Также, многие подростки комплексуют из-за того, что их – не уважают и не признают их сверстники, но это тоже поправимо. Почему у многих подростков нет собственного "я"? Имеется ввиду навязанные ценности и вкусы,взгляды на жизнь и придуманные психические о

13.06.2019 Отношения

Подростковый возраст является серьезным испытанием как для ребенка и так и для его родителей. Подростки часто спорят с родителями, при этом грубят им пытаясь добиться большей самостоятельности и минимума контроля со стороны взрослых. Это естественный этап взросления подростка, однако, родителям в этот период приходится сталкиваться с неуважением к себе.

В ситуациях, когда поведение подростка становится все более проблемным, важно разрешить сложную ситуацию, прежде чем она выйдет из-под вашего контроля. Рассмотрим типичные проблемы, с которыми сталкиваются современные подростки и чем могут им помочь родители.

Основные проблемы современных подростков

Подростки одержимы гаджетами

Нынешнее подрастающее поколение проводит большую часть своего свободного времени в социальных сетях, для них это способ оставаться всегда на связи со своими друзьями. Многие подростки увлекаются компьютерными играми и совсем не считают это увлечение своей проблемой. Тем не менее чрезмерное времяпровождение в Интернете может мешать другим аспектам их жизни, таких как учебе, помощи по дому и саморазвитию.

Чтобы в будущем избежать многих проблем с ребенком установите компьютер в общей комнате дома, чтобы иметь возможность контролировать подростка. Введите правило временного ограничения на использование компьютера. Помимо этого можно устанавливать родительский контроль, чтобы заблокировать сайты и программы с нежелательным контентом.

Подростки грубят родителям

Хамство, враждебность и грубость являются очень явным изменением в поведении подростка и одной из основных проблем современных подростков. Можно и не заметить, когда ваше ласковое чадо превратилось в раздражительного подростка, который ведет себя неуважительно, говорит по-хамски и игнорирует все ваши правила. Подростки начинают вести себя по собственным моделям поведения, которые должны быть отличными от поведения родителей.

К сожалению, в этом возрасте подростки ценят мнение друзей значительно больше, чем мнение родных. В этом кроется небольшая опасность, так как подростки во многом поддаются чужому влиянию. Как бы там ни было, важно демонстрировать ребенку основные нормы поведения, и установить правило уважительного общения в семье.

Подросток часто разражается и бунтует

Любые слова провоцируют подростка на ярость и гнев. Изменчивость и перепады настроения — это проблема подростков, с которой они сталкиваются ежедневно. Подросткам свойственно кричать и тут же плакать, топать ногами и убегать в другую комнату. И все эти эмоциональные реакции могут быть очень спонтанными и бурными. Зачастую они являются результатом физических и гормональных изменений, которые переживает подрастающий ребенок. Однако такое поведение серьезно усложняет общение с ним и мешает установить доверительные спокойные взаимоотношения.

Попробуйте сменить свою тактику воспитания подростка. Например, вместо нравоучений и советов, посочувствуйте ему. Это позволит вам избежать ненужных конфликтов в семье.

Подростки говорят неправду

Есть много причин, по которым подросток может соврать. И ему совсем не кажется, что вранье может стать для подростка проблемой. Хотя он может врать, например, для того, чтобы скрыть некоторые факты от родителей.

Подросткам кажется, что они таким образом утверждаются в своей независимости и самостоятельности. Конечно же когда ребенок скрывает подробности своей жизни, это может родителей насторожить. Они могут решить, что подросток попал в нехорошую компанию и занимается незаконными делами. Также это может означать, что подросток не обратится к вам за помощью, если будет в ней нуждаться.

В таком случае, если вы часто уличаете ребенка во лжи, в первую очередь позаботьтесь о вашей репутации. То есть, если вы для ребенка являетесь слишком строгим родителем и он думает, что за его провинность вы его убьете, то конечно же он будет бояться всё вам рассказывать.

Только доверительные, партнерские отношения, атмосфера взаимопонимания и доверия могут разрушить барьеры между вами и подростком. Дайте ему понять, что вы простите ему его ошибку, но не переставайте быть требовательными и последовательными в своем воспитании.

Подросток поздно приходит домой

Подростки зачастую намеренно нарушают установленный комендантский час. Такой протест может быть неосознанным проявлением самостоятельности.

Прежде чем устраивать скандал, попытайтесь выяснить, действительно ли комендантский час, установленный родителями его друзей, значительно позже вашего. Возьмите с ребенка обещание предупреждать вас о своем опоздании. И ведите с ребенком профилактические беседы, чтобы он был предупрежден о последствиях асоциальных и противоправных действий.

Подросток выбирает плохих друзей

Вам может показаться, что некоторые друзья вашего подрастающего ребенка оказывают на него негативное влияние. Однако, это не всегда является поводом для тревоги и зачастую неоправданным.

Подросток может быть очень привязан к своим друзьям. И тогда любая критика в их адрес будет восприниматься остро, как личная критика. Чтобы не потерять доверие ребенка лучше воздержитесь от резких необоснованных замечаний в сторону его друзей.

Исключением может стать только компания наркоманов, бандитов и других асоциальных группировок. Здесь необходимо вовремя вмешаться, изолировать и избавить его от этой проблемы современных подростков.

Проблемы подростков интимного характера

Для подростков естественен повышенный интерес к сексу, в связи с увеличением гормональных изменений в организме. Важно убедиться, что ребенок имеет здоровое представление о возможных последствиях незащищенного секса.

Подросток плохо учится

Или вообще не хочет учиться. Это еще одна проблема современных подростков. Дело всё в том, что у ребенка подросткового возраста значительно расширяется кругозор, меняется мировосприятие и уже сама по себе учёба в школе становится для него менее ценной.

Учебная мотивация снижается особенно в период активного роста подростка примерно в 13 — 14 лет. А это как раз тот период, когда до окончания школы еще лет 5 и подросток просто теряет внутреннюю мотивацию. То есть он думает: «зачем учиться, если вокруг столько разных перспектив?» или «Мне в жизни биология не пригодится»

Для того, чтобы помочь подростку самое время заняться профориентацией. Заставляйте его размышлять над вопросом профессионального самоопределения начиная с самого простого: «Чем ты хочешь заниматься в жизни?»

Даже если ребенок будет вам резко отвечать: «Ни чем!» поверьте, что внутри себя он будет искать ответ. И еще очень важно приближайте результаты школьной учёбы. Рассказывайте ребенку, зачем она нужна, объясняйте важность и значимость ее для его будущего обучения.

Жизнь подростка очень сложна. Это трудный возраст, в котором стоит ожидать много проблем. С ними очень тяжело справиться одному. Большинство взрослых людей говорят, что жизнь подростка легка, потому что они живут в доме родителей, где их материально поддерживают. Но это не так, потому что помимо этого, у подростков очень много трудностей.

Проблемой, в данном возрасте, является непонимание между ребенком и родителями. В большинстве случаев подростки просто хотят казаться взрослыми и поэтому ведут себя агрессивно и выражают протест. Они не хотят подчиняться своим предкам, потому что считают себя взрослыми. Я считаю, родители должны беседовать с ребенком и поддерживать его во всех начинаниях, чтобы он чувствовал свою значимость в жизни.

Еще одна из самых важных проблем подростков – образование. Не каждый может определиться с будущей профессией. Данная ситуация вызывает множество размышлений и споров с родителями. Мне кажется, родители не должны настаивать на определенном решении. Необходимо предложить ребенку варианты, а выбирать только ему. Потому что, если отец или мама скажет, что их чадо будет учиться там, где хотят они- возникнет конфликт. Также, одной из важных проблем является внешний вид подростка. Многие девочки в этом возрасте считают, что они не красивы, имеют лишний вес. Именно поэтому они сидят на диете и наносят на свое лицо кучу косметики. В таком случае, маме нужно поговорить со своей дочерью и объяснить ей, что она красива, чтобы дочь поверила в это и перестала худеть.

Подростковый возраст несет за собой жестокость и боль. Именно в этом возрасте многие встречают свою первую любовь. Чтобы чувства были взаимны, они готовы сделать огромное количество необдуманных поступков, чтобы доказать свою любовь. Личная жизнь должна быть у каждого. Она влияет на поведение, характер, поступки и, конечно же, на учебу. Обычно, родители против отношений в этом возрасте. Многие подростки часто слышат подобную фразу: «Сначала отучись, а потом уже люби». Родители не понимают своих детей. Они отказываются слышать о том, что их ребенку нравится противоположный пол. Я считаю, каждый человек имеет право на личную жизнь. У каждого взрослого человека, в свое время, была первая любовь. Может быть, к сожалению, она закончилась еще в далёкой юности, а может, идет рядом спустя многие годы. Поэтому, подросткам свойственно влюблять и ошибаться.

В заключение, хотелось бы сказать, что у каждого подростка свои проблемы, но в большинстве случаев они схожи. Чтобы справиться с трудностями, необходимо разговаривать о них с людьми, которым ты доверяешь, чтобы тебе дали совет.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Осенние каникулы и как я их провожу 2, 3, 4, 5, 6 класс

    Все люди по разному проводят своё личное время, тратя его на те или иные вещи, которые им приходятся по душе. Но так как я учусь в школе, свободного времени у меня не так много как бы мне того хотелось

  • Сочинение Современная молодежь

    Современная молодежь, не особо отличается от молодежи других времён. Тот же возраст, те же проблемы. Но сегодня есть проблемы которых не было раньше, другая эпоха, другие правила

  • Побег Мцыри (цель, почему, причины побега) сочинение
  • Я мечтаю о том, чтобы школа, в которой я обучаюсь имеет привлекательный внешний вид. В ней сделан современный ремонт, и она оборудована современной техникой и мебелью

    Мою бабушку зовут Анна. Она очень хорошая и добрая. Я её всегда называю бабуля, потому что она заслуживает этого слова. Бабуля всегда со мной играла, покупала мне много вкусняшек, учила меня печь пироги. Она мне всегда читала на ночь разные сказки

Я работаю в школе четвертый год. Мне 25, им - от 15 до 18. Сам я считаю, что примерно одного с ними поколения, однако, когда я учился в школе, наше поколение не воспринималось как-то по-особенному, а современный школьник для большинства - явление неизученное.

Часто меня спрашивают: «И как школьники?» «А что они?» - говорю. «Ну они какие-то другие, да?» Другие - эту характеристику я слышу чаще прочих. На просьбу пояснить значение обычно отвечают:

  • они ничего не хотят;
  • не читают, все время в телефоне;
  • мы в их возрасте о другом думали;
  • им, кроме развлечений, ничего не нужно;
  • не хотят работать, хотят, чтобы им все легко доставалось.

Похожие реплики можно услышать во все времена. Но меня интересует природа именно сегодняшней проблемы поколений, ведь мы с ними смотрим одни фильмы и сериалы, сидим примерно в одних пабликах, читаем одни СМИ, шутим одинаково. Однако разница все-таки есть. И она ощутима.

Прежде чем писать этот текст, я поговорил более чем с сотней московских школьников и несколькими десятками студентов-первокурсников, поэтому выводы по большей части основаны на наших с ними диалогах и моем опыте.

О свободе

Все российские школьники - дети путинской России, и другой они не знают. Сколько бы нас ни пугали «закручиванием гаек», эти дети выросли свободолюбивыми и достаточно независимыми. Они озабочены пакетом Яровой и единогласно выступают против любой цензуры в интернете. Свобода действия, свобода во всех проявлениях - одна из их важнейших ценностей. И поэтому подавляющим большинством обязательная школа ощущается как временное заточение длиной в одиннадцать лет, после которого наступит какая-никакая свобода.

При этом они трезво понимают, что абсолютной свободы нет. Они не тешат себя надеждой, что работать не придется, и вовсе не думают, что жизнь - сахар. Мем «жизнь - боль» воспринимается ими как горькая, но ироничная данность, с которой смирились взрослые. Но это не значит, что они смиряются тоже, - им бы этого не хотелось. Возможно, я скажу банальность, но школьники были бы счастливыми людьми, если бы не мир взрослых.

Их родители и почти все учителя родились в стране, которой больше нет, росли в идеологии, которая больше не работает, и несут ценности, которые сегодня кажутся неактуальными. И одним из краеугольных камней является коллективизм.

Сама идея современной школы пронизана духом коллективизма. А субъективная и часто предвзятая оценочная система позволяет выстроить внешнюю иерархию. Такая иерархия установлена во многих школах и в учительской среде, где директор с помощью рычага стимулирующих выплат на педсоветах жалует «отличников» и отчитывает «троечников». И то, что было ценностью одного поколения, становится проблемой другого.

Школа вообще не предлагает ребенку ситуацию выбора - это и не удивительно, ведь в коллективе зона ответственности отдельного человека размыта

В современном мире анонимность дорого ценится. Для молодого человека анонимность - это в первую очередь личное пространство, свобода выбора: что читать, что смотреть, что делать. Поэтому гаджет для них - не просто игрушка, а образ жизни.

Для родителя, который привык, что «жизнь ребенка - моя жизнь тоже», это неприемлемо. Взрослые, которые воспринимают анонимность как опасность (а вдруг он там узнает что-то плохое?) и пытаются контролировать личные переписки, фактически лишают ребенка личного пространства и возможности выбора. Потому что та безграничная свобода, без которой не могут подростки, для них находится только в интернете (вероятно, во многом именно интернет ее и воспитал). Чего не скажешь о школе, где учитель решает, что будет изучаться и как, определяет обязательное домашнее задание и санкции за невыполнение и назначает даты контрольных.

Школа вообще не предлагает ребенку ситуацию выбора - это и не удивительно, ведь в коллективе зона ответственности отдельного человека размыта. Но только ситуация выбора может научить ответственности. А когда ты сам несешь ответственность за свою жизнь и свои решения, опция «пожаловаться на судьбу, государство или соседей» отсутствует.

О консервативном обществе

В школе каждый сталкивался с несправедливостью. Старательной Марине, будущей медалистке, ставят пятерку по химии или физике, хотя она знает предмет максимум на троечку. А за Вовой закреплен образ двоечника, и поэтому учительница русского находит в его тетрадях те ошибки, которые в Марининой не замечает. Подобная необъективность повсеместна, и она кажется нормой. Нам проще навесить ярлык, чем постоянно пересматривать свои взгляды и менять отношение к чему-либо.

Эта проблема (а для многих детей она серьезна) - следствие другой беды, а именно консервативности нашего общества и конкретно школы. Гибкие дети вынуждены подстраиваться под негибких учителей и даже родителей, мириться с необъективностью и принимать (а то и перенимать) общепринятые стереотипы, потому что спорить с ними энергозатратно и порой даже опасно. Проще лицемерить или молчать.

Но не скажу, что все дети безропотны. Все чаще - внутри даже одной моей школы - возникают стычки, в которых дети отстаивают свою правоту. Вопрос: «А зачем мы это изучаем?» - не просто попытка позлить учителя, а практический и честный вопрос. Ответа на него учитель обычно не имеет, потому что сам не знает «зачем», а преподает по инерции, потому что «надо». Но ученики требуют этого диалога. Им неприятна даже не столько бездумность процесса получения знаний, сколько неспособность и нежелание учителя о нем говорить, ставить под вопрос затверженные догмы.

Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно

Это нежелание меняться и вместе с тем тотальная пассивность и безынициативность - другое пагубное следствие консервативного общества. Примерно каждый второй школьник из опрошенных мной сказал, что его родители не готовы кардинально менять свою жизнь в ситуации, когда что-то не нравится. Смена места работы, переезд или развод воспринимаются взрослыми не как действие, направленное на улучшение жизни, а как трагедия, поэтому лучше просто перетерпеть. Фразу «Ну и что, что не нравится? Надо!» слышал каждый подросток.

Формула «успех = труд», по которой живет поколение родителей, в корне отвергается подростками. Они знают достаточно примеров деятельности, в которой надо прикладывать минимум усилий: киберспорт, ведение группы в соцсетях, видеоблоги и так далее. И я говорю не о том, что подростки хотят бездельничать, а о том, что истинность родительской формулы поставлена под сомнение. Оказывается, необязательно много трудиться и делать то, что не нравится.

Нынешние подростки больше всего хотят быть счастливыми, они убеждают себя, что, в отличие от родителей, не готовы поступиться счастьем ради карьеры или достатка. Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно.

О неосознанности взрослых

Ученица говорит мне на перемене: «Моя мама дура. Она эмоциональная, глупая и неосознанная. Я не могу с ней общаться. Она меня не понимает, а только кричит. А все мои попытки ее в чем-то переубедить утыкаются в ее авторитет - мол, она старше. Говорит, поживи с мое, тогда увидишь, что я права». Потом она пересказывает ситуацию, и я понимаю, что мама все-таки не права и со временем тоже права не станет.

Но как мне быть? С одной стороны, я не имею права подрывать авторитет родителей, с другой, не могу быть неоткровенным с учеником. И от безысходности я говорю, что можно обратиться к психологу, что можно попробовать поговорить с мамой иначе, что я обязательно попробую с ней пообщаться на родительском собрании.

Вариант с психологом, естественно, проваливается. Если дети и решаются позвонить специалисту, то убедить родителя сходить на прием становится непреодолимой преградой. Поговорить иначе тоже не получается, потому что аргумент «я старше, мне виднее» непрошибаем - ты же не можешь победить время. Тогда я разговариваю с родителем лично и вижу, что родитель действительно не понимает, что, как, почему и зачем он делает.

Мне остается только сочувствовать таким детям. Ну что ты будешь делать, когда в шестнадцать уже критически мыслишь, читаешь сложные книги и понимаешь что-то большое, а дома видишь утыкающихся в телевизор родителей с кучей комплексов и проблем, которые не замечают ни тебя, ни жизни? Может, уйдешь с головой в виртуальную реальность? Эскапизм в шестнадцать - что может быть грустнее.

Проблема неосознанности кажется следствием предыдущих двух - консервативности общества и коллективизма. Советская идеология высоко ценила уважение взрослых и не позволяла ставить этот догмат под сомнение. Возраст в народном понимании приравнивается к опыту, а опыт - к обладанию истиной, которое, в свою очередь, дает власть, возможность для манипуляции - чем и занимаются многие взрослые и большая часть учителей.

О будущем

В моих глазах нынешние школьники - интереснее и глубже своих родителей. В шестнадцать они читают битников, нон-фикшн и сложную классическую литературу вне программы, тогда как их родители в том же возрасте читали Жюля Верна и Конан Дойла. Это не значит, что они лучше, они просто шире, ведь Конан Дойла они тоже читают. Многие из них уже подрабатывают и могут найти себе работу по увлечениям. У подавляющего большинства индивидуальный музыкальный вкус.

Когда я учился в школе, разговоры о политике казались нам скучными, и они просто-напросто отсутствовали в дискурсе. За десять лет ситуация кардинально изменилась. Это не хорошо и не плохо, это данность. И мне кажется, этот протест - не просто банальный юношеский максимализм.

Они выходят против того устройства жизни, которое установлено в стране, где их вынуждают лицемерить, смиряться или молчать, когда учитель отчитывает за опоздание на урок

Я учился в старшей школе в конце нулевых, во время расцвета «неформалов»: готы, эмо, кислотники, рокеры, скины и другие. Я сам носил широкие штаны и футболки на два размера больше, чтобы позлить завуча и математичку. Посмотрите на сегодняшних подростков. Они одеты… обычно. Их протест никак не выражается внешне. Им не нужен протест ради протеста, им есть чем заняться - хотя бы в социальных сетях. Они просто хотят отстоять свое право на анонимность, на свободы, зафиксированные в конституции (кстати, многие школьники знакомы с этим документом), на объективность и откровенность, они хотят получать честные ответы на вопросы. Мне кажется, они хотят не разрушать, они хотят защищать и созидать.

И я думаю, что подростки выходят на митинги не столько против власти, сколько за себя. Они выходят против того устройства жизни, которое установлено в стране, где их вынуждают лицемерить, смиряться или молчать, когда учитель отчитывает за опоздание на урок. Другой вопрос: кто поведет этот протестный импульс и в какую сторону.

В любом случае процесс сдерживания и насильственного закрепления традиций искусственен. Сегодня подростков учат смирению, но в итоге смириться придется тем, кто учит. И пусть их сколько угодно называют другими, в итоге все равно правда, какая бы она ни была, останется за ними, потому что именно они определят будущее.

Аксенова Э.А. 1

Карелина О.В. 1

1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 с.Хороль Хорольского муниципального района Приморского края

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Стереотипное мышление свойственно не только детям, но и взрослому поколению. Так, родителя и учителя в школе нередко придерживаются негативных стереотипов о современных детях, полагая, что их поколение было лучше и более ответственным, а современных школьников ничего не интересуют кроме интернета и улицы.

Стоит отметить, что современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.

Отличие условий развития современных подростков заключается, во-первых, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить. Далее, немаловажным фактором является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Следующий немаловажный фактор современного подростка - это непрочность современной семьи. Исходя из этого, цель данного исследования : выяснить, каких стереотипов о подростках придерживаются учителя и родители, что думают о школе и о роли образования в их жизни сами подростки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Изучить различные определения понятия «стереотип» и влияние стереотипов на жизнь человека, с точки зрения учёных - психологов.

Узнать, какие стереотипы у хорольских школьников, их родителей и учителей.

Проанализировать пути возникновения и работы стереотипов.

Выяснить, как избежать формирования стереотипов в процессе обучения и бороться уже с существующими.

Гипотеза: существующие стереотипы у современных подростков, их родителей и учителей имеют более негативный характер, чем позитивный.

Объект исследования: стереотипы учащиеся 5-9 классов, родителей учеников, педагогов МКОУ СОШ №3 с. Хороль, учителей истории Хорольского района.

Предмет исследования: характер и процесс воздействия стереотипов на жизнь человека.

Практическое значение данного исследования определяется возможностью использования полученных результатов в работе школьных учителей, психологов и родителей.

Глава 1. Стереотипы и их влияние на жизнь человека

Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Так что же такое стереотипы? Существуют различные определения. «Стереотип - устойчивый образ какого-либо человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Это привычный взгляд на вещи, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с новыми явлениями и незнакомыми людьми». Стереотипы позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания, т.е. упрощают и сокращают процесс восприятия . В другом источнике стереотип определяется как «нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно» . В зависимости от научной школы, современные стереотипы могут трактоваться по - разному. Однако общая их идея одинакова - это устоявшееся мнение насчёт людей, национальностей, поступков или действий .

Анализ статей, опубликованных в сети интернет, показал, что большинство исследователей, авторов научных публикаций отмечают негативные влияния стереотипов на жизнь людей. «Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно» .Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать Классическая формула стереотипов выглядит так: «Все X обладают свойством Y». Например, «все блондинки-глупые», «все полные люди-добрые», «все китайцы низкого роста» и т.д..

Выделим положительное и негативное влияние стереотипов на поведение людей.

Стереотипы часто помогают человеку сделать какой-либо выбор или принять необходимое для него решение, не приложив лишних усилий.

Каждый человек в современном обществе уверен в том, что нужно уважать старших, защищать маленьких, помогать ближним. Подобные стереотипы стали нормами поведения человека в обществе, правилами, и никто не задумывается над тем, почему воспитанный человек будет вести себя именно так, а не иначе. Но это не единственное проявление хорошей стороны стереотипов.

Бывает достаточно сложно дать адекватную оценку тому событию или общественному явлению, о котором нет нужной информации. Сообразно с этим, когда отсутствует возможность основываться на своих личных убеждениях, люди часто прибегают к уже закрепившимся в обществе стереотипам, использование которых не требует принятия решений индивидуального характера и как бы человека. Получается, что в случае своей истинности стереотипы иногда «спасают» нас: укоряя процессы познания, они создают основу формирующемуся у человека мнению, помогают предугадывать линию поведения окружающих людей.

За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей.

Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования, до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми происходят межкультурные контакты.

Стереотип, основанный на ложных знаниях, навязывает определённую модель поведения, которая уже изначально может быть неверной. Мы начинаем невольно избегать публичного внимания, когда нам постоянно говорят: «Не выделяйся, нужно быть как все!» А слова «Тебя перестанут уважать за это» и вовсе звучат угрожающе. Значит, посредством стереотипов можно ввести отдельного человека или группы людей в заблуждение, манипулировать ими, что может привлечь за собой как личные неудачи, так и социальные разногласия, и конфликты, страх, презрение, дискомфорт. Ложные стереотипы не только помогают определить правильные жизненные ориентиры, но настраивают человека враждебно по отношению к другим людям: их расе, национальности, внешности или образу жизни. Стереотипы не выявляют сходства между группами людей, а акцентируют внимание на различиях, вследствие чего люди делятся на «плохих» и «хороших», «своих» и «чужих».

Стереотипы мышления настолько сильны, что мы принимаем их за безоговорочную истину и обычно не сомневаемся в правильности тех или иных своих убеждений. Иногда мы называем это своим характером или мировоззрением. Невозможно представить себе, как выглядело бы наше существование, если бы, каждый раз заново, нам приходилось решать как вести себя на дороге или в театре, на лекции в университете или среди болельщиков на стадионе. Однако нередко мы имеем дело с такими стереотипами, которые блокируют наше развитие и продвижение в той или иной области. Чаще всего, они проявляются как страхи и опасения. Например: страхи, связанные с получением денег, избегание риска, страх перед сотрудничеством, боязнь успеха и т.д. Это так называемые ограничивающие убеждения. Каждый из нас, при желании, может найти их в своём репертуаре. Естественно, что как в профессиональной деятельности, так и в личном развитии, изменение ограничивающих стереотипов приносит неизмеримую пользу. Именно поэтому множество тренингов, семинаров и мастер классов уделяют этой теме такое серьёзное внимание.

Глава 2. Стереотипы хорольских подростков о школе и об образовании

В ходе данного исследования был проведён социологический опрос среди подростков (учащихся 5-9 классов) МКОУ школы №3, их родителей, учителей данной школы и учителей истории Хорольского района (Приложение 1, с. 20-21. Анкеты 1 - 3.)

Всего: 165 респондентов.

Для проведения соц.опроса, мною были разработаны анкеты для различных категорий респондентов. Подросткам было предложено выразить своё мнение о стереотипах, связанных с образованием и обучением в школе. Предложенные стереотипы были взяты из личного опыта, общения со сверстниками и со страниц СМИ.

Одним из самых распространённых стереотипов о школе является следующий: « В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся». Большинство опрошенных (47%) частично согласны с данным утверждением. Удивил тот факт, что около половины подростков (43%) считают, что многие знания, получаемые в школе, пригодятся в дальнейшей жизни.(Приложение 2, с 22. Диаграмма 1.)

Во все времена многие ученики были не довольны тем, что в школе много задают домашнего задания. Современные школьники также придерживаются данного мнения. Причём, даже некоторые родители поддерживают своих детей в этом вопросе. Интересно, что только 29% опрошенных подростков считают, что в школе много задают на дом. Большинство же респондентов (60%) лишь частично согласны с данным утверждением. Скорее всего, только некоторые учителя, по их мнению, много задают на дом.(Приложение 2, с.22. Диаграмма 2.)

В общении со сверстниками, родителями и их знакомыми, в сети интернет, в телевизионных передачах часто можно услышать, что в школе очень сложно учиться. Данная фраза была предложена учащимся в ходе анкетирования. Поразило то, что всего 15% полностью согласны с данным мнением, частично согласны - более половины подростков (54%). (Приложение 2, с.22. Диаграмма 3)

Многие ученики считают, что все учителя много требуют от них. Действительно ли это так? Большинство опрошенных частично согласны с этим утверждением (45%). Возможно, всё- таки не все учителя очень требовательны. Только 16% ребят полностью поддерживают предложенное высказывание. (Приложение 2, с.23. Диаграмма 4.)

Не все ученики удовлетворены своими оценками, возможно, поэтому некоторые считают, что многие учителя занижают оценки. Как выяснилось, чуть больше половины респондентов (54%) согласны с данным утверждением, причём, только 19 учащихся высказали полное согласие (Приложение 2, с.23. Диаграмма 5).

В 2014 году в нашей школе была введена школьная форма. На сегодняшний день большинство подростков (69%) утверждают, что школьная форма никак не влияет на успеваемость. Только 12 респондентов полностью поддерживают учителей в данном вопросе (Приложение 2, с.23. Диаграмма 6).

Для многих учащихся, их родителей, и даже учителей слова ОГЭ и ЕГЭ наводят ужас и вызывают панику. Значительная часть родителей внушают своим детям мысль, что если они будут плохо учиться, то не сдадут экзамены, тем самым формируя стереотип, что экзамены сдавать очень сложно. Учителя тоже постоянно пугают, если мы не будем учиться, то не сдадим экзамены. Сами же подростки ещё не сталкивались с экзаменами, только учащиеся 5-7 классов писали ВПР и комплексные работы, которые по своей структуре немного напоминают экзамен. Как показало анкетирование, больше всего переживают за будущие экзамены, учащиеся 8 «А» класса. Выпускники же школы настроены более оптимистично. В то же время все девятиклассники в той или иной степени согласны с мнением, что экзамены сдавать очень сложно. Причём, во всех классах большинство опрошенных полностью придерживаются данной точки зрения.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 7.)

Другим устоявшимся стереотипом в современном обществе, в формировании которого значительную роль играют родители, является следующий: « не имея высшего образования, невозможно построить карьеру». Что же думаю подростки по этому поводу? Более трети респондентов (38%) полностью согласны с данным убеждением. Только 23% считают, что и без высшего образования можно добиться успеха в работе и финансового благополучия.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 8.)

Ещё в 90-х годах XX века в России стали появляться первые коммерческие (негосударственные) вузы. За плату могли получить высшее образование в государственных вузах те студенты, которые недостаточно хорошо сдали вступительные экзамены. Сегодня в высшие учебные заведения поступают на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Многие же учащиеся получают низкие балы по результатам итоговой аттестации и родители вынуждены платить за обучение, желая, чтобы их дети получили именно высшее образование в выбранном ими учебном заведении. Причём, некоторые специальности можно получить только на платной основе. Что же думают ученики по этому поводу? Большинство респондентов (34%) не согласны с тем, что обучение в вузах платное и всё зависит от денег. Полностью согласны с данным утверждением всего (20%) ребят. Как видим, данный стереотип не закрепился в сознании подростков.(Приложение 2, с.24. Диаграмма 9.)

Выпускники школы стремятся поступить в вузы для того, чтобы получит престижную и по их мнению, (или мнению родителей) - высокооплачиваемую профессию. С точки зрения школьников, самыми высокооплачиваемыми профессиями являются: юрист (24 ч.), депутат (19 ч.), полицейский (12 ч.), военнослужащий (11 ч.), врач (10 ч.). Сегодня в сети интернет можно найти много публикаций, в которых перечисляются самые престижные и высокооплачиваемые профессии в России и в мире. Списки несколько различаются, но есть ряд профессий, которые указываются в топ-10 чаще всего: юристы, программисты и специалисты IT-технологий, врачи, банкиры и предприниматели, дизайнеры и артисты, экономисты и аудиторы, менеджеры, инженеры, лётчики и космонавты . Как видим, мнение детей по некоторым позициям совпало с данными соц.исследований, размещённых в сети интернет. (Приложение 2, с.25. Диаграмма 10)

Самые модные профессии для хорольских подростков связаны с творческой деятельностью: дизайнер (32 ч.), стилист (16 ч.), видеоблогер (16 ч.), модель (15 ч.) , модельер (14 ч.). (Приложение 2, с.25. Диаграмма 11). Самыми скучными профессиями подростки считают профессии библиотекаря (13 ч.), учителя (10 ч) и дворника (9 ч.). По приведённым результатам видно, что стереотип, связанный с профессией библиотекаря, наиболее устоявшийся в сознание различных возрастных категорий населения. Очень удивил тот факт, что учащиеся назвали профессию учителя скучной. (Приложение 2, с.25. Диаграмма 12)

Известное детское стихотворение В. Маяковского « Кем быть» заканчивается следующими словами: « Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!». Какие же профессии, по мнению ребят, являются самыми нужными? Первое место «присудили» врачу - 47%, «серебро получили» сотрудники полиции - 30%, замыкают тройку самых нужных профессий пожарные (21%), чуть меньше учащихся указали в своих анкетах профессию учителя в данном списке (Приложение 2, с.26. Диаграмма 13).

Таким образом, итоги социологического опроса, проведённого среди 5-9 классов, показали, что большинство респондентов придерживаются следующих взглядов о школе: знания, которые дают в школе, в дальнейшем пригодятся; большинство учителей немного задают домашнего задания; учиться в школе не очень сложно.

Данные результаты не ответствуют наиболее устоявшимся стереотипам о школьном образовании в современном российском обществе.

Глава 3. Взгляды учителей и родителей на подростков

Взрослые привычно жалуются, что современные дети испорчены интернетом, компьютерными играми, Голливудом и ни во что не ставят традиционные ценности. Конфликт поколений, ничего нового. Так было всегда.

В современном мире существуют различные стереотипы о подростках, большинство из которых - негативные. Так, большинство взрослых считают, что многие подростки курят, пьют и все ругаются матом. Своё мнение о подрастающем поколением высказали в ходе анкетирования учителя МКОУ СОШ №3 с.Хороль, учителя истории Хорольского района и родители учащихся 5-9 классов.

Большинство респондентов, как среди родителей, так и среди учителей, уверены, что многие подростки курят и пьют. Полностью согласны с данным стереотипом 38% опрошенных, частично - 43%. На самом деле, некоторые учащиеся даже до занятий или на переменах выбегают покурить за угол школы или к магазину. Классные руководители и администрация школы стараются бороться с курильщиками, но принимаемые ими меры лишь ненадолго останавливают любителей вредных привычек. Курили старшеклассники и в советской школе, сейчас же снизился возраст курильщиков, и всё чаще можно встретить с сигаретой представительниц прекрасного пола (Приложение 2, с.26. Диаграмма 14)

На улице, в школе, в кинотеатре и в других общественных местах можно часто услышать нецензурные слова. Причём, среди любителей бранной лексики встречаются не только подростки и старшеклассники, но и даже учащиеся более младшего возраста. Большая часть учителей и родителей (58%) считают, что многие подростки используют в речи нецензурные слова. Некоторые (23%) думают, что все подростки ругаются при помощи матершинных слов (Приложение 2, с.26. Диаграмма 15).

На протяжении нескольких лет (2010 -2016 гг.) психолог Н.А. Горлова проводит мониторинг мнения родителей и педагогов об особенностях современных детей. «Современные дети по-другому воспринимают мир», «мыслят по-другому», «проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать», «не хотят выполнять указания взрослых», «они требовательны и настойчивы», «очень подвижные и гиперактивные» - пишут родители и воспитатели в анкетах . Родители и педагоги Хорольского района лишь частично согласны с тем, что « подростки не уважают взрослых» (60%). Около четверти опрошенных более оптимистично оценивают подростков, не согласившись с данным высказыванием (Приложение 2, с.27. Диаграмма 16). Стоит отметить, что «уважение к взрослым» и «желание выполнять указания взрослых» - высказывания не однозначные. Одной из психологических особенностей подростков всегда являлось стремление к самостоятельности и критичное отношение к указаниям взрослых.

Один из самых устойчивых стереотипов о современных детях - «подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете». Полностью придерживаются данного мнения только 9 респондентов, большинство же опрошенных (58%) - не совсем согласны (Приложение 2, с.27. Диаграмма 17). На самом деле, многие мои одноклассники, знакомые посещают различные секции, ходят в школу искусств, участвуют в организации классных, школьных и районных мероприятий в свободное от учёбы время, и им некогда сидеть подолгу в интернете, если только для общения.

Одной из особенностей подросткового возраста является снижение мотивации к учению, появляются другие интересы и увлечения. Очень часто можно услышать, что у современных школьников особенно у подростков - нет интереса к учёбе. Как выяснилось, учителя и родители также придерживаются данной точки зрения. Половина всех опрошенных частично согласны, а одна треть родителей полностью согласны с предложенным утверждением (Приложение 2, с.27. Диаграмма 18).

Во все времена для подростков было характерно стремление к самостоятельности. Причём, по мнению некоторых подростков, самостоятельность - это непослушание, стремление всё делать по-своему. По сравнению с предыдущими поколениями сегодня школьники стали более безответственными и распущенными. Так считает и взрослое население Хорольского района. 83% респондентов, в той или иной степени согласны с этим стереотипом. (23% - полностью, 60% - частично). (Приложение 2, с.28. Диаграмма 19)

Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире, сейчас редко увидишь детей за чтением книг, некоторые ребята даже не утруждают себя чтением текстов учебников для выполнения домашнего задания. Наблюдается снижение техники чтения учащихся и затруднение осмысления прочитанного. 67% родителей, 52% учителей абсолютно согласны с тем, что школьники мало читают и обладают низким уровнем культуры. Как видим, учителя в данном вопросе настроены более оптимистично - 45% не совсем согласны с этим мнением (Приложение 2, с.28. Диаграмма 20).

Учителям было предложено оценить уровень знаний современных школьников. Так, большинство педагогов (72%) считают, что уровень знаний учащихся ниже, чем был 10-20 лет назад, из них - 38% полностью согласны с данным утверждением. (Приложение 2, с.28. Диаграмма 21). Одной из причин снижения уровня знаний, по мнению родителей и педагогов, является усложнение школьных программ, учебников. 65% опрошенных родителей абсолютно уверены, что школьные программы усложнились, и стало сложнее освоить изученный материал. Учителя Хорольского района не так категоричны в данном вопросе: только 41% согласны с родителями. Большинство педагогов (45%) лишь частично согласны с этой точкой зрения. (Приложение 2, с.29. Диаграмма 22)

Наряду с негативными стереотипами о подростках можно услышать и мнение о том, что современные дети стали лучше развиты, более уверенны в себе. Во время просмотра телевизионных передач « Лучше всех», «Пусть говорят», «Синяя птица» и видеороликов в сети интернет, удивляешься способностям и талантам детей. Большинство респондентов (54%) лишь частично согласны с утверждением, что «Современные школьники лучше развиты, у них шире кругозор», четверть опрошенных так не считают. При этом, 83% педагогов уверены, что у современных подростков больше возможностей для всестороннего развития (Приложение 2, с.29. Диаграмма 23). По-видимому, учителя думают, что некоторые хорольские дети не используют те возможности, которые сейчас хорошо представлены в Хорольском районе: занятия спортом, музыкой, танцами, робототехникой и т.д.

«Многие родители считают, что дети, переходя в старшие классы, могут обходиться и без их помощи». Данное утверждение можно часто услышать от учителей, и поэтому в ходе анкетирования, педагогам было предложено высказать своё мнение. Полностью согласны с предложенным стереотипом 58% опрошенных (Приложение 2, с.29. Диаграмма 24). По моим наблюдениям только некоторые родители нашего класса регулярно посещают родительские собрания, принимают участие в мероприятиях класса и школы. Хотя ещё несколько лет назад, когда мы были учащимися начальной школы, фактически все родители активно участвовали в жизни класса и школы. Возможно, многим родителям, не хватает времени на то, чтобы уделять больше внимания школьной жизни ребёнка.

Как показал социологический опрос, стереотипы о современных подростках абсолютно у всех респондентов сформировались на основе личных наблюдений.

Из всего выше перечисленного следует, большинство родителей и педагогов избегают крайностей в оценивании современных подростков. В большинстве предложенных вопросов, основная часть респондентов высказывают частичное согласие со стереотипами. Несмотря на то, что, по мнению и учителей, и родителей, школьные программы усложнились, ученики мало читают, и уровень их знаний ниже, чем был у школьников 10-20 лет назад. При этом у современных подростков по убеждению взрослых, больше возможностей для всестороннего развития и расширения кругозора.

Заключение

В ходе данного исследования были изучены различные определения понятия «стереотип» и влияние стереотипов на жизнь человека. По мнению учёных - психологов, стереотипное мышление - бич современного российского общества. Оно мешает индивидуальному развитию людей по собственной, независимой ни от кого программе.

Как показал социологический опрос, большинство школьников не придерживаются негативных стереотипов о школе, учителях и объёме домашнего задания. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования в отношении подростков не нашла своего подтверждения. Самым поддерживаемым стереотипом у учащихся является стереотип об экзаменах. Подавляющее большинство респондентов уверены, что экзамены сдавать очень сложно.

Взрослые респонденты оказались менее оптимистичны в своих оценках подрастающего поколения. Большая часть родителей и педагогов считают, что у современных подростков уровень знаний ниже, они мало читают, курят и используют в речи нецензурные слова. Также значительная часть подрастающего поколения, по их мнению, не уважает взрослых и стали более безответственными и распущенными. Свои взгляды взрослые усиленно внушают детям. Впрочем, так было во все времена. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до н.э.) высказывался о молодёжи следующим образом: «Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Как видим, проблема взаимоотношений поколений не является новой и остаётся актуальной в современном мире, в котором подростки подвержены значительному влиянию СМИ и современных технологий.

Стереотипы подростков приобретают отрицательную окраску под влиянием внутренних противоречий и внешних условий. И вполне возможно, что когда взрослые начнут помогать подросткам справляться со своими внутренними конфликтами, идти навстречу, не отталкивать как ненужную вещь, тогда и отношение детей поменяется в лучшую сторону. Их не будут привлекать асоциальные компании, в которых подростки ищут понимания и одобрения в действиях; им не нужно будет совершать противоправные действия, чтобы обратить на себя внимание. Потому что они будут замечены, услышаны, поняты. Ведь это самое важное для детей в подростковом возрасте. Задача педагога, прежде всего классного руководителя, воспитателя научить родителей способам избегания излишней стереотипизации мышления ребёнка. Для этого необходимо формировать логическое мышление и лучше всего — с раннего детства. При этом сами педагоги должны освободиться от некоторых стереотипов, которые складываются со временем в результате накопления определённого педагогического опыта.

Эффективным средством преодоления стереотипов является индивидуальный подход к учащимся, стремление в каждом ребёнке распознать его способности, таланты.

Список использованных источников и литературы

Результаты социологического опроса среди учащихся 5-9 классов, родителей, педагогов МКОУ СОШ №3 с. Хороль, учителей истории Хорольского района. - Хороль. - 2017

Справочная и учебная литература

Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [ Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н.Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015 - 111 с.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. - М.: Bako, 2016 - 240с.

Интернет - источники

Закон о запрете на использование нецензурной брани принят Госдумой. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/(15.11.2017)

Круподёрова О.Е. Преодоление стереотипов у современных школьников. - Режим доступа: https://infourok.ru(20.11.2017)

Особенности современных подростков - Режим доступа: studwood.ru https://studwood.ru/ (20.11.2017)

Психология жизни. - Режим доступа: http://lichnorastu.ru (19.11.2017)

Работа и вакансии. - Режим доступа: http://www . SuperJob.ru (19.11.2018)

Словари и энциклопедии. - Стереотип. - Режим доступа: https://dic.academic.ru (24.11.2017)

Советы - твой журнал. - Режим доступа: https://sunmag.me/sovety/ (19.11.2017)

Цитаты великих и известных людей. - Режим доступа: http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_molodezh.html(19.11.2017)

Школьники назвали самые востребованные профессии. - https://rg.ru/2012/02/07/opros.html (20.11.2017)

Школьные знания. - Режим доступа: https://znanija.com/task/ (22.11.2017)

Приложения

Приложение 1. Анкеты для участников образовательного процесса

МКОУ СОШ №3 с. Хороль

Анкета 1 (для учеников)

А) Полностью согласен

Б) Частично согласен

В) Не согласен

Г) Затрудняюсь ответить

1) В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся.

2) В школе много задают домашнего задания.

3) В школе очень сложно учиться.

4) Все учителя много требуют от учеников.

5) Многие учителя занижают оценки

6) Школьная форма никак не влияет на успеваемость

7) Экзамены сдавать очень сложно

8) Не имея высшего образования, невозможно построить карьеру

9) Обучение в ВУЗах платное, всё зависит от денег

10) Профессии:

А) Самые высокооплачиваемые профессии:

Б) Самые модные профессии:

В) Самые скучные профессии:

Г) Самые нужные профессии:

Анкета 2 (для родителей)

В современном мире существуют различные стереотипы. Выскажите своё мнение о некоторых из них. Выберите один из предложенных ответов.

А) Полностью согласен

Б) Частично согласен

В) Не согласен

Г) Затрудняюсь ответить

2. 1) У школьников нет интереса к учёбе.

2) Школьники стали более безответственными и распущенными.

А) Полностью согласен

3) Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

4) Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал.

5) Школьники лучше развиты, у них шире кругозор.

6) Почему вы придерживаетесь подобных стереотипов?

Анкета 3 (для учителей)

В современном мире существуют различные стереотипы. Выскажите своё мнение о некоторых из них. Выберите один из предложенных ответов.

А) Полностью согласен

Б) Частично согласен

В) Не согласен

Г) Затрудняюсь ответить

1) Многие подростки курят, пьют.

2) Все подростки ругаются матом.

3) Подростки не уважают взрослых.

4) Подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете.

1) Уровень знаний современных школьников ниже, чем 10-20 лет назад.

2) У школьников нет интереса к учёбе.

3) Школьники стали более безответственными и распущенными.

4) Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

5) Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал.

6) Школьники лучше развиты, у них шире кругозор.

7) У современных подростков больше возможностей для всестороннего развития.

8) Родители стали уделять меньше внимания школьной жизни ребёнка.

9) Почему вы придерживаетесь подобных стереотипов?

Приложение 2. Диаграммы по результатам социологического опроса

Диаграмма 1 .В школе дают много знаний, которые нигде не пригодятся.

Диаграмма 2 . В школе много задают домашнего задания.

Диаграмма 3 . В школе очень сложно учиться.

Диаграмма 4. Все учителя много требуют от учеников.

Диаграмма 5 . Многие учителя занижают оценки

Диаграмма 6. Школьная форма никак не влияет на успеваемость

Диаграмма 7. Экзамены сдавать очень сложно

Диаграмма 8. Не имея высшего образования, невозможно построить карьеру

Диаграмма 9. Обучение в ВУЗах платное, всё зависит от денег

Диаграмма 10. Самые высокооплачиваемые профессии

Диаграмма 11. Самые модные профессии

Диаграмма 12. Самые скучные профессии

Диаграмма 13. Самые нужные профессии

Диаграмма 14. Многие подростки курят, пьют.

Диаграмма 15. Все подростки ругаются матом.

Диаграмма 16. Подростки не уважают взрослых.

Диаграмма 17 . Подростки ничем не занимаются, только целыми днями сидят в интернете.

Диаграмма 18. У школьников нет интереса к учёбе.

Диаграмма 19. Школьники стали более безответственными и распущенными.

Диаграмма 20. Школьники мало читают, у них низкий уровень культуры.

Диаграмма 21. Усложнились школьные программы, стало сложнее ухватить изученный материал

Диаграмма 22. Школьники лучше развиты, у них шире кругозор

Диаграмма 23. У современных подростков больше возможностей для всестороннего развития.

Диаграмма 24. Родители стали уделять меньше внимания школьной жизни ребёнка.