Влияние детской художественной литературы на приобщение детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой

28.04.2019 Хобби

Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. В статье описаны формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показана роль книги в развитии творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей

The role of literature in the development of children"s creative abilities

Казанцева Т.П., Россия, г. Москва

Kazanceva T.P., Russia, Moscow

Васильева Е.Л., Россия, г. Москва

Vasileva E.L., Russia, Moscow

Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. В статье описаны формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показана роль книги в развитии творческих способностей детей.

Childhood is the most important in cognitive development and creativity of the child. This article describes the forms and methods of work to educate preschool children with fiction, the role of books in the development of children"s creative abilities is shown.

«Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель»

Н.А.Рубакин

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность .

Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Творческие способности – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта. Так трактует понятие творческих способностей американский психолог Э. Фромм .

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды ?

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Какие же условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Однозначного ответа на этот вопрос пока еще нет. Но некоторые рекомендации существуют:

– поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;

– избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;

– быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и фантазии ребенка;

– проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих;

– находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;

– поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова российский педагог В.А.Сухомлинский произнес в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI они не потеряли своей актуальности .

Огромна роль чтения в обретении мировоззрения, в самообразовании. Чтение дает возможность «достраивания» своего внутреннего мира. В условиях неблагоприятной внешней среды возможность читать и наличие лучшей литературы дает стимул к личностному росту, помогает превозмочь трудности .

Одной из основных задач ГБОУ ЦПМСС «Родник» является оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, направленной на создание условий для умственного, нравственного, физического и эстетического развития личности.

В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.

В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники, такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей. Некоторые элементы этих техник применяются мной на занятиях при изучении произведений русского народного творчества: загадок, пословиц, сказок .

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка.

В нашем центре была создана библиотека. Одной из задач нашей библиотеки мы видим воспитание как можно большего количества любителей книги – как детей, так и взрослых. Мы поставили себе цель выстроить цепочку «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители». Родителям подчас некогда уделять внимание детскому чтению и эту проблему очень важно решать, так как от этого, в значительной степени зависит и эмоциональное и психологическое здоровье ребенка.

Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, является игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Это было учтено при разработке программ «Ознакомление с художественной литературой», «Ребенок в мире художественной литературы» для детей разных возрастов.

Цели программ: воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, введение ребёнка в книжную культуру, развитие творческого потенциала ребенка.

Занятия проводятся с детьми 4-5 и 5-7 лет один раз в неделю в течение двух лет. Детям предлагаются малые литературные и фольклорные формы: народные, русские сказки и сказки народов мира, рассказы и стихи. Дети знакомятся с художниками-иллюстраторами книг.

Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве .

Наша основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности .

Дошкольный возраст – сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности – значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный. И тут на помощь педагогу приходит такой знакомый и понятный жанр художественной литературы как СКАЗКА.

Для более полного восприятия идеи и смысла сказки, для развития коммуникативных навыков детей, для развития творческих способностей, умения понимать состояние и переживания героев сказок, для активизации речевой активности детей на занятиях применяется метод создания книжек-малышек по прочитанной сказке. Из цветной бумаги формата А4, сложенной вчетверо, возникает книжка-малышка из нескольких страничек. На каждую страничку дети наклеивают иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке, проговаривая запомнившиеся фрагменты текста. Иллюстрации к сюжетам различных сказок педагог может вырезать из списанных в школе учебников.

Этот прием создания книжек-малышек позволяет педагогу решать многие задачи:

– учит ценить труд создателей книг и беречь книгу;

– лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий;

– выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам;

– обогащать свой лексический запас новыми словами и выражениями, употребляемыми в тексте сказки.

Например, дети в возрасте 3-х лет, хорошо запоминают песенку, которую поет Колобок, или причитания мамы-Козы из сказки «Волк и семеро козлят» и многое другое.

Дети постарше с удовольствием рассказывают прочитанные на занятиях сказки своим родителям, дополняя их придуманными самими подробностями, показывают им изготовленные собственноручно книжки, что способствует формированию теплых, доверительных отношений между родителями и детьми.

Писатель, создавая произведение, воздействует на эмоции человека. Эмоциональная деятельность (и это доказано исследованиями биологов) подталкивает мыслительную; мысли стремятся к речевому оформлению. Следовательно, хорошая книга учит думать, развивает речь, память, побуждает к творчеству.

Главным условием решения задач программы является организация личностно-значимого для ребенка полноценного чтения и анализа художественных произведений. Слушая и анализируя произведения, ребенок задумывается о разных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности детей, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.

На занятиях по программе «Ознакомление с художественной литературой» используется различный дидактический материал, иллюстрации к программным художественным произведениям, пальчиковые куклы, настольный театр, изготовленные детьми на занятиях по труду бумажные фигурки героев сказок, что способствует повышению интереса детей к занятиям, активации речевой деятельности.

Работа по этой программе ведется в группах сопровождения детей к школе уже не первый год, а в 2011–2012 учебном году в нашем центре была сформирована группа детей, в которой велись интегрированные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и по изобразительной деятельности. Особенность данных занятий заключается во взаимосвязи между этими специалистами и между предметами, которые они ведут. На занятии по ознакомлению с художественной литературой дети знакомятся с произведением, в свою очередь педагог по изодеятельности предлагает детям нарисовать, либо изготовить персонажей своими руками. Регулярно практикуется привлечение родителей к изготовлению персонажей, альбомов, книжек-малышек, таким образом, мы решаем задачу создания цепочки «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители». Дети используют изготовленные своими руками персонажи, макеты, альбомы по конкретной тематике в драматизациях по прослушанному произведению. Вполне возможно в таком случае использовать и готовые пальчиковые и настольные театры.

Как показывает наш опыт, восприятие детьми прочитанного материала значительно возрастает, а также повышается интерес к самостоятельному прочтению художественной литературы. Обыгрывание сказочных ситуаций детьми плодотворно влияет на развитие связной речи, способствует формированию полноценного высказывания, а также помогает снять эмоциональное напряжение на занятиях. Ребёнок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, что способствует созданию эмоционально окрашенных образов. Поскольку в интегрированных занятиях объединились элементы нескольких направлений образовательной работы, это не могло не вызвать детский интерес, что в свою очередь создаёт у детей устойчивую мотивацию.

Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей:

  • самостоятельности мышления;
  • любознательности;
  • познавательного интереса;
  • художественного вкуса;
  • творческих умений;
  • чувства прекрасного.

Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциал.

Список используемой литературы:

1. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 1986. – т. 1.

2. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.

3. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 1997.

4. Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2001.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании /сост. и авт. вступит. очерков/ С.Соловейчик: Изд. – М., 1975.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика – М., 1993.


В современных условиях, в которых можно одновременно проследить тенденции постоянного совершенствования и усложнения обучения и, как результат этого, - появление многопрофильных учебных заведений и разнообразных программ, важную роль играет литературное образование. Литература - это вид искусства, в котором показана ценность человеческих отношений, несущих добро или зло, любовь или ненависть, равнодушие или понимание, принятие или непринятие, отражены ценностные ориентиры разных культур и народов. Это определяет литературу как особый предмет в ряде гуманитарных дисциплин.

При изучении русской классической литературы, составляющей фундамент литературного образования в детском саду, круг обозначенных в ней тем и проблем сохраняет свою актуальность не только в прошлом и настоящем, но и будущем.

Очень важно при этом актуализировать ценностные ориентиры русской классики, и этим способствовать их сбережению и распространению в молодёжной среде.

Столетиями и даже тысячелетиями произведения художественной литературы открывают перед читателем мир огромных возможностей установления непосредственной связи всех времен, народов и культур, возможность рассмотрения литературы как поэтической памяти народа. Тем не менее, как представляется, во многом недооценённой остаётся роль художественной литературы, и прежде всего классики, в формировании и развитии эстетических чувств современных детей.

Многообразное культурное достояние народов должно передаваться от поколения к поколению, способствуя расширению взаимного интереса, стремлению к сотрудничеству и, как следствие этого, - к развитию толерантного сознания. Взаимодействие культур, в свою очередь, предполагает толерантное общение их представителей. Через знакомство с искусством происходит передача и усвоение ценностей, идей других народов. Благодаря искусству расширяется кругозор и формируется мировосприятие как отдельного человека, так и общества в целом и, как результат, терпимое отношение к “другим” людям, формирование культуры общения, взаимопонимания и толерантности .

Искусство, как вид коммуникации, даёт уникальную возможность приобщиться к другим культурам, чужому опыту. Искусство можно не только созерцать, но и быть непосредственным его участником. Искусство формирует эмоционально-ценностные и поведенческие реакции учащихся, благодаря знакомству с ним дети закрепляют социально-нравственный опыт ориентации во многих жизненных сферах, так как искусство отражает жизнь. Описание жизни в произведениях литературы или посредством изображения на картинах учит людей понимать её. Посредством искусства ребёнок учится познавать связи предметного мира и жизненных явлений, оно влияет на чувства ребёнка, его мироощущение; в нём акцентируются представления о красоте, добре в культурных традициях разных народов. Именно через искусство начинается путь к всемирной истории и культуре, знание которых является неотъемлемой частью в воспитании толерантного сознания. Современная методическая наука находит сложные и глубинные связи литературы с другими видами искусства, как естественную форму её реального бытия.

Как писал Сартр, «проза -- только самый удобный инструмент для реализации определенного замысла», потому что, «когда аккуратно, с заботой о точности, слова собраны в фразы, то в них просматривается намерение …отдать другим полученные выводы. …Говорить -- означает действовать, любая названная вещь уже не та, какой была до того, она потеряла невинность» .

Действенность искусства слова, отмеченная Сартром, делает литературу одним из ведущих предметов в воспитании и формировании нравственной позиции дошкольников.

В ходе занятий, и прежде всего посвященных литературе, важно акцентировать внимание детей на таких аспектах, как многообразие мира, сходство и различие живых существ, их общность с живой природой, понятие о нужности всех и всего в природе, об общем и различном в культурных традициях всего народа. Всё вышеперечисленное отраженно в памятниках культуры различных народов. Без этого невозможно нравственное развитие личности.

Благодаря искусству, воспитание оказывает целостное и всестороннее воздействие на школьников, на их эмоциональную, интеллектуальную и физическую составляющие. Средний школьный возраст, а, по-другому, - возраст подростковый, - является периодом становления личности, активного освоения субъектом объективного, многообразного мира. Это возраст резких перепадов настроения, переживаний, возвышенных чувств и устремлений. В этом возрасте подростки стремятся к самопознанию, саморазвитию, самоутверждению. Именно на этом этапе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ценностей, одним словом, формируется зрелая личность. Поэтому так важно для общества именно на этой ступени жизни в целом сформировать толерантного гражданина.

Осуществление социальной адаптации через культуру и искусство происходит ещё в раннем детстве, когда взрослый, находящийся рядом, поёт колыбельные песни, рассказывает сказки и произносит потешки. Ритм, мелодия, нежные прикосновения и тёплые интонации голоса дают ощущение покоя и защищённости - это первый шаг вхождения в удивительный и огромный мир.

Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

Наше время - время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем - эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. Именно дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующую, школьную ступень образовательной системы. Требования, предъявляемые к современному уровню образования: развитие памяти, мышления, интеллекта, полноценное существование в современной информационно насыщенной среде определяют принципиально важное направление работы: обеспечение продуктивности образования.

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей и средств, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка и в основе своей предусматривающего личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, творческое отношение педагогов к работе, их потребность в постоянном саморазвитии.

Искусство существует тогда и только тогда, когда кроме творца-писателя, художника, музыканта, существует тот, кто воспринимает произведения искусства - читатель, зритель, слушатель. Поэтому, воспитать читателя, зрителя, слушателя, человека, способного воспринять духовный опыт человечества; раскрыть творческий и нравственный потенциал дошкольников - вот главная цель работы педагогов дошкольников.

Современные тенденции развития педагогической науки направлены на гуманизацию образования, поиск путей «вхождения» в личностно-ориентированное образование, что предполагает поиск таких моделей обучения, которые бы обеспечивали целостное развитие и саморазвитие личности. Стратегия образования указывает на создание в сознании детей целостного представления о мире, осознающего свое место в этом мире и осваивающего целостную картину мира. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Искусство выступает универсальным средством воспитания чувств, несет духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Оно как образная модель жизнедеятельности, дает возможность ребенку осваивать окружающий мир во всем его многообразии.

Эстетическая наука определяет искусство как художественное освоение мира, однако тут она сталкивается с трудностью: художественное освоение мира выступает в крайне разнообразных формах. Одни художественные творения являются словесными, другие - бессловесными, одни звучащими, другие - безмолвными, одни телесными, другие - бесплотными; одни произведения искусства обращаются к нашему зрению, другие - к слуху, третьи - к зрению и слуху одновременно. Многообразие и целостность мира наиболее полно представлены в различных видах искусств.

Синтез искусств в эстетическом развитии дошкольников возможен потому, что отдельные виды искусства, например живопись, музыка и литература, отражают, изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, которые интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Именно такие цели и ставит современное дошкольное образование перед педагогами - создание целостного образа мира у ребенка. Кроме того, интеграция видов искусства выступает средством эстетического развития детей дошкольного возраста. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо ребенку для успешного осуществления эстетического восприятия, эмоционально-положительного отношения к деятельности, воображения, образного мышления.

Синтез - это погружение в искусство, в его различные виды.

Задачи педагога: дать ценности, создать условия восприятия ценностей и дать им прорости в душе ребенка.

Цели педагога: поддерживать собственную творческую деятельность ребенка, формировать творческие способности в обучении и через обучение.

Предлагаемые в программе произведения литературного искусства не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в произведениях. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания художественного слова на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление.

Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности

Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру .

В процессе модернизации системы образования принципиальное значение отводится использованию в практической деятельности ДОУ различных эффективных технологий, позволяющих педагогам улучшить качество и содержание образования дошкольников. В связи с этим я ищу новые формы образовательного процесса, изменяя, таким образом, его содержание.

Одно из ведущих мест в содержании воспитательно-образовательного процесса детского сада занимает эстетическое воспитание дошкольников. Основной задачей эстетического развития личности ребенка в учреждении является ознакомление с искусством, обогащение духовного мира детей и развитие их творческих способностей в продуктивной деятельности.

Получая знания об искусстве, дети знакомятся с различными видами искусства: литературой, музыкой, живописью и различными видами театра. Благодаря этому не только осуществляется задача по обогащению духовного мира детей, но и жизнь их в детском саду наполняется яркими, необычными, интересными делами, играми, занятиями.

Процесс внедрения в практику литературного воспитания ознакомления детей с искусством состоял несколько этапов, а сама работа с дошкольниками по данному направлению следует строить следующим образом.

Знакомство с жанровым многообразием искусства.

Формирование навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности (основы восприятия настроения произведений искусства, основы восприятия ритма произведений искусства, основы композиционного строения в произведениях искусства).

По данной технологии занятия проводятся 1-2 раза в месяц, а также целесообразно работать с родителями, педагогами, привлекать их к совместной деятельности.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду.

Главное слагаемое для успеха занятий - вопросы к детям. При помощи этих вопросов мы подводим ребенка к какому - либо выводу.

Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

Занятия могут:

Носить сезонный характер: «Весна-Красна», «Наступили холода», «Краски осени» и др.

Знакомить детей с чем-либо: «В пещере горного короля» (драгоценные камни, украшения);

Знакомить детей с чьим- либо творчеством: «Вечер Чуковского».

К программным музыкальным произведениям подбираются поэтические строки, наиболее доступные детям, демонстрационный материал по изобразительному искусству (красочные репродукции и фотографии природы из журналов, или изображения, нарисованные педагогом, родителями детьми).

Методика работы с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

Примерная схема проведения занятия.

Вводная. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад. Создание установки на предстоящую деятельность: заинтересовать детей, прием «путешествие» - «Мы отправляемся в гости…», который поможет создать творческую атмосферу.

Основная. Сюжетная часть со слушанием музыки, стихов, сказок, просмотром картин. В занятие часто вводится сюрпризный момент-«Волшебная шкатулка», приглашение «сказочного гостя»…

Решение проблемных ситуаций, вопросы к детям, творческие задания.

Заключительная. Сбалансировать эмоциональное состояние, используя для этого различные упражнения.

Цель. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка посредством развития речи и художественного слова

Задачи:

  1. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
  2. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
  3. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
  4. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности
  5. Формирование творческой активности дошкольников в процессе ознакомления с художественным словом.
  6. Развивать у детей творческую речевую деятельность (умение высказывать свои мысли, отстаивать идеи, фантазировать, рассуждать) ;

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Актуальность в том, что целенаправленная, постепенная и регулярная работа по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы будет способствовать их речетворческому и общему творческому развитию при соблюдении следующих условий:

  • Создании в группе соответствующей среды для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Активном включении детей в накопление эмоциональной культуры.
  • Подборе и осуществлении разработок, направленных на оптимизацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Личностно - ориентированный подход к детям.

Своеобразие

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно - эмоционального восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и, в конечном счёте, к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с дошкольного возраста развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь произведения художественной литературы с творческо -эстетической направленностью. Однако момент творческо - эмоционального восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности. Таким образом, воспитатель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с художественной литературой: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с произведениями не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль воспитателя здесь неоценима.

Воображение, т.е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, ещё в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазии и чувства связаны очень тесно. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно, осуждаться. системы работы заключается в четкой реализации принципа личностно-ориентированного подхода, т. к. она воздействует на ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный не насильственный характер. В силу этого такая деятельность доступна детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд, что в целом обеспечивает становление полноценного психофизического фундамента личности дошкольника, что обеспечивает в конечном итоге равные стартовые возможности при поступлении в школу.

В основу творческой работы положены следующие принципы:

Творчества (предоставление не иссекаемых возможностей для воспитания и развития творческих способностей детей) .

  • Научности (развитие чувств и фантазии приобщение к духовному богатству, накопленному человечеством.)
  • Доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей)
  • Поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий)
  • Динамичности (от самого простого до сложного)
  • Сравнений (разнообразие вариантов заданной темы методов и способов воспроизведения, разнообразие художественных произведений)
  • Выбора (сказки, стихи, рассказы, былины)
  • Интегративности (художественное творчество, коммуникации, чтение художественной литературы, музыка, познание (формирование целостной картины мира) социализации, здоровья)

Но как побудить детей развивать свое мышление, творческое воображение? для этого применяются следующие методы и установки:

  • метод подбрасывание идей.

Всегда и везде – на занятиях, в режимных моментах, совместной деятельности решаются многочисленные вопросы (Зачем? Для чего? Как? Откуда? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Как быть? и т.д)

  • метод личного примера
  • установка на юмор и смех, дух здорового соревнования, полной занятости и заинтересованности
  • применение разнообразной деятельности, чередования физической, умственной и эмоциональной нагрузок, простого и сложного
  • развитие связи между действиями и чувствами, умения извлекать радость от обучения, гордиться собой
  • установка на самовыражение в деятельности, стремление к победе.

У каждого ребенка есть фантазия, но если ее не упражнять, не стимулировать ее рост и развитие, она зачахнет. Сочинение сказок – идеальный способ развития фантазии ребенка.

Эффективными методами работы в данном направлении являются:

  • создающие непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
  • беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев и с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Не обходимо, что бы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает произведение.
  • частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа с мнемосхемами, привлечение воображения и памяти) .
  • метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск не стандартных решений.

Наиболее оптимальной формой работы, на наш взгляд, является совместная деятельность детей и педагогов в свободное от непосредственной образовательной деятельности времени, что проявляется в самостоятельной творческой деятельности детей (инсценировка, драматизации сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей.

Вышеизложенная информация позволяет сформулировать следующие выводы: Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые, а отсюда и творческие способности будут развиваться успешнее

Развитие словесного творчества в игре у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы

Общеизвестно, что роль воздействия художественной литературы на развитие речи ребенка очень велика. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительность средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Дошкольник первоночально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. На основе анализа литературного произведения дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе поэтического слуха. Но само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей.

Словесные игры занимают особое место в жизни ребенка. Такие игры требуют богатого воображения, творчества, мыслительной дерзости. Но ведь не зря К.И.Чуковский называл детей «гениальными лингвистами». Такие известные поэты как С.Я.Маршак, Б.Заходер, И.Токмакова, М.Яснов дарят детям радость интеллектуального торжества: «Я знаю, как правильно!»; «Я знаю, так нельзя, и поэтому смешно!». Велика польза от чтения смешных стихов со словесной и звуковой путаницей: развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической и лексической норме, воспитывается чувство юмора.

Дети - великие имитаторы и великие творцы, поэтому им очень нравится словообразовывать слова с подражаний. Поэт Михаил Яснов написал об этом стихи.

Можно пригласить детей к сотворчеству: придумать продолжение стихов или сочинить свои собственные.

Я придумываю фамилии .

Утенок - Уточкин!

Цыпленок - Курочкин!

Щенок - Собачкин!

Жеребенок - Клячкин!

Барашек - Овечкин!

А я? - Человечкин!

Я учу котенка.

Мой котенок - черноушка.

Назову его - Чернушка.

Мой котенок - рыжеспинка.

Назову его - Рыжинка.

Белый хвостик как кудряшка,

Назову его Беляшка.

Мой котенок так старается,

Имя учит - и мяучит!

Игра.

Ерш - ершится,

Петух - петушится,

Лайка - лает,

Змея - змеится…

Что ж получается:

Лягушка - лягается?

Про мамонтов.

Мамонт и папонт гуляли вдоль речки.

Бабонт и дедонт лежали на печке.

А внучонт сидел на крылечке

И свертывал хобот в колечки.

И, взяв на колени тетрадь и пенал,

Пыхтел и стихи сочинял.

У поэта С.Погореловского есть стихи, после прочтения которых детям можно предложить сочинить стихи про свою любимую еду.

Воронята - у ворон.

У слонов - слонята.

А у наших макарон

Есть макаронята.

И побольше, и поменьше,

И мальчишки -макаронцы,

И девчонки - макаронши.

Макаронников папаша

Их в дорогу снаряжает.

Макарониха - мамаша

Их в тревоге провожает:

Вы пройдитесь белым светом

По извилистой дорожке,

Только помните при этом,

Ребятишки - макарошки:

И гориллы, и гагары,

И барбосы, и вороны,

И Марины, и Макары

Обажают макароны!

В играх «Загадай рифму» предложение: «Назовите их словами с похожими «хвостами», - развивает у детей чуткость к слову, языковое чутье. На столе разложены различные предметы, игрушки, которые можно соединить попарно: Книжка - мишка, платок - молоток и т.д.

Погремушка - мушка, пушка,

И подружка-хохотушка,

И старушка-говорушка,

И кукушка, и лягушка,

И. наверно, колотушка,

Тушка, сушка, хрюшка, брюшко,

И, конечно же, ватрушка…

Вот такая вот петрушка!

А стихотворение И.Токмаковой помогает находить точное слово в построении высказывания. Смешные, неправильные слова не запутывают детей, а служат, по выражению К.И.Чуковского, «самоэкзаменом собственных умственных сил».

Путаница.

На помощь! В большой водопад

Упал молодой леопад!

Ах, нет! Молодой леопард

Свалился в большой водопард.

Что делать - опять невпопад.

Держись, дорогой леопад!

Верней, дорогой леопард!

Опять не выходит впопард!

Медвежонок.

Мишка в улей влез,

И вот - с лапы каплет сладкий мед!

Я над ним смеяться начал:

«Медвежонок насвинячил!»

Что за шутки! - тот ответил. -

Я - медведь! Я - намедведил!

М.Яснов.

Игра «Достань слово из корзинки».

Прошла по городу молва,

Что будто новые слова

В корзинке этой есть.

Кто их найдет - тому и честь!

Вынимая из корзинки игрушку, предложить детям угадать новое слово, задуманное воспитателем, которое очень редкое, но встречается в сказках. Например, из корзины достать медведя. Дети называют слова: мишка, медвежонок, медведица. Но ответ: медведюшка. Затем предлагается детям по очереди самим задумывать редкое слово, вынимая игрушку из корзины и принимать ответы других детей.

Прекрасно, если ведущий владеет искусством импровизации. Оно украсит игру, поможет проявить находчивость, сообразительность тому, кто «по ту сторону» игры.

Литература.

«Занимательное азбуковедение.»,составитель Волина В.В., Москва

«Просвещение»1991г.

Любина Г. « Приглашение к творчеству»,журнал «Ребенок в детском саду», № 1, 2003г.,26 стр.

Пикулаева Н.В. «Слово на ладошке», Москва «Новая школа» 1994г.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой». Москва, «Сфера» 2004г.

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Художественное творчество является средством формирования эстетического отношения к литературным произведениям. Исследования показали, что художественное творчество можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Оно является действенным средством освоения детьми окружающей действительности. Творческая деятельность способствует развитию художественных способностей детей, выявлению их запросов и интересов. Одним из важных видов художественной деятельности детей является словесное творчество.

В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей я уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Художественный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других.Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно – творческая деятельность.

Что представляет собой художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественно творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральным является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании).

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научить выражать себя в изобразительной деятельности и творческой работе – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь.

МБДОУ «Лябирский детский сад №2 «Родничок»

Сообщение

для заседания творческой группы ДОУ

«Художественные произведения как средство развития творческих способностей дошкольников»

Подготовила:

воспитатель

Овчинникова Н.А

2012 – 2013 учебный год