История Nike Air Max Plus: на пороге тысячелетий. Nike Air Max: ключевые моменты

Рассказываем о том, как в дизайне силуэта из 1997 года запечетлено развитие цифровой эпохи, горных велосипедов и высокоскоростных поездов

«Пуля» будущего

Двадцать лет назад кроссовки Air Max 97 впервые появились на прилавках. Как и другие продукты конца 90-х, их дизайн всем видом напоминал о приближении новой эры. Не случайно фильмы «Назад в Будущее 2» и «Космическая одиссея» рассказывали о XXI веке — люди представляли, что в следующем тысячелетии жизнь будет выглядеть совсем по-другому. Серебристые Nike Air Max 97, наряду с плеерами Walkman, стремились соответствовать этим представлениям.

Футуристичный настрой можно было увидеть в Air Max 96 и Air Max Plus, вышедших в 1996 и 1998 соответственно. Но эстетика AM97 не похожа ни на предшественников, ни на последователей — плавные линии конструкции вдохновлены японским высокоскоростным поездом Синкансэн, известном как «поезд-пуля». В сочетании с рефлективными вставками и расцветками Metallic Silver/Metallic Gold, силуэт получил особую привлекательность.

Высокоскоростной поезд Синкансэн, Япония

Процесс создания

Дизайн Air Max 97 разработал Кристиан Трессер — не такое громкое имя в линейке Air Max, как Тинкер Хэтфилд, но определённо заслуживающее внимание. Первоначальную идею Кристиан нашёл в горных велосипедах: «Будучи профессиональным велосипедистом, мой взгляд пал на мир горных велосипедов. Казалось, будто в нём делали то, что не делали с обычными велосипедами — отделка, полировка, использование титана, анодирование. Всё это меня вдохновляло, напоминало о футуризме».

«Я отправился в комнату с материалами, окунулся с головой в образцы и начал вырезать глянцевые детали, светоотражающие элементы и нейлоновые сеточки. Такая комбинация казалась мне идеальной. Собрав воедино, я был готов представить её боссам Nike — это было очень страшно, поверьте мне» — вспоминает Тресслер. К счастью, Марк Паркер, вице-президент компании, будучи открытым к новому видению дизайнера, после презентации сказал Кристиану: «Это очень уникальные и необычные кроссовки. Давай сделаем их». Так Air Max 97 получили путёвку в жизнь.


Оригинальная золотистая расцветка «Metallic Gold»

Реакция публики

Важно, что уникальным был не только верх 97-ых, но и подошва — самая большая единая воздушная подушка Air с момента появления Air Max 1 в 1987 году. Среди молодёжи кроссовки быстро вышли в мейнстрим — их носили как «богатенькие мальчики» в поло, так и уличные граффити-райтеры в худи. Фотография, где ты стоишь в тёмном туннеле на фоне своего нового рисунка, а вспышка ярко подсвечивает рефлективные детали новеньких Аирмакс 97 — вот показатель успеха 1997-1999 годов. Статусный символ, который игнорировал границы субкультур.


Air Max 97 были широко популярны в граффити-культуре

Наследие и перспективы

Эйфорическое предвкушение девяностых сменилось бурными двухтысячными, но Air Max 97 продолжали выпускаться в самых разных версиях — гибрид с Air Force 1, высокие, с новыми материалами, новыми расцветками. Однако перед 2017 годом наступило некоторое затишье. Понятно, чем оно было вызвано — Nike готовили целую серию анонсов в честь двадцатилетия.

На Air Max Day в марте состоялся конкурс «Vote Forward», где отобранные дизайнеры со всего мира проектировали экспериментальные модели. В голосовании победил американский дизайнер Шон Уотерспун, обогнав россиянина Артемия Лебедева, при этом обе работы базировались именно на силуэте Air Max 97. Вживую модель Шона мы увидим в марте следующего года, а пока Nike радуют фанатов переизданиями расцветок, благодаря которым 97-ые Аирмаксы стали легендарными — о готовящемся релизе Air Max 97 OG «Metallic Gold» мы сообщали чуть ранее.

Онлайн-розыгрыш

Право на покупку мужских и женских Nike Air Max 97 Metallic Gold будет разыграно на нашем сайте через ставший привычным онлайн-розыгрыш. Механика неизменна: регистрация на нужную модель и размер, а также подтверждение участия по электронной почте. Участвуют все жители России. Важное примечание: дата розыгрыша и старта продаж будет объявлена позднее.

История создания модели Nike Air Max 95 имеет все шансы для того, чтобы в будущем ей посвятили полнометражный фильм.

Часто, когда речь заходит о появлении на свет той или иной модификации культовых кроссовок, невозможно найти какой-то более-менее фундаментальной информации. В основном это происходит из-за банального отсутствия действительно значимых и интересных фактов, которые предвосхищали релиз. Но в случае с Air Max 95 это какое-то несправедливое стечение обстоятельств.

Не каждая модификация культовых Air Max имели столь интересную легенду, поэтому пройти мимо данной модели никак нельзя.

Air Max 95 - начало

1995 год. В эру пиковой популярности баскетбола все крупнейшие производители устремили свои взгляды на паркеты, где творил чудеса "Его Воздушество" Майкл Джордан. Теннис, беговые дисциплины и обычный тренинг ушли в тень. При этом потребность в качественной и одновременно привлекательной спортивной обуви никуда не девалась. Людям нужно было в чем-то бегать, играть и тренироваться.

И вот тогда-то на сцене появляется знаменитый ныне дизайнер Серджио Лозано. Вот что он сам говорит о начале своего бурного и успешного романа с серией Air Max :

«В первый раз, когда я работал над 95-ми, это было невероятно круто! В то время я не работал над дизайном беговой обуви, но меня попросили взяться за этот проект, поскольку у команды было желание рискнуть и привлечь молодого и наивного дизайнера, чтобы я попытался создать что-то совершенно новое, со взглядом в будущее».

Начался тяжелейший и утомительный процесс. Какой? Разработка внешнего вида, скелета, вокруг которых будет построена вся будущая система функционала. И если ты хочешь придумать что-то действительно запоминающееся, что войдет в историю, необходимо быть творческим человеком и не просто ломать голову над геометрическими пропорциями, а найти источник вдохновения. Для Серджио таким источником стала вода. Вернее, ее воздействие на другие материи.

«Я смотрел на деревья за озером и представлял, как дождь размывает землю. И подумал, что было бы интересно сделать такую вещь, которая как будто бы сформировалась под действием эрозии.» Серджио Лозано

А теперь возьмите и действительно приглядитесь к внешнему виду модели Air Max 95: - структурно обтекаемая форма сверху вниз. Казалось бы, мелочь, тонкость, но именно из таких деталей рождаются действительно великие проекты.

Совершен только первый шаг. Дизайн и внешний вид разработаны, теперь осталось продумать, из чего будут сделаны кроссовки, превратив их в идеальную с практической точки зрения спортивную обувь. И самое главное, нужно обоснование, посыл, с которым продукт будет выпущен на рынок - идея.

«Я вспоминал, как Тинкер Хэтфилд всегда задавал один и тот же вопрос во время работы над другими проектами: „Окей, это отличный дизайн, но про что эта история?“» Серджио Лозано

Если первоначальные наброски дизайна - это своеобразный скелет, то Серджио предположил, почему бы не продолжить эту тематику анатомии и не предложить в качестве идеи - повторение человеческого тела в рамках одной модели кроссовок. Хребет, позвоночник - это надежная, стойкая и при этом великолепно амортизирующая подошва. Ребрами будут специальные петли для шнурков. Сверху над любой костной тканью ложатся слои эластичных и гибких мышц - это спроектированные градиентные панели. И верхний слой - это естественно дышащая кожа, функционал которой повторяет высокотехнологичная мягкая сетка mesh.

Одна гениальная идея на другой, и каждый из вас уже представляет себе довольное лицо Серджио. Но не все пошло так гладко, как хотелось.

«Первое рассмотрение проекта Air Max 95 не имело большого успеха. Кому-то они понравились, а кому-то категорически нет.» Серджио Лозано

Начались серьезные споры на счет оформления модели. В первую очередь зашла речь о расцветке и о том, куда разместить логотип на этом сверхфутуристическом кроссовке.

«В Орегоне люди бегают в дождь, бегают по грязи, и после первых пяти миль кроссовки выглядят убитыми. Я хотел это немного замаскировать.»
«Мне сказали, что серый не продать, и я принял это как вызов»
«Мы знали, что Nike хорошо узнаваемый бренд, и дизайн сам по себе будет выделяться. Зачем нам логотип? У нас и так были узнаваемые капсулы Air в пятке, мы к ним добавили еще и капсулы в передней части подошвы» Серджио Лозано

С первой минуты работы в этом проекте Серджио Лозано ощущал серьезное давление из-за своей неопытности и радикальности вызглядов в выборе внешнего вида нового продукта. Но начатый путь необходимо было закончить, продавливая свои идеи и мысли до момента окончательного одобрения модели Nike Air Max 95. С легкой руки дизайнера-создателя знаменитая "капля" оказалась на передней части кроссовок, а в качестве цветового решения были выбраны сочетания от серого до черного. Сама подошва революционным образом впервые в линейке спортивной обуви Nike окрасилась также в черный цвет. Такое оформление подчеркивало универсальность сникеров, благодаря которой можно не переживать за то, какая погода нынче за окном.

Оставалось только дождаться, как рынок ответит на появление новых кроссовок. И покупатели всецело оправдали надежды компании. Уникальный внешний вид и высокотехнологичная начинка обуви нашли отклик не только в среде профессионального и любительского спорта, но и среди поклонников streetwear. А Серджио Лозано получил предложение на разработку следующих моделей. Молодой специалист выдержал крайнее напряжение со стороны коллег и руководства, отстояв свою идею от начала и до конца.

Свойства Nike Air Max 95

  • впервые использована фирменная амортизирующая капсула Air в передней части подошвы;
  • современный дизайн;
  • комфортная посадка ноги;
  • легкая подошва;
  • сетчатые панели mesh для терморегуляции;
  • в отделке верхней части часто используется комбинация искусственной и натуральной кожи;
  • применяются светоотражающие вставки и материалы изготовления;

Современное положение модели в индустрии

Многие кроссовки даже при наличии нескольких удачных сезонов продаж и высокого уровня популярности не могут удержаться на плаву. Особенно в период смены поколений поклонников обуви подобного плана. Поэтому отпразднованный в 2015 году 20-летний юбилей Nike Air Max 95 - это значительная дата. В период появления каждые 1-2 месяца новых современных кроссовок, нужно иметь солидный запас прочности для уверенной конкуренции с "новичками". И складывается ощущение, что для Air Max 95 это далеко не предел.

Столь знаковое событие было отпраздновано перевыпуском классического варианта кроссовок 1995 года в расцветках Neon Safari, Grape и Wheat. Плюс на официальном сайте Nike можно было собрать себе модель исключительно на основе собственных вкусов и предпочтений, выбирая расцветку подошвы, верхней и внутренней отделки.

В 2013 году марка Nike выпустила обновленные культовые модели Air Max

На создание кроссовок Air Max дизайнера Nike Тинкера Хэтфилда, архитектора по образованию, вдохновили видимые коммуникации в виде окон и тоннелей в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Он придумал кроссовки с воздушной капсулой для амортизации, которая расположена в области пятки и видна благодаря специальному "окну". Первые кроссовки Nike Air Max вышли в 1987 году и с тех пор они стали популярны во всем мире.

1987

Появление кроссовок для бега Air Max 1 произвело настоящую революцию. Air Max 1 cтали первыми в мире кроссовками для бега, которые наглядно показали как работает технология амортизации с помощью видимой капсулы воздуха Nike Air Unit. Первые Air Max 1 были выпущены в красно-серо-белой гамме.


1990

В 1990-м вышли легендарные кроссовки Air Max 90. Они стали популярными не только среди спортсменов, но и в молодежных субкультурах. Например, в США на них обратило внимание хип-хоп сообщество, которое до этого момента активно интересовалось в основном только баскетбольными моделями кроссовок. Цветовое решение Infrareds в бело-черно-серой гамме вместе с красным было выбрано для того, чтобы придать визуальный объем деталям из полиуретана вокруг подушки воздушной амортизации.


1995

Кроссовки Air Max 95 были разработаны дизайнером Серджио Лозано, который вдохновился анатомией человеческого тела. Cредняя часть подошвы ассоциировалась с позвоночником, внешние панели с переходящей расцветкой - с мышечной тканью, петли шнурков - с ребрами, а технологичная ткань - с кожей. Кроссовки имели усовершенствованную подошву с несколькими воздушными мембранами, которые обеспечивали еще большую устойчивость ноги во время бега. Это была первая модель Air Max, в которой мембрана с воздухом была размещена в носовой части кроссовка.


1997

Air Max 97 - первая модель кроссовок, в которой использовалась видимая технология Nike Air по всей стопе. Вдохновением для новых кроссовок послужил японский высокоскоростной пассажирский поезд. Среди особенностей модели Air Max 97 - упрочненная конструкция тканевого верха, три светоотражающие полоски и общий футуристический дизайн. Изначальная серая цветовая гамма стала самой популярной расцветкой модели.


2013

Знаковые дизайны кроссовок Air Max 1, 90, 95 и 97 были воссозданы в начале 2013 года. Прошитый верхний слой из перфорированной технологичной ткани Engineered Mesh обеспечивает прочность и воздухопроницаемость, а капсула Visible Nike Air под пяткой способствует амортизации. Кроссовки из этой коллекции уже можно купить в фирменных магазинах Nike.

Вчера, 26 марта, всё прогрессивное человечество отмечало день рождения культовых сникеров Nike Air Max. Мы решили не проходить мимо этого знаменательного события и обратились к коллекционеру кроссовок и основателю сообщества Moskva River Runners Владимиру Веселову, чтобы выяснить, какие из моделей Air Max, по его мнению, заслуживают особого внимания.

1. Air Max 1 OG

С этого всё началось, и именно эти кроссовки сделали технологичный переворот Nike. Вдохновившись Центром искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, его выведенными наружу коммуникациями, переходами и лифтами, дизайнер Nike Тинкер Хэтфилд создал удивительный для своего времени кроссовок с видимой воздушной подушкой. Далеко не все верили в «видимый воздух» в 1987 году, но что бы они сказали сегодня?

2. Air Max 90 OG Infrared

Air Max III - третья по счёту модель линейки, вышедшая в 1990 году, является самой известной и повсеместно любимой моделью «максов». AM90 выглядят более агрессивно, нежели их предшественники, но в этой агрессии скрыта скорость. Контрастная чёрная полоса, утончающаяся к мыску кроссовка, придаёт силуэту ускорение, контрастная «инфраред»-вставка в пятке кричит о видимой воздушной подушке, а пластиковые детали по бокам и задник в виде сердца создают лучшую связь между сникерами и эпохой их создания.

3. Air Max 93 OG Grape

Самые недооценённые кроссовки из линейки. Air Max 270 - это первые кроссовки Nike с самой большой для своего времени воздушной подушкой, открытой на 270 градусов. С точки зрения технологии, инженерам Nike пришлось трудиться в течение трёх лет, чтобы создать максимально устойчивый и крепкий в области задника кроссовок, и даже привлечь к работе разработчиков из области пластиковой продукции. Также 1993 год стал пиком для технологии huarache - неопренового материала, который фиксировал ногу гораздо лучше привычных решений, но при этом весил гораздо меньше. Технология использовалась и в баскетболе, и в теннисе, бег не стал исключением и, помимо одноимённой беговой модели Air Huarache, технология была задействована в 93-х «максах». Я выбрал не случайно такую расцветку, она мне напоминает о баскетбольных Air Jordan V Grape, вышедших тремя годами ранее, а цвета в какой-то мере классические для своего времени, как и неон в современном беге.

4. Air Max 97 OG Silver


Первые кроссовки с подушкой по всей длине подошвы. Вдохновением для дизайнера Кристиана Трессера послужил поезд «Пуля» знаменитой японской скоростной дороги «Синкансэн». Также Кристиан использовал светоотражающий материал 3M и металлическую ткань, не препятствующую воздухообмену. На самом деле эти кроссовки были самой амортизирующей беговой моделью Nike своего времени.

5. Air Max 90 360 One Time Only

Когда я думаю о квинтэссенции хайпа и технологий в Air Max, я сразу же вспоминаю релиз 2006 года One Time Only. Мне нравятся абсолютно все модели, вышедшие под его эгидой, но максимально навороченными для меня остаются именно вот эти Air Max 90. Помимо 360-й подушки, дизайнеры запихнули нетривиальную расцветку в стиле совместных релизов с лондонским бутиком Foot Patrol - иконический для баскетбола слоновый принт.

6. Air Max 180 Nom de Guerre

Очень редкий релиз, вышедший в 2005 году совместно с легендарным нью-йоркским бутиком Nom de Guerre, посвящённый запуску базовой модели 1991 года Air Max 180 в рамках сервиса Nike ID. Честно, для модели 180 это лучшая расцветка, какую я видел.

7. Air Max BW Stash

Промежуточная модель с «большим окном» подушки Air, но сама подушка из 90-х «максов» была скорее поддержкой в линейке с видимым воздухом. Модель так и не вышла на первый план, тем не менее с ней поработал культовый нью-йоркский граффити-художник Stash. Его классическая узнаваемая синяя гамма сделала именно эту пару иконой в истории Air Max BW.

8. Air Max 95 Parra

Выдающаяся работа дизайнера Серджио Лозано и икона своего времени, Air Max 95 не самая простая модель с точки зрения восприятия, но если вы понимаете её, то никогда не разлюбите. Швы, слои и материалы в этой модели создают иллюзию человеческого тела - что было основной идеей дизайнера - с ребрами и хребтом, обтянутыми мышечной тканью. Классическая расцветка выглядит очень агрессивно, и в ней читается, что это мужская модель, в то время как совместная работа с голландским графическим художником Паррой за счёт цветовой гаммы сделали эти кроссовки внешне милыми.

9. Air Max 1 Atmos Safari

Первый совместный проект между Nike и кроссовочным бутиком на базе Air Max 1. Честь поработать с североамериканским брендом первому выпала японскому магазину Atmos. Цветовое решение и рисунок навеяны моделью-одногодкой AM1 - Nike Air Safari.

10. Air Stab Dave White

Модель кроссовок с дополнительными рёбрами жёсткости в пятке для бегунов с нейтральной и гиперпронацией ног, которым необходима стабильная поддержка стопы. В современной беговой обуви в пяточной области подошвы у подобных моделей есть вставки из более плотных материалов, которые не позволяют стопе заваливаться в сторону во время бега. Тут же амортизирует подушка, а поддерживают рёбра. На самом деле эти кроссовки попали сюда благодаря своей невероятной популярности в Англии, а также совместной над ними Дэйва Уайта, лондонского профессионального художника, который от классической школы живописи перешёл в поп-арт, а его любовь к кроссовкам и их художественному изображению стала поводом для совместных проектов с Nike. Цвета, использованные в этих Stab, напоминают нам о классической расцветке Air Max 95, не менее популярных в Великобритании.

На веку существования Найк Аир Макс появлялось множество моделей необычного дизайна с внедрением новых технологий. История модели Nike Air Max 97 интересна не только инновационными решениями, но и футуристическим дизайном, который пришелся по вкусу любителям электронной музыки.

Культовая воздушная подушка, разработанная инженерами Nike , претерпевала изменения от года к году. И в 1997 ее внешний вид стал столь непохожим на предыдущие силуэты, что популярность мгновенно возвела модель на вершину беговых кроссовок.

Дизайнеры, сотрудничающие с компанией, выдвигали новые идеи, которые вершили судьбы линейки Аир Макс. Помимо всемирно известного архитектора Тинкера Хэтфилда, ушедшего в дизайн обуви, на поприще трудился не менее достойный выдумщик Серджио Лозано. Именно он разработал предыдущие модели Nike Air Max , но силуэт 1997 года позволил переосмыслить представление о внешнем виде спортивной обуви.

Система видимой капсулы была предложена Тинкером в 1987 году при создании первой модели, снискавшей мировую известность. Серджио пошел дальше и сделал видимой прослойку по всей длине стопы. Прозрачная подушка была видна со всех сторон, придавая кроссовкам неповторимый стиль.

Но это далеко не все новшества. Верхняя часть Найк Аир Макс 97 сшита из параллельных линий, символизирующих скорость. Подобное изображение можно увидеть на ночных дорогах, когда автомобильные огни отражаются яркими лучами. Но основным вдохновением дизайнера стал скоростной японский поезд "Shinkansen", по образу которого он и придумал внешний вид кроссовок.


Для более прочной конструкции в верхнюю часть Аир Макс 97 была установлена металлическая сетка. Образ целиком состоял из серебряных линий с оттенками аналогичного металлика. Именно поэтому представители рейв культуры тут же закрепили модель за собой. Яркий металлический силуэт, символизирующий скоростные и digital технологии, пришелся по вкусу футбольным фанатам и представителям течений электронной музыки. Доля фанатов поп-культуры 90-х тоже не могла пройти мимо серебряных Аир Макс.

Серебряная пуля

Технология Air практически по всей длине стопы позволила уменьшить количество пены и при этом улучшить амортизационные свойства обуви. Помимо классического для этой модели цвета серебряный металлик, силуэт доступен в черном и цвете золотой металлик. Есть даже вариант с розовыми вставками под названием "I Love Nike".

В 2017 году бренд празднует 20-летний юбилей Найк Аир Макс 97, и в честь этого переиздает почетаемую футуристическую модель. Самое востребованное цветовое решение получило название "Серебряная пуля". Ведь из-за него сникерхеды и продолжают охоту на полюбившийся силуэт. Металлические Max уже готовы оказаться на полках магазинов по всему миру.