Проект (подготовительная группа) на тему: Хлеб- всему голова. Художественное слово о хлебе

12.04.2019 Хобби

Дата публикации

Создано 22.10.2014

В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является продуктивная работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Планируемый результат:

Обогащение знаний детей о злаковых культурах;
понимание детьми ценности и пользе хлеба;
знание детей о производстве хлеба
умение детей применять трудовые навыки;
понимание детьми важности труда хлебороба;
проявление заботы и уважение к труженикам села, бережного отношения к хлебу.

Задачи проекта:

Обогатить познавательный опыт детей;
совершенствовать трудовые навыки детей;
приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия;
закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку
систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба
показать значимость сельскохозяйственной техники;
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
учить сотрудничать, уважать чужой труд;
обогатить кругозор детей.

Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц,поговорок.

Три вопроса:
1. Что мы знаем?

Хлеб продается в магазине.
Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке.
Из зерен делают муку.
Хлеб бывает белый и черный.
Хлеб пекут на хлебозаводе.

2. Что мы хотим узнать?

Как называются люди, которые выращивают хлеб?
Что нужно делать, чтобы вырастить хлеб?
Как растили хлеб раньше?
Как готовится тесто?
Что можно сделать из муки еще?
Как пекут хлеб?
Какие еще есть крупы?
Как работает мельница?
Почему говорят: Хлеб всему голова?

3. Где мы можем узнать?

Спросить у родителей.
Посмотреть в Интернете.
Спросить у воспитателя.
Провести опыты.
Посмотреть в книгах, энциклопедиях.

Реализация проекта:
Совместная деятельность:
Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
Лепка из соленого теста «Дерево жизни».
Рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба».
Д/и «Откуда хлеб пришел», «Что было бы если…».
Опыт «вершки-корешки», перемалывание зерен через мельницу».
чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая», белорусская народная сказка «Легкий хлеб».
Опыт по выращиванию семян (пшеницы).
Самостоятельная деятельность
Рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришел»,
С/р игра «Магазин».
Раскрашивание раскрасок.
Составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен.
Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен,
Посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба, переписывание новых слов.
С родителями
Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.
Кулинарная книга «Книга рецептов группы №7».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 1 неделя.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Актуальность проекта: Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по – своему помнит, воспринимает и ценит его.

Проблема: Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски) . Хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий вырастивших его.

Цель: Формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда.

Задачи проекта:

  • Познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней;
  • Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей;
  • Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе;
  • Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
  • Помочь проследить процесс превращения маленького зёрнышка до буханки хлеба;
  • Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;
  • Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;
  • Развивать любознательность к процессу изготовления теста;
  • Вызвать интерес к лепке печений из теста;
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве.

Ожидаемые результаты:

Образовательный: Получение детьми представлений о ценности хлеба, знаний об этапах выращивания и выпечки хлеба, труде хлебороба в старину, и как это происходит сейчас, понимания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Воспитательный: Возникновение интереса и уважения к труду людей, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба. Воспитание бережного отношения к хлебу.

Социальный: Формирование доброго отношения друг к другу, уважения к старшим, умения не перебивать ответы товарищей; развивать умение работать самостоятельно и по подгруппам.

I этап. Предварительная работа:

  • Подбор литературы, картин, иллюстраций, подготовка презентаций;
  • Создание временного уголка проектной деятельности;

Создание условий для экспериментально - исследовательской деятельности.

  • Заучивание детьми стихов, пословиц, поговорок о хлебе.

II этап. Выполнение проекта:

  • Беседа о старинных семейных обычаях. В ходе, которой дети узнают, что издавна избы строили с низким дверным проемом, чтобы при входе в избу гость наклонялся (кланялся) дому, его хозяевам. А, хозяин, всегда встречал дорогого гостя с хлебом и солью. Хлеб выращивали самостоятельно. В теплое время года, выходили в поле, все от мала до велика, и старшие дети с малых лет помогали родителям выращивать и убирать хлеб.
  • Показ презентации: «Как крестьяне выращивали хлеб!» . Познакомить детей с трудом крестьян при выращивании хлеба, ознакомились со старинными предметами труда (соха, косуля, борона, коса, серп, молотило, мельница, жернова) .
  • Рассматривание семян пшеницы, ржи, овса. Экскурсия в экологический уголок, С детьми там рассмотрели семена и колосья пшеницы, ржи, овсы из которых можно добывать муку для выпекания хлеба, пирожков, булочек, пряников, сушек и даже изготовления макарон.
  • Чтение литературных произведений по теме. В течение проекта, мы с детьми прочитали множество художественных произведений, которые посвящены возникновению хлеба, его ценности, важности и учат необходимости беречь и ценить хлеб:
  • Я. Аким «Пшеница» , «Хлеб» ; А. Букалов «Как машины хлеб берегут» ; В. Дацкевич «От зерна до каравая» ; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки» , П. Коганов «Хлеб – наше богатство» ; К. Паустовский «Теплый хлеб» ; В. Ремизов «Хлебный голос» ; И. Токмакова «Что такое хлеб» ; К. Ушинский «Хлеб» ; К. Чуковский «Чудо – дерево» , «Булка» ; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба» . Сказки: «Легкий хлеб» , «Крупеничка» , «Крылатый, мохнатый, да масляный» , «Колосок» . Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
  • Показ презентации: «От зёрнышка до булочки!» . В презентации дети познакомились с процессом выращивания и изготовления хлеба в наше время. Увидели, какие произошли изменения в современном мире, что процесс выращивания хлеба изменился: из ручного труда превратился в механизированный. Познакомились с новыми профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь. Ознакомились с сельскохозяйственной техникой, облегчающей труд хлеборобов, пекарей, водителей. Дети читали стихи, пословицы, поговорки о хлебе.
  • Опытно – экспериментальная деятельность: провели с детьми опыт «Превращение зерна в муку» с помощью кофемолки. В результате узнали, что из зёрен пшеницы получается мука белого цвета, которая применяется для изготовления булок, батонов, белого хлеба, а из зёрен ржи получается мука серого цвета, и применяется для изготовления чёрного хлеба, калиток. Изучили изготовление дрожжевого и соленного теста.

III этап. Заключительный:

  • Мастер – класс по изготовлению тыквенных печений.

В заключении проекта совместно с детьми изготовили по рецепту сладкие тыквенные печенья. Все дети принимали активное участие в изготовлении тыквенных печений.

В течении недели мы беседовали о хлебе, начиная с давних пор и до нашего времени. Проследили, какой длинный и трудоёмкий процесс проходит маленькое зёрнышко, чтобы попасть к нам на стол вкусным и ароматным хлебом. Увидели разнообразие хлебобулочных изделий. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь, доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!» Побывали в роли пекаря при изготовлении тыквенных печений.

Результаты проекта:

  • У детей сформировалось представление о ценности хлеба.
  • Дети узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, и сколь людей разных профессий трудятся над его производством.
  • Дети проследили долгий и трудоёмкий процесс прохождения маленького зёрнышка до нашего стола буханкой хлеба.
  • Дети узнали значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
  • Дети приняли активное участие в опытно – экспериментальной деятельности «Рассматривание зёрен пшеницы, ржи, овса» , «Превращение зерен в муку с помощью кофемолки» .
  • Расширились представления детей о многообразии хлебных продуктов;
  • Дети побывали в роли пекаря при изготовлении тыквенных печений.
  • Дети стали бережно, с уважением относиться к хлебу, как главному продукту на столе.

В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей формировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам, приобретает опыт общения и сотрудничества.

Cформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Выборгского района г. Санкт-Петербург.

Тема проекта:

«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" –

В поле, в доме, в державе!

Санкт-Петербург, 2015 год

Введение

Наименование проекта: «Хлеб – всему голова»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный: (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)

По количеству участников: групповой

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели Мартыненко М.В. и Завьялова Н.А., родители. В работе над проектом осуществлялось взаимодействие с музыкальным руководителем Стратиенко Н.В..

Сроки и этапы реализации

По времени: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: одна неделя - 12.10.2015 - 16.10.2015

Актуальность

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.

Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Задачи проекта:

  • Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
  • Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
  • Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
  • Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
  • Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
  • Продолжить знакомить с картинами известных художников;
  • Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
  • Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
  • Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
  • Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями
  • Оформить кулинарную книгу детскими рецептами приготовления хлебобулочных изделий.

Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:

  • Рисунок «Колосья»;
  • Аппликация «На мельницу»;
  • Лепка из соленого теста;
  • Конструирование из конструктора «Мельница»;
  • Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
  • Разыгрывание сценки «Колосок», составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;
  • Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» и чаепитие.

Для создания данного проекта использовалось: Программное обеспечение Microsoft Windows Vista, офисный пакет Microsoft Office 2010. Была подготовлена презентация, в результате которой дети узнали, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Основная часть

1 этап. Организационно-подготовительный (сентябрь 2015)

2 этап. Внедренческий. Реализация проекта (октябрь 2015 года)

3 этап . Обобщающий (октябрь 2015 года)

На подготовительном этапе мы подобрали художественно-иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили детей и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и бесед, создали презентацию на тему «Как хлеб на стол попал».

I этап

Разработка проекта и реализация проекта

Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова»:

  • Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
  • Как люди выращивают хлеб?
  • Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
  • Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?

Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Хлеб делают из муки. (Никита)

Муку делают из зерен. (Вова Р.)

Хлеб покупают в магазине. (Вика)

Хлеб бывает белый, черный. (Яна)

Мама дома печет хлеб в хлебопечке. (Устина)

Что мы хотим узнать?

Когда появился хлеб? (Полина)

Как раньше выращивали хлеб? (Вероника)

Как выращивают хлеб в наше время? (Максим)

Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб? (Дима)

Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб? (Вова Л.)

Как сделать тесто? (Ярослав)

Что можно сделать из муки еще? (Саша)

Почему говорят: Хлеб всему голова (Карина)

Что можно приготовить из черствого хлеба? (Федя)

Смогли бы вы прожить без хлеба?

Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе?

Как нам найти ответ?

Сходить на экскурсию (Инесса)

Спросить у родителей (Полина)

Спросить у воспитателя (Василиса)

Провести опыт, получить муку (Вероника)

Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете (Карина)

II этап

Реализация проекта

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

С родителями

Познавательное развитие,

речевое развитие

Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл» экологическая игра «что за чем», Опытная деятельность «Как получается мука?», «Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением), опыт «Как готовить тесто» Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол», Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова), чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле» Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба, Д/и для развития мелкой моторика «Золушка», Д/и «Посчитай зерна»

Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Просмотр диафильма В.П. Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе» Экскурсия в булочную.

Художественно - эстетическое развитие

Аппликация «На мельницу» Лепка из соленого теста «Что можно сделать из муки?», конструирование из конструктора «Мельница», рисование «Колосья», рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»

Раскрашивание раскрасок Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена

Подбор иллюстраций о хлебе

Социально – личностное развитие

Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел» Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке) Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье). Организация чаепития с домашней выпечкой.

Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», «Ярмарка» (дид. материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин»)

Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий. Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» , как результат совместной деятельности родителей и ребенка. Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий

Физическое развитие

Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть», пальчиковые игры, физминутки

Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?» Скажи и покажи

Составление кулинарной книги Рецепты бабушек и мам «Колобок»

III этап

Подведение итогов

Вывод

В результате работы над проектом дети узнали:

  • Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
  • Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
  • Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
  • Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».
  • Создали кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам. Колобок» Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке Г.Х. Андерсена.

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.

А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Произведения о хлебе

Любим мы блины с вареньем,

С яблоками пирожки,

Вкусный торт на день рожденья

Из рассыпчатой муки.

Но хочу открыть вам тайну:

Пирожков вам не видать,

Если в поле вдруг комбайны

Хлеб не будут убирать.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Но не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Дождик, дождик поливай-

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

И течёт, течёт пшеница

Золотистою рекой…

И машины вереницей

Хлеб везут для нас с тобой.

Растите хлеб!

Выращивайте хлеб!

Он - смех детей,

Он - радость мирных дней.

Он наших городов и сёл мечта.

Он - пенье птиц.

Он памятником стал

Всем тем, кто жизни за него отдал.

В.Воронько «Вот и лето пролетело…»

"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко."

Вешний день, пахать пора…

"Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!"

С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…»

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"

П. Каганова «Хлеб – наше богатство»

Сею в поле зёрна, И зерно в амбары

Раннею весною, Потечёт рекою,

А над ними светит, И его машины

Солнышко родное. Сделают мукою.

На ветру весёлом, На заводе пекарь

Зашумят колосья, Хлеб спечёт с любовью,

Будет урожайной, Скажет он: «Ребята!

Золотая осень. Ешьте на здоровье!»

Н.Самкова «О хлебе»

Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.

Поднялся и к мальчишке подошел

Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.

Все при параде, в школу, ту, пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.

Седого старика, на той скамье.

Он замер, тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки голубых, бездонных.

Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке, нежно, в руки подала.

И быль, рассказанная, той старушкой.

Его в блокадный Ленинград перенесла. .

Вот перед ним возник холодный город.

Во вражеском кольце, кругом бои.

Свирепствует зима и лютый голод.

И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.

Он знает, мать его, больная, ждет.

Торопится он к ней, замерзли ноги.

Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.

Куски считая, чтоб хватило им.

Пусть он сухой и пусть не очень свежий.

Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.

И матери, ее кусок, несет.

В глазах ее он видит боль и муку.

И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.

Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук

Мать закричала « Что, сынок, с тобою.

Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.

Старушка, что батон с земли берет.

Она стоит и нежными руками.

Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.

Бежит домой, там, мать больная, ждет.

Боль матери всем сердцем понимает.

И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.

Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.

Все сном прошло, остались только раны

От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.

Который, дерзко, превратил он в мяч.

На землю, вновь его вернули с неба.

Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит, так, как глядела мать.

Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.

« Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.

Идет мальчишка, голову склонив.

И дед седой все курит на пороге.

Всю боль души, молчаньем сохранив

Сухомлинский В. Моя мама пахнет хлебом.

(В книге: Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет. – М., 1984. – С. 17.)

В один день в детский сад пришли двое новеньких – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:

– Где работает твоя мама?

– А ты не догадался? – удивился Коля.

– От неё пахнет лекарствами. Моя мама – врач. Если заболеет человек – мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?

– А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама – пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.

– И врач? – удивлённо спросил Коля.

– И врач не сможет, – с гордостью сказал Толя. Задание для внимательных слушателей:

– Кем же работала мама Толи? (Возможные ответы детей: пекарем, кондитером, хлеборобом.)

Я. Тайц «Все здесь»

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:

Бабушка, а тут что растет?

Хлеб, внученька!

Хлеб? А булки где?

И булки здесь, внученька.

А баранки?

И баранки здесь.

А пряники?

И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.

Пальчиковая гимнастика

1. Божья коровушка

Божья коровушка,

Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)

В огород – бобы,

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы)

2. Тесто

Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)

А верхушку сладким кремом

И кокосовую крошкой

Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заварим чай

В гости друг- друга приглашай.

3. Колосок.

Золотистый колосок, кто тебе расти помог?

Теплый ветер, майский гром,

Солнце в небе голубом.

А еще людские руки, что в труде не знали скуки.

Мне не стать без них таким Сильным, рослым и большим!

Н. Красильников

4. Испечем пирожки и плюшки

Мама пироги печет, заинька не отстает

Пальчики стараются – плюшки получаются.

На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)

Мама снова месит тесто («месим»)

Отдохни,- сказала мама.

Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)

У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,

Рыбку любит кошка, бублики матрешка.

Все я это испеку, только не жалей муку.

5. Пироги

Мы печем пшеничные пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора.

6. Хороводная игра «Каравай»

Как на наш весёлый праздник,

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Каравай приехал к детям.

Как его, ребята, встретим?

Пышной коркой похрустим.

Всех на свете угостим.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки

Вырастай богатырём!

ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ:

1. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».

2. Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».

3. Константин Ушинский «Два плуга».

4. Шведская песенка «Отличные пшеничные».

5. Русская народная сказка «Колосок».

6. Э.Шим «Хлеб растёт».

7. Д.Кугультинов «Кусок хлеба».

8. Т.Аргези «Хлеб».

9. Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».

10.Ф.Шкулева «Молотьба».

11.Ю.Ждановская «Нива».

12.К.Паустовский «Тёплый хлеб».

13.М.Глинская «Хлеб».

14.Я.Дагутите «Руки человека», «Лето».

16.Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой).

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.
  3. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.
  5. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.
  7. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.
  8. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О.С.Боромыкова (изд. «Детство-пресс»
  9. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме "Осень" для детей с ОНР.
  10. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе".
  11. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб".
  12. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб".

вера чигряй
Художественное слово о хлебе

Художественная литература о хлебе .

Сказки : «Легкий хлеб » , «Крупеничка» , «Крылатый, мохнатый, да масляный» , «Колосок» ;

В. Дацкевич «От зерна до каравая» ;

К. Чуковский «Чудо – дерево» , «Булка» ;

Я. Аким «Хлеб » , «Пшеница» ;

Т. Шорыгина «Ломоть хлеба » ;

Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» ;

И. Токмакова «Что такое хлеб » ;

Н. Самкова «О хлебе » ;

П. Коганов «Хлеб - наше богатство » ;

А. Букалов «Как машины хлеб берегут » ;

Е. Житникова «От зёрнышка до булочки» ;

К. Паустовский «Теплый хлеб » ;

С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый… » ;

Е. Русаков «Черный хлеб » , «Ржаной колос» ;

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом » ;

К. Ушинский «Хлеб » ;

загадки, скороговорки, пословицы , поговорки, приметы о хлебе

Стихи о хлебе

«Что такое хлеб

Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели,

Мы говорим - ХЛЕБ !

Золотой простор бескрайний, там работают комбайны,

Мы говорим – ХЛЕБ !

Вот зерно течет рекою, чтобы сделаться мукою

Мы говорим – ХЛЕБ !

Ешь его, расти и помни :

В мире нет труда огромней, чтоб на стол к тебе явился

Свежий ХЛЕБ !

И. Токмакова

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят .

Хлеб ржаной , батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют ,

Сил для хлеба не жалеют .

(Я. Аким)

Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет самой первой святыней.

Золотые слова забывать мы не вправе :

"Хлеб всему голова !" –

В поле, в доме, в державе!

Что хлеб недоеденный брошен , бесстыжий.

Эй, ты, попирающий корку ногою.

Ты топчешь достоинство наше людское.

«Пшеница»

Положит в землю Человек зерно,

Прольётся дождь - зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит,

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей .

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски .

Всем, кто лелеял хлебный колосок ,

Вот он Хлебушек душистый ,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

И расти под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина бессмертный , хлебный колосок .

«В поле»

С тихим ветром в разговоре

Рожь волнуется как море…

А на небе голубом

Солнце весело сияет

Все живет и обливает

Золотым своим огнём.

И среди колосьев ржи

Где кружатся мотыльки,

Да кузнечики играют,

Взгляд приветливый бросают голубые васильки.

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

Но сломить его за лето так они и не смогли.

Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой!

До того он загордился, вырос кверху бородой.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает : - Трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

«Золотой дождик»

По земле сырой, не жёсткой

Там, где тракторы прошли

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли

И до вечера и позже

До полуночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик

Точно дождик золотой.

«Хлеба пекутся »

Тонкой струйкой сытной

Змеится теплый запах по углам.

Вдыхаю мир отрадный, самобытный

С любовью и слезами пополам.

Как просто пониманье Мирозданья,

Когда, проснувшись по утру в тепле,

Под солнечное лучика лобзанье,

Домашний хлеб увидишь на столе .

Чудесный колосок

Расскажу тебе, дружок,

Про чудесный колосок.

Тот, что зреет на полях –

Попадёт на стол в хлебах .

Сушки, плюшки и батон –

Хлеб приходит в каждый дом.

Кравченко Елена

Скороговорки о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Пословицы и поговорки о хлебе :

Будет хлеб , будет и обед.

Пот на спине, так и хлеб на столе .

Без соли невкусно, а без хлеба несытно .

Хлеб - дар божий , отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош .

Покуда есть хлеб , да вода- все не беда.

Без хлеба всё приестся .

Дожили до клюки, что ни хлеба , ни муки.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь .

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо .

Худой обед коли , хлеба нет .

Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска , так и стол доска.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе .

Не тот хлеб , что в поле, а тот, что в закромах.

Если хлеба каравай , так и под елью рай.

Лучше хлеб с водой , чем пирог с бедой.

Ржаной хлебушко - калачу дедушка .

Почему в народе говорится :

«До поры до времени не сеют семени» ;

«Весной час упустишь, годом не наверстаешь» ;

«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево» ;

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет» ;

«Не пиры пировать, когда хлеб засевать » ;

«Сей в срок - будет прок!» ;

«Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь» ;

«Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится» ;

«Хорошо зерно в землю спать уложишь - хорошо и разбудишь, сыт будешь» ;

«Кто пахать не ленится, у того хлеб родится » ;

«Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет » ;

«Какова земля, таков и хлеб » ;

«Клада не ищи, а землю паши - и найдешь» ;

«Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут» ;

«Кто хлеб носит , тот есть не просит» ;

«Сей овес хоть в воду, да в пору» ;

«Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет» ;

«Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней» ;

«Не соберешь овес - наглотаешься слез» .

«Цена хлеба »

Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба ? Потому что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека .

Мне больно, когда я случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен , бесстыжий

Эй, ты, попирающий корку ногою

Ты топчешь достоинство наше людское

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Приметы о хлебе :

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба , еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб , становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике , хлеб следует поцеловать .

Народные приметы про хлеб .

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились - пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне - зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела - пора гречиху сеять.

Рассказ о святых Февронии и Петре Муромских.

В давние времена, на Руси жила-была очень мудрая крестьянская девушка Феврония. И полюбила она князя Петра Муромского. А когда она стала женой князя Петра, бояре невзлюбили её за то, что была из простых, не княжеского рода. Бог же прославлял её за доброту и милосердие.

Однажды один из слуг, пришёл к мужу Февронии – князю Петру и стал наговаривать на княгиню : Из-за стола она бесчинно выходит. Прежде чем встать, она собирает хлебные крошки в руку свою , словно голодная

Благоверный князь Петр, желая проверить Февронию, стал наблюдать за ней во время обеда. И когда после еды княгиня, по обыкновению, собрала хлебные крошки в руку свою , князь решил устыдить её – не подобает же княгине собирать крошки.

Он взял Февронию за руку, разжал ей пальцы и увидал внутри… благовонный ладан и драгоценный жемчуг.

Это милосердный Бог, не желая стыда доброй княгине, совершил чудо : Хлебные крошки превратились в ладан и драгоценности. И с этого дня перестал князь верить наговорам бояр, доверял княгине.

С тех пор хлеб считают святым , данный богом.

В те давние времена хлеб был белый , да черный. А в наше время в магазинах большое разнообразие хлебобулочных изделий .