Техника одновременных ходов. Контрольная работа: Первоначальное обучение катанию на лыжах

16.04.2018 Выбирай

Введение

Двухшажный попеременный ход

Одновременный ход

Падения и повороты на лыжах

Заключение

Введение

Как приятно солнечным морозным утром, когда за окном лежит белоснежный снежный ковер, снежинки искрятся на солнце и морозный бодрящий воздух щекочет ноздри, покататься на лыжах в лесу или парке… Но как же быть, если ты не умеешь кататься? Неужели лишать себя этого наслаждения? Даже сейчас, когда появилось различное множество способов провести свой досуг, лыжи остаются самым полезным, дешевым и простым. Возможно, вы возразите: «Как простым? Нужно найти ровное место для катания. Да и лыжи стоят не так уж дешево.»

Давайте подумаем. Найти хорошее место для катания не так сложно. Это вполне может быть ближайший парк, лесок, пустырь или замерзший водоем (только следует убедиться, что он хорошо замерз и лед толстый). Любое из этих перечисленных мест идеально подойдет для утреней пробежки в выходной день.

Соглашусь с вами, что современные лыжи стоят не дешево, но ведь это разовая затрата. Купив однажды лыжи, вы можете в течении довольно долгого времени, ведь их срок эксплуатации не ограничен, наслаждаться своей покупкой. По истечению нескольких лет вы удивитесь, насколько выгодной была ваша покупка.

Все знают, что прогулки на свежем воздухе очень положительно влияют на здоровье. Проводя много времени за компьютером, вы можете заметить бледность кожи. Мышцы застывают в одном положении, глаза устают от постоянного напряжения. Это все первоисточник многих болезней. Нам дано всего одно тело, и если не заботится о нем должным образом, то как долго оно будет функционировать?

Свежий воздух улучшает как внутреннее состояние органов, так и ваш внешний вид. На щеках появляется румянец, легкие вдыхают чистый свежий воздух (согласитесь, он полезней спертого воздуха помещений), движения становятся легкими, во всем теле появляется гибкость.

Целью этого реферата является обучение катанию на лыжах.

Для этого были поставлены следующие задачи:

· Ознакомить с техникой лыжных ходов;

· Обучить некоторым из них.

Классический и коньковый лыжные ходы

Правильная техника передвижения на лыжах - это система движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Правильная техника помогает лыжнику наиболее полно реализовать свои возможности для достижения результата, соответствующего уровню его физической подготовленности. Показателями качества техники передвижения на лыжах являются естественность, эффективность и экономичность.

К основным действиям, которые выполняет лыжник и от которых зависит скорость его передвижения, относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, скольжение.

Отталкивание лыжами создает поступательное движение. Отталкивание палками увеличивает (или сохраняет) скорость скольжения на лыжах. Скольжение осуществляется попеременно на одной лыже или на двух лыжах одновременно за счет приобретенной скорости. Во время скольжения лыжник должен стремиться к тому, чтобы не потерять скорость.

Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, подъемы, спуски со склона, торможения, повороты на месте и в движении.

В классификации техники передвижения лыжника насчитывается более 50 способов, среди которых доминирующее положение, как по количеству, так и по значимости занимают лыжные ходы, которые подразделяются на две подгруппы: классические и коньковый.

Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Они подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно) и одновременные ходы (руки работают одновременно). По количеству скользящих шагов в цикле движения лыжные ходы подразделяются на бесшажные, одношажные, двухшажные, четырехшажные.

К классическим лыжным ходам относятся:

1) попеременные ходы - двухшажный и четырехшажный;

2) одновременные ходы - бесшажный, одношажный, двухшажный.

К коньковым лыжным ходам относятся:

1) попеременный ход - двухшажный;

2) одновременные ходы - полуконьковый, одношажный, двухшажный;

3) коньковый ход без отталкивания палками, с махом и без махов руками.

Техника движений классическими и коньковыми лыжными ходами отличается механизмом выполнения отталкивания ногой.

В классических ходах отталкивание осуществляется в момент кратковременной остановки лыжи, т.е. от неподвижной опоры, в коньковых ходах отталкивание выполняется от подвижной опоры (лыжи), т.е. скользящим упором.

Рассмотрим некоторые классические ходы подробнее.

Двухшажный попеременный ход

Сначала, воткнув палки, походите: медленно, ступающим шагом, без проскальзывания. Даже эта ходьба развивает равновесие и координацию движений. Потом походите быстрее. Когда почувствуете, что равновесие сохра­няете легко,* вас не шатает, начинайте потихонечку отталкиваться: толкнулись правой ногой и катитесь на левой лыже, толкнулись левой - катитесь на правой.

Чем дольше катитесь, тем лучше. Вы учитесь отталкиваться, вы тренируете одноопорное стояние, координацию движений, равновесие.

В дальнейшем передвижение без палок повторяйте в начале каждой тренировки - неделю, две… четыре… Перейдя с круга на длинную лыжню, периодически берите палки в руки или за спину.

Обратите внимание на руки в этом упражнении; они расслаблены, идут вперед-назад и своими махами (даже без палок) помогают отталкиванию ногами, скольжению по лыжне (рис. 1).

Только теперь палки вам нужны уже не для страховки от поперечной потери равновесия, а исключительно для более быстрого передвижения вперед: толкнулись правой ногой и помогли ей левой палкой, толкнулись левой - и помогли правой.

Это и есть ваш первый спортивный ход - двухшажный попеременный, как его официально называют. И видите, как все в нем просто: движения естественные, словно при ходьбе обыкновенной - правая нога, левая рука… Чем сильней толчок ногой и палкой, тем дольше и быстрей вы катитесь на лыже, тем энергичнее темп передвижения.

Если скольжение отличное, если лыжня на озере или во дворе хорошо укатана, можете разучивать этот ваш спортивный ход на том же лыжном круге, где начинали. Но все же для ощущения всей прелести этого хода и более успешного разучивания лучше проложить другую лыжню: в одну сторону с едва заметным подъемом, в другую - с едва заметным уклоном.

Вверх вы забираетесь тихонько, шагом, притопывая лыжами, чтобы они не проскальзывали назад, а вниз разучиваете попеременный лыжный ход.

Вниз легче, вниз приятнее, вниз меньше физическое напряжение.

Есть и еще одна деталь при подготовке лыжни для разучивания ходов с палками в руках: чтобы палки не вязли, про­ложив главную лыжню, пройдите на лыжах слева и справа от нее. Причем пройдите накануне. Тогда и эти лыжни мороз схватит ночью, палки не будут проваливаться в снег.

Основные ошибки при разучивании этого хода:

1) в толчке ноги не распрямляются;

2) после толчка туловище не наклоняется в сторону выдвинутой вперед ноги;

3) после толчка лыжа не отрывается от снега, нога не расслабляется;

4) когда выдвинута вперед нога, колено находится не впереди голеностопного сустава;

5) палка ставится под тупым углом к переднему концу лыж;

6) рука не полностью проносится назад - толчок заканчивается у бедра;

7) палка выносится напряженной рукой;

8) ноги мало согнуты;

9) туловище сильно раскачивается, а плечи закручиваются.

Попеременный четырехшажный ход

Он известен также под названием хода «в перекладку» (рис. 5). Этот ход употребляется при движении по рыхлому снегу, когда отталкивание палками затруднено. Удобен он и в лыжном походе, когда приходится нести рюкзак. Для этого хода характерен малый наклон туловища вперед.

В начале хода выполняются два последовательных скользящих шага, поочередно на одной и другой ноге. При выполнении третьего шага подтягивается одноименная рука, и сразу после шага следует толчок этой рукой. Четвертый шаг также завершается толчком соответствующей руки. Первые два шага являются своеобразным разбегом к двум длинным заключительным шагам, усиленным отталкиванием палками.

К обычным ошибкам попеременного двухшажного хода здесь, как правило, добавляются ошибки, связанные с излишним закручиванием туловища, разбрасыванием палок в стороны, отсутствием ритма движений.

Одновременный ход

В попеременном двухшажном вы будто шли-скользили, отталкиваясь то одной палкой и лыжей (правая рука - левая нога), то другой. Во всех же одновременных ходах лыжник отталкивается сразу двумя палками. Отсюда и название - «одновременные».

Различают три одновременных хода: бесшажный, одношажный и двухшажный.

В бесшажном вы «стоите» на двух лыжах и передвигаетесь вперед за счет отталкивания палками, сильно сгибаясь в пояснице (рис. 6).

В одношажном - на один толчок ногой (правой или левой) вы отталкиваетесь двумя палками (рис. 7).

В двухшажном - после двух шагов на лыжах (вроде бы с разбега) - толчок палками.

По затрате физических усилий в единицу времени (то есть по нагрузке) одновременные ходы труднее, а по передвижению - быстрее, чем попеременный. И поэтому, чтобы не перенапрячься и чтобы ходы эти получались легко, красиво, разучивать их целесообразнее опять же под небольшой уклон по хорошо накатанной лыжне: вверх поднимаетесь ступающим шагом, отдыхая, набираясь сил, вниз - то бесшажным, то одношажным, то двухшажным одновременными ходами.

Бесшажный ход - самый быстрый. Его обычно применяют на пологих спусках по ледянистым накатанным лыжням.

Одношажный - при уклонах чуть поменьше.

Двухшажным можно передвигаться по равнине, если лыжи очень хорошо скользят по ледянистой накатанной лыжне. Впрочем, с появлением пластиковых лыж, у которых трение меньше, мастера почти перестали применять двухшажный ход. Он с лыжной «сцены» постепенно сходит, уступая место одношажному.

А вообще ни один мастер не передвигается одним и тем же ходом. Ходы он меняет то и дело в зависимости от рельефа, качества лыжни. Что где выгодно, то он и применяет. К тому же смена хода меньше утомляет монотонностью центральную нервную систему, мышцы, позволяет во время передвижения отдыхать.

Так и вы, когда-нибудь начнете «вписывать в рельеф» различные ходы, гоняться за скоростью, легкостью, скольжением.

Падения и повороты на лыжах

Уметь падать очень важно. Это самое простое средство регулировать свою скорость, если лыжи вдруг «понесут» вас с нежелательной скоростью. Падать нужно только на бок, широко раскинув руки (рис. 8). Обычное для начинающих лыжников стремление сесть на лыжи, как правило, к добру не приводит. Движение не замедлится, и вас обязательно опрокинет на спину.

Следующая ваша задача - научиться разворачиваться на месте, не запутавшись в лыжах и палках. Разучивание таких разворотов не представляет труда.

Разворот переступанием следует начинать разучивать на ровном месте. Отставляя в стороны палки, следя за тем, чтобы пятки лыж не перекрещивались, и слегка приподнимая носки, вы совершаете поворот на 90 или больше градусов (рис. 9). Нетрудно догадаться, что начинать переступание нужно с той ноги, которая ближе к направлению предполагаемого поворота. Шаги при этом должны быть обычными - не большими, не маленькими. После выполнения разворота на снегу от лыж должен оставаться след в виде веера. Разворот переступанием можно выполнять как вокруг задников, так и вокруг носков лыж. Разворот махом позволяет поворачиваться значительно быстрее, чем переступанием (рис.10). Кроме того, разворот махом - часто единственный способ развернуться на узкой лыжне или на крутом склоне. Для этого вес тела переносится на одну лыжу, допустим правую, левая нога с лыжей разворачивается носком вверх и ставится на лыжню в обратном направлении. Поворачиваясь вокруг левой ноги кругом, приставьте правую лыжу. При выполнении этого разворота нужно следить за тем, чтобы лыжные палки не попадались на пути ваших лыж.

Заключение

Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь важной стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки.

Обучение – это организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.

Результатом обучения является физическое образование. Обучение действию опирается на знания. Знания – это определённая система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного физического воспитания.

Теперь вы знакомы с основными классическими лыжными ходами: попеременными (двухшажный и четырехшажный), одновременными (бесшажный, одношажный, двухшажный). Осталось только приобрести лыжи, а если они уже имеются, можно смело выходить на лыжню. Следуя инструкциям, вы можете начать самостоятельное обучение катанию и совершенствовать свои знания в процессе обучения.

Список использованной литературы

1. Антонова, О.А. Лыжная подготовка: методика преподавания: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/О.Н. Антонова, В.С. Кузнецов. – М.: Академия,1999. – 208 с.: ил.

2. Марков, Д. Первые шаги на лыжах/Д. Марков. – Свердловск: Свердлгиз,1942. – 14 с.

3. Преображенский, В.С. Учись ходить на лыжах/В.С. Преображенский. – М.: Советский спорт,1989. – 40 с.: ил.

4. Миненков, Б.В. Первая лыжня/Б.М. Миненков. – М.: Физкультура и спорт,1964. – 88 с.: ил.

Наиболее быстрыми и эффективными считают одновременные ходы. Они требуют хорошей физической подготовленности, сильных мышц рук и туловища.
Основных одновременных ходов три: бесшажный, одношажный и двухшажный. Самый простой одновременный ход — бесшажный. Передвигаясь этим ходом, лыжник отталкивается только палками, ноги в отталкивании не участвуют.

Лыжник, скользя на обеих лыжах, выносит палки вперед, направляя их кольцами назад-вниз. Затем быстро ставит палки на снег и сильно отталкивается, наклоняясь почти до горизонтального положения. Руки в начале отталкивания полусогнуты, кисти рук, двигаясь при отталкивании вниз-назад, проходят немного ниже колена. С окончанием толчка поднимаются до тазобедренного сустава.

Разучивать бесшажный ход старайтесь при хорошем скольжении, на плотной с уклоном лыжне, с хорошей опорой для палок. Подготовительное упражнение к нему— вынос и постановка палок на снег на месте, без движения вперед и отталкивания. Научиться этому ходу довольно легко.

Для проверки степени овладения этим ходом выполните упражнение. С разгона в 3 шага сделайте от какой-либо отметки не более 4 отталкиваний руками при бесшажном ходе. После четвертого отталкивания скользите до полной остановки лыж и на месте остановки проведите черту. В следующей попытке постарайтесь продвинуться дальше.
На тренировках, передвигаясь по лыжне, чередуйте попеременный двухшажный ход с одновременным бесшажным на пологих спусках и уклонах.

Одновременный одношажный ход. Лыжник скользит на обеих лыжах. Немного сгибая руки, он выносит вперед палки, направляя их кольцами вперед-вниз, Вместе с постановкой палок на снег сильно отталкивается правой ногой, делает шаг-выпад левой и переносит на нее вес тела. Наклоняя рукоятки палок вперед-вниз, отталкивается согнутыми руками и приставляет закончившую толчок правую ногу.

Заканчивая отталкивание, наклоняет туловище до горизонтального положения; руки выпрямляются.

Научиться этому ходу будет легко, если вы хорошо освоите упражнение «самокат», коньковый ход и одновременный бесшажный ход.

На хорошо накатанной с уклоном лыжне наберите скорость и, скользя под уклон на обеих лыжах, вынесите палки, направляя их кольцами вперед-вниз. Теперь быстро и сильно, как в упражнении «самокат», оттолкнитесь одной ногой, делая шаг другой и ставя палки на снег. Остается только, наклоняясь и наклоняя палки вперед, сильно оттолкнуться руками и приставить ногу.

При разучивании хода следите, чтобы во время отталкивания ногой лыжа плотно прижималась к снегу, каблук ботинка держался опущенным как можно дольше. Загружать лыжи после выпада старайтесь плавно, а ставить лыжу на снег — мягко.
Отрабатывайте ход сначала на уклоне 80—100 метров, спускаясь и поднимаясь вверх, затем в передвижении по различной местности.

Кроме основного способа выполнения одновременного одношажного хода есть вариант, который называют стартовым. Он получил большое распространение и считается очень эффективным. Если в основном способе палки выносятся вперед до скользящего шага-выпада, то в стартовом варианте это делается вместе с шагом. Кольца направляют не вперед, а вниз-назад, как при бесшажном ходе.


Этот вариант проще и легче осваивается. Он быстрее основного, но требует большей силы рук и туловища.

Проложите круг длиной 500—600 метров на местности, где имелись бы и ровные участки, и уклоны, и тягуны. Передвигаясь, меняйте способы ходов: на ровных участках идите попеременным или одновременным одношажным ходом, на тягунах — попеременным двухшажным, на уклонах — бесшажным или стартовым, повороты выполняйте переступанием, не теряя скорости. Пройдя круг или два, отдохните 2—3 минуты и проанализируйте, все ли участки вы проходили наиболее выгодным ходом. Затем снова пройдите по кругу.

Одновременный двухшажный ход немного сложнее одношажного. Передвигаясь одновременным двухшажным ходом, лыжник из скольжения на обеих лыжах делает скользящий шаг правой ногой, одновременно вынося палки. С шагом левой ногой ставит палки на снег вперед кольцами и, отталкиваясь правой ногой, начинает отталкивание палками, наклоняя их вперед-вниз. Заканчивает толчок вместе с приставлением правой ноги и сильным наклоном туловища. Первый шаг можно начать и левой ногой. Разучивая ход, попробуйте выполнять его под счет. «Раз» — скользящий шаг левой и вынос палок; «два» — шаг правой и постановка палок на снег; «три» — отталкивание палками с наклоном туловища и приставление левой ноги к правой. Как все одновременные ходы, двухшажный сначала разучивают на уклоне и жесткой лыжне и лишь затем переходят на ровное место.

Старайтесь избегать ошибок, которые часто делают при передвижении одновременными ходами, прежде всего это «проваливание» туловища между палками, отбрасывание рук вверх после отталкивания палками, резкое выпрямление туловища во время отталкивания палками до его окончания, сгибание ног в коленях (приседание) в начале отталкивания палками и резкое их выпрямление после него.

Избавляясь от «проваливания», следует держать палки ближе друг к другу (не шире плеч) и несколько раз выполнить движение руками на месте. При отбрасывании рук вверх контролировать положение кистей, поднимая их не выше тазобедренного сустава.

Резкого выпрямления туловища до окончания отталкивания руками можно избежать, если делать движения под счет: на «раз» — отталкивание руками и приставление ноги, на «два» — выпрямление туловища.

От приседаний при отталкивании можно избавиться, если выполнить упражнение несколько раз на месте и закрепить правильный навык в движении.
Чередуйте попеременный двухшажный ход с одновременными ходами.

В последнее время среди спортсменов получил распространение и все чаще применяется в соревнованиях одно-

сторонний коньковый ход с одновременным отталкиванием палками, или, как его стали называть, полуконьковый ход. Ход эффективный, дает высокую скорость при хорошем скольжении и плотно укатанной лыжне, но требует очень хорошей физической подготовки лыжника.

Разучивается полуконьковый лыжный ход довольно легко: вместе с отталкиванием ребром толчковой лыжи производится одновременное отталкивание палками.
Освоив основные способы лыжных ходов — попеременный двухшажный, одновременные бесшажный, одношажный и двухшажный, повороты на месте, вы будете достаточно подтовлены для того, чтобы совершить небольшой поход по слабопересеченной местности. Но этой подготовки будет мало для прогулок по более сложной пересеченной местности с поворотами, подъемами и спусками. Поэтому теперь перед вами встает новая задача — научиться преодолевать подъемы, спуски, овладеть торможениями и поворотами в движении на разных участках дистанции.

Составитель: О.С. Ткач, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры теоретических основ физического воспитания

Рецензент : И.М. Бутин, профессор, канд.пед. наук, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания

© Ярославский государственный
педагогический университет
имени К.Д. Ушинского, 2004

© О.С. Ткач, 2004


Глава 1. Техника лыжных ходов

Введение


Попеременный двухшажный ход

Цикл движений состоит из двух скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками – одно отталкивание палкой на каждый шаг.

Методика обучения

Задача 2. Обучить технике скользящего шага (без палок).

1. Правильная стойка (посадка): голова незначительно опущена вниз, туловище наклонено вперед, плечи опущены, ноги слегка согнуты в коленях, колени на одной линии с носками ботинок. Освоение стойки (посадки) лыжника: а) выполнение стойки на месте; б) то же, с попеременными движениями рук. Ее постоянно проверяют в период изучения лыжных ходов. Обратить внимание на степень сгибания голени, положение туловища, головы, положение таза над опорой. Руки работают строго параллельно, расслабленно, по оптимальной амплитуде. Исключить вертикальные покачивания. Кисти выносятся вперед на уровень глаз.
2. Стойка на одной ноге без лыж и на лыжах в посадке: отвести ногу назад почти до прямого положения (сохраняя равновесие). Нога, находящаяся сзади, и туловище составляют прямую линию, голень опорной ноги перпендикулярна опоре. Вес дела на опорной ноге (на передней части стопы).
3. То же (2), но с выносом разноименной руки и отведением ноги назад - вверх. Рука слегка согнута в локтевом суставе. Локоть в сторону. Кисть на уровне глаз. Добиться ощущения свободы движения. Избегать вертикальных колебаний туловища.
4. Изучение отталкивания ногой: а) передвижение ступающим шагом по лыжне без палок; б) передвижение скользящим шагом по лыжне без палок под уклон; в) передвижение скользящим шагом по лыжне без палок по равнине; г) передвижение скользящим шагом (руки заложены за спину); д) «самокат» – многократное отталкивание одной лыжей и скольжение на другой; е) передвижение скользящим шагом на отрезке до 50 м. (учитывая количество шагов). Отталкиваясь ногой, как можно дальше скользить на другой лыже. Стремиться к устойчивому скольжению на одной лыже и плавному переносу веса тела на скользящую лыжу. Обратить внимание на толчковую ногу (полностью выпрямляется в колене и слегка поднимается вверх - назад). Обратить внимание на согласованность движений рук. Потянуться за выносящейся вперед рукой.

Задача 3. Обучение попеременному друхшажному ходу с использованием палок.

Ошибки и их исправление

Ошибки Устранение ошибок и правильное выполнение
1. Передвижение на прямых ногах (отталкивание слабое, шаг короткий). Более низкая посадка, скольжение на согнутой ноге. Подседание и перекат тела над стопой перед отталкиванием, после него – маховый вынос вперед свободной ноги и достаточно широкий выпад.
2. Двухопорное скольжение. Передвижение не отрывая лыж от снега. Наклонить туловище. Многократные отталкивания ногой на месте с быстрым разгибанием ее в колене и переносом веса тела на другую ногу. Упражнение «самокат».
3. Сильное сгибание ноги назад - вверх. Упражнения 2 ошибки.
4. Вынос маховой ноги в согнутом положении. Отталкивание ногой законченное, а толчковая нога полностью выпрямлена.
5. Прямое положение туловища. Принять правильное положение перед зеркалом. Передвижение в наклоне без палок, короткими шагами.
6. Незаконченное отталкивание палкой. Слабое отталкивание сильно согнутой рукой. Торопливость при почти полном отсутствии скольжения. Передвижение под уклон без участия ног за счет попеременного отталкивания палок. При отталкивании рука и палка составляют прямую линию. Скользящий шаг под уклон 2 – 3 градуса. «Самокат».

Методика обучения

Одновременный бесшажный ход


Скольжение по лыжне происходит за счет одновременного отталкивания двумя палками вместе.

Методика обучения

Средства Методические указания

Методика обучения

Средства Методические указания

Коньковые хода

В коньковых ходах отталкивание ногами производится способом «скользящего упора», то есть от скользящей лыжи, направленной под углом к движению. Отталкивание выполняется ребром лыжи, сильным нажимом ногой вперед - в сторону.

Различают:

· полуконьковый ход – выполнение отталкивания при подвижной скользящей опоре;

· одновременный одношажный коньковый ход – цикл составляют два шага. На каждый коньковый шаг ногой делается отталкивание палками;

· одновременный двухшажный коньковый ход – цикл состоит из двух скользящих коньковых шагов и одного отталкивания палками;

· попеременный двухшажный коньковый ход – «скользящая елочка».

Основное отличие коньковых ходов в том, что лыжник отталкивается ногами скользящим упором. Чтобы решить эту задачу, используют следующие подводящие упражнения:

s поочередное отталкивание ногами с внутреннего ребра скользящей лыжи и перенос массы тела на другую лыжу при спуске с пологого склона;

s то же, но с подтягиванием толчковой ноги к опорной после переноса массы тела;

s то же, но с постепенным переходом к отведению носка толчковой и скользящей лыжи в направлении движения (угол до 24 градусов);

s преодоление пологого подъема «елочкой» с энергичными отталкиваниями нижней лыжи с ребра;

s поворот переступанием на площадке после небольшого спуска;

s поворот переступанием на укатанной площадке по кругу (в обе стороны);

s то же, двигаясь по «восьмерке»; передвижение коньковым ходом без отталкивания руками.

Обучение ходу

Средства Методические указания

Введение

В России воспитание подрастающего поколения является важной государственной задачей, в реализации которой ведущая роль принадлежит общеобразовательной школе. Ее программа предусматривает одним из разделов по физическому воспитанию «Лыжную подготовку».

«Лыжная подготовка» и лыжный спорт играют важную роль и в системе профессиональной подготовки учителей на факультетах физической культуры педагогических институтов.

Преподавание курса лыжного спорта на факультете физической культуры тесно связано с педагогической практикой в школе.

Для учителя физической культуры предполагается не только уметь хорошо проводить упражнения, но и глубоко и профессионально знать методику обучения, терминологию, владеть образцовым показом.

В данной работе предлагаются вопросы методики обучения лыжным ходам (спускам, подъемам, поворотам) школьной программы.


Скользящий шаг

Ступающий шаг

«Елочкой» и «полуелочкой»

«Лесенкой»

Встречаются следующие ошибки при обучении подъемам:

1. при подъеме скользящим и ступающим шагом на лыжу давят мало согнутыми в коленях ногами;

2. при подъеме «елочкой» недостаточно разводят носки лыж и кантуют лыжи, слабо опираются на палки, сильно наклоняются вперед;

3. при подъеме «лесенкой» не горизонтально ставят лыжи, недостаточно их кантуют, плохо опираются на палки.

Способы подъемов несложны при изучении, достаточно правильно показать и объяснить технику.

Способы преодоления спусков

Для преодоления спусков применяются различные стойки:

Высокая Ноги в коленях согнуты (160 градусов), туловище незначительно наклонено вперед, руки опущены, слегка согнуты, палки отведены назад и не касаются снега.
Средняя Ноги согнуты в коленях (140 градусов), туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, опущены и немного выдвинуты вперед, палки концами назад.
Низкая Ноги согнуты под углом 120 – 130 градусов, туловище наклонено до горизонтального положения. Руки выдвинуты вперед, кисти сведены, палки взяты под руки и прижаты к туловищу.
Стойка отдыха Туловище наклонено вперед, предплечья опираются на бедра.

Методика обучения

Ошибки и их устранение

Торможение «упором»

Ошибки и их устранение

Ошибки и их устранение

Способы поворотов на лыжах

Способы поворотов делятся на две группы:

1. на месте;

2. в движении.

Повороты на месте

Повороты в движении

Поворот переступанием

Методика обучения повороту

Поворот «плугом»

Методика обучения повороту

Поворот «упором»

Для выполнения поворота внешняя лыжа выдвигается вперед на 10 – 15 см, закантовывается (ставится на ребро), пятка лыжи отводится в сторону, вес тела переносится на эту лыжу. Происходит «руление» носком лыжи. Крутизна поворота зависит от угла отведения пятки лыжи, угла кантования лыжи, величины переноса веса тела на одну из лыж.

Методика обучения

Методика обучения повороту

Методика обучения повороту


Глава 3. Игровой материал
по лыжной подготовке

Введение

Игра - универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя, в том или ином виде, игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач.

С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, коллективизм, товарищество, другие качественные черты человеческой личности.

Все, сказанное выше, целиком и полностью относится к играм, используемым на уроках лыжной подготовки. Игры на уроках по лыжной подготовке, помимо прочего, избавляют занятия от монотонности, повышают эмоциональность уроков, вносят в них разнообразие, элемент соревнования, снимают напряжение.

При совершенствовании в играх лыжной техники или ее элементов важно соблюдать условия, при которых она легче выполняется и контролируется.

Например, если проводить игру «Самокат» на мягкой, не укатанной лыжне, на которой при отталкивании лыжа будет проваливаться, эффекта в этих условиях от нее ждать не придется. Есть определенные условия и в проведении игр с оценкой качества выполнения элементов техники в баллах. Здесь ученики должны точно знать, какой элемент хода оценивается, каковы критерии оценки. Тогда выполнение этих элементов будет лучше контролироваться самими учениками, что, в свою очередь, поднимает эффективность обучения.

Оценка элементов кратко и громко объявляется учителем.

При работе над развитием в играх определенных двигательных качеств нужно следить за соблюдением тех условий, при которых они развиваются наилучшим образом. Так, в играх на развитие быстроты - длина отрезка, преодолеваемого школьниками 1-3 классов, не должна быть более 25 м, а для учащихся 8-10 классов - соответственно 60 и 100 м. Продолжительность отдыха между прохождением отрезков или этапами эстафет не менее 2-3 минут.

Игры и игровые упражнения на развитие силовых качеств юного лыжника должны носить четко выраженный силовой характер, но не быть слишком продолжительными. Они могут проводиться на пологом или крутом подъеме, по глубокому снегу, с сопротивлением. Паузы отдыха в таких играх должны давать возможность занимающимся восстановить свои силы, снизить ЧСС до оптимальных величин - 110-120 ударов в минуту.

В играх для развития выносливости следить за тем, чтобы напряженность, вносимая ими, была не слишком высокой. Регулировать нагрузку можно увеличивая или сокращая лыжную дистанцию в игре, а также изменяя ее условия. Контроль за интенсивностью игры следует периодически осуществлять путем подсчета пульса учеников в игровых паузах. Плохое восстановление пульса - сигнал к окончанию игры.

Даже если урок спаренный, не следует давать более двух игр – это перевозбуждает учащихся. В зависимости от задач урока лыжной подготовки игра может быть включена в ту или иную его часть. К примеру, игры, совершенствующие технику юного лыжника, можно включать в первую половину основной части урока, пока внимание учащихся высоко и не ослаблено утомлением. Однако, игру с той же целью можно предложить занимающимся и в конце урока для закрепления техники какого-то элемента лыжного хода при утомлении. В настоящее время доказано, что активизация внимания учащихся к технике движений в состоянии утомления помогает быстрее, лучше и качественнее овладеть ею.

Игры, развивающие силовую и скоростную выносливость лыжника, надо проводить после выполнения упражнений или игр, совершенствующих технику. Игры на развитие ловкости и равновесия могут быть включены как во вводную, так и в конец основной части урока. Игры, развивающие общую выносливость лыжника, чаще всего включают во вторую половину основной части урока.

После завершения включенной в урок игры учащимся следует дать равномерное передвижение в медленном темпе по учебному кругу. Продолжительность передвижения зависит от возраста занимающихся и может колебаться от 3 до 6 минут.

Из приведенных в данной статье игр учитель может выбрать те, которые лучше всего способствуют решению задач того или иного урока лыжной подготовки, наиболее соответствуют условиям, в которых этот урок проводится.

Нагрузка на школьников в играх зависит от темпа их проведения и продолжительности. Поэтому, включая игру в урок, учитель должен быть уверен, что эти параметры соответствуют возрасту и уровню физической подготовленности учеников. Чем меньше возраст занимающихся, тем короче каждая отдельная игра. Не следует слишком быстро прекращать начатую игру, но и не надо затягивать ее, пусть она продолжается до появления у учеников первых признаков утомления. С наступающей усталостью внимание играющих слабеет, рассеивается, и они начинают отвлекаться.

Объяснение игры учителем должно быть кратким, точным и, по возможности, образным. Учитель называет цель игры, указывает на размещение играющих, объясняет правила игры, подчеркивая, что разрешается делать в игре, а что запрещено.

Подвижные игры и игровые упражнения
на уроках по лыжной подготовке
в 1-3 классах

Программой лыжной подготовки для учащихся 1-3 классов ставится задача овладения школьниками ступающим и скользящим шагом, попеременным двухшажным ходом без палок и с палками, поворотами на месте и в движении, торможением, подъемами и спусками. Эта задача решается не только посредством специальных упражнений, но и в играх и эстафетах. Ниже предлагаются игры на лыжах и игровые задания для учащихся 1-3 классов по совершенствованию элементов техники лыжника, развитию быстроты, ловкости и выносливости.

Кто дальше ? Игра проводиться на хорошо накатанной лыжне без палок. После 4-5 шагов разгона, оттолкнувшись у стартовой линии (флажка) одной ногой, юный лыжник скользит на другой; толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется. В таком положении ученик скользит до остановки лыжи. В месте остановки лыжи в снег ставится флажок. Побеждает тот участник игры, флажок которого окажется дальше других.

Кто лучше? Лыжник должен пройти отрезок 25-30 метров по лыжне без палок, следя за тем, чтобы скольжение было однородным, поочередно то на одной, то на другой лыжне.

Тот, кто, проходя отрезок, не допустит ошибок, т.е. не придет на двухопорное положение, получает наибольшее количество баллов (например 10).

За каждую ошибку снимается один балл. Выигрывает участник, набравший в трех попытках наибольшее количество баллов.

Игры можно проводить и между командами. Лыжники каждой команды поочередно проходят перед учителем и его помощниками из числа наиболее подготовленных учеников, которые оценивают в баллах исполнение элемента хода. Побеждает команда, члены которой набрали в сумме больше баллов.

Обе игры направлены на закрепление техники главного элемента скользящего шага - одноопорного скольжения на лыжне. Учитель может изменить задание и оценивать, например, наклон туловища или точность разгибания ноги при отталкивании. Последовательное изменение заданий поможет отработать в игре все основные элементы скользящего шага.

Накаты. Две команды (каждая на своей лыжне) без палок выстраиваются на линии старта в колонны по одному. Первые номера каждой команды делают от линии старта 4-6 накатистых скользящих шагов по своей лыжне и в момент приставления маховой ноги к опорной ставят в снег на уровне лыжного крепления флажки, которые они держали в руках. Затем ученики сходят с лыжни, уступая место вторым номерам своих команд, которые, в свою очередь, начинают движение от этого флажка и, выполнив 6 накатных скользящих шагов, ставят свои флажки и т.д.

Побеждает команда, игроки которой пройдут по своей лыжне большее расстояние.

Шире шаг. Игра проводится по накатанной 30-40 метровой лыжне без палок. Каждый школьник после 4 шагов разгона должен сделать от стартовой линии как можно меньше скользящих шагов до флажка, установленного в конце отрезка. Каждый шаг должен быть мощным и длинным. При подсчете учитываются только полные шаги.

Самокат. Отрезок лыжни 25-30 метров юный лыжник должен преодолеть без палок, отталкиваясь, как на самокате, только одной ногой. Выигрывает ученик, сделавший на установленном отрезке меньшее число отталкиваний. Игра проводится и между командами: побеждает та команда, игроки которой в сумме сделали меньше отталкиваний. Игру можно провести как эстафету команд. В этом случае в баллах может оцениваться быстрота преодоления отрезка командой или умение правильно отталкиваться (при задаче совершенствования техники этого элемента скользящего шага).

Горная эстафета. Выбирается участок подъема до 10 градусов, который можно преодолеть ступающим шагом. Команды выстраиваются на линии старта перед подъемом. По сигналу учителя первые номера команд преодолевают подъем ступающим шагом, огибают на повороте флажок и спускаются вниз к финишу, передавая эстафету следующему участнику (коснувшись его рукой). Побеждает команда, раньше других закончившая прохождение трассы.

Серия игр, начиная с «Накатов» и заканчивая «Горной эстафетой», направлена не только на совершенствование техники скользящего шага, но и на развитие силовых качеств учащихся, прежде всего отталкивания ногами.

Веер . Данная игра способствует освоению поворота переступанием на месте, в результате которого на снегу остается след, похожий на веер. На широкой ровной площадке лыжники выстраиваются в одну или две шеренги на расстоянии 2-3 метра друг от друга.

По команде учителя все делают поворот переступлением на 90,180 или 360 градусов, стараясь, чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток. Выставляются оценки от 1 до 5 баллов - в зависимости от четкости и быстроты поворота.

Игру можно усложнить, предложив ученикам после первого поворота переступанием пробежать по лыжне до определенной отметки и затем вновь сделать такой же поворот. Побеждает ученик, набравший в итоге больше баллов, сделавший это быстрее, точнее.

Зигзаги. Игра способствует закреплению поворота переступанием на месте. В ней могут участвовать две и более команд, для каждой из которых размечается своя трасса. От линии старта до финиша на дистанции 30-40 метров - зигзагами на расстояние 5-6 метров один от другого ставятся 4-6 флажков.

Условия игры: пройти на лыжах всю трассу, выполняя у каждого флажка поворот переступанием на месте. Дойдя до последнего флажка, первые номера возвращаются на линию старта и передают эстафету вторым номерам и т.д.

Быстрый спуск . Юные лыжники, стартуя поочередно от стартовой линии, спускаются в высокой средней или низкой стойке с пологого склона. Выигрывает тот, кто, сохраняя правильное положение заданной учителем стойки, прокатится на лыжне дальше всех.

Быстрый лыжник . Игра проводится на нескольких параллельных лыжнях длиной 20-30 метров без палок. Класс разбивается на группы по 8-10 человек. Каждая по сигналу стартует, стараясь как можно быстрее пройти лыжную дистанцию. Два -три победителя каждого забега выходят в финал. Победитель финала становится самым быстрым лыжником класса.

Быстрая команда (эстафета). Класс разбивается на команды по 5-6 человек, которые выстраиваются на стартовой линии в колонну по одному, каждая на своей лыжне (без палок). По сигналу первые номера команд стартуют и пробегают различный отрезок (20-30 метров), огибают флажок и возвращаются, передавая эстафету вторым номерам. Побеждает команда, участники которой раньше других закончат соревнование.

Вариант игры: встречная эстафета; участники каждой команды делятся на две группы и выстраиваются на противоположных сторонах лыжни. Каждый участник пробегает трассу только в одну сторону, передавая эстафету в конце отрезка.

Цель игр «Быстрый лыжник» и «Быстрая команда» - повышение скоростных качеств у лыжников-школьников. Если учитель решает изменить цель урока - направить его на повышение силовой выносливости занимающихся, обе эти игры можно провести по глубокому снегу без лыжни. В этих условиях силовая нагрузка резко возрастает.

Раздел «Лыжная подготовка» в 4-8 классах включает практически весь арсенал техники лыжника: передвижение основными способами ходов (классическими и коньковыми), преодоление подъемов различными способами, спусков и неровностей на них, торможений и поворотов. Техника лыжника, как известно, базируется на оптимальном развитии таких двигательных качеств, как быстрота, ловкость, сила и, главное, выносливость. Без достаточной силы нельзя выполнить мощное и правильное по форме отталкивание лыжами и палками, а без развитой выносливости - сохранить силу и форму отталкиваний на протяжении всей дистанции лыжных гонок. Отсюда, важно развитие этих качеств и для технической подготовки лыжника.

Вдумчивое и умелое включение в уроки игр на лыжах помогает решать эти задачи.

Подвижные игры
на уроках лыжной подготовки
в 4-8 классах

Выбор игр для уроков в 4-8 классах обширен. Можно с успехом повторить игры, рекомендованные для 1-3 классов, соответственно возрасту занимающихся, изменяя их условия, величину лыжных отрезков, дозировку. Так, в играх «Шире шаг», «Быстрый лыжник», «Быстрая команда», «Круговая эстафета», «Гонка с гандикапом» увеличивается длина отрезков или этапов, а сами игры проводятся с палками. В данных играх и эстафетах отрабатывается техника попеременного двухшажного хода, отдельных его элементов, сила и быстрота отталкиваний. В ходе игр повышаются скоростные и силовые качества занимающихся. Игру «Кто лучше?», включая в урок, можно направлять как на совершенствование попеременного двухшажного хода и его элементов, так и на отработку всех других изучаемых лыжных ходов и их деталей.

Ниже приводятся игры для 4-8 классов, способствующие совершенствованию техники лыжника, развивающие его физические качества.

Лисий след. Соревнуются 2-3 команды, каждая на своей размеченной флажками извилистой лыжне (500-600 метров) с естественными и искусственными препятствиями (например: «змейка» из сухих веток, ворота из палок, бугор из снега и т.д.). Все их надо преодолеть, нагибаясь или перепрыгивая, обходя со стороны, поворачивая налево, направо, возвращаясь назад. Выигрывает команда, пришедшая к финишу первой.

Скользи дальше. Предварительно сделав три шага разгона, участник игры от стартовой линии выполняет отталкивание палками и скольжение на лыжах до их остановки. Проехавший дальше всех – победитель. Вариант: от стартовой линии с места лыжник делает одно отталкивание палками, затем еще три, передвигаясь одновременным бесшажным ходом. Побеждает тот, кто, используя эти 4 отталкивания, уедет дальше всех. Игру можно провести и между командами, отрабатывая технику одновременного бесшажного хода и развивая силу отталкиваний палками.

Повороты. Игра рекомендуется для совершенствования поворота переступанием в движении. Лыжники, разогнавшись на отрезке 15-20 метров, точно выполняют поворот переступанием налево (направо). Учитель быстро и кратко оценивает в баллах (от 1 до 5) правильность и быстроту поворота. Побеждает ученик, набравший больше баллов в сумме 2-4 попыток.

Основным элементом одновременных ходов является одновременное отталкивание палками. Этот элемент общий для всех ходов, и удобнее его анализировать на примере одновременного бесшажного хода.

В одновременном бесшажном ходе ноги активно в толчке не участвуют, но их положение играет важную роль в создании благоприятных условий для передачи усилий от рук через туловище к скользящей лыже. Важно, как и при переменном двухшажном, создать жесткую систему «руки - туловище - ноги». Одновременное отталкивание в этом ходе начинается с момента постановки палок на снег. Руки выносят палки вперед, кисти рук не выше плечевых суставов, кольца палок сзади кистей. Движением туловища (наклон вперед) и рук палки сильным ударом втыкаются в снег.

В первой части толчка происходит наклон туловища вперед, одновременно руки сгибаются в локтевых суставах. В средней части отталкивания, когда сгибание рук достигает максимума (угол в локтевых суставах около 90°), целесообразно слегка наклонить голени назад до 70° (стопы чуть выскальзывают вперед). В момент «закрепления» ног в данном положении создается жесткая система и лыжник максимально усиливает нажим на палки. Продолжается наклон туловища вперед до горизонтального положения, руки разгибаются в локтевых суставах, кисти проходят ниже колен. Максимальное усилие на палки приходится на момент окончания наклона туловища и вертикальное положение рук. Толчок заканчивается полным разгибанием рук в локтевых суставах и приведением кистей в лучезапястных - рука и палка образуют прямую линию. После окончания толчка палками лыжник скользит на двух лыжах в согнутом положении (туловище горизонтально). Масса тела равномерно распределен на две лыжи. Руки после толчка вначале по инерции расслабленно поднимаются вверх, но не выше спины.

Затем начинается вынос рук. Движение выполняется выпрямленными руками вниз-вперед-вверх, одновременно медленно уменьшается наклон туловища. Не рекомендуется затягивать скольжение на двух лыжах. Значительное снижение скорости скольжения не позволяет поддерживать равномерную и высокую скорость передвижения одновременными ходами и ведет к излишней затрате сил.

На равнине при хороших условиях скольжения квалифицированные лыжники продвигаются вперед за цикл хода до 8 м. Средняя скорость передвижения на равнине может достигать 9 м/с.

В одновременном бесшажном и других ходах важно не только набрать, но и главное - значительно не снизить скорость скольжения во время проката на двух лыжах. Иначе все усилия спортсмена при отталкивании пропадут впустую и приведут к большой затрате сил. Снижение скорости скольжения в цикле хода бывает связано с двумя факторами: с увеличением давления на снег силами инерции частей тела, возникающими, как правило, при лишних движениях, а также с увеличением силы сопротивления встречного потока воздуха.

Необходимо избежать различных лишних вертикальных движений, в частности: отбрасывания рук с палками после толчка вверх; резкого выпрямления туловища в конце и сразу после окончания отталкивания палками; дальнейшего резкого наклона туловища после окончания толчка; резкого выпрямления туловища, особенно в начале свободного скольжения; сгибания ног в коленях (приседания); резкого выпрямления ног в конце и сразу после отталкивания; наклона голеней вперед в первой половине отталкивания. Все эти действия или ухудшают условия отталкивания или вызывают усиление давления на лыжи и в связи с этим увеличение трения. Так, отбрасывание рук назад-вверх после толчка в одновременном ходе увеличивает динамические опорные реакции до 30-40 кг. Кроме того, выпрямление туловища повышает лобовое сопротивление воздуха, что также влияет на скорость скольжения, особенно при встречном ветре.

При передвижении другими ходами (одношажным и двухшажным) одновременный толчок палками выполняется аналогичным способом, но он связан с фазами скользящего шага. Требования к выполнению фаз скользящего шага такие же, как и при переменном двухшажном ходе. Разница заключается в том, что фазы связаны с одновременным выносом и толчком палками, но по длине и продолжительности они отличаются от изложенных при анализе скользящего шага.

Список использованной литературы:

  1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.