Занятие в саду гкп конспекты маам. Государственное образовательное учреждение

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для воспитателей. Почти все маленькие дети испытывают трудности при поступлении в ДОУ. Группа кратковременного пребывания ставит своей целью создание условий для обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлении в ДОУ. Организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков в различных видах деятельности с учетом интересов и возможности детей раннего возраста.

В 2015-2016 учебном году в нашем детском саду мы организовали две группы детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Количество детей в группах от 10 до 12 человек. Прием новых воспитанников в ГКП организуется в сентябре и продолжается в течении всего учебного года по мере выбывания детей при получении ими путевок в основные группы. Продуманный режим дня, сетка занятий – одно из важнейших условий развития ребенка. Сетка занятий составляется с учетом программных требований, возрастных особенностей детей и времени пребывания в группе (таблица 1, таблица 2).

Таблица №1

Режим дня группы кратковременного пребывания детей №1

Содержание деятельности Дни недели
понедельник вторник среда четверг пятница
Прием детей, свободные игры, взаимодействие с семьей 08.00–08.30 08.00–08.30 08.00–08.30 08.00–08.30 08.00–08.30
Игровая деятельность,

Самостоятельная деятельность

08.30-09.00 08.30-09.00 08.30-09.00 08.30-09.00 08.30-09.00
НОД (по подгруппам) 09.00-09.10 09.00-09.10 09.00-09.10 09.00-09.10 09.00-09.10
Самостоятельная деятельность детей, игры 09.30-10.00 09.30-10.00 09.30-10.00 09.10-10.00 09.10-10.00
Индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность с детьми, игры, развлечения 10.00-10.45 10.00-10.45 10.00-10.45 10.00-10.45 10.00-10.45
Уход детей домой 10.45-11.00 10.45-11.00 10.45-11.00 10.45-11.00 10.45-11.00

Наш коллектив, осуществляя работу в ГКП, берет за основу программу под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», использует методики и технологии Т.Г. Казаковой, Л.Н., Павловой и Э.Г. Пилюгиной, А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми с 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Таблица №2

План воспитательно-образовательной работы в группах кратковременного пребывания детей

Направления (образовательная область) Виды детской деятельности

(непосредственно образовательная деятельность)

Количество

занятий в неделю

1. Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром 1
2. Речевое развитие Развитие речи 1
Чтение художественной литературы 1
3. Физическое развитие Физическая культура 1
4. Художественно – эстетическое развитие Лепка/рисование 0.5 / 0.5
5. Социально-коммуникативное развитие - Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Интегрируется со всеми образовательными областями
Продолжительность занятий 10 минут

Так как в ГКП время пребывания детей ограничено, это предъявляет особые требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Для детей, приходящих в группу на 3 часа (с 08:00 до 11:00 и с 12:00 до 15:00) образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

Для любого ребенка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется в первые попав в совершенно новую обстановку где нет мамы, где много совершенного незнакомых детей, ходят чужие взрослые, которых надо слушаться. В возрасте 1,5 – 3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Мы стараемся в это время осуществлять постепенную адаптацию детей к новым условиям, повышать у ребенка уверенность в том, что пройдет время занятий, мама вернется и обязательно заберёт его домой. Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов у детей, мы рекомендуем первое время посещать группу совместно с одним из родителей до полной адаптации ребенка к образовательному учреждению.

Работа с детьми раннего возраста осуществляется в игровой форме. Игры и упражнения в период адаптации, составляющие основу занятий, способствуют: снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию благоприятного положительного климата в группе, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, развитию игровых навыков.

Чтобы малыши быстрее адаптировались, мы используем разнообразные сюрпризные моменты, сюжетные игры, игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами. А также объединяют детей, задают детям положительный настрой. В начале занятия мы предлагаем такие игры, как «Передай куклу», «Клубочек», «Передай улыбку», «Назови имя», «Вместе с мишкой» и другие, а так же упражнения, требующие согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер в общении со взрослыми и сверстниками. Заканчиваются занятия спокойными малоподвижными играми и упражнениями на релаксацию.

Родители так же должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянием на ребенка, его продолжительности (от 1,5 до 3 месяцев), о возможных нарушениях: настроения, сна, аппетита, иммунитета, поведения. При записи малыша в учреждение родители получают четную информацию о периоде адаптации и о том, что лично они могут сделать для того, что бы этот период для ребенка прошел как можно легче. Мы просим родителей обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома, умеет ли играть с игрушками, контактировать с другими детьми, с незнакомыми взрослыми, только в этом случае с ним будет легко и родителями и воспитателю. Правильно вытроенное взаимодействие с семьей призвано изменить пассивную позицию родителей на активную целенаправленную деятельность. Для психолога – педагогического просвещения родителей мы разработали план работы с родителями в ГКП (таблица № 3).

Таблица №3

План работы с родителями в группах кратковременного пребывания детей

Направление работы Содержание основной деятельности срок ответственный
Консультация «Ступени адаптации»

«Игры в период адаптации»

октябрь Педагог-психолог

воспитатель

«Одежда детей в осенний период» ноябрь воспитатель
«Двигательная активность детей» декабрь воспитатель
«Особенности развития речи ребенка» январь Учитель - логопед
«Детские капризы» февраль Педагог-психолог
«Методы закаливания» март Старшая медсестра
«Организация летнего отдыха малыша» май Зам.зав. по УВР
Родительское собрание «Организация работы в группе кратковременного пребывания» сентябрь Заведующий
Индивидуальные консультации По запросам родителей В течение года Заведующий

Зам. зав. по УВР

Специалисты

Как показывает практика дети ГКП легче адаптируются к образовательному учреждению, не испытывают проблем во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, у них реже наблюдаются трудности в игровой и познавательной деятельности. Таким образом, мы считаем нашу работу эффективной.

Список литературы.

  1. Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3лет. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 176 с.
  2. Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа/авт.- сост. О.П. Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2012. – 292 с.
  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 172 с.
  4. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК). - 72 с.

Физкультурное занятие 1

Программное содержание:

  • создать условия для свободного перемещения детей и их действий с предметами;
  • формировать представления о величине предметов;
  • упражнять в ходьбе со взрослым, перешагивании, ползании.

Материалы к занятию: воздушные шары, игрушка – лиса, цветы, вырезанные из картона

Ход занятия:

1. Знакомство с детьми.

2. Сюрпризный момент «В гости к детям приходит лисичка».

Музыкальное упражнение «Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке».

В последствии данное упражнение станет традиционным приветствием.

3. Игровые упражнения:

— покажи ладошки,

— похлопай громко, тихо,

— спрячь ладошки,

— «ладошки танцуют».

4. «Убегай от Лисички». Взрослый в маске лисы догоняет детей. Дети убегают к мамам.

5. Сенсорное развитие «Цветы на поляне». В зале на ковре разложены цветы из картона разные по величине, дети рассматривают их. Большой цветок дарят маме, а маленький – лисичке.

6. Физические упражнения с цветами:

— поднимем высоко – опустим низко;

— цветочки «подружились – поссорились»;

— покружились с цветочками;

— машем цветочками;

— перешагивание через цветочки;

— «понюхаем цветочки».

7. Физические упражнения с использованием элементов методики Шульца. Дети выполняют с родителями.

— «Вместе с мамой» (ребёнок передвигается с мамой, стоя у неё на ногах);

— «Качели» (ребёнок находится у мамы на руках в положении сидя, а мама качает его);

— «Самолёт» (ребёнок, в положении лёжа — руки в стороны находится у мамы на вытянутых руках);

— «Раскладушка» (мама с ребёнком раскачиваются на полу, поочерёдно поднимают друг друга).

8. Экскурсия в группу раннего возраста.

9. Сюрпризный момент «Подарим воздушный шар».

Физкультурное занятие 2

Программное содержание:

  • создать условия для расширения опыта общения (с другими детьми, взрослыми);
  • использовать приёмы для ;
  • формировать представления о цвете предметов;
  • упражнять в ходьбе со взрослым, перешагивании, ползании

Материалы к занятию: игрушка – лиса, зонт, тампоны поролоновые, бумага, гуашь, салфетки, «лучи для солнышка», картонные цветы (большие и маленькие).

Ход занятия:

(см. занятие 1 ) Встреча с Лисичкой. Обратить внимание детей на солнышко.

2. Игровые упражнения с ладошками (см. занятие 1).

3. Музыкальное упражнение «Тихо мы в ладошки ударим» (см. занятие 1).

4. Физические упражнения с использованием элементов методики Х. Шульца (см. занятие 1).

5. Информация руководителя физического воспитания о содержании данной методики, необходимости её использования.

6. Игра малой подвижности «Солнышко и дождик» (с Лисичкой). По сигналу «Солнышко» дети передвигаются по залу, по сигналу «Дождик» дети убегают к лисичке под зонтик.

7. Упражнение на сенсорное развитие «Подари Лисичке цветок» (дети выбирают цветы одного заданного цвета).

8. Аппликация без наклеивания «Лучики для Солнышка» (проводится коллективно на ковре).

9. Продуктивная деятельность «Осенний дождик» (рисование поролоновыми тампонами).

Физкультурное занятие 3

Программное содержание:

Материалы к занятию: игрушка – лиса, зонт, тампоны поролоновые, бумага, гуашь, салфетки, картонные грибы (большие и маленькие), «лужицы» из ткани, гимнастическая доска.

Ход занятия:

1. Обмен информацией между педагогами и родителями об эмоциональном состоянии ребёнка после занятий, о том, как настроить ребёнка на следующую встречу.

2. Приветствие «Дай ладошечку…» (см. занятие 1). Педагог обращает внимание детей на тучи и лужицы.

3. Игровые упражнения: «пройди по дорожке», «переступи лужу» с использованием спортивного оборудования.

4. Физкультурные упражнения с использованием элементов методики Х. Шульца (см. занятие 1).

5. Игра малой подвижности «Солнышко и дождик» (повторяется 2 раза, см. занятие 2).

6. Сенсорное развитие «Собери грибы в корзинки» (соотнесение по величине).

7. Продуктивная деятельность «Дорожки» (рисование поролоновыми тампонами).

Физкультурное занятие 4

Программное содержание:

  • обеспечить возможность совместной двигательной деятельности детей и родителей путём телесного контакта для их эмоционального сближения;
  • создать условия для накопления сенсорных представлений детей о величине предметов;
  • развивать мелкую моторику, умение выполнять основные виды движений;
  • содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия, благоприятного эмоционального настроя от совместных игр.

Материалы к занятию: доска гимнастическая, тоннель, большая и малые пирамиды, скакалка, корзина, пластилин, заготовки для лепки (картон с нарисованной верёвочкой).

Ход занятия:

1. Приветствия “Дай ладошечку…” (см. занятие 1).

2. Основные виды движений:

— “пройди по дорожке”,

— “ползание по тоннелю”.

3. Игровые упражнения с большой пирамидой (дети снимают кольца и бросают в корзину, затем нанизывают кольца на верёвку).

4. Физические упражнения с использованием верёвки с кольцами:

— “достань колечки”;

— “перешагни через колечки”;

— “проползи под колечками”.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики с маленькими пирамидками (дети разбирают пирамидку, выкладывают дорожку из колец, собирают пирамидку).

6. Продуктивная деятельность “Колечки на верёвочке” (лепка).

Физкультурное занятие 5

Программное содержание:

  • формировать первичные элементы организованной деятельности;

Материалы к занятию: кубики, спортивное оборудование, осенние листочки, гуашь, листы бумаги, тампоны из поролона.

Ход занятия:

(см. занятие 1).

2. Воспитатель обращает внимание на то, что у него в руках кубики (большой и маленький). Постройка из кубиков башни и дорожки (проводится на ковре индивидуально).

3. Общеразвивающие упражнения с кубиками:

— “Кубик вверх и- вниз;

— “кубик спрячь – покажи”;

— “кубики подружились – поссорились”;

— “кубики стучат громко – тихо”;

4. Основные виды движений:

— ходьба по гимнастической доске,

— ходьба вверх и вниз по мостику;

— перешагивание через кубики.

5. Игра малой подвижности “Передай кубик” (дети с мамами стоят в кругу и передают кубик друг другу).

6. Постройка дома из мягких модулей. Подвижная игра “Солнышко и дождик” (по сигналу “Дождик” дети убегают в “домик”).

7. Дыхательная гимнастика “Подуй на листочек”

8. Музыкальное упражнение “Как у наших у ребят…” (см. занятие 4).

9. Продуктивная деятельность “Лесенка” (рисование поролоновыми тампонами).

Физкультурное занятие 6

Программное содержание:

  • установить доброжелательный, доверительный контакт между детьми и взрослыми;
  • обучать простым движениям, развивать умение соотносить свои движения со словами песенки;
  • развивать мелкую моторику; ;
  • создать условия для накопления сенсорных представлений детей о величине предметов.

Материалы к занятию: круги, вырезанные из картона (большие и маленькие), массажные дорожки и коврики, шары большие и маленькие, газовая накидка, обручи, тесто.

Ход занятия:

1. Приветствие “Дай ладошечку…” (см. занятие 1).

2. Сенсорное развитие. Выкладывание дорожки из больших кругов (коллективно) и из маленьких (индивидуально).

3. Ходьба по массажным дорожкам.

4. Игровые упражнения с шариками и газовой накидкой (взрослые и дети поддерживают ткань, в которой находятся шары, за края):

— мячи вверх, вниз;

— мячи спрятали, открыли;

— перекатывание мячей в накидке.

5. Уражнение на развитие мелкой моторики “Покатай шарик между ладонями”.

6. Музыкальное упражнение “Как у наших у ребят…” (см. занятие 4).

7. Упражнение на развитие слухового восприятия “Постучи шариками тихо, громко”.

8. Подвижная игра “Спрячься в домик” (с обручами). Взрослый в маске кота сидит на стульчике. Дети – птички “летают” по залу. Кот “просыпается” и догоняет “птичек”. Дети убегают в домики — обручи.

9. Продуктивная деятельность “Шарики на дорожке” (лепка из теста).

Физкультурное занятие 7

Программное содержание:

  • обучать родителей оптимальным моделям взаимодействия с ребёнком на примере игровых упражнений;
  • формировать первичные элементы организованной деятельности;
  • создать условия для накопления сенсорных представлений детей о цвете предметов;

Материалы к занятию: игрушки – птица, кошка; предметные картинки, фасоль, баночки, обручи, пластилин, заготовки тарелочек из картона для лепки, сюжетная картинка с изображением птиц.

Ход занятия:

1. Приветствие « Дай ладошечку, моя крошечка…» (см. занятие 1).

2. Игровое упражнение «Птичка прилетела» (знакомство с птичкой). Рассматривание птички на картинке. Дети показывают, где у птички глазки, клюв, крылья, хвост и т. д.

3. Комплекс физических упражнений «Птички»

— «птички разговаривают»;

— «птички крыльями машут»;

— «птички летают»;

— «птички чистят пёрышки»;

— «птички клюют зёрнышки»;

— «птички пьют водичку».

4. Упражнение на развитие внимания «Найди и принеси картинку с птичкой». На ковре разложены различные предметные картинки. Детям необходимо найти только картинки с изображением птиц.

5. Игра малой подвижности «Накормим птичек» на развитие мелкой моторики (с фасолью).

6. Подвижная игра «Спрячемся от кошки» (дети убегают от «кошки» к «маме-птице» под крыло).

7. Продуктивная деятельность «Зёрнышки для птичек» (лепка из пластилина). Дети отрывают маленькие кусочки пластилина и прижимают их пальцем к картону.

8. Игровое упражнение «Птички клюют зёрнышки» (обогащение впечатлениями) с использованием заводных игрушек.

Физкультурное занятие 8

Программное содержание:

  • обеспечить возможность совместной двигательной деятельности детей и родителей;
  • упражнять в катании мяча, бросании мяча вниз двумя руками; выполнять элементарные массажные действия с мячом;
  • развивать внимание, чувство ритма, умение соотносить свои движения со словами текста, память, мелкую моторику;
  • развивать умение узнавать облегчённые слова и подражать им;
  • создать условия для накопления сенсорных представлений детей о цвете предметов.

Материалы к занятию: игрушка-птица, салфетки бумажные, мячи, мягкие модули, массажные мячи, цветные круги и цветной картон (4 основные цвета), гуашь, листы бумаги, поролоновые тампоны.

Ход занятия:

1. Приветствие «Дай ладошечку…»

2. Музыкальное упражнение «Ой, летели птички…» (см. занятие 7).

3. Упражнение на развитие мелкой моторики «Покормим птичку» (дети рвут бумажную салфетку, сминают её, скатывают в шар).

4. Физические упражнения с мячами:

— «покажи свой мяч»;

— «подними мяч вверх – опусти вниз»;

— «дай мяч маме»;

— «отдохни на мячике».

5. Основные виды движений:

— «прокати мяч в ворота»,

— «прокати мяч по горке»,

— «догони свой мяч».

6. Упражнения на расслабление с массажными мячами (мама массирует круговыми движениями разные части тела ребёнка).

7. Сенсорное развитие «Разложи мячи по цвету».

8. Продуктивная деятельность «Мячики катятся по дорожке» (рисование гуашью поролоновыми тампонами).

9. Игра – развлечение «Мыльные пузыри». Взрослые выдувают мыльные пузыри, а дети стараются их поймать.


воспитатель: Киселева Анжела Николаевна МБДОУ №436 г. Челябинск
Цель: Сенсорное развитие детей.
Задачи: Развивать слуховое восприятие детей, тактильные ощущения, умения различать красный и желтый цвет, различать понятия «большой» и «маленький».
Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них. Повторять несложные фразы.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать рядом.
Словарь: круг, желтый, красный, арена, цирк, цирковые артисты.

Индивидуальная работа: в процессе занятия обеспечить помощь детям по мере необходимости.
Предварительная работа: презентация «Цирк», аппликативная работа «Украсим клоуна», знакомство с красным и желтым цветом, рассматривание картины «В цирке».
Методические приемы: создание ситуации успеха, тактильное взаимодействие, художественное слово, игровые и проблемные ситуации, действия по подражанию.
Оборудование: цветные дорожки из фетра (красная и желтая), красный обруч с лентами, 5 желтых чашек с фасолью и горохом, игрушка «собачка», нарисованная арена, клейкая бумага, воздушные шарики (красные и желтые).

Ход занятия:
Организационный момент. (дети по подготовленным стрелкам спускаются в музыкальный зал)
На входе в зал детей встречает клоун.
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Какие вы все нарядные, красивые. У девочек красивые платья и юбки, а мальчики очень аккуратные в красивых рубашках.
И я вот тоже нарядился:
Очень цирк люблю друзья,
на арене главный я.
Я веселый и смешной,
завожу своей игрой!
Я клоун БОМ, приглашаю вас к себе в цирк. Я уверен наше путешествие пройдет очень хорошо и весело, и вам все понравится.
А пойдем мы с вами по дорожке. Какого она цвета?
д: Красная.
К: Правильно! Мы идем по красной дорожке.
Красный цвет он очень яркий
Помидор и перец сладкий.
Яблоко, арбуз внутри,
Красный, красный – посмотри!
А вот и первые цирковые артисты. Кто это?
Д.: Это бабочки.
К.: А какого цвета бабочки?
Д.: Красные бабочки.
К.: Бабочки красавицы,
в красных ярких платьицах.
Подуем на бабочек. Я уверен у вас получится подуть на бабочек, что они взлетят высоко, высоко. А мамы вам помогут, покажите детям как правильно подуть на бабочек.
(дети дуют на бабочек, слежу чтобы упражнение выполнялось правильно)
К: Бабочки очень довольны, их полет удался, вы им очень помогли. А теперь пусть они отдохнут.
А нас ждет еще одна дорожка, посмотрите, какого она цвета?
Д.: Она желтая.
К.: Правильно, она такая же желтая как у Жени колготки, и как у Евы бантик.
Желтый цвет – очень теплый цвет,
Желтый солнца в небе свет.
Желтый есть еще лимон.
Очень, очень кислый он.
К.: По какой дорожке мы идем?
Д.: По желтой.
К.: ребята, а здесь что то спрятано…..я произнесу волшебные слова
Ахалай – махалай, что же спрятано отвечай…..
А здесь чашки. Какого цвета чашки?
Д.: Желтые.
К.: А чашки не простые, они с секретом. Посмотрите что же там внутри?
Что у Жени?....А что у Глеба, а что у Евы, и у Левы?
(ответы детей, с помощью мам – фасоль и горох)
А теперь опустите свои ручки в чашки, потрогайте фасоль, горох….и может вы еще что то найдете.
(дети находят цветные круги желтого и красного цвета, большие и маленькие)
К.: Что вы нашли? Глеб что у тебя? Какого цвета? А что у тебя Женя? Какого цвета у тебя большой кружок, а какого цвета у тебя маленький кружок? Ева, покажи где у тебя большой кружок, а покажи желтый кружок.
(идет индивидуальная работа с каждым ребенком по различению большого и маленького круга и по определению цвета)
К.: Ребята, что вы нашли?
Д.: круги.
К.: покажите большие кружочки. А теперь покажите желтые кружочки, красные кружочки.
(раздается лай собаки- ав, ав)
К.: Слышите, нас кто то зовет. Кто же это?
Д.: Это собачка.
К.: Да, это собачка, цирковая собачка. Её зовут Бобик. Поздоровайтесь с собачкой.
(дети здороваются)
К.: Бобик приглашает нас на арену цирка. Давайте подойдем и посмотрим куда нас зовет Бобик.
(дети вместе с мамами подходят к арене)
К.: бобик любит выступать, но арена не нарядная, и Бобику очень грустно. Я предлагаю помочь Бобику, украсить арену и повеселить нашего друга.
У вас в руках есть кружочки которые вы нашли, давай те приклеим кружки на арену. (мамы помогают детям в украшении арены)
К.: Молодец, Глеб, ты очень хорошо приклеил желтый кружок, Бобику очень понравилось, Ева очень хорошо приклеила маленький красный кружок, Бобику очень приятно. (подхожу к каждому ребенку, поощряю за работу).
К.: Посмотрите, какая красивая арена у нас получилась, Бобик очень рад. А теперь давай те повеселим Бобика и превратимся в цирковых артистов.
На арену цирка приглашаются цирковые лошадки, побежали лошадки, по -цокайте, молодцы. Аплодисменты!
На арену цирка приглашаются цирковые собачки. А как собачки виляют хвостиками, вот так, а как они лают. Аплодисменты!
Следующий номер нашей программы – цирковые кошечки. Как кошечки умываются, а как они песенку пою? Аплодисменты!
(дети подражают движениям за взрослыми).
К.: Ну что Бобик, тебе понравилось как наши ребятки выступали?
Б.: Да, мне было очень весело, и вы меня очень порадовали. Спасибо вам. И я приготовил вам подарок. Цирковые шарики.
(раздаем детям шары).
К.: ребята, наше представление закончилось, и Бобику пора отдыхать. Давайте скажем Бобику до свидания. До встречи!
Провожаю детей из зала.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №2030

Ресурсный центр – «Все лучшее – детям»

ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ДЛЯ МЕТОДИСТОВ, ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ)

Отчётный продукт ресурсного центра

«Всё лучшее – детям» за 2008 г.

Москва 2009

Цели и задачи групп кратковременно пребывания для раннего возраста…………………………………………………………….………….…. 3

Часть 1. Содержание и методы работы с детьми раннего возраста в группах кратковременного пребывания

Возрастные особенности детей раннего возраста…………………....6

Специфика работы педагога с детьми раннего возраста…………..15

Методы работы воспитателя в группах кратковременного

пребывания…………………………………………………………...….24

Часть 2. Игры и занятия для детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания…………………………………………..…..27

Хороводные игры………………………………………………………..33

Игры с простыми правилами………………………………………….37

Музыкальные игры………………………………………….………….40

Изобразительная деятельность………………………………………..44

Игры-драматизации…………………………………………...………..46

Пальчиковые игры……………………………………………...………48

игр с детьми на занятиях……………………………………….………55

Цели и задачи групп кратковременно пребывания

для раннего возраста

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные и фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.

В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако, далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и пр.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности 2-х летнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же как ребёнка 5-7 лет (учат читать и писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером и пр.). В обеих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и пр.) являются прямым следствием такого «неумения» родителей. В связи с этим возникает настоятельная необходимость расширения психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми.

Оптимальной формой такой помощи являются группы кратковременного пребывания . В этом случае ребёнок живёт в семье, сохраняет эмоционально-личностные связи с мамой, не переживает резкой смены условий жизни, как это бывает при переходе малыша в детское учреждения полного для пребывания. В то же время ребёнок получает возможность выйти за пределы своей квартиры и получить необходимые и соответствующие возрасту психолого-педагогические воздействия. Родители также получают знания о возрастных особенностях и возможностях малышей, о развивающих играх и занятиях с маленькими детьми, о способах общения и преодоления конфликтов и пр. Всё это, безусловно, повышает родительскую компетентность, что, пожалуй, является главным условием эмоционального благополучия и развития маленьких детей.

Кроме того в семье, даже при самых образованных родителях, ребёнок растёт в изоляции от других детей, от сверстников. Мимолетные встречи во дворе или парке, где гуляет ребёнок, при отсутствии психолого-педагогического сопровождения, конечно же, не могут создать благоприятных условий для нормальной социализации ребёнка и становления доброжелательного отношения к другим детям. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, и его самочувствие среди других людей. Некоторые родители и педагоги считают, что сверстник является нежелательным партнером для ребенка, поскольку между маленькими детьми преобладают отрицательные формы взаимодействия – малыши дерутся, ссорятся из-за игрушек, часто плачут.

Однако, общество сверстников учит ребенка жить среди людей. В общении с равными партнерами ребенок приобретает ценное умение видеть и слышать других и отстаивать свои права. Отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей. Общение со сверстниками обогащает жизнь маленьких детей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для появления творческого, самобытного начала в ребенке. Кроме того оно подготавливает к последующему содержательному общению со сверстниками, облегчает привыкание к детскому коллективу. Группа кратковременного пребывания создаёт весьма благоприятные условия для содержательного общения детей и для формирования их доброжелательных отношений.

Итак, основные задачи группы кратковременного пребывания заключаются в следующем:

Преодолеть симбиотическую связь ребёнка с матерью и способствовать развитию его самостоятельности и независимости;

Привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров, налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми;

Способствовать развитию познавательных процессов детей (внимание, память, мышление);

Обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями;

Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и предлагать им развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту детей;

Всё это, естественно подготавливает детей к новой жизни в детском саду.

Однако, педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей.

Специфика работы педагога с детьми раннего возраста

Специфические особенности раннего детства существенно осложняет работу воспитателя и предъявляет массу требований к нему.

Первая трудность – это проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению . Многие дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Даже один такой ребёнок может «парализовать» работу всей группы. Здесь требуется терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребёнка. И, конечно же, индивидуальный подход: одним детям нужны ласка и физическая близость, другие, напротив, избегают прямого контакта и предпочитают побыть в одиночестве, третьих можно заинтересовать новой игрушкой.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребёнку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только по тому, что все дети разные, но ещё и потому, что маленький ребёнок может воспринять только, то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращённости взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя.

Ещё одна особенность работы с детьми раннего возраста неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания . Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети ещё плохо понимают их, а потому что до 3-4 лет малыши не могут регулировать своё поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлечённостью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней маленькому ребёнку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.