Беседа как средство развития коммуникативных навыков детей. «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»

13.06.2019 Новости
Подробности Категория: Родительские собрания

ПРИГЛАШЕНИЕ

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевного благополучия во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.

-Как научить правильно общаться с ребенком?

-Как понять своих детей и проявить заботу?

-Как вырастить ребенка, уверенно общающегося с людьми?

Уважаемые Родители,

семейного общения со своим ребенком - мы приглашаем Вас на родительское собрание

на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»,

С нетерпение ждем Вас!

Воспитатели.

Родительское собрание на тему:

«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Задачи:

Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «коммуникабельный человек;

Познакомить родителей с принципами и правилами общения с детьми;

Сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков родителей;

Создание положительного эмоционального климата в группе.

Участники: воспитатели, родители.

Методическое обеспечение: микрофон, мягкая игрушка «Сердечко», буклеты для каждого родителя, конверт с вопросами.

Ход работы

1. Игра «Европейский город»

Воспитатель приветствует родителей на очередном родительском собрании и предлагает всем поздороваться друг с другом.

Для проведения игры воспитатель и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола - здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.

2. Дискуссия на тему «Коммуникативные умения», «Общение с ребенком»

Воспитатель: Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных умениях детей. Как вы понимает что такое «Коммуникативные умения»? Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. А что вы понимаете под общением? (ответы родителей)

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.

Общение ребенка-дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.

4. Сообщение «Как научить ребенка речевому общению» (Приложение 1)

5. Правила личностного взаимодействия с ребенком: «Не рядом, не над, а вместе»

(Родители, разбившись на пары с помощью воспитателя разбирают несколько позиций общения с ребенком и разрабатывают правила общения с ним). (Приложение 2)

6. Игра «Узнай сказку»

Воспитатель: Хорошая книгалучшее средство общения детей и родителей. Все дети любят сказки, и мы сейчас узнаем, как хорошо знаете их вы, уважаемые родители:

Послушал лисьего совета:

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост, бедняга, потерял. («Волк и лиса»)

Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой.

Вырос сильным он и смелым. («Маугли»)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно – коммунального хозяйства? («Теремок»).

В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и, лишь благодаря своевременному вмешательству общественности, все кончается благополучно? (Ш.Перро “Красная Шапочка”).

Он к меду поднимался и умудрялся петь:

«Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь». («Вини - Пух»)

В какой сказке главному герою запрещалось садиться на пенек? (Машенька и медведь)

7. Игра «Добрые слова»

Воспитатель: Общение с ребенком невозможно без похвалы. Ни одного дня без похвалы. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить его. Сейчас мы узнаем «Кто может дольше похвалить ребёнка?» (Родители, стоя по кругу, передают друг другу игрушку, называя при этом слово похвалы, одобрения, любви)

Воспитатель: Мы хотим подарить Вам буклет, в котором Вы найдете 99 способов сказать ребенку «Я люблю тебя!». (Приложение 3). Есть в семье один опасный враг - это скука. Сегодня мы приготовили для вас подарок «Домашнюю игротеку». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения. (Приложение 4).

8. «Конверт дружеских вопросов» . (Родители вытаскивают из конверта записку с вопросом и отвечают на него).

Вопросы:

Что Вы делаете, если Ваш ребенок пригласил домой друзей?

Что Вы делаете, если Ваше «сокровище» Вас не слушается?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок просит игрушку по цене всей Вашей зарплаты?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок порвал новую куртку?

Что Вы делаете, если у Вашего ребенка плохой аппетит?

9. Домашнее задание.

Воспитатель: Уважаемые родители, в конце нашей встречи - вам домашнее задание. В течение недели постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратитесь к ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радость, одобрение) и сколько - с отрицательным (упрек, замечание, критика). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

10.Чтение стихотворения. (воспитатель читает стихотворение).

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в нас людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с нами подружиться.

Постарайтесь нас не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте нас своим теплом,
Крепостью для нас пусть станет дом.

Вместе с нами пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте,
И во всех делах нам помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет наш уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Воспитатель: Работа родителей над собой и своими ошибками зависит от понимания смысла известной житейской мудрости: «ваше здоровье в ваших руках». Применяя ее к ситуации общения семьи, можно с уверенностью утверждать, что психологический климат семьи, ее духовное здоровье, комфортность общения всех членов семьи друг с другом, находятся в руках взрослых.

Приложение 1

Как научить ребенка речевому общению

Что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в 4-5 лет не может поддержать простой разговор? Можно научить ребёнка общаться с взрослыми. Для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, можно выделить общие правила организации общения с ребенком.

Это инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы общения, вести его за собой, включать его в общение. Ребенка нужно учить уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнёра.

Внимательно слушайте ребенка. Вполне возможно, что мы слушаем наших детей, однако насколько эффективно? Возможно, параллельно мы еще и воспитываем их, смотрим телевизор, общаемся по телефону. Подобное общение вряд ли можно назвать эффективным и успешным. Рекомендуется уделять от 15-30 минут на общение с ребенком каждый день. При этом слушайте внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию (жестами, выражением лица, задавайте вопросы), которую вам сообщает ваш ребенок, переспрашивайте, если что-то вы недопоняли.

«Обучение общению» лучше начинать с того уровня, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра , которая особенно нравится ребенку. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдение правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру.

В ходе игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и пр.

Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить детей - чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказов.

Чаще спрашивайте детей об их познаниях, наводите на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Задавайте не сложные и доступные детям вопросы. Темы, подбирайте такие, которые интересны самим детям, и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

По-другому происходит формирование личностного общения. Не стремитесь обрушить на вашего ребенка бесконечный поток мыслей, чувств и переживаний. Выдавайте информацию «порциями», чтобы у вашего ребенка была возможность вас понять, переварить информацию. При обсуждении ваших чувств либо иных каких-либо интимных вопросов постарайтесь создать теплую душевную атмосферу, сядьте рядом друг с другом, обнимите его. Это позволит ребенку расслабиться и лучше воспринять информацию. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил, или песенку спел. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности.

После этого можно предложить ребёнку разговор на личностные темы. Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут рассказы для детей Л.Н.Толстого, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Именно в дошкольном возрасте дети могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре, и зле. Эти представления не зависят от социального строя и экономических условий. По-прежнему добро – это доброта, помощь, сочувствие, а зло – это злость, жестокость, безразличие к чужой беде.

К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Любимыми героями наших детей часто становятся персонажи, к которым трудно приложить определённые этические характеристики. Например, Человек-паук, или черепашки - нинзя, покемоны. С одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они всё-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи чётко разделены.

После прочтения книжки можно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать свое мнение и обосновать его. Постепенно можно переводить беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей. При этом взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.

Можно заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть темы о качествах сверстников (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма и пр.).

Выбирайте подходящий момент для разговора. Для того чтобы разговор был успешный и результативный, выбирайте подходящее место и время. К примеру, не стоит затевать разговор на личную тему в людном и шумном месте, как не стоит его начинать, если вы оба устали, не имеете достаточно времени выслушать друг друга. Никогда не заводите разговор, когда вы рассержены, иначе ваше ощущение будет тут же передано и вашему ребенку. Выдержите паузу, остыньте, и лишь тогда заводите разговор.

Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А что если ребёнок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит и т.д. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы, так или иначе, связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с их общением. Если родители хорошо понимают ребёнка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения. Ведь говорить о чём-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний.

Известный семейный терапевт рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Приложение 2

Правила личностного взаимодействия с ребенком
«Не рядом и не над, а вместе»

Для полноценного общения с детьми давайте рассмотрим три понятия.

I. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает выйти двум родителям. Один участник пары садится на пол, другой встает перед ним на стул.

Воспитатель: проделав эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.

ВЫВОД: люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по-разному. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.

II. ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей сесть на стулья на расстоянии 3-4 метра друг от друга.

Вопрос родителям: - Комфортно ли вам, общаться друг с другом? Что вы почувствовали?

Воспитатель: Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушился – говорить расхотелось.

ВЫВОД: когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними вряд ли возможен.

Воспитатель: При этом у ребенка недолжно быть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую (стремятся «приласкаться», сесть на колени) и длинную дистанцию общения. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для участников контакт и свободу одновременно.

III. ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей попробовать разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое.

Вопрос родителям: - Удобно ли вам так общаться?

Воспитатель: Часто и мы с детьми находимся в разных пространствах, каждый в своем. Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном пространстве так, чтобы чувствовался взаимный такт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы дети были «не рядом и не над, а вместе».

Приложение 3

99 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю»

Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для полного самораскрытия, реализации. Сказать «Я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятие мира и любви. Вам предлагаются только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.

Молодец!

Это как раз то, что нужно.

Хорошо.

Не отступай!

Не скромничай.

Вот это да!

Удивительно.

Ух, ты!

Очень мило.

Поздравляю с победой!

Уже лучше.

Продолжай в том же духе.

Отлично!

Я тобой горжусь.

Великолепно!

Ты делаешь все хорошо.

Потрясающе!

С тобой радостно работать.

Я тоже делала ошибки, когда училась в школе.

Смотреть на тебя одно удовольствие.

Очаровательно!

Солнышко моё.

Дивно.

Все просто замечательно.

Классно!

Прекрасная мысль.

Поразительно!

Это тебе по силам.

Очень продуманно.

И меня научи так делать.

Незабываемо.

Хорошо сделано.

Красота!

Ты такой внимательный.

Несравненно.

Очень красиво написано.

Восхитительно!

Как тебе это удалось?

Головокружительно!

Ты легко это сделаешь.

Как в сказке.

Грандиозно!

Очень трогательно.

Фантастика!

Предельно ясно.

Мне очень нравиться.

Очень ярко.

Мне важна твоя помощь.

Очень образно.

Я рада тебя видеть.

Остроумно.

Как хорошо, что ты есть.

Очень забавно.

Уже лучше получается.

Здорово у тебя получилось.

Посиди со мной.

Очень эффектно.

Я скучала без тебя.

Экстра-класс.

Ты очень важен для меня.

Прекрасное начало. Ты ловко это делаешь.

Я счастлива, что ты у меня есть.

Ты еще учишься, поэтому и ошибаешься.

Мне интересно с тобой общаться.

Ты просто чудо.

Ты зришь в корень.

Ты на верном пути.

Ты «бьешь» без промаха.

Талантливо.

Замечательно получилось.

Ты просто гений.

(молча обнять)

Хотя в жизни и бывают неприятности, но я с тобой.

(молча погладить по голове)

Ты просто профессор.

(молча подержать за руку)

Я хочу тебя обнять, моя заинька.

(молча с улыбкой посмотреть в глаза)

Эффективно работаешь.

Удивительно получилось.

Все четко и ясно. Ювелирная точность.

С каждым разом у тебя получается все лучше.

Я понимаю, твои переживания.

Еще один рывок и все получится.

Прекрасное исполнение.

Это просто прорыв.

Ты самый лучший.

Чудесно!

Ты очень красивый.

Неподражаемо.

Ты поступил по-взрослому.

Я хочу поддержать тебя, когда тебе бывает плохо.

(поговорить о проблемах ребенка)

Ошибка это не преступление, это сигнал, что надо потрудиться.

Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.

Высший класс!

Я радуюсь твоим успехам.

Ты очень одаренный!

К этому осталось добавить только «Я люблю тебя». Именно это стоит за всеми словами, фразами и молчаливыми жестами. Это важно для тех, кто нам дорог.

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай (авторы - О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих : 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя пос­сорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

Цель: развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих : 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры : дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, кото­рые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре­бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Родительское собрание №2

во второй младшей группе №2

«Развитие коммуникативных

способностей у дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с методами и приёмами развития коммуникативных навыков, воспитывать культуру общения, продолжать работу по взаимодействию с родителями.

План проведения :

1. Вступительная часть. «Что такое общение и коммуникативные навыки?»

2. «Важность речи для развития коммуникативных навыков детей».

3. Общие вопросы.

Ход собрания.

1. Вступительная часть. «Что такое общение и коммуникативные навыки?»

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Доказано, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Нельзя поспорить со словами Себастьяна Бранта:

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Не волк воспитывал овец

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за слова свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

В формировании личности ребёнка участвует сам ребёнок, педагоги и родители. Можно представить себе некий треугольник, в котором вершина - дети, а педагоги и родители – основание треугольника. От того, кто находится у основания треугольника и зависит, какой будет личность ребёнка. Тема нашего собрания «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников ».

Вся наша жизнь проходит в общении - с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит, насколько успешным будет человек в обществе. С какого момента человек готов к общению? Начиная с первых дней, ребёнок слышит наш голос, реагирует на него улыбкой, он готов общаться с нами. В первый период жизни ярче воспринимается интонация. Например: Мы можем произносить ласковые слова в грубом тоне - в ответ ребёнок может расплакаться. И наоборот. И то, что называется невербальным средством общения, что поза, жест, мимика носят подсознательный характер. А уже позднее понимается смысл слов.

В чём же секрет успешного общения? Социальные психологи говорят о коммуникативных навыках- навыках общения. Их около 50. Вот некоторые из них, которые усваиваются в дошкольном возрасте.

    «Приветствие».

Для приветствия существуют специальные слова и жесты. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро (день, вечер)», «Привет!»- и важно, чтобы ребёнок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно. Наш речевой этикет требует, чтобы на приветствие тоже отвечали приветствием, а не молчали.

2. «Прощание».

Точно так же научите ребёнка, что «пока» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться по строже: «до свидания». В ответ на прощание так же принято прощаться.

Давайте рассмотрим ситуацию:

Вы забираете ребёнка из детского сада, одели его и подталкиваете к двери громко говорите: «Скажи до свидания»

Что, по Вашему мнению, здесь неправильно?

3. «Обращение».

Ребёнок должен знать, что, когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться. Важно, чтобы ребёнок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.

4. «Просьба о помощи, поддержке, услуге».

Это важный момент. Когда у ребёнка что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать – часто в надежде что после этого к нему подойдут и ему помогут. Ребёнка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему помочь- нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного.

5. «Оказание помощи, поддержки, услуги».

Если ребёнка просят о помощи, и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста».

6. «Благодарность»

«Волшебному слову» учат чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным

«Спасибо» трудностей обычно не возникает. Ребёнку можно рассказать, что если он испытывает к кому-то тёплые чувства за конкретную услугу, то это и есть чувство благодарности, и благодарность можно выразить в словах.

7. «Принятие благодарности».

Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста», «На здоровье», «Не за что»- ребёнок показывает, что благодарность принята.

8. «Извинения».

Для извинения используют слова, которыми мы признаём свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду», «Простите», «Прошу прощения». Форма «Извиняюсь» неграмотна и не верна.

9. «Принятие извинения».

Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю».

10. «Отказ».

Ребёнок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым – и никто не в силах заставить его это сделать.

11. «Требования».

Требования отличаются от просьбы категоричностью и непреклонностью. Ребёнок должен знать, что, если он чувствует себя в опасности, если над ним производится что-то неприятное, нехорошее, он имеет право требовать и угрожать – и при этом рассчитывать на поддержку. (Хотя бы родителей).

12. «Слушание».

Казалось бы, чему тут учить? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого и понимать, слышать речь!

Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит свою мысль. И развивать его в дошкольном возрасте не так уж сложно: в этом помогает чтение книг, содержательные разговоры, совместные выдумывания историй и детские ауди кассеты и диски.

13. «Развернутое высказывание».

Это умение ребёнка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. При этом ребёнок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развёрнутые высказывания, а в каких можно отделаться краткими. Умение строить развёрнутые высказывания помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.

От дошкольника пока не требуется большего.

2. Сегодня, мне хотелось бы сказать и о важности речи для развития коммуникативных навыков детей.

Речь-это вербальное средство общения.

Развитие речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни, при чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций…

Но одним из главных средств является речевая среда, в котором растет ребёнок.

Речь и речевое поведение ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми в семье. Общаясь с ребёнком, учтите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

У многих народов сложились пословицы о речи и речевом общении, ведь ппословицы -это кладезь мудрости.

Раскройте конверты, в них листы со словами, из которых нужно составить пословицу. Игра «Составь пословицу».

1.Без языка и колокол нем.

2.Каков ум, такова и речь.

3.Слово-полководец человечьей силы.

4.Видна птица по перьям, человек по речам.

5.Живое слово дороже мёртвой буквы.

6.Короткая речь и ясна-оттого и прекрасна.

7.Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.

8.Учись вежливости у невоспитанного.

9.Лошадь узнают в езде, человека в общении.

10.Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.

11.Уважай слово другого- и твое слово услышат.

12.Выслушать-все равно что вылечить.

13.Если кто говорит-ты молчи да на него смотри.

14.Кто ругается, грубит- с тем никто не говорит.

15.Где слово привета, там улыбка для ответа.

16.Недоброе слово больше огня жжет.

Наши слова так же, как и манера поведения при общении, копируются ребёнком. Вы, наблюдая за ребенком дома, а мы в детском саду (в общении со сверстниками) можем увидеть, как он передает тот или иной характер общения, подражая своей маме, бабушке, воспитателю. Более того психологи доказали, что со своими детьми ребёнок будет общаться в том же стиле, в котором вы общаетесь с ним.

А вы, уважаемые родители, во многом копируете стиль общения своих родителей и переносите на детей. Что вы взяли из общения со своими родителями и перенесли на детей?

Старайтесь быть ребёнку другом. От того, как происходит общение, зависят и результаты воспитания, и общее благополучие ребёнка. Важна доброжелательная атмосфера общения, она создается благодаря овладению и использовании навыков общения.

Итог родительского собрания.

1.Дома уделять внимание развитию речи ребёнка и больше с ним. Читать ребёнку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2.Наряду с другими играми играть с детьми в пальчиковые игры, поощрять в семье занятия ребенка лепкой и рисованием.

3.Для более успешного общения с детьми мы приготовили для вас памятку «Секреты общения ребенка в семье».

3. Осуждение интересующих родителей вопросов.

Памятка для родителей

«Секреты общения ребенка в семье»

*Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком .

*Ребенок д олжен чувствовать любовь близких к себе.

*Замечайте успехи ребенка , радуйтесь вместе с ним.

*Общение д олжно иметь положительный эмоциональный тон.

*Чаще улыбайтесь ребенку .

*Замечайте успехи и достижения ребенка .

*Принимайте ребенка таким какой он есть .

*Проявляйте интерес к ребенку во время общения : кивком головы, одобрением, жестом. мимикой, взглядом.

*Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи .

*Общение должно носить положительный эмоциональный характер.

ПОСЛУШНЫМ».

Цель: воспитывать у детей умение общаться с незнакомыми людьми.

Ход занятия . Педагог задаёт детям вопросы и оценивает правильные ответы. Выстраивая вопросы в следующей последовательности, он подводит детей к самостоятельному употреблению слов: “вежливо”, “внимательно”, “с уважением”. ВОПРОСЫ:

Скажите, есть ли вас знакомые взрослые люди? Кто они? (Мамина подруга, папин друг, сосед.)

Вам нравится с ними общаться?

Как вы ведёте себя, когда встречаетесь с ними?

Если знакомые, ваши и ваших родителей, взрослые приглашают вас пойти куда-либо, что вы делаете? Спрашиваете у мамы разрешения?

А если мамы поблизости нет и человек говорит о том, что уже поговорил с мамой, то вы пойдёте с ним? (Ответ “да”.)

Почему? (Ответ: “Потому что мы верим человеку, он наш друг и мама никогда не говорила о том, что его нужно бояться или не слушаться.)

Хорошо, это правильные ответы.

БЕСЕДА: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА».

Цель: Беседа познакомит детей с правилами поведения во время разговора.

Дидактический материал -сюжетные картинки с изображением ситуаций вежливого поведения детей во время разговора.

Ход беседы: Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:

говори вежливым тоном;

используй “волшебные” слова;

смотри в лицо собеседника;

во время разговора не следует есть, например пирожок, так как никому не приятно смотреть, как ты пережёвываешь пищу, брызги слюны могут попасть в лицо собеседнику, да и ты при этом произносишь слова невнятно;

если разговаривают двое взрослых людей, ребёнок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;

невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым, конечно, мальчик должен встать.

Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворение, в котором говорится о правилах поведения во время разговора.

Г. Остер. Советы непослушным детям.

Если к папе или к маме

Тётя ее рослая пришла

И ведёт какой-то важный

И серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться,

А потом громко крикнуть

Прямо в ухо:

“Стой! Сдавайся! Руки вверх!”

И когда со стула тётя

С перепугу упадёт

И прольёт себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребёнком.

Папа руку вам пожмёт!

БЕСЕДА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ»

Ход беседы . Педагог рассказывает о том, что на улице,- как и в магазине, надо научиться вести себя правильно,

Он предлагает детям ответить на следующие вопросы:

Где надо играть на улице?

Что делать, если вы с мамой потеряли друг друга?

Что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел?

К кому можно обратиться за помощью, а к кому нет?

Как вести себя, если незнакомый человек расспрашивает тебя о доме, о родителях?

Как поступить, если незнакомый человек предлагает вам на улице конфеты, печенье, пойти нему в гости?

Педагог может попросить детей рассказать о затруднительных ситуациях, в которые они попадали на улице. Их также можно обсудить с детьми, уделяя внимание следующим аспектам: правильно ли вёл себя ребёнок в данной ситуации; как надо поступать правильно; как советуют родители поступать им в той или иной ситуации.

Педагог рассказывает детям о правилах поведения на улице (на улице нельзя ссориться; нельзя рисовать и писать на стенах домов, заборов; неприлично на улице громко разговаривать, смеяться, кричать; нельзя переходить улицу на красный свет, можно только на зелёный; нельзя играть на проезжей части улицы; будьте внимательны к пожилым людям, уступайте им место в транспорте).

С целью закрепления знаний педагог вместе с детьми может разыграть несколько сценок-загадок: “Что здесь неверно?” (Предлагаются ситуации по пройденному материалу, а дети должны ответить, с чем они согласны, а с чем нет.)

БЕСЕДА «НАШИ ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ»

Программное содержание . Развивать диалогическую форму речи, умение принима ть учас тие в групповом разговоре

(внимательно слушать, отве чать на вопросы, инициативно высказы ваться, реагировать на высказывания партнёра ) .

Материал . Открытки с изображением животных: собака, кошка , ч ерепаха , попугайчик и т. д.

Ход беседы . Воспитатель выста вляет на панно открытки с изобра жением животных. Дети обращают на это внимание, подходят к панно. Педагог даёт им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на диван. Садится сам, обращается к детям.

Вы, на верное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)

Расскажите, как живётся вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваш и четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыб ками? (Высказывания детей.)

Ребята, хотите послушать какая история произошла со мной, когда я была школьницей? На летние каникулы я ездила в лагерь. Л агерь стоял в лесу. Там мы подобрали ёжика и принесли его в домик. Ёжику понравилось у нас. Дети приносили ему разные лакомства. А знаете чем лакомится ёжик? (Высказывания детей.) Мы приносили ёжику ули ток, мух, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днём ёжик почти всё время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться из лагеря домой. Мы с ребятами выпусти ли ёжика, и он убежал в лес строить гнездо на з иму.

А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)

-Да, вы правы ребята, ёжик живёт в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме чело века. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил. (Запись детских рассказов в альбом.)

БЕСЕДА «ПОГОВОРИМ О БЕЗОПАСНОСТИ»

Программное содержание, Учить детей принимать участие в содержательном разговоре, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно выслушивать собеседников, откликаться на их рассуждения. В разговоре соблюдать очерёдность, выражать несогласие в вежливой форме.

Материал . Картинка с изображением детей, играющих в мяч около дороги.

Ход беседы . Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой “Крокодилы.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно Африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

А почему, собственно, нельзя съезжать по перилам? (Высказывания детей.) А кто думает по- другому?

Это небезопасно съезжать по перилам. Сегодня мы и поговорим о безопасности. Вы, конечно, ничего не боитесь. А всё-таки опасных вещей надо остерегаться. Давайте вспомним, какие опасности поджидают вас в доме, во дворе, на воде. Можете сами вспомнить? (Высказывания детей.)

Самое опасное дома – газ, спички, не выключенные электроприборы. Почему? (Может быть пожар.) Какие правила надо соблюдать, чтобы не было пожара? (Не играть о спичками, не включать самим газ и электроприборы.)

Представьте себе. Мама ушла в магазин и оставила своего ребёнка одного в квартире. Очень хочется посмотреть мультфильм. Телевизор есть. Включать умеет. Время подошло. Как бы вы поступили в этой ситуации? Почему? Кто думает по-другому? (Воспитатель подводит детей к обобщению: телевизор включать нельзя, потому что иногда цветные телевизоры загораются сами по себе. Надо дождаться мамы.)

Вы ждёте маму из магазина. Раздаётся звонок в дверь. Как правильно поступить? (Высказывания.) Можно ли открывать входную дверь, не спрашивая кто? Почему?

Как правильно поступить, если откликнулся почтальон, слесарь, врач? Почему? Кто думает по-дру г ому? (Детей подводят к мысли, что нужно вежливо попросить подождать маму. Посторонним дверь открывать нельзя никогда).

Дома есть ещё одно коварное место. Это аптечка. Что хранится в аптечке? (Лекарства.) Некоторые лекарства очень вкусные, приятно пахнут, похожи на конфеты. Может быть, их можно есть вместо сладостей? Почему нет? (Рассуждения.)

Опасности подстерегают детей и во дворе. Какие? (Машины, битые стёкла, собака, недобрые люди, взрывчатые и легко воспламеняемые вещества, которые используют строители, ремонтники.)

Посмотрите на эту картинку. Представьте себе: дети упустили мяч, и он выкатился на дорогу. Как правильно поступить? ^Попросить кого-нибудь из взрослых достать мяч.) А если взрослых поблизости нет, а на дороге появилась машина, она может раздавить мяч. Как правильно поступить? (Постараться привлечь к себе внимание шофёра криком, чтобы он остановился.) А лучше всего, ребята, не играть около проходящего транспорта.

Представьте себе такую ситуацию. Вы гуляете во дворе. Чья-то чужая собака прибежала и стала лаять на вас. Страшно Что делать? Почему? (Рассуждения детей.) Правильно, собаку нельзя бояться. У русских людей есть такая пословица: на смелого собака лает, а трусливого рвёт.

Ещё одна ситуация. Вы сидите во дворе на скамеечке. Подходит человек с собакой и говорит: “Не бойся, это добрая собака Она немного волнуется, потому что у неё дома остались щенки. Хочешь посмотреть? Пойдём с нами”. Как вы поступите и почему? (С посторонними никуда ходить нельзя.) Как можно вежливо отказаться? (Ответы.)

Сегодня мы с вами сами сумели вспомнить очень нужные правила поведения дома и во дворе. Я надеюсь, что вы все эти правила запомнили, и будете применять их в своей жизни.

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявление условий и способов развития коммуникативности;

2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;

3. Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;

4. Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения круглый стол.

Предварительная работа:

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».

3. Подготовка картотеки коммуникативных игр.

4. Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Мы провели анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).

Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть.

Давайте мы все вместе подумаем, что нужно делать, как играть с ребенком чтобы научить общаться и находить общий язык со сверстниками. (Воспитатель предлагает родителям высказать свои мнения о том, как воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатывают памятку «Как научить ребенка общению».)

Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:

· Пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;

· Чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;

· Использование игр с целью повышения коммуникативности детей.

Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм. В связи с этим, мне бы хотелось построить наше общение таким образом, чтобы все, о чем здесь говорилось, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребенка.

Воспитатель предлагает родителям «поиграть»:

Игра «Вежливые слова»

Бросайте по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова. Такое упражнение поможет выработать полезную привычку пользоваться этикетными словами.

Игра «Ситуации»

Очень эффективная игра, в которой необходимо предлагать разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:

· Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.

· К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?

· У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.

· Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?

· Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

(авторы - О.Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка - картошка», «А ты, Иришка - редиска», «А ты, Вовка - морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка - картинка», «А ты, Антошка - солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Уважаемые родители, я бы хотела отметить важность развития у детей и невербальных форм общения, ведь именно они и определяют выразительность и эмоциональный фон общения. К играм на развитие невербальных средств общения относятся такие, где используется мимика и жестикуляция. К примеру, пантомима: сначала вы изображаете медведя, а ребенок угадывает, потом меняетесь ролями. Для старших ребятишек подойдет игра «Ассоциации», где с помощью языка жестов и различных мимических движений водящий обыгрывает какое-либо слово или ситуацию. Подобные развлечения гарантируют всеобщее веселье, эмоциональную разрядку, сплоченность. Одна из таких игр

«Перевоплощения».

Нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа - мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованные в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот вы будете мама, вы - папа, вы - автосигнализация и т.д. (Ведущий рассказывает, родители озвучивают, издавая звуки, присущие тому или иному предмету).

Представьте…. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мотоцикл. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Звенит будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша.

Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава Богу, не нам! Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закрякали утки. Захрюкали поросята. И вдруг…..

А теперь давайте расскажем эту историю без слов. (Родители звуками имитируют содержание рассказа.)

Уважаемые родители, мне хотелось бы подвести итоги нашей встречи такими словами: «Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь. Вам в помощь мы подготовили красочную картотеку игр, загадок, мирилок и советов по развитию коммуникативных навыков у детей. Вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помогать ему формировать свое умение общаться. Желаем успеха!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Конспект родительского собрания для родителей средней группы

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Выявление условий и способов развития коммуникативности;
  2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;
  3. Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;
  4. Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения – круглый стол.

Предварительная работа:

  1. Приглашение родителей на собрание.
  2. Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».
  3. Подготовка картотеки коммуникативных игр.
  4. Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Мы провели анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).

Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть.

Давайте мы все вместе подумаем, что нужно делать, как играть с ребенком чтобы научить общаться и находить общий язык со сверстниками. (Воспитатель предлагает родителям высказать свои мнения о том, как воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатывают памятку «Как научить ребенка общению».)

Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:

  • Пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;
  • Чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;
  • Использование игр с целью повышения коммуникативности детей.

Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм. В связи с этим, мне бы хотелось построить наше общение таким образом, чтобы все, о чем здесь говорилось, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребенка.

Воспитатель предлагает родителям «поиграть»:

Игра «Вежливые слова»

Бросайте по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова. Такое упражнение поможет выработать полезную привычку пользоваться этикетными словами.

Игра «Ситуации»

Очень эффективная игра, в которой необходимо предлагать разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:

  • Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.
  • К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?
  • У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.
  • Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?
  • Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай (авторы - О.Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Цель: помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Задачи:

— познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «коммуникабельный человек;

Познакомить родителей с принципами и правилами общения с детьми;

Сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков родителей;

Создание положительного эмоционального климата в группе.

Участники: председатель клуба, педагог- психолог, воспитатели коррекционных групп, родители, дети.

Подготовка: за две недели до начала заседания родителям раздаются письменные приглашения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в заседании. (Приложение 1).

Методическое обеспечение: микрофон, проектор, экран, видеофильм «Моя семья в выходной день», мультимедийная презентация «Как научить ребенка речевому общению», мягкая игрушка «Сердечко», буклеты для каждого родителя, конверт с вопросами.

Ход работы

1. Игра «Европейский город»

Председатель клуба приветствует родителей на очередном заседании родительского клуба «Особый ребенок» и предлагает всем поздороваться друг с другом.

Для проведения игры руководители клуба и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола — здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.

2. Дискуссия на тему «Коммуникативные умения», «Общение с ребенком»

Ведущий: Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных умениях детей. Как вы понимает что такое «Коммуникативные умения»? Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. А что вы понимаете под общением? (ответы родителей)

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.

У детей с проблемами в развитии отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности. У них снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже.

Общение ребенка-дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.

Выявить трудности, имеющиеся у родителей в общении с детьми, стало возможным благодаря анкете.

3. Результаты анкетирования родителей «Как мы общаемся с ребенком?»

(Педагог – психолог знакомит родителей с результатами анкетирования «Как мы общаемся с ребенком»). (Приложение 2)

4. Просмотр родителями видеофильма «Моя семья в выходной день», в котором дети рассказывают, как они проводят выходной день с родителями.

5. Сообщение «Как научить ребенка речевому общению» с просмотром мультимедийной презентации (Приложение 3)

6. Правила личностного взаимодействия с ребенком: «Не рядом, не над, а вместе»

(Родители, разбившись на пары с помощью педагога — психолога разбирают несколько позиций общения с ребенком и разрабатывают правила общения с ним). (Приложение 4)

7. Игра «Узнай сказку»

Ведущий: Хорошая книга – лучшее средство общения детей и родителей. Все дети любят сказки, и мы сейчас узнаем, как хорошо знаете их вы, уважаемые родители:

Послушал лисьего совета:

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост, бедняга, потерял. («Волк и лиса»)

Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой.

Вырос сильным он и смелым. («Маугли»)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно – коммунального хозяйства? («Теремок»).

В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и, лишь благодаря своевременному вмешательству общественности, все кончается благополучно? (Ш.Перро “Красная Шапочка”).

Он к меду поднимался и умудрялся петь:

«Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь». («Вини — Пух»)

В какой сказке главному герою запрещалось садиться на пенек? (Машенька и медведь)

8. Игра «Добрые слова»

Ведущая: Общение с ребенком невозможно без похвалы. Ни одного дня без похвалы. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить его. Сейчас мы узнаем «Кто может дольше похвалить ребёнка?» (Родители, стоя по кругу, передают друг другу игрушку, называя при этом слово похвалы, одобрения, любви)

Ведущий: Мы хотим подарить Вам буклет, в котором Вы найдете 95 способов сказать ребенку «Я люблю тебя!». (Приложение 5). Есть в семье один опасный враг — это скука. Сегодня мы приготовили для вас подарок «Домашнюю игротеку». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения. (Приложение 6).

9. «Конверт дружеских вопросов» . (Родители вытаскивают из конверта записку с вопросом и отвечают на него, педагог-психолог комментирует ответы родителей).

Вопросы:

Что Вы делаете, если Ваш ребенок пригласил домой друзей?

Что Вы делаете, если Ваше «сокровище» Вас не слушается?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок просит игрушку по цене всей Вашей зарплаты?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок порвал новую куртку?

Что Вы делаете, если у Вашего ребенка плохой аппетит?

10. Домашнее задание.

Ведущий: Уважаемые родители, и как обычно, в конце нашей встречи — вам домашнее задание. В течение недели постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратитесь к ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радость, одобрение) и сколько- с отрицательным (упрек, замечание, критика). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

11. Выступление детей. (Выходят дети и читают стихи).

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в нас людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь нами подружиться.

Постарайтесь нас не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте нас своим теплом,
Крепостью для нас пусть станет дом.

Вместе с нами пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте,
И во всех делах нам помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет наш уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Председатель клуба: Работа родителей над собой и своими ошибками зависит от понимания смысла известной житейской мудрости: «ваше здоровье в ваших руках». Применяя ее к ситуации общения семьи, можно с уверенностью утверждать, что психологический климат семьи, ее духовное здоровье, комфортность общения всех членов семьи друг с другом, находятся в руках взрослых.

Приложение 1

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК МЫ ОБЩАЕМСЯ С РЕБЕНКОМ?»

Уважаемые родители!

Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?
— да

2. Уделяете ли Вы проблеме общения достаточное внимание, или считаете его неважным?

— не всегда

Нет, считаю эту проблему неважной

3. Находите ли Вы время для разговоров со своим ребенком?

— да, всегда

— не всегда, из-за загруженности на работе и дома

— очень редко

4. (Если на предыдущий вопрос вы ответили «да, всегда» — пропустите этот пункт.)

Причины, мешающие Вам полноценно общаться с ребенком:

— недостаток времени

— эти навыки достаточно формируют в детском саду

— отсутствует желание у ребенка общаться

— затрудняюсь ответить, т.к. особого внимания на эту проблему никогда не обращал

5. Сколько времени Вы общаетесь со своим ребенком?

— все свободное время

— от случая к случаю

— не общаюсь вообще

6. Общаетесь ли Вы со своим ребенком на равных?

— не всегда

7. Каким тоном Вы разговариваете со своим ребенком?

— спокойным

— не всегда удается спокойно разговаривать

— всегда выслушиваю ребенка и вникаю в его проблемы

8. Часто, ли занимаясь своими делами, Вы только делаете вид, что слушаете ребенка, но не слышите его?

— никогда

— бывает иногда

— почти всегда

9. Имеете ли Вы единые требования в воспитании детей в семье?

— наши требования не всегда едины

10. Напишите, пожалуйста, что мешает вашему ребенку полноценно общаться с другими людьми?

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Приложение 3

Как научить ребенка речевому общению

Что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в 5-6 лет не может поддержать простой разговор? Можно научить ребёнка общаться с взрослыми. Для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, можно выделить общие правила организации общения с ребенком.

Это инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы общения, вести его за собой, включать его в общение. Ребенка нужно учить уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнёра.

Внимательно слушайте ребенка. Вполне возможно, что мы слушаем наших детей, однако насколько эффективно? Возможно, параллельно мы еще и воспитываем их, смотрим телевизор, общаемся по телефону. Подобное общение вряд ли можно назвать эффективным и успешным. Рекомендуется уделять от 15-30 минут на общение с ребенком каждый день. При этом слушайте внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию (жестами, выражением лица, задавайте вопросы), которую вам сообщает ваш ребенок, переспрашивайте, если что-то вы недопоняли.

«Обучение общению» лучше начинать с того уровня, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра , которая особенно нравится ребенку. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдение правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру.

В ходе игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и пр.

Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить детей — чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказов.

Чаще спрашивайте детей об их познаниях, наводите на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно помнить, что задача таких занятий — не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Задавайте не сложные и доступные детям вопросы. Темы, подбирайте такие, которые интересны самим детям, и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

По-другому происходит формирование личностного общения. Не стремитесь обрушить на вашего ребенка бесконечный поток мыслей, чувств и переживаний. Выдавайте информацию «порциями», чтобы у вашего ребенка была возможность вас понять, переварить информацию. При обсуждении ваших чувств либо иных каких-либо интимных вопросов постарайтесь создать теплую душевную атмосферу, сядьте рядом друг с другом, обнимите его. Это позволит ребенку расслабиться и лучше воспринять информацию. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил, или песенку спел. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности.

После этого можно предложить ребёнку разговор на личностные темы. Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут рассказы для детей Л.Н.Толстого, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Именно в дошкольном возрасте дети могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре, и зле. Эти представления не зависят от социального строя и экономических условий. По-прежнему добро – это доброта, помощь, сочувствие, а зло – это злость, жестокость, безразличие к чужой беде.

К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Любимыми героями наших детей часто становятся персонажи, к которым трудно приложить определённые этические характеристики. Например, Человек-паук, или черепашки — нинзя, покемоны. С одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они всё-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи чётко разделены.

После прочтения книжки можно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать свое мнение и обосновать его. Постепенно можно переводить беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей. При этом взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.

Можно заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть темы о качествах сверстников (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма и пр.).

Выбирайте подходящий момент для разговора. Для того чтобы разговор был успешный и результативный, выбирайте подходящее место и время. К примеру, не стоит затевать разговор на личную тему в людном и шумном месте, как не стоит его начинать, если вы оба устали, не имеете достаточно времени выслушать друг друга. Никогда не заводите разговор, когда вы рассержены, иначе ваше ощущение будет тут же передано и вашему ребенку. Выдержите паузу, остыньте, и лишь тогда заводите разговор.

Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А что если ребёнок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит и т.д. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы, так или иначе, связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с их общением. Если родители хорошо понимают ребёнка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения. Ведь говорить о чём-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний.

Известный семейный терапевт рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Приложение 4

Правила личностного взаимодействия с ребенком
«Не рядом и не над, а вместе»

Для полноценного общения с детьми давайте рассмотрим три понятия.

I. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Психолог предлагает выйти двум родителям. Один участник пары садится на пол, другой встает перед ним на стул.

Психолог: проделав эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.

ВЫВОД: люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по-разному. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.

II. ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Психолог предлагает паре родителей сесть на стулья на расстоянии 3-4 метра друг от друга.

Вопрос родителям: — Комфортно ли вам, общаться друг с другом? Что вы почувствовали?

Психолог: Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушился – говорить расхотелось.

ВЫВОД: когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними вряд ли возможен.

Психолог: При этом у ребенка недолжно быть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую (стремятся «приласкаться», сесть на колени) и длинную дистанцию общения. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для участников контакт и свободу одновременно.

III. ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ.

Психолог предлагает паре родителей попробовать разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое.

Вопрос родителям: — Удобно ли вам так общаться?

Психолог: Часто и мы с детьми находимся в разных пространствах, каждый в своем. Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном пространстве так, чтобы чувствовался взаимный такт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы дети были «не рядом и не над, а вместе».