правового регулирования этапа усыновления детей, советуем прочесть также " Незаконное усыновление (удочерение) ".

С уважением,

Итак, вы решили взять в свою семью приемного ребенка. И, скорее всего, у вас есть смутное представление о том, как это можно сделать.

Итак, для начала, рассмотрим, какие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей существуют в России. Их несколько:

Усыновление (удочерение);

Опека (попечительство);

Приемная семья;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и т. д.).

Кроме того, законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в разных регионах России существуют такие инновационные формы устройства детей, как детские деревни «SOS», приходские детские дома, патронатные семьи, а также активно развивается такая форма реабилитации ребенка, как семейно-воспитательная группа.

То, какая форма устройства подходит для ребенка, во многом определяется его социально-правовым статусом. Например, усыновить можно ребенка, про родителей которого (или единственного родителя) точно известно, что они умерли, неизвестны, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, дали согласие на усыновление либо по неуважительным причинам, не проживают более шести месяцев с ребенком. Если же, к примеру, ничто из вышеперечисленного не относится к родителям ребенка, его нельзя усыновлять, но можно, например, поместить под опеку (попечительство) до того момента, пока статус ребенка не прояснится. 

Общепризнанный международный опыт показывает, что оптимальным для развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. Выпускники детских учреждений, как правило, совсем не подготовлены к жизни вне коллектива, у них не хватает необходимых знаний об устройстве общества, в котором им предстоит жить. Все это в полной мере можно получить только воспитываясь в условиях семьи, поэтому в настоящее время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат. Рассмотрим подробнее эти формы устройства ребенка.

    • усыновление
    • опека и попечительство
    • приемная семья
    • патронатное воспитание
    • семейно-воспитательная группа.

Усыновление

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление - это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Процедура усыновления в России определена в Семейном кодексе РФ (статьи 124-144).

Согласно Семейному кодексу, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

ü лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

ü супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

ü лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

ü лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

ü бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

ü лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

ü лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

ü лиц, не имеющих постоянного места жительства;

ü лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

ü лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

ü лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;

ü лиц, не прошедших подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10- летнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить.

Для передачи ребенка на усыновление в случаях, установленных законом, может потребоваться согласие его кровных родителей. Порядок изъявления родителями согласия регулируется статьей 129 Семейного кодекса РФ. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие органа опеки и попечительства.

Факт усыновления составляет семейную тайну усыновителя и усыновленного. Усыновитель сам устанавливает, раскрывать эту тайну, или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности. В течение трех лет после усыновления происходит постоянный контроль за проживание ребенка органом опеки и попечительства.

Опека и попечительство

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними - от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество. Биологические родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребёнка.

Опекун или попечитель назначается органом опеки или попечительства. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка. Опекун имеет все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет права и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок. Кроме того есть еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданском Кодексе РФ.

Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (это уже решает опекун или попечитель).

Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.

Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.

Приемная семья

Приёмная семья – форма воспитания ребёнка (детей) в семье у приемных родителей-воспитателей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки.

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Помещение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

Приемному родителю ежемесячно выплачивается вознаграждение, а также денежные средства на содержание приемного ребенка, а время функционирования приемной семьи засчитывается в общий трудовой стаж. Средства, предусмотренные на вознаграждение приемным родителям, выплачиваются одному из приемных родителей, указанному в их совместном заявлении, с момента передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. В приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или если не удается найти ему опекунов или усыновителей.

Патронатное воспитание

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Эта форма устройства пока что не вошла в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. Так как в Астраханской области патронатное воспитание не выделяется законом в отдельную форму семейного устройства детей, то мы не будем на нем подробно останавливаться, рассмотрим лишь основные моменты.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи (вместо помещения его в приют).

В договоре, заключенным между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем, определяются права и обязанности, как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь - в зависимости от потребностей ребенка.

Семейно-воспитательная группа

Семейно-воспитательная группа (СВГ) является структурным подразделением приюта (реабилитационного уентра), которое обеспечивает условия семейного воспитания ребенка, а также является подготовительным этапом в оформлении таких форм семейного жизнеустройства ребенка, как опека, усыновление, приемная семья.

Помещение ребенка из учреждения в СВГ позволяет:

Провести социально-психологическую реабилитацию ребенка в условиях семьи, как наиболее благоприятных для полноценного воспитания ребенка, его физического, психического, интеллектуального развития;

Подготовить несовершеннолетнего к последующей передаче его на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство);

Ребенок, находящийся в СВГ, является воспитанником детского учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (приюта).

Воспитатель СВГ зачисляется в штат учреждения, ему выплачивается заработная.

СВГ следует рассматривать как один из этапов создания приемной семьи.

  • Какие существуют формы устройства детей