Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Я и моя семья. Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Моя семья

Цель: воспитание чувства признательности и любви к своей семье.

Задачи:

— конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей разного пола в семье (мальчик — сын, брат, папа, дядя, дедушка; девочка — дочь, сестра, мама, тетя, бабушка);

— подвести детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

Оборудование: аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского), выставка «Родословное дерево», на которой представлены модели родословных детей группы, изготовленные совместно с родителями, настольно-печатная игра «Одна дома», семейные фотоальбомы детей «Моя родня», дидактическая игра «Кто кем кому приходится?», аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, в газетах, изготовленных совместно с родителями, вы так интересно рассказали о важных и интересных событиях, которые произошли в ваших семьях, о правилах поведения, о том, что ценится в вашей семье. Все семьи — участники нашего конкурса выразили общее желание: продолжить конкурс газет, в которых надо будет рассказать о своих родственниках, о том, в каких семейных отношениях они находятся. А чтобы ваши газеты получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о том, как члены семьи связаны друг с другом. Что такое дом, семья?

Дети. В семье все любят друг друга, заботятся, радуются при встрече, вместе делают домашние дела, отдыхают.

Воспитатель . Верно! Дом, семья — место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья — самая счастливая». Что же такое согласная семья?

Дети. В такой семье все любят друг друга, помогают, заботятся друг о друге.

Воспитатель. Правильно, это семья, где все живут в согласии. Каждый — и старый и малый — ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

Воспитатель приглашает посмотреть выставку «Родословное дерево», на которой представлены модели родословных детей, сделанные совместно с родителями.

Семья, близкие люди, родной дом — самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «семь я». Как вы думаете, что это значит? Это значит, что в семье все похожи друг на друга. На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным! На кого из них вы похожи внешне?

Дети отвечают.

Танина улыбка напоминает мамину, Мишина походка — папину, цвет глаз у Ниночки такой же, как у ее бабушки, овал лица Андрея и родинка — как у дедушки. Конечно, вы похожи и на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. На кого вы похожи по характеру?

Дети отвечают.

Семья начинается с любви между мужчиной и женщиной. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. Как их называют до свадьбы?

Дети . Жених и невеста.

Воспитатель . Как их называют после свадьбы?

Дети. Муж и жена.

Воспитатель . Ребята, а что такое свадьба?

Дети . Это праздник, на котором жених и невеста бывают в красивых нарядах, гости их поздравляют, дарят им цветы, подарки.

Воспитатель. Да, ребята, свадьба — обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда, создают свою семью. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Этот день служит началом совместной жизни двух людей и во многих семьях его отмечают каждый год. Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Дети. Чтобы быть вместе, помогать друг другу.

Воспитатель. Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. Самые близкие ребенку люди — его родители. И для родителей дети — смысл и радость всей жизни! Чем больше в семье детей, тем богаче ее род, количество родственников. «Родительское сердце — в детках», «Дети не в тягость, а в радость», «Семья без детей, что цветок без запаха», «В хорошей семье хорошие дети растут» — так говорится в мудрых народных пословицах. Как зарождается ребенок?

Дети. Из маленькой клеточки, он растет в животе у своей мамы.

Воспитатель . Все верно, ребенок зарождается из маленькой клеточки в животе у своей мамы. Там он растет до родов. Как называют женщину, которая носит ребенка?

Дети . Такую женщину называют беременной.

Воспитатель . Да, женщину, которая носит ребенка до родов (несет бремя), называют беременной. Почему все оберегают беременную женщину: уступают ей место, ничем не расстраивают, не обижают, покупают вкусную еду, поддерживают за руку на прогулке?

Дети отвечают.

Все верно, чтобы ребенок родился здоровым, беременную женщину все оберегают. Через девять месяцев в родильном доме появляется на свет ребенок. Как готовятся его встречать в семье?

Дети. Покупают кроватку, коляску, пеленки, погремушки.

Воспитатель . Да, ребята, к этому времени все в семье готовятся его встречать: покупают необходимые вещи (коляску, кроватку, одежду, постельные принадлежности), наводят в доме чистоту и порядок, украшают его цветами. Как заботятся в семье о малыше и его маме?

Дети . Стирают пеленки, не шумят, когда ребенок спит, играют с ним, помогают его купать.

Воспитатель . Верно! О малыше и его маме все заботятся: помогают стирать пеленки, развлекают ребенка, не шумят, когда они с мамой отдыхают. Мать и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет малыша. А если ребенок заболел, вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родимая матушка» — говорили в народе. Много стихов придумано о маме. Давайте почитаем их. Но мы не просто расскажем стихи, а разыграем небольшие спектакли.

Игра-драматизация «Находчивая мама»

Дети разыгрывают стихотворение С. Погореловского «Находчивая мама».

Простясь до завтра с детским садом,

Шагает дочка с мамой рядом.

Но вот заныла по пути:

— Устала я шагать-идти!

— Зачем шагать? — сказала мать. —

Попробуй зайцем поскакать.

Вот так. Еще давай-ка!

Отлично! Ай да зайка!

Теперь попробуй покажи-ка,

Как семенит к норе ежиха...

Теперь — как бегает щенок.

Ух как! Стремглав, не чуя ног!

Как за птенцом крадется кошка?

Неслышно, вкрадчиво, сторожко...

А как ступает слон большой?

Трясутся стены дома!

А как бельчонок?

Но постой! Вот мы уже и дома!

Игра-драматизация «На лесной дорожке»

Дети разыгрывают стихотворение Г. Ладонщикова «На лесной дорожке».

Шла Маринка за грибами,

Вдруг она прижалась к маме.

Мама, мамочка, постой —

Муравей ползет большой!

Он укусит!

Мама

Мы вдвоем

Сладим, дочка, с муравьем.

Только он не тронет нас —

У кого работа есть,

Тот не станет в драку лезть.

Воспитатель . Папа — тоже самый близкий и дорогой ребенку человек. Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и у него можно многому научиться! «Отец сына худому не научит» — говорят в народе. Чему вы научились у папы?

Дети . Забивать гвозди, ремонтировать игрушечные машины.

Воспитатель . Папы могут научить не только что-то делать руками, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям. Все дети, когда вырастут, будут папами и мамами. И чтобы быть хорошими родителями, с детства нужно многому научиться. Чему нужно научиться девочкам, будущим мамам?

Дети. Выучить песни, стихи, научиться играть с детьми.

Воспитатель . Верно! Чтобы стать настоящими женщинами, девочкам нужно многому научиться. Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы их малыши спокойно засыпали, ухаживать за детьми, заботиться о них, нужно научиться играть с детьми, знать разные песенки, стихи, уметь приласкать, успокоить расстроенного человека, испуганного малыша. Предлагаю поиграть в игру, во время которой девочкам нужно успокоить плачущего малыша.

Игра «Одна дома»

На большой карте изображен плачущий малыш. Нужно отобрать и расположить вокруг нее маленькие карточки, с нарисованными предметами, с помощью которых можно его успокоить (игрушка, еда для малыша: молочный рожок, тарелка с кашей, одежда: ползунки).

Воспитатель . А как еще по-другому можно успокоить малыша?

Дети. Можно спеть ему колыбельную песенку, рассказать потешку.

Воспитатель . А какие колыбельные песни знают девочки нашей группы?

По желанию девочки поют колыбельные песни.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что колыбельные песенки девочки поют ласково, нежно.

Чему нужно научиться мальчикам, будущим папам?

Дети . Защищать слабых, оберегать их.

Воспитатель. Да, мальчикам с детства нужно научиться защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. А у нас в группе есть мальчики, которые защищают слабых, оберегают их от неприятностей?

Дети. Да.

Воспитатель. Поднимите руки те, у кого есть братья и сестры. Расскажите о них.

Дети выполняют задание.

Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно кое-чему и поучиться. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Моя старшая сестрица —

На все руки мастерица:

Испечет сама пирог,

Свяжет бабушке платок.

Я всегда с сестренкой рядом,

У нее всему учусь.

Вместе с ней к столу присяду —

Рукоделием займусь!

Т. Шорыгина

Воспитатель . Ребята, а кто в семье самые старшие и уважаемые?

Дети . Бабушки и дедушки.

Воспитатель . Верно! Они могут находиться рядом или жить далеко от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам. Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, вы будете заботиться о них. Послушайте стихотворение о дедушке.

Ребенок

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой!

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой!

Замечательный наш дед,

Проживи еще сто лет!

Т. Шорыгина

Воспитатель . Если бабушка живет с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме. Руки и сердце у бабушки — золотые. Почему так говорят?

Дети. Бабушка добрая, заботливая, внимательная, значит, у нее золотое сердце, она многое умеет делать: печь пироги, вязать, шить, значит, у нее золотые руки. Послушайте стихотворение о такой бабушке.

Ребенок

У меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает песни и стихи.

Ее руки непростые,

Трудовые, золотые!

Т. Шорыгина

Воспитатель . Ребята, мы с вами рассмотрели фотографии родственников, которые есть на родословных деревьях. На столах лежат ваши семейные фотоальбомы «Моя родня». Когда мы с вами рассматривали фотографии, выяснилось, что многих людей, запечатленных на фотоснимках, вы не узнаете. Кто это? Это ваши дяди и тети, родные братья и сестры, мамы и папы, и их дети — ваши двоюродные братья и сестры. Вот какая у вас большая семья! Все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях. О такой большой счастливой семье у нас и песня есть!

Звучит песня «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).

После этой песни мне вспомнились шуточные стихи П. Синявского.

Хорошо поется хором,

В нашем хоре — вся семья.

Папа с дедушкой Егором,

Мама, бабушка и я.

Дядя Ваня с барабаном,

Кошка с Барсиком-котом.

А котенок под диваном Дирижирует хвостом.

Предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, кто кем кому приходится в семье.

Игра «Кто кем кому приходится?»

Используются шесть цветков из цветного картона (съемные лепестки вставляются в серединку). На серединке каждого из них — изображение одного из членов семьи (мальчик, девочка, мужчина, женщина, пожилой мужчина, пожилая женщина). С помощью наводящих вопросов дети должны ответить, кто кем кому приходится в семье. К картинкам с изображением мальчика и девочки дети подбирают по четыре лепестка, потому что мальчик — сын, внук, брат, племянник, а девочка — дочь, внучка, сестра, племянница. К картинкам с изображением остальных членов семьи — по пять лепестков: женщина — мать, дочь (по отношению к своим родителям), невестка (по отношению к родителям мужа), сестра, тетя (по отношению к племянникам); мужчина — отец, сын (по отношению к своим родителям), зять (по отношению к родителям жены), брат, дядя (по отношению к племянникам); пожилая женщина — мать (по отношению к своим детям), бабушка (по отношению к внукам), теща (по отношению к зятю), свекровь (по отношению к невестке), сестра; пожилой мужчина — отец (по отношению к своим детям), дедушка (по отношению к внукам), тесть (по отношению к зятю), свекор (по отношению к невестке), брат.

Воспитатель . Вот мы с вами и вспомнили о том, что все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях. Думаю, что газеты, которые вы сделаете вместе со своими родителями для конкурса, получатся замечательными, интересными, красивыми.

НОД в подготовительной группе «Мой дом, моя семья»

Цель: Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье. Закрепить понятие семья.

Предварительная работа: Беседы о семье, просмотр фото, знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дети входят в группу, прежде чем мы начнем занятие давайте поздороваемся с нашими гостями.

Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку, а зашифрована она в ребус. (ребус на экране проектора)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «Я»-

И получится? (Семья) .

Правильно не случайно слово «Семья» можно зашифровать как 7Я. Раньше, в старину, на Руси говорили: семья- это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, семьи были очень большими, в семье могло быть и пять и семь детей, и жили они одной дружной семьей.

2. Вы узнали тему нашего занятия и сейчас я хочу пригласить вас в гости к мальчику Пете. (Дети рассаживаются на стульчики) .

А живет он в этом красивом доме (дом на экране проектора). Чтобы узнать с кем живет Петя вам надо отгадать загадки (при правильных ответах в окнах дома появляются картинки членов семьи)

Загадки: Перед сном надев пижаму,

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

И подскажет как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый (папа)

Кто веселый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой (братишка)

Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка-

Моя младшая (сестренка)

Семья- это группа людей живущих вместе. Как вы думаете, зачем нужна семья? (ответы детей). Верно! Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о старших.

3. Вы побывали в гостях у мальчика Пети. А теперь мне хочется узнать о ваших семьях, у вас было домашнее задание, нарисовать портрет своей семьи, кто хочет рассказать о своей семье по вашему рисунку.

(Если ребенок затрудняется, можно задать вспомогательные вопросы)

Вопросы: С кем ты живешь?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Чем занимаются твои папа и мама?

Как ты заботишься о своей семье?

(Прослушать 2-3 человека)

Спасибо за ваши рассказы. Хорошо, что есть семья, где любят друг друга. Помогают и заботятся друг о друге.

4. Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)

Верно, а еще мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль), на солнышко или на тучку. Сейчас поиграем в игру: Я буду называть поступки, если вы считаете, что ваш поступок огорчит маму, то поднимаете тучку, а если порадует, то солнышко. (на экране пректора)

Нарисовали красивую картину;

Подрались с другом;

Съели манную кашу;

Убрали игрушки на место;

Порвали книгу;

На прогулке замарали куртку.

Молодцы!

5. Давайте отдохнем, сделаем «Семейную зарядку»(на экране проектора)

Осенью, весною, летом и зимой.

Мы во двор выходим, дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает.

Повороты вправо влево делает мой братик Сава,

А я сам бегу трусцой и качаю головой.

6. Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди, детский сад – это тоже часть семьи. Еще у вас есть родственники которые могут жить в других домах, городах и даже странах, но все равно они ваши родные- это ваш род, ваша большая семья. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье, давайте расскажем их нашим гостям. (дети рассказывают)

Молодцы ребята, я думаю нашим гостям было интересно послушать новые поговорки и пословицы о семье.

7. Сейчас я хочу рассказать вам о то что, есть праздник, который так и называется - День семьи, любви и верности. Празднуют в России летом - 8 июля. У праздника очень нежный символ - цветок ромашки. (на экране проектора)

Знаете, почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви. Отмечая этот праздник, мы говорим о любви и верности в крепкой семье, и ромашка с множеством лепестков как раз и напоминает нам такую семью.

Давайте сделаем красивую открытку:

«Семейная ромашка»

Используемые материалы

1. Картон зелёного цвета

2. Заготовки кружков из бумаги жёлтого цвета (серединка ромашки) .

3. Длинные полоски белой бумаги (лепестки ромашки) .

4. Клей, кисточки для каждого ребёнка.

5. Бумажные салфетки.

Изготовление открытки

1. Концы длинных полос белой бумаги склеиваем на концах. Получаются

«петельки» - лепестки ромашки. Один желтый кружок приклеиваем на середину картона, на него наклеиваем «петельки»- лепестки ромашки, сверху приклеиваем желтую серединку.

Теперь эта замечательная открытка может стать украшением комнаты где собирается вся ваша семья.

Игог: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? О семье! Хотелось бы закончить наше занятие красивым стихотворением, прочитает Арина.

Волшебный символ жизни- семья,

В нем капелька Отчизны, в нем-Я,

В нем папа, мама, братик сестра,

В нем маленький квадратик двора.

В нем солнце, и березка, и дом,

В нем все согрето теплом.


Тип НОД комплексное

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Планируемые результаты:

Средства обучения:

Наглядное оборудование:

Раздаточный материал:

ТСО: сборник мелодий , музыкальный центр, переносной стенд .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД – социально-личностного и речевого развития по теме «Моя семья» (подготовительная к школе групп)

Тема НОД «Моя семья»

Тип НОД комплексное

Цель: социальная адаптация детей, развитие речи

Задачи:

Образовательные: закрепить знание детей о родственных связях и общее понятие «моя семья»; учить проявлять заботу и внимание; закрепить умение составления связного рассказа; учить отражать в рисунках свои эмоции

Развивающие: продолжать развивать: диалогическую форму речи; умение говорить выразительно, эмоционально; развивать: воображение, творческие способности детей

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к своей семье; воспитание культуры общения; воспитывать интерес к изобразительной деятельности; воспитывать самостоятельность

Планируемые результаты: имеет представление о родственных отношениях; знает имена родственников; уважительно относится к членам семьи; активно проявляет себя в художественной деятельности; способствовать речевому развитию детей

Средства обучения:

Наглядное оборудование: набор пиктограмм с видами настроения

Раздаточный материал: белые листы формата А4, карандаши

ТСО: сборник мелодий, музыкальный центр, переносной стенд .

Ход деятельности

I. Организационный момент

Воспитатель приветствует детей и приглашает их в круг.

Воспитатель:

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся."

Воспитатель:

Молодцы ребята, а теперь давайте сядем на стульчики.

Дети садятся полукругом на стульчики

II. Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. Вы согласны со мной?

Дети: ответы

Воспитатель:

- Молодцы. Мы действительно семья, мы рады друг другу, у нас есть общие интересы, здесь мы все вместе играем, читаем, узнаем много интересного. Но эта семья отличается от настоящей семьи.

Воспитатель:

А что же такое настоящая семья для человека?

Дети: семья, когда живут вместе: папа, мама и дети в одном доме; семья – это когда в доме все живут дружно. Все друг другу родственники.

Воспитатель :

Правильно, семья – это родители, дети, бабушки, дедушки, братья, сестры. Это дом, где всегда рады встрече друг с другом. Там уютно и тепло.

III. Основная часть

  1. Беседа о семье.

Воспитатель:

А какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь или смотрите на членов своей семьи?

Дети: Р адость, хорошее настроение, тепло.

Воспитатель: Ребята кто хочет рассказать о своей семье?

Кто составляет вашу семью?

Какая она - большая или маленькая?

Как вы относитесь в семье и друг к другу?

Дети: рассказы детей 5-6 предложений.

Воспитатель:

С пасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. Вы – самые счастливые, потому что в ваших семьях вас любят.

Сейчас мы немного поиграем, узнаем, умеете ли вы правильно угадывать настроение близких вам людей.

2.Игра «Угадай настроение»

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения. Ребенок берет одну из пиктограмм и изображает эту эмоцию, которую символизирует пиктограмма. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию он показывает.

Воспитатель:

Воспитатель приглашает детей в круг

3. «Физкультминутка»

Семья – это МЫ. Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Павлик - братишка родной,

(хлопаем в ладоши)

(шагаем на месте)

Семья – это котик пушистенький мой,

(движение кистью руки – волна)

Семья – это бабушки две дорогие,

(шагаем на месте)

Семья – и сестренки мои озорные,

(прыжки на месте, руки на поясе)

Семья – это крестный, и тети, и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде,

(шагаем на месте)

(разводим руки в стороны)

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье,

Где любят и ждут, и не помнят о злом!

(руки на поясе, делаем наклоны туловищем влево-вправо)

(шагаем на месте)

Воспитатель: приглашает детей сесть.

4. Развивающие задания. Пословицы.

Воспитатель: - Ребята, а кто знает пословицы о семье.

Дети: дети рассказывают пословицы

  • В хорошей семье, хорошие дети растут.
  • За общим семейным столом еда вкуснее.
  • Брат брата не выдаст.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.

…………………………………………………..

5. Практическая часть. Рисунок «Моя семья».

Воспитатель:

Молодцы ребята, вы знаете много пословиц.

А теперь я предлагаю вам сделать сюрприз для своей семьи нарисовать рисунок «Моя семья»! Но для начала садитесь поудобнее, подумайте о своей семье.

Воспитатель предлагает детям приступить к рисованию.

Дети рисуют семью (звучит музыка).

Воспитатель по мере готовности детских работ располагает их на переносном стенде.

Воспитатель :

Ребята приглядитесь внимательнее к своим родным на ваших рисунках. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Сходство проявляется не только во внешности. Вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Воспитатель : предлагает рассказать, кто из членов семьи изображен на рисунке .

Дети: мини – рассказы

Воспитатель: Молодцы.

IV. Заключительная часть

Воспитатель:

Сегодня мы с вами выяснили, что семья это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Я очень хочу, что бы в ваших семьях были тёплые дружеские отношения, мир и любовь.


Презентация к уроку






Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Коррекционно-образовательные:

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

Коррекционно-развивающие:

Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

Закреплять знания о родственных связях слов;

Развивать понимание логико-грамматических конструкций;

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Организационный момент.

"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся."

Объявление темы.

Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Ответы детей).

А что написано о семье в словаре Ожегова? (Чтение определения семьи в словаре).

Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

Вводная беседа.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий .

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра "Подбери признаки"

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Составление генеалогического древа.

Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья)

Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)

А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)

Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.

Физминутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Рассказы детей о членах семьи.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)

(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).

Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)

(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)

(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).

Младший брат.

Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)

(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).

Пальчиковая гимнастика.

Игровое упражнение "Кто пришёл?"

Кто пришёл?
Мы - мы - мы,
Папа, папа, это ты?
Да - да - да,
Мама, мама, это ты?
Да - да - да,
Братец, братец, это ты?
Да -да - да,
Ах, сестрица, это ты?
Да - да - да,
Все мы вместе?
Да - да - да.

Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).

"Детский сад - моя вторая семья".

Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).

А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).

А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).

А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? (Ответы детей).

Итог занятия.

Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Литература:

  1. "Говорим правильно" О. С. Гамзяк. Москва. Издательство " Гном и Д" 2010
  2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва " АЗЪ" 1995 2-е издание
  3. "По дороге к азбуке" Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва " Баласс" 2002

Занятие в подготовительной к школе группе детского сада

Кулита Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Чайка»
Описание материала: предлагаемый конспект развлечения будет полезен педагогам подготовительной к школе группы, заместителям заведующего по воспитательной и методической работе дошкольной организации, студентам педагогических факультетов.
Цель: Создание условий для закрепления представлений о семье.
Задачи:
1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе.
2.Совершенствовать диалогическую форму речи детей.
3. Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье.
4.Развивать память, логическое мышление, творческое воображение.
5.Развивать чувство гордости за свою семью.
6. Воспитывать желание заботиться о близких.
Оборудование: иллюстрации с изображением семьи животных и птиц, рисунки детей (генеалогическое древо семьи), пословицы о семье, кроссворд, загадки по данной теме,мнемотаблица, волшебная палочка.
Предварительная работа: Рассматривание фотоальбомов, беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Я - помощник», «Выходной день в моей семье», сюжетно - ролевая игра «Семья», изготовление книжек - малюток «Моя семья», чтение и разучивание стихов, пословиц.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Наше занятие предлагаю начать с игры, но с игры необычной. Знаете ли вы, что такое кроссворд? Любите ли вы их разгадывать?
Загадки кроссворда.
По вертикали:
1.Кто вас, детки, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз
Все заботиться о вас? (мама)

2.Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)

3.Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос …(дочь)

По горизонтали:
4. Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудиться наш…(папа)

5.Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, Любимый…(дедушка)
Воспитатель: Дети, вы догадались о чем будет идти речь на занятии? Что такое семья? Может кто-то знает, как возникла первая семья?
Рассказ воспитателя:
Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоем было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так и сейчас распределяются обязанности в семье.
Воспитатель: А зачем нужна человеку семья?
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц.
Воспитатель: Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинах изображена семья? Почему? (рассуждения детей).
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и попорядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо- влево).
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас в группе открыта выставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (использование мнемотаблицы, рассказы детей).
Воспитатель : Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семьи почитали еще с древних времен. Народ сложил много пословиц.
Пословицы:
При солнышке - тепло, при матери - добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе - так и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Что бы вы хотели пожелать своей семье? (дети по кругу передают волшебную палочку и говорят пожелания).