Как молодой маме позаботиться о своём эмоциональном состоянии и психическом здоровье в период ухода за младенцем? Мама и ребенок: влияние психологического состояния женщины на малыша

Нередко радость после рождения ребенка сменяется грустью в настроении молодой мамы. Все переживания уже позади, кроха здоров и полон сил, жизнь продолжается. Однако вместо того чтобы чувствовать радость от свершившегося материнства, женщина вдруг ощущает сильную усталость, разбитость и полный упадок сил. Отчего это происходит и как бороться с послеродовой апатией?

Причины апатии в послеродовом периоде

Первопричиной того что молодая мама чувствует усталость после родов является гормональная перестройка организма. Гормоны участвуют во всех процессах, происходящих в организме и резкие перепады выработки того или иного гормона могут привести к плохому настроению, раздражительности и грусти. Гормональный фон, как правило, нормализуется в течение первых недель после родов и в идеале настроение молодой мамы должно также прийти в норму, но как показывает практика, так происходит совсем не всегда.

Второй причиной плохого самочувствия могут стать обильные кровотечения и осложнения после родов. Физическая истощенность, которая возникла из-за большой кровопотери, нередко проявляется головокружениями, отсутствием аппетита, апатией и нежеланием ухаживать за малышом. Такое настроение пройдет, как только физическое состояние мамы нормализуется.

Третьей причиной возникновения негативных эмоций является послеродовой стресс. Это состояние наблюдается у 80% родивших женщин. Стресс приносит с собой потерю аппетита, чувство хронической усталости, отсутствие желания радоваться жизни, недовольство всем вокруг, жалостью к себе и нарушениями сна.

Стрессовое состояние может быть опасным, и при долгом течении может перерасти в послеродовую депрессию. В этом случае женщине будет сложно вернуться к нормальной жизни самостоятельно, и потребуется помощь специалиста.

Как распознать причины апатии

Специалисты утверждают, что состояние хронической усталости в первые месяцы после родов чаще всего связаны с физическим истощением. Организм женщины действительно устал за период вынашивания и родов младенца. Гормональные всплески, эмоциональной напряжение, послеродовые осложнения и смена уклада жизни, отражаются на жизненном тонусе и физической активности.

Для того чтобы опять прийти в форму и начать радоваться жизни, молодой маме нужно больше отдыхать, гулять на свежем воздухе и правильно, полноценно питаться.

Если в родах наблюдались обильные кровотечения, необходимо сдать анализы на содержание железа в крови. Железодефицитная анемия часто маскируется под стресс и усталость.

Как избежать осложнений в первые месяцы

Для того чтобы избежать психологического напряжения и иметь возможность жить полноценной счастливой жизнью, необходимо помогать себе в первые месяцы после родов.

  1. После рождения малыша следует тщательно выполнять все рекомендации врачей. Послеродовая терапия направлена на скорейшее восстановление женщины от всех родовых травм и осложнений. Необходимо много отдыхать, особенно в роддоме, правильно питаться и хорошо спать.
  2. После выписки из родильного дома также нужно стараться отдыхать как можно больше. Попросите, чтобы все домашние дела взял на себя кто-то из близких родственников. Спите, когда спит малыш, гуляйте на свежем воздухе и включайте в свой рацион больше витаминов.
  3. В первые недели после родов тщательно следите за своим здоровьем. Если вдруг возникли внезапные кровотечения, боли или напротив выделения резко прекратились, немедленно обратитесь к врачу. Не пренебрегайте запланированным визитом к гинекологу, который должен состояться на 10 -14 день после родов. Это позволит специалистам адекватно оценить ваше состояние и вовремя предотвратить возможные осложнения.
  4. Избегайте перенапряжения и поднятия тяжестей. Если роды были естественными со второй недели можно начинать делать элементарные физические упражнения, которые помогут вернуть тонус мышцам, и поднимут настроение. Нагрузки необходимо увеличивать постепенно.
  5. Многие молодые мамы могут сказать, когда же тут отдыхать, если нужно все перемыть, перечистить и продезинфицировать? Остановитесь, ребенок это не тепличное растение, не нужно мыть каждый день весь дом с хлоркой. Забудьте о Мистере Пропере и Доместосе! Генеральную уборку необходимо делать, но не чаще одного раза в неделю. Все остальные дни можно просто поддерживать порядок. Главными правилами для вас должны стать мытье рук, перед тем как взять малыша, чистая и выглаженная одежда ребенка и регулярные гигиенические процедуры. В этом случае вашему крохе не страшны многочисленные микробы, к которым он должен адаптироваться.
  6. Оставьте ребенка в покое. Многие мамы как квочки порхают над своим крохой, и даже будят его, чтобы он вовремя поел! Расслабьтесь, отдыхайте, пока малыш спит, он сам проснется и потребует еды, когда ему это будет необходимо.

Когда после родов женщине можно опять спать с мужем и что нужно знать о возобновлении отношений

Вот так вы сможете помочь своему организму быстро восстановиться в первые недели после родов и вновь обрести радость жизни.

Если апатия продолжается

Если вы достаточно отдыхаете, правильно питаетесь, много гуляете, а состояние усталости не проходит спустя 6 месяцев после родов, нужно посмотреть на себя со стороны и принять меры к исправлению ситуации.

Причины продолжения апатии кроются в вашем отношении к себе и окружающему миру.

Многие женщины просто не могут вовремя адаптироваться к новым условиям жизни и испытывают стресс после родов. Им кажется, что-то слишком сложно быть мамой. Конечно материнство это тяжелый труд. И этот труд будет продолжаться всю вашу жизнь, ведь каким бы взрослым не стал ваш ребенок, для вас он останется вашим малышом, и всю жизнь вы будете за него переживать и беспокоиться.

Вы думали, что все будет по-другому. Все так думают. Все думают, что фигура останется прежней, отношения с мужем романтическими, а ребенок будет спать по ночам и никогда не заболеет. Для того чтобы так и было, нужно трудиться. Ведь семья и отношения внутри неё это постоянная работа, прежде всего над самой собой. Вот несколько советов как выйти из сложного психологического состояния послеродового стресса:

  • Вы должны нравиться себе. Занимайтесь спортом, приведите себя в порядок, поменяйте прическу, снимите халат. Многие женщины, вынужденно став домохозяйкой после родов, перестают следить за собой и каждый взгляд в зеркало, навевает на них грусть и тоску. Возьмите за правило улыбаться себе каждое утро. Тогда ваш день начнется с позитивных эмоций, а это очень важно для здоровой атмосферы внутри семьи.
  • Не срывайте своего раздражения на ребенка и окружающих. Это только усугубит ситуацию, послужит поводом для беспокойства малыша и отчуждения мужа.
  • Развивайтесь. Декретный отпуск является прекрасным поводом научиться чему-то новому. Освойте новую профессию, благо для этого нужно лишь включить компьютер, займитесь любимым делом, и вы увидите, что мир вокруг вас начал стремительно меняться и краски жизни постепенно возвращаются.
  • Верните яркую интимную жизнь. Сексуальное удовлетворение очень важно как для самооценки мужчины, так и для гармони в душе женщины. Ребенок все еще много спит, и вы с легкостью можете выкроить немного времени для романтических встреч с мужем.

Как самостоятельно справиться с послеродовой депрессией

Послеродовой период является тяжелым испытанием для многих женщин. В этой ситуации важно помнить, что от вашего эмоционального состояния зависит многое. В первую очередь это касается ребенка, ведь если мама нервничает и раздражается, малыш моментально реагирует плачем и беспокойством. Верните радость в вашу семью, и вы станете по-настоящему счастливой мамой и женой!

Мама влияет на ребенка, это уже доказано. Все мамины эмоции оказывают влияние на ребенка, как во время беременности, так и после. И эта связь очень сильна, пока мама кормит ребенка грудью.

Дело в том, что ребенок полностью считывает с мамы ее эмоциональный фон. Вот как собаки чувствуют, когда их боятся, так и дети чувствуют маму. Хоть немного вы встревожились, а ребенок уже это почуял, и давай себе переживать, но даже еще больше чем вы, потому что он не знает о причинах вашей тревоги ничего, у него просто тревожный фон от вас. А потом еще и молоко поел с вашими гормонами стресса, и снова нервничает.

Если вернуться на много столетий назад, в пещерное время, люди жили рядом, кучно, в пещерах. Мама была на вытянутую руку от ребенка, и на любой его сигнал она отзывалась, брала на руки, давала грудь. Но если вдруг случалась опасная ситуация - землетрясение, или мамонты пришли. Встревоженная мама быстро, молча, брала ребенка на руки и они куда-то убегали. И веками закладывался этот механизм в генотипе человека - во время опасности всего два варианта действий - либо бить, либо бежать, иначе не спасешься. В современное же время, как только прием родов стал происходить в больничных стенах (а раньше это делали бабки-повитухи, и это происходило в доме роженицы), сама атмосфера роддома, а иногда и отношение медперсонала к мамочке изначально действуют как стресс, а потом еще начинают пугать разными диагнозами маму, или типа, он у вас голодный, молока не хватает, если смесь не возьмете, мы лялю под капельницу заберем, или вообще в реанимацию. А стресс у мамы зашкаливает, молоко пропадает, и от этого еще больше стресса! Представляете, как сильно мама влияет на ребенка , и эмоционально и физически.

А ребенок то не знает где он родился - в пещере, где мамонты ходят рядом, или в перинатальном центре! Его генотип диктует информацию, и ребенок родившись, реально знает как все должно быть, у него есть определенные ожидания в отношении матери - она защитит, накормит, согреет и будет рядом. А что в итоге - зачастую мамы сразу рядом нет, кормит не она, и никто не защищает! А потом, когда мама приходит, то у нее сплошной стресс. И у ребенка срабатывает та древняя информация из генома - мамонты пришли! И если мама горюет или плачет над ребенком - мамонты не уходят вообще! Они круглосуточные просто! И ребенку не понятно почему мы не спасаемся, если так опасно... И только мама может мамонтов прогнать! Объясните ребенку, что вы в безопасной пещере, что вы рядом, что вам с ним ничего не угрожает. А это получится только если мама успокоится сама.

Вот так вот все бывает грустно там в голове у малышей, и самое главное, что у них нет чувства времени. Ребенок не знает, когда закончится мамин стресс и поэтому маме нервничать - «себе дороже» называется. Думайте о ребенке, ему страшнее. Поэтому деть может висеть на груди - часто и долго, но не потому, что молоко типа "плохое", а потому что хочет успокоиться.

Но вы скажите, как не нервничать, когда диагнозы сыпятся от медиков. Ну во-первых, окончательный диагноз можно поставить лишь с полугода, а до этого многое просто компенсируется за счет ГВ и качественного ухода. Во-вторых, если реально что-то надо лечить, то это нужно просто принять, принять без условий, нам же нужен здоровый ребенок! Вот как солнце встает по утрам, и вы это принимаете, как бы не хотелось еще поспать, так и тут, болезнь и ее лечение нужно просто принять, без условий, и не рвать себе сердце желанием уйти домой, когда вы с лялей находитесь в больнице. Жизнь продолжается и в стенах стационара, и спокойная, уверенная мама нужна ребенку здесь и сейчас, тогда не будет ни мамонтов ни землетрясений, и у всех крепкие нервы и здоровая психика.

Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволили по-новому взглянуть на проблему психологии личности, психологии жизни и смерти, истоков психического и физического здоровья, обусловленных различными обстоятельства ми и факторами перинатального развития. Это прежде всего работы зарубежных исследователей: С. Грофа, Ж. Грабера, Ф. Дольто, X. Никеля, С. ФантиД. Верни, А. Бертинаидр. Среди отечественных ученых этой проблемой занимаются Э.К. Айламазян, В.В. Абрамчен ко, А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Брусилов ский, К. Гайдебранд, А.И.Захаров, Ю. Змановский, Н.Н. Константинова и др. Кратко обобщив выводы исследований этих авторов, можно сказать, что они рассматривают перинатальную стадию жизни как первый этап человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику, а взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Важнейшими факторами, воздействующими на ребенка, являются факторы со стороны матери. Именно мать является автором жизненного сценария ребенка, который он впоследствии воспроизводит в своей жизни.

Для формирования ребенка далеко не без различно не только то, чем мать питалась и каково было состояние ее здоровья, - не менее важно ее психологическое самочувствие, гармоничные взаимоотношения с окружающими, отсутствие страхов по поводу родов и жизни ребенка, излишних эмоциональных реакций на стрессы. Традиция предписывала тщательное соблюдение правил, направленных на охрану душевного спокойствия беременной женщины, т.к. именно ее психика формирует качества психики младенца.

Исследования подтвердили особенную значимость первой реакции женщины на факт беременности для формирования качеств психики ребенка. Негативная реакция порождает самые тяжелые психические проблемы, мать закладывает так называемую программу «смерти и саморазрушения» в очень глубокие слои бессознательного своего ребенка. Это вполне понятно, если учесть тот факт, что время в утробе течет иначе, оно уплотнено, поэтому воздействие психических вибраций беременной женщины на ранних этапах внутриутробного развития формирует самые глубокие слои психики ребенка и влияют на всю его последующую жизнь.

В перинатальный период в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, вырабатывается отношение женщины к своему еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. Поэтому перинатальное развитие ребенка не есть «созревание», а скорее напоминает, по мнению В.Синельникова, процесс гальванопластики - нанесения золотого покрытия на пластину из обычного металла. И мать является тем мастером-ювелиром, который из простого природного материала создает произведение искусства. Но она еще и источник тех свойств, которые получит ребенок. Она - его первая Вселенная, в которой он обретает свое существование.

Любовь матери к своему ребенку, ее мысли о нем, общение с ним расширяют формирующиеся возможности ребенка, его клеточную память, определяя главные силы личности. Если мать сознательно готовилась к зачатию и родам, старалась всю беременность пребывать в позитивном состоянии, была чутка к своим желаниям и потребностям, во время беременности представляла будущего ребенка, его внешность, характер, прислушивалась к шевелениям, старалась понять их язык, нежными прикосновениями к животу стимулировала ответную реакцию, придумывала имя для мальчика и девочки, ощущала ребенка и как часть себя, и, временами, как отдельное существо, то тогда формируется гармоничная перинатальная матрица.

Нами было проведено эмпирическое изучение передачи первых сценарных посланий матери ребенку, жизненных позиций и функциональных эго-состояний рожениц, которые влияют на соматическое состояние, патологию беременности и родов. В исследование было включено 30 женщин в возрасте от 17 до 37 лет. При исследовании были использованы: структурированное интервью «Раннее сценарное программирование»; опросник «ОК-Томаса» для по строения ОК-Коррала испытуемых; опросник «Личностного стиля» для выявления их эгограммы; опросник «Рабочий стиль»; опросник «Внутренние эго-состояния». Полученные данные были дополнены клинико-анамнестическими сведениями.

Исследование проводилось в модальности транзактного анализа. Большую помощь в проведении исследования оказали медицинские работники роддома № 1 г. Рязани, консультации кандидата медицинских наук Ховрачева А.П., участие в экспериментальном исследовании студентки факультета педагогики и психологии РГУ им. С.А. Есенина Гуськовой А.А.

На первом этапе мы применили структурированное интервью «Раннее сценарное программирование», направленное на определение социального положения женщины, на исследование общего анамнеза, течение беременности и родов, отсутствия или наличия патологий как матери, так и ребенка. Также рассматривались возраст, уровень образования, семейное положение не только самой роженицы, но и ее близких родственников: родителей, мужа. Ключевые вопросы интервью сформулированы таким образом, что позволяют выявить особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве, переживания женщиной беременности, отношения к неродившемуся ребенку.

Рассматривая возраст роженицы, были сделаны следующие выводы:

1. Чем старше роженицы, тем выше их уровень образования;

2. От возраста увеличивается количество болезней, уменьшаются сопутствующие патологии, вредные привычки;

3. Чем старше роженица, тем хуже протекает период кормления ребенка грудью, роженицы пребывают в ВД эго-состоянии, а СД с возрастом теряет свою значимость.

Анализ коммуникативного опыта женщины говорит о его значимости. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться как первый вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими взрослыми был положительный, это означает, что стартовые условия для формирования субъективного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребенку заложена.

Мы предположили, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного роженицей в общении с близкими взрослыми, можно судить по эффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях.

Если родители были ласковы, общение оставило в памяти женщины яркий след, если была сильная привязанность к матери или другим родственникам, значит в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения, что ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел. И здесь мы говорим о том, что механизм запущен: родительская программа начала действовать.

На втором этапе нашей работы исследовался процесс передачи ранних пред писаний. К этому нас побудила следующая оценка роли перинатального периода: характер протекания беременности, родов и первых дней жизни выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей психопатологии, но и, возможно, являются ответственными за «влечение к смерти».

Мы говорим об этом, потому что при анализе 12 классических типов предписаний, выделенных М. и R. Goulding (1979), а именно:

1. Не живи (сгинь, умри);

2. Не будь самим собой;

3. Не будь ребенком;

4. Не расти (оставайся маленьким);

5. Не делай успехов;

6. Не делай (ничего не делай);

7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся);

8. Не принадлежи;

9. Не будь близким;

10. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым);

11. Не думай;

12. Не чувствуй.

В перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей рождения ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воз действий данного периода.

Если рассматривать суммарное воздействие всех форм передачи послания «Не живи», то в нашем исследовании не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

Возникает вопрос: «Зачем родители от дают ребенку приказ «Не живи»? По-видимому, это происходит потому, что в своем эго-состоянии Ребенка родитель чувствует, что собственный ребенок мешает или угрожает ему. Или, возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. «Совершенно случайно» она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии Ребенка она кричит: «Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!». Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего Ребенка, не признаваясь в этом даже себе, тем не менее, скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него.

Необходимо помнить, что ребенок может чувствовать угрозу смерти из-за по ведения матери или внешних событий, которые взрослому кажутся абсолютно безобидными. Впоследствии ребенок может сам отдать себе приказание «Не живи», если мать в скрытом виде предала ему, на пример, следующее послание: «Ты причинил мне боль, когда родился». (Берн назвал это сценарием «Разорванной матери»). В этом случае ребенок может решить: «Своим рождением я причинил матери боль, следовательно, заслуживаю мучений или смерти».

К счастью, люди делают все возможное, чтобы остаться в живых. В первые годы жизни ребенок, имеющий приказ «Не живи», вероятно, принимает сложные решения, чтобы защитить себя от фатального исхода. Эти решения могут быть приняты в виде: «Я буду жить, пока...» Многоточие может быть заполнено различными решениями, например,«... буду много работать» или «... если не буду сближаться с людьми». Страшный вывод...

Мать, которой в детстве заложили приказание «Не живи», может передать это послание своему сыну или дочери. Она полагает, что это принесет освобождение от данного ей приказания. На психологическом уровне она говорит своему ребенку: «Если ты сгинешь, то я не умру». Таким образом, это приказание похоже на эстафетную палочку, которая передается из поколения в поколение.

В отношении другого предписания мы получили следующие цифры: 10 % матерей не строили планов по поводу предпочтительно го пола своего ребенка; 50 % хотели родить мальчика; 40 % хотели родить девочку; 33 % матерей были разочарованы в своих ожиданиях, а соответствующий процент детей по лучил предписание «Не будь самим собой». При этом их невербальное послание будет: «Не будь мальчиком (девочкой)». Это может выразиться в выборе имени ребенку: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика - женским. Девочку будут одевать «под мальчика», а мальчика - «под девочку».

Во взрослой жизни человек, имеющий приказание «Не будь мальчиком (девочкой)», может продолжать носить одежду и иметь привычки, соответствующие другому полу.

«Не будь самим собой» является более общим приказанием и передается обычно посланием: «Не будь самим собой, будь другим ребенком». Родители могут предпочитать младшего ребенка старшему или брата сестре, сравнивать с другими детьми. В данном случае мать хранит образ желаемого «идеального ребенка». Поэтому она положительно реагирует лишь на те аспекты своего реального ребенка, которые напоминают этот образ, и игнорирует остальные.

Естественно, что нам было интересно посмотреть, чем детерминируется та или иная форма сценарного предписания. Оказалось, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения. Самые ранние способы передачи «Не живи», осуществляемые с помощью патологии беременности, значимо и позитивно коррелировали (г = + 0,417; Р< 0,002) с выраженностью Адаптированного Детского эго-состояния матери, тогда как первая экзистенциальная позиция «Я - ОК, Ты - ОК» была для них препятствием (г = - 0,351; Р < 0,01).

Данная жизненная позиция была взаимосвязана с большим ростом и весом родившихся детей (г = + 0,356; Р<0,01 и г = + 0,282; Р<0,03, соответственно), что может быть расценено как наличие сценарного послания «Живи».

Проклятья, полученные через патологию родов соотносились со второй жизненной позицией «Я - не ОК, Ты - ОК» (г = + 0,264; Р<0,04). Эта корреляция подтверждается и более низкой оценкой новорожденных от женщин с данной позицией по шкале Апгар (г = - 0,275; Р < 0,03), свидетельствующей о принятии младенцами летального материнского предписания.

Детская патология, полученная в течение первых пяти суток жизни, отрицательно коррелировала с первой экзистенциальной позицией (г = - 0,275; Р < 0,03). А послания, передаваемые через нарушения лактации, оказались детерминированы выраженностью материнского эго-состояния Контролирующего Родителя (г = + 0,377, Р < 0,004).

В противоположность этому, увеличение эго-состояния Адаптированного Дитя предотвращало появление нарушений лактации (г = -0,263; Р < 0,04).

Однако эго-состояние Адаптированного Дитя в целом было благоприятным фактором передачи проклятья «Не живи», оцениваемого по суммарному количеству негативных перинатальных воз действий (г = + 0,247; Р< 0,05). Принятие данного летального предписания, отслеживаемое по нарушению питания ново рожденного, также было связано с выраженностью эго-состояния Адаптированного Дитя у матерей (г = + 0,279; Р < 0,03), тогда как усиление жизненной позиции «Я - ОК, Ты - ОК» свидетельствовало об обратном процессе (г = -0,300; Р< 0,02).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний.

На третьем этапе исследования мы провели корреляционный анализ связей между жизненными позициями и активностью функциональных эго-состояний, а также более детальный анализ взаимосвязи выраженности отдельных эго-состояний с акушерской патологией. Наши родители имели эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они передали нам сценарные послания из этих трех эго-состояний, а мы приняли и распределили их в трех наших эго-состояниях.

В построенной по результатам тестирования эгограмме данной группы эго-состояние Контролирующего Родителя (КР) было минимальным. Заботящийся Родитель (ЗР) и эго-состояние Взрослого (В) превалировали над другими. Выраженность эго-состояний Свободного Дитя (СД) и Адаптированного Дитя (АД) почти не различались между собой.

В целом, полученная эгограмма выглядит довольно стандартным образом благополучно и не свидетельствует о беременности и родах как о серьезном психическом расстройстве, и, казалось бы, не предвещает больших сценарных посланий.

Анализ взаимосвязи эго-состояний с акушерской патологией оказался не столь обнадеживающим. Так, например, наиболее доминирующее эго-состояние Заботящегося Родителя (ЗР) позитивно коррелировало на значимом уровне с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = 0,253; Р < 0,05), соматической патологией, ассоциированной с беременностью (г = 0,-327; Р < 0,02) и патологией родов (г = 0,259; Р < 0,04).

Такой характер взаимоотношений позволяет говорить о преобладании негативного компонента в эго-состояний Заботящегося Родителя (ЗР), который реализуется в позиции Спасителя и, следовательно, попытках разрешить проблемы собственного депрессивного радикала за счет самопожертвования.

Эго-состояние Адаптивного Дитя (АД) было положительно связано с патологией раннего развития матерей (г = 0,248; Р<0,05). Нарастание Адаптивного Дитя (АД) сопровождается статистически значимым снижением уровня патологии предшествующих родов (г = -0,300; Р<0,03) и нарушений лактации (г = - 0,263; Р < 0,04). Анализ причинных связей данных корреляций показал, что это снижение происходит за счет увеличения патологии плода во время беременности (г = 0,417; Р< 0,003), снижения роста и веса новорожденного (г = -0,320; Р<0,02 и (г = -0,250; Р<0,05) и нарастания нарушений питания новорожденного (г = -0,279; Р<0,03).

Таким образом, здесь мы имеем дело с передачей патологии следующему поколению. Безусловно, этот момент должен быть одним из главных фокусов коррекционной работы в психопрофилактических занятиях с беременными.

Конструктивное отношение к своему поведению, проявляющееся в функционировании эго-состояний Взрослого (В), позитивно коррелировало с уменьшением времени между поступлением женщины в роддом и моментом самих родов (г = 0,310; Р < 0,02). Кроме того выраженность Взрослого (В) эго-состояния отрицательно соотносилась с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,410; Р< 0,003) и патологией прошлых родов (г = 0,365; Р< 0,006).

В целом, полученные результаты соответствуют теоретической позиции ТА о проблемно разрешающей функции Взрослого (В) эго-состояния, увеличение которого могло бы стать целью терапевтической работы с беременными.

Их распределение оказалось следующим: жизненная позиция «Я - ОК, Ты - не ОК» выражена в меньшей степени, тогда как остальные - приблизительно равны. Обращает на себя внимание величина жизненной позиции «Я - не ОК, ты - ОК» и «Я - не ОК, ты - не ОК», свидетельствующих о значительной базальной патологии личности. В этой связи превалирование Заботящегося Родителя (ЗР) в эгограмме приобретает характер защитного механизма, запускающего функции «Спасителя». Это должно приводить к игнорированию потребностей ребенка в ходе отчаянных попыток материнской фигуры компенсировать собственный депрессивный радикал через гиперопекающее поведение.

Данная точка зрения была подтверждена в ходе корреляционного анализа, обнаруживающего статистически значимую позитивную зависимость эго-состояния Заботящегося Родителя (ЗР) как с жизненной позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = 0,547; Р< 0,001), обращающей депрессивность сценарного решения самой роженицы, так и с позицией «Я - не ОК, ты - не ОК» (г = 0,260; Р< 0,003), что свидетельствует о предпочтении переключения к роли «Жертвы» для подтверждения правильности сценарных решений.

Выраженность эго-состояний Контролирующего Родителя (КР) позитивно коррелировало на статистически значимом уровне с жизненной позицией «Я - ОК, ты - не ОК» (г = 0,458; Р < 0,001) и негативно - с позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = - 0,490; Р < 0,001), отражая наличие у ряда рожениц защитного механизма паранойяльного типа и готовности занять место «Преследователя».

Наиболее нарушенная базовая стратегия адаптации, вытекающая из жизненной позиции «Я - не ОК, ты - не ОК» обнаружила негативные черты депрессивной позиции. Депрессивный радикал проявился в позитивной корреляционной зависимости выраженности данной экзистенциональной позиции и соматической патологии, ассоциированной с беременностью (г = 0,404; Р< 0,003).

Избегающая экзистенциональная позиция также, как и эго-состояние АД, была положительно связана с увеличением времени между поступлением женщины в роддом до момента самих родов (г = 0,252; Р < 0,04), создавая таким образом возможность для развития патологических стратегий. Здоровая жизненная позиция «Я - ОК, ты - ОК», наоборот, сокращала промежуток времени между поступлением женщины в роддом и моментом родов (г = 0,296; Р<0,03). Ее усиление уменьшало выраженность акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,300; Р<0,03). Однако отсутствие значимых корреляций данной позиции с активностью эго-состояний Заботящего Родителя (ЗР) и Контролирующего Родителя (КР), а особенно Взрослого (В) и Свободного Дитя (СД), при наличии такой взаимосвязи с эго-состоянием Адаптированного Дитя (АД) (г = 0,294; Р < 0,03), возможно отражает функциональную регрессию родильниц во время столь значимого события как рождение ребенка.

Выводы по результатам исследования

1. Выявлено, что каждая роженица, оказавшаяся в исследовательской группе, имела ту или иную степень нарушения состояния здоровья или патологии беременности и родов.

2. Установлено, что характер протекания беременности и родов выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей патологии, но и являются ответственными за «влечение к смерти».

3. Из двенадцати классических типов предписаний, выделенных М. и К. Goulding, в перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воздействий данного периода.

4. При рассмотрении суммарного воз действия всех форм передачи сценарного послания «Не живи» в исследованной группе не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

5. При рассмотрении той или иной формы сценарного предписания выявлено, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения.

6. Полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний. Поэтому более подробное изучение реальной картины передачи перинатальных сценарных посланий представляется нам крайне актуальным вопросом.

7. Проведенный корреляционный анализ отражает наличие значительной базальной патологии личности, центральным ядром которой представляется актуализация базальной тревоги.

Таким образом, мы считаем, что крайне актуальной задачей является предоставление беременным женщинам профессиональной психологической помощи или самой по себе, или в рамках системы психопрофилактической подготовки к родам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1991. С.12-42.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2001. С.189-286.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
4. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. 2001. Т. 22. С.82-89.
5. Грейс Крайг. Мнения и факты: возможно ли обучение ребенка до рождения? // Психология развития. 2000.№ 2. С. 164. 6. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1995.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997. С.44-72.
8. Пэрну Л. Я жду ребенка. М., 1986. С. 27-40.
9. Равич Р. Тайная жизнь еще не рожденного ребенка // Семья и школа. № 9. 1995. С. 10-12.
10. Hay J. Transactional Analysis for Trainers Watford, UK, Minneapolis, USA, Sherwood Pub lishing, 1996. 256 p.

Часто можно услышать встревоженные рассказы матерей о том, что их дети закатывают беспричинные истерики, много нервничают, могут проявлять даже агрессию. Во многих случаях объяснить это можно нестабильным эмоциональным состоянием матери во время беременности. Как ни странно, с первого же дня появления малыша внутри женщины, каждое ее слово и действие влияет на кроху. Увы, это было неоднократно доказано исследователями.

Этапы беременности

С древних времен к женщине в положении относились по-особому. Ей не позволяли нервничать и уставать, обеспечивали максимальный комфорт и все удобства. Сегодня в бешеном ритме жизни об этом часто забывают. Совершенно зря. Оказывается, внутриутробное развитие накладывает отпечаток на дальнейшее развитие ребенка.

Разделяют на три триместра:

  • первый триместр - от первой до 12 недели беременности;
  • второй триместр - от 13 до 27, плод растет и развивается, у него закладываются все системы и органы;
  • третий триместр - от 28 до 40 недели, все органы и системы окончательно созревают для самостоятельного функционирования.

Самыми сложными считаются первый и третий триместры. Именно в этот период женщина должна уделять максимум внимания как своему физическому комфорту, так и психологическому. Врачи говорят, что уже с 3 месяцев малыш чувствует прикосновения. Он слышит речь и ощущает эмоции. Если они негативные, он реагирует определенным образом. От ласковой речи малыш успокаивается, от агрессивной - становится беспокойным. Малыш даже может запоминать фразы, которые часто повторяются. С 20 недель он проявляет свой характер. Если что-то не нравится, может отвернуться. Данные факты подтверждены в ходе множества исследований.

Как обеспечить будущему малышу эмоциональное спокойствие

Всем известно, что во время беременности будущая мама должна избегать выяснений отношений, криков, скандалов, неприятной информации. Плохое настроение и нервы передаются ребенку через кровеносную систему. У будущей матери учащается дыхание, сердце начинает биться сильнее. То же самое происходит и с малышом. Зачем травмировать детскую психику еще в утробе? Если следовать следующим советам, ребенок родится психологически здоровым и интеллектуально развитым:

  1. Никаких стрессов и скандалов. Необходимо определиться: настолько ли важно выяснять отношения, если из-за этого может пострадать ребенок? Все конфликтогены необходимо оставить в прошлом - без тени сожаления.
  2. С трех месяцев ребенок ощущает прикосновения и слышит звуки извне. Необходимо почаще гладить живот, петь песни - приятная мелодия положительно повлияет на развитие интеллекта в будущем.
  3. Еще не родившийся ребенок уже обладает определенным чувством вкуса. Он может любить сладкое или, наоборот, соленое. Именно поэтому советуют готовить в период беременности только вкусную и полезную пищу, никаких острых и жирных блюд, только легкие и питательные, те, к которым тянет.

Начиная с четвертого месяца жизни внутри матери, малыш прекрасно осознает, что происходит во внешнем мире. Он начинает ощущать свою желанность, отношение к себе родителей, их отношения друг к другу. Тот, у кого негативный внутриутробный опыт, скорее всего перенесет эмоциональный дискомфорт в свою жизнь после рождения. Такие чувства остаются на всю жизнь. Вот почему так важно сконцентрироваться на своих ощущения во время беременности. Нет ничего важнее комфорта собственного ребенка, никакие жизненные неурядицы не стоят его страданий.

Эмоциональная нестабильность кормящей матери в первую очередь плохо сказывается на здоровье малыша.

Кормление грудью – большая ответственность

Если женщина решила кормить своего малыша грудью, то ей следует тщательно следить за своим здоровьем и образом жизни. Погрешности в питании кормящей матери негативно сказываются на качестве грудного молока, от чего в первую очередь страдает малыш. Недостаток в грудном молоке ключевых витаминов и микроэлементов приводят к тому, что малыш плохо растет и развивается. При этом малютка будет часто болеть, и все от того, что его организм будет недополучать ценные питательные компоненты и биологически активные вещества.

Однако соблюдение принципов рационального питания и здоровый образ жизни, это еще не все требования к кормящей матери. Одно из главных рекомендаций врачей для молодых мам – это всячески избегать стрессов. Ни в коем случае не стоит недооценивать негативное воздействие стресса на организм. При эмоциональных напряжениях в организме человека происходят изменения на биохимическом уровне. В этот процесс вовлечена эндокринная и высшая нервная деятельность – главные «оркестранты», регулирующие протекание всех процессов в органах и системах. Поэтому при стрессе страдает практически весь организм, в том числе негативные изменения отражаются и качестве грудного молока.

Гормоны стресса и грудное молоко

Как известно, грудное молоко вырабатывается под действием гормона пролактина. Стресс на пролактин не оказывает никакого действия, и сам процесс выработки молока не нарушается. Однако при стрессе вырабатывается повышенное количество гормона адреналина, который в свою очередь подавляет выработку окситоцина. Окситоцин регулирует процесс вытекания молока из груди, и при низких его концентрациях в крови этот рефлекс временно нарушается.

Кроме того, гормоны стресса способны проникать в грудное молоко, а затем и в организм малыша. Самое неприятное, к чему они могут привести, это расстройства пищеварения у младенцев. Часто при эмоциональной нестабильности у кормящей матери малыш страдает от повышенного газообразования в кишечнике – кишечной колики, которая причиняет крохе сильную боль. При коликах малыш сильно беспокоится, громко плачет, сучит ножками и отказывается от приема пищи. В этой связи лечение кишечных колик у малышей начинается с психологической беседы с кормящей мамой, которой следует избегать стрессов, ведь именно стрессы матери могут быть пусковым механизмом развития кишечных колик у малышей.

Справляемся со стрессом

Если причиной вашего стресса являются бытовые проблемы, мелкие конфликты в семье и прочие незначительные обстоятельства, то справиться с эмоциональной напряженностью можно самостоятельно, предварительно устранив источник стресса. Если же причина перепадов настроение находится глубже, и вы не в состоянии с этим справиться, то немедленно обращайтесь за помощью к квалифицированному психологу. И лучше с этим не откладывать, ведь так вы в первую очередь позаботитесь о своем малыше.

  • если у вас снизилась лактация, то не стоит по этому поводу переживать, ведь это явление временное, и вскоре все восстановиться;
  • не переохлаждайтесь. В комнате пусть будет тепло, пейте теплый (или горячий) чай, молоко, это только способствует лактации и помогает успокоиться. Особенно хорошо при стресса принимать теплые ванны с успокаивающими эфирными маслами;
  • Избегайте яркого света, и обеспечьте себе дома максимальный комфорт: удобное кресло, любимая музыка (негромко) и т.д.;
  • почаще прикладывайте ребенка к груди, и как можно больше времени находитесь рядом с ним. Покачивание малыша в кресле оказывает успокаивающее действие, как на малютку, так и маму;
  • избегайте длительного чувства голода. Питайтесь часто и небольшими порциями. При голоде также вырабатывается адреналин, который блокирует выработку окситоцина;
  • не стоит быть к себе слишком требовательной. Откладывайте свои дела на потом, и главным образом сосредоточьтесь на своем здоровье.
Как справиться с коликами?

Как уже упоминалось выше, при эмоциональной нестабильности кормящей мамы у малыша могут возникнуть колики. Справиться с этой проблемой помогут натуральные препараты, изготовленные на основе экстрактов растений – так называемые Карминативумы. Одним из таких средств является немецкий препарат Карминативум Бебинос, в состав которого входят экстракты фенхеля, кориандра и ромашки. Издавна фенхель использовали для борьбы со вздутием и метеоризмом. Экстракт кориандра выступает в роли эффективного спазмолитика, а ромашка оказывает выраженный противовоспалительный и успокаивающий эффект на ребенка.

Карминативум Бебинос выпускается в форме капель, не содержит сахара и обладает приятным вкусом. Так что дети его принимают с удовольствием.

Информация для профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников. Карминативум Бебинос: РС №UA/8686/01/01 от 09.08.2013. Другая информация внизу страницы по сноске: (1).