Что такое квилтинговые строчки. Что такое квилтинг на швейной машине: основные строчки. Создание слоев в технике квилтинг

17.05.2019 Хобби
Исходное сообщение В_ритм_с_моим_сердцем
Квилтинг.Машинная стежка.Урок1

Свободно - Ходовая Машинная Стежка урок 1

Мастер - класс Любови Лежаниной.

Для начала вспомним, что такое пэчворк и что такое квилтинг.
Пэчворк - сшивание лоскутков тканей разных по расцветке и фактуре.
Квилтинг - вид рукоделия, при котором вручную или на машине прошиваются (простегиваются)не менее трех слоев ткани.
Наши курсы посвящены квилтингу, а именно его разновидности - свободно-ходовой машинной стежке, сокращенно СХМС.
Почему этот вид стежки так называется?

Потому что мы строчим, отключив продвижение ткани швейной машинкой и двигая её только руками;

Потому что мы обычно работаем без предварительно нанесенного рисунка на ткань;

Потому что мы имеем свободу создавать с помощью иглы швейной машины любой рисунок, какой нам придет в голову.

СХМС по своему исполнению очень похожа на машинную вышивку. Отличие лишь в том, что вышивка делается на одном слое ткани, поэтому для работы требуются пяльцы, а стёжка соединяет как минимум три слоя и мы вполне обходимся без вспомогательных средств для удержания ткани.

Для увеличения картинки, нажмите на фотографию.

1. Сэндвич- трехслойник для стежки.
Как обычно в лоскутном шитье, для стежки используется три слоя: топ (лицевая ткань), прокладка и подкладка.
Топ для стежки может быть разным:

Рис.1 Пэчворк – ткань (лоскутная сборка).

Рис.2 и 3 Хоул клав (Whole cloth) – ткань (цельный кусок ткани), причем как гладкокрашеная, так и с рисунком (то есть набивная).

Рис.4 Батик.

Рис.5 Аппликация.

При расчете длины и ширины топа, который планируется простегать, необходимо помнить, что при стежке размеры готового изделия уменьшаются в среднем на 1-1,5 см на каждые 10 см стежки. Пример: для того, чтобы вы после стежки имели сэндвич величиной 20х 20 см, вы должны выкроить топ размерами 23х23 см.
В качестве прокладки я все – таки склоняюсь к применению синтепона 1-1,5см толщины. Опыт использования других прокладок у меня тоже есть, но удовольствия работа с этими материалами мне не доставила.
Синтепон перед использованием в стежке я слегка припариваю к подкладке.
Подкладка в работах, где стежка является основным декоративным элементом, должна быть достаточно тонкая, с ровной поверхностью (хорошо подходит подкладочная ткань) и желательно из однотонной ткани (особенно на период учебы на курсе).
Я всегда беру прокладку и подкладку на 2 см больше со всех сторон, чем топ (для предыдущего примера размер двух нижних слоев составляет 27х27 см). Это позволяет без проблем простегать края сэндвича. А аккуратно простеганный край - залог качественной окантовки готового изделия. Перед тем, как приступить к стежке, я скрепляю все три слоя с помощью одностержневых булавок начиная с центра на расстоянии 5-7 см от одной к другой. Крупные изделия (от 1,5 метров) я дополнительно сметываю. А по краю сэндвича лучше предварительно проложить прямую обычную строчку на ширину лапки (но стежка все равно должна быть проложена до самого края трехслойника).

Рис.6 Прокладочный материал.

У меня под рукой всегда есть сэндвич - «черновик». На нем я подбираю натяжение верхней нити, вспоминаю какую-нибудь стежку или пробую элементы новой. Один черновик заканчивается, и я заменяю его другим. Вы тоже должны его иметь.

Рис.7 Черновик.

Но за время учебы у вас наверняка скопится большое количество сэндвичей – образцов стежки (чистовиков). Постарайтесь заранее продумать, как в дальнейшем использовать их в готовых изделиях. Это один из основных принципов нашего обучения: создавать не просто образцы, а делать готовые изделия на их основе. Для того чтобы вам это без проблем удалось, последуйте моим простым советам:

Не используйте для образцов совсем бросовую ткань;

На одном образце собирайте стежку одного вида, а если нескольких, то красиво располагайте их относительно друг друга;

Выстрочите свои образцы на одной и той же ткани или на тканях, совместимых по цвету и текстуре;

Заранее продумайте список изделий, которые возможно создать из образцов стежки (сумочки, косметички, открытки, обложки, закладки, покрывало, в конце концов) и старайтесь строчить на заготовках именно к этим изделиям.

Мои ученики создали великое множество великолепных работ, большого и малого формата, обучаясь на курсе СХМС и РШМ. Все не покажешь. Но особенно запали мне в душу покрывало Аллы Фадеевой (фото 8) и чехол для стула Лены Акентьевой (фото 9).

Рис.8 Покрывало Аллы Фадеевой

Рис.9 Чехол для стула Лены Акентьевой

Есть у меня к своим новым курсанткам ещё одно предложение, по-моему, заманчивое. Используя учебные образцы (лучше квадраты 10х10 см или путем деления сэндвича 20х 20 см на четыре части) создать панно- картотеку узоров стежки. Тогда у вас на стене мастерской всегда перед глазами будут ваши любимые узоры, и чтобы выбрать очередной для нового шедевра не надо будет рыться в папочках и блокнотах. Я сделала такое предложение курсантам своей очной группы и идея пришлась им по душе!

2. Как подготовить швейную машину для СХМС.
Для начала хотела бы сказать, что для машинной стежки подходит практически любая современная машина. Но не у всех в комплектацию входит лапка для стежки (иначе её ещё называют «лапка для штопки и вышивки»). Особенность этой лапки в наличии пружинки. Пружинка в момент вкола иголки в ткань позволяет плотно прижать подошву лапки к поверхности машины, а в момент поднятия иголки - поднять подошву лапки вверх и тем самым освободить ткань и дать вам возможность руками продвинуть её в нужном направлении. Если у вас возникла проблема отсутствия такого приспособления в комплектации машины – поищите лапку в магазинах, торгующих швейной техникой.
Есть лапки с высоким и низким расположением винта (фото 10).
Перед тем как идти покупать лапку, обязательно измерьте высоту винта для лапки в вашей машине в опущенном положении и сравните её с высотой прорези для винта в лапке, которую вы нашли в магазине.
Мне больше в работе нравятся лапки с пластмассовым овалом и прорезью впереди до 0,5 см. Если вам попалась цельная пластмассовая подошва – такую прорезь можно сделать самим (фото 10а).

Рис.10 и 10а Виды лапок для стежки.

Самый тяжелый случай, если вы не найдете в магазинах лапку для вашей машинки. Здесь остается одно: снимать вообще лапку на машине и стегать ваш сэндвич в пяльцах (как при машинной вышивке).
Порядок подготовки машины к стежке следующий:

Убрать зубцы нижнего транспортера;

Настроить машину на прямую строчку (кстати, в дальнейшем мы будем учиться стегать и с помощью зигзага);

Длину стежка ставим на ноль (требование производителей машин);

Если есть регулятор давления лапки – ставим его на « ноль» или близко к нему;

Отрегулировать натяжение верхней нити (о том, как это делается, подробнее расскажу в главе о нитках);

Поставить лапку для вышивания или штопки;

Приготовленный сэндвич располагаем под лапкой и обязательно её опускаем!!!

Рис.11 Выводим нижнюю нитку наверх и делаем первые два - три точечных закрепляющих стежка.

Начинаем стежку. Подходя к очередной булавке на расстоянии 1-2 мм, убирайте её из ткани. Если вы прервали стежку, не закончив её до конца, и планируете продолжить после перерыва, обязательно оставьте иглу внизу, в работе (при этом и лапка плотно прижмет ткань к поверхности машины и не позволит ей сдвинуться с места за время вашего отсутствия).

Рис.12 Расположение иглы.

Старайтесь начинать стежку из удобного для вас угла (я обычно начинаю с правого нижнего) и равномерно заполнять всю площадь квилта, при этом как можно реже прерывать нить. При этом учитесь смотреть за наносимым вами рисунком на ткань как бы сквозь лапку и немного вперед, то есть в ту сторону, куда вы намерены дальше двигаться.
В конце работы вновь делаем 2-3 точечных закрепляющих стежка и выводим обе нитки наверх. Если в вашей машине есть функция ««автоматическая обрезка нити верхней и шпульной», то вы можете воспользоваться ею, и тогда обе нитки будут обрезаны на расстоянии 1-1,5 см от закрепки на изнанке (при такой длине нитки обычно не путаются в дальнейшем шве).
Выведенные в начале и конце работы нитки вы можете:

Обрезать близко к закрепляющим стежкам (но учтите, что в этом случае вы не всегда сможете гарантировать, что часть шва у вас не распустится);

Не делая узелка, обе нити вставить в иголку с большим ушком;

Сделать вкол иголкой рядом с закрепочным стежком, провести иголку между слоями вашего сэндвича и вывести наружу через 1-1,5 см, где и обрезать обе нити.

Рис.13 Вкол ручной иголки.

Опыт многих мастериц, увлекшихся художественной стежкой (в том числе и мой), показывает, что лучше иметь отдельную машину для стежки. Если у вас вдруг возникнет возможность приобрести новую машину, то для облегчения процесса стежки я вам хочу перечислить следующие позиции, которые помогают в работе:

Наличие регулятора скорости шитья, что позволяет вам выбирать максимально комфортную для вас скорость при стежке;

Возможность шить без педали;

Наличие коленоподъемника (для стежки на обычном ходу машины);

Функция « автоматического подъема ил опускания иглы в конце работы»;

Функция «автоматическая обрезка нити верхней и шпульной»;

Автоматическая точечная закрепка (для стежки на обычном ходу машины);

Верхний транспортер (для стежки на обычном ходу машины);

Большая рабочая поверхность;

Хорошее освещение из разных точек;

Большой приставной столик;

Наличие больших вертикальных держателей для ниток(возможность без проблем работать с большими катушками ниток, что значительно выгоднее);

Возможность автономной работы моталки шпульной нитки;

И, наконец, наличие лапки «BSR» (эта функция имеется только в машинах марки Bernina и об особенностях её работы я расскажу позднее).При выборе иглыдля СХМС я отдаю предпочтение толстым иглам (90-100) , т.к. в них меньше трутся и рвутся шелковые и металлизированные нити. Есть специальные иглы для квилтинга. Можете работать ими.

3. Какие нитки использовать для СХМС.
Для свободной стежки можно использовать абсолютно все нитки, которые приемлемы для вашей швейной машины. Я стегала советским шелковыми нитками (№ 33 и 65), прекрасными нитками фирм Мадейра и Гуттерманн, индийским шелком и вискозой, нитками «Идеал», «Гамма», простыми нашими нитками типа ЛШ 35-45 и др. Из декоративных (например, металлизированных) предпочитаю Мадейра.

Рис.14 Виды ниток.

А вообще, больше всего люблю работать азиатскими шелковыми и вискозными нитками (намного дешевле европейских; более «толстенькие» и имеют приятный шелковистый блеск). Но не советую использовать старые пересохшие нитки, они часто рвутся, собираются в ушке иголки и доставят вам при стежке сплошные проблемы.
Во всех рекомендациях о вышивке или стежке на машине пишут, что нижняя нить по толщине должна быть равна верхней. Утверждение абсолютно верное, но не всегда для нас приемлемое. Объясню почему. Обычно верхние нитки, которыми мы строчим, очень тонкие (например, Мадейра имеет № 120) и по толщине аналогов российских ниток для них практически нет (а обычно их мы используем для нижней нити). Мы,конечно, можем взять для шпульной нитки швейные нитки той же фирмы Мадейра, но уж очень дорогое это удовольствие для большинства российских лоскутниц. Судите сами, 1 катушка вышивальных ниток Мадейра стоит 100 рублей плюс катушка швейных ниток (для шпульки) ещё 60 рублей! Вот и используем мы в силу своей бедности для низа обычные швейные нитки, а они значительно толще верхних.
А я,кстати, помню те времена, когда в наших швейных магазинах продавался огромный ассортимент шелковых ниток для вышивки № 65 и для шпульки такой же громадный по расцветке ассортимент х\\\\б ниток № 80. Куда это все девалось?
К чему же приводит использование толстой нижней нити в стежке?
А приводит это к тому, что при стандартно рекомендованном натяжении верхней нити «2-4» у нас на изнанке получаются вытянутые петли. Это во-первых - неаккуратная изнанка, а во-вторых- дополнительное торможение при передвижении вашего сэндвича руками. Вот и опускаются руки, в прямом смысле, у начинающих лоскутниц! И у меня такое было. И лишь когда натяжение верхней нити я довела до «6-7» - все встало на свои места! И изнанка приобрела вполне приличный вид и двигать мою работу стало не так уж трудно.
То есть, делаем вывод: если ваша шпульная нить толще, чем верхняя, то натяжение этой верхней нити должно быть гораздо большим, чем при стандартной ситуации « толщина верхней нити = толщине нижней».
Это натяжение я регулирую на своем тренировочном сэндвиче при каждом новом подборе пары ниток для низа и верха и вам советую. Лучше всего проверять натяжение нитей при стежки спиралей и кругов (фото 15 , изнанка черновика со слабым натяжением верхней нити).

Рис.15 Изнанка черновика со слабым натяжением верхней нити.

Такое сильное натяжение верхней нити необходимо не на всех машинах, всегда регулируем эту функцию индивидуально (Ирина Плотникова строчит на Brother с натяжение верхней нити «1- 2») !!! Но есть исключения из этого правила. Это исключение- шелковые нитки № 65 и металлизированные декоративные нитки. И те и другие уж чересчур тонки и очень легко рвутся. И если вы поставите такое высокое натяжение верхней нити - вы скоро заплачете от постоянного обрыва нити! Здесь уж ничего не поделаешь - надо пользоваться тонкой нижней ниткой или мононитью.
Я в наших магазинах нашла нитки для челнока Мадейра Гуттерманн № 150 , но только трех цветов: черные, белые и бежевые и тоже очень дорогие.Я их очень берегу для таких исключительных случаев. А шелк № 65 , если уж он мне очень подходит по цвету моей стежки,ставлю и сверху и снизу!
Цвет ниток тоже имеет немаловажное значение. Во время учебы я советую вам пользоваться нитками цвета, контрастного фону. Причем, это касается как топа, так и изнанки (легче проходит обучение, лучше видны ошибки). Очень хорошо смотрится изнанка, если верхняя и нижняя нить одного цвета.

4. Как держать и двигать ткань при СХМС.
Давайте проведем такой эксперимент.
Возьмите заготовленный вами тренировочный сэндвич, плотно прижмите к поверхности рабочего стола пальцами обеих рук, при этом старайтесь растягивать центральную его часть (место, которое вы как будто бы стегаете). И подвигайте так трехслойник в разных направлениях.

Рис.16 Трехслойник.

Поработайте минуту- две. А сейчас наденьте на руки любые перчатки и сделайте то же самое. Вы чувствуете разницу, вы чувствуете, насколько легче двигать ткань, когда вы работаете в перчатках? При свободной стежке я предпочитаю использовать перчатки с резиновыми пупырышками (на худой конец, даже обыкновенные садовые).

Рис.17 Виды перчаток.

Советую это всем, так как при стежке идет очень большая нагрузка на мелкие суставы пальцев рук и при длительной работе грозит обострением артритов, остеоартроза или, даже, приобретением этих недугов (это я уже как врач рассуждаю). Это особенно актуально для женщин старше 40 лет. Если вам неудобно работать в перчатках на обеих руках, наденьте её хотя бы на левую!
Если я стегаю большие поверхности (более 40 см), я собираю ткань слева и справа от иглы в складки и двигаю именно их. При меньших размерах я двигаю ткань просто пальчиками.
Очень важный критерий качества стежки – это одинаковая длина стежка. Достичь такого мастерства довольно сложно. По крайней мере, я до сих пор не могу этим похвастаться. В среднем длина стежка при СХМС составляет 1-2 мм. Зависит длина стежка от соотношения скорости работы машины и скорости движения ваших рук, передвигающих ткань. Двигать ткань надо без рывков, равномерно, примерно в «ритме вальса». Так же равномерно надо нажимать на педаль. И вот тут для достижения лучшего эффекта и пригодятся такие функции вашей машины:

Регулировка скорости шитья (начинать стоит на средней скорости, полностью выжимая педаль, а дальше – отрегулировать её в зависимости от вашего желания) ;

Шитье без педали (машина настраивается на определенную скорость, педаль отключается, а ход машины включается с кнопки);

Шитье с помощью лапки «BSR» (в этом случае при ускорении движения руками автоматически ускоряется работа машины и наоборот, таким образом длина стежка всегда остается одной и той же, заданной вами величиной).

Еще одним важным критерием является аккуратность стежки на изнанке: без спутавшихся ниток, узлов, «ресничек», то есть выступающей верхней нитки.
Если вы привыкнете, каждый раз в начале и конце работы выводить обе нити на лицевую сторону и закреплять точечной закрепкой; если вы привыкнете строчить на одной скорости и не тормозить на углах и поворотах; если вы привыкнете следить за регулировкой натяжения верхней нити; и, наконец, если вы привыкнете при каждой остановке опускать иглу в работу - ваша изнанка будет идеальной!(фото 18, стежка изнанки моей работы «Подснежники к Рождеству»).

Рис.18 Стежка изнанки моей работы «Подснежники к Рождеству».

5.Организация рабочего места и времени.
Стежка – очень увлекательное занятие. Но это занятие должно вам доставлять только радость, а не быть причиной расстройства вашего здоровья.
Для того чтобы было именно так, стоит выполнять следующие нехитрые правила:

Соблюдать режим труда и отдыха: первое время отдыхать через каждые 30-40 минут работы на машине по 10-15 минут, причем обязательно со сменой положения и деятельности (ни в коем случае не сидеть во время отдыха скорчившись перед монитором ноутбука). В дальнейшем надо отдыхать каждый час работы;

Постепенное расширение времени активной стежки (от 1 часа в первые дни учебы, до 3-4 часов в середине пути и максимально до 6-7 часов в сутки в конце нашего обучения). При появлении каких-то неприятных ощущений время работы должно быть сокращено;

Ваше рабочее место должно быть хорошо освещено. Я, помимо двойного освещения в самой машине, при стежке использую свет настольной лампы, расположенной слева от машины и хорошее верхнее освещение. Для того, чтобы зрение не очень пострадало от внезапно возникшей большой нагрузки помогут и контрастные нити при стежке;

Необходимо выработать правильную посадку за машинкой (вспомните, как нас учили сидеть за партой в школе), чтобы не было потом мучительно больно нашему позвоночнику. Самый лучший вариант, если ваша машинка утоплена вглубь стола, тогда нормальная посадка вам гарантирована. Но если швейная машина возвышается над столом, да к тому же имеет приставной столик (что, кстати очень удобно для стежки) при работе ваши плечи высоко поднимаются и возникает большое напряжение в шейном отделе позвоночника, а отсюда головные боли и повышение артериального давления, а также разыгравшийся шейно-грудной радикулит. В этом случае я вам советую воспользоваться офисным стулом и поднять его на высоту, равной высоте стояния машинки над столом. И чтобы ноги не повисли над землей и не напрягались, нажимая на педаль, поставьте последнюю на скамеечку такой же высоты (она равна 8-9 см). Я купила сиденье для ванны, перевернула его и муж мне набил сверху фанеру. Тут у меня появилось ещё одно преимущество: у педали впереди и сзади имеются ограничители (фото 19 – моё рабочее место).

Рис.19 Фото рабочего места.

Худший вариант, когда один локоть приподнят (обычно правый), а левый опущен. Тут хотя бы подложите под левый локоть стопку книг, чтобы уровень плеч был горизонтальный.

6. Основные составляющие СХМС.
Большинство узоров покрывной свободно- ходовой стежки выполняются БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАНЕСЕННОГО РИСУНКА НА ТКАНЬ. И разбить эти линии можно на две большие группы:

Произвольные прямые;

Произвольные волнистые.

Кроме этого, вы можете на свободном ходу строчить по шаблону; нанесенному на прозрачную бумагу рисунку или по контуру рисунка набивной ткани. Я назвала этот навык СТЕЖКА ПО ЗАДАННОМУ (то есть, каким-то образом нарисованному) КОНТУРУ. Таким образом, основными составляющими СХМС являются:

Рис.20 Стежка произвольными прямыми.

Рис.21 Стежка произвольными волнистыми.

Рис.22 Стежка по заданному контуру.

7. С чего нужно начать стежку:

Начинать работу надо с выбора рисунка стежки, с обдумывания места её расположения, плотности, выбора цвета ниток. Очень часто мастерица, научившаяся стегать и вдохновленная этим умением, выстегивает каждый сантиметр своей работы. Я тоже этим иногда грешу. Я называю это «болезнью роста» и знаю, что со временем это обязательно пройдет;

Второе, что вы должны сделать перед работой, а особенно при освоении нового рисунка стежки, -это обязательно его прорисовать на бумаге.

Рис.23 Стежка "Пружинка".

Рисовать надо так, как бы вы стегали: с одного угла, заполняя всё поле и как можно реже прерывая рисунок. Для рисования у вас должен быть отдельный блокнот, желательно на нелинованной бумаге. Минимальная площадь для рисования узора стежки 10х10 см. Плюс к тому же хорошо бы потом перенести нарисованные узоры в вашу «Картотеку стежки». О её создании я расскажу на следующем уроке.

Подготовить рабочее место (см. выше);

Подготовить сэндвич. (см. выше);

Подобрать подходящие нитки.(см. выше);

Подготовить швейную машину (см. выше);

И В ДОБРЫЙ ПУТЬ – стегать, стегать, стегать!!!

Исходя из вышеизложенного, давайте определимся с Задачами первой недели обучения на базовом курсе СХМС:

Подготовьте свою машину к стежке. Купите недостающие инструменты, перчатки (можно садовые), иголки, нитки;

Подготовьте свое рабочее место для удобной длительной работы;

Приготовьте тренировочные сэндвичи. Лучше из светлой однотонной ткани и низ и верх. Стежку ведите контрастными нитками, это для начала легче и лучше видно на фото (а ведь я буду ждать ваш фотоотчет каждую неделю);

У кого нет - купите или возьмите на прокат фотоаппарат;

Купите толстую тетрадь или блокнот для черновиков и хороший альбом для образцов стежки в карандаше (можно отдельные листочки); фломастеры и ручки для рисования;

Наберитесь терпения и приготовьтесь к серьезной многодневной работе.

Домашнее задание:

1. Наше первое задание будет для многих, кто читал мои опусы ранее или пытался уже по ним учиться, необычным.
На сэндвиче размером 20х20 см совершенно предварительно на раздумывая и не рисуя, и к тому же не смотря на узоры других мастериц в книгах и интернете (!!!) вы строчите абсолютно всё, что вам придет в голову. Я буду называть такую стежку«КРЕЙЗИ» по аналогии с лоскутными блоками.
Но при этом вы выполняете следующие задачи:

Учитесь правильно держать и двигать ткань;

Стараетесь соразмерить скорость и машины и скорость работы ваших рук, то есть стремитесь к одинаковой длине стежка;

Стараетесь соблюдать одинаковое расстояние между простроченными линиями. Я задаю вам это расстояние – 5 миллиметров;

Учитесь регулировать натяжение нитей. А мне это упражнение поможет определиться также с уровнем вашей предварительной подготовки (пусть совершенно не расстраивается тот, кто вообще никогда не строчил).

2. Нарисовать карандашом или ручкой на листе бумаги формата А4 ,начиная справа по короткой стороне, следующий узор: 4 прямых и 4 волнистые линии, затем снова 4 прямые и 4 волнистые, и так далее, пока не заполните весь лист. Показать этот рисунок мне. Затем точно такой же рисунок выстрочить на сэндвиче 20х30 см без предварительно нанесенного рисунка.

Рис.24 Волнистые и прямые линии.

Задачи:

Учиться строчить произвольные прямые и волнистые линии;

Соблюдать одинаковое расстояние между линиями;

Повторять одинаковые волны.

3. На набивной ткани с крупным рисунком (желательно отдельно расположенные крупные цветы, листья или другие узоры) размером 30х30 см проложить на свободном ходу строчку вдоль рисунка, начиная и заканчивая строчку непосредственно на контуре, то есть каждый раз прерывать строчку, полностью обведя контур рисунка.

Рис.25 Машинная строчка по контуру рисунка.

Ну что ж, дорогие мои курсантки! Поздравляю вас с началом нашего курса и смею надеяться, что большинство из вас (а записалось на курс около 60 человек!!!) с честью дойдут до конца! И вы дадите мне новый повод гордиться вами, как я горжусь своими ученицами первого и второго выпуска КУРСА СХМС -2009, НОВОГОДНЕЙ ГРУППЫ - 2010; а также своими подругами - дублириночками, обучающимися стежке на этом замечательном сайте (кстати, желающие могут и сейчас учиться на страницах «Дублирина»).
Для начала вспомним, что такое пэчворк и что такое квилтинг .
Пэчворк - сшивание лоскутков тканей разных по расцветке и фактуре.
Квилтинг - вид рукоделия, при котором вручную или на машине прошиваются (простегиваются)не менее трех слоев ткани.
Наши курсы посвящены квилтингу , а именно его разновидности - свободно-ходовой машинной стежке, сокращенно СХМС.
Почему этот вид стежки так называется?

    Потому что мы строчим, отключив продвижение ткани швейной машинкой и двигая её только руками;

    потому что мы обычно работаем без предварительно нанесенного рисунка на ткань;

    потому что мы имеем свободу создавать с помощью иглы швейной машины любой рисунок, какой нам придет в голову.СХМС по своему исполнению очень похожа на машинную вышивку. Отличие лишь в том, что вышивка делается на одном слое ткани, поэтому для работы требуются пяльцы, а стёжка соединяет как минимум три слоя и мы вполне обходимся без вспомогательных средств для удержания ткани.

Для увеличения картинки, нажмите на фотографию.

1. Сэндвич - трехслойник для стежки.
Как обычно в лоскутном шитье , для стежки используется три слоя: топ (лицевая ткань), прокладка и подкладка.
Топ для стежки может быть разным:

Рис. 1 Пэчворк - ткань (лоскутная сборка).

Рис. 2 и 3 Хоул клав (Whole cloth) - ткань (цельный кусок ткани), причем как гладкокрашеная, так и с рисунком (то есть набивная).


Рис. 4 Батик.


Рис. 5 Аппликация.

При расчете длины и ширины топа, который планируется простегать, необходимо помнить, что при стежке размеры готового изделия уменьшаются в среднем на 1-1,5 см на каждые 10 см стежки. Пример: для того, чтобы вы после стежки имели сэндвич величиной 20х 20 см, вы должны выкроить топ размерами 23х23 см.
В качестве прокладки я все - таки склоняюсь к применению синтепона 1-1,5см толщины. Опыт использования других прокладок у меня тоже есть, но удовольствия работа с этими материалами мне не доставила.
Синтепон перед использованием в стежке я слегка припариваю к подкладке.
Подкладка в работах, где стежка является основным декоративным элементом, должна быть достаточно тонкая, с ровной поверхностью (хорошо подходит подкладочная ткань) и желательно из однотонной ткани (особенно на период учебы на курсе).
Я всегда беру прокладку и подкладку на 2 см больше со всех сторон, чем топ (для предыдущего примера размер двух нижних слоев составляет 27х27 см). Это позволяет без проблем простегать края сэндвича. А аккуратно простеганный край - залог качественной окантовки готового изделия. Перед тем, как приступить к стежке, я скрепляю все три слоя с помощью одностержневых булавок начиная с центра на расстоянии 5-7 см от одной к другой. Крупные изделия (от 1,5 метров) я дополнительно сметываю. А по краю сэндвича лучше предварительно проложить прямую обычную строчку на ширину лапки (но стежка все равно должна быть проложена до самого края трехслойника).


Рис. 6 Прокладочный материал.

У меня под рукой всегда есть сэндвич - «черновик». На нем я подбираю натяжение верхней нити, вспоминаю какую-нибудь стежку или пробую элементы новой. Один черновик заканчивается, и я заменяю его другим. Вы тоже должны его иметь.


Рис. 7 Черновик.

Но за время учебы у вас наверняка скопится большое количество сэндвичей - образцов стежки (чистовиков). Постарайтесь заранее продумать, как в дальнейшем использовать их в готовых изделиях. Это один из основных принципов нашего обучения: создавать не просто образцы, а делать готовые изделия на их основе. Для того чтобы вам это без проблем удалось, последуйте моим простым советам:

    не используйте для образцов совсем бросовую ткань;

    на одном образце собирайте стежку одного вида, а если нескольких, то красиво располагайте их относительно друг друга;

    выстрочите свои образцы на одной и той же ткани или на тканях, совместимых по цвету и текстуре;

    заранее продумайте список изделий, которые возможно создать из образцов стежки (сумочки, косметички, открытки, обложки, закладки, покрывало, в конце концов) и старайтесь строчить на заготовках именно к этим изделиям.

Мои ученики создали великое множество великолепных работ, большого и малого формата, обучаясь на курсе СХМС и РШМ. Все не покажешь. Но особенно запали мне в душу покрывало Аллы Фадеевой (фото 8) и чехол для стула Лены Акентьевой (фото 9).

Есть у меня к своим новым курсанткам ещё одно предложение, по-моему, заманчивое. Используя учебные образцы (лучше квадраты 10х10 см или путем деления сэндвича 20х 20 см на четыре части) создать панно- картотеку узоров стежки. Тогда у вас на стене мастерской всегда перед глазами будут ваши любимые узоры, и чтобы выбрать очередной для нового шедевра не надо будет рыться в папочках и блокнотах. Я сделала такое предложение курсантам своей очной группы и идея пришлась им по душе!

2. Как подготовить швейную машину для СХМС.
Для начала хотела бы сказать, что для машинной стежки подходит практически любая современная машина. Но не у всех в комплектацию входит лапка для стежки (иначе её ещё называют «лапка для штопки и вышивки»). Особенность этой лапки в наличии пружинки. Пружинка в момент вкола иголки в ткань позволяет плотно прижать подошву лапки к поверхности машины, а в момент поднятия иголки - поднять подошву лапки вверх и тем самым освободить ткань и дать вам возможность руками продвинуть её в нужном направлении. Если у вас возникла проблема отсутствия такого приспособления в комплектации машины - поищите лапку в магазинах, торгующих швейной техникой.
Есть лапки с высоким и низким расположением винта (фото 10).
Перед тем как идти покупать лапку, обязательно измерьте высоту винта для лапки в вашей машине в опущенном положении и сравните её с высотой прорези для винта в лапке, которую вы нашли в магазине.
Мне больше в работе нравятся лапки с пластмассовым овалом и прорезью впереди до 0,5 см. Если вам попалась цельная пластмассовая подошва - такую прорезь можно сделать самим (фото 10а).


Самый тяжелый случай, если вы не найдете в магазинах лапку для вашей машинки. Здесь остается одно: снимать вообще лапку на машине и стегать ваш сэндвич в пяльцах (как при машинной вышивке).
Порядок подготовки машины к стежке следующий:

    Убрать зубцы нижнего транспортера;

    Настроить машину на прямую строчку (кстати, в дальнейшем мы будем учиться стегать и с помощью зигзага);

    Длину стежка ставим на ноль (требование производителей машин);

    Если есть регулятор давления лапки - ставим его на « ноль» или близко к нему;

    Отрегулировать натяжение верхней нити (о том, как это делается, подробнее расскажу в главе о нитках);

    Поставить лапку для вышивания или штопки;

    Приготовленный сэндвич располагаем под лапкой и обязательно её опускаем!!!


Рис. 11 Выводим нижнюю нитку наверх и делаем первые два - три точечных закрепляющих стежка.

Начинаем стежку. Подходя к очередной булавке на расстоянии 1-2 мм, убирайте её из ткани. Если вы прервали стежку, не закончив её до конца, и планируете продолжить после перерыва, обязательно оставьте иглу внизу, в работе (при этом и лапка плотно прижмет ткань к поверхности машины и не позволит ей сдвинуться с места за время вашего отсутствия).


Рис. 12 Расположение иглы.

Старайтесь начинать стежку из удобного для вас угла (я обычно начинаю с правого нижнего) и равномерно заполнять всю площадь квилта, при этом как можно реже прерывать нить. При этом учитесь смотреть за наносимым вами рисунком на ткань как бы сквозь лапку и немного вперед, то есть в ту сторону, куда вы намерены дальше двигаться.
В конце работы вновь делаем 2-3 точечных закрепляющих стежка и выводим обе нитки наверх. Если в вашей машине есть функция ««автоматическая обрезка нити верхней и шпульной», то вы можете воспользоваться ею, и тогда обе нитки будут обрезаны на расстоянии 1-1,5 см от закрепки на изнанке (при такой длине нитки обычно не путаются в дальнейшем шве).
Выведенные в начале и конце работы нитки вы можете:

    обрезать близко к закрепляющим стежкам (но учтите, что в этом случае вы не всегда сможете гарантировать, что часть шва у вас не распустится);

    не делая узелка, обе нити вставить в иголку с большим ушком;

    сделать вкол иголкой рядом с закрепочным стежком, провести иголку между слоями вашего сэндвича и вывести наружу через 1-1,5 см, где и обрезать обе нити.


Рис. 13 Вкол ручной иголки.

Опыт многих мастериц, увлекшихся художественной стежкой (в том числе и мой), показывает, что лучше иметь отдельную машину для стежки. Если у вас вдруг возникнет возможность приобрести новую машину, то для облегчения процесса стежки я вам хочу перечислить следующие позиции, которые помогают в работе:

    Наличие регулятора скорости шитья, что позволяет вам выбирать максимально комфортную для вас скорость при стежке;

    Возможность шить без педали;

    Наличие коленоподъемника (для стежки на обычном ходу машины);

    Функция « автоматического подъема ил опускания иглы в конце работы»;

    Функция «автоматическая обрезка нити верхней и шпульной»;

    Автоматическая точечная закрепка (для стежки на обычном ходу машины);

    Верхний транспортер (для стежки на обычном ходу машины);

    Большая рабочая поверхность;

    Хорошее освещение из разных точек;

    Большой приставной столик;

    Наличие больших вертикальных держателей для ниток(возможность без проблем работать с большими катушками ниток, что значительно выгоднее);

    Возможность автономной работы моталки шпульной нитки;

    И, наконец, наличие лапки «BSR» (эта функция имеется только в машинах марки Bernina и об особенностях её работы я расскажу позднее).При выборе иглы для СХМС я отдаю предпочтение толстым иглам (90-100) , т.к. в них меньше трутся и рвутся шелковые и металлизированные нити. Есть специальные иглы для квилтинга. Можете работать ими.

3. Какие нитки использовать для СХМС.
Для свободной стежки можно использовать абсолютно все нитки, которые приемлемы для вашей швейной машины. Я стегала советским шелковыми нитками (№ 33 и 65), прекрасными нитками фирм Мадейра и Гуттерманн, индийским шелком и вискозой, нитками «Идеал», «Гамма», простыми нашими нитками типа ЛШ 35-45 и др. Из декоративных (например, металлизированных) предпочитаю Мадейра.


Рис. 14 Виды ниток.

А вообще, больше всего люблю работать азиатскими шелковыми и вискозными нитками (намного дешевле европейских; более «толстенькие» и имеют приятный шелковистый блеск). Но не советую использовать старые пересохшие нитки, они часто рвутся, собираются в ушке иголки и доставят вам при стежке сплошные проблемы.
Во всех рекомендациях о вышивке или стежке на машине пишут, что нижняя нить по толщине должна быть равна верхней. Утверждение абсолютно верное, но не всегда для нас приемлемое. Объясню почему. Обычно верхние нитки, которыми мы строчим, очень тонкие (например, Мадейра имеет № 120) и по толщине аналогов российских ниток для них практически нет (а обычно их мы используем для нижней нити). Мы,конечно, можем взять для шпульной нитки швейные нитки той же фирмы Мадейра, но уж очень дорогое это удовольствие для большинства российских лоскутниц. Судите сами, 1 катушка вышивальных ниток Мадейра стоит 100 рублей плюс катушка швейных ниток (для шпульки) ещё 60 рублей! Вот и используем мы в силу своей бедности для низа обычные швейные нитки, а они значительно толще верхних.
А я,кстати, помню те времена, когда в наших швейных магазинах продавался огромный ассортимент шелковых ниток для вышивки № 65 и для шпульки такой же громадный по расцветке ассортимент х\б ниток № 80. Куда это все девалось?
К чему же приводит использование толстой нижней нити в стежке?
А приводит это к тому, что при стандартно рекомендованном натяжении верхней нити «2-4» у нас на изнанке получаются вытянутые петли. Это во-первых - неаккуратная изнанка, а во-вторых- дополнительное торможение при передвижении вашего сэндвича руками. Вот и опускаются руки, в прямом смысле, у начинающих лоскутниц! И у меня такое было. И лишь когда натяжение верхней нити я довела до «6-7» - все встало на свои места! И изнанка приобрела вполне приличный вид и двигать мою работу стало не так уж трудно.
То есть, делаем вывод: если ваша шпульная нить толще, чем верхняя, то натяжение этой верхней нити должно быть гораздо большим, чем при стандартной ситуации « толщина верхней нити = толщине нижней».
Это натяжение я регулирую на своем тренировочном сэндвиче при каждом новом подборе пары ниток для низа и верха и вам советую. Лучше всего проверять натяжение нитей при стежки спиралей и кругов (фото 15 , изнанка черновика со слабым натяжением верхней нити).


Рис. 15 Изнанка черновика со слабым натяжением верхней нити.

Такое сильное натяжение верхней нити необходимо не на всех машинах, всегда регулируем эту функцию индивидуально (Ирина Плотникова строчит на Brother с натяжение верхней нити «1- 2») !!! Но есть исключения из этого правила. Это исключение- шелковые нитки № 65 и металлизированные декоративные нитки. И те и другие уж чересчур тонки и очень легко рвутся. И если вы поставите такое высокое натяжение верхней нити - вы скоро заплачете от постоянного обрыва нити! Здесь уж ничего не поделаешь - надо пользоваться тонкой нижней ниткой или мононитью.
Я в наших магазинах нашла нитки для челнока Мадейра Гуттерманн № 150 , но только трех цветов: черные, белые и бежевые и тоже очень дорогие.Я их очень берегу для таких исключительных случаев. А шелк № 65 , если уж он мне очень подходит по цвету моей стежки,ставлю и сверху и снизу!
Цвет ниток тоже имеет немаловажное значение. Во время учебы я советую вам пользоваться нитками цвета, контрастного фону. Причем, это касается как топа, так и изнанки (легче проходит обучение, лучше видны ошибки). Очень хорошо смотрится изнанка, если верхняя и нижняя нить одного цвета.

4. Как держать и двигать ткань при СХМС.
Давайте проведем такой эксперимент.
Возьмите заготовленный вами тренировочный сэндвич, плотно прижмите к поверхности рабочего стола пальцами обеих рук, при этом старайтесь растягивать центральную его часть (место, которое вы как будто бы стегаете). И подвигайте так трехслойник в разных направлениях.


Рис. 16 Трехслойник.

Поработайте минуту- две. А сейчас наденьте на руки любые перчатки и сделайте то же самое. Вы чувствуете разницу, вы чувствуете, насколько легче двигать ткань, когда вы работаете в перчатках? При свободной стежке я предпочитаю использовать перчатки с резиновыми пупырышками (на худой конец, даже обыкновенные садовые).


Рис. 17 Виды перчаток.

Советую это всем, так как при стежке идет очень большая нагрузка на мелкие суставы пальцев рук и при длительной работе грозит обострением артритов, остеоартроза или, даже, приобретением этих недугов (это я уже как врач рассуждаю). Это особенно актуально для женщин старше 40 лет. Если вам неудобно работать в перчатках на обеих руках, наденьте её хотя бы на левую!
Если я стегаю большие поверхности (более 40 см), я собираю ткань слева и справа от иглы в складки и двигаю именно их. При меньших размерах я двигаю ткань просто пальчиками.
Очень важный критерий качества стежки - это одинаковая длина стежка. Достичь такого мастерства довольно сложно. По крайней мере, я до сих пор не могу этим похвастаться. В среднем длина стежка при СХМС составляет 1-2 мм. Зависит длина стежка от соотношения скорости работы машины и скорости движения ваших рук, передвигающих ткань. Двигать ткань надо без рывков, равномерно, примерно в «ритме вальса». Так же равномерно надо нажимать на педаль. И вот тут для достижения лучшего эффекта и пригодятся такие функции вашей машины:

    регулировка скорости шитья (начинать стоит на средней скорости, полностью выжимая педаль, а дальше - отрегулировать её в зависимости от вашего желания) ;

    шитье без педали (машина настраивается на определенную скорость, педаль отключается, а ход машины включается с кнопки);

    шитье с помощью лапки «BSR» (в этом случае при ускорении движения руками автоматически ускоряется работа машины и наоборот, таким образом длина стежка всегда остается одной и той же, заданной вами величиной).

Еще одним важным критерием является аккуратность стежки на изнанке : без спутавшихся ниток , узлов, «ресничек», то есть выступающей верхней нитки.
Если вы привыкнете, каждый раз в начале и конце работы выводить обе нити на лицевую сторону и закреплять точечной закрепкой; если вы привыкнете строчить на одной скорости и не тормозить на углах и поворотах; если вы привыкнете следить за регулировкой натяжения верхней нити; и, наконец, если вы привыкнете при каждой остановке опускать иглу в работу - ваша изнанка будет идеальной!(фото 18, стежка изнанки моей работы «Подснежники к Рождеству»).


Рис. 18 Стежка изнанки моей работы «Подснежники к Рождеству».

5. Организация рабочего места и времени.
Стежка - очень увлекательное занятие. Но это занятие должно вам доставлять только радость, а не быть причиной расстройства вашего здоровья.
Для того чтобы было именно так, стоит выполнять следующие нехитрые правила:

    Соблюдать режим труда и отдыха: первое время отдыхать через каждые 30-40 минут работы на машине по 10-15 минут, причем обязательно со сменой положения и деятельности (ни в коем случае не сидеть во время отдыха скорчившись перед монитором ноутбука). В дальнейшем надо отдыхать каждый час работы;

    Постепенное расширение времени активной стежки (от 1 часа в первые дни учебы, до 3-4 часов в середине пути и максимально до 6-7 часов в сутки в конце нашего обучения). При появлении каких-то неприятных ощущений время работы должно быть сокращено;

    Ваше рабочее место должно быть хорошо освещено. Я, помимо двойного освещения в самой машине, при стежке использую свет настольной лампы, расположенной слева от машины и хорошее верхнее освещение. Для того, чтобы зрение не очень пострадало от внезапно возникшей большой нагрузки помогут и контрастные нити при стежке;

    Необходимо выработать правильную посадку за машинкой (вспомните, как нас учили сидеть за партой в школе), чтобы не было потом мучительно больно нашему позвоночнику. Самый лучший вариант, если ваша машинка утоплена вглубь стола, тогда нормальная посадка вам гарантирована. Но если швейная машина возвышается над столом, да к тому же имеет приставной столик (что, кстати очень удобно для стежки) при работе ваши плечи высоко поднимаются и возникает большое напряжение в шейном отделе позвоночника, а отсюда головные боли и повышение артериального давления, а также разыгравшийся шейно-грудной радикулит. В этом случае я вам советую воспользоваться офисным стулом и поднять его на высоту, равной высоте стояния машинки над столом. И чтобы ноги не повисли над землей и не напрягались, нажимая на педаль, поставьте последнюю на скамеечку такой же высоты (она равна 8-9 см). Я купила сиденье для ванны, перевернула его и муж мне набил сверху фанеру. Тут у меня появилось ещё одно преимущество: у педали впереди и сзади имеются ограничители (фото 19 - моё рабочее место).


Рис. 19 Фото рабочего места.

Худший вариант, когда один локоть приподнят (обычно правый), а левый опущен. Тут хотя бы подложите под левый локоть стопку книг, чтобы уровень плеч был горизонтальный.

6. Основные составляющие СХМС.
Большинство узоров покрывной свободно-ходовой стежки выполняются БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАНЕСЕННОГО РИСУНКА НА ТКАНЬ . И разбить эти линии можно на две большие группы:

    произвольные прямые;

    произвольные волнистые.

Кроме этого, вы можете на свободном ходу строчить по шаблону; нанесенному на прозрачную бумагу рисунку или по контуру рисунка набивной ткани. Я назвала этот навык СТЕЖКА ПО ЗАДАННОМУ (то есть, каким-то образом нарисованному) КОНТУРУ. Таким образом, основными составляющими СХМС являются:


Рис. 20 Стежка произвольными прямыми.


Рис. 21 Стежка произвольными волнистыми.


Рис. 22 Стежка по заданному контуру.

7. С чего нужно начать стежку:

    Начинать работу надо с выбора рисунка стежки, с обдумывания места её расположения, плотности, выбора цвета ниток. Очень часто мастерица, научившаяся стегать и вдохновленная этим умением, выстегивает каждый сантиметр своей работы. Я тоже этим иногда грешу. Я называю это «болезнью роста» и знаю, что со временем это обязательно пройдет;

Второе, что вы должны сделать перед работой, а особенно при освоении нового рисунка стежки, -это обязательно его прорисовать на бумаге.


Рис. 23 Стежка "Пружинка".

Рисовать надо так, как бы вы стегали: с одного угла, заполняя всё поле и как можно реже прерывая рисунок. Для рисования у вас должен быть отдельный блокнот, желательно на нелинованной бумаге. Минимальная площадь для рисования узора стежки 10х10 см. Плюс к тому же хорошо бы потом перенести нарисованные узоры в вашу «Картотеку стежки». О её создании я расскажу на следующем уроке.

У кого нет - купите или возьмите на прокат фотоаппарат;

Купите толстую тетрадь или блокнот для черновиков и хороший альбом для образцов стежки в карандаше (можно отдельные листочки); фломастеры и ручки для рисования;

Наберитесь терпения и приготовьтесь к серьезной многодневной работе.

Домашнее задание:

1. Наше первое задание будет для многих, кто читал мои опусы ранее или пытался уже по ним учиться, необычным.
На сэндвиче размером 20х20 см совершенно предварительно на раздумывая и не рисуя, и к тому же не смотря на узоры других мастериц в книгах и интернете (!!!) вы строчите абсолютно всё, что вам придет в голову. Я буду называть такую стежку «КРЕЙЗИ» по аналогии с лоскутными блоками.
Но при этом вы выполняете следующие задачи:

    учитесь правильно держать и двигать ткань;

    стараетесь соразмерить скорость и машины и скорость работы ваших рук, то есть стремитесь к одинаковой длине стежка;

    стараетесь соблюдать одинаковое расстояние между простроченными линиями. Я задаю вам это расстояние - 5 миллиметров;

    учитесь регулировать натяжение нитей. А мне это упражнение поможет определиться также с уровнем вашей предварительной подготовки (пусть совершенно не расстраивается тот, кто вообще никогда не строчил).

2. Нарисовать карандашом или ручкой на листе бумаги формата А4 ,начиная справа по короткой стороне, следующий узор: 4 прямых и 4 волнистые линии , затем снова 4 прямые и 4 волнистые, и так далее, пока не заполните весь лист. Показать этот рисунок мне. Затем точно такой же рисунок выстрочить на сэндвиче 20х30 см без предварительно нанесенного рисунка.


Рис. 24 Волнистые и прямые линии.

Задачи:

    Учиться строчить произвольные прямые и волнистые линии;

    Соблюдать одинаковое расстояние между линиями;

    Повторять одинаковые волны.

3. На набивной ткани с крупным рисунком (желательно отдельно расположенные крупные цветы, листья или другие узоры) размером 30х30 см проложить на свободном ходу строчку вдоль рисунка, начиная и заканчивая строчку непосредственно на контуре, то есть каждый раз прерывать строчку, полностью обведя контур рисунка.


Рис. 25 Машинная строчка по контуру рисунка.

Задачи:

    Учиться строчить по заданному контуру;

    Учиться выводить на переднюю поверхность верхнюю и нижнюю нитку;

    Учиться закреплять эти нити в глубине квилта.

Итак, приступаем к работе!!!
И помните - хотя бы на время учебы наш с вами лозунг:
«НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ»!!!

Результаты ваших трудов я жду до конца следующего вторника. Очередной (второй урок) я опубликую 13 октября.

Часто так случается, что хобби превращается в дело всей жизни, приносит не только удовольствие, но и существенную прибыль. У жителей нашей страны отношение к рукоделию особое: в кризисные времена мастерицами с золотыми руками были все барышни. Швейная машина стояла практически в каждой квартире, а пользоваться ею умели девицы едва ли не раньше, чем шариковой ручкой. Из купленных тканевых отрезов шили повседневную одежду, домашний текстиль, роскошные вечерние наряды. Из пузатых мотков ниток вывязывались теплые зимние вещи и легкие ажурные купальники, кружевные салфетки и прекрасные шали.

В последние годы рукодельное искусство стало немного уходить в прошлое, однако те дамы, которые остались верны своему хобби, передают умения и мастерство ученицам, делятся секретами и многолетними наработками. Одним из незабытых видов полезного творчества является квилтинг. Идеи для вдохновения рукодельницы неустанно черпают из окружающей среды и подручных материалов, развивая это древнее искусство, давая ему новую жизнь.

Многослойная «стежка»

Далеко не каждая швея знает, что такое квилт и кто такие квилтеры, что уж говорить о рядовом обывателе, ничем не связанном с рукоделием. Гораздо более понятными будут такие определения, как лоскутное шитье или пэчворк, которые имеют нечто общее со своим сородичем под названием квилтинг. Идеи для вдохновения, подталкивающие к творческому процессу, у этих видов творчества общие, также сходны материалы и приемы, более того, они являются неотъемлемой частью одного целого. "Как так?" - спросите вы. Давайте разберемся.

Пэчворк - это техника шитья, которая предусматривает создание аппликаций на ткани. Во время накладывает миниатюрную латку на большее по размеру полотно. Детали в дальнейшем могут сшиваться в большую работу - это и коврики, и одеяла, и одежда. Однако основой пэчворка стал ремонт изделий, декорация обтрепанных, порванных частей, помарок и других огрехов, которые необходимо было прикрыть. За лоскутками прятались все несовершенства, другое дело - квилтинг. Идеи для вдохновения, а значит и техника работы, были совершенно другими. Изделия создавались заново, хотя обычно тоже из старых вещей.

Первоначально женщины шили разнообразную текстиль, но и одежда, созданная в стиле квилтинг, не заставила себя долго ждать. Отличительной чертой этой техники является то, что она многослойная. Изделие состоит из верхнего декоративного покрытия, промежуточной прокладки-утеплителя, который делает работу объемной и практичной, а также из нижнего слоя, который будет соприкасаться с телом.

Что обязательно пригодится в работе?

Как бы по-домашнему ни выглядели лоскутные коврики и одеяльца, прихватки и панно, назвать процесс их создания простым язык не повернется ни у кого, кто хоть раз попробовал себе в этом деле.

Для работы нужен довольно специфический инвентарь и инструмент, без которого создать квилт просто невозможно:

  • Швейная машина - может быть специальная или бытовая, но адаптированная под квилтинг. Идеи для вдохновения начинающим могут подарить даже стандартные заводские строчки и приспособления, которые идут в комплектации с инструментом (разные виды строчек, декоративных отделок). Покупая машину, важно учесть то, что придется сшивать между собой несколько видов тканей, в том числе пухлый синтепон или войлок, то есть тканевый «сэндвич» должен поместиться между прижимной лапкой и транспортером.
  • Раскройный инструмент - дисковый нож, самовосстанавливающийся коврик, портновские ножницы. Первые два пункта необходимы для вырезания фигурных деталей, что гораздо удобнее делать при помощи специального инструмента, а не обычных ножниц.
  • Специальные иглы для ручного шитья - они отличаются между собой по толщине (чем выше числовое обозначение иглы, тем она тоньше), а само их строение устроено иначе, чем у обычных иголок (закругленная головка не позволяет делать дырочки на ткани, а узкое ушко облегчает процесс шитья).
  • смывающиеся маркеры и карандаши, специальная линейка - предметы, благодаря которым рабочий процесс пойдет легче и гораздо точнее.

Материал - основа фантазии

Когда создавались первые лоскутные предметы гардероба и интерьера, не было ровным счетом никакой надобности в том, чтобы искать шаблоны и идеи для квилтинга. Изделия создавались из подручного материала, мастерицы шили то, что было необходимо для существования и нормального быта. Прежде всего, пэчворк, квилтинг - это реакция бедного общества на условия жизни. В Европе квилтинг зародился довольно давно, однако распространился он там не сам по себе, а был позаимствован во время Крестовых походов у жителей Азии.

Первыми переделали его на свой лад англичане и голландцы, они и привезли свое искусство в США во время заселения заокеанских территорий. Бедность заставляла шить из лоскутов все, что нужно. Ткань не покупали специально, пригодные кусочки вырезались из поношенной одежды. Более того, были времена, когда швеи не брезговали даже мешками от продовольственных запасов.

Сейчас, когда доставать материал таким трудом нет никакой необходимости, ткани на любой вкус, цвет и кошелек можно купить в любом швейном магазине, мастерицы могут выбирать то, из чего они будут создавать шедевр. Для отделки наружной стороны, собственно, самой красивой части, можно использовать бязь, сатин, ситец, шелк, парчу, лен, гобелен, кожу - все, что найдется красивого и подходящего. Иногда один-единственный кусочек ткани дарит самые невероятные квилтинг-идеи для вдохновения мастерам. Они могут увидеть картину в своем воображении исходя из своего опыта, на глаз подобрать к ней недостающие детали, собрать этот лоскутный пазл в своем воображении.

Лоскутное предназначение

Непосвященные думают, что квилту найдется место лишь на даче, в виде уютного пледика, которым приятно укрыть ноги прохладным осенним днем, сидя за кружкой ароматного чая на открытой веранде. Но на самом деле шедевры из тканевых обрезков займут достойное место и в городской квартире, и в роскошном поместье. Созданные с учетом стилистических особенностей интерьера, они прекрасно впишутся в любое помещение.

Для того чтобы работа гармонично смотрелась в вашем доме, над ней необходимо долго и упорно трудиться. Опытные швеи знают, что получить качественный результат, который не стыдно показать знакомым или подарить хорошему другу, нельзя без кропотливого труда. Готовое изделие может морщить, детали трудно подогнать по размерам, некоторые элементы пузырятся или перекашиваются, итоговый рисунок на ткани не выглядит гармонично - вот то, что часто сопровождает в работе того, кто избрал для себя квилтинг. Идеи для вдохновения из бумаги - вот совет, который дают опытные мастера новичкам. Чтобы результат радовал глаз и тешил самолюбие, необходимо создать эскиз, перенести детали на выкройку, скрупулезно вырезать все элементы, соблюдая при этом одинаковые припуски даже на самом малом и незначительном на первый взгляд лоскутке.

Небедная одежда

Квилтинг - это не только стеганые одеяла, но и красивая одежда. В этой технике не получится создать легкое коктейльное платье, однако можно сшить другие прекрасные квилты: куртки, пальто, теплые жилетки. Изначально из лоскутков шили одежду для воинов, обмундирование получалось довольно плотным, хорошо защищало от неблагоприятной погоды, насекомых и ядовитых растений, было долговечным.

Если подобный стиль одежды слишком обязывающий, всегда можно сделать аксессуар в технике квилтинг. Идеи для вдохновения на смену образа дарят создатели шляпок, сумочек и украшений, они умеют превратить кусочки ткани в элегантные аксессуары, достойные самых предвзятых модниц.

Оригинальный домашний уют

Конечно же, украшение интерьера с помощью текстильных изделий - это наиболее приемлемый и логичный способ создавать квилты. Они могут быть не только пестрыми и вызывающе-яркими, бывает другой квилтинг - нежный, романтичный и невероятно трогательный.

Искусные мастерицы создают роскошные покрывала для кроватей и накидки на диваны, милые наволочки для многочисленных подушек, которая одна другой краше, тяжелые шторы и чехлы на стулья. Еще более разнообразные идеи для квилтинга дарит кухня. Тут уж есть где разгуляться полету творческой фантазии. Кухонные квилты могут быть как вполне практичными - прихватки, рукавицы, фартуки или салфетки-подставки для чашек, так и могут носить сугубо декоративную функцию, если создать их в виде Однако так как красота и практичность должны ходить рука об руку, всегда можно сконструировать чудную грелку для чайника или милую корзинку для хлеба, создав ее из разноцветных лоскутков.

Арт-квилтинг - современное искусство

Когда квилтер выходит на качественно новый уровень творчества, его перестают радовать обыденные вещи и простые геометрические орнаменты в изделиях. Вдохновленный идеями и опытом, мастер своего дела создает не просто текстиль в стиле пэчворк или традиционный квилтинг, нет, он начинает творить шедевры швейного искусства, имя которому - арт-квилтинг.

Это отдельное направление описываемого вида рукоделия, оно подразумевает, что готовое изделие - это целостная картина, в которой продуманы цвета, орнамент, каждый стежок и декоративная деталь. Арт-квилтеры не создают свои картины и панно из подручных средств, иногда себестоимость работы выражается астрономическими суммами, ведь для ее составления автор может использовать, кроме дорогостоящих тканей, разнообразный декор (камни, бусины, бисер, кристаллы, кружево).

Мастера и счастливые обладатели уникальных предметов гардероба и интерьера трепетно оберегают свои богатства, выставляя старинные и новоизготовленные квилты на специализированных выставках и аукционах, зарабатывая на этом вполне приличные деньги.

Лоскутные одеяла – словно привет из детства. Они напоминают старинные деревенские одеяльца из разных фрагментов ткани в доме бабушки, куда на лето отправляли погостить внуков. Сегодня лоскутное шитье вышло за пределы деревенского быта и из признака нужды превратилось в эксклюзивные изделия. Иметь одеяло из вороха симпатичных квадратиков престижно – стоит оно дорого и далеко не каждому по карману. Но можно научиться шить его самому – это искусство не так сложно освоить, как кажется.

Пэчворк и лоскутное шитье – слова синонимы. Пэчворк означает искусство шитья из кусочков ткани. Появился этот вид рукоделия еще в незапамятные времена. Считается, что зародился пэчворк в Азии и попал в Европу во время крестовых походов. Особенно расцвел пэчворк во времена первых американских поселенцев, когда протестантские женщины из бедности и особой бережливости, свойственной протестантам, не выбрасывали старые одеяла и простыни, а шить из их кусочков новые. В попытках составить из разноцветных кусочков ткани хоть что-нибудь красивое, родился пэчворк.

Важно: в пэчворке важно уметь сочетать ткани между собой по цвету. Начинающим можно посоветовать начать с создания однотонных композиций, так как сочетать между собой однотонные материалы проще. Можно комбинировать однотонные ткани и ткани с рисунком. Сочетание тканей с различным рисунком требует развитого эстетического вкуса.

В стиле пэчворк бывают кроме одеял и и другие изделия. Эту технику с равным успехом можно применять для того, чтобы сделать покрывало, наволочку, сумки, платье. Особенно стильно и неординарно выглядят сумки в стиле пэчворк. Шить в этом стиле можно не только из текстиля, но и из кожи, хотя из ткани шить гораздо проще. Текстильные сумки сегодня вновь в моде, поэтому пэчворк переживает новый виток популярности.

Что такое пэчворк (видео)

Что такое квилтинг

Квилтинг – это по большому счету несколько усовершенствованный пэчворк, который соединяет в себе:

  • пэчворк,
  • вышивание,
  • аппликацию,
  • искусство создания стеганных вещей.

При квилтинге не просто сшивают разные кусочки ткани, но и выстегивают вещь, украшают ее аппликациями и вышивкой.

Вещь составляется из отдельных мотивов –квилтов. Квилт должен быть объемным. Объем создается благодаря трехслойности. Первый слой – собственно составленная композиция из ткани, второй – прокладка из синтепона или иных материалов, третий – изнаночная сторона из ткани.

Важно: выбор ткани зависит от того, какое изделие шьется. Для одеял выбираются плотные ткани, преимущественно хлопок. Для сумки –кожа, кожезаменитель, плотный лен и хлопок, бархат. Для одежды – более тонкие и нежные ткани.

Квилтинг выглядит более нарядно и выигрышно, чем просто пэчворк. Вещи в стиле квилтинг могут стать настоящим произведением искусства, особенно, если квилтинг сочетает изящную вышивку, аппликацию и особый вид стежки. Стежка приветствуется сложная. Чем сложнее узор стежки, тем интереснее квилтинг. В сложных изделиях одна стежка выглядит, как оригинальный декор.

Квилтинг: история рукоделия (видео)

Где искать орнаменты

Перед тем, как начать делать одеяла, сумки или наволочки, надо разработать орнамент и подобрать ткань. Самостоятельно разработать орнамент сложно – это способны сделать уже опытные мастерицы. Да и они в большинстве своем не разрабатывают их полностью, а пользуются уже готовыми мотивами, которые и комбинируют в различной последовательности, создавая шедевры. Эти мотивы называются схемы.

Схемы для пэчворка существуют в большом количестве. Найти их не представляет никакого труда. Существуют сайты, где можно найти схемы для сумки или для одеяла. Существуют базовые схемы, на основе которых делаются многие орнаменты. Их тоже можно скачать из Интернета вместе с подробным описанием последовательности сшивания отдельных мотивов.

Базовые схемы

Базовые схемы – основа основ. На их основе можно создавать изделия разной степени сложности. Освоив базовые схемы, можно приступать уже к более сложным композициям. Но уже из них составляются вещи, которые выглядят эстетично и сложно.

К базовым схемам относятся :

  • «Шитье квадратами»,
  • «Звезда Огайо»,
  • «Песочные часы»,
  • «Карусель»,
  • «Карточный фокус»,
  • «Загадка Соломона»,
  • «Американская загадка»,
  • «Английский парк»,
  • «Бревенчатый домик»,
  • «Масленка»,
  • «Русский квадрат»,
  • «Вихрь Вирджинии»

Шитье квадратиками

Самый простой способ. Эта схема не вызывает затруднений. Начинать осваивать пэчворк и квилтинг надо именно с нее. Здесь достаточно просто выкроить квадраты определенного размера и сшить их между собой.

Важно: красота полотна зависит от того, насколько ровными и одинаковыми будут выкроенные квадраты, ровности строчки и точного соблюдения размера припусков у всех квадратов. Если все соблюдено, то углы будут совпадать и лицевая сторона будет выглядеть идеально.

Как собрать блок из квадратов (видео)

Песочные часы и бревенчатый домик

Схема «песочные часы» подразумевает сочетание в разных комбинациях полосок ткани. Ширина и длина их может варьироваться. Из полос различной длины собираются песочные часы. Подобный же раскрой используется для бревенчатого домика. Только в нем полосы составляются в квадраты.

Схемы квадратами и песочные часы идеальны для пошива простых одеял.

Звезда Огайо

Здесь в основе схемы лежит треугольник. Из треугольников собираются маленькие квадратики, а из них уже большой мотив-квадрат. В зависимости от расположения блоков можно получить совершенно разные звезды.

Чаще всего «звезда Огайо» применяется для шитья одеял и наволочек. Но можно использовать ее и как одиночный мотив для пошива сумки в стиле квилтинг.

Английский парк, американская загадка и карусель

Здесь тоже применяются треугольники. Схемы предполагают их разное расположение. Английский парк и карусель уже считаются узорами средней сложности. Из треугольников в английском парке можно собрать узоры в виде мельницы, крестов, зигзагов. Точно также треугольники применяются и в американской загадке. Разница лишь в их группировке. В карусели треугольники сочетаются с квадратами, отчего узор в мотиве усложняется.

Карусель – уже может быть полноценной схемой для пошива сумки, одежды.

Карточный фокус

В этой схеме сочетаются ткани 5 цветов. Узор комбинируется из треугольников. При этом здесь сочетаются большие и маленькие треугольники, из которых в свою очередь составляется большие треугольники.

Эта схема очень выигрышно смотрится при пошиве сумки. При этом интереснее выглядит, когда мотив – один.

Загадка Соломона

Это уже сложные схемы, в которых квадрат разрезается на две части – вернее из него вырезается с одного конца полукруг. Далее два этих мотива сочетаются в разных комбинациях.

Схемы «загадка Соломона» называются иной раз «путем пьяницы» или «загадкой старой девы». Они прекрасно подойдут для покрывал, отделки одежды, шитья сумки.

Масленка

В Масленке базовые квадратики разрезаются на треугольники и прямоугольники. Далее составленные в разной комбинации квадратики из них соединяются в большой блок-квадрат.

Эти схемы великолепно смотрятся в покрывалах.

Русский квадрат и вихрь Вирджинии

Шитье русского квадрата начинается из центра от центрального квадрата. Далее применяются треугольники.

Это великолепная схема для сумки и особенно для наволочек. При кажущейся простоте выглядит квилинг на основе этой схемы весьма красиво.

Вихрь Вирджинии или как его еще называют хвост обезьяны, шьется по тому же принципу также из треугольников. Только здесь они складываются в закручиваемую спираль. Весьма эффектная схема для наволочек и сумок. Если сделать закрутку в другую сторону, можно получить хвостатые звезды, которые являются прекрасными блоками для покрывал.

Важно: собираясь впервые шить изделие пэчворк многие пробуют использовать остатки старых вещей, комбинируя их с обрезками новой ткани, оставшихся после шитья. Но в этом случае при стирке изделие может неравномерно сесть и станет выглядеть кособоко. Ни в коем случае нельзя сочетать старую и новую ткань в изделиях. Для того, чтобы они выглядели безупречно, надо брать только качественную ткань.

Иные схемы

Только вышеперечисленными схемами квилинг и пэчворк не исчерпывается. Мастерицы придумывают все новые и новые способы сочетания геометрических фигур между собой. Весьма интересными схемами можно считать дартс, где центр блока состоит из треугольников, а сам блок дальше целиком составляется из составленных в круг трапеций. Любопытно выглядят схемы, где совмещаются пятиугольники, восьмиугольники. Эти схемы уже требуют гораздо большего мастерства точности подгонки. Но изделия в стиле квилтинг со стежкой на их основе выглядят эстетично и дорого.

Мастер-класс по лоскутному шитью (видео)

Попробовать сшить своими руками сумку или покрывало в стиле квилтинг стоит без всякого сомнения. Схемы для изделия можно взять на любом сайте, посвященном пэчворку. Главное – начинать с простых базовых схем, чтобы набить руку и не разочароваться в своих силах. Даже самые простые изделия будут выглядеть красиво и стильно – для этого надо просто взять качественные ткани и не забывать про аккуратность и точность в работе.

Квилтинг: идеи для вдохновения (фото)



Истинная рукодельница всегда ищет для себя и своего творчества что-то новое и интересное, в чем она могла бы преуспеть. Сегодня на пике популярность техника шитья из лоскутков - квилтинг, мастер-класс для начинающих, видео и фото-инструкцию вы найдете в этой статье.

В технике квилтинг нет ничего ужасающе сложного, нужно лишь проявить фантазию и потратить на создание своего шедевра какое-то время. И, конечно, неплохим бонусом будет, если вы имеете опыт работы со швейной машинкой, тогда работа пойдет быстрее и легче.

Разбираемся в понятии

Итак, прежде чем приступить к работе, необходимо разобраться, что же представляет из себя такая техника рукоделия как квилтинг. Квилтинг - это искусство шитья из кусочков ткани, который, помимо пэчворка (более простого способа лоскутного шитья), включает в себя еще и вышивание и аппликацию.

Вещь состоит из отдельных мотивов, которые называются квилты, каждый из которых обязательно должен быть объемным. Достигается объем с помощью трехлойности изделия:

  • Первый слой - это лицевая сторона, на которой находится композиция;
  • Второй слой – прокладка из синтепона;
  • Третий слой – изнаночная сторона.

Благодаря многослойности, квилтинг выглядит более интересно, чем пэчворк. Схемы для квилтинга легко можно отыскать в Интернете или же придумать узор самостоятельно. Благодаря сегодняшним фото-урокам вы сможете ознакомиться с лоскутным шытьем.

Необходимые материалы

Для изготовления лоскутного покрывала в стиле квилтинг или пэчворк лучше всего подходит плотная хлопковая ткань.

Расцветка может быть абсолютно любой, но желательно, чтобы лоскутки были разноцветными, ведь именно в пестрости и заключается «фишка» этой техники.


Если вы решили заняться квилтингом, в вашем доме обязательно должен быть такой инвентарь, как:

  1. Швейная машинка. Сегодня существуют и специальные машины для квилтинга, однако можно использовать и самую обычную швейную машинку;
  2. Дисковый нож, портновские ножницы, в общем, раскройные инструменты;
  3. Специальные нити для ручной вышивки. Их можно приобрести в специализированных магазинах;
  4. Копировальная бумага, легко смывающиеся маркеры, линейка - дополнительные предметы, благодаря которым процесс работы будет проще и точнее.

Ход работы

Данный мк покажет легкий пример работы в технике. Итак, сначала необходимо определиться с узором будущего покрывала. Можно нарисовать свой узор или распечатать готовый. Затем подготавливаем ткань: нарезаем одинаковые квадраты с небольшими припусками на швы.

Затем разрезаем их от угла до угла напополам.

И сшиваем по два треугольника разного цвета.

Разрезаем вновь напополам, как это показано на первом фото. И переворачиваем так, чтобы одинаковые цветные стороны смотрели друг на друга, образуя «песочные часы».


Теперь сшиваем базовый край и прижимаем открытый слой.


Таким образом, у нас получаются одинаковые песочные часы, на каждом квадратике двух цветов. Теперь их необходимо прогладить. Желательно проглаживать ткань после каждого сшивания.

Нужно урезать каждый квадрат до 7 см. В 3,5 см от одного края должна находиться центральная точка. Лишнее убираем, чтобы получились ровные квадратики, как на втором фото.


Проделываем это со всеми блоками.

Затем нарезаем полоски белой ткани. Нам потребуются полоски 2,5×7 см.

По количеству полосок должно быть столько, чтобы хватило на соединение квадратов между собой плюс боковые полоски с припуском на швы.

Пришьем их к квадратикам, тем самым соединив квадраты между собой. Сшивать лучше всего не все квадраты сразу, а полинейно, то есть так, чтобы потом можно было сшить между собой полоски из сшитых квадратов.


Затем можно внести в общий белый цвет соединительных полосок яркие мотивы. Возьмем серую и розовую ткань и пришьем к белым полоскам небольшими блоками, как это показано на фото, и разрежем полоски на нужные нам размеры.



Теперь сшиваем три полосы с цветными концами между собой, чтобы получилась такая полоска:

И пришиваем ее к сшитым квадратикам. Шьем вдоль края.


Итак, это начало нашего пестрого лоскутного одеяла. Далее сшиваем остальные полоски с цветными концами между собой, а затем и сшиваем их с квадратами в последовательности, которая представлена в следующей схеме:

Для лицевой отделки нам потребовалось 49 квадратиков — «песочных часов».