Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы

  • Глава II. Из истории методики развития речи § 1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
  • § 2. Развитие методики в России
  • Глава III Система работы по развитию речи в детском саду § 1. Цель и задачи развития речи детей
  • § 2. Методические принципы развития речи
  • § 3. Программа развития речи
  • § 4. Средства развития речи
  • § 5. Методы и приемы развития речи
  • Глава IV Методика развития словаря § 1. Понятие словарной работы и ее значение
  • § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  • § 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  • § 4. Общие вопросы методики словарной работы
  • § 5. Методика словарной работы в возрастных группах
  • Глава V. Методика формирования грамматического строя речи § 1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
  • § 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
  • § 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
  • § 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
  • § 5. Методика формирования морфологической стороны речи
  • § 6. Методика формирования синтаксической стороны речи
  • § 7. Методика формирования способов словообразования
  • Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей § 1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
  • § 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
  • § 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
  • § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
  • § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  • § 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
  • § 7. Формирование звуковой выразительности речи
  • Глава VII Методика развития связной речи § 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
  • § 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
  • § 3. Задачи и содержание обучения связной речи
  • § 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
  • § 5. Беседа как метод обучения диалогической речи
  • § 6. Приемы обучения рассказыванию
  • § 7. Пересказ литературных произведений
  • § 8. Рассказывание по игрушкам
  • § 9. Рассказывание по картине
  • § 10. Рассказывание из опыта
  • § 11. Творческое рассказывание
  • § 12. Связные высказывания типа рассуждений
  • Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду § 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
  • § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
  • § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
  • § 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  • § 5. Методика заучивания стихотворений
  • § 6. Использование художественной литературы вне занятий
  • Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте § 1. Сущность подготовки к обучению грамоте
  • § 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
  • § 3. Ознакомление со словом
  • § 4. Ознакомление с предложением
  • § 5. Ознакомление со словесным составом предложений
  • § 6. Ознакомление со слоговым строением слова
  • § 7. Ознакомление со звуковым строением слова
  • § 8. Подготовка к обучению письму
  • Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду § 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

    Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

    Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

    Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

    При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

    Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

    § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

    Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

    Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

    Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

    В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

    О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

    Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

    Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

    Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973).

    На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

    Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

    В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

    По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

    В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

    В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

    Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

    Людмила Ткачёва
    Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой»

    Проект : «, ».

    Вид проекта : познавательно – творческий .

    Продолжительность : 12 месяцев.

    Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

    Образовательная область : речевое развитие , художественно –эстетическое , познавательное развитие .

    Актуальность : Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

    Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

    От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не знающим эпизодом в его жизни.

    От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

    В книгах заключено особое очарование : книги вызывают наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Именно книга, с её простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества : милосердие, сострадание, уважение к старшим и т. д. Эти качества позволяет им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

    Я провела опрос детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей , которое показало, что дети и родители отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как члена семьи. Всё эти факты послужили разработке данного проекта .

    Необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению , увлекая этим и дошкольников и родителей.

    Цель проекта :

    Нравственно – эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа , фольклора, приобщение детей к богатствам художественной литературы .

    - развитие творческих способностей , фантазии детей

    Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

    Задачи :

    Дети :

    - познакомить с художественной литературой разных авторов и жанров – способствовать накоплению эстетического опыта. Читая и обсуждая литературные произведения ;

    Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать , развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; обогащать и расширять словарный запас детей .

    -развивать у детей образное мышление , фантазию, творческие способности ;

    Формировать навыки сотрудничества;

    Воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

    - развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

    Побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

    Родители :

    Создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка , с учётом опыта детей приобретённого в детском саду;

    - развитие совместного творчества родителей и детей ;

    - развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

    Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

    Обеспечение : художественная литература , иллюстрации, репродукции картин, рисунков, фотографии – методическая литература .

    Предполагаемый результат :

    - развитие интереса к литературе ;

    - развитие у детей познавательной активности, творческих способностей , коммуникативных навыков;

    Совершенствовать звукопроизношение, выразительность связной речи детей ;

    Содействие творческому развитию детей ;

    - развитие эмоциональной отзывчивости;

    Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

    Продукт проектной деятельности :

    Макеты, рисунки, поделки, работы по аппликации, рисунки по прочитанному.

    Презентация проекта :

    -оформление выставки : «По дорогам сказки» .

    Основные этапы реализации проекта :

    Подготовительный :

    Обсуждение проекта , выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта ;

    Совместная деятельность детей и воспитателя .

    1. Чтение художественной литературы .

    2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

    3. Игры – драматизация по сказкам.

    4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.

    5. Игры на звукоподражание.

    6. Игра – фантазия «Если бы я поймал золотую рыбку» .

    7. Оформление выставки детских работ. Развитие творческих способностей детей , через знакомство с художественной литературой .

    8. Изготовление макетов.

    Самостоятельная деятельность детей :

    1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок.

    2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, аппликация, ручной труд) .

    Совместная деятельность детей и родителей .

    1. Чтение, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам .

    2. Заучивание отрывков из сказок.

    3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков.

    Заключительный этап :

    1. Оформление выставки «Мне нравиться читать» .

    2. Подведение итогов проектной деятельности .

    План реализации проекта :

    Чтение литературы . Вид деятельности.

    Введение : «Знакомство с книгой »

    (На примере книжной графики творчества И . Я. Билибина. Оформление книжки -самоделки.

    «Фольклор» .

    «Дождик, дождик веселей» .

    «Божья коровка» .

    «Идёт матушка весна»

    «Зима пришла» .

    Коллективная работа : модуль «Дождик» .

    Объёмная аппликация : «Божья коровка» .

    Монотипия : «Весна»

    «Сказочный зимний лес"- рисование кисточкой методом тычка.

    Русские народные сказки, былины.

    Чтение «Сказ о богатыре Илье Муромце» .

    «Добрыня и змей»

    «Царевна-лягушка» .

    «Поэзия»

    Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» .

    Рассматривание альбомов, иллюстраций, делая акцент на красоте доспехов.

    Рисование на тему “Богатырская рубаха»

    Лепка рельефная декоративная : «Сказочное болото для Царевны-лягушки»

    Лепка миниатюр спичечном коробке) «Лягушонка в коробчонке» .

    С. Есенин. «Берёза» .

    Волошин «Осенью» .

    И. Тютчев «Весенние воды» .

    А. Фет. «Уж верба вся пушистая» .

    «Зима недаром злится» . Мини-макет берёзы (в салфеточной технике) .

    Рисование «Осенний лес» (печать листьями) .

    Рисование методом оттиск стеклом

    «Весенние воды» .

    «Проза»

    В. Драгунский. «Друг детства» .

    Коровин «Белка»

    Н Носов. «Как ворона на крыше заблудилась» .

    Рисование медведя тычком и расчёской.

    Рисование по представлению.

    «Литературные сказки »

    «Гуси-лебеди»

    Г. Х. Андерсен. «Дюймовочка» .

    Ш. Перро. «Кот в сапогах» . НОД : Рисование эпизодов сказки.

    Лепка миниатюр : «Девочка в цветке» .

    Рисование эпизодов сказки.

    А. С. Пушкин. «Лукоморье»

    «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» .

    Программное содержан Занятие по ИЗО. «О рыбаке и рыбке» по сказке А. С. Пушкина

    «Лукоморье» .

    «Сказка о царе Салтане и сыне его славном могучем Гвидоне

    Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

    «Уж небо осенью дышало» .

    «Дополнительная литература » .

    Г. Ч. Андерсен «Снежная королева» .

    С. Я. Маршак. «Кошкин дом»

    Мошковская. «Какие бывают

    подарки».

    Публикации по теме:

    «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества». В. А. Сухомлинский. Вступительная часть. Дошкольное детство.

    В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

    Книга – источник знаний, источник радости для детей. Самый маленький ребенок тянется к книжке с картинками. Книжка раскрывает перед ним.

    Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

    светлана Еремеева
    Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

    Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка .

    При чтении художественной литературы ребёнок видит перед собой определённую картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события.

    Чем сильнее переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественная литература формирует у детей положительные и отрицательные эмоции и на основе этого возникающие образы у детей имеют соответствующий колорит, способы изображения .

    Выразить свои эмоции, отношение к художественным произведениям дети могут через продуктивную деятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование. Она может быть организована как на занятиях, так и в совместной деятельности взрослых с детьми. Получая впечатления в процессе чтения книг, рассматривая иллюстрации, дети учатся понимать характер персонажей, выделяют особенности образа героев. Свои впечатления дети передают в рисунках, поделках.

    Особенно детям нравится изображать героев таких произведений, в которых образ четко представлен и связан с детскими понятиями о недостатках человека. Это очень ярко наблюдается в передаче образов героев поэтических сказок Чуковского.

    Так, при изображении героев сказки «Тараканище» , мальчик передал тревогу, опасность в своём рисунке, поэтому он получился таким неярким, даже мрачным, небрежным. Но в то же время на его рисунке есть пальма, которая получилась аккуратной, с тщательно прорисованным стволом, листьями.

    Взглянув на его рисунок,можно подумать, что пальму он не сам нарисовал, а кто-то помог. Потому что обычно он всегда жалуется, что у него ничего не получается, прекращает рисовать, злится. Это свидетельствует о том , что ребёнок нашёл способ передать позитивный настрой, показал, что всё будет хорошо в конце сказки.

    Следующий рисунок, на котором девочка изобразила Муху-Цокотуху в нарядном платье, в шляпке, придумала узор на платье, подобрала яркие, жизнерадостные краски, здесь сам рисунок вызывает положительные эмоции.

    Детям очень понравилось изображать героев сказок Чуковского, а так же русских народных сказок, других произведений. Это ещё раз подтверждает, что дети изображают то, что на них произвело сильное впечатление во время чтения художественных произведений .

    В совместной деятельности с детьми старшей группы дети получили задание «Сказки ходят в гости друг к другу» . Дети изображали в одном рисунке героев разных сказок и придумывали разные ситуации, например, Колобок встретил на дорожке Кота в сапогах, или Красная Шапочка пошла в лес и встретила Бабу Ягу.

    Мы с детьми рисуем цветными карандашами, иногда используем фломастеры, восковые карандаши, краски. Этими материалами детям легче передать образы героев, их характер, настроение, выделить мелкие детали, которые могут быть очень важными.

    Для того, чтобы работы были интереснее, выразительнее, предлагаю использовать и нетрадиционный художественный материал : печати, трафареты, коктейльные трубочки, засушенные листья, семена, соль, манка, их сейчас огромное количество, можно так же включать элементы аппликации из бумаги, ткани, ниток

    Творчество детей проявляется так же в лепке из пластилина и солёного теста, с использованием бросового материала, в конструировании из бумаги, например, «оригами» . Дети по сказкам, и народным, и авторским, создают образы героев произведений. Готовые персонажи используются в играх-драматизациях, в ходе которых можно изменить окончание сказки, или добавить персонажей из других сказок и развить новый сюжет .

    Художественные произведения представляют много поводов для интересной продуктивной деятельности.

    Публикации по теме:

    Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста 1. Введение. Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря интернет – ресурсам, открывается широкий спектр.

    Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта.

    Родительское собрание «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Групповое родительское собрание на тему «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Повысить.

    Родительское собрание в средней группе «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста» Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, вовлечь родителей в решение.

    Роль детской художественной литературы в процессе приобщения детей дошкольного возраста к основам общечеловеческой культуры Автор Ланге Татьяна Владимировна Слова «Культура – это нечто неосязательное, без чего человек перестает быть таковым», именно сегодня.

    Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.

    В современных условиях, в которых можно одновременно проследить тенденции постоянного совершенствования и усложнения обучения и, как результат этого, - появление многопрофильных учебных заведений и разнообразных программ, важную роль играет литературное образование. Литература - это вид искусства, в котором показана ценность человеческих отношений, несущих добро или зло, любовь или ненависть, равнодушие или понимание, принятие или непринятие, отражены ценностные ориентиры разных культур и народов. Это определяет литературу как особый предмет в ряде гуманитарных дисциплин.

    При изучении русской классической литературы, составляющей фундамент литературного образования в детском саду, круг обозначенных в ней тем и проблем сохраняет свою актуальность не только в прошлом и настоящем, но и будущем.

    Очень важно при этом актуализировать ценностные ориентиры русской классики, и этим способствовать их сбережению и распространению в молодёжной среде.

    Столетиями и даже тысячелетиями произведения художественной литературы открывают перед читателем мир огромных возможностей установления непосредственной связи всех времен, народов и культур, возможность рассмотрения литературы как поэтической памяти народа. Тем не менее, как представляется, во многом недооценённой остаётся роль художественной литературы, и прежде всего классики, в формировании и развитии эстетических чувств современных детей.

    Многообразное культурное достояние народов должно передаваться от поколения к поколению, способствуя расширению взаимного интереса, стремлению к сотрудничеству и, как следствие этого, - к развитию толерантного сознания. Взаимодействие культур, в свою очередь, предполагает толерантное общение их представителей. Через знакомство с искусством происходит передача и усвоение ценностей, идей других народов. Благодаря искусству расширяется кругозор и формируется мировосприятие как отдельного человека, так и общества в целом и, как результат, терпимое отношение к “другим” людям, формирование культуры общения, взаимопонимания и толерантности .

    Искусство, как вид коммуникации, даёт уникальную возможность приобщиться к другим культурам, чужому опыту. Искусство можно не только созерцать, но и быть непосредственным его участником. Искусство формирует эмоционально-ценностные и поведенческие реакции учащихся, благодаря знакомству с ним дети закрепляют социально-нравственный опыт ориентации во многих жизненных сферах, так как искусство отражает жизнь. Описание жизни в произведениях литературы или посредством изображения на картинах учит людей понимать её. Посредством искусства ребёнок учится познавать связи предметного мира и жизненных явлений, оно влияет на чувства ребёнка, его мироощущение; в нём акцентируются представления о красоте, добре в культурных традициях разных народов. Именно через искусство начинается путь к всемирной истории и культуре, знание которых является неотъемлемой частью в воспитании толерантного сознания. Современная методическая наука находит сложные и глубинные связи литературы с другими видами искусства, как естественную форму её реального бытия.

    Как писал Сартр, «проза -- только самый удобный инструмент для реализации определенного замысла», потому что, «когда аккуратно, с заботой о точности, слова собраны в фразы, то в них просматривается намерение …отдать другим полученные выводы. …Говорить -- означает действовать, любая названная вещь уже не та, какой была до того, она потеряла невинность» .

    Действенность искусства слова, отмеченная Сартром, делает литературу одним из ведущих предметов в воспитании и формировании нравственной позиции дошкольников.

    В ходе занятий, и прежде всего посвященных литературе, важно акцентировать внимание детей на таких аспектах, как многообразие мира, сходство и различие живых существ, их общность с живой природой, понятие о нужности всех и всего в природе, об общем и различном в культурных традициях всего народа. Всё вышеперечисленное отраженно в памятниках культуры различных народов. Без этого невозможно нравственное развитие личности.

    Благодаря искусству, воспитание оказывает целостное и всестороннее воздействие на школьников, на их эмоциональную, интеллектуальную и физическую составляющие. Средний школьный возраст, а, по-другому, - возраст подростковый, - является периодом становления личности, активного освоения субъектом объективного, многообразного мира. Это возраст резких перепадов настроения, переживаний, возвышенных чувств и устремлений. В этом возрасте подростки стремятся к самопознанию, саморазвитию, самоутверждению. Именно на этом этапе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ценностей, одним словом, формируется зрелая личность. Поэтому так важно для общества именно на этой ступени жизни в целом сформировать толерантного гражданина.

    Осуществление социальной адаптации через культуру и искусство происходит ещё в раннем детстве, когда взрослый, находящийся рядом, поёт колыбельные песни, рассказывает сказки и произносит потешки. Ритм, мелодия, нежные прикосновения и тёплые интонации голоса дают ощущение покоя и защищённости - это первый шаг вхождения в удивительный и огромный мир.

    Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

    Наше время - время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем - эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. Именно дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующую, школьную ступень образовательной системы. Требования, предъявляемые к современному уровню образования: развитие памяти, мышления, интеллекта, полноценное существование в современной информационно насыщенной среде определяют принципиально важное направление работы: обеспечение продуктивности образования.

    В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей и средств, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка и в основе своей предусматривающего личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, творческое отношение педагогов к работе, их потребность в постоянном саморазвитии.

    Искусство существует тогда и только тогда, когда кроме творца-писателя, художника, музыканта, существует тот, кто воспринимает произведения искусства - читатель, зритель, слушатель. Поэтому, воспитать читателя, зрителя, слушателя, человека, способного воспринять духовный опыт человечества; раскрыть творческий и нравственный потенциал дошкольников - вот главная цель работы педагогов дошкольников.

    Современные тенденции развития педагогической науки направлены на гуманизацию образования, поиск путей «вхождения» в личностно-ориентированное образование, что предполагает поиск таких моделей обучения, которые бы обеспечивали целостное развитие и саморазвитие личности. Стратегия образования указывает на создание в сознании детей целостного представления о мире, осознающего свое место в этом мире и осваивающего целостную картину мира. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Искусство выступает универсальным средством воспитания чувств, несет духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Оно как образная модель жизнедеятельности, дает возможность ребенку осваивать окружающий мир во всем его многообразии.

    Эстетическая наука определяет искусство как художественное освоение мира, однако тут она сталкивается с трудностью: художественное освоение мира выступает в крайне разнообразных формах. Одни художественные творения являются словесными, другие - бессловесными, одни звучащими, другие - безмолвными, одни телесными, другие - бесплотными; одни произведения искусства обращаются к нашему зрению, другие - к слуху, третьи - к зрению и слуху одновременно. Многообразие и целостность мира наиболее полно представлены в различных видах искусств.

    Синтез искусств в эстетическом развитии дошкольников возможен потому, что отдельные виды искусства, например живопись, музыка и литература, отражают, изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, которые интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Именно такие цели и ставит современное дошкольное образование перед педагогами - создание целостного образа мира у ребенка. Кроме того, интеграция видов искусства выступает средством эстетического развития детей дошкольного возраста. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо ребенку для успешного осуществления эстетического восприятия, эмоционально-положительного отношения к деятельности, воображения, образного мышления.

    Синтез - это погружение в искусство, в его различные виды.

    Задачи педагога: дать ценности, создать условия восприятия ценностей и дать им прорости в душе ребенка.

    Цели педагога: поддерживать собственную творческую деятельность ребенка, формировать творческие способности в обучении и через обучение.

    Предлагаемые в программе произведения литературного искусства не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в произведениях. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания художественного слова на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление.

    Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности

    Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

    Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру .

    В процессе модернизации системы образования принципиальное значение отводится использованию в практической деятельности ДОУ различных эффективных технологий, позволяющих педагогам улучшить качество и содержание образования дошкольников. В связи с этим я ищу новые формы образовательного процесса, изменяя, таким образом, его содержание.

    Одно из ведущих мест в содержании воспитательно-образовательного процесса детского сада занимает эстетическое воспитание дошкольников. Основной задачей эстетического развития личности ребенка в учреждении является ознакомление с искусством, обогащение духовного мира детей и развитие их творческих способностей в продуктивной деятельности.

    Получая знания об искусстве, дети знакомятся с различными видами искусства: литературой, музыкой, живописью и различными видами театра. Благодаря этому не только осуществляется задача по обогащению духовного мира детей, но и жизнь их в детском саду наполняется яркими, необычными, интересными делами, играми, занятиями.

    Процесс внедрения в практику литературного воспитания ознакомления детей с искусством состоял несколько этапов, а сама работа с дошкольниками по данному направлению следует строить следующим образом.

    Знакомство с жанровым многообразием искусства.

    Формирование навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности (основы восприятия настроения произведений искусства, основы восприятия ритма произведений искусства, основы композиционного строения в произведениях искусства).

    По данной технологии занятия проводятся 1-2 раза в месяц, а также целесообразно работать с родителями, педагогами, привлекать их к совместной деятельности.

    Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду.

    Главное слагаемое для успеха занятий - вопросы к детям. При помощи этих вопросов мы подводим ребенка к какому - либо выводу.

    Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

    Занятия могут:

    Носить сезонный характер: «Весна-Красна», «Наступили холода», «Краски осени» и др.

    Знакомить детей с чем-либо: «В пещере горного короля» (драгоценные камни, украшения);

    Знакомить детей с чьим- либо творчеством: «Вечер Чуковского».

    К программным музыкальным произведениям подбираются поэтические строки, наиболее доступные детям, демонстрационный материал по изобразительному искусству (красочные репродукции и фотографии природы из журналов, или изображения, нарисованные педагогом, родителями детьми).

    Методика работы с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

    Примерная схема проведения занятия.

    Вводная. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад. Создание установки на предстоящую деятельность: заинтересовать детей, прием «путешествие» - «Мы отправляемся в гости…», который поможет создать творческую атмосферу.

    Основная. Сюжетная часть со слушанием музыки, стихов, сказок, просмотром картин. В занятие часто вводится сюрпризный момент-«Волшебная шкатулка», приглашение «сказочного гостя»…

    Решение проблемных ситуаций, вопросы к детям, творческие задания.

    Заключительная. Сбалансировать эмоциональное состояние, используя для этого различные упражнения.

    Цель. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка посредством развития речи и художественного слова

    Задачи:

    1. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
    2. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
    3. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
    4. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности
    5. Формирование творческой активности дошкольников в процессе ознакомления с художественным словом.
    6. Развивать у детей творческую речевую деятельность (умение высказывать свои мысли, отстаивать идеи, фантазировать, рассуждать) ;

    Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

    Актуальность в том, что целенаправленная, постепенная и регулярная работа по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы будет способствовать их речетворческому и общему творческому развитию при соблюдении следующих условий:

    • Создании в группе соответствующей среды для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
    • Активном включении детей в накопление эмоциональной культуры.
    • Подборе и осуществлении разработок, направленных на оптимизацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
    • Личностно - ориентированный подход к детям.

    Своеобразие

    Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно - эмоционального восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и, в конечном счёте, к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с дошкольного возраста развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь произведения художественной литературы с творческо -эстетической направленностью. Однако момент творческо - эмоционального восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности. Таким образом, воспитатель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с художественной литературой: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с произведениями не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль воспитателя здесь неоценима.

    Воображение, т.е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, ещё в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазии и чувства связаны очень тесно. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно, осуждаться. системы работы заключается в четкой реализации принципа личностно-ориентированного подхода, т. к. она воздействует на ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный не насильственный характер. В силу этого такая деятельность доступна детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд, что в целом обеспечивает становление полноценного психофизического фундамента личности дошкольника, что обеспечивает в конечном итоге равные стартовые возможности при поступлении в школу.

    В основу творческой работы положены следующие принципы:

    Творчества (предоставление не иссекаемых возможностей для воспитания и развития творческих способностей детей) .

    • Научности (развитие чувств и фантазии приобщение к духовному богатству, накопленному человечеством.)
    • Доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей)
    • Поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий)
    • Динамичности (от самого простого до сложного)
    • Сравнений (разнообразие вариантов заданной темы методов и способов воспроизведения, разнообразие художественных произведений)
    • Выбора (сказки, стихи, рассказы, былины)
    • Интегративности (художественное творчество, коммуникации, чтение художественной литературы, музыка, познание (формирование целостной картины мира) социализации, здоровья)

    Но как побудить детей развивать свое мышление, творческое воображение? для этого применяются следующие методы и установки:

    • метод подбрасывание идей.

    Всегда и везде – на занятиях, в режимных моментах, совместной деятельности решаются многочисленные вопросы (Зачем? Для чего? Как? Откуда? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Как быть? и т.д)

    • метод личного примера
    • установка на юмор и смех, дух здорового соревнования, полной занятости и заинтересованности
    • применение разнообразной деятельности, чередования физической, умственной и эмоциональной нагрузок, простого и сложного
    • развитие связи между действиями и чувствами, умения извлекать радость от обучения, гордиться собой
    • установка на самовыражение в деятельности, стремление к победе.

    У каждого ребенка есть фантазия, но если ее не упражнять, не стимулировать ее рост и развитие, она зачахнет. Сочинение сказок – идеальный способ развития фантазии ребенка.

    Эффективными методами работы в данном направлении являются:

    • создающие непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
    • беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев и с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Не обходимо, что бы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает произведение.
    • частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа с мнемосхемами, привлечение воображения и памяти) .
    • метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск не стандартных решений.

    Наиболее оптимальной формой работы, на наш взгляд, является совместная деятельность детей и педагогов в свободное от непосредственной образовательной деятельности времени, что проявляется в самостоятельной творческой деятельности детей (инсценировка, драматизации сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей.

    Вышеизложенная информация позволяет сформулировать следующие выводы: Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые, а отсюда и творческие способности будут развиваться успешнее